ВВЕДЕНИЕ 3
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 6
ГЛАВА 1. Определение требований и выбор оптимального решения 7
§1. Исследование бизнес процессов 7
§2. Формирование требований 9
§3. Выводы 11
ГЛАВА 2. Разработка прототипа web-приложения 13
§1. Основная концепция и выбор технологий 14
§2. Создание и заполнение индекса БД 18
§3. Архитектура разрабатываемого решения 19
§4. Разработка модулей прототипа приложения 24
4.1. Модуль поиска документов 24
4.2. Модуль ввода и регистрации документов 27
4.3. Модуль интеграции 28
4.4. Модуль редактирования описания производств 29
ГЛАВА 3. Использование пространственного анализа для улучшения качества поиска 30
§1. Существующие технологии и методы 30
§2. Применение методов пространственного анализа в текущей задаче 30
§3. Формирование правил пространственного анализа 31
ГЛАВА 4. Тестирование прототипа web-приложения 33
§1. Тестирование 33
§2. Выводы 36
Список литературы и источников 38
Приложение 1. Рекомендуемые энциклопедические статьи 40
Всем известна ситуация, сложившаяся в российских деревнях. Большое количество хозяйств исчезли после развала системы государственного планирования, произошла массовая урбанизация, массовый отток населения из сельских районов. Но есть решение для этой ситуации - создание эффективного самоуправления в провинции.
Основополагающий фактор развития самоуправления составляет ответственное отношение самих жителей к своим природным, техническим и, что самое главное, человеческим ресурсам.
Те активисты и энтузиасты, которые решили взяться за возрождение сельских общин, скоро поняли, что русская деревня имеет немалый потенциал развития.
В 1997 году был организован Институт общественных и гуманитарных инициатив (ИОГИ). Цель института - возрождение сельских районов Архангельской области. ИОГИ имеет большой опыт работы по восстановлению местного самоуправления в деревнях и сельской местности северных регионов Европейской части России. Преодолевая непонимание и иногда сопротивление селян, Тюрин Глеб Владимирович и его единомышленники начали процесс по восстановлению самоуправления во многих деревнях и сёлах. Сотрудники ИОГИ смогли воодушевить и убедить жителей даже самых дальних и неблагополучных районов в том, что развитие провинции зависит в основном от их собственных действий и усилий.
Тюрин Г.В. убежден, что нужно не спорить о теориях, а думать о реалиях жизни. Поэтому он попробовал воспроизвести традиции российского земства в условиях современного мира:
— Мы стали ездить по деревням, сёлам и малым населенным пунктам и организовывать встречи, клубы, семинары, деловые игры. Старались расшевелить людей, которые сникли и ни во что не верили. У нас есть наработанные технологии, которые позволяют людям посмотреть по–иному на себя, на свою ситуацию.
Население, которое начинает процесс самоорганизации, создает внутри себя орган территориального общественного самоуправления, сокращенно — ТОС. После создания ТОСа, ему вручают мандат доверия. На самом деле, это и есть земство, только современное, новая версия земства ХIХ века. Тогда земство было кастовым — купечество, разночинцы, и т.п. Но смысл остается тем же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за ее развитие.
Люди начинают осознавать, что они не просто решают проблему водо-, газо-, теплообеспечения, дорог, освещения, ресурсов и продуктов: они создают будущее провинции, свое будущее. Главный продукт их деятельности — новый тип общества и новые отношения в нем. ТОСы в своей деревне создают и стараются расширить зону большего благополучия. Некоторое количество проектов, которые удалось успешно реализовать в одном населенном пункте, наращивает критическую массу, которая меняет всю обстановку в районе в целом, мотивирует все большие массы населения заниматься аналогичным делом.
Всевозможные документы для или от ТОСа формируются и передаются либо в формате *.doc либо *.xls. Собирать все эти документы, приводить к одному виду, анализировать и вести статистику крайне неудобно, что тормозит развитие процесса самоуправления. Также, если допускать вариант, что группа людей, будь то население деревни или просто молодые активисты захотят организовать подобный процесс, то в первую очередь, им необходимо будет определиться со некоторыми вещами, такими как: регион, тип производства, реализация которого возможно в этом регионе, бюджет или количество человек, необходимых для организации. Все это есть в форме вышеописанного документа, но нет никакой системы поиска или электронного помощника в этом непростом выборе.
Немаловажную роль играет создание, заполнение и организация базы данных, хранящей в себе успешные истории организации самоуправления.
В ходе работы было проведено минимальное тестирование разработанного прототипа. Имеющееся решение полностью удовлетворяет предъявляемым функциональным требованиям и обладает необходимым потенциалом гибкости и масштабируемости. При необходимости, возможна независимая модификация каждого модуля системы.
Нельзя не заметить, что прототип не является полноценной системой, так как он не оснащен надлежащей системой безопасности и имеет ряд уязвимых мест, например, кросс-доменные запросы: в следствие того, что в клиентской части приложения используется стандарт XMLHttpRequest, который позволяет делать запрос только в рамках текущего сайта, а при использовании другого домена, порта или протокола браузер будет выдавать ошибку, а запросы с клиентской части идут как раз по другому порту (если система развернута на одной машине).
Чтобы исправить эту проблему и валидно отправлять запросы было решено использовать плагин для браузера GoogleChromeпод названием CORS (Cross-OriginResourceSharing) [22], который позволяет отсылать запросы между двумя ресурсами. Но здесь и рождается проблема безопасности. Так как запросы не фильтруются, пользователь будет иметь возможность, допустим, удалить весь индекс из базы или манипулировать данными и т.п.
Принимая во внимание, что планируется развитие прототипа до полноценной эксплуатационной системы, то всех аспектов безопасности веб приложения стоит придерживаться и исправить потенциально уязвимые места. Эта работа может быть закончена в магистратуре.