Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Публичная дипломатия Швеции в период с 1945 по 2017 гг.: тенденции, факторы, перспективы

Работа №135693

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1:Теоретические основания концепции публичной дипломатии
§ 1:Положения концепции публичной дипломатии
§ 2:Эволюция концепции публичной дипломатии
§ 3:Основные черты концепции публичной дипломатии Швеции
Глава 2:«Шведский Институт» как инструмент публичной дипломатии Швеции
§ 1:История создания организации «Шведский Институт» и её специфика
§ 2:Стратегия деятельности Шведского Института
§ 3:Деятельность Шведского Института
Глава 3:Эволюция публичной дипломатии и имиджа Швеции с 1945 по 2017 гг.
§ 1:Публичная дипломатия и имидж Швеции с 1945 по 1980 г.
§ 2:Публичная дипломатия и имидж Швеции с 1980 по 2003
§ 3:Эволюция публичной дипломатии и имиджа Швеции с 2003 года по настоящее время
Заключение
Список использованных источников и литературы


Динамичное развитие современной системы международных отношений, с её разнообразными рисками и вызовами, ставит перед государствами достаточно жёсткие требования по постоянному совершенствованию инструментария своей внешней политики. На фоне стремительного распространения интернет-технологий, ускоренной передачи информации и интенсификации глобализационных процессов, заметно большее значение стала приобретать публичная дипломатия. Данная тенденция находит практическое воплощение во внешнеполитическом курсе как ведущих мировых держав, так и малых стран, для которых узнаваемость и положительный образ в глазах мирового сообщества является ключевым условием реализации национальных интересов.
С этой точки зрения особенно показателен пример Швеции. Публичная дипломатия в этой скандинавской стране поступательно развивается вот уже на протяжении семидесяти лет. Об этом наглядно свидетельствуют данные авторитетного рейтинга “TheSoftPower 30”, составляемого Центром публичной дипломатии в Портланде (США) на основе индексов эффективности государства, предпринимательства, внешних связей, образования, информационных технологий и культуры. Согласно отчету за 2017 год, Швеция занимает в нём 9 место.
Объектом данного исследования является внешняя политика Швеции в период с 1945 по 2017 г.
Предмет исследования – публичная дипломатия как инструмент внешней политики Швеции в историческом развитии на протяжении 1945-2017 гг.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в выявлении тенденций и факторов развития институтов и программ публичной дипломатии на различных этапах развития внешней политики Швеции в период с 1945 по 2017 г.
С целью реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Во-первых, изучить эволюцию понятийного аппарата в рамках основных теорий международных отношений и дать обобщённое определение действующей концепции публичной дипломатии Швеции;
Во-вторых, рассмотреть деятельность института, занимающегося реализацией публичной дипломатии Швеции с 1945 по 2017 г.;
В-третьих, установить связь между концепцией и задачами внешней политики Швеции в конкретных регионах с программами реализации публичной дипломатии;
В-четвёртых, проследить трансформации в процессе реализации проектов в области образования и культуры в рамках периода с 1945 по 2017 г.;
В-пятых, реконструировать процесс исторического развития публичной дипломатии Швеции в период с 1945 по 2017 г.;
В-шестых, рассмотреть особенности феномена «цифровой дипломатии» в публичной дипломатии Швеции на новейшем этапе её развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 по 2017 г. Выбор отправной временной точки в данном исследовании обусловлен тем, что именно окончание Второй мировой войны послужило импульсом для политического истеблишмента Швеции кардинально переосмыслить позиционирование государства на мировой арене и всерьёз заняться формированием и продвижением его положительного имиджа, чтобы снизить негативное влияние политики нейтралитета, которая проводилась в период Второй мировой войны.
2017 год является новейшим периодом в эволюции публичной дипломатии Швеции, в рамках которого можно проследить первые результаты реализации концепции «публичная дипломатия 2.0» и изменений в проводимых программах после принятия концепции феминистической внешней политики. Также новейший период в эволюции публичной дипломатии характеризуется развитием феномена цифровой дипломатии и появлением специфичного вида публичной дипломатии Швеции – гастродипломатии.
Методологическую основу представленной работы составили принципы системности и историзма. Для решения исследовательских задач были использованы такие методы как источниковедческий анализ, институциональный подход и метод исторической реконструкции.
Источниковедческий анализ применялся для интерпретации документов с целью толкования исторических событий или стратегий реализации публичной дипломатии Швеции. Институциональный подход применялся в исследовании для иллюстрирования тезиса о том, что организация, занимающаяся реализацией публичной дипломатии Швеции, определяет её нормы развития, которые применялись для формирования национального бренда Швеции и достижения национальных интересов государства. Метод исторической реконструкции подразумевает воссоздание на основе документальных источников и монографий шведских исследователей хронологии исторических событий и факторов, обусловивших становление публичной дипломатии Швеции.
Ключевыми аспектами, определяющими научную новизну представленной дипломной работы является следующее:
Во-первых, исследование впервые рассматривает эволюцию публичной дипломатии Швеции за последние 70 лет.
Во-вторых, в дипломной работе представлен новый подход к анализу деятельности института публичной дипломатии Швеции. В отличие от других исследований по данной проблематике, в представленной работе сосредоточено внимание не только на образовательных, но также экономических проектах. Помимо этого, в исследовании выявляется соотношение концепции публичной дипломатии Швеции с концепцией внешней политики и национальными интересами государства.
В-третьих, в исследовании впервые комплексно анализируются явления современного этапа развития публичной дипломатии Швеции – цифровая и гастрономическая дипломатия.
В-четвертых, исследование впервые предлагает анализ стратегии института публичной дипломатии Швеции по региональному принципу – в соответствии с национальными интересами Швеции в отдельных регионах и государствах.
В-пятых, в научный оборот вводятся новые источники по вопросам публичной дипломатии Швеции на английском и шведском языках.
Источниковая база исследования представлена комплексом документов, опубликованных Министерством иностранных дел Швеции. Наиболее многочисленная группа источников - аналитические отчеты по упоминаниям Швеции в иностранной прессе (отчет 2005 года «Образ Швеции за рубежом»), а также стратегии внешней политики (Стратегия внешней феминистической политики Швеции 2014 года), национального брендинга («Стратегия работы с имиджем Швеции за рубежом») и стратегии деятельности Шведского Института. Также при исследовании были задействованы финансовые отчеты о деятельности Министерства иностранных дел и Шведского Института (бюджетный отчет 2017 года о деятельности Шведского Института ) в течение последних десяти лет.
Степень научной изученности темы
Общая концепция понятия «публичная дипломатия» подробно изучена и представлена статьями и монографиями зарубежных и отечественных исследователей разных периодов (с 1950-х гг. по 2010-ые гг.): политолога и профессора Университета Принстона, Николаса Калла , профессора Высшей Школы Журналистики СПбГУ, Марины Александровны Бережной, профессора факультета международных отношений СПбГУ, Ватаняра Саидовича Ягьи, а также целый ряд исследований по теме известного американского политолога и создателя концепции «мягкой силы», Джозефа Ная мл. Наиболее подробно теоретические и концептуальные аспекты публичной дипломатии проработаны в докторской диссертации профессора факультета международных отношений СПбГУ, Цветковой Натальи Александровны.
Однако тематика эволюции публичной дипломатии Швеции с 1945 по 2017 г. практически не исследована и представлена, в основном, монографиями шведских исследователей, которые охватывают лишь часть обозначенного периода: в большинстве своём затронуты темы национального брендинга и развития Шведского Института в первые десятилетия существования организации – этой теме посвящены монографии профессора Уппсальского Университета, Николаса Гловера. Тематике публичной дипломатии Швеции с фокусом на реализации программ академической мобильности посвящена монография профессора Уппсальского Университета, Андреаса Окерлунда. Тема эволюции национального брендинга Швеции освещена в работе исследователя Уппсальского Университета, Адама Киннволла .В отечественных исследованиях проблематика публичной дипломатии Швеции практически не представлена: косвенно этот вопрос затрагивается в ВКР студентки Кафедры международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, П. И. Решетниковой – «Гастродипломатия как часть публичной дипломатии Швеции» (2017 г.).
В целом, можно отметить, что тематика публичной дипломатии популярна среди зарубежных и отечественных исследователей в области политологии и международных отношений, однако опыт именно Швеции в данной области остается мало изученным и встречается, по большей части, в работах шведских исследователей – помимо вышеперечисленных работ можно отметить научные работы и монографии сотрудников Университета Линчепинга, Элин Вилборг и Анна Нордстед , исследователя Университета стратегических коммуникаци г. Лунда, Александры Улоффсон . Эволюция публичной дипломатии Швеции остается практически не изученной в отечественной науке и отрывочно представлена в исследованиях 2017 года.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Швеция – пример малого государства с активно развивающейся публичной дипломатией и особым подходом к её реализации. Понимание публичной дипломатии в Швеции связано с национальным брендингом страны, что подразумевает деятельность по популяризации ценностей, образа жизни и традиций страны за рубежом. В связи с этим главной целью публичной дипломатии Швеции является создание узнаваемого бренда страны. На протяжении периода с 1945 по 2017 г. это происходит как по заказу правительства – это стало причиной создания национального агентства «Шведский Институт» - как и по заказу представителей бизнеса.
История национального бренда Швеции, описанная и проанализированная в исследовании, показывает, что имидж страны переживал многочисленные взлеты и падения, а также неоднократно пересматривался политическим истеблишментом на протяжении 70 лет. Восстановленная хронология событий представляет проследить изменения: в начале рассматриваемого периода вплоть до конца XXвека в фокусе публичной дипломатии Швеции находилось малое количество вопросов – в основном, это было работа с зарубежной прессой, деятельность шведских политиков – премьер-министров, а также популяризация социально-экономической модели. С конца 1990-х гг. по настоящее время публичная дипломатия Швеции сместила свой фокус внимания на особенности культурной и общественной жизни, при этом практически уходя от актуальной политической повестки – появились новые виду публичной дипломатии, продвигающие шведский стиль жизни. Тем самым можно сказать, что публичная дипломатия Швеции за 70 лет стала одной из наиболее прогрессивных в мире в связи с оперативным применением новых концепций на практике – например, концепцию публичной дипломатии 2.0.
Что касается географического охвата реализации – то он стал значительно шире. Если в 1940-ые гг. главным реципиентом являлись США и страны Западной Европы, то на данный момент Швеция продвигает национальный бренд практически во всех регионах мира – при этом развивая сотрудничество с такими географически отдаленными странами, как Китай или Бразилия.
При этом стоит отметить, что институционально структура публичной дипломатии Швеции критически не изменилась: центральным органом, обеспечивающим реализацию программ публичной дипломатии, был и остается Шведский Институт. Что можно отметить – это создание более узко направленных отраслевых институтов, занимающихся экономикой (TeamSweden) или культурными вопросами (Национальный совет Искусств, Фонд Астрид Линдгрен), а также внедрение шведских корпораций в продвижение национального бренда – например, H&M, Ericsson, IKEA.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что публичная дипломатия занимает особое место во внешней политике Швеции, так как вопрос продвижения позитивного образа государства остро стоит ещё с 1940-х гг., хотя позиционирование этого вопроса со временем изменилось. Изначальной целью публичной дипломатии было избавление от негативных последствий политики нейтралитета в период Второй мировой войны, а сейчас цель публичной дипломатии Швеции – сделать страны более заметной на международной арене посредством параллельного продвижения национальных особенностей и интересов.




1. För Sverige i världen. Svenska Institutets årsredovisning 2015 // Svenska Institutet
2. Images of Sweden abroad – a study of the changes, the present situation and assessment methods // Ministry of Foreign Affairs, 2005
3. Regleringsbrev för budgetåret 2017 avseende Svenska Institutet // Utrikesdepartement, 2017-06-29
4. Regleringsbrev för budgetåret 2018 avseende Svenska Institutet // Utrikesdepartament, 2017-12-18
5. Statement by Prime Minister Olof Palme in the Plenary Meeting, June, 6, 1972 // Arbetarrörelsen arkiv och bibliotek
6. Strategi för arbetet med Sverigebilden i utlandet – en vägledning // Nämnden för Sverigefrämjande i utlandet, 2017
7. Strategi för Svenska Institutets verksamhet gällande samarbetet inom Östersjön regionen för perioden 2016-2020 // Utrikesdepartament, 2016-06-22
8. Svenska Institutets bidrag till genomförande av den globala agendan för hållbar utveckling och PGU // Svenska Insitutet, 2016
9. The Soft Power 30: A Global Ranking of Soft Power // USC Center of Public Diplomacy, Portland, 2017
10. The Stockholm International Forum Conferences (2000 – 2004) // Regeringskansliet, 2006
11. Tourism in Sweden 2015 // Swedish Agency for Economic and Regional Growth, October 2016


Интернет-источники:

1. Джозеф С. Най. Новая публичная дипломатия. Режим доступа:https://www.project-syndicate.org/commentary/the-new-public-diplomacy?barrier=accessreg(дата обращения: 10.02.2018)
2. Информация о Шведском Национальном Совете Искусств. Режим доступа:http://kulturradet.se (дата обращения: 23.04.2018)
3. Dag Hammarskjöld: The UN years. Режим доступа: http://www.un.org/Depts/dhl/ dag/time1958.htm (дата обращения: 15.01.2018)
4. Frågor och svar om Team Sweden. Режим доступа: http://www.regeringen.se/informationsmaterial/2016/06/fragor-och-svar-om-team-sweden/(дата обращения: 15.04.2018)
5. Pamment, J. Sweden’s public diplomacy must adapt to its new global role. Режим доступа: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/swedens-public-diplomacy-must-adapt-its-new-global-role(дата обращения: 24.12.2017)
6. Riordan S. Dialogue-based Public Diplomacy: a New Foreign Policy Paradigm? 2004. November. (Discussion Papers in Diplomacy; No. 95). Режим доступа: http://www.clingendael.nl/sites/default/files/20041100_cli_paper_dip_issue95.pdf(датаобращения: 17.01.2018)
7. Svenska Institutet websidan. Режим доступа: si.se (дата обращения: 12.03.2018)
8. Szondi G. Public Diplomacy and Nation Branding: Conceptual Similarities and Dif- ferences. 2008. October. (Discussion Papers in Diplomacy; No. 112). P. 15. Режим доступа: http://www.clingendael.nl/sites/default/files/20081022_pap_in_dip_nation_branding.pdf(датаобращения: 12.02.2018)
9. What is Public Diplomacy? // United States Information Agency Alumni Association. Updated September 1, 2002. Режим доступа: http://pdaa.publicdiplomacy.org/?page_id=6(дата обращения: 17.12.2017)


Литература:

1. Барышников Д. Н., Костюк Р. В., Ткаченко С. Л. Эффективность дипломатии // СПб.: ВВМ, 2009
2. Бережная М. И., Щегзорцов В. А., Публичная дипломатия как тренд мирового развития // Экономика и политика №1, 2014. С. 22-30
3. Бобров, А.Н. Теоретические подходы к исследованию социальных практик публичной дипломатии // Гуманитарий Юга России, 2016. С. 201-206
4. Зольнова М.Г. Общественная дипломатия Швеции. // Тренды и управление. - 2014. - № 2. - C. 137-146. DOI: 10.7256/2307-9118.2014.2.12407
5. Красникова, Е. В. О некоторых особенностях формирования понятий «публичная дипломатия» и «имидж государства» // Российский университет дружбы народов, 2014
6. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятия и подходы // Вестник МГИМО Университета, 2017. С. 212-223
7. Лебедева, М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы, Том 13, №4. С. 45-56
8. Решетникова, П. И. Гастродипломатия как часть публичной дипломатии Швеции // ВКР, СПбПУ им. Петра Великого, 2017
9. Смирнов А. Ю. Публичная дипломатия: эволюция концепта в политической науке // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2015. №1
10. Цветков А. Ю. Публичная дипломатия как ресурс внешней политики: проблема эффективности // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 2010, вып. 3
11. Цветкова, Н. А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг. // дис., СПбГУ, 2015
12. Шамугия, И.Ш. Понятие «публичная дипломатия» в теории международных отношений // Актуальные проблемы современных международных отношений, 2016. С. 115-122
13. Ягья В., Пономарева Е. Научное сотрудничество – форма и метод публичной дипломатии // Обозреватель. - 2015. - № 8. - C. 69-82
14. Åkerlund, A. Public Diplomacy and Academic Mobility in Sweden: The Swedish Institute and and Scholarship Programs for Foreign Academics 1938-2010 // Nordic Academic Press, Sweden, 2016
15. Bilder av Sverige i utlandet – en studie om förändringar, nuläge och mätmetoder // Nämnden för Sverigefrämjande i utlandet (NSU), 2005
16. Buchwald, A. Sweden as en enemy? // The Free-Lance Star, 10 February 1973
17. Chahine, J. Public Diplomacy: a conceptual framework // McGill University, Montreal, 2010
18. Chapple-Sokol, S. Culinary Diplomacy: Breaking Bread to Win Hearts and Minds // The Hague Journal of Diplomacy, (8) 2013. С. 161-183
19. Clerc, L., Glover N., Jordan, P. Histories of Public Diplomacy and Nation Branding in the Nordic and Baltic Countries (Representing the Periphery) // Brill | Nijhoff, 2015
20. Crocker, C.A., Hampson F.O., Aall P.R. Leashing the Dogs of War: Conflict Management in a Divided World. Washington: United States Institution of Peace Press, 2007
21. Cull, N. "Public Diplomacy Before Gullion: The Evolution of a Phrase" // USC Public Diplomacy. UniversityofSouthernCalifornia, FIGUEROA PRESS, 2009. С. 12
22. Dale H.C. Public Diplomacy 2.0: Where the U.S. Government Meets “New Media” // Backgrounder. 2009. December 8. No. 2346. P. 1–11. URL: http://s3.amazonaws. com/thf_media/2009/pdf/bg2346.pdf (дата обращения: 18.01.2018)
23. Fan, Y. Soft Power: Power of Attraction or Confusion? Place Branding and Public Diplomacy // Brunel Business School, 2008
24. Fritz M., The Adaptable Nation: essays in Swedish economy during the Second World War // Göteborg Universitetet
25. Glover, N. International Relations: Public diplomacy, national identity and the Swedish Institute 1945 – 1970 // Nordic Academic Press, 2011
26. Hayden, C. The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Context // Lanham, Lexington Books, 2012
27. Hilson, M. Images of Sweden (Historisk tidskrift) // University College London, 2012
28. International Communication and the New Diplomacy / Ed. A.S. Hoffman. Bloom- ington: Indiana University Press, 1968
29. Kinnwall, A. The Differentiation of the Nation: The Swedish Nation Brand Management // Department of Government, Uppsala University, 2017
30. Kukavica, K. Svensk ”Digital diplomati” – en studie om den diplomatiska kommunikationen på de sociala medierna // Statsvetenskapliga institutionen, Lund Universitet, 2014
31. Leonard M., Stead C., Smewing C. Public Diplomacy. London: The Foreign Policy Centre, 2002.
32. Nye, J. Get Smart: Combining Hard and Soft Power // Foreign Affairs. 2012. Vol. 88. No. 4. P. 160–163
33. Ohlsson, P. T. Svensk Politik // Historiska Media, 2016
34. Olofsson, A. Are you Closing your borders? A study on the impact of the migration crisis on the work with promoting the image and interests of Sweden abroad (MSc Thesis) // Lund University of strategy communications, 2016
35. Ottoson, S. Sverige mellan Öst och Väst // Statsvetenskapliga institutionen, Göteborgs Universitet, 2001
36. Pamment, J. New Public Diplomacy in the 21st Century: A comparative study of policy and practice // Routledge, USA, 2013
37. Schiller, H. I. Communication and cultural domination // International Arts and Sciences Press, 1976
38. Sejersen, M. Bilden av Sverige i morgondagens EU – offentlig diplomati i föränderlig värld, Institutionen för journalistik i medie- och kommunikationsvetenskap, Stockholm University, 2010
39. Signitzer B., Coombs T. Public Relations and Public Diplomacy: Conceptual Con- vergences // Public Relations Review. 1992.
40. Srugies, A. Competition or cooperation? A comparartive analysis of the public diplomacy of the European Union and selected member states // University of Southern California, 2016
41. Wihlborg, E., Norstedt, A. New ways and actors when diplomacy goes digital: The e-Diplomacy Campaign “Midwives4All” // Linköpings Universitet, 2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ