Публичная дипломатия Швеции в период с 1945 по 2017 гг.: тенденции, факторы, перспективы
|
Введение
Глава 1:Теоретические основания концепции публичной дипломатии
§ 1:Положения концепции публичной дипломатии
§ 2:Эволюция концепции публичной дипломатии
§ 3:Основные черты концепции публичной дипломатии Швеции
Глава 2:«Шведский Институт» как инструмент публичной дипломатии Швеции
§ 1:История создания организации «Шведский Институт» и её специфика
§ 2:Стратегия деятельности Шведского Института
§ 3:Деятельность Шведского Института
Глава 3:Эволюция публичной дипломатии и имиджа Швеции с 1945 по 2017 гг.
§ 1:Публичная дипломатия и имидж Швеции с 1945 по 1980 г.
§ 2:Публичная дипломатия и имидж Швеции с 1980 по 2003
§ 3:Эволюция публичной дипломатии и имиджа Швеции с 2003 года по настоящее время
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава 1:Теоретические основания концепции публичной дипломатии
§ 1:Положения концепции публичной дипломатии
§ 2:Эволюция концепции публичной дипломатии
§ 3:Основные черты концепции публичной дипломатии Швеции
Глава 2:«Шведский Институт» как инструмент публичной дипломатии Швеции
§ 1:История создания организации «Шведский Институт» и её специфика
§ 2:Стратегия деятельности Шведского Института
§ 3:Деятельность Шведского Института
Глава 3:Эволюция публичной дипломатии и имиджа Швеции с 1945 по 2017 гг.
§ 1:Публичная дипломатия и имидж Швеции с 1945 по 1980 г.
§ 2:Публичная дипломатия и имидж Швеции с 1980 по 2003
§ 3:Эволюция публичной дипломатии и имиджа Швеции с 2003 года по настоящее время
Заключение
Список использованных источников и литературы
Динамичное развитие современной системы международных отношений, с её разнообразными рисками и вызовами, ставит перед государствами достаточно жёсткие требования по постоянному совершенствованию инструментария своей внешней политики. На фоне стремительного распространения интернет-технологий, ускоренной передачи информации и интенсификации глобализационных процессов, заметно большее значение стала приобретать публичная дипломатия. Данная тенденция находит практическое воплощение во внешнеполитическом курсе как ведущих мировых держав, так и малых стран, для которых узнаваемость и положительный образ в глазах мирового сообщества является ключевым условием реализации национальных интересов.
С этой точки зрения особенно показателен пример Швеции. Публичная дипломатия в этой скандинавской стране поступательно развивается вот уже на протяжении семидесяти лет. Об этом наглядно свидетельствуют данные авторитетного рейтинга “TheSoftPower 30”, составляемого Центром публичной дипломатии в Портланде (США) на основе индексов эффективности государства, предпринимательства, внешних связей, образования, информационных технологий и культуры. Согласно отчету за 2017 год, Швеция занимает в нём 9 место.
Объектом данного исследования является внешняя политика Швеции в период с 1945 по 2017 г.
Предмет исследования – публичная дипломатия как инструмент внешней политики Швеции в историческом развитии на протяжении 1945-2017 гг.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в выявлении тенденций и факторов развития институтов и программ публичной дипломатии на различных этапах развития внешней политики Швеции в период с 1945 по 2017 г.
С целью реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Во-первых, изучить эволюцию понятийного аппарата в рамках основных теорий международных отношений и дать обобщённое определение действующей концепции публичной дипломатии Швеции;
Во-вторых, рассмотреть деятельность института, занимающегося реализацией публичной дипломатии Швеции с 1945 по 2017 г.;
В-третьих, установить связь между концепцией и задачами внешней политики Швеции в конкретных регионах с программами реализации публичной дипломатии;
В-четвёртых, проследить трансформации в процессе реализации проектов в области образования и культуры в рамках периода с 1945 по 2017 г.;
В-пятых, реконструировать процесс исторического развития публичной дипломатии Швеции в период с 1945 по 2017 г.;
В-шестых, рассмотреть особенности феномена «цифровой дипломатии» в публичной дипломатии Швеции на новейшем этапе её развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 по 2017 г. Выбор отправной временной точки в данном исследовании обусловлен тем, что именно окончание Второй мировой войны послужило импульсом для политического истеблишмента Швеции кардинально переосмыслить позиционирование государства на мировой арене и всерьёз заняться формированием и продвижением его положительного имиджа, чтобы снизить негативное влияние политики нейтралитета, которая проводилась в период Второй мировой войны.
2017 год является новейшим периодом в эволюции публичной дипломатии Швеции, в рамках которого можно проследить первые результаты реализации концепции «публичная дипломатия 2.0» и изменений в проводимых программах после принятия концепции феминистической внешней политики. Также новейший период в эволюции публичной дипломатии характеризуется развитием феномена цифровой дипломатии и появлением специфичного вида публичной дипломатии Швеции – гастродипломатии.
Методологическую основу представленной работы составили принципы системности и историзма. Для решения исследовательских задач были использованы такие методы как источниковедческий анализ, институциональный подход и метод исторической реконструкции.
Источниковедческий анализ применялся для интерпретации документов с целью толкования исторических событий или стратегий реализации публичной дипломатии Швеции. Институциональный подход применялся в исследовании для иллюстрирования тезиса о том, что организация, занимающаяся реализацией публичной дипломатии Швеции, определяет её нормы развития, которые применялись для формирования национального бренда Швеции и достижения национальных интересов государства. Метод исторической реконструкции подразумевает воссоздание на основе документальных источников и монографий шведских исследователей хронологии исторических событий и факторов, обусловивших становление публичной дипломатии Швеции.
Ключевыми аспектами, определяющими научную новизну представленной дипломной работы является следующее:
Во-первых, исследование впервые рассматривает эволюцию публичной дипломатии Швеции за последние 70 лет.
Во-вторых, в дипломной работе представлен новый подход к анализу деятельности института публичной дипломатии Швеции. В отличие от других исследований по данной проблематике, в представленной работе сосредоточено внимание не только на образовательных, но также экономических проектах. Помимо этого, в исследовании выявляется соотношение концепции публичной дипломатии Швеции с концепцией внешней политики и национальными интересами государства.
В-третьих, в исследовании впервые комплексно анализируются явления современного этапа развития публичной дипломатии Швеции – цифровая и гастрономическая дипломатия.
В-четвертых, исследование впервые предлагает анализ стратегии института публичной дипломатии Швеции по региональному принципу – в соответствии с национальными интересами Швеции в отдельных регионах и государствах.
В-пятых, в научный оборот вводятся новые источники по вопросам публичной дипломатии Швеции на английском и шведском языках.
Источниковая база исследования представлена комплексом документов, опубликованных Министерством иностранных дел Швеции. Наиболее многочисленная группа источников - аналитические отчеты по упоминаниям Швеции в иностранной прессе (отчет 2005 года «Образ Швеции за рубежом»), а также стратегии внешней политики (Стратегия внешней феминистической политики Швеции 2014 года), национального брендинга («Стратегия работы с имиджем Швеции за рубежом») и стратегии деятельности Шведского Института. Также при исследовании были задействованы финансовые отчеты о деятельности Министерства иностранных дел и Шведского Института (бюджетный отчет 2017 года о деятельности Шведского Института ) в течение последних десяти лет.
Степень научной изученности темы
Общая концепция понятия «публичная дипломатия» подробно изучена и представлена статьями и монографиями зарубежных и отечественных исследователей разных периодов (с 1950-х гг. по 2010-ые гг.): политолога и профессора Университета Принстона, Николаса Калла , профессора Высшей Школы Журналистики СПбГУ, Марины Александровны Бережной, профессора факультета международных отношений СПбГУ, Ватаняра Саидовича Ягьи, а также целый ряд исследований по теме известного американского политолога и создателя концепции «мягкой силы», Джозефа Ная мл. Наиболее подробно теоретические и концептуальные аспекты публичной дипломатии проработаны в докторской диссертации профессора факультета международных отношений СПбГУ, Цветковой Натальи Александровны.
Однако тематика эволюции публичной дипломатии Швеции с 1945 по 2017 г. практически не исследована и представлена, в основном, монографиями шведских исследователей, которые охватывают лишь часть обозначенного периода: в большинстве своём затронуты темы национального брендинга и развития Шведского Института в первые десятилетия существования организации – этой теме посвящены монографии профессора Уппсальского Университета, Николаса Гловера. Тематике публичной дипломатии Швеции с фокусом на реализации программ академической мобильности посвящена монография профессора Уппсальского Университета, Андреаса Окерлунда. Тема эволюции национального брендинга Швеции освещена в работе исследователя Уппсальского Университета, Адама Киннволла .В отечественных исследованиях проблематика публичной дипломатии Швеции практически не представлена: косвенно этот вопрос затрагивается в ВКР студентки Кафедры международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, П. И. Решетниковой – «Гастродипломатия как часть публичной дипломатии Швеции» (2017 г.).
В целом, можно отметить, что тематика публичной дипломатии популярна среди зарубежных и отечественных исследователей в области политологии и международных отношений, однако опыт именно Швеции в данной области остается мало изученным и встречается, по большей части, в работах шведских исследователей – помимо вышеперечисленных работ можно отметить научные работы и монографии сотрудников Университета Линчепинга, Элин Вилборг и Анна Нордстед , исследователя Университета стратегических коммуникаци г. Лунда, Александры Улоффсон . Эволюция публичной дипломатии Швеции остается практически не изученной в отечественной науке и отрывочно представлена в исследованиях 2017 года.
С этой точки зрения особенно показателен пример Швеции. Публичная дипломатия в этой скандинавской стране поступательно развивается вот уже на протяжении семидесяти лет. Об этом наглядно свидетельствуют данные авторитетного рейтинга “TheSoftPower 30”, составляемого Центром публичной дипломатии в Портланде (США) на основе индексов эффективности государства, предпринимательства, внешних связей, образования, информационных технологий и культуры. Согласно отчету за 2017 год, Швеция занимает в нём 9 место.
Объектом данного исследования является внешняя политика Швеции в период с 1945 по 2017 г.
Предмет исследования – публичная дипломатия как инструмент внешней политики Швеции в историческом развитии на протяжении 1945-2017 гг.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в выявлении тенденций и факторов развития институтов и программ публичной дипломатии на различных этапах развития внешней политики Швеции в период с 1945 по 2017 г.
С целью реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Во-первых, изучить эволюцию понятийного аппарата в рамках основных теорий международных отношений и дать обобщённое определение действующей концепции публичной дипломатии Швеции;
Во-вторых, рассмотреть деятельность института, занимающегося реализацией публичной дипломатии Швеции с 1945 по 2017 г.;
В-третьих, установить связь между концепцией и задачами внешней политики Швеции в конкретных регионах с программами реализации публичной дипломатии;
В-четвёртых, проследить трансформации в процессе реализации проектов в области образования и культуры в рамках периода с 1945 по 2017 г.;
В-пятых, реконструировать процесс исторического развития публичной дипломатии Швеции в период с 1945 по 2017 г.;
В-шестых, рассмотреть особенности феномена «цифровой дипломатии» в публичной дипломатии Швеции на новейшем этапе её развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 по 2017 г. Выбор отправной временной точки в данном исследовании обусловлен тем, что именно окончание Второй мировой войны послужило импульсом для политического истеблишмента Швеции кардинально переосмыслить позиционирование государства на мировой арене и всерьёз заняться формированием и продвижением его положительного имиджа, чтобы снизить негативное влияние политики нейтралитета, которая проводилась в период Второй мировой войны.
2017 год является новейшим периодом в эволюции публичной дипломатии Швеции, в рамках которого можно проследить первые результаты реализации концепции «публичная дипломатия 2.0» и изменений в проводимых программах после принятия концепции феминистической внешней политики. Также новейший период в эволюции публичной дипломатии характеризуется развитием феномена цифровой дипломатии и появлением специфичного вида публичной дипломатии Швеции – гастродипломатии.
Методологическую основу представленной работы составили принципы системности и историзма. Для решения исследовательских задач были использованы такие методы как источниковедческий анализ, институциональный подход и метод исторической реконструкции.
Источниковедческий анализ применялся для интерпретации документов с целью толкования исторических событий или стратегий реализации публичной дипломатии Швеции. Институциональный подход применялся в исследовании для иллюстрирования тезиса о том, что организация, занимающаяся реализацией публичной дипломатии Швеции, определяет её нормы развития, которые применялись для формирования национального бренда Швеции и достижения национальных интересов государства. Метод исторической реконструкции подразумевает воссоздание на основе документальных источников и монографий шведских исследователей хронологии исторических событий и факторов, обусловивших становление публичной дипломатии Швеции.
Ключевыми аспектами, определяющими научную новизну представленной дипломной работы является следующее:
Во-первых, исследование впервые рассматривает эволюцию публичной дипломатии Швеции за последние 70 лет.
Во-вторых, в дипломной работе представлен новый подход к анализу деятельности института публичной дипломатии Швеции. В отличие от других исследований по данной проблематике, в представленной работе сосредоточено внимание не только на образовательных, но также экономических проектах. Помимо этого, в исследовании выявляется соотношение концепции публичной дипломатии Швеции с концепцией внешней политики и национальными интересами государства.
В-третьих, в исследовании впервые комплексно анализируются явления современного этапа развития публичной дипломатии Швеции – цифровая и гастрономическая дипломатия.
В-четвертых, исследование впервые предлагает анализ стратегии института публичной дипломатии Швеции по региональному принципу – в соответствии с национальными интересами Швеции в отдельных регионах и государствах.
В-пятых, в научный оборот вводятся новые источники по вопросам публичной дипломатии Швеции на английском и шведском языках.
Источниковая база исследования представлена комплексом документов, опубликованных Министерством иностранных дел Швеции. Наиболее многочисленная группа источников - аналитические отчеты по упоминаниям Швеции в иностранной прессе (отчет 2005 года «Образ Швеции за рубежом»), а также стратегии внешней политики (Стратегия внешней феминистической политики Швеции 2014 года), национального брендинга («Стратегия работы с имиджем Швеции за рубежом») и стратегии деятельности Шведского Института. Также при исследовании были задействованы финансовые отчеты о деятельности Министерства иностранных дел и Шведского Института (бюджетный отчет 2017 года о деятельности Шведского Института ) в течение последних десяти лет.
Степень научной изученности темы
Общая концепция понятия «публичная дипломатия» подробно изучена и представлена статьями и монографиями зарубежных и отечественных исследователей разных периодов (с 1950-х гг. по 2010-ые гг.): политолога и профессора Университета Принстона, Николаса Калла , профессора Высшей Школы Журналистики СПбГУ, Марины Александровны Бережной, профессора факультета международных отношений СПбГУ, Ватаняра Саидовича Ягьи, а также целый ряд исследований по теме известного американского политолога и создателя концепции «мягкой силы», Джозефа Ная мл. Наиболее подробно теоретические и концептуальные аспекты публичной дипломатии проработаны в докторской диссертации профессора факультета международных отношений СПбГУ, Цветковой Натальи Александровны.
Однако тематика эволюции публичной дипломатии Швеции с 1945 по 2017 г. практически не исследована и представлена, в основном, монографиями шведских исследователей, которые охватывают лишь часть обозначенного периода: в большинстве своём затронуты темы национального брендинга и развития Шведского Института в первые десятилетия существования организации – этой теме посвящены монографии профессора Уппсальского Университета, Николаса Гловера. Тематике публичной дипломатии Швеции с фокусом на реализации программ академической мобильности посвящена монография профессора Уппсальского Университета, Андреаса Окерлунда. Тема эволюции национального брендинга Швеции освещена в работе исследователя Уппсальского Университета, Адама Киннволла .В отечественных исследованиях проблематика публичной дипломатии Швеции практически не представлена: косвенно этот вопрос затрагивается в ВКР студентки Кафедры международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, П. И. Решетниковой – «Гастродипломатия как часть публичной дипломатии Швеции» (2017 г.).
В целом, можно отметить, что тематика публичной дипломатии популярна среди зарубежных и отечественных исследователей в области политологии и международных отношений, однако опыт именно Швеции в данной области остается мало изученным и встречается, по большей части, в работах шведских исследователей – помимо вышеперечисленных работ можно отметить научные работы и монографии сотрудников Университета Линчепинга, Элин Вилборг и Анна Нордстед , исследователя Университета стратегических коммуникаци г. Лунда, Александры Улоффсон . Эволюция публичной дипломатии Швеции остается практически не изученной в отечественной науке и отрывочно представлена в исследованиях 2017 года.
Швеция – пример малого государства с активно развивающейся публичной дипломатией и особым подходом к её реализации. Понимание публичной дипломатии в Швеции связано с национальным брендингом страны, что подразумевает деятельность по популяризации ценностей, образа жизни и традиций страны за рубежом. В связи с этим главной целью публичной дипломатии Швеции является создание узнаваемого бренда страны. На протяжении периода с 1945 по 2017 г. это происходит как по заказу правительства – это стало причиной создания национального агентства «Шведский Институт» - как и по заказу представителей бизнеса.
История национального бренда Швеции, описанная и проанализированная в исследовании, показывает, что имидж страны переживал многочисленные взлеты и падения, а также неоднократно пересматривался политическим истеблишментом на протяжении 70 лет. Восстановленная хронология событий представляет проследить изменения: в начале рассматриваемого периода вплоть до конца XXвека в фокусе публичной дипломатии Швеции находилось малое количество вопросов – в основном, это было работа с зарубежной прессой, деятельность шведских политиков – премьер-министров, а также популяризация социально-экономической модели. С конца 1990-х гг. по настоящее время публичная дипломатия Швеции сместила свой фокус внимания на особенности культурной и общественной жизни, при этом практически уходя от актуальной политической повестки – появились новые виду публичной дипломатии, продвигающие шведский стиль жизни. Тем самым можно сказать, что публичная дипломатия Швеции за 70 лет стала одной из наиболее прогрессивных в мире в связи с оперативным применением новых концепций на практике – например, концепцию публичной дипломатии 2.0.
Что касается географического охвата реализации – то он стал значительно шире. Если в 1940-ые гг. главным реципиентом являлись США и страны Западной Европы, то на данный момент Швеция продвигает национальный бренд практически во всех регионах мира – при этом развивая сотрудничество с такими географически отдаленными странами, как Китай или Бразилия.
При этом стоит отметить, что институционально структура публичной дипломатии Швеции критически не изменилась: центральным органом, обеспечивающим реализацию программ публичной дипломатии, был и остается Шведский Институт. Что можно отметить – это создание более узко направленных отраслевых институтов, занимающихся экономикой (TeamSweden) или культурными вопросами (Национальный совет Искусств, Фонд Астрид Линдгрен), а также внедрение шведских корпораций в продвижение национального бренда – например, H&M, Ericsson, IKEA.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что публичная дипломатия занимает особое место во внешней политике Швеции, так как вопрос продвижения позитивного образа государства остро стоит ещё с 1940-х гг., хотя позиционирование этого вопроса со временем изменилось. Изначальной целью публичной дипломатии было избавление от негативных последствий политики нейтралитета в период Второй мировой войны, а сейчас цель публичной дипломатии Швеции – сделать страны более заметной на международной арене посредством параллельного продвижения национальных особенностей и интересов.
История национального бренда Швеции, описанная и проанализированная в исследовании, показывает, что имидж страны переживал многочисленные взлеты и падения, а также неоднократно пересматривался политическим истеблишментом на протяжении 70 лет. Восстановленная хронология событий представляет проследить изменения: в начале рассматриваемого периода вплоть до конца XXвека в фокусе публичной дипломатии Швеции находилось малое количество вопросов – в основном, это было работа с зарубежной прессой, деятельность шведских политиков – премьер-министров, а также популяризация социально-экономической модели. С конца 1990-х гг. по настоящее время публичная дипломатия Швеции сместила свой фокус внимания на особенности культурной и общественной жизни, при этом практически уходя от актуальной политической повестки – появились новые виду публичной дипломатии, продвигающие шведский стиль жизни. Тем самым можно сказать, что публичная дипломатия Швеции за 70 лет стала одной из наиболее прогрессивных в мире в связи с оперативным применением новых концепций на практике – например, концепцию публичной дипломатии 2.0.
Что касается географического охвата реализации – то он стал значительно шире. Если в 1940-ые гг. главным реципиентом являлись США и страны Западной Европы, то на данный момент Швеция продвигает национальный бренд практически во всех регионах мира – при этом развивая сотрудничество с такими географически отдаленными странами, как Китай или Бразилия.
При этом стоит отметить, что институционально структура публичной дипломатии Швеции критически не изменилась: центральным органом, обеспечивающим реализацию программ публичной дипломатии, был и остается Шведский Институт. Что можно отметить – это создание более узко направленных отраслевых институтов, занимающихся экономикой (TeamSweden) или культурными вопросами (Национальный совет Искусств, Фонд Астрид Линдгрен), а также внедрение шведских корпораций в продвижение национального бренда – например, H&M, Ericsson, IKEA.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что публичная дипломатия занимает особое место во внешней политике Швеции, так как вопрос продвижения позитивного образа государства остро стоит ещё с 1940-х гг., хотя позиционирование этого вопроса со временем изменилось. Изначальной целью публичной дипломатии было избавление от негативных последствий политики нейтралитета в период Второй мировой войны, а сейчас цель публичной дипломатии Швеции – сделать страны более заметной на международной арене посредством параллельного продвижения национальных особенностей и интересов.



