Введение 3
Глава1. Теоретические основы патриотического воспитания младшихшкольниковна основе краеведческого материала при изучении предмета«Окружающий мир» 7
1.1. Понятие, сущность и значение патриотизма в воспитании личности 7
1.2. Особенности патриотического воспитания младших школьников 13
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир» 17
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир» 27
2.1. Возможности учебно-методического комплекта А.А. Плешакова по предмету «Окружающий мир»в патриотическом воспитании младших школьников (на основе краеведческого материала) 27
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир» 36
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 66
В период нестабильности геополитической обстановки в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Растет новое поколение школьников, не знающих своих корней, своих истоков, не владеющих информацией о своей малой родине. Отсутствие чувства патриотизма и гражданственности зачастую приводит к национализму и шовинизму в умах и сердцах детей, а ведь именно историческая память народа знаменует собой продолжение жизни на земле. Эта память должна быть значительно изучена и расширена, если обратиться за помощью к изучению краеведения.
Определена ведущая роль патриотического воспитания школьников, что обосновано Министерством образования Российской Федерации в государственных программах на 2006-2010 и 2011-2015гг., - «.воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в этносоциальной среде и защищать его интересы».
Первостепенность этой задачи была определена в специальном постановлении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Стратегической целью Программы становится не столько воспроизводство ценностей патриотизма, а прежде всего - формирование установки у граждан на потребность в ценностях патриотизма.
В свою очередь начинается новый этап в системе образования России. Разработан и внедрен Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который призван раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, создавать гражданина ивоспитывать патриота своей страны.
Центральным понятием в стандарте второго поколения является категория «нравственная ценность», которая включает: доброту, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность (Алексеев, 2011,30).Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести идеи патриотизма - вполне реальная задача (Строганова, 2005, 48).Самый эффективный путь для формирования чувства патриотизма у младших школьников - это урок «Окружающего мира», который занимает одно из особых мест, так как позволяет решить одну из задач современной школы - чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням, т.е. посредством краеведения.
Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны. Это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами (Даль, 1978, 36).
Органическое соединение учебной и краеведческой работы рождает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края (Никандров, 1997, 5). «Окружающий мир» соединяет в себе природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук (Амонашвили, 2008, 57).
Исходя из вышеизложенного, была выбрана тема нашего исследования «Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования:каковы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: процесс патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала по предмету «Окружающий мир» будет эффективен, если:
• вводить нетрадиционные формы уроков (урок - экскурсия, урок - путешествие) направленные на ознакомление с природно-историческими особенностями родного края;
• включать творческие проекты с использованием регионального компонента.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы патриотического воспитания, его сущность и значение.
2. Выявить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания младших школьников.
3. Проанализировать педагогические условия формирования патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала по предмету «Окружающий мир».
4. Разработать и апробировать педагогические условия патриотического воспитания младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использован комплекс методов педагогического исследования: теоретический анализ педагогической литературы, диагностика особенностей патриотического воспитания детей младшего школьного возраста: анкетирование, наблюдение, беседа с учителями начальных классов, анализ документации.
База исследования: с. Ясные Зори, МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа», 2 «А» класс.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материла.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список. Содержание работы изложено на 87 страницах машинописного текста.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, актуальность темы, степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются: патриотизм, его сущность и значение; возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников; педагогические условия формирования патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены возможности учебно-методического комплекта А.А. Плешакова по предмету «Окружающий мир» в патриотическом воспитании младших школьников на основе краеведческого материала, результаты экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, проводится краткое обобщение по степени разработанности и перспективе изучения проблемы, формулируются выводы по экспериментальной работе.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Библиографический список включает 64 источника.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы для осуществления задач патриотического воспитания было проведено исследование педагогических возможностей образовательного процесса.Для формирования патриотизма у школьников в педагогической работе используются различные средства и методы. Среди них одно из мест отводится краеведческой работе. Краеведение помогает увидеть и понять, как те или иные исторические и природные процессы и явления проявляются в истории региона, культуре, выявить то уникальное и особенное, что отличает родной город, село, поселок от множества других, внешне схожих. Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю - на этих чувствах и формируется подлинный патриотизм человека. Наиболее эффективной формой патриотического воспитания являются урок-экскурсия, урок-путешествие, в их условиях могут быть реализованы различные задачи и использованы разнообразные методы работы для формирования чувства патриотизма. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Для выявления необходимых педагогических условий формирования патриотических качеств младших школьников, проанализирована авторская программа А.А.Плешакова в рамках УМК «Школа России», курс «Окружающий мир». Широкая тематика изучаемого материала программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», среди которого особая роль отводится воспитанию патриотических чувств к Родине на основе изучения истории и особенностей родного края, и методическое многообразие его изучения позволяет курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешакова реализовывать задачи по воспитанию гражданина России с высокими нравственными и духовными качествами.
Проведенная экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность разработанных мероприятий формирующего этапа экспериментальной работы. В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень патриотической воспитанности имели 45% учащихся, а на контрольном этапе всего 15% учащихся. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась и можно рекомендовать в качестве эффективных педагогических условий патриотического воспитания младших школьников на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир» следующие положения:
1) . Вводить нетрадиционные формы уроков: урок-экскурсия, урок - путешествие, направленные на ознакомление с природно-историческими особенностями родного края с использованием краеведческого материала;
2) . В проведение уроков включать творческие проекты с использованием регионального компонента.
В целом можно отметить, что наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной город, и по итогам проведенной системы занятий и экскурсий с детьми младшего школьного возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории родного края его архитектуре, традициям, ценностям, быту. Для идеального результата необходимо продолжать работу с патриотической направленностью на основе краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешакова.
1. Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева.- Юный натуралист. - 1999. - №1. - С.30-32.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками /Т.А. Бабанова - Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 16-17.
4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская-- Начальная школа. - 2006. - №2. - С.32-33.
5. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д. Бобылева. - Владимир, 2006. - С.77¬83.
6. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева. - Биология в школе. - 2008. - №3. - С. 57-59.
7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 224 с.
8. Вахрушев А.А. Программа личностного развития и формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования/ А.А. Вахрушев, А.В. Горячев. - М.: 2011. - 35 с.
9. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. «Программы для четырехлетней начальной школы» / Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана-Граф, 2005. - 105 с.
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. - 2009. - №4. - С.20-24.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1986. - 284 с.
12. Голубев И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана /И.Р. Голубев - М.: Просвещение, 2006. - 192с.
13. Горленко Н.М., Запятая О.В. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, Запятая О.В. // Народное образование. - 2012. - С. 153.
14. Губанова Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов/ Е.В. Губанова- М.: «Сентябрь», 2012. - 224 с.
15. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев.- Директор школы, 2002. - № 6. - с. 15-21.
16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. /
В.И.Даль. - М.: Рус.яз. - Медиа, 2003.
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2012. - 196 с.
18. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников/ И.Б. Дуденко// Советская педагогика. - 1989. - №9. - С.28-32.
19. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе / Б.Б.Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.М.Соловьева- М.: Педагогика, 1983. - 232с.
20. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А.Н. Захлебный// Советская педагогика. - 1984. - №9. - С.16-22.
21. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный- М.: Педагогика, 2010. - 184с.
22. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении / А.Н. Захлебный - М.: 2009, С.20-28.
23. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина// Советская педагогика. - 1985. - №12. - С.10-12.
24. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И.Д. Зверев // Краеведческая работа в школе - М.: 1974. - С.3-10.
25. Зверева И.Д. Отношение школьников к природе/ И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 2007. - 128с.
26. Иванов П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов // Советская педагогика. - 1990. №10. - С. 27-30.
27. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. - 448 с.
28. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. - М.: Просвещение, 2009
29. Король А.Д. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся / А.Д. Король - М.: Дрофа, 2009. - 228 с.
30. Лихачев, Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев.- Педагогика. - 2004. - №2. - С.19-21.
31. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / Миронов А.В.- М.: Учитель, 2012. - 174 с.
32. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В.Моисеева, И.Р. КастуновМинистерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 1993. - 148с.
33. МухинаВ. С. Детскаяпсихология: Учеб.для студентов пед. ин-тов /В.С. МухинаПод ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 272 с, ил.
34. Немов Р.С. Психология.: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С.Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии, 2012. - 688 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Ф. Обухова.- М.: Педагогическое общество России, 2010.- 443 с.
36. Одинцов В. В., Смолицкая Г. П., Голанова Е. И., Васильевская И. А. «Школьный словарь иностранных слов» / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Васильевская. М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
37. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова - М.: Аркти, 2005. - 112 с.
38. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П.Печко// Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
39. Планируемые результаты начального общего образования / под.ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120с.
40. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. - 205 с.
41. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 463 с. : ил. - (Педагогика и воспитание).
42. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовая система «Гарант» / Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru
43. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М. :Издательский центр «Академия», 2015. - 412 с.
44. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас / Л.А. Сайдакова// Начальная школа. - 1993. - №9. - С.40-42.
45. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Салеева// Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М.: 1977. - С.14-39.
46. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе/ Л.П. Салеева: - М.: 2009. - 49с.
47. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений /В.М. Сенкевич // Советская педагогика. - 1989. - №5. - С.15-19.
48. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина//Советская педагогика. - 1988. - №9. - С.31-34.
49. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир / И.Т. Суравегина, В.М. Енкевич- М.: Новая школа, 2004. - 126с.
50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе / И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич, Т.В.Кучер// Советская педагогика. - 1990. - №12. - С.12-14.
51. Тонкова Г.А. Православная культура и воспитание патриотизма / Г.А. Тонкова. Сыктывкар, 2003. - 98 с.
52. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты/ А.В. Усова,А.А. Бобров- М. :Просвещение. - 1988. - 122 с.
53. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. // М.: АПН, 2004. - 560 с.
54. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. М.: АПН, 2004. - 592 с.
55. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1.М.: АПН, 2004. - 640 с.
56. Ушинский К. Д. Русская школа / К.Д. Ушинский // Избранные труды. В 4 книгах. Книга 2. М.: АПН, 2004. - 448 с.
57. Ушинский К.Д.. Рассказы и сказки / К.Д. Ушинский. М.: АПН, 2004. - 159 с.
58. Харламов И.Ф.Педагогика:учебное пособие/И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2014. - 512 с.
59. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние:монография/ Е.В.Чекина. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 119 с.
60. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования / И.В. Шкарбан// Советская педагогика. - 1981. - №7. - С. 83-85.
61. ЩукинаГ.И.Проблема познавательного интересавпсихологии/Г.И. Щукина. М.Просвещение, 2006. - 382 с.
62. Эльконин Д.Б. Избранные статьи / Д.Б. Эльконин: - М.: Высшая школа.- 2001. - 428 с.
63. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская - М.: Просвещение. - 1996. - 264 с.
64. Якимова М.С. Развитие познавательного инетереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4, - С.122-124