Введение 3
Глава 1. Критика методологических подходов к изучению музыкального поля 9
1.1 Социальная и культурная динамика П. Сорокина 9
1.2 Критическая социология музыки Т. Адорно 13
1.3 Культурсоциологическая программа Джеффри Александера 24
1.4 Миры искусства Говарда Беккера 33
1.5 Альфред Шюц: Музыка как социальное отношение 44
1.6 Музыкальная практика и повседневность в работах Тии ДеНоры 50
1.7 Методология Пьера Бурдье в контексте изучения поля музыки 55
Глава 2. Эмпирическое исследование диспозиций музыкантов-любителей 67
2.1 Программа эмпирического исследования музыкантов-любителей 67
2.2 Практики музицирования музыкантов-любителей 73
2.3 Дополнительные музыкальные диспозиции: слушание, отношение к конвенциям. 81
2.4 Влияние практик музыкантов-любителей на другие стороны жизни. 85
Заключение 91
Список литературы 96
Приложение 1. Гайд интервью 102
Музыка является довольно нестандартным объектом социологического изучения. Ей посвящено не так много классических работ как религии или неравенству. Тем не менее, связанные с музыкой практики занимают значительную часть человеческой жизни. Исполнение и слушание музыки являются частью как повседневных практик, так и ритуализированных действий.В общественном дискурсе музыка также обозначается как значимое культурное явление, но интерпретации ее социального бытования множатся, а консенсус все больше отдаляется. С древнейших времен люди исполняли и слушали музыку, и то, что она оказывает на человека определенный эффект не поддается сомнению . Источник этого эффекта и конкретные механизмы, посредством которых музыка оказывает влияние на человека и общество остаются туманными.
Социологическое исследование музыки также сталкивается со специфическими проблемами. Непонятийный характер музыкальных значений затрудняет использование классических ориентированных на смысл исследовательских стратегий. Изобретение новых технических средств, позволяющих искать и слушать музыку гораздо легче чем когда-либо, приводит к все большему устареванию классических работ по этой теме. Ключевым моментом выступает набор неопределенностей и проблем методологического характера, затрудняющих социологическое исследование музыки. В этих условиях крайне необходима разработка исследовательских стратегий, которые могли бы стать основой проведения эмпирических исследований музыки. В данной работе мы дадим оценку разным подходам в социологии музыки, чтобы затем сформулировать методологические принципы, которыми необходимо руководствоваться в социологических исследованиях музыкального поля.
Музыка неоднократно становилась объектом исследования социологов.Питирим Сорокин исследовал динамический характер социокультурных систем, важной частью которых являлась и музыка. Теодор Адорно рассматривал коммодификацию музыки и ее влияние на общественное сознание. Альфред Шюцконцептуализировал слушание и исполнение музыки как социальное отношение, процесс коммуникации. Говард Беккер в своем исследовании джазовых музыкантов показал, что музыкальные практики могут рассматриваться как девиантное поведение. ТияДеНора изучала музыку как медиум социального конструирования, позволяющий агентам изменять социальный мир. Антуан Хеннион рассматривает музыку как медиацию – особую форму социальной репрезентации. Существуют и отечественные исследователи, работающие с музыкальной проблематикой в поле социологии. Все эти исследователи видят музыку по-разному, высвечивая те или иные стороны ее социального бытования.
Есть и более общие социологические подходы, которые можно использовать при исследовании любых явлений, связанных с культурой. Методология «миров искусства» Говарда Беккера концентрируется на кооперации, лежащей в основе производства и потребления произведений искусства, а также на конвенциях, регулирующих существование этих «миров» .Джеффри Александер разработал собственную исследовательскую стратегию – «сильную программу культурсоциологии», постулирующую автономию культурного универсума, и исследование культуры как текста .Универсальная социологическая теория Пьера Бурдье, рассматривающая социальное пространство в логике поля, габитусов и капитала, так же применима и к исследованиям музыки. Этой теорией мы и будем пользоваться в нашем исследовании, так как изучение музыки именно как поля является наиболее эффективной исследовательской стратегией.
Объект исследования – социологические исследования музыкального поля.
Предмет исследования – методологические принципы социологического исследования музыкального поля.
Цель –выявить методологические основы социологического изучения музыкального поля.
Задачи:
1. Выявить ключевые методологические подходы в социологии музыки.
2. Оценить валидность ключевых методологических подходов в социологии музыки для современных социологических исследований.
3. Сформулировать основные методологические принципы социологического исследования музыки.
4. Апробировать основные методологические принципы социологического исследования музыки в рамках эмпирического исследования.
В данной работе мы будем пользоваться методологией Пьера Бурдье, которая является одной из наиболее состоятельных при исследовании музыки. Во-первых, рассмотрим понятие поля. Поле – это относительно автономное структурированное пространство, в котором действуют объективные силы, определяющие объективные отношения между агентами. В отличие от «мира искусства» Беккера, поле не заключено исключительно в интеракциях, в конкретных действиях, но является пространством объективных отношений агентов. Таким образом, понятие поля позволяет говорить о наличии отношений между агентами даже в отсутствие прямых контактов. Понятие поля музыки позволяет рассматривать всех агентов, каким-либо образом участвующих в общественных отношениях по поводу музыки как релевантных для структуры этого поля в целом и всех остальных агентов. Также стоит отметить, что поле является пространством постоянной борьбы за определение и переопределение ключевых понятий, принципов доминации и т.д. Оно не статично и участники применяют различные стратегии для улучшения или сохранения своего положения в поле. Разные поля гомологичны, похожи в достаточной степени, чтобы можно было говорить о работе одних и тех же принципов в разных полях. Это значит, что изменение положения агента в одном поле неизбежно приводит к изменению его положения в других полях и социальном пространстве в целом.
Каждый агент в поле обладает определенным габитусом, зависящим от его капитала. Габитус – система приобретенных диспозиций, функционирующая как система генеративных схем, производящих практики и представления. Габитус формируется исходя из объективных условий существования агента, его положения в поле и подвержен изменениям, но расположен функционировать именно как структура, производящая практики, а не производная от них. Диспозиции из которых состоит габитус представляют из себя усвоенные в процессе обучения (не обязательно эксплицитного) схемы восприятия и оценки, на основе которых производятся практики. Габитус определяет стратегии агентов в поле. Диспозиции агента – то как он видит поле, какие его элементы считает значимыми, как определяет ключевые понятия и легитимные цели и средства их достижения – именно их совокупность (габитус) генерирует те или иные практики, в том числе практики музыкантов-любителей, которых мы будем рассматривать в практической части исследования.
Капитал по Бурдье – это накопленный труд, который возможно апроприировать для каких бы то ни было целей . Положение агента в поле определяется его капиталом и габитусом, позволяющим использовать этот капитал тем или иным образом. Для каждого поля можно выделить соответствующий ему вид капитала, являющийся инструментом и ставкой в борьбе, происходящей в поле. Существуют разные формы капитала: объективированный (имущество), инкорпорированный (габитус), институционализированный (образование).
Еще одна пара понятий, которыми мы будем пользоваться в данном исследовании – производители и потребители культуры. Производители культуры – любые агенты, участвующие в создании и распространении предметов культуры. Соответственно потребители культуры –любые агенты, участвующие в рецепции предметов культуры. Динамика отношений производителей и потребителей культуры – одна из важнейших в любом культурном поле, музыка – не исключение. В отличие от Теодора Адорно, подход которого мы рассмотрим далее, мы не употребляем понятия производства и потребления культуры в качестве оценки. Это всего лишь еще один угол зрения, который исследователь может использовать.
Практическая часть работы представлена исследованием диспозиций музыкантов-любителей. Музыканты-любители – довольно малоисследованная группа. С точки зрения исследований музыкального поля музыкант-любители – одна из наиболее интересных категорий. Так как поле выстроено на бинарных оппозициях, структурирующих отношения между разными категориями агентов, исследование групп, находящихся в срединном положении, дает лучшее представление о структуре поля в целом. Музыканты-любители находятся между музыкантами-профессионалами и немузыкантами, а значит противопоставлены и первым, и вторым.
Для выявления ключевых диспозиций музыкантов-любителей использован метод биографического интервью. Опрошено 7 действующих участников из4 разных любительских хоровых коллективов Санкт-Петербурга. Возраст респондентов – старше 30 лет, опыт занятий музыкой не менее 5 лет. В исследовании использована выборка типичных случаев. Интервью было посвящено музыкальным практикам респондента на всех этапах его жизни, их влиянию на другие сферы жизни респондента.
Научная новизна работы состоит в рассмотрении малоисследованного объекта: социология музыки не самое популярное направление социологических исследований. Методологическая сторона таких исследований крайне редко рассматривается в научных публикациях. Еще одним фактором новизны является исследование музыки с использованием методологического подхода Пьера Бурдье. Автору не известно о других подобных исследованиях. Объект практической части нашего исследования – музыканты-любители – также является малоисследованной категорией, изучение которой может дать результаты, значимые не только для социологии музыки, но и для исследований «любительских» практик вообще.
Как мы уже неоднократно отмечали, музыка – довольно сложный объект для социологических исследований. Результатом этого является предрасположенность социологии к рассмотрению культуры в целом, и музыки в частности, в качестве зависимой переменной, на которую влияют более жесткие детерминанты: экономические, властные и другие. С другой стороны, исследовательские подходы, ориентированные на смысл, находят в музыке нестандартный объект, который сложно исследовать, ввиду ее непонятийного характера. Возможно именно эти факторы приводят к тому, что музыка сравнительно редко становится объектом социологических исследований. Мы надеемся, что эта работа поспособствует проведению большего количества эмпирических исследований, связанных с музыкой, создаст активность в отрасли социологии музыки.
Научная значимость работы заключается в:
А) Большом аналитическом обзоре большинства значимых методологических подходов в социологии музыки.
Б) Сформулированных методологических рекомендациях для социологических исследований музыки.
В) Апробации сформулированных принципов на эмпирическом материале – исследовании диспозиций музыкантов-любителей в Санкт-Петербурге.
Для начала представим краткие результаты эмпирической части исследования:
1. Музыка является значимым культурным явлением, имеющим широкое социальное бытование. Музыкальные вкусы часто становятся показателем социального статуса, различения между разными группами. Одной из значимых групп музыкального поля являются музыканты-любители.
2. Музыканты-любители еще в детстве приобретают диспозиции, относительно музыки, преимущественно перенимая их от близких родственников. Они начинают воспринимать музыку как ценность, получают первый опыт самостоятельного музицирования. Складывается практика любительского музицирования, которая затем может приостанавливаться и возобновляться в течение взрослой жизни.
3. Музыканты-любители обладают диспозициями, отражающими их объективное положение в поле. Они воспринимают музыкантов-профессионалов как более статусных и авторитетных участников поля. По отношению к немузыкантам, наоборот, проявляются диспозиции «превосходства», связанные с большей музыкальной компетенцией, погруженностью в поле музыки.
4. Музыканты-любители с сомнением относятся к «обывательским» конвенциям в отношении музыкального мира. Они проблематизируют такие конвенции, хотя в большинстве случаев не отрицают их полностью.
5. Музыканты-любители положительно оценивают влияние музыки на свою жизнь. Они отмечают улучшение физического и психологического состояния, заявляют о благотворном влиянии занятий музыкой на человека. Музыка представляется коллективной практикой, помогающей развитию личности. Занятия музыкой позволяют переключиться с рутины на другой вид деятельности.
6. Эмпирическое исследование подтверждает статус музыки как важной социокультурной практики, которую можно исследовать социологическими методами.
Сформулированы следующие методологические рекомендации для проведения исследований в рамках социологии музыки:
1. Музыку необходимо рассматривать как значимую культурную практику. С музыкой связывают различные значения, смыслы и идеологии, но изучать ее нужно прежде всего, как набор действий. Именно фокус на музыке как на практике, дает наилучший социологический ракурс, позволяющий определить ее реальную роль в функционировании общества.
2. Двумя наиболее перспективными направлениями эмпирических исследований в социологии музыки являются: исследование музыки как поля и исследование музыки как культурного текста.
3. Первый вариант подразумевает рассмотрение музыки как поля (в смысле Бурдье), как носителя социального статуса, с которым связаны определенные культурные нарративы, легитимирующие эту связь. В таком представлении музыка является относительно автономным стратифицированным социальным пространством, в котором происходит постоянная борьба за определение ключевых принципов доминации. Этот подход концентрируется на том, как музыка может становиться ставкой и орудием в той «игре», которой является социальный мир. Данный подход хорошо раскрывает одну из ключевых особенностей социального бытования музыки – ее функционирование в качестве культурного капитала, влияющего на социальный статус агентов как в рамках поля музыки, так и вне его.
4. Второй вариант подразумевает рассмотрение музыки как культурного текста (в смысле Александера). В таком представлении музыка является носителем культурных значений и смыслов, которые структурируют человеческую деятельность. Культура становится независимой переменной социологического исследования. Этот подход концентрируется на том, как производятся и изменяются значения и смыслы, связываемые с музыкой, а также то, как эти значения влияют на социальный мир. Данный подход в большей степени позволяет оценить культурную значимость музыки, ее значение для дискурса о социальном мире. Хорошим примером выступают исследования ТииДеНоры, совмещающей положения «сильной программы» Александера с фокусом на конкретных действиях.
5. Данные исследовательские подходы позволяют использовать как количественную, так и качественную стратегию для достижения разностороннего изучения музыки как социального явления.
6. Необходимо придерживаться субъективистской установки в отношении смыслов, связываемых с музыкой. Любые смыслы и значения, приписываемые музыке агентами, признаются имеющими право на существование, и не могут быть верифицированы или фальсифицированы исследователем. Вопрос об их соответствии или несоответствии действительности выносится за скобки. Тем не менее, так как сами агенты воспринимают музыку как наделенную смыслом и стараются его понять – эти отношения можно исследовать для выявления той роли, которую музыка играет в практиках отдельных агентов и общества в целом.
7. В социологических исследованиях музыки следует придерживаться междисциплинарного подхода. Важные особенности влияния музыки на человека выявляются в ходе ее рассмотрения с точки зрения медицины, когнитивистики, физики и других наук. В связке с другими науками, социология может углубить свое понимание музыки, а следовательно и социальных отношений, связанных с ней.
8. Изучение музыки социологическими методами должно сопровождаться хотя бы базовыми представлениями исследователя о музыкальном поле: о работе музыкальных коллективов, особенностях исполнительского ремесла и т.д. В противном случае исследователь просто не может оценить применимость тех или иных подходов к исследованию музыки. Он останавливается на признании музыки объектом социологического интереса, таким же, как и все остальные, не понимая специфического характера музыки и тех последствий, к которым эта специфика приводит в конкретных эмпирических исследованиях.
Также хотелось бы отметить еще два важных результата исследования:
Во-первых, полученные результаты во многом верны не только для исследований музыки, но и для социологии искусства в целом. Музыка является лишь одним из видов искусства, нуждающихся в социологическом осмыслении. Учитывая, что исследования всех видов искусства бросают социологам похожие вызовы – сформированные здесь методологические принципы могут быть полезны и для них.
Во-вторых, музыка является уникальным объектом для социологического исследования, изучение которого имеет потенциал помочь в исследовании других явлений. На примере работ Шюца можно увидеть, что именно нестандартность музыки обусловливает исследовательский интерес к ней. Исследования музыки вполне могут помочь социологам в понимании и других фактов социального мира.
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно, М.: Российская Политическая Энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 448 c.
2. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / Дж. Александер, М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. 640 c.
3. Андреева Л. А., Танхасаева С. С. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия в творческом коллективе // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры, 2019. № 1 (9). С. 152-156.
4. Арановский М. Г. Музыка. Мышление. Жизнь. Статьи, интервью, воспоминания. М.: Государственный институт искусствознания, 2012.
5. Асафьев Б. В. О народной музыке (сборник работ). Л.: Музыка, 1987.
6. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971.
7. Беккер Г. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности / Г. Беккер, под ред. А. Корбут, перевод Н. Фархатдинов, Элементарные формы, 2018. 272 c.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман, перевод Е. Руткевич, М.: Издательство «Медиум», 1995. 336 c.
9. Березуцкий В., Березуцкая М. Музыкальная терапия в лечении болезни Альцгеймера // Международный неврологический журнал. 2019. № 3 (103). C. 77–85.
10. Бибикова А. В., Нехорошков С. Б. Социология исполнительства // Вестник НГУЭУ, 2013. С. 132-139.
11. Бибикова А. В., Нехорошков С. Б. Специфика творческих (исполнительских) коллективов (групп) // Психология, социология и педагогика. 2012. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1278 (дата обращения: 11.09.2020).
12. Бондс М. Абсолютная музыка: история идеи / М. Бондс, перевод А. Рондарев, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 472 c.
13. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье, СПб.:Алетейя, 2001. 562 c.
14. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.:Алетейя, 2007.
15. Вебер М. Основные социологические понятия // Социологическое обозрение, 2008. Т. 7, № 2. С. 89–127.
16. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
17. Волик А. ТияДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена // Социологическое обозрение. 2010. № 2 (9). C. 99–105.
18. Горностаева М. В. Искусство как социологическое явление (некоторые современные концепции в западной социологии искусства) // Социологические исследования, 2004. № 4 (420). С. 84-90.
19. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003.
20. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1. С древнейших времен до конца XVI века. Ч. I. М.; Л.: Музгиз, 1941.
21. Дамберг С. В. Семенков В. Е. «Социология музыки» Теодора Адорно и современная музыкальная культура // Журнал социологии и социальной антропологии, 2004. Т. 7, № 2. С. 173-181.
22. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм, под ред. Д. Куракин, перевод В. Земскова, М.: Элементарные формы, 2018. 808 c.
23. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М.: Музыка, 1988.
24. Куракин Д. Социологическая грамматика культурных смыслов Образ общества / М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013.C. 7–36.
25. Лукьянов В. Г. Социология музыки А. В. Луначарского (Теоретико-методологический аспект) // Социологические исследования, 2014. № 1 (357). С. 50-60.
26. Лукьянов В. Г. Социология музыки: к истории становления научной дисциплины. СПб.:Алетейя, 2016.
27. Лукьянов В. Г. На пути к социологии музыки: из научного наследия Л. Л. Сабанеева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2017. С. 77-94.
28. Лукьянов В. Г. Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации Б. В. Асафьева // Социологические исследования, 2012. № 10 (342). С. 60-69.
29. Луначарский А. В. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1971.
30. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.
31. Петрушин В. И., Дымникова М. В. Эволюция взглядов на музыкальность и природу музыкальных способностей в музыкальной психологии и психологии музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2017. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vzglyadov-na-muzykalnost-i-prirodu-muzykalnyh-sposobnostey-v-muzykalnoy-psihologii-i-psihologii-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.06.2020).
32. Польшикова Л. Д. «Интонационный фонд» и «Интонационный словарь» (М. М. Бахтин и Б. В. Асафьев) // Новый филологический вестник. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intonatsionnyy-fond-i-intonatsionnyy-slovar-m-m-bahtin-i-b-v-asafiev (дата обращения: 03.06.2020).
33. Прудяк В. Культурсоциология Джеффри Александера как методологическая программа социологии музыки // Социология в постглобальноммире : Материалы всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 17–19 ноября 2022 года. 2022. C. 554–555.
34. Сабанеев Л.Л. Всеобщая история музыки. М.: Работник просвещения 1925.
35. Сабанеев Л. Л. История русской музыки. М.: Работник просвещения, 1924.
36. Сабанеев Л. Л. Музыка после Октября. М.: Работник просвещения, 1926.
37. Сабанеев Л. Л. Что такое музыка. М., 1925.
38. Сорокин П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин, М.: Астрель, 2006. 1176 c.
39. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.
40. Фролов С. С. Социология организаций: учебник. М.: Гардарики, 2001.
41. Чернявская О. С. Позиционно-ролевая структура групп совместного творчества // Вестник нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: социальные науки, 2007. № 3 (8). С. 132-136.
42. Чириков И. С. Жизнь организации "с точки зрения действующего": перспектива теории договорного порядка // Журнал социологии и социальной антропологии, 2010. Т. 13, № 4. С. 158-173.
43. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия»,2004.
44. Щербакова А. И. Л. Л. Сабанеев о музыке и музыкантах: из истории русской музыкальной критики // Лики Культуры, Искусства и Музыки в информационном пространстве XXI века - сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 2015. С. 40-45.
45. Элиас Н. Моцарт. К социологии одного гения / Н. Элиас, М.: Новое литературное обозрение, 2022. 184 c.
46. Alexander J. C. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology / J. C. Alexander, Oxford University Press, 2003. 296 c.
47. Becker H. S. Art Worlds, 25th Anniversary Edition / H. S. Becker, University of California Press, 2008. 440 c.
48. Bourdieu P. Forms of Сapital Greenwood, 1986.C. 241–258.
49. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste / P. Bourdieu, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987. 640 c.
50. Bourdieu P. The Field of Cultural Production / P. Bourdieu, Columbia University Press, 1993. 322 c.
51. Bourdieu P. The Rules of Art: Genesis and Structure of the Literary Field / P. Bourdieu, перевод S. Emanuel, Stanford: Stanford University Press, 1996. 432 c.
52. Bourdieu P. Habitus and Field: General Sociology, Volume 2 / P. Bourdieu, перевод P. Collier, Volume 2 edition-еизд., Cambridge, UK ; Medford, MA: Polity, 2020. 446 c.
53. DeNora T. After Adorno: Rethinking Music Sociology / T. DeNora, Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 176 c.
54. DeNora T. Music in Everyday Life / T. DeNora, 1st edition-еизд., Cambridge ; New York: Cambridge University Press, 2000. 196 c.
55. DiMaggio P. Classification in Art // American Sociological Review. 1987. № 4 (52). C. 440–455.
56. Dowd T. The Sociology of Music // 21st Century Sociology: A Reference Handbook. 2007. (2). C. 249–260.
57. Eyerman R., Jamison A. Music and Social Movements: Mobilizing Traditions in the Twentieth Century / R. Eyerman, A. Jamison, Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 208 c.
58. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // The American Journal of Sociology. 1973. № 78 (6). C. 1360–1380.
59. Hennion A. Music Lovers. Taste as Performance // Theory, Culture, Society. 2001. № 5 (18). C. 1–22.
60. Hennion A. Music and Mediation. Toward a New Sociology of Music // The Cultural Study of Music: A Critical Introduction. 2003. C. 80–91.
61. Hennion A. The Passion for Music: A Sociology of Mediation / A. Hennion, London: Routledge, 2017. 352 c.
62. Schütz A. MAKING MUSIC TOGETHER: A Study in Social Relationship // Social Research. 1951. № 1 (18). C. 76–97.
63. The Sociology of Art: A Reader подред. J. Tanner, London: Routledge, 2003. 288 c.