ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВАI. КАТЕГОРИЯ РЕТРОСПЕКТИВНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 13
1.1. Характерные признаки автобиографического романа как вторичного речевого жанра и его дискурсивные черты 13
1.1.1. Соотношение понятий «жанр», «текст», «дискурс» 13
1.1.2. Понятие о первичных и вторичных речевых жанрах 18
1.1.3. Специфика автобиографического романа как вторичного речевого жанра художественно-автобиографического дискурса 27
1.1.3.1. Жанровые признаки автобиографического романа А. Чудакова как компонента художественно-автобиографического дискурса 32
1.2. Дисконтинуум как характерная черта художественно-автобиографического дискурса 36
1.2.1. Ретроспекция как проявление дисконтинуума, ее особенности 36
1.2.2. Ретроспекция как свойство художественно-автобиографического дискурса и авторского дискурса А. Чудакова 41
1.2.3. Память как проявление ретроспективности, ее типология 44
1.2.3.1. Особенности проявления категории памяти в дискурсе А. Чудакова 50
1.3. Ретроспективные сверхфразовые единства как способ реализации ретроспективности и категории памяти 51
1.3.1. Понятие о сверхфразовых единствах 51
1.3.2. Сверхфразовые единства и текстовая категория связности 56
1.3.3. Понятие о ретроспективных сверхфразовых единствах 59
1.3.4. Ретроспективные сверхфразовые единства и функционально-смысловые типы речи: параметры их соотношения и принципы анализа в дискурсе А. Чудакова 61
1.3.4.1. Понятие о типах текстовой информации 64
ВЫВОДЫ 67
ГЛАВАII. АНАЛИЗ РЕТРОСПЕКТИВНЫХ СВЕРХФРАЗОВЫХ ЕДИНСТВ В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОМАНА А. ЧУДАКОВА «ЛОЖИТСЯ МГЛА НА СТАРЫЕ СТУПЕНИ» 71
2.1. Структурно-речевые типы ретроспективных сверхфразовых единств: принципы выделения и анализ в дискурсе А. Чудакова 71
2.1.1. Аспекты анализа структурно-речевых типов РСФЕ в дискурсе А. Чудакова 76
2.1.1.1. Интерпретационные возможности видо-временных форм глагола в дискурсе А. Чудакова. Общие и частные значения глагольного вида 77
2.2. Анализ структурно-речевых типов РСФЕ в дискурсе А. Чудакова 80
2.2.1. Интегрированные РСФЕ и их анализ 80
2.2.2. Неинтегрированные РСФЕ и их анализ в дискурсе А. Чудакова 90
2.2.3. Анализ сложных ретроспективных сверхфразовых единств в дискурсе А. Чудакова 98
2.3. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств как функционально-смысловых типов речи в дискурсе А. Чудакова 112
2.3.1. Аспекты анализа ретроспективных сверхфразовых единств как функционально-смысловых типов речи 115
2.3.2. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в соотношении с функционально-смысловым типом речи описание 116
2.3.2.1. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в связи с их принадлежностью к разновидности предметное описание 116
2.3.2.2. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в связи с их принадлежностью к разновидности событийное описание 123
2.3.3. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в соотношении с функционально-смысловым типом речи повествование 130
2.3.3.1. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в связи с их принадлежностью к разновидности изобразительное повествование 131
2.3.3.2. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в связи с их принадлежностью к разновидности событийное повествование 138
2.3.4. Анализ ретроспективных сверхфразовых единств в соотношении с функционально-смысловым типом речи рассуждение 145
ВЫВОДЫ 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 175
Настоящее исследование направлено на выявление структурной, речевой и языковой специфики и функций ретроспективных сверхфразовых единств (далее — РСФЕ) в художественно-автобиографическом дискурсе. Материалом для исследования послужил роман А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», принадлежащий к жанру «автобиографического романа» (Ракова 2012: 88) — одного из компонентов художественно-автобиографического дискурса, занимающего все более прочные позиции в современном литературно-художественном пространстве, отмеченном «знаком перемен», как и само начало XXI века (например, «Заблуждение велосипеда» Ксении Драгунской, «Милосердия двери» А.П. Арцыбушева и др.).
РСФЕ являются единицами «объемно-прагматического членения» (термин И.Р. Гальперина) ретроспективного плана текста, принадлежащего к художественно-автобиографическому дискурсу, представляют собой микротексты, обладающие основными текстовыми категориями — тематической законченностью, цельностью, связностью, информативностью, ситуативностью, интециональностью, интертекстуальностью (см. Рогова и др. 2011: 11), всеми параметрами дискурсивности, способностью к реализации авторской интенции. РСФЕ, как композиционно-речевые компоненты доминирующего в художественно-автобиографическом дискурсе ретроспективного повествования, выполняют смыслопорождающую функцию. Ретроспективный план характеризуется «скачком влево» (термин Н.В Брусковой) от «базисного времени» (термин Ж. Женнет), способствует прерыванию линейности развертывания текста, являясь отсылкой к прошлому, к воспоминаниям, всплывающим в сознании вымышленного героя-рассказчика, которому отведена роль нарратора в художественно-автобиографическом дискурсе. Ретроспективный план такого типа дискурса связан, таким образом, с процессом семантизации глобальных типов памяти — «личной» и «культурной» (Ю.М. Лотман), или историко-культурной, с актуализацией основных типов текстовой информации — «содержательно-фактуальной», «содержательно-концептуальной» и «содержательно-подтекстовой» (И.Р. Гальперин).
Категория ретроспекции в основном изучалась в русле литературоведения: в работах М.М. Бахтина, Ж. Женнет, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Т.Л. Мотылевой и др. В лингвистике изучением ретроспекции занимались И.Р. Гальперин, М.Н. Левченко, О.И. Москальская и др. Значительное влияние на изучение ретроспекции оказал И.Р. Гальперин, который понимает ретроспекцию как «грамматическую категорию текста, включающую в себя формы языкового выражения, относящую читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации» (Гальперин 2007: 106). И.Р. Гальперин рассматривает данную категорию на материале художественных текстов, описывая ее как «форму дисконтинуума» (Гальперин 2007: 105). В дальнейшем ретроспекция изучалась в работах Д.Д. Антиповой, Н.В. Брусковой, Л.Н. Федоровой на материалах английских и немецких научных текстов, а также Я.А. Чиговской на материале русских научных текстов. Частично вопрос о ретроспекции затрагивался в исследованиях Р.Л. Смулаковской при анализе явления «дисконтинуума» в автобиографической прозе (Смулаковская 2009: 57).
Более детальному рассмотрению единиц, представляющих собой ретроспективные фрагменты текста и репрезентирующих ретроспекцию, т.е. РСФЕ, посвящены исследования И. Тивьяевой, но на материале английской литературы. В определении И. Тивьяевой, использующей термин «ретроспективные сверхфразовые единства», последние представляют собой «последовательность предложений, объединенных микротемой возвращения в прошлое» (Тивьяева 2007: 3). Таким образом, вопрос о специфике структурной, речевой и языковой организации РСФЕ, выявлении их функций в художественно-автобиографическом дискурсе на материале русской автобиографической прозы остается открытым и привлекательным для дальнейших исследований, обеспечивая их новизну в сфере лингвистики текста.
Размышления над аспектами анализа РСФЕ связаны с коммуникативно-прагматической направленностью современных лингвистических текстологических исследований, актуальной задачей которых стало определение специфических моделей построения связной речи с учетом «речевых ситуаций» (термин А.В. Бондарко), характерных для различных типов текстов. Согласно высказыванию К.А. Роговой, «в настоящее время ведутся поиски, направленные на выявление особенностей употребления языковых единиц, обнаружение и описание речевой системности», «подход систематизации функционально мотивированного отбора языковых средств в рамках функционального стиля, речевого жанра и его разновидностей, проявленных в конкретных текстах, безусловно, плодотворен» (Рогова К.А: [Электронный ресурс]). Ретроспективный план жанра автобиографического романа, проявляющего черты художественно-автобиографического дискурса, отличается своей спецификой, разнообразным набором «речевых ситуаций», реализованных в РСФЕ, в силу присущих ему особенностей, в частности: многотемностью, реализацией мотива памяти, сложностью хронотопа, историзмом, образной обработкой реальных событий и фактов, многомерностью повествования о судьбах «невымышленных» персонажей, задачей «вписать» личную судьбу героев в историко-культурный контекст, переоценить и переосмыслить события сквозь призму времени. С точки зрения И.В. Раковой, автобиографический роман, к которому отнесено и произведение А. Чудакова, «представляет автобиографический жанр», но одновременно с этим является «художественным произведением — романом, где образ главного персонажа и сюжет — это художественная обработка фактов, пережитых автором» (Ракова 2012: 88). Одними из жанрообразующих признаков автобиографического романа является как ретроспекция, так и «соотношение настоящего и прошлого», «особая временная и пространственная организация» и «память как важнейшая категория автобиографического повествования» (см. Волошина 2008: 12).
Многоаспектность ретроспективного плана художественно-автобиографического дискурса обусловливает смену «речевых ситуаций», вводимых в РСФЕ-ва в качестве ассоциативной реакции на стимул, появляющийся в «базисном времени» и возрождающий воспоминания о фактах, событиях, людях, их судьбах в контексте исторического прошлого. За счет многомерности повествовательного плана художественно-автобиографического дискурса усложняется и структура РСФЕ, проявляющего свои характерные признаки в связи с принадлежностью к тому или иному «функционально-смысловому типу речи» (далее — ФСТР), соотносимому «с членением текста на сложные синтаксические целые», СФЕ (см. Рогова: [Электронный ресурс]). Исследование «экстралингвистических основ этих речевых построений, выявление их дискурсивных особенностей и особенно языковых средств выражения активно ведется в настоящее время» (Рогова [Электронный ресурс]).
Таким образом, обращение к РСФЕ, выявлению их структурных и речевых типов, специфики употребления языковых и речевых средств («коммуникативно-семантических моделей» — термин Г.А. Золотовой), а также функций в художественно-автобиографическом дискурсе, обладающем специфическим набором «речевых ситуаций» в ретроспективном плане и требующем дальнейших исследований, обусловливает актуальность настоящей работы.
Объектом исследования являются ретроспективные сверхфразовые единства, предметом — специфика структурной и речевой организации, употребления языковых и речевых средств в различных типах РСФЕ, а также функции в художественно-автобиографическом дискурсе.
Цель исследования состоит в выявлении основных типов РСФЕ, специфики их речевой и языковой организации и функций в художественно-автобиографическом дискурсе (на материале романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»).
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
1) выработать понятийно-терминологический аппарат на основе анализа научных источников в соотношении со спецификой исследуемого материала;
2) выявить жанровые признаки автобиографического романа как компонента художественно-автобиографического дискурса (в соотношении с понятиями жанр — текст — дискурс);
3) выявить особенности проявления ретроспективного плана в художественно-автобиографическом дискурсе, критерии его выделения;
4) определить критерии выделения РСФЕ в художественно-автобиографическом дискурсе, их специфику;
5) выявить структурно-речевые типы РСФЕ в их соотношении с пространственно-временной организацией, способами и средствами связи между предложениями, специфику участия языковых и речевых средств в порождении смыслов в связи с реализацией ретроспективной «речевой ситуации» в художественно-автобиографическом дискурсе (под «речевой ситуацией» в данном случае понимается «все то в обстановке речевого акта, отражаемой в сознании говорящего и слушающего, что взаимодействует со значениями языковых средств, участвуя в формировании содержания высказывания» — Бондарко 1996: 111);
6) проанализировать ретроспективные сверхфразовые единства как функционально-смысловые типы речи в дискурсе А. Чудакова (описание, повествование, рассуждение), выявить их разновидности, «коммуникативно-семантические модели» (термин Г.А. Золотовой) построения, специфику развития «тема-рематической прогрессии» (термин Danes) в их композиционных фрагментах (экспозиции, разработке — К.А. Рогова), а также особенности употребления языковых средств, роли их «смысловых приращений» в организации смыслов (Н.Д. Арутюнова, К.А. Рогова);
7) раскрыть специфику употребления и интерпретационные возможности видо-временных форм глагола в РСФЕ, принадлежащих к различным структурным и речевым типам в художественно-автобиографического дискурсе, где глагол, по утверждению С.В. Волошиной, является значимым «смыслообразующим компонентом» (см. Волошина 2008:12);
8) выявить функции ретроспективных сверхфразовых единств в организации композиционной семантики, смыслового уровня текста романа А. Чудакова как фрагмента художественно-автобиографического дискурса.
Гипотеза исследования состоит в том, что РСФЕ имплицируют гипертему памяти/лейтмотив памяти за счет смысловых приращений языковых единиц как на уровне семантики, так и на уровне грамматики, актуализируют «содержательно-фактуальную», «содержательно-концептуальную» и «содержательно-подтекстовую» информацию, а также семантизируют такие глобальные типы памяти как личная и историко-культурная, значимые для художественно-автобиографического дискурса.
Положениями, выносимыми на защиту:
1) в художественно-автобиографическом дискурсе РСФЕ отличаются усложненной структурно-речевой организацией, проявляющейся в их способности интегрироваться в «базисное время», автономизироваться от него, образовывать сложные «текстоструктуры» (термин И. Тивьяевой), состоящие из нескольких простых РСФЕ, что отражает ассоциативность проявления памяти и актуализирует дистантный способ связи между предложениями единства;
2) отличительной чертой художественно-автобиографического дискурса, на наш взгляд, является склонность к взаимопроникновению ФСТР внутри РСФЕ;
3) в художественно-автобиографическом дискурсе присутствуют элементы публицистического стиля, подчеркивающие фактографичность изображаемых событий и лиц, оформляющие некоторые речевые типы РСФЕ;
4) специфической чертой художественно-автобиографического дискурса является наличие многосубъектности в РСФЕ, что передает специфику действия механизмов памяти, ее семантизации, когда в небольшой фрагмент текста вводится целый набор воспоминаний, раскрывающих описываемую речевую ситуацию многоаспектно, с акцентированием внимания на значимых деталях — тех, что сохранились в памяти и мгновенно всплывают в воспоминании;
5) «базисное время», на фоне ретроспективного, ведется глаголами прошедшего времени (преимущественно СВ, настоящее историческое в нем отсутствует), что связано с наличием в такого типа дискурсе «ближайшего», ведущего «базисное время», и «отдаленного», ведущего ретроспекцию, прошлого;
6) виды глагола выполняют смыслопорождающую функцию и ведут основную гипертему текста — память;
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении критериев анализа и описания РСФЕ в художественно-автобиографическом дискурсе, а также определении коммуникативно-семантических моделей их построения в соотношении со структурными и речевыми типами, развитии теоретических положений, связанных с определением характерных черт художественно-автобиографического дискурса, жанра автобиографического романа как его компонента, что может внести определенный вклад в сферу исследований текста в аспекте лингвистического анализа.
Новизна исследования заключается в обращении к всестороннему анализу РСФЕ в художественно-автобиографическом дискурсе, что предпринимается в аспекте лингвистического анализа текста впервые.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в практике преподавания основ лингвистического анализа художественного текста с признаками автобиографичности, а также в практике продуцирования моделей построения РСФЕ, оформленных по тому или иному типу речи в связи с отражением определенной «речевой ситуации», в иностранной аудитории. Результаты материалов исследования могут представлять интерес и для литературоведов, поскольку в нем затрагиваются проблемы интерпретации конкретного текста — автобиографического романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
В работе применены следующие методы:
• Описательный метод;
• Структурный метод;
• Метод контекстуального анализа;
• Метод непосредственного наблюдения над текстом;
• Метод композиционного анализа;
• Метод интертекстуального анализа (частично);
• Прием направленной выборки.
Структура работы. Работа состоит из:
Введения;
Основной части, состоящей из двух глав;
Заключения;
Списка литературы;
Краткого Приложения, содержащего расшифровку аббревиатур использованных терминов.
Ретроспективный план является имманентной составляющей художественно-автобиографического дискурса. Он возникает как реакция на стимул, появляющийся в границах базисного времени и возрождающий в сознании рассказчика поток ассоциативных воспоминаний, образующих новую «речевую ситуацию» в РСФЕ. Их особенности проявляются в дисконтинууме (отскоке влево), смене хронотопа, наличии детерминантов погружения в прошлое, в смене видо-временных форм глагола, введении тематической лексики, маркирующей новую речевую ситуацию, ПФ-в из историко-культурного прошлого, в которому отсылается воспоминание, в смене композиционного типа речи (исключение могут составлять ИРСФЕ), в развитии единой темы/макротемы, раскрываемой многоаспектно, ассоциативно (по памяти) посредством введения эксплицирующих ее микротем. В ряде случаев в качестве реакции на стимул возникает целая цепочка РСФЕ с различными речевыми ситуациями (характеризации невымышленного персонажа, повествовании о его судьбе в контексте истории, описании незабываемого пейзажа или значимых деталей интерьера, сообщении об исторических фактах, размышлении о прошлом, о его событиях и лицах), складывающиеся в целые ретроспективные эпизоды, стимул к возникновению которых выведен в базисное время.
Следовательно, к критериям введения ретроспекции, образующей РСФЕ, можно отнести следующие: прерывание основной линии повествования информацией, предшествующей ее временному плану, временной «скачок влево» от точки отсчета текущего базисного времени, сдвиг в пространственно-временных отношениях текста, наличие стимула к воспоминанию в базисном времени, приводящему к смене речевой ситуации; на уровне употребления языковых средств РСФЕ характеризуются наличием темпоральных детерминантов погружения в прошлое, спецификой употребления видо-временных форм глагола; введением тематической лексики, отражающей тематический сдвиг в пределах возникшей ретроспективной речевой ситуации; наличием лингвокультурных единиц, маркирующих значимые ситуации историко-культурного контекста; на уровне содержания — актуализацией трех типов текстовой информации (фактуальной, концептуальной, подтекстовой), основных типов памяти — личной, подвергающейся семантизации, и историко-культурной.
РСФЕ являются композиционно-речевыми единицами ретроспективного плана текста и соответствуют всем вышеназванным критериям. Как показал материал исследования, в дискурсе такого типа они отличаются усложненностью структуры, обусловленной его многоаспектностью, многотемностью, сложностью хронотопа, историзмом, образной обработкой реальных событий и фактов, многомерностью повествования о судьбах невымышленных персонажей, задачей «вписать» личную судьбу героев в историко-культурный контекст, переоценить и переосмыслить события сквозь призму времени посредством введения вымышленного рассказчика.
Объемно-прагматическое членение текста позволило выявить три характерных для художественно-автобиографического дискурса структурно-речевых типа РСФЕ: интегрированные РСФЕ, неинтегрированные РСФЕ и сложные РСФЕ.
Контекстно-вариативное членение текста, предполагающее рассмотрение РСФЕ как ФСТР описание, повествование, рассуждение, показало, что для дискурса А. Чудакова характерно наличие следующих разновидностей ФСТР: изобразительное и событийное повествование, предметное и событийное описание, практическое рассуждение.
Для формирования смысла функционально-смысловых типов речи используются следующие коммуникативно-семантические модели предложений: в повествовании используются предложения с типовыми значениями действие и состояние субъекта; в описании — предложения, передающие типовое значение качество субъекта, действие и состояние субъекта. Основу РСФЕ, оформляемых ФСТР рассуждение, составляют семантические типы предложений действие и состояние субъекта, свойство и квалификация субъекта. В аспекте организации РСФЕ как ФСТР отмечено соответствие их тема-рематической прогрессии инварианту-прототипу, характерному для ФСТР повествование, описание и рассуждение в их разновидностях. Наблюдаются единичные отклонения от прототипа: например, в экспозиции РСФЕ событийного описания в позиции ремы могут находиться действия субъекта.
Специфичным для художественно-автобиографического дискурса является взаимопроникновение функционально-смысловых типов речи внутри РСФЕ; наличие РСФЕ, оформленных по принципу фактографичности в границах публицистического стиля, а также многосубъектность, передающая механизмы памяти и ее семантизацию.
Важной особенностью художественно-автобиографического дискурса является особое значение вида глагола. В РСФЕ описательного типа используются глаголы прошедшего времен НСВ с постоянно-непрерывным, конкретно-процессным и неограниченно-кратным значением. Для функционально-смыслового типа речи повествование характерно употреблениеглаголов прошедшего времени СВ с конкретно-фактическим значением, в то время как РСФЕ рассуждение маркируются глаголами прошедшего времени НСВ с постоянно-непрерывным и неограниченно-кратным значением. Базисное время, связанное с «ближайшим прошлым», ведется, как правило, глаголами прошедшего времени СВ, ретроспективное время, связанное с «отдаленным прошлым» — глаголами прошедшего времени НСВ (в описании и рассуждении) и глаголами СВ в повествовании (использование глаголов настоящего времени, в том числе — глаголов настоящего исторического, оказалось нетипичным для художественно-автобиографического дискурса).
В художественно-автобиографическом дискурсе виды глагола способны участвовать в смыслопорождении и вести мотив памяти — основную гипертему текста, раскрываемую в различных речевых ситуациях.
В ходе исследования РФСЕ рассматривались нами как микротексты, обладающие текстовыми категориями цельности, связности, интенциональности, информативности, интертекстуальности. Нами были выявлены структурно-речевые типы РСФЕ, типы соотношений РСФЕ с функционально-смысловыми типами речи, была также выявлена специфика их языкового наполнения, речевые особенности и функции в художественно-автобиографическом дискурсе, фрагментом которого является дискурс романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
РСФЕ участвуют в смыслообразовании на микротекстовом и макротекстовом уровне, поскольку их языковое наполнение получает добавочные смысловые приращения как в сфере семантики, так и на уровне грамматики, и способствует трансформации фактуальной информации в содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую, а также семантизации личной и историко-культурной типов памяти. В РСФЕ формируется и развивается мотив памяти, идея невозможности забвения прошлого, воспринимаемого автором как духовная идиллия. В контекст истории выстраиваются трагические судьбы замечательных людей, память о которых не должна уйти в забвение.
Таким образом, ретроспективный план текста развивает основную линию — лейтмотив памяти, имплицированную в названии автобиографического романа «Ложится мгла на старые ступени».
1. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка: Язык и время / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. — М.: Индрик, 1997. — С. 51-61.
2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. — М.: Русские словари, 1997. Т.5: Работы 1940-1960 гг. — С. 159-206.
3. Бахтин М.М. Идиллический хронотоп в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: худож. лит. 1975. — C. 373-391.
4. Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. — СПб: изд-во СПбГУ, 1996. — 220 с.
5. Брагина Н.Г. Память в языке и культуре / Н.Г. Брагина. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 520 c.
6. Брускова Н.В. Категории ретроспекции и проспекции в художественном тексте (на материале немецкого языка): дис. на соиск. ст. канд. филол. наук / Н.В. Брускова. — М., 1983. — 220 с.
7. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник / Н.С. Валгина. — М.: Высш. шк., 2003. — 416 c.
8. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — М.: Логос, 2002. — 528 c.
9. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. — Саратов, 1997. №.1. — С. 99-111.
10. Волошина С.В. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. — 2008. № 308. — С. 11-14.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. — М.: КомКнига, 2007. — 144 c.
12. Голубева И.В. Мемуаристика русского зарубежья о серебряном веке как культурный феномен // Святоотеческие традиции в русской литературе: сб. мат-лов II всерос. науч. конф. с межд. участием. — Омск, 2009. — С. 111-119.
13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1972. — 318 c.
14. Дементьев В.В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьев. — М.: Знак, 2010. — 600 c.
15. Дымарский М.Я.Художественный текст. Структура. Язык. Стиль / Под ред. КА.Роговой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. — C. 19-36.
16. Ефремова Л.С. Сверхфразовое единство как семантико-синтаксическая единица текста // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011.№3 (8). — С. 105-107.
17. Женетт, Ж. Фигуры / Ж. Женетт. — М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. — 470/472 с.
18. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. — М.: Издательство «Наука», 1982. — 368 с.
19. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / под общ. ред. Г.А. Золотовой. — М.: Издательство «Наука», 2004. — 544 с.
20. Иванцов Е.Г. Песня как музыкальный маркер времени в романе А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» / Е.Г. Иванцов // Литература в контексте культуры. — 2014. № 24 (1). — С. 65-70.
21. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
22. Касавин, И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка / И.Т. Касавин. — М.: «Канон+», 2008. — 437 с.
23. Кожина М.Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории / Избранные труды под ред. М.Н. Кожиной. — Перьм: ун-т, ПСИ, ПССГК, 2002. — 475 с.
24. Коньков В. И. Функциональные типы речи :учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. И. Коньков, О. В. Неупокоева. — М. :Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
25. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. — М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
26. Котюрова М.П. Членимость текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. — М.:Флинта:Наука, 2006. — С. 617-621.
27. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения / Текст. Структура и семантика. Т. 1. — М.: Наука, 2001. — С. 72-81
28. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. Т.1. — Таллинн, 1992. — С. 200-202.
29. Максимова Н.В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Гуманитарные исследования 2012. №3 (43). — С. 133-135.
30. Марченко Е.П. Полупредикативные сложные предложения в современном русском языке: структурно-семантические, коммуникативные и текстообразующие потенции: монография / Е.П. Марченко. — Краснодар: Издательство КубГУ, 2003. — 250 с.
31. Маслов Ю.С. Избранные труды. Аспектология. Общее языкознание / Ю.С. Маслов. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 840 с.
32. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии / Ю.С. Маслов. — Л.: ЛГУ. 1984. — 263 с.
33. Морженкова Н.В. Модернистская автобиография: жанровые трансформации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. №1. Том 7. — С. 195-203.
34. Москальская О.И. Грамматика текста / О.И. Москальская. — М.: Высшая школа, 1981. — 183 с.
35. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие / Н.А. Николина. — М.: Издательство «Наука», 2002. — 258 с.
36. Ничипоров И.Б. Автобиографический роман в творчестве И. Бунина и В. Набокова («Жизнь Арсеньева»и «Другие берега») [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37234.php (дата обращения: 18.04.2016).
37. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива) / Е.В. Падучева. — М.: Языки славянской культуры, 1996. — 464 с.
38. Попова Т.И. Повествование как первичные речевой жанр и его функционирование в целом тексте (вторичном речевом жанре) // Филологический класс. 2014. № 3 (37). — С. 7-13.
39. Ракова И.В. Об одном из приемов построения речи в автобиографическом романе А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Мир русского слова. 2012. №4. — С. 87-91.
40. РазмусенЛ.П. О глагольных временах и об отношении их к видам в русском, немецком и французском языках // Журнал министерства народного просвещения, 1891. № 6. — С. 383-384.
41. Рогова К.А. Введение / Анализ художественного текста (Русская литература ХХ века: 20-е годы): Учебное пособие для иностранцев / Вознесенская И.М., Гулякова И.Г. и др.; Под. ред. К.А. Роговой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — С. 3-10.
42. Рогова К.А., Колесова Д.В., Шкурина Н.В., Реброва И.В., Попова Т.И., Вознесенская И.М., Хорохордина О.В. Текст: теоретические основания и принципы анализа: учеб.-науч. пос. / под ред. проф. К.А. Роговой. — СПб.: Златоуст, 2011. — 464 с.
43. Рогова К.А. Речевой жанр и языковые средства его реализации // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материал ХIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года) / ред.кол.: Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др. — В 15 т. Т.8. — СПБ.: МАПРЯЛ, 2015. — С. 264-266.
44. Рогова К.А. Типы текстов в их языковых проявлениях [Электронный ресурс] URL: http://www.imt-a.org/sites/default/files/u5/rogova.pdf (дата обращения: 19.04. 2016).
45. Рогова К.А. Типы текста как явления глубинного литературно-языкового уровня // Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания. 2013. № 9. — С. 6-12.
46. Романова Г. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003 № 6. — С. 195-199.
47. Сапожникова, Ю. Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение Филология, история, востоковедение. Чита. 2012. №2 (43). — С 54-56.
48. Седов К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь / под ред. М.А. Кормилицыной и О.Б. Сиротининой. — M.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. — С. 107-117.
49. Серль Дж. Классификация иллокутивны хактов // НЗЛ. №.17. М. 1986. — С. 170−194.
50. Смулаковская Р.Л. Дисконтинуум как свойство автобиографической прозы // Вестник Волгоградского государственного университета. сер. 2, Языкознание. 2009. №2 (10). — С. 57-63.
51. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика / Г.Я. Солганик. — М.: Высш. школа, 1973. — 214 с.
52. Солганик Г.Я. Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) и его виды в современном русском языке // Русский язык в школе № 2. 1969. — С. 92-97.
53. Соганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. — М.: Флинта, Наука. 1997. — 256 с.
54. Степанов А.Г. Идиллия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. — М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — С. 77-78.
55. Степанов А.Г. Идиллия или прогресс [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://prochtenie.ru/reviews/25621 (дата обращения: 15.11.2015).
56. Тивьяева И.В. Категория памяти как объект исследования в лингвистике [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://www.academia.edu/5711602 (дата обращения: 29.03.2016).
57. Тивьяева И.В. Ретроспективный нарратив как форма репрезентации процессов хранения и восстановления информации из памяти // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. №2. — С. 436-440.
58. Тивьяева И.В. Ретроспективные сверхфразовые единства: формы и функции: на материале английского языка: автореф. дис. на соискание канд. филолог. наук. Тула, 2007. — 20 с.
59. Тодоров Ц.Понятие литературы. // Семиотика. — М. 1983. — С. 355-369.
60. Тураева З.Я. Лингвистика текста Текст: структура и семантика / З.Я. Тураева. — M.: Просвещение, 1986. — 127 с.
61. Тюпа В.И. Жанр и дискурс// Критика и семиотика. — М.: 2011. №. 15. — С. 31-42.
62. Чэнь Цзе К вопросу об объеме понятия «сверхфразовое единство» // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / отв. ред. Красных В.В., Изотов А.И. М.: МАКС Пресс, 2003. — С. 69-75.
63. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот. Текст и речевой жанр. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 144 с.
64. Шмелева Т.В.Речевойжанр// Russistik. Русистика: Науч. журн. актуальных проблем преподавания рус. языка. — Берлин. 1990. №2. — С. 24-41.
65. Шмелева Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект [Текст] / Т.В. Шмелева // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. — М.: Наука, 1992. — С. 2-15.
66. Danes, Frantisek. Functional sentence perspective and the organization of the text. / In Danes, Frantisek (ed.), Papers on Functional Sentence Perspective. — Prague: Academia, — С. 106-128.
67. Searl J.R. Speech Acts: An essay in the Philosophy of Language. — Cambridge Press, 1969. — 203 c.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 672 с.
2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Е. Ярцева. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1990. — 685 с.
3. Литературная энциклопедия / ред. коллегия: И. М. Беспалов, Лебедев-Полянский П. И., Маца И. Л., Нусинов И. М., Скрыпник И. А. Фриче В. М.; Отв. ред. Луначарский А. В.; Отв. секретарь Бескин О. М. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. Т.4
ИСТОЧНИКИ
1. Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. — М.: Время, 2014. — 640 с.
Сокращения в списке литературы
ЛЭС — Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Е. Ярцева. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1990. — 685 с.