Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОСТСОВЕСТКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Работа №135653

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты функционирования национальных меньшинств 6
1.1 Научные подходы к вопросу национальных меньшинств. 6
1.2 Актуальные примеры функционирования национальных меньшинств в мире 8
1.2.1 Вопрос существования национально-территориальных автономий 14
1.2.2 Идея позитивной дискриминации как один из вариантов решения национального вопроса 15
Глава 2. Национальные меньшинства на территории постсоветского пространства 16
2.1 Обзор исторических примеров функционирования национальных меньшинств на территории Российской Империи в контексте национальной политики того времени 16
2.2 Русский язык и национальные меньшинства в контексте языковой политики СССР 19
2.3 Национальная идентичность в контексте русской философской мысли 24
Глава 3. Положение русскоязычного населения и русского языка. 27
3.1 Обзор динамики положения русскоязычного населения с 1989 года 27
3.1.1 Текущее положение русскоязычных граждан. 33
3.1.2 Проблема дискриминации русскоязычного населения в странах бывшего СССР 42
3.2 Русский язык как фактор образующий единое культурно-цивилизационное пространство СНГ 49
Глава 4. Оценка положения и перспективы функционирования русскоязычного населения в постсоветских государствах 54
4.1 Возможности решения проблем русскоязычного населения в соответствии с нормами и рекомендациями международных организаций 54
4.2 Оценка положения русского языка как одного из основных факторов, влияющих на качество жизни русскоязычного населения 56
4.3 Сравнение положения русскоязычных граждан исходя из составленной бальной системы. 60
4.4 Оценка политики Российской Федерации по привлечению и поддержке русскоговорящих и деятельности Россотрудничества 76
4.5 Политика Российской Федерации по поддержке русскоговорящего населения и сохранению русского языка на постсоветском пространстве 80
4.6 Перспективы русского языка в рамках CНГ 82
4.7 Сохранение русского языка в контексте геополитических интересов России на постсоветском пространстве 84
Заключение 87
Список использованной литература и источников 92
Приложения 96


Проблема положения национальных меньшинств является одной из глобальных среди вопросов государственной политики. Она актуальна во всем мире, в частности на постсоветском пространстве, где в результате распада СССР, образовалось 15 независимых государств, с крайне неоднородным населением. Автор данной работы выделяет категорию русскоязычного населения, поскольку в виду ряда факторов, русский язык является основным языком не только для этнических русских, а так же и для других народов бывшего Советского Союза. В своей работе автор изучает положение русскоязычных граждан во всех странах, которые входили в состав СССР, кроме Российской Федерации, поскольку одной из задач является рассмотреть деятельность России в отношении с 14 постсоветскими республиками в условиях нахождения там большого количества русскоязычных граждан, а так же оценить помощь оказываемую Россией русскоязычному населению. Понимая широкую проблематику вопроса, автор в своей работе выделяет те, которые наиболее серьезно по его мнению влияют на жизнь людей ,а так же те, которые становятся актуальными в геополитической деятельности государств. Особое внимание уделяется русскому языку - как неотъемлемому фактору нормальной жизнедеятельности русскоязычного населения. Так же автор периодически выделяет именно территорию Содружества Независимых Государств, поскольку в контексте геополитческих интересов Российской Федерации это объединение имеет колоссальный стратегический потенциал. Десятки миллионов людей оказались за пределами родных национально-государственных образований и стали представителями национальных меньшинств на территориях новых независимых государств. Значительную долю представителей таких национальных меньшинств составляют этнические русские, их число, но некоторым данным, достигает 25 млн. человек. Эти цифры вполне способны продемонстрировать остроту и масштаб проблемы, которую поставила история перед новыми государствами, и прежде всего перед Российской Федерацией. Именно поэтому Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин с высокой трибуны 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявлял: «Известно, как непросто складывается жизнь миллионов россиян в новых независимых государствах. Были дома, а оказались как бы гостями, причем не всегда желанными» (Выступления российских президентов на Генассамблее ООН).
Общественная актуальность представленной темы исследования определяется остротой вопроса о положении русскоязычного меньшинства на территории бывших союзных республик СССР. Остроту сложившейся ситуации отражает ряд конфликтов на национальной почве, прецеденты дискриминации, миграционного оттока русскоязычных, смена идентичностей и др. Широкое распространение в общественном дискурсе стран «ближнего зарубежья» получило понятие «русский вопрос». За время прошедшее с распада СССР, проблемы связанные с темой русскоязычия, выражались различными историко-событийными проявлениями. Варьировались по странам модели их решения. На настоящее время актуализируется необходимость процессного рассмотрения темы русскоязычия в комплексном анализе применительно ко всему пространству «ближнего зарубежья».
Существенно трансформировалась с начала 1990-х годов социальная и демографическая структура постсоветских обществ. Изменение положения русскоязычных явилось одной из наиболее значимых и во многих отношениях определяющей структурной трансформацией. Другая сторона проблемы состоит в выстраивании системы отношений между русскоязычным населением бывших республик СССР и Российской Федерацией. Включение этих отношений в ведение государства определило необходимость формирования соответствующей государственной политики. Ввиду того, что около 70% лиц, представляющих русское зарубежье, проживает в бывших республиках Советского Союза , политика России в отношении соотечественников за рубежом определяется, в первую очередь, территориальными рамками постсоветского пространства. За более чем двадцатилетний период применялись разные подходы и модели реализации государственной политики РФ в отношении к русскоязычному населению «ближнего зарубежья». Оценить степень их эффективности возможно при комплексном анализе истории соответствующего направления государственной политики и управления России.
Создание СНГ породило множество проблем, но самой одной из наиболее острых является проблема русских. В сложившейся на территории бывшей Российской империи, а теперь уже и бывшего СССР, системе национальных государств, русскоязычные граждане сегодня выступают как народ, находящийся в состоянии острого кризиса своей национально-исторической идентичности. Само обособление Российской Федерации не решило вопроса ни для миллионов русских, в течение нескольких дней ставших иностранцами на своей многовековой родине, ни для русских, проживающих в России. До распада СССР и в политике, и в идеологии, и в праве существовала общепринятая и единая категория «русский народ» как составная часть более широкого и емкого понятия «советский народ». Последнее понятие ушло, став достоянием истории.
Объектом данного исследования является русскоязычное население на постсоветском пространстве.
Предмет исследования - это географические особенности социально-правового положения русскоязычного населения и статуса русского языка на постсоветском пространстве.
Цель данного исследования - это выявление и оценка географические особенности проблем русскоязычного населения на постсоветском пространстве.
К задачам данного исследования относится:
• составление методики расчета баллов
• выявление проблем и тенденций на основе полученных данных,
• оценка полученных данных.
• составление прогноза
Все это осуществляется с помощью таких методов как: бальная оценка положения русскоязычных граждан, картографический метод, отображающий дифференциацию этого положения, сравнительно-географический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования можно прийти к выводу, что упование на естественный ход событий, в расчете на позитивные перспективы стабильности функционального пространства русского языка, не совсем корректно, и в перспективе может привести к негативным последствиям.
Начало кризиса русскоязычного мира на пространстве «ближнего зарубежья» фиксируется позднесоветским периодом истории. Проявлением кризиса стало «демографическое выдавливание» русских и русскоязычных из национальных республик. С распадом Советского Союза был связан демографический отток русскоязычного населения с национальных окраин.. По большинству республик бывшего Советского союза тренд сокращения удельного веса русскоязычного населения не преодолен до настоящего времени. Критической проблемой оказалось отсутствие русского самосознания в условиях зарубежья. Выявляются значимые и крайне существенные различия в выстраивании системы идентичностей и в целом — в ценностном позиционировании русских, проживающий на территориях дальнего и ближнего зарубежья. Фиксируется латентный конфликт в формировании исторического сознания русского населения и титульной нации. Обнаруживаются принципиальные барьеры включения русскоязычного населения постсоветских государств в систему идентичности новых гражданских общностей. На основании статистических и социологических данных можно сделать вывод о наличии варьируемой по уровню по постсоветским странам дискриминации русскоязычного населения. Опасной тенденцией представляется усиливающееся культурное обособление от России.
В качестве ключевого вопроса рассматриваемой проблемы определяется фактор русского языка и политики постсоветских государств в отношении русскоязычия. Фиксируется принципиальное различие в подходах по отношению к русскому языку в постсоветских государствах. Этнокультурные последствия развала СССР еще только начинают проявляться, так как изменение структуры общества и всего его пространства, вызванное изменениями политических границ, происходит значительно медленным темпом. Стоит отдельно отметить, что не изменения границ последовали за переменами в социальном устройстве, а перемены в социальном устройстве последовали за изменениями границ. Важное следствие из этого факта состоит в том, что самоочевидность территориальных границ, привычных по меньшей мере для нескольких послевоенных поколений, кончилась. Более того, нарастает ощущение колеблемого, теряющего незыблемость пространственных границ «жизненного мира» (Гуссерль, 2000). Ситуация, вызванная изменением политических границ, имеет большую сиюминутную актуальность, но главное – она придает непреходящую теоретическую и социологическую актуальность вопросу о социальном пространстве. Кроме того, политическая ситуация развела, отслоила социальное пространство и этническое пространство и поставила проблему их взаимодействия.
В то же время ситуация может резко измениться, так как идет процесс разрушения русскоязычного пространства и его последствия могут быть ощущены уже сегодня. Особенно быстро сокращается число владеющих русским языком среди молодого поколения многих республик бывшего СССР. Сокращаются возможности получения образования на русском языке. Меньше внимания уделяется его изучению в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в которых обучение все чаще ведется на языках титульных наций.
Данное обстоятельство глубоко затрагивает, во-первых, права миллионов русских соотечественников, в результате распада СССР оказавшихся за рубежом, во-вторых, это во многом не отвечает национальным интересам новых независимых государств. Сокращение использования русского языка как языка межнациональной коммуникации ведет к межкультурному разобщению народов России и других стран постсоветского пространства.
В этой связи целенаправленные усилия по поддержанию русскоязычного пространства, пропаганда русской культуры являются приоритетными направлениями в деятельности профильных органов государственной власти и общественных организаций гуманитарного характера.
Принципиально новый облик русского мира стимулирует поиск новых теоретических и практических подходов к его оценке и восприятию. На практике, говоря о русском мире, обычно подразумевают ту его часть, которая существует вне географических границ России и совпадает с традиционными представлениями о российском зарубежье и зарубежной России.
Нельзя не отметить, что в большинстве государств-участников СНГ предпринимаются шаги по формированию единого (общего) образовательного пространства. На этот счет уже подписан ряд соответствующих соглашений. При этом, помимо соглашений на межгосударственном уровне, заключаются и договоренности на региональном и мужвузовском уровне, такие как документы о создании консорциумов приграничных вузов, о студенческом и академическом обмене, о сотрудничестве в области дистанционного образования, партнерстве в сфере науки. Образование – важнейшая сфера для взаимодействия с русским миром и укрепления социокультурных связей с ним. Прежде всего это касается постсоветского пространства.
Выполнение поставленных задач может быть успешным только при четком осознании того, что русский мир это не просто понятие, характеризующее этнических русских, проживающих за рубежом, но гораздо более широкое понятие, включающее в себя, к примеру, и иностранных граждан, интересующихся русской историей и культурой, знающих или изучающих русский язык, понятие, определяющее целый многоконфессиональный, мультиэтничный пласт, объединенный в той или иной степени причастностью к судьбам России.
Автор данной работы делает вывод, согласно которому русский язык имеет все шансы, стать основополагающей частью нового цивилизационного пространства, идущего на смену парадигмы "советских республик". Это возможно только при активном содействии всех заинтересованных сторон, в особенности Российской Федерации. Сохранение русского языка как средства межнационального общения на постсоветском пространстве, особо важно в условиях роста популярности изучения других языков, выбор которых разнится от региона к региону.
Подходя к вопросу решения проблем русскоязычного населения стоит учитывать то что зачастую дискриминация по этническому или языковому принципу зачастую способна стать поводом для сплочения меньшинства. В таких условиях появляется возможность для консолидированного сотрудничества. Однако в то же время, мировой опыт показывает, что со сменой поколений в условиях дискриминации, национальное самосознание вымывается, и молодое поколение начинает ассоциировать себя с этническим большинством.
Автор данной работы, полагает, что Российская Федерация должна рассматривать помощь русскоязычному населению, как одну из важнейших задача. К такому выводу можно прийти, рассматривая Россию как правопреемницу СССР. Именно в Советском Союзе была выстроена система, после разрушения которой такое большое русскоязычных людей оказалось не на своей родной земле. В рамках это помощи нельзя обойтись без того, чтобы направлять усилия на консолидацию русскоязычных граждан, а так же людей которым близка русская культура. Проблемой на пути к этому, является то, что другими государствами зачастую такие действия рассматриваются как вмешательство во внутренние дела суверенных стран. Эти опасения имеют под собой основания, поскольку опыт мировой политики дает примеры использования защиты национальных меньшинств в политических целях. Однако, стоит четко разделять политику Российской Федерации и положение русского языка. Русский язык не стоит рассматривать как единицу присущую только России как государству, ведь это средства общения множества людей, как этнических русских так и нет, которые не имеют никакого отношения ни к событиям приведшим к распаду СССР, ни к текущим политическим интересам.



1. Berry J. W. Acculturation as varieties of adaptation // A. Padilla. Acculturation: Theory,models and some new findings. Boulder : Westview Press, 1980. P. 9—25.
2. Laitin D. Identity in Formation, the Russian-speaking population in the near abroad. Ithaca: Cornell Universitynews.gallup.com/poll/109228/Russian-Language-Enjoying-Boost-PostSoviet-States.aspxpoint.md/ru/novosti/obschestvo/ministerstvo-prosvescheniya-moldovi-oproverglo-obvineniya-posla-rossii Press, 1998. 84-93, 417 р.
3. rus.postimees.ee/2087810/na-russkom-yazyke-doma-razgovarivayut-pochti-38-procentov-zhiteley-latvii
4. Алекперова Дж. Русскоязычные СМИ в Азербайджане. «Эхо». № 147 (2349), 17 августа 2010.
5. Аналитический обзор по результатам исследования теоритических основ и практических аспектов использования русского языка как средства научной коммуникации на пространстве СНГ на современном этапе и в ретроспективе. Тверской Государственный университет, Тверской ИнноЦентр. Тверь 2018.
6. Багдасарян В.Э. Русскоязынчая диаспора стран ближнего зарубежья в постсоветский период: историко-демографические процессы. 2005 год. с 1367-1369
7. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Астрель, 2013. 288 c
8. В Таджикистане запретили выдавать паспорта с русскими именами и фамилиями. https://pravo.ru/interpravo/news/view/128708/
9. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
10. Выступления российских президентов на Генассамблее ООН https://ria.ru/20150928/1281844043.html?in=t
11. Гаман Л.А. ПРОБЛЕМА «ПЕРСПЕКТИВИЗМА»В ИСТОРИКО-РЕЛИГИОЗНОМ ИССЛЕДОВАНИИ:Ф.А. СТЕПУН О СОВЕТСКОЙ РОССИИ. Вестник томского государственного университета №2(6) 2009
12. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн., М., 2000. — 752 с.
13. Демоскоп.2016.http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=0
14. Динамика использования русского языка в повседневном общении в странах постсоветского пространства (2005-2010 гг.) http://www.russkiymir.ru/analytics/tables/news/67943/
15. Дискриминация русских на постсоветском пространстве https://www.levada.ru/2014/05/04/diskriminatsiya-russkih-na-postsovetskom-prostranstve/print/
16. Договор о коллективной безопасности" (Вместе с "Протоколом об исправлении текста Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года" и Нотой МИД Республики Беларусь от 24.05.1995 N 12/4913-н) (Договор подписан в г. Ташкенте 15.05.1992) (Протокол подписан в г. Минске 18.05.1995) (с изм. от 10.12.2010)
17. Доклад МИД России. Русский язык в мире
18. Завьялова М.В. Этнические автостереотипы русских в странах Балтии https://refdb.ru/look/2396769.html
19. Законопроект № 5670-д "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного"
20. Заявление для прессы миссий ОБСЕ от 08.10.2006
21. Игорь БЛИЩЕНКО, Аслан АШИДЗЕ "Права национальных меньшинств в свете мирового опыта. 1992
22. Ионцев В. М., Лебедева Н. М., Назаров М. В., Окороков А. В. Эмиграция и репатриация в России. М.:
23. Исполком СНГ не получал от Украины официального заявления о выходе из Содружества https://www.pnp.ru/politics/ispolkom-sng-ne-poluchal-ot-ukrainy-oficialnogo-zayavleniya-o-vykhode-iz-sodruzhestva.html
24. Исследование «Положении русского языка в новых независимых государствах (страны СНГ и Балтии)
25. Каменкова Л.Э., Мурашко Л.О. Позитивная дискриминация: понятие, содержание, эволюция // журнал международного права и международных отношений. 2006. № 2. С. 3.
26. Литвак К. Б. «Перепись населения 1897 года о крестьянстве России» (источниковедческий аспект). — История СССР. — 1990. — № 11
27. Международная конференция «Русский язык в новых независимых государствах: реалии, возможности, перспективы» 29.02.08
28. Москальков С. П. Географические аспекты распространения русского языка в СССР // Вестн. Моск.
29. Нигматуллина Р.К. Проблема русскоязычного населения. М.,2010
30. Овдин Александр Владимирович. Возвращение в Россию проживающих за рубежом соотечественников и его значение в миграционных процессах / А. В. Овдин // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 106-113 .
31. Оливский мир // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916
32. Особенности русскоязычных СМИ в Израиле 01-02-2016 №752 от 1 февраля 2016 года. Феликс Идзинский. lebed.com
33. Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. С. 29–30
34. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII Съездом КПСС. М.: Госполитиздат, 1961
35. Резолюция ПАСЕ № 1527 (2006). Права национальных меньшинств в Латвии
36. РУССКИЕ В ИЗРАИЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Носенко-Штейн Е.Э. В книге: Российская диаспора в странах Востока Материалы 8-й научной межинститутской конференции. Институт востоковедения РАН. 2017. С. 72-77.
37. Солженицын A. Русский вопрос к концу ХХ века. М.: Голос, 1995. 64, 112 c.
38. Сталин И.В. Национальный вопрос и ленинизм. Ответ товарищам Мешкову, Ковальчуку и другим // Сталин И.В. Сочинения: В 13 т. Т. 11.. Публикация 1950 г.
39. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
40. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016–2020 год
41. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» N 99-ФЗ принят Госдумой 9 марта и Одобрен членами Совета Федерации 17 марта 1999 года
42. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 20 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 71-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
43. Федосеев П.Н. ХХVI съезд КПСС и актуальные задачи развития общественных наук // Вестник АН СССР. 1981. № 11
44. Филатова М.А. Современные вопросы позитивной дискриминации в контексте практики конституционных судов // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 4. C.19
45. ФРАНЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ ИЛИ ЯЗЫКОВ МЕНЬШИНСТВ - НЕРАЗРЕШИМАЯ ДИЛЕММА Ермакова Э.В. Вестник МГИМО Университета. 2015. № 5 (44). С. 118-125.
46. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году. Тишков, Степанов. 2014


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ