Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования……………………..5
1.1 Скоростные качества и методика их развития…………………..........5
1.2. Формы проявления быстроты в футболе ………………………….... 13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………... 27
2.1 Методы исследования…………………………………………………. 27
2.2 Организация исследования……………………………………………. 28
Глава 3. Анализ результатов исследований и их обсуждение…………... 35
3.1. Анализ показателей скоростных качеств юных футболистов в
подготовительном периоде…………………………………………………….. 35
3.2. Анализ динамики показателей физической подготовленности юных
футболистов в подготовительном и соревновательном периодах…………...36
Выводы………………………………………………………………………..40
Практические рекомендации……………………………………………….. 42
Литература…………………………………………………………………....43
Приложение………………………………………………………………......48
Актуальность. Значительный уровень формирования скоростных качеств
показывает нужным условием подготовки способного спортсмена в связи с
развитием навыков и умений, определяющих его технической подготовки.
Футбол - это игра с высокой долей сложности организации двигательного
навыка, составной частью которого является скоростной компонент.
Исследование качества быстроты как способности осуществляет движения в
предельно малый промежуток времени в связи с развитием и
совершенствованием двигательных навыков у юных футболистов представляет
собой интерес [1,12, 13].
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия с
большой скоростью. В футболе данное физическое качество выражается в
скорости передвижения игроков, быстроте выполнения разнообразных
технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой
выполнения технико-тактических действий каждого игрока и команды в целом,
как правило, и устанавливает успех коллектива в соревнованиях. Одним из
основных направлений в практике подготовки юных футболистов является
процесс совершенствования скоростных качеств. Это обусловлено тем, что из
всех двигательных качеств, быстрота менее всего подвержена изменениям в
процессе тренировки [Ежов, П.Ф., Степанов, А.В.,2011].
Другой причиной столь пристального интереса тренеров и специалистов
к своевременному развитию быстроты у юных футболистов является сама игра,
эффективность которой во многом определяется уровнем данного физического
качества.
Объект исследования – скоростные качества футболистов 13-14 лет в
годичном цикле тренировки.
Предмет исследования – методика развития скоростных качеств юных
футболистов.
Гипотеза – предполагалось, что применение комплекса специальных
упражнений для развития скоростных качеств положительно повлияет на
игровую активность футболистов 13-14 лет.
Цель работы– совершенствование методики развития скоростных качеств
юных футболистов.
Задачи:
Изучить основные средства и методы развития скоростных качеств юных
футболистов в тренировочном процессе юных футболистов.
Разработать методику развития скоростных качеств футболистов в
годичном цикле тренировки.
Апробировать полученные результаты исследования в практике учебнотренировочного процесса юных футболистов.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы
- педагогические наблюдения,
- педагогический эксперимент,
- математико-статистическая обработка данных.
Новизна исследования: состоит в том, что в результате проведения
педагогического эксперимента у футболистов МБУ ДЮСШ № 6 города
Белгорода нами были получены объективные данные по развитию
скоростных качеств, которые показали эффективность разработанной нами
методики.
Практическая значимость – методика развития скоростных качеств
футболистов 13-14 лет может быть использована для дальнейшего
повышения эффективности планирования учебно-тренировочного процесса
детско-юношеских спортивных школ, академий футбола, групп подготовки
любительских и нелюбительских футбольных клубах различных
дивизионов.
1. В научно-методической литературе, освещающей тренировку юных
футболистов значительное место отводится обсуждению вопросов
развития скоростных качеств и приводятся нормативные показатели для оценки
изменений по возрастам
2. В практической работе тренеров ДЮСШ используется широкий круг
средств развития быстроты юных футболистов. Для развития быстроты
применяются общеподготовительные, специальноподготовительные
упражнения, выполняемые в разминке, достаточно большая часть которых
должна выполняться с установкой максимальной амплитуды и частоты
движений.Для развития быстроты отдельных движений используются те же
упражнения, что и для “взрывной силы” (но без отягощения), для развития
быстроты реакции – выбегания со старта, старт из различных исходных
положений. Для развития частоты движений – быстрые движения руками и
ногами, выполняемые в высоком темпе.
Основные методы для воспитания быстроты: повторный,
соревновательный, игровой, круговая тренировка, метод сопряженного
воздействия. При этом в зависимости от задач используются обычные,
облегченные и затрудненные условия.
3. В результате проведения педагогического эксперимента в
экспериментальной группе было выявлено статистически достоверное
улучшение скоростных качеств футболистов к окончанию подготовительного
периода в нормативах физической, специально-технической и технической
подготовленности (Р<0,05). В соревновательном периоде наблюдается
незначительное повышение среднегрупповых показателей скоростных качеств
(до 0,19 сек), которые не были статистически достоверны (Р>0,05).
4. В контрольной группе, по результатам педагогического эксперимента,
было выявлено статистически достоверное увеличение скоростных качеств по
нормативам специально-технической подготовленности (Р<0,05) и незначительное увеличение показателей физической и
технической подготовке (Р>0,05).
5. Применение нашей методики позволяет оптимизировать учебнотренировочный процесс в экспериментальной группе, направленный на
развитие скоростных качеств юных футболистов.
1.Андреев, С.Н. Футбол – твоя игра. / С.Н. Андреев.- - [Текст]-М.:
Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Аркадьев, Б.А. -Тактика футбольной игры./ Б.А. Аркадьев. - [Текст]-М.:
Физкультура и спорт, 1963.-168с.
3. Аркадьев, Б.А.- Футбол на всю жизнь./ Б.А. Аркадьев .- [Текст]-К.: Веселка
1989. - 78 с.
4. Бубэ, X.- Тесты в спортивной практике / Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш
Ф. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1968. - 240-245 с.
5. Бубнов А. Анализ игр Кубка Мира 2002 г. в аспекте определения тенденций
развития современного футбола / А. Бубнов. - [Текст]- М.: Теория и практика
футбола,2003. – 2-3 с.
6. Варламов И.М. Вопросы оптимизации учебно – тренировочного процесса
юных футболистов ДЮСШ- ВГАФК, Волгоград, 2008.-87с.
7. Голомазов, В.Ч.- Теория и практика футбола. / В.Ч.Голомазов. - [Текст]-М.:
Физкультура и спорт, 1999.-126с.
8. Гарунов Г., Сорокин А. «Спортивное питание» как составляющая процесса
подготовки юных и взрослых футболистов / Г. Гарунов, А. Сорокин. – [Текст]-
М.: Теория и практика футбола, 2003.- 29-31 с.
9. Ежов, П.Ф., Степанов, А.В.- Соотношение компонентов тренировочных
нагрузок по видам подготовки на этапах подготовительного периода
футболистов групп спортивного совершенствования / П.Ф. Ежов, А.В.
Степанов // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 2. - С. 24.
10. Железняк, Ю.Д. , Ю.М, Портнов и др.- Спортивные игры: Техника, тактика
обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - [Текст]-М.:
Издательский дентр "Академия", 2001.-390-475 с.
11. Железняк, Ю.Д., Портнов Ю.М. и др. Совершенствование спортивного
мастерства; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка