Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистические средства выражения оценки деятельности творческой личности в публицистических текстах (на материале журнала «Личности»)

Работа №135648

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы116
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения оценочных значений в лингвистике 8
1.1 Оценка как функционально-семантическая категория 8
1.1.1 Понятие оценочности и оценки в лингвистике 8
1.1.2 Структура категории оценки 12
1.2 Семантические особенности оценочных значений 17
1.2.1 Оценочные значения и дескриптивные значения 17
1.2.2 Общеоценочные значения и частнооценочные значения 20
1.3 Функциональная, коннотативная и прагматическая репрезентация оценки 24
1.4 Языковые средства выражения оценки в публицистических текстах 32
1.5 Понятие творческой личности с точки зрения культурологии и лингвистики 38
Выводы по главе I 41
ГЛАВА II Анализ средств выражения оценки деятельности творческой личности в публицистических текстах (на материале журнала «Личности») 43
2.1 Методология анализа материала 43
2.2 Лексические средства выражения оценки 44
2.3. Морфологические средства выражения оценки 58
2.4 Прецедентное имя как средство выражения оценки 60
2.5 Синтаксические средства выражения оценки 68
2.6. Речевые способы создания оценки 81
Выводы по главе II 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 96

Оценка является одной из важнейших составляющих когнитивной деятельности человека и существенным элементом антропоцентрического подхода к изучению языковых явлений, связанных с репрезентацией суждений человека о том, что человек считает ценным для себя, окружающих его людей и общества.
Путём оценивания лиц, фактов и событий окружающего мира личность создаёт свой ценностный фрагмент картины мира. В этом процессе средства массовой информации играют важную роль, так как являются важнейшим источником информации о системе ценностей современного общества в определенных социокультурных условиях.
В публицистическом стиле оценочность является специфической стилевой чертой, поскольку оценка предмета речи возводится в принцип создания текста, причём это социальная оценка. Социальная оценочность – одна из главных особенностей языка публицистики, нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации (СЭС РЯ 2003: 313).
Актуальность исследования обусловлена как общим уровнем развития аксиологической лингвистики, так и вниманием лингвистов к особенностям публицистического стиля речи. Тексты публицистического стиля отображают актуальные проблемы современной общественной жизни и оказывают большое влияние на формирование ценностных отношений в современном обществе. Хотя современная публицистика избегает прямых оценочных выводов, в публицистических текстах всегда можно найти отношение и идеологические установки автора, которые могут иметь большое влияние на читателей. Оценочное выражение реализуется в публицистических текстах с помощью различных языковых средств.
Современные лингвисты активно разрабатывают многоаспектное изучение оценки в качестве универсальной категории для разных функциональных стилей речи. Так, Е.М. Вольф (1985) и Н.Д. Арутюнова (1988) рассматривали общие вопросы оценки в аспекте функционально-семантического подхода. Т. В. Матвеева (1990) исследовала категорию оценки во всех функциональных стилях. Н. И. Клушина (2000) изучала языковые механизмы формирования оценки в СМИ. В последние годы всё больше внимания уделяется исследованию оценочности и её функционирования в публицистических текстах, этой теме посвящены следующие работы: У.О. Малярчук «Лексические средства выражения оценки в текстах СМИ на современном этапе» (2013), В.А. Марьянчик «Аксиологичность и оценочность медиаполитического текста» (2013) и др. Вместе с тем, следует отметить, что исследование лингвистических средств выражения оценки творческой личности в публицистических текстах ранее не проводилось.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуются лингвистические средства, выражающие оценки деятельности творческой личности в публицистических текстах. Функциональный аспект исследования предполагает выработку новых методологических принципов описания оценочной характеристики творческой личности с учетом мотивов и социокультурных факторов креативности.
В отличие от художественных текстов, оценки человека в текстах публицистического стиля имеют отличительные особенности и функции. В оценке творческой личности и её деятельности в публицистике сказываются существующие морально-эстетические нормы и социальные стереотипы. Изучение языковых средств и приёмов выражения оценки деятельности творческой личности дает возможность проследить специфику функционирования аксиологической семантики в сфере культуры.
Объектом исследования является оценочное высказывание в публицистических текстах.
Предметом исследования выступают разноуровневые языковые единицы, выражающие оценки деятельности творческой личности
Целью исследования является выявление лингвистических способов выражения оценки деятельности творческой личности и описание их особенностей в публицистических текстах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать структуру оценки и способы выражения оценки в русском языке;
2) рассмотреть специфику языка публицистического стиля.
3) классифицировать разноуровневые языковые единицы, используемые для выражения оценки деятельности творческой личности на материале журнала «Личности».
4) Исследовать функции и роль различных языковых средств в формировании оценки
5) определить особенности языковой оценки деятельности творческой личности в публицистических текстах;
Методы исследования: описательный, метод сплошной и частичной выборки материала из текстов, элементы компонентного анализа, приемы стилистической и частотно-статистической характеристики.
Материалом исследования служат тексты журнала «Личности» за 2019-2021 годы.
Гипотеза исследования заключается в том, что в публицистических текстах оценка творческой личности и ее деятельности может выражаться разноуровневыми лингвистическими средствами, отражающими как индивидуальность характеризуемого объекта, так и отношение оценивающего субъекта в сопоставлении со сложившимся имиджем творческой личности. В структуре оценочности предполагается преобладание положительных оценок, поскольку такие публикации способствуют популяризации известных людей в сфере культуры.
Теоретическая значность данной работы состоит в том, что в ней систематизируется лингвистические средства, выражающие оценку деятельности творческой личности, определяется модели выражения оценочного суждения о творческой личности в публицистических текстах. Наблюдения и результаты, представленные в работе, могут быть использованы при изучении категории оценки лиц в публицистических текстах.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведённого исследования можно использовать в работе по изучению категории оценки, в курсах функционального стиля, в практике обучения русскому языку иностранных учащихся.
Для иностранных студентов, обучающихся в России, публицистические тексты являются актуальным языковым материалом при изучении русского языка. Вместе с тем, данное исследование помогает развивать способность иностранных студентов понимать оценочные значения, выражать собственные мнения и оценки на русском языке, что способствует совершенствованию коммуникативных навыков в межкультурной коммуникации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках представленной диссертационной работы был рассмотрен и сформулирован понятийно-терминологический аппарат исследования, определены методологические принципы анализа оценочных значений в речи, отобраны и проанализированы 166 фрагментов статей из журнала «Личности», которые послужили материалом для выявления средств и способов выражения оценки деятельности творческой личности в публицистических текстах.
Оценочность рассматривается как свойство языковых средств (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических) формировать аксиологический аспект высказывания, отражающий ценностные отношения между субъектом и объектом оценки в речи. Под оценкой понимается выражение положительного или отрицательного отношения автора к сказанному в тексте при помощи языковых средств. Оценочность и оценка связаны с понятиями экспрессивности, эмотивности, модальности и анализируются как ценностный аспект значения языковых единиц на разных уровнях языковой структуры.
При оценке творческих личностей и их деятельности широко используются разноуровневые языковые единицы. На лексическом уровне отмечено использование клишированных характеризующих слов, которые имеют свои устоявшиеся положительные или отрицательные значения (кумир, классик, мастер, суперзвезда, талантливый, гениальный, знаменитый, успех, триумф, фурор, провал и др.). Вместе с тем, заметна тенденция к переходу в разряд общих оценок таких слов, как культовый (видеоклип, текст, запись и др.), сильный (фильм, танец, творение и др.) и горячий (танцор, телевизионная звезда).
Использование прецедентных имен в качестве интеллектуальной оценки в характеристике творческой личности (советские Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро, Маленький принц, муза плача и др.) охватывает широкий диапазон общекультурных фактов и выполняет эстетическую, моделирующую, парольную и эвфемистическую функции.
На морфологическом уровне наиболее употребительными оценочными средствами являются междометия (увы) и вводные слова (к счастью, к сожалению и др.), формирующие оценочную модальность и выполняющие эмотивную функцию, а также имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени для выражения субъективной сравнительной оценки (лучше, филиграннее, самый сильный, самый знаменитый и др.).
На синтаксическом уровне оценочная семантика в высокой степени зависит от организации семантически связанных синтаксических структур или контекста, при этом повторы, параллелизмы, парантеза, сегментация и парцелляция выполняют эмотивную и экспрессивную функции.
Широко используемые в характеристике деятельности творческих личностей стилистические оценочные средства, такие как метафоры (ослепительный бриллиант, оглушительная слава, ошеломительный успех и др.), сравнения (как Фолкнер; как свежая струя; потребность рисовать, как потребность дышать и др.), перифразы (голливудская легенда, король ужасов, автор мировых бестселлеров и др.), риторические восклицания и риторические вопросы усиливают выразительность свойств и качеств творческой личности и выполняют эстетическую, эмотивную и экспрессивную функции.
Как показал анализ, оценочность может быть выражена как эксплицитно, так и имплицитно. В первом случае ее маркерами являются эмоционально-оценочная лексика и устойчивые словосочетания, обладающие определенной оценкой. Имплицитная оценочность передается с помощью экспрессивных, эмотивных и образных средств речевого воздействия.
Итак, рассмотрев средства и способы выражения оценки в публикациях журнала «Личности», можно сделать вывод о том, что оценка творческих личностей в большей степени сосредоточена на их профессиональной деятельности и общественном признании. Это наблюдение доказывает, что одной из главных особенностей языка публицистического стиля является социальная оценочность. Вместе с тем, в характеризующих описаниях преобладает общая рациональная положительная оценка. Авторы публикаций стремятся не давать оценок, диаметрально противоположных общественному мнению, и подтверждают общественное признание известной творческой личности в сознании читателей посредством положительных оценок.


1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1: Лексическая семантика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1995. – 472 с.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. – М.: Наука, 1988. – 341 с.
3. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. – М., 1984. – 287 c.
4. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. – 184 с.
5. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – 383 с.
6. Болотов В. И. Проблемы теории эмоциональности воздействия текста. Автореф. .канд. филол. наук. М., 1986. – 36с.
7. Болдырев Н. Н. Языковые механизмы оценочной категоризации / Болдырев Н.Н. //Реальность, язык и сознание: Между нар. межвуз. сб. науч. тр. -Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002а. – С. 360 – 369.
8. Бондарко А. В. Введение. Основания функциональной грамматики // Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис / отв. ред. А. В. Бондарко. Л.: Наука, 1987. – 348 с.
9. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики. На материале русского языка. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 737 с. 
10. Бронский М. В. Философский анализ научного статуса аксиологии: монография. – Н. Новгород, 2001. – 140 с.
11. Васильев Л.М. Теоретические проблемы лингвистики (внутреннее устройство языка как знаковой системы) / Л.М. Васильев. — Уфа: Башк. гос. ун-т, 1994. –126 с.
12. Вендина Т. И. Дифференциация славянских языков по данным словообразования. – М.: Наука, 1990. – 168 с.
13. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб. пособие для вузов/отв. ред. Г. А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1986. – 640 с.
14. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. – М.: Наука, 1959. – 451с.
15. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф; Отв. ред. Г. В. Степанов. – М.: Наука, 1985. – 228 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ