Проблемы разграничения налоговых и неналоговых сборов
|
Введение 3
Глава 1. Сборы в Российской Федерации. 6
§1. Понятие и признаки сбора, его отличия от налога. 6
§2. Разграничение налоговых и неналоговых сборов. 14
§3. Неналоговые сборы в практике Конституционного Суда Российской Федерации 22
Глава 2. Планируемые мероприятия по реформированию налоговой системы РФ 31
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Глава 1. Сборы в Российской Федерации. 6
§1. Понятие и признаки сбора, его отличия от налога. 6
§2. Разграничение налоговых и неналоговых сборов. 14
§3. Неналоговые сборы в практике Конституционного Суда Российской Федерации 22
Глава 2. Планируемые мероприятия по реформированию налоговой системы РФ 31
Заключение 48
Список источников и литературы 51
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Такова позиция отечественного законодателя относительно вопроса установления и взимания обязательных платежей.
Однако в практической действительности существует множество платежей, которые по своей природе идентичны налоговым платежам (налогам и сборам), но взимаются на основании иных актов, нежели НК РФ, что вызывает вопрос о конституционности такого регулирования.
Разработанность проблемы разграничения налоговых и неналоговых сборов, взимаемых в Российской Федерации на теоретическом уровне следует оценить весьма положительно. Проблема была предметом исследования множества представителей финансово-правовой науки: Брызгалина А.В., Васяниной Е.Л., Зарипова В. М., Моисеева В.Н., Пепеляева С.Г., Тютина Д.В. и др., предлагающих свое видение ситуации и варианты разрешения проблемы.
Однако следует подчеркнуть, что проблема на сегодняшний день не решена на практическом уровне. Планируемые в течение длительного периода времени изменения налогового законодательства, которые последовательно будут рассмотрены в Главе 2 настоящего исследования, на сегодняшний день не реализованы в полной мере, хотя, безусловно, можно констатировать сдвиг «с мертвой точки».
Еще в декабре 2015 г. Президент РФ обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ с предложением сформировать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
В марте 2016 г. Президент РФ издал предписание Правительству РФ разработать и утвердить план мероприятий по систематизации и формировании единого перечня неналоговых платежей, законодательному закреплению единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования.
Министерством финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ разработан Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 25.07.2017 г. Проектом предложено урегулировать взимание отдельных обязательных платежей, не установленных, в частности, налоговым или таможенным законодательством, а также не относящихся к платежам, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
С начала 2018 года Председатель Правительства РФ уже дважды давал поручения Минфину и Минэкономразвития РФ подготовить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации, что может свидетельствовать о возможном решении проблемы в обозримом будущем.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена именно происходящим в настоящее время обсуждением данной проблемы, вызванным планируемыми изменениями налогового законодательств, среди теоретиков налогового права, а также представителей государственных органов и бизнеса.
Целью данного исследования является комплексное рассмотрение проблемы отграничения неналоговых сборов от платежей, предусмотренных налоговым законодательством.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение признаков налоговых сборов в сравнении с налогами;
- поиск критериев отграничения сборов, предусмотренных НК РФ, от платежей неналогового характера;
- анализ имеющихся доктринальных разработки правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам платежей неналогового характера;
- изучение тенденций развития современного налогового законодательства в части регулирования взимания неналоговых платежей.
Пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Такова позиция отечественного законодателя относительно вопроса установления и взимания обязательных платежей.
Однако в практической действительности существует множество платежей, которые по своей природе идентичны налоговым платежам (налогам и сборам), но взимаются на основании иных актов, нежели НК РФ, что вызывает вопрос о конституционности такого регулирования.
Разработанность проблемы разграничения налоговых и неналоговых сборов, взимаемых в Российской Федерации на теоретическом уровне следует оценить весьма положительно. Проблема была предметом исследования множества представителей финансово-правовой науки: Брызгалина А.В., Васяниной Е.Л., Зарипова В. М., Моисеева В.Н., Пепеляева С.Г., Тютина Д.В. и др., предлагающих свое видение ситуации и варианты разрешения проблемы.
Однако следует подчеркнуть, что проблема на сегодняшний день не решена на практическом уровне. Планируемые в течение длительного периода времени изменения налогового законодательства, которые последовательно будут рассмотрены в Главе 2 настоящего исследования, на сегодняшний день не реализованы в полной мере, хотя, безусловно, можно констатировать сдвиг «с мертвой точки».
Еще в декабре 2015 г. Президент РФ обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ с предложением сформировать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
В марте 2016 г. Президент РФ издал предписание Правительству РФ разработать и утвердить план мероприятий по систематизации и формировании единого перечня неналоговых платежей, законодательному закреплению единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования.
Министерством финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ разработан Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 25.07.2017 г. Проектом предложено урегулировать взимание отдельных обязательных платежей, не установленных, в частности, налоговым или таможенным законодательством, а также не относящихся к платежам, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
С начала 2018 года Председатель Правительства РФ уже дважды давал поручения Минфину и Минэкономразвития РФ подготовить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации, что может свидетельствовать о возможном решении проблемы в обозримом будущем.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена именно происходящим в настоящее время обсуждением данной проблемы, вызванным планируемыми изменениями налогового законодательств, среди теоретиков налогового права, а также представителей государственных органов и бизнеса.
Целью данного исследования является комплексное рассмотрение проблемы отграничения неналоговых сборов от платежей, предусмотренных налоговым законодательством.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение признаков налоговых сборов в сравнении с налогами;
- поиск критериев отграничения сборов, предусмотренных НК РФ, от платежей неналогового характера;
- анализ имеющихся доктринальных разработки правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам платежей неналогового характера;
- изучение тенденций развития современного налогового законодательства в части регулирования взимания неналоговых платежей.
Итак, в рамках данного исследования нами рассмотрены понятие сбора, соотношение сбора и налога, соотношение сбора с иными обязательными платежами (сборами), неурегулированными НК РФ.
В отличие от налога сбор является платежом индивидуально-возмездным, уплачиваемым лицом в связи с совершением в его пользу определенных юридически значимых действий. С появлением в НК РФ торгового сбора понятие сбора, представленное в п.2 ст.8 НК РФ, было расширено: теперь это также и обязательный взнос, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Такое нововведение критиковалось специалистами как устраняющее элемент возмездности из легального определения сбора.
Помимо сборов, подпадающих под легальную дефиницию п. 2 статьи 8 НК РФ, в Российской Федерации уплачиваются сборы, предусмотренные иными законодательными актами. К таковым, в частности, относятся патентные платежи, сборы за негативное воздействие на окружающую среду и другие. Возникает вопрос о соответствии такого положения статье 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также п.5 статьи 3 НК РФ (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК). Такие проблемы неоднократно ставились перед Конституционным Судом РФ.
Оправдывая допустимость установления обязательных платежей неналоговым законом или даже актом Правительства РФ, КС РФ неоднократно называл следующие признаки, позволяющие отграничить данные платежи от налоговых сборов: данные платежи являются индивидуально-возмездными; их уплата связана с определенной свободой выбора плательщика; в случае их неуплаты возникают иные, нежели предусмотренные НК РФ последствия.
Каждый из названных выше критериев подвергался обоснованной критике в юридической литературе, как позволяющий в большинстве случаев лишь отграничить неналоговые сборы от налогов, но не от налоговых сборов, обладающих теми же признаками.
В правовой литературе предлагаются также следующие критерии для отграничения налоговых сборов от сходных платежей неналогового характера:
- обязательный платеж является сбором, если он предусмотрен законодательством о налогах и сборах;
- платеж является сбором при условии включения его в список налоговых доходов бюджетов в соответствии с БК РФ.
Проанализировав нормативный материал и позиции исследователей, мы пришли к выводу о несостоятельности подобных критериев. Несмотря на то, что в БК РФ представлен обширный перечень налоговых доходов бюджетов, Налоговым кодексом РФ регулируется только три вида сбора: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов(глава 25.1 НК РФ) и государственная пошлина(глава 25.3 НК РФ).
Представляется, что на данный момент отсутствуют четкие, универсальные критерии, позволяющие отграничить налоговые сборы от неналоговых.
Остается надеяться на скорейшее завершение весьма затяжной реформы налогового законодательства, на установление признаков неналоговых сборов законом. В условиях отсутствия универсальных критериев, позволивших бы достоверно определить природу обязательного платежа, для достижения поставленных целей потребуется индивидуальный анализ каждого публично-правового платежа на предмет его налоговой или неналоговой природы.
На данном этапе реформирование регулирования обязательных платежей неналогового характера идет параллельно в двух направлениях:
- Минфином и Минэкономразвития РФ подготовлен Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регулирующий взимание отдельных обязательных платежей, не установленных налоговым или таможенным законодательством, и не являющихся платежами, уплачиваемыми в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
- Председатель Правительства поручил Минфину и Минэкономразвития России до 1 сентября 2018 года внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий включение в Налоговый кодекс Российской Федерации регулирования неналоговых платежей. Предписывалось создать рабочую группу для анализа всех неналоговых платежей, подготовки предложений по оптимизации их количества и ведению их специального реестра.
На данном этапе исследования сложно с точной степенью достоверности сказать, в каком именно направлении пойдет реформирование налоговой системы в РФ, что делает весьма перспективной дальнейшую работу над проблемой разграничения налоговых и неналоговых сборов.
В отличие от налога сбор является платежом индивидуально-возмездным, уплачиваемым лицом в связи с совершением в его пользу определенных юридически значимых действий. С появлением в НК РФ торгового сбора понятие сбора, представленное в п.2 ст.8 НК РФ, было расширено: теперь это также и обязательный взнос, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Такое нововведение критиковалось специалистами как устраняющее элемент возмездности из легального определения сбора.
Помимо сборов, подпадающих под легальную дефиницию п. 2 статьи 8 НК РФ, в Российской Федерации уплачиваются сборы, предусмотренные иными законодательными актами. К таковым, в частности, относятся патентные платежи, сборы за негативное воздействие на окружающую среду и другие. Возникает вопрос о соответствии такого положения статье 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также п.5 статьи 3 НК РФ (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК). Такие проблемы неоднократно ставились перед Конституционным Судом РФ.
Оправдывая допустимость установления обязательных платежей неналоговым законом или даже актом Правительства РФ, КС РФ неоднократно называл следующие признаки, позволяющие отграничить данные платежи от налоговых сборов: данные платежи являются индивидуально-возмездными; их уплата связана с определенной свободой выбора плательщика; в случае их неуплаты возникают иные, нежели предусмотренные НК РФ последствия.
Каждый из названных выше критериев подвергался обоснованной критике в юридической литературе, как позволяющий в большинстве случаев лишь отграничить неналоговые сборы от налогов, но не от налоговых сборов, обладающих теми же признаками.
В правовой литературе предлагаются также следующие критерии для отграничения налоговых сборов от сходных платежей неналогового характера:
- обязательный платеж является сбором, если он предусмотрен законодательством о налогах и сборах;
- платеж является сбором при условии включения его в список налоговых доходов бюджетов в соответствии с БК РФ.
Проанализировав нормативный материал и позиции исследователей, мы пришли к выводу о несостоятельности подобных критериев. Несмотря на то, что в БК РФ представлен обширный перечень налоговых доходов бюджетов, Налоговым кодексом РФ регулируется только три вида сбора: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов(глава 25.1 НК РФ) и государственная пошлина(глава 25.3 НК РФ).
Представляется, что на данный момент отсутствуют четкие, универсальные критерии, позволяющие отграничить налоговые сборы от неналоговых.
Остается надеяться на скорейшее завершение весьма затяжной реформы налогового законодательства, на установление признаков неналоговых сборов законом. В условиях отсутствия универсальных критериев, позволивших бы достоверно определить природу обязательного платежа, для достижения поставленных целей потребуется индивидуальный анализ каждого публично-правового платежа на предмет его налоговой или неналоговой природы.
На данном этапе реформирование регулирования обязательных платежей неналогового характера идет параллельно в двух направлениях:
- Минфином и Минэкономразвития РФ подготовлен Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регулирующий взимание отдельных обязательных платежей, не установленных налоговым или таможенным законодательством, и не являющихся платежами, уплачиваемыми в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
- Председатель Правительства поручил Минфину и Минэкономразвития России до 1 сентября 2018 года внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий включение в Налоговый кодекс Российской Федерации регулирования неналоговых платежей. Предписывалось создать рабочую группу для анализа всех неналоговых платежей, подготовки предложений по оптимизации их количества и ведению их специального реестра.
На данном этапе исследования сложно с точной степенью достоверности сказать, в каком именно направлении пойдет реформирование налоговой системы в РФ, что делает весьма перспективной дальнейшую работу над проблемой разграничения налоговых и неналоговых сборов.
Подобные работы
- ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ
БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2018 - УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - МЕСТНЫЕ НАЛОГИ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОЛПАШЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)(08.00.05 )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Определение оптимальной структуры доходов регионального бюджета
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы формирования и пути укрепления доходной части региональных бюджетов в РФ (Финансы(тема 15))
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



