Введение 3
Глава 1. Сборы в Российской Федерации. 6
§1. Понятие и признаки сбора, его отличия от налога. 6
§2. Разграничение налоговых и неналоговых сборов. 14
§3. Неналоговые сборы в практике Конституционного Суда Российской Федерации 22
Глава 2. Планируемые мероприятия по реформированию налоговой системы РФ 31
Заключение 48
Список источников и литературы 51
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Такова позиция отечественного законодателя относительно вопроса установления и взимания обязательных платежей.
Однако в практической действительности существует множество платежей, которые по своей природе идентичны налоговым платежам (налогам и сборам), но взимаются на основании иных актов, нежели НК РФ, что вызывает вопрос о конституционности такого регулирования.
Разработанность проблемы разграничения налоговых и неналоговых сборов, взимаемых в Российской Федерации на теоретическом уровне следует оценить весьма положительно. Проблема была предметом исследования множества представителей финансово-правовой науки: Брызгалина А.В., Васяниной Е.Л., Зарипова В. М., Моисеева В.Н., Пепеляева С.Г., Тютина Д.В. и др., предлагающих свое видение ситуации и варианты разрешения проблемы.
Однако следует подчеркнуть, что проблема на сегодняшний день не решена на практическом уровне. Планируемые в течение длительного периода времени изменения налогового законодательства, которые последовательно будут рассмотрены в Главе 2 настоящего исследования, на сегодняшний день не реализованы в полной мере, хотя, безусловно, можно констатировать сдвиг «с мертвой точки».
Еще в декабре 2015 г. Президент РФ обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ с предложением сформировать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
В марте 2016 г. Президент РФ издал предписание Правительству РФ разработать и утвердить план мероприятий по систематизации и формировании единого перечня неналоговых платежей, законодательному закреплению единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования.
Министерством финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ разработан Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 25.07.2017 г. Проектом предложено урегулировать взимание отдельных обязательных платежей, не установленных, в частности, налоговым или таможенным законодательством, а также не относящихся к платежам, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
С начала 2018 года Председатель Правительства РФ уже дважды давал поручения Минфину и Минэкономразвития РФ подготовить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации, что может свидетельствовать о возможном решении проблемы в обозримом будущем.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена именно происходящим в настоящее время обсуждением данной проблемы, вызванным планируемыми изменениями налогового законодательств, среди теоретиков налогового права, а также представителей государственных органов и бизнеса.
Целью данного исследования является комплексное рассмотрение проблемы отграничения неналоговых сборов от платежей, предусмотренных налоговым законодательством.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение признаков налоговых сборов в сравнении с налогами;
- поиск критериев отграничения сборов, предусмотренных НК РФ, от платежей неналогового характера;
- анализ имеющихся доктринальных разработки правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам платежей неналогового характера;
- изучение тенденций развития современного налогового законодательства в части регулирования взимания неналоговых платежей.
Итак, в рамках данного исследования нами рассмотрены понятие сбора, соотношение сбора и налога, соотношение сбора с иными обязательными платежами (сборами), неурегулированными НК РФ.
В отличие от налога сбор является платежом индивидуально-возмездным, уплачиваемым лицом в связи с совершением в его пользу определенных юридически значимых действий. С появлением в НК РФ торгового сбора понятие сбора, представленное в п.2 ст.8 НК РФ, было расширено: теперь это также и обязательный взнос, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Такое нововведение критиковалось специалистами как устраняющее элемент возмездности из легального определения сбора.
Помимо сборов, подпадающих под легальную дефиницию п. 2 статьи 8 НК РФ, в Российской Федерации уплачиваются сборы, предусмотренные иными законодательными актами. К таковым, в частности, относятся патентные платежи, сборы за негативное воздействие на окружающую среду и другие. Возникает вопрос о соответствии такого положения статье 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также п.5 статьи 3 НК РФ (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК). Такие проблемы неоднократно ставились перед Конституционным Судом РФ.
Оправдывая допустимость установления обязательных платежей неналоговым законом или даже актом Правительства РФ, КС РФ неоднократно называл следующие признаки, позволяющие отграничить данные платежи от налоговых сборов: данные платежи являются индивидуально-возмездными; их уплата связана с определенной свободой выбора плательщика; в случае их неуплаты возникают иные, нежели предусмотренные НК РФ последствия.
Каждый из названных выше критериев подвергался обоснованной критике в юридической литературе, как позволяющий в большинстве случаев лишь отграничить неналоговые сборы от налогов, но не от налоговых сборов, обладающих теми же признаками.
В правовой литературе предлагаются также следующие критерии для отграничения налоговых сборов от сходных платежей неналогового характера:
- обязательный платеж является сбором, если он предусмотрен законодательством о налогах и сборах;
- платеж является сбором при условии включения его в список налоговых доходов бюджетов в соответствии с БК РФ.
Проанализировав нормативный материал и позиции исследователей, мы пришли к выводу о несостоятельности подобных критериев. Несмотря на то, что в БК РФ представлен обширный перечень налоговых доходов бюджетов, Налоговым кодексом РФ регулируется только три вида сбора: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов(глава 25.1 НК РФ) и государственная пошлина(глава 25.3 НК РФ).
Представляется, что на данный момент отсутствуют четкие, универсальные критерии, позволяющие отграничить налоговые сборы от неналоговых.
Остается надеяться на скорейшее завершение весьма затяжной реформы налогового законодательства, на установление признаков неналоговых сборов законом. В условиях отсутствия универсальных критериев, позволивших бы достоверно определить природу обязательного платежа, для достижения поставленных целей потребуется индивидуальный анализ каждого публично-правового платежа на предмет его налоговой или неналоговой природы.
На данном этапе реформирование регулирования обязательных платежей неналогового характера идет параллельно в двух направлениях:
- Минфином и Минэкономразвития РФ подготовлен Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регулирующий взимание отдельных обязательных платежей, не установленных налоговым или таможенным законодательством, и не являющихся платежами, уплачиваемыми в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
- Председатель Правительства поручил Минфину и Минэкономразвития России до 1 сентября 2018 года внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий включение в Налоговый кодекс Российской Федерации регулирования неналоговых платежей. Предписывалось создать рабочую группу для анализа всех неналоговых платежей, подготовки предложений по оптимизации их количества и ведению их специального реестра.
На данном этапе исследования сложно с точной степенью достоверности сказать, в каком именно направлении пойдет реформирование налоговой системы в РФ, что делает весьма перспективной дальнейшую работу над проблемой разграничения налоговых и неналоговых сборов.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс».
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах"[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 07.03.2018 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
7. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах"[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 "Послание Президента Российской Федерации" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс»
11. Заключение по проекту Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов/ Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2119-1 (ред. от 10.02.1993) "О порядке введения в действие Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
Материалы практики:
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14 октября 1996 года N 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» [Электронный ресурс] // Рос. газ. №143 1998. 30 июля. - СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года»» [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П"По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Встреча" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. N 151-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Думы Приморского края о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации"[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
22. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 N 88-О "По запросу Думы Приморского края о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в редакции от 24 января 2001 года)" "[Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 283-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" [Электронный ресурс] // Рос. газ. №241 2002. 25 дек. [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»» [Электронный ресурс] // Рос. газ. №241 2002. 25 дек. - СПС «КонсультантПлюс».
25. Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Тюменской области о проверке конституционности части первой статьи 2 и части первой статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
26. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 242-О-П "По жалобе гражданина Саркисяна Сергея Сааковича на нарушение его конституционных прав положениями статей 25 и 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве"[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
Литература:
27. Бланкенагель, А.К вопросу о конституционности торгового сбора/ А. Бланкенагель //Налоговед. -2015. - № 8. - С. 13 – 29.
28. Брызгалин, А.В. Понятие налога и нормативное разграничение налоговых и неналоговых платежей по законодательству Российской Федерации/ А.В. Брызгалин// Налоговый вестник, 1997, № 10. С. 3- 10.
29. Васянина, Е. Л. О правовой природе отчислений в виде страховых взносов по обязательному страхованию/ Е. Л. Васянина // Налоги и налогообложение. 2007. № 12. С. 23-28.
30. Васянина, Е.Л. Фискальное право России: монография/ Е. Л. Васянина; под ред. д.ю.н., проф. С.В. Запольского. – Контракт. - 2013. - [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
31. Демин, А. Сбор как разновидность налоговых доходов: Проблемы правовой идентификации /А. Демин//Финансовое право. -2003. - № 1. - С. 27 – 35.
32. Зарипов, В. М.Концепция совершенствования правового регулирования некодифицированных налогов и сборов/ В. М. Зарипов, П. А. Попов, Л.В. Ромащенко//Налоговед. -2014. - № 9. - С. 57 – 65.
33. Зарипов, В.М. Плата за загрязнение природной среды: грустный юбилей/ В. М. Зарипов // Закон. - 2012. № 11. С. 91–99.
34. Зарипов, В.М. Сборы бывают разные / В. М. Зарипов //Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2013 года. -М.: Норма, 2015. -С. 48 – 53.
35. Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации/ Имыкшенова Е.А./ Налоговед . – 2006. - N 9. – С. 5 – 12.
36. Карасева, М.В. Некоторые определения Конституционного Суда РФ 2007 года: доктринальные просчеты и импульсы к научному осмыслению /М. В. Карасева //Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2007 года. -М.: Волтерс Клувер, 2009. - С. 9 – 11.
37. Кобзарь, Д.А. Судебное разрешение конституционно-правовых споров о компетенции по установлению обязательных платежей/ Д.А. Кобзарь // Право и политика. 2005. N 9. С. 130-138.
38. Моисеев, В.Н. Сбор в системе обязательных платежей/ В.Н. Моисеев // Законодательство. - М., 2007, № 2. - С. 17-21.
39. Милюкова, Я. Сборы отправляют на заморозку/ Милюкова Я., Нетреба П., Коптюбенко Д. // Коммерсантъ. 26 марта 2015 г. N 52.
40. Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев, П.А. Попов, А.А. Косов и др.; под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Просвещение, 2017. — 736 с.
41. Налоговое право России: общая часть: учебник / М. В. Кустова, О. А. Ногина, Н. А. Шевелева; рук. авт. коллектива и отв. ред. Н. А. Шевелева; Санкт-Петербургский гос. ун-т. Юрид. фак. - Москва: Юристъ, 2001. - 490 с.
42. Омелехина, Н.В. Дискуссионные аспекты установления денежных обязанностей по сборам/ Н.В. Омелехина// Вестник Новосиб. гос. ун-та, 2015. Т. 11. Вып. 4. Серия: Право. С. 5-13.
43. Пепеляев, С.Г. Налоги: реформы и практика/С.Г. Пепеляев. - М. - 2005. - 287 с.
44. Разгулин, С. В.О некоторых аспектах практики Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения /С. В. Разгулин.//Законодательство. -2004. - № 1. - С. 28 - 36.
45. Сергеев, А. А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: Конституционно-правовой аспект /А. А. Сергеев. //Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 1. - С. 40 – 45.
46. Тютин, Д.В. Налоговое право. [Электронный ресурс]: курс лекций/ Д.В. Тютин. – 2017. - СПС «КонсультантПлюс».
47. Чарковский, В. Ю. Торговый сбор. Или налог? Вопрос непраздный для бухгалтера / В. Ю. Чарковский //Налоговед. -2016. - № 1. - С. 63 – 71.
48. Черленяк, Р. Н. Правовое регулирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Р.Н. Черленяк .- М, 2013.- 30 с.
Интернет-ресурсы:
49. Базанова, Е. Правительство ввело мораторий на новые неналоговые платежи /Е. Базанова, М.Папченкова, Е. Мереминская//Ведомости. 03.02.2017 г.[Электронный ресурс] – URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/03/676054-moratorii-nenalogovie-platezhi (дата обращения: 11.02.2018 г.).
50. Базанова, Е. Минэкономразвития и Минфин подготовили предварительный реестр неналоговых платежей /Е. Базанова//Ведомости. 22.03.2017 г. [Электронный ресурс] – URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/03/22/682194-reestr-nenalogovih-platezhei (дата обращения: 12.02.2018 г.).
51. Гришина, Т. Минфин расширяет налоговое сознание /Т.Гришина, В. Вислогузов, Д. Козлов
52. Доклад В.Д. Зорькина "Налоговое право и практика конституционного суда российской федерации" на международной научно-практической конференции 14 апреля 2006 г.[Электронный ресурс] – URL: http://www.ksrf.ru/ru/ News/Speech/Pages/ViewItem.aspx. (дата обращения – 10.03.2017 г.).
53. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 23633-СШ/Д26и от 23.08.2017 [Электронный ресурс] – URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=69659 (дата обращения: 28.03.2018 г.).
54. Зарипов, В.М. Не налоги? Не, налоги!/В.М. Зарипов//13.01.2018 г. [Электронный ресурс] – URL: https://zakon.ru/blog/2018/01/13/nenalogi_ne_-_nalogi (дата обращения: 23.04.2018 г.).
55. Копалкина, Е. Минфин попросит не включать неналоговые платежи в Налоговый кодекс/ Е. Копалкина //РБК. 23.01.2018 г. [Электронный ресурс] – URL:https://www.rbc.ru/economics/23/01/2018/5a65ab859a79474795e2fcc1 (дата обращения 03.04.2018 г.).
56. Копалкина, Е. ФНС выступила против включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс/ Е. Копалкина //РБК. 06.02.2018 г. [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/economics/06/02/2018/5a79b2229a79478305218194 (дата обращения 07.04.2018 г.).
57. Николаева, Д.Бизнес требует неналогового кодекса / Д.Николаева, Т. Гришина // Коммерсант. 14.03.2018 г. [Электронный ресурс] – URL:https://www.kommersant.ru/doc/3570718 (дата обращения 08.04.2018 г.).
58. Об утверждении плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей от 28 октября 2016 [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru/orders/selection/405/25253/ (дата обращения: 22.01.2018 г.).
59. О плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей от 14 августа 2017 [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru/news/28805/ (дата обращения: 02.02.2018 г.).
60. О решениях по итогам совещания по экономическим вопросам от 27.03.2018 г. [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru/orders/selection/401/31829/ (дата обращения: 20.04.2018 г.).
61. Перечень поручений по итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты от 25 марта 2016 года [Электронный ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51583#sel=16:1:Xij,18:4:w19. (дата обращения – 30.04.2017 г.).
62. Поручения Председателя Правительства по социально-экономическим вопросам от 12.01.2018 г. [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru/orders/selection/401/30950/ (дата обращения: 01.04.2018 г.)
63. Проект Федерального закона "О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подготовлен Минфином России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.07.2017) [Электронный ресурс] – URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=69659 (дата обращения: 26.03.2018 г.).