Введение
Глава 1.Теоретические основы предпринимательских систем региона...8
1.1. Экономическая сущность понятия предпринимательства 8
1.2. Институты Государственного регулирования предпринимательства в России 23
1.3. Зарубежный опыт развития системы государственной поддержки предпринимательства 34
Глава 2. Анализ развития предпринимательских систем в регионах Центрального Федерального Округа 47
2.1. Мониторинг уровня развития предпринимательских систем регионов Центрального Федерального Округа 47
2.2. Оценка предпринимательских систем регионов Центрального Федерального Округа 59
2.3. Оценка тенденции развития предпринимательских систем регионов Центрального Федерального Округа 68
Глава 3. Совершенствование механизма управления предпринимательских систем региона 73
3.1. Особенности регионального инструментария управления развитием предпринимательских систем 73
3.2. Направления совершенствования механизма государственной поддержки предпринимательских систем в регионе 105
Заключение 123
Список используемой литературы 129
Приложения 137
Необходимость обеспечения устойчивого роста национальной экономики неразрывно связаны с развитием предпринимательства и повышением его роли в экономическом и социальном развитии общества, что обусловливает необходимость поиска инструментов его развития, в том числе методов и механизмов его поддержки государством.
Предпринимательство является важнейшим ресурсом, который в сочетании с человеческим потенциалом, технической базой и наличием природных ресурсов способен стать основой развития экономики. Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Предпринимательская деятельность - это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательская деятельность- деятельность экономическая, и как любая деятельность, она имеет свою систему. Предпринимательские системы, как и предпринимательство, объективно сопряжены с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью не востребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли.
Повышение эффективности деятельности предпринимательских структур может быть осуществлено в условиях развитости институтов, обеспечивающих их функционирование и поддержку на всех уровнях управления. Институт предпринимательства в России испытывает серьезные трудности в своем развитии, в том числе связанные с относительно небольшим временным периодом его реконструкции, в начале которого отсутствовала как правовая база, так и источники капитальных вложений.
Деятельность малого и среднего бизнеса характеризуется противоречивостью, неоднородностью не только в форме организации производства, способов хозяйствования, но и мотивов деятельности, основополагающих принципов, составляющих сущность данного явления. Таким образом, развитие данного института необходимо рассматривать в увязке как с экономическими, политическими, так и с социальными процессами, которые взаимообусловлены историческим процессом, и его сегодняшнее состояние может быть понято лишь после анализа закономерностей и тенденций в генезисе его развития. В связи с этим при анализе института предпринимательства мы будем использовать в нашей работе институциональный подход.
Исследование отечественного и зарубежного опыта показывает, что создание различных форм территориальной интеграции является эффективным способом повышения эффективности предпринимательства, который использует внутренний потенциал развития на базе синергетического эффекта. Таким образом, недостаточность теоретически и практически значимых исследований по проблемам потенциальных возможностей развития предпринимательских структур путём совершенствования систему управления данными структурами обусловили актуальность избранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросам изучения процессов развития институтов предпринимательства в теоретическим, методологическим и практическим аспектах посвящены труды видных отечественных экономистов: Л.И. Абалкина, А. А. Аузана, Р.С. Гринберга, В. И. Видяпина, В.В. Вольчика, А. Г. Грязновой, А. И. Добрынина, Р. И. Капелюшникова, С. Г. Кирдиной, Я. И. Кузьминова, Н. Н. Лебедевой, Г. П. Литвинцевой, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, Р. М. Нуреева, A. Н. Олейника, В.М. Полтеровича, А.А. Попова, А.Д. Радыгина, И.В. Розмаинского, В. Л. Тамбовцева, Л. С. Тарасевича, А. Е. Шаститко, М.Н.Юденко и других учёных. Изучением процессов развития институтов занимались такие зарубежные учёные, как Дж. Бьюкенен, Т. Веблен, Дж. Коммонс, Р. Коуз, О.Уильямсон, Д. Норд, Э.Г. Фуруботн, Ф. Хайек и другие.
Важный вклад в исследование роли предпринимательства в экономике внесли такие зарубежные ученые, как М. Вебер, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, Р. Кантильон, Дж. М. Кейнс, Д. Маклелланд, Дж. Робинсон, К, Маркс, А. Смит, И. Стингерс, Р. Хизрич, Й. Шумпетер, а также отечественные авторы А.Н. Асаул, В.А. Гневко, С. Ю. Глазьев, Н.П. Голубецкая, О.В. Бургонов, А.А. Горбунов, В.В. Радаев, Н.М. Розанова, Р.А. Фатхутдинов, А.Г. Цыганов, и другие.
Целью данной работы являются научное обоснование и разработка методических рекомендаций по совершенствованию механизма управления предпринимательской деятельностью, в основе которых лежит реализация комплекса мер по обеспечению государственной поддержки предпринимательства.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
- уточнение понятия предпринимательства с учётом уровня современного социально-экономического и технического развития общества;
- рассмотрено формирование института предпринимательства в России в историческом контексте и выявлены основные факторы его развития;
- изучение уровня развития предпринимательских систем регионов ЦФО;
- систематизированы институты государственного регулирования и поддержки предпринимательства в России;
- проанализированы особенности регионального инструментария управления развитием предпринимательских структур;
Объектом исследования является процесс развития предпринимательских систем.
В качестве предмета исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе развития системы государственного управления предпринимательской деятельностью.
Методологическая основа исследования. Методический инструментарий исследования базируется на диалектическом методе познания, открывающем возможности изучения экономических явлений о динамическом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к объекту исследования реализован с помощью графических приемов, группировок и сравнения, анализа и синтеза. В работе использованы статистические приемы обработки информации и методы принятия решений, предметно-логический анализ, а также методы экспертного прогнозирования, расстановки приоритетов. Научные положения, выводы и рекомендации подтверждены таблицами, схемами алгоритмами расчетов.
Сбор информации осуществлен при помощи анализа статистических данных. Эмпирической базой исследования являются данные государственной статистики РФ за 2010 - 2014 гг.
Научная новизна исследования состоит в разработке нового концептуального подхода к управлению региональными предпринимательскими системами и механизмов его совершенствования и развития, обеспечивающих решения ряда актуальных теоретико-методологических и прикладных задач социально-экономического развития региона. К элементам новизны можно отнести следующее:
- уточнено понятие «предпринимательства» на базе анализа динамики его эволюции с учётом современного социально-экономического и технического развития общества;
- изучены и использованы методические подходы выявления региональных различий социально-экономического развития на административно территориальном уровне, которые не используются на территории Центрального федерального округа, но широко используются в зарубежной литературе (практике);
- разработан механизм управления региональными предпринимательской системой, как элементом социально-экономического развития региональной экономики;
- определены меры по развитию системы управления предпринимательской деятельностью регионов.
Практическая значимость исследования. Практическая ценность работы определяется направленностью исследований на системное решение комплекса вопросов по управлению предпринимательской системой в регионе. Предложенный подход к управлению предпринимательскими процессами на мезо экономическом уровне, методы и инструменты его реализации представляют собой технологию организационно-управленческой деятельности, учитывающую сложность проблемы активизации предпринимательства и улучшения климата для его развития, стоящей перед региональной администрацией.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
В современном мире люди стремятся к независимости. И наилучший способ добиться этого- начать свое дело, то есть стать предпринимателем.
Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты предпринимательских систем во многих странах занимают ведущую роль.
Сегодня под понятием «предпринимательство» понимают инициативную самостоятельную деятельность человека, осуществляемую на свой страх риск и под свою ответственность. Целью предпринимательства получение прибыли. Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.
За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта), в которое предприниматель вложил не только свои средства, но и свою душу, а значит он будет всеми силами стараться сохранить свое дело и хорошо выполнять свои обязанности.
В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы. На пути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических препон, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития и что, в конечном счете, тормозит становление и функционирование гражданского общества в России.
Процесс становления предпринимательства и предпринимательских систем всегда сопряжен с рядом трудностей и противоречий. В частности, к ним относятся несовершенство законодательства, отсутствие традиций предпринимательского дела, нестабильность экономической ситуации, отсутствие финансовых ресурсов для развития производства, слабая поддержка со стороны государства. Но в будущем, при решении этих и многих других развитие предпринимательства и предпринимательских систем достигнет небывалых высот.
Развитие предпринимательства и предпринимательских систем играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Они являются основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство и предпринимательские системы обеспечивает освоение новых перспективных производств, созданию новых продуктов, способствует «вымыванию» устаревших.
Предпринимательство способствует развитию конкуренции, а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала, развитию международных отношений в целом.
Предпринимательство и предпринимательские системы создают механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, предпринимательство и предпринимательские системы как субъекты хозяйствования и субъекты, составляющие основу творческого потенциала в экономике страны, составляют неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха не только всей страны, но и всего мира в целом.
Предпринимательская деятельность является важнейшим фактором стабильности общественного развития значительно влияющей на экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики.
Изучение развития научных концепций понятия предпринимательства показал, что различные экономические школы при анализе предпринимательской деятельности делали акцент на том или ином факторе производства, исходя из его важности на соответствующий период развития производительных сил. В советское время в период командной экономики понятие «предпринимательство» не использовалось в научном обороте, а также как экономический ресурс не рассматривалось. Более того, в основе социалистической политэкономии господствовало представление о предпринимательстве как об эксплуатации человека человеком. В России понятие о предпринимательстве, предпринимателях как экономическом факторе производства вернулось лишь с начала осуществления экономических реформ, т.е. с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Исходя из существенных признаков предпринимательской деятельности и уровня современного социально-экономического и технического развития общества, выявленных в нашем исследовании, мы уточнили это понятие: предпринимательство - это рисковая, рациональная, организационная и инновационная деятельность в условиях экономического выбора и ограниченности ресурсов, направленная на максимизацию полезности, осуществляемая в соответствии с приоритетами норм и ценностей, выступающих в качестве регуляторов поведения экономических субъектов.
Анализ эволюции предпринимательской деятельности в историческом контексте показал, что в России государство всегда использовало жёсткие административные методы регулирования, что в целом приводило к низкой эффективности экономики. Однако, к началу ХХ в., несмотря на проблемы ведения предпринимательской деятельности, основные институты предпринимательства в России к началу ХХ в. были сформированы и развивались. Различные социальные слои, в том числе и иностранные промышленники, были вовлечены в предпринимательскую деятельность. При этом можно отметить бурный рост промышленных предприятий и значительное увеличение производительности труда. Дальнейший отказ от рыночных отношений хозяйствования вызвал прекращение предпринимательской деятельности, что в итоге в дальнейшем привело к полному отсутствию навыков предпринимательства, преемственности правил и этики ведения бизнеса и другим проблемам хозяйственной жизни. В процессе ренессанса предпринимательства в России утраченные нормы и традиции не имели характер преемственности ведения частной хозяйственной деятельности, что вызвало ряд проблем, так называемых «институциональных ловушек».
Анализ тенденций развития предпринимательства в региона Центрального федерального округа в последние годы выявил ряд таких негативных явлений, как значительное снижение численности средних предприятий, в том числе и большая доля банкротства.
Для хозяйственной деятельности характерен перекос в сторону торгово-посреднической деятельности, что не вносит положительный эффект в развитие национальной экономики. Таким образом, можно утверждать о необходимости пересмотра взаимоотношений государства и предпринимательских структур с целью их поддержки, а также использовать потенциальные возможности интегрального взаимодействия субъектов экономической жизни. На эти необходимые условия развития бизнеса показывает изучение зарубежного опыта, который указывает на то, что непременным условием успеха в развитии предпринимательства является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. В странах с развитой экономикой она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией, льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения.
Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства. Россия обладает развитыми институтами государственного управления и поддержки предпринимательской деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако, как показывает наш анализ реальной практики функционирования экономики, имеются существенные проблемы, которые выражаются, в том числе и в слабой инновационной активности предпринимательских субъектов, что негативно сказывается на возможностях экономического роста и слабой конкурентоспособности продукции на мировых рынках. В этой связи, мы можем сделать вывод о том, что одним из возможных решений этих проблем является поиск потенциальных возможностей развития предпринимательских структур путём их интеграции с другими субъектами экономической жизни и их взаимным развитием.
Анализ комплекса стратегических документов, в рамках которых осуществляется управленческое воздействие на развитие предпринимательских структур (крупных, средних, малых) на материалах Белгородской области продемонстрировал, что возможности малых и средних предприятий в процессе получения государственной поддержки существенным образом ограничены мероприятиями подпрограмм развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим мы предлагаем активизировать использование в проектах государственно-частного партнерства потенциал малых и средних предприятий, повысив их роль на всех этапах разработки и реализации проекта, а не только в качестве субподрядчиков, что снижает эффективность реализации проектов государственно-частного партнерства.
Исследование позволило выделить наиболее существенные институциональные ловушки, которые, препятствуют ведению эффективной предпринимательской деятельности. К ним относятся: неразвитость финансово-кредитной системы, ограниченность доступа малых предприятий к финансовым ресурсам; наличие административных барьеров и бюрократизация органов власти; отсутствие квалифицированных кадров; неразвитость информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства; неразвитость инфраструктуры поддержки МСП; слабость взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом.
В нашем исследовании предложены направления совершенствования развития системы управления малыми предпринимательскими структурами для преодоления негативного воздействия этих институциональных ловушек.
Тема исследования настолько обширна, что его рамки не позволили изучить ряд важных для предпринимательства проблем, на которых целесообразно концентрироваться в дальнейшем. К ним относятся - перспективы развития предпринимательства в условиях кризиса российской экономики; поиск точек роста национальных предпринимательских структур, связанных с санкциями западных политических структур, возможности преодоления структурного перекоса российского бизнеса, направленного на торгово-закупочную деятельность, перспективы инновационного развития малого предпринимательства и другие вопросы.
1. Haidar, J. I., 2012. «Impact of Business Regulatory Reforms on Economic Growth», Journal of the Japanese and International Economies, Elsevier, vol. 26(3), pages 285—307, September
2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Предпринимательство и его признаки. Функции предпринимателя/ В. П. Бардовский, О. В. Рудакова и Е. М. Самородова.- Режим доступа: http://modern-
econ.ru/micro/resursy/predprinimatelstvo/priznaki.html
3. Большанина Ю.С. Эволюция теории предпринимательства в экономической науке: современный взгляд/ Ю.С. Большанина, Е.А. Булкина, И.В Черданцева.- Томск: Управление экономическими системами:
электронный научный журнал, 2014.- Режим доступа: http://uecs.ru/uecs70- 702014/item/3117-2014-10-28-09-13-59
4. Господдержка малого бизнеса/Бизнес идеи с нуля, 2015.- Режим доступа: http://vse-temu.org/new-gospodderzhka-malogo-biznesa.html
5. Зеленская Т. Региональный валовый продукт: структура, объем, расчет/ Т. Зеленская, 2015.- Режим доступа:
http://fb.ru/article/181821/regionalnyiy-valovyiy-produkt-struktura-obyem-raschet
6. История развития предпринимательства/ Студми. Учебные материалы для студентов, 2013.- Режим доступа: http://studme.org/1529052721700/ekonomika/istoriya_razvitiya_predprinimatelstva
7. Меры и формы господдержки предпринимательства в России/
Интернет журнал об аналитике и практике красивого бизнеса, 2015.- Режим доступа: http://www.dirsalona.ru/article/94-mery-i-formy-gospodderjki-predprinimatelstva-v-rossii
8. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей.. Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2004. — 256 с.
9. Методы изучения динамики социально-экономических явлений/ Файловый архив StudFiles, 2015.- Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/1611419/
10. Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие / С.А. Наумова. - Томск.: Изд. ТПУ, 2003. - 127 с.
11. Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года от 19.02.2015 N 74 (ред. от 28.12.2015)// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - 2015. Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137798/b9e66aef0218b52a796b2c6987982c9ab436f88c/
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
13. Показатели динамики общественных явлений/ Студопедия, 2014.- Режим доступа: http://studopedia.ru/2_83135_absolyutniy-prirost.html
14. Предпринимательство определение! От теории к практике!/ Анатомия Бизнеса, 2015.- Режим доступа: http://biz-anatomy.ru/vse-stati/pravila-biznesa-sovety-millionerov/predprinimatelstvo-opredelenie-ot-teorii-k-praktike
15. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов/ Мир прогнозов, 2015.- Режим доступа:
http://www.mirprognozov.ru/prognosis/economics/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii/ru
16. Промышленность Центрального федерального округа/ Центральный федеральный округ, 2015.- Режим доступа:
http://newsruss.ru/doc/index.php/
17. Развитие малого и среднего бизнеса в регионах, входящих в состав Центрального Федерального Округа/ Малый и средний бизнес, 2012 . - Режим доступа: https: //docviewer.yandex.ru
18. Ропотан, С.В. Предпринимательские структуры в системе экономических отношений /С.В. Ропотан.- Владивосток: Журнал научных публикаций, 2012.- Режим доступа:
http://www.jurnal.org/articles/2012/ekon58.html
19. Современное состояние теории предпринимательства/ Студми. Учебные материалы для студентов, 2013.- Режим доступа:
http://studme.org/47123/politekonomiya/sovremennoe_sostoyanie_teorii_predprinimatelstva
20. Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года от 06 сентября 2011г N 1540-р // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -2011.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173693;fld=134 ;dst=100001,0;rnd=0.4254501445684582
21. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства/ Студми. Учебные материалы для студентов, 2013.- Режим доступа:
http://studme.org/16900818/ekonomika/struktura_razmeschenie_veduschih_otrasley_hozyaystva
22. Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории: Учеб.пособие / Т.Г. Тальнишних. - М.: Изд.во Издательский центр «Академия», 2000.- 288 с.
23. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства/ Федеральный портал малого и среднего предпринимательства, 2015.- Режим доступа: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/
24. Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н. Развитие малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона/ Т.Ю. Феофилова, А.Н, Литвиненко, 2015.- Спб. Режим доступа: http://e- notabene.ru/nb/article_14166.html
25. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / Предприниматель и предпринимательство. Вып. 1. М., 1993. С. 24.
26. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: Прогресс, 2004. - 200 с.
27. Автономов В.С., Предпринимательская функция в экономической системе. М., 2000. -280 с.
28. Агеев А.И., Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М., 1991. -256 с.
29. Агранович М. Бизнесмен со школьной парты // Российская газета. - 2006. - №142.
30. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. Учебное пособие. М., 2003 - 279 с.
31. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землинская Е.В. Психология управления. - Харьков: ООО «Фортуна - пресс», 2006 - 217 с.
32. Белбин Р.М. Команды менеджеров. М., 2003.- 378 с.
33. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - СПб: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
34. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. - М.: «Ось-89», 2003 - 336 с
35. Борисова Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности: социально-онтологический аспект. Дисс. . докт. философ. наук. Саратов, 2005.
36. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - 2-е изд.. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с..
37. Вебер М., Избранные произведения. / Общ. ред. Ю.Н. Давыдова. М.. Прогресс. 1990. 804 с.
38. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 2005. - 512 с.
39. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.442с.
40. Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей / Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. М.: Наука, 2007. С. 513-528.
41. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / Психология в экономике и управлении. 2009. №1. С. 51 - 64.
42. Позняков В.П., Титова О.И. Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности /Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 181 - 204.
43. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики. Надежда и реальность // Вопросы экономики.-1996.-№7 - С.56-62
44. Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей //Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№4 С. 88-94
45. Рощин С.К Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14 №5
46. Титова О.И. Гендерные особенности отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству. Дисс... канд. психол. наук. М., 2007.
47. Фернам А., Аргайл М. Деньги. М., Олма-Пресс, 2005.- 279 с.
48. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства.. М.: Ректор, 2007. - 496 с.
49. Филинкова Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Дисс. ...канд. психол. наук. М., 2001.
50. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М: Прогресс, 1992. 191 с.
51. Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономики. Дисс....докт. психол. наук. М., 2005.
52. Чупров. В.И, Зубок. Ю.А.. Российская молодежь в нестабильном обществе: интеграция или социальное исключение? // Наука. Политика. Предпринимательство. - 2006. - №1-2.
53. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
54. «Организация поддержки малого бизнеса» под редакцией Каганова В.Ш. - М.: Академия менеджмента и рынка, изд. Перспектива, 2002 г.
55. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.,1982.с.170
56. Колганов М.. Особенности предпринимательства в переходной экономике// Экономист 20004
57. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия// Вопросы экономики 2004, №6
58. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2004.
59. Виленский А.А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист, 2002 - № 9.
60. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. - 2003.
61. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. - 2003.
62. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. - М.: Академия, 2002 - 192 с.
63. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. - 2005 - №2.
64. Каганов В. Где подрастает малый бизнес / В. Каганов, Е. Сашникова // Экономика и жизнь. - 2005. - №16 (Апр.)
65. Ковалёва Е. Малые научные предприятия / Е. Ковалёва, Л. Черепанова // РИСК: Ресурсы. Информ. Снабжениеб Конкуренция. - 2005. - №3. -
66. Комаров В. Способный малый / В. Комаров // Экон. газ. для всех, кто занимается бизнесом. - 2004. - №10 (май).
67. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА, 2005. - 224 с.
68. Морозов В. А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство. - 2004. - №8; №10
69. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых предприятиях / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - №3. - с. 62-67.
70. 15. Особенности управления персоналом на предприятиях малого и среднего бизнеса // Консультант директора. - 2004
71. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития / В. Е. Платоненко - М.: ИНФРА, 2004 - 365 с.
72. Проходцова И. В. Формирование правовой среды малого предпринимательства / И. В. Проходцова, И. В. Суханина // Вестн. МАП РФ. - 2002.
73. Райан Д. Д. Малый бизнес: Бизнес-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк; Пер с англ. под ред. Д. О. Д. О. Ямпольский. - 6-е изд. - Спб.: Издат. дом «Нева», 2004 - 608 с.
74. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера. - М.: Наука, 2005. - 448 с.
75. Супонькина Т. Стимулы для мелких и средних предприятий не предусмотрены / Т. Супонькина // Город N. - 2005.
76. Тореев В. Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В. Б. Тореев, О. Е. Вороновская // Экон. наука совр. России. - 2005. - №3. - с. 73-87.
77. Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник/ Л. С. Васильева, М. В. Петровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007
78. Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. — М.: ЭКМОС, 2007. 356c.
79. Крутик А.Б., Пименов А.Л. Введение в предпринимательство. - СПб.,2005,94с.
80. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М.,2005,467с.