Проблема меритократии и демократии в политическом дискурсе современного Китая
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы меритократии идемократии в политическом дискурсе
1.1 Понятия меритократии и демократии в современной политологической науке
1.2 Политическая легитимность власти: проблемы дефиниции, современные теоретические модели в западной науке………………....18
1.3 Проблема политической легитимности в азиатском научном дискурсе
Глава 2. Анализ меритократии и демократии в Китае…………………………41
2.1. Возможности сосуществования меритократии и демократии в политической системе Китая
2.2 Политическая легитимность власти как проблема меритократии и демократии в политическом дискурсе современного Китая………………….46
2.3. Риторика Коммунистической партии Китая и её действия в аспекте легитимации своей власти
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы меритократии идемократии в политическом дискурсе
1.1 Понятия меритократии и демократии в современной политологической науке
1.2 Политическая легитимность власти: проблемы дефиниции, современные теоретические модели в западной науке………………....18
1.3 Проблема политической легитимности в азиатском научном дискурсе
Глава 2. Анализ меритократии и демократии в Китае…………………………41
2.1. Возможности сосуществования меритократии и демократии в политической системе Китая
2.2 Политическая легитимность власти как проблема меритократии и демократии в политическом дискурсе современного Китая………………….46
2.3. Риторика Коммунистической партии Китая и её действия в аспекте легитимации своей власти
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. В современном политическом дискурсе часто обсуждается вопрос рациональности систем общественного устройства. Демократия как политическая система, называемая теоретиками и практиками высшей ценностью сегодняшнего мира, встречает всё больше критики, особенно применительно к тем государствам, для которых демократическая концепция трудно реализуема или даже не приветствуется из-за ее противоречивости с исторически обусловленными и сложившимися ценностями, традициями, особой политической культурой. Страны Восточной Азии в данном случае выступают регионом с крайне интересным для научно-теоретического осмысления опытом организации политической власти, особенно по той причине, что практикуют внедрение принципов меритократии – не противоречащей, а дополняющей концепции, но весьма сложной в сущности своей и требующей создания множества строгих условий для возможности ее применения.
Китай, согласно его Конституции , является социалистическим государством «демократической диктатуры народа». В политической системе Китая акторы власти стремятся синтезировать демократические принципы с социалистическим режимом, сформировать «свою демократию», которая во многом схожа с меритократическими принципами, что прослеживается в организации деятельности государственных служащих, чиновников высшего ранга и, наконец, в риторике самой Коммунистической партии Китая.
Попытки охватить обе концепции и на их основе образовать уникальную, соответствующую китайской культуре и традиции политическую систему, обеспечивают и легитимацию власти, поскольку опираются на интересы и потребности граждан, умело комбинируемые с интересами высшей политической власти. Однако ни демократические, ни меритократические принципы в полной мере не реализованы в политической системе Китая и потому пока не могут служить действенным инструментом легитимации власти, что обуславливает актуальность их подробного изучения.
Степень научной разработанности темы исследования находится на достаточно высоком уровне. Однако до сих пор отсутствуют убедительные тезисы, доказывающие возможность синтеза меритократии и демократии в политической системе Китая, и его использование в качестве инструмента легитимации политической власти.
В западной историографии такие авторы, как Ван Ган , Ю.Д. Даррэн , Д. Бэлль , Дж. Джил , Лю Юй и Чэнь Диндин , Хэ Цзяхун , Пэй Миньсинь , Ли Чэн , Хэ Баоган и М.Воррэн , Сунь Фэн , Бун Чо , изучали меритократию с позиции того, какую политическую систему Китай строит: демократическую или меритократическую.
В российской историографии такие авторы, как И.Н. Бекмуратов , Р. Бхуталингам , А.В. Зайцев , Лю Янь , А. А. Семенов , В. А. Скосырев , А. Л. Тащилин , В. Г. Ткачев , исследовали меритократию в китайской политической системе и называли демократию делиберативной. Также обозначали китайскую модель демократии с конфуцианскими принципами.
В китайской историографии проблема меритократии и демократии в политической системе Китая изучались и обсуждались такими китайскими деятелями, как Хуан Минъин , Хуан Юйшань , Ван Шо , Бэй Даньнин , Ван Сяодун , которые считают, что в Китае строится меритократия с некоторыми элементами демократии, но полное копирование западной модели демократии исключено.
При подготовке диссертационной работы также были использованы труды таких российских (С.В. Бирюков, Д.О. Буркин, Д.Б. Графов, В.И. Козлов, А.В. Ломанов и др.), западных (М. Янг, Д. Истон, Дж.Р. Бауэр, Дж. Бреннан, Б.А. Элман, Д. Хелд и др.) и китайских (Чжао Лифу, Лю Янь, Ма Сяохуань, Сян Голань и др.) авторов, посвященные изучению вопросов политической легитимности власти, соотношения меритократии и демократии в политических системах.
Научная новизна исследования обусловлена следующими положениями, выносимыми на защиту:
1. Существование меритократии и демократии в Китае возможно и приоритетно по модели меритократии на высших уровнях политической власти и демократии на низших уровнях. При этом необходимо обеспечить детальную проработку принципов меритократии для высших уровней власти в силу наличия тенденции к авторитарной риторике действующей политической власти и вероятности использования меритократии для сокрытия авторитарных намерений;
2. Синтез меритократии и демократии рассматривается как возможный инструмент легитимации политической власти, однако его действенность пока остается недостаточной постольку, поскольку ни демократические, ни меритократические механизмы политической деятельности не развиты на должном уровне;
3. Основными концептами политической риторики Коммунистической партии Китая являются следующие: стимулирование ценностных ресурсов национальной политической культуры как фактора легитимности политической власти; использование политических традиций как фактора легитимности политической власти; политическая установка на укрепление политической власти как фактор ее легитимности; строгое партийное управление как фактор легитимности политической власти; подчинение Народно-освободительной армии Китая политической власти как фактор ее легитимности; укрепление социалистической политической культуры китайского общества как фактор легитимности политической власти.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их использования для совершенствования механизмов легитимации политической власти Китая и успешной интеграции меритократических и демократических принципов в государственную политику.
Методологическая база исследования представлена методами научного познания, использованными при выполнении диссертационной работы:
− общие научные методы исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение);
− формально-юридические и историко-правовые методы;
− метод проблемного структурирования.
Обзор источников. Для написания магистерской работы по заданной теме составляли следующие главные источники: документы правительства КНР (Белые книги), законодательный акт, книга Си Цзиньпина и публикации с его высказываниями.
Одним из источников ВКР были использована книга Си Цзиньпина «Си Цзиньпин о государственном управлении», благодаря которой можно узнать о продвижении идеи Си Цзиньпином о «консультативной демократии» под руководством КПК. Так как ,по его мнению, это укрепит связь между партией и народом.
Правительство КНР опубликовало Белую книгу «Строительство демократии в Китае». Документ провозглашает главной целью китайского правительства строительство демократии под руководством ведущей и направляющей силы общества — Коммунистической партии Китая (КПК). Из данного источника можно узнать о том, что демократия в Китае строится исключительно под руководством Коммунистической партии Китая, что её не стоит отождествлять с западной формой демократии, так как она сочетает элементы «марксистского понимания демократии, китайской реальности, позитивных достижений западной демократии и демократических элементов в традиционной китайской культуре».
Правительство Китая также опубликовала ещё одну Белую книгу «Система политических партий Китая». Это документ повествует о строительстве партийной системе Китая, благодаря которому можно узнать о том, что, занимающая место руководящей и правящей партии, КПК создаёт контроль со стороны демократических партий. Более того, существует практика политических консультации, которую проводит Компартия Китая с демократическими партиями и беспартийными деятелями.
После 18-го съезда Центрального комитета Коммунистической партии Китая председатель КНР Си Цзиньпин опубликовал изложения о политическом строительстве социализме «Выдержки из заявлений Си Цзиньпина о политическом строительстве социализма», которые также можно изучить и попытаться проанализировать его высказывания с точки зрения легитимности. Содержание этого сборника взято из более чем 70 важных документов, включая речи, отчеты, беседы и инструкции товарища Си Цзиньпина с 15 ноября 2012 г. по 3 мая 2017 г.
Она разделена на девять тем, в общей сложности семьдесят статей. Триста тридцать параграфов обсуждения. Многие из этих бесед были опубликованы впервые. Данный источник позволил узнать предложения Си Цзиньпина в строительстве демократии в Китае в рамках укрепления доверия со стороны народы путём совершенствования правовой сферы.
Центральный комитет Коммунистической партии Китая издал пересмотренные «Положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов» и разослал уведомления во все регионы и департаменты о соблюдений всех условий данного документа. Данный источник позволил узнать о том, что при подборе и назначении руководящих кадровых работников партийных и государственных органов кадровые отделы придерживаются ряду принципов.
Во время подбора и назначения кандидаты на руководящие должности также должны последовательно отстаивать основную теоретическую базу партии.
Хронологические рамки исследования охватывают с 1989 г. по настоящее время.
Объект исследования: современный политический дискурс о демократии и меритократии.
Предмет исследования: дискурс о меритократии и демократии в аспекте политической легитимности государственной власти Китая.
Цель исследования: определить специфику интерпретации понятий демократии и меритократии в политическом дискурсе современного Китая.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия меритократии и демократии;
2. Рассмотреть проблему политической легитимности власти в современных политологических теориях;
3. Изучить представления о политической практики меритократии и демократии и политической легитимности в странах Азии;
4. Проанализировать проблему легитимности в контексте дискурса о демократии и демократии в современном Китае;
5. Проанализировать политическую легитимность власти как проблему меритократии и демократии в Китае;
6. Проанализировать интерпретацию проблемы легитимности в риторике КПК.
Структура диссертационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе изучаются понятия и термины «меритократия» и «демократия»: что они представляют из себя в западных и китайских научных кругах. Далее анализируются и систематизируются современные теории о легитимности политической власти как в западной, так и китайской науках.
Во второй главе анализируется построение китайской модели меритократической демократии в Китае, рассматривается построение меритократии и демократии в Китае через призму политической легитимности власти. Также анализируется риторика коммунистической партии Китая в аспекте легитимации своей власти.
Китай, согласно его Конституции , является социалистическим государством «демократической диктатуры народа». В политической системе Китая акторы власти стремятся синтезировать демократические принципы с социалистическим режимом, сформировать «свою демократию», которая во многом схожа с меритократическими принципами, что прослеживается в организации деятельности государственных служащих, чиновников высшего ранга и, наконец, в риторике самой Коммунистической партии Китая.
Попытки охватить обе концепции и на их основе образовать уникальную, соответствующую китайской культуре и традиции политическую систему, обеспечивают и легитимацию власти, поскольку опираются на интересы и потребности граждан, умело комбинируемые с интересами высшей политической власти. Однако ни демократические, ни меритократические принципы в полной мере не реализованы в политической системе Китая и потому пока не могут служить действенным инструментом легитимации власти, что обуславливает актуальность их подробного изучения.
Степень научной разработанности темы исследования находится на достаточно высоком уровне. Однако до сих пор отсутствуют убедительные тезисы, доказывающие возможность синтеза меритократии и демократии в политической системе Китая, и его использование в качестве инструмента легитимации политической власти.
В западной историографии такие авторы, как Ван Ган , Ю.Д. Даррэн , Д. Бэлль , Дж. Джил , Лю Юй и Чэнь Диндин , Хэ Цзяхун , Пэй Миньсинь , Ли Чэн , Хэ Баоган и М.Воррэн , Сунь Фэн , Бун Чо , изучали меритократию с позиции того, какую политическую систему Китай строит: демократическую или меритократическую.
В российской историографии такие авторы, как И.Н. Бекмуратов , Р. Бхуталингам , А.В. Зайцев , Лю Янь , А. А. Семенов , В. А. Скосырев , А. Л. Тащилин , В. Г. Ткачев , исследовали меритократию в китайской политической системе и называли демократию делиберативной. Также обозначали китайскую модель демократии с конфуцианскими принципами.
В китайской историографии проблема меритократии и демократии в политической системе Китая изучались и обсуждались такими китайскими деятелями, как Хуан Минъин , Хуан Юйшань , Ван Шо , Бэй Даньнин , Ван Сяодун , которые считают, что в Китае строится меритократия с некоторыми элементами демократии, но полное копирование западной модели демократии исключено.
При подготовке диссертационной работы также были использованы труды таких российских (С.В. Бирюков, Д.О. Буркин, Д.Б. Графов, В.И. Козлов, А.В. Ломанов и др.), западных (М. Янг, Д. Истон, Дж.Р. Бауэр, Дж. Бреннан, Б.А. Элман, Д. Хелд и др.) и китайских (Чжао Лифу, Лю Янь, Ма Сяохуань, Сян Голань и др.) авторов, посвященные изучению вопросов политической легитимности власти, соотношения меритократии и демократии в политических системах.
Научная новизна исследования обусловлена следующими положениями, выносимыми на защиту:
1. Существование меритократии и демократии в Китае возможно и приоритетно по модели меритократии на высших уровнях политической власти и демократии на низших уровнях. При этом необходимо обеспечить детальную проработку принципов меритократии для высших уровней власти в силу наличия тенденции к авторитарной риторике действующей политической власти и вероятности использования меритократии для сокрытия авторитарных намерений;
2. Синтез меритократии и демократии рассматривается как возможный инструмент легитимации политической власти, однако его действенность пока остается недостаточной постольку, поскольку ни демократические, ни меритократические механизмы политической деятельности не развиты на должном уровне;
3. Основными концептами политической риторики Коммунистической партии Китая являются следующие: стимулирование ценностных ресурсов национальной политической культуры как фактора легитимности политической власти; использование политических традиций как фактора легитимности политической власти; политическая установка на укрепление политической власти как фактор ее легитимности; строгое партийное управление как фактор легитимности политической власти; подчинение Народно-освободительной армии Китая политической власти как фактор ее легитимности; укрепление социалистической политической культуры китайского общества как фактор легитимности политической власти.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их использования для совершенствования механизмов легитимации политической власти Китая и успешной интеграции меритократических и демократических принципов в государственную политику.
Методологическая база исследования представлена методами научного познания, использованными при выполнении диссертационной работы:
− общие научные методы исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение);
− формально-юридические и историко-правовые методы;
− метод проблемного структурирования.
Обзор источников. Для написания магистерской работы по заданной теме составляли следующие главные источники: документы правительства КНР (Белые книги), законодательный акт, книга Си Цзиньпина и публикации с его высказываниями.
Одним из источников ВКР были использована книга Си Цзиньпина «Си Цзиньпин о государственном управлении», благодаря которой можно узнать о продвижении идеи Си Цзиньпином о «консультативной демократии» под руководством КПК. Так как ,по его мнению, это укрепит связь между партией и народом.
Правительство КНР опубликовало Белую книгу «Строительство демократии в Китае». Документ провозглашает главной целью китайского правительства строительство демократии под руководством ведущей и направляющей силы общества — Коммунистической партии Китая (КПК). Из данного источника можно узнать о том, что демократия в Китае строится исключительно под руководством Коммунистической партии Китая, что её не стоит отождествлять с западной формой демократии, так как она сочетает элементы «марксистского понимания демократии, китайской реальности, позитивных достижений западной демократии и демократических элементов в традиционной китайской культуре».
Правительство Китая также опубликовала ещё одну Белую книгу «Система политических партий Китая». Это документ повествует о строительстве партийной системе Китая, благодаря которому можно узнать о том, что, занимающая место руководящей и правящей партии, КПК создаёт контроль со стороны демократических партий. Более того, существует практика политических консультации, которую проводит Компартия Китая с демократическими партиями и беспартийными деятелями.
После 18-го съезда Центрального комитета Коммунистической партии Китая председатель КНР Си Цзиньпин опубликовал изложения о политическом строительстве социализме «Выдержки из заявлений Си Цзиньпина о политическом строительстве социализма», которые также можно изучить и попытаться проанализировать его высказывания с точки зрения легитимности. Содержание этого сборника взято из более чем 70 важных документов, включая речи, отчеты, беседы и инструкции товарища Си Цзиньпина с 15 ноября 2012 г. по 3 мая 2017 г.
Она разделена на девять тем, в общей сложности семьдесят статей. Триста тридцать параграфов обсуждения. Многие из этих бесед были опубликованы впервые. Данный источник позволил узнать предложения Си Цзиньпина в строительстве демократии в Китае в рамках укрепления доверия со стороны народы путём совершенствования правовой сферы.
Центральный комитет Коммунистической партии Китая издал пересмотренные «Положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов» и разослал уведомления во все регионы и департаменты о соблюдений всех условий данного документа. Данный источник позволил узнать о том, что при подборе и назначении руководящих кадровых работников партийных и государственных органов кадровые отделы придерживаются ряду принципов.
Во время подбора и назначения кандидаты на руководящие должности также должны последовательно отстаивать основную теоретическую базу партии.
Хронологические рамки исследования охватывают с 1989 г. по настоящее время.
Объект исследования: современный политический дискурс о демократии и меритократии.
Предмет исследования: дискурс о меритократии и демократии в аспекте политической легитимности государственной власти Китая.
Цель исследования: определить специфику интерпретации понятий демократии и меритократии в политическом дискурсе современного Китая.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия меритократии и демократии;
2. Рассмотреть проблему политической легитимности власти в современных политологических теориях;
3. Изучить представления о политической практики меритократии и демократии и политической легитимности в странах Азии;
4. Проанализировать проблему легитимности в контексте дискурса о демократии и демократии в современном Китае;
5. Проанализировать политическую легитимность власти как проблему меритократии и демократии в Китае;
6. Проанализировать интерпретацию проблемы легитимности в риторике КПК.
Структура диссертационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе изучаются понятия и термины «меритократия» и «демократия»: что они представляют из себя в западных и китайских научных кругах. Далее анализируются и систематизируются современные теории о легитимности политической власти как в западной, так и китайской науках.
Во второй главе анализируется построение китайской модели меритократической демократии в Китае, рассматривается построение меритократии и демократии в Китае через призму политической легитимности власти. Также анализируется риторика коммунистической партии Китая в аспекте легитимации своей власти.
Подведем итоги диссертационной работы и составим ряд основных выводов исследования, согласно поставленным задачам.
На первом этапе исследования были решены задачи, связанные с теоретическими аспектами изучения проблемы меритократии и демократии в политическом дискурсе. Анализ научной литературы по теме исследования позволил установить, что концепция меритократии исходит из предположения о том, что демократия в эпоху постиндустриального общества должна трансформироваться в меритократию – правление, ключевыми фигурами которого становятся представители интеллектуальной элиты – наиболее талантливые и выдающиеся деятели.
Меритократическое устройство исследователями описывается как общество, где: люди оцениваются по своим способностям и достижениям, а не по национальности, богатству или влиятельности родителей; царит культ знаний, при этом все дети, независимо от их классовой принадлежности имеют равный доступ к качественному образованию; на руководящие посты государственного аппарата назначаются путем открытого и публичного голосования на основании таких критериев, как честь, компетентность и справедливость; власть призвана служить людям и делать все возможное для повышения качества жизни населения; деятельность государственных чиновников подотчетна обществу, т.к. она является открытой и прозрачной; полезные ископаемые используются бережно и только по необходимости всего народа.
Несмотря на то, что есть исследования, противопоставляющие демократию и меритократию, наиболее распространена в современных исследованиях точка зрения о возможности их сосуществования на основе дополнения: меритократия предполагает создание начальных условий для одаренных людей, чтобы они в перспективе могли занять высокие посты, но в условиях свободной конкуренции, а это важнейший признак демократии. В нынешних условиях демократия объективно перерастает в реализацию власти наиболее талантливыми и квалифицированными специалистами, которые должны прийти на смену старой генерации представителей власти.
Поскольку автором рассматривается синтез меритократии и демократии как инструмент легитимизации государственной власти Китая, отдельное внимание было уделено изучению сущности политической легитимности власти. В первую очередь была изучена теория М. Вебера, в которой выделяются рациональный, идеологический, традиционный и харизматичный виды легитимности. При этом было показано, что существует множество других теорий политической легитимности власти, восполняющих недостатки веберовской классификации, обусловленные закономерным развитием общественных отношений и изменениями в подходах к легитимации власти.
Далее был проведен анализ представлений о политической практики меритократии и демократии и политической легитимности власти в странах Азии. Он показал, что азиатские исследователи рассматривают политическую легитимность сквозь призму политической культуры. Поскольку Сингапур среди азиатских стран имеет наиболее продуктивный и широкий опыт применения концепции меритократии, китайские исследователи закономерно апеллируют к этому опыту и находят его применимым в своем государстве. Также широко обсуждаются в китайской научной литературе вопросы глобализации и прав человека, ведущие к пересмотру политического курса Китая, и требующие поиска баланса между авторитарными социалистическими настроениями и демократией, концепция которой, как видится, не полностью подходит Китаю ввиду специфической политической культуры государства.
Второй этап исследования был посвящен анализу меритократии и демократии в Китае на современном этапе развития политических институтов. При обсуждении возможности сосуществования меритократии и демократии в Китае было показано, что это вполне возможно. Наиболее предпочтительное соотношение этих концепций видится в ориентации на меритократию на высших уровнях политической власти и ориентации на демократию на низших уровнях.
Возможность сосуществования меритократии и демократии прослеживается как в социальной политике Китая, ориентированной на синтез меритократических и демократических ценностей, так и на уровне экономической политики, в рамках которой уже достигнут баланс между принципами социализма и рыночной концепцией экономики.
При этом крайне важно, чтобы меритократические принципы политической власти высшего уровня соответствовали фундаментальной идее меритократии о наиболее «сильном» (интеллектуально развитом, талантливом, нравственном) правительстве, а не маскировали авторитарные практики, сдерживающие любые возможные оппозиционные настроения в государстве.
Далее были уточнены особенности политической легитимности власти Китая как проблемы меритократии и демократии. Синтез меритократии и демократии рассматривается как возможный инструмент легитимации политической власти. Однако было показано, что несмотря на присутствие демократических принципов в политическом дискурсе Китая, возможность их продуктивного существования с мериктократическими для легитимации политической власти остается неоднозначной и проблематичной.
Власть декларирует необходимость внимательного отношения к интересам и потребностям общества, ставит их в своих речах и всякого рода политических концептах во главу угла политического курса, но от оппозиционных настроений защищается не ими же, не справедливым путем защиты общественной стабильности, а механизмом жесткого запрета. Это свидетельствует о недостаточном развитии как демократической, так и меритократической основы политической легитимности власти.
На заключительном этапе исследования была изучена риторика Коммунистической партии Китая и ее действия в аспекте легитимации своей власти. К основным концептам политической риторики правящей партии были отнесены следующие факторы легитимности политической власти: стимулирование ценностных ресурсов национальной политической культуры; использование политических традиций; политическая установка на укрепление политической власти; строгое партийное управление; подчинение Народно-освободительной армии Китая политической власти; укрепление социалистической политической культуры китайского общества.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.
На первом этапе исследования были решены задачи, связанные с теоретическими аспектами изучения проблемы меритократии и демократии в политическом дискурсе. Анализ научной литературы по теме исследования позволил установить, что концепция меритократии исходит из предположения о том, что демократия в эпоху постиндустриального общества должна трансформироваться в меритократию – правление, ключевыми фигурами которого становятся представители интеллектуальной элиты – наиболее талантливые и выдающиеся деятели.
Меритократическое устройство исследователями описывается как общество, где: люди оцениваются по своим способностям и достижениям, а не по национальности, богатству или влиятельности родителей; царит культ знаний, при этом все дети, независимо от их классовой принадлежности имеют равный доступ к качественному образованию; на руководящие посты государственного аппарата назначаются путем открытого и публичного голосования на основании таких критериев, как честь, компетентность и справедливость; власть призвана служить людям и делать все возможное для повышения качества жизни населения; деятельность государственных чиновников подотчетна обществу, т.к. она является открытой и прозрачной; полезные ископаемые используются бережно и только по необходимости всего народа.
Несмотря на то, что есть исследования, противопоставляющие демократию и меритократию, наиболее распространена в современных исследованиях точка зрения о возможности их сосуществования на основе дополнения: меритократия предполагает создание начальных условий для одаренных людей, чтобы они в перспективе могли занять высокие посты, но в условиях свободной конкуренции, а это важнейший признак демократии. В нынешних условиях демократия объективно перерастает в реализацию власти наиболее талантливыми и квалифицированными специалистами, которые должны прийти на смену старой генерации представителей власти.
Поскольку автором рассматривается синтез меритократии и демократии как инструмент легитимизации государственной власти Китая, отдельное внимание было уделено изучению сущности политической легитимности власти. В первую очередь была изучена теория М. Вебера, в которой выделяются рациональный, идеологический, традиционный и харизматичный виды легитимности. При этом было показано, что существует множество других теорий политической легитимности власти, восполняющих недостатки веберовской классификации, обусловленные закономерным развитием общественных отношений и изменениями в подходах к легитимации власти.
Далее был проведен анализ представлений о политической практики меритократии и демократии и политической легитимности власти в странах Азии. Он показал, что азиатские исследователи рассматривают политическую легитимность сквозь призму политической культуры. Поскольку Сингапур среди азиатских стран имеет наиболее продуктивный и широкий опыт применения концепции меритократии, китайские исследователи закономерно апеллируют к этому опыту и находят его применимым в своем государстве. Также широко обсуждаются в китайской научной литературе вопросы глобализации и прав человека, ведущие к пересмотру политического курса Китая, и требующие поиска баланса между авторитарными социалистическими настроениями и демократией, концепция которой, как видится, не полностью подходит Китаю ввиду специфической политической культуры государства.
Второй этап исследования был посвящен анализу меритократии и демократии в Китае на современном этапе развития политических институтов. При обсуждении возможности сосуществования меритократии и демократии в Китае было показано, что это вполне возможно. Наиболее предпочтительное соотношение этих концепций видится в ориентации на меритократию на высших уровнях политической власти и ориентации на демократию на низших уровнях.
Возможность сосуществования меритократии и демократии прослеживается как в социальной политике Китая, ориентированной на синтез меритократических и демократических ценностей, так и на уровне экономической политики, в рамках которой уже достигнут баланс между принципами социализма и рыночной концепцией экономики.
При этом крайне важно, чтобы меритократические принципы политической власти высшего уровня соответствовали фундаментальной идее меритократии о наиболее «сильном» (интеллектуально развитом, талантливом, нравственном) правительстве, а не маскировали авторитарные практики, сдерживающие любые возможные оппозиционные настроения в государстве.
Далее были уточнены особенности политической легитимности власти Китая как проблемы меритократии и демократии. Синтез меритократии и демократии рассматривается как возможный инструмент легитимации политической власти. Однако было показано, что несмотря на присутствие демократических принципов в политическом дискурсе Китая, возможность их продуктивного существования с мериктократическими для легитимации политической власти остается неоднозначной и проблематичной.
Власть декларирует необходимость внимательного отношения к интересам и потребностям общества, ставит их в своих речах и всякого рода политических концептах во главу угла политического курса, но от оппозиционных настроений защищается не ими же, не справедливым путем защиты общественной стабильности, а механизмом жесткого запрета. Это свидетельствует о недостаточном развитии как демократической, так и меритократической основы политической легитимности власти.
На заключительном этапе исследования была изучена риторика Коммунистической партии Китая и ее действия в аспекте легитимации своей власти. К основным концептам политической риторики правящей партии были отнесены следующие факторы легитимности политической власти: стимулирование ценностных ресурсов национальной политической культуры; использование политических традиций; политическая установка на укрепление политической власти; строгое партийное управление; подчинение Народно-освободительной армии Китая политической власти; укрепление социалистической политической культуры китайского общества.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.



