Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №13561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Художественные средства иллюстрации 8
1.1. Книжная иллюстрация в России 8
1.2. Особенности формирования художественными средствами
графики навыков работы над иллюстрацией у учащихся общеобразовательной школы
Глава 2. Практическое изучение приемов и методов графической
композиции, способствующих формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся общеобразовательной школы
2.1. Практическая работа по формированию навыков работы над графической иллюстрацией у учащихся общеобразовательной школы (на кружковых занятиях)
2.2. Анализ работы по формированию навыков использования художественных приемов в работе над иллюстрацией
Глава 3. Описание творческой части выпускной квалификационной работы
3.1. Обоснование выбора темы творческой работы над книжной иллюстрацией
3.2. Этапы последовательной работы над иллюстрацией к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» с анализом использованных художественных средств и приемов
Заключение 54
Библиографический список 58



Актуальность исследования. Важной задачей развития и сохранения преемственности российского образования является воспитание творчески разносторонней и грамотной личности, способной не только понимать прекрасное в жизни и искусстве, но и беречь, изучать историю нашей страны через ее творческое осмысление. Данная задача является наиболее актуальной в настоящее время, когда всеобщая глобализация набирает свои обороты, личность человека разрушается, стирается историческая память, подменяются такие фундаментальные понятия, как родина, народ, нация, национальная идентичность, национальная культура, родной язык, семья, патриотичность, нравственность, духовность.
Важно также отметить, что современные информационные технологии снижают у детей умение анализировать, обобщать информацию, они уничтожают навыки ручного труда. Следствием этого является потеря навыков социализации человека в обществе.
В такой период особенно важна роль педагога. В связи с этим возрастает и роль изобразительного искусства как промежуточного звена, связывающего уникальную духовно - культурную нематериальную область и предметно-объектный исторический мир.
Искусство может рассматриваться как способ изучения, осмысления и приобщения к родной культуре, национальным и культурным особенностям своего народа, изучения и сохранения всего, что является для него ценным. Особенная роль в решении этих задач отведена искусству иллюстрации, тесно связанному с текстом, который является носителем культурного наследия, высоких идей и духовных ценностей народа.
Русская литература всегда отличалась особенной глубиной в изучении духовно-нравственной составляющей человеческой личности и трудами великих русских писателей внесла огромный вклад в мировую литературу.
Работа над иллюстрацией к литературному произведению требует от художника серьезного подхода, профессионализма и знания истории. Именно в процессе создания иллюстрации сохраняется историческая связь между поколениями, осмысляется и находит изобразительное выражение личного отношения художника не только к персонажу, но и к событиям конкретного исторического периода в жизни своей страны.
Важно отметить, что иллюстрация как творческая деятельность формирует фантазию, воображение, способствуют художественному освоению мира, формирует эстетическое отношение человека к действительности, а также вносит свой вклад в нравственное воспитание подрастающего поколения.
В процессе работы над иллюстрацией формируются анализаторские, обобщающие навыки. Работая с книгой, учащиеся знакомятся не только с буквой, словами, но и со шрифтами, с автором и эпохой, в которой он жил. Книга формирует мировоззрение человека, способствует созданию художественного образа, позволяет творить и изменять действительность. Работа над иллюстрацией позволяет понять объективную действительность в процессе практической деятельности.
Благодаря анализу имеющейся литературы по данной теме можно говорить о том, что вопросы освоения навыков графической деятельности в процессе изображения иллюстрации учащимися средних классов общеобразовательной школы в литературе рассмотрены не достаточно полно.
Проблемой данного исследования является разрешение вопроса, каковы педагогические условия, способствующие формированию навыков изобразительной деятельности в процессе создания книжной иллюстрации у школьников средних классов общеобразовательной школы.
Цель исследования — формировать у учащихся профессиональные навыки в работе над графической иллюстрацией.
Объект исследования — процесс обучения школьников работе над иллюстрацией.
Предмет исследования — методы и методические приёмы повышения эффективности обучения приемам работы над иллюстрацией учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что для достижения искомого результата — формирования у учащихся профессиональных навыков в работе над графической иллюстрацией — необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, которая объединяет все компоненты, обладает общим направлением и отвечает современным требованиям.
На пути к достижению результата учащимся будет необходимо:
1. учиться анализировать произведение литературы с целью выявления художественной идеи;
2. выявлять самые яркие и выразительные моменты в сюжете книги для иллюстрации, в зависимости от замысла литературного произведения;
3. обобщать и идеализировать художественный образ;
4. искать свой уникальный стиль в творческой работе;
5. учиться работать над эскизом;
6. учиться создавать цельную и творчески выразительную композицию.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические аспекты проблемы освоения у школьников средних классов навыков изобразительной деятельности в процессе работы над книжной иллюстрацией.
2. Раскрыть методику обучения навыков графической деятельности, необходимой при создании книжной иллюстрации.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию у младших школьников навыков изобразительной деятельности в процессе создания книжной графики.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:
• анализ и обобщение научных, искусствоведческих, психолого-педагогических и методических трудов по проблеме исследования;
• анализ образовательных стандартов, учебных планов и программ по изобразительному искусству, в частности композиции;
• изучение законов композиции;
• констатирующий эксперимент;
• педагогический эксперимент;
• статистический метод исследования;
• художественно-педагогический анализ учебно-творческих работ обучающихся.
Методологическую основу исследования составили искусствоведческие работы В.А. Фаворского, Ю.А. Герчук.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации исторического и педагогического опыта работы над обучением композиции, в частности — композиции иллюстрации. А также теоретические и иллюстративные материалы могут быть использованы в педагогической практике общеобразовательной школы.
Этапами исследования является:
1 этап исследования заключался в выборе темы, формулировке научного аппарата, необходимом анализе литературы по проблеме исследования. Данный этап осуществлялся с 9 февраля 2015 года по 7 марта 2015 года.
2 этап исследования заключался в проведении констатирующего и формирующего экспериментов в соответствии с темой исследования. Этот этап осуществлялся в период с 05 сентября 2016 г. по 01 октября 2016 г.
3 этап представлял собой итоговый эксперимент и обобщение итогов исследования, полученных в процессе проведения эксперимента. Эксперимент проходил на базе МБОУ «СОШ № 49 с УИОП» г. Белгорода.
Данный этап представлял собой оформление полученных данных в текстовый вид с 15.05.2017 по 27.05.2017
Высшая квалификационная работа состоит из:
1. Теоретической части.
2. Методической части, включающей в себя констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и итоговый эксперимент.
3. Творческой части: серия иллюстраций (6 графических листов) к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
4. Заключения, в котором подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложении даны иллюстрации, методические материалы по проведенным занятиям, образцы работ учащихся, фото творческой части работы: серии иллюстраций (6 графических листов) к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная исследовательская работа была направлена на определение методик, форм и условий, которые бы способствовали формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы (на кружковых занятиях).
Исходя из поставленной цели в первой главе нашего исследования, были изучены теоретические аспекты процесса работы над книжной иллюстрацией и определены особенности ее формирования при помощи художественных средств графики. В первой главе нами были рассмотрены и изучены такие вопросы как: книжная графика, искусство оформления книги, процесс оформления книги иллюстрацией и т.д. Особое внимание было уделено книжной иллюстрацией в России. Иллюстрация в книге является важным средством эстетического и нравственно-познавательного воспитания учащегося. При помощи наглядной иллюстрации ученик лучше воспринимает и усваивает ученый материал.
В ходе изучения теоретической основы нами были выявлены некоторые особенности, которые способствуют формированию навыков, необходимых для книжной иллюстрации: умение анализировать произведение литературы с целью выявления художественной идеи; способность выявлять выразительные моменты в сюжете книги, необходимые для последующей для иллюстрации; обобщать и идеализировать художественный образ; иметь понятия о приемах выявления главного в композиции и других композиционных приемах.
В ходе изучения поставленных задач в данном исследовании была выявлена необходимость изучения методики обучения навыков графической деятельности, необходимой для создания книжной иллюстрации. Проведение анализа теоретической литературы по проблеме дипломного исследования показал, что учащимся для создания своей собственной творческой композиции к литературному произведению необходимы определенные навыки. Поэтому для успешного выполнения учащимися поставленных перед ними иллюстративных задач, нами были выделены следующие методические приемы: поиск удачной композиции при помощи творческой методики «Каляки - маляки»; чтение литературного произведения в классе с целью выделения идеи, замысла последующей иллюстрации; наглядно¬показательный метод работ художников-иллюстраторов; создание иллюстрации по заранее подготовленным текстовым выдержкам из литературного произведения.
Во второй главе исследования был рассмотрен процесс формирования навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся в процессе проведения кружковых занятий. Нами было установлено, что процесс формирования навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся средних классов в рамках кружковой деятельности идет значительно лучше, чем в рамках уроков, так как предоставленный материал на уроках не позволяет уделять должного внимания творческому развитию детей и не акцентирует внимание на книжной иллюстрации в той мере, которая необходима для самостоятельного создания ее учеником. Кружковая деятельность позволяет расширять знания учащихся по изобразительному искусству и формировать творческие навыки, необходимые для самостоятельной реализации себя в обществе.
В ходе изучения методической литературы и составления индивидуальных планов-конспектов, необходимых для проведения занятий, было выявлено, что для успешного формирования у учащихся общеобразовательной школы навыков работы над книжной иллюстрацией необходима определенная последовательная методика. Данная методика заключалась в следующем: наглядно-иллюстративный метод показа репродукции иллюстраций художников; изложение теоретических основ книжной графики и процесса ее создания; проведение разработанной нами творческой методики «Каляки-маляки»; выполнение самостоятельной иллюстрации учащимися по заданным учителем сюжетам из литературных произведений; методы контроля процесса работы, включающие в себя беседы, заполнение опросников.
Изучение теоретических основ и методической базы позволили осуществить исследовательско-экспериментальную работу по формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы. Для определения уровня развития данных навыков у учащихся контрольной и экспериментальной групп был разработан ряд показателей, включающий в себя такие критерии как: грамотное размещение изображения в формате листа; понятный для восприятия зрителя образ, объект; заполнение рисунка цветом или тоном; наличие деталей в рисунке учащегося; законченность рисунка; наличие творческой оригинальности в изображении учащегося.
На основании проведенного констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что учащиеся седьмых классов знакомы с понятием композиция, знают приемы выделения композиционной доминанты, применяют ее в своих работах, но не детализирует свой рисунок и не умеют грамотно завершить свою работу. Уровень образно-творческого мышления у учеников выше среднего, на это указывают такие показатели как: «Наличие оригинальности в изображении учащегося» и «Понятный для восприятия зрителя образ, объект», по которым ученики набрали более семидесяти— восьмидесяти баллов. Также в ходе проведенного опросника, составленного по вопросам о книжной графике, нами было выявлено, что в седьмых классах учащиеся имеют представление о книжной иллюстрации.
В ходе проведенного формирующего эксперимента нами было рассмотрено пять больших тем, раскрывающих понятия о книжной иллюстрации, о процессе ее создания, о технических приемах для создания изображения. Была разработана авторская методика проведения занятий, которая заключалась в использовании трафаретов людей и животных, необходимых для иллюстрации, поиска композиции при помощи творческой методики «Каляки-маляки», совместном чтении литературного произведения и последующим его разбором с целью вычленения замысла иллюстрации.
Процесс обучения художественно-изобразительным навыкам осуществлялся в ходе выполнения иллюстрации к рассказу М.В. Пришвина «Осенние листики». Во время работы над этой иллюстрацией учащиеся закрепляли законы композиции, учились передавать пространство на плоскости листа, выделять композиционный центр. В формирующий этап эксперимента вошли различные приемы, методы обучения изобразительной деятельности, применялись различные задания и упражнения, выполнение которых способствовало формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы.
Итогом формирующего эксперимента стал контрольный эксперимент, заключающийся в выполнении того же задания, которое было дано учащимся в констатирующем эксперименте. Это позволило выявить изменения в уровне знаний и умений учащихся, приобретенных после формирующего эксперимента. Повторное диагностирование позволило выявить у учащихся качественные изменения, указывающие на увеличение умений, знаний и навыков в изобразительной деятельности, необходимых для иллюстрирования литературного произведения. Итогом проведенного эксперимента может стать вывод о том, что учащиеся экспериментального класса приобрели знания и навыки рисования, необходимые для создания книжной иллюстрации, также познакомились с новыми техническими приемами рисования гуашью.
Таким образом, в ходе исследовательско - экспериментальной работы нами была подтверждена гипотеза о том, что для достижения искомого результата, а именно для формирования у учащихся профессиональных навыков в работе над графической иллюстрацией, необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, которая объединит все компоненты и будет обладать общим направлением.



1. Аладьев А.В. Мысль и рисунок / А.В. Аладьев. - Н. Новгород: Изд-во «Детская библиотека», 1999. - 73 с.
2. Алуева М.А. Условия профессиональной подготовки художников- иллюстраторов детской книги / М.А. Алуева. - М.: Изд-во «Детская библиотека», 2009. - 133 c.
3. Аллен Луи. Ф.М. Достоевский. Поэтика. Мироощущение. Богоискательство / Луи Аллен. - СПб.: Изд-во «Логос», 1996. - 173 с.
4. Алфеевский В.С. Иллюстрация образное воплощение содержания книги / В.С. Алфеевский. - М.: Изд-во «Детская литература», 1968. - 70 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Изд-во «Просвещение», 1968. - 464с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Союз», 1997. - 96с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства, / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Искусство», 1987. - 356 с.
8. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги / Э.З. Ганкина. - М.: Изд-во «Современный Художник», 1963. - 279с.
9. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки / Э.З.Ганкина. - М.: Изд-во «Современный художник», 1977. - 215с.
10. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги / Ю.Я. Герчук. - М.: Изд-во «Астрель», 2000. - 378с.
11. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества / С.С. Гольдентрихт. - М.: Изд-во «МГУ», 1977.- 248с.
12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 225 с.
13. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга / Г.Л. Демосфенова. - М.: Изд-во «Акад. художеств СССР», 1961. - 64с.
14. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация / Б. Дехтерев // Детская литература. - 1972. - № 3. - С. 56-63.
15. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. - Спб.: Изд- во «Азбука классик», 2012. - 464 с.
16. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. - Спб.: Изд- во «Художественная литература», 1988. - 848 с.
17. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Т.Г. Игнатьев. - М.: Изд-во «Знание», 1968. - 345 с.
18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Изд-во «Педагогика», 1993.¬234 с.
19. Камкин О.А. Об иллюстрациях в детской книге / O.A. Камкин. - М.: Изд-во «Современный художник», 1961. - 209 с.
20. Коржев Т.М. Художник и книга для детей / Т.М. Коржев. - М.: Изд-во «Детская литература», 1974. - 70 с.
21. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т.С. Комарова. - М.: Изд-во «Просвещение», 1970. -358 с.
22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Изд-во «Просвещение», 1972. - 255с.
23. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги / Л.С. Кудрявцева. - М.: Изд-во «Академия», 1998. - 112с.
24. Кузин В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - М.: Изд-во «Оникс 21», 2015. - 304 с.
25. Кузин В.С. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности / В.С. Кузин. - М.: Изд-во «Просвещение»,
1969. - 368 с.
26. Кузин В.С. Наброски и зарисовки / В.С. Кузин. - М.: Изд-во «Просвещение», 1970. - 450 с.
27. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках / Е.А. Кибрик. - М.: Изд-во «Академии художеств СССР», 1961. - 436 с.
28. Лебедев Е.В. Искусство художника-оформителя / Е.В. Лебедев. - М.: Изд-во «Советский художник», 1981. - 340 с.
29. Ляхов В.Н. Искусство книги: Иллюстрация, книга, графика / В.Н. Ляхов. - М.: Изд-во «Книга», 1978. - 282с.
30. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги / В.Н. Ляхов. - М.: Изд-во «Книга», 1971. - 254с.
31. Митурич М.П. Ритм стиха и рисунка / М.П. Митурич. - М.: Изд-во «Современный писатель», 1971. - 294 с.
32. Митурич М.П. Строгое воспитание / М.П. Митурич // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 80-84.
33. Михайлова И.И. Художник читает книгу / И.И. Михайлова // Библиотекарь. - 1980. - № 8. - С. 29-34.
34. Московская М. Дружба с книгой начинается с картинки / М. Московская // Домашняя школьная библиотека. - 2005. - № 3. - С. 18-19.
35. Московская М.С. Дружба с книгой начинается с картинки / М.С. Московская // Домашняя школьная библиотека. - 2005. - № 3. - С. 18¬19.
36. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 456с.
37. Нагаев В.Г. Иллюстрировать книги для детей — это мое призвание / В.Г. Нагаев// Детская литература. - 1997. - № 3. - С. 102-109.
38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Изд-во «Тривола», 1995. - 360с.
39. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского / Л.М. Розенблюм. - М.: Изд-во «Наука», 1981. - 368 с.
40. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации / О.И. Подобедова. - М.: Изд-во «Знание», 1967. - 80с.
41. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. Пособие для учителей / А.Т. Сотников. - М.: Изд-во « Просвещение», 1970. - 103с.
42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - М.: Изд-во «Академия», 1999. - 368 с.
43. Томский Н.В. О композиции в скульптуре / Н.В. Томский. М.: Изд-во «Академии художеств СССР», 1963. - 248 с.
44. Ушанова Т.А. Авторская книга лучший вариант / Т. А. Ушанова // Библиотека в школе: Газ. «Первое сентября». - 2003. - № 6. - С. 14-18.
45. Фаворский В.А. Рассказы художника гравера / В.А. Фаворский. - М.: Изд-во «Детская литература», 1976. - 104с.
46. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А. Фаворский. - М.: Изд-во «Книга», 1986 - 246 с.
47. Фаворский В.А. Избранные произведения / В.А. Фаворский. - М.: Изд- во «Советский художник», 1961. - 325 с.
48. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе / Е.В. Шорохов. - М.: Изд-во «Просвещение», 1975. - 265 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ