Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о подростковой телесности в отечественном кинематографе: сравнительный анализ 2000-х – 2020-х годов

Работа №135605

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы85
Год сдачи2023
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В КИНЕМАТОГРАФЕ. 7
ПАРАГРАФ 1. ТЕЛО КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ. 7
ПАРАГРАФ 2. ФИЛЬМ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 16
ПАРАГРАФ 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ 2000-Х - 2020-Х ГОДОВ. 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛЬМОВ В СОЦИОЛОГИИ. 29
ПАРАГРАФ 1. ВОЗМОЖНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФИЛЬМА. 29
ПАРАГРАФ 2. ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА. 33
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 36
ПАРАГРАФ 1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ. 36
ПАРАГРАФ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 81


К исследованию человеческого тела, его привычек и проявлений социология обратилась относительно недавно. Тело перестало рассматриваться только как биологическая данность: в фокусе появилась телесность – социальный феномен, подверженный постоянным изменениям благодаря динамике жизни в обществе. Интерес обращения социологии к телесности возрос в силу изменения отношения человека к собственному телу, в то время как это изменение связано с длительными социальными трансформациями, начавшимися во второй половине XX века.
На сегодняшний день существует множество интерпретаций понятия телесности. Определение, на которое мы будем опираться в данной работе, подчёркивает значимость социальных факторов: «телесность –– проявления человеческого тела, практики оперирования им (забота о теле, уход за телом, дисциплинирование тела и т.д.), которые конструируются и изменяются под влиянием социокультурного контекста». Примерами телесных практик могут служить физические упражнения по утрам, использование определенной жестикуляции, нанесение макияжа, наличие или отсутствие пирсинга, татуировок, хождение на шпильках или же ношение исключительно спортивной обуви, определённая манера курения и т.д. Телесность отражает социальные представления о «нормальности» и допустимости тех или иных проявлений человеческого тела, формируется под влиянием общества, его ожиданий относительно поведения человека, определенных стандартов красоты, стереотипов, и диктуется вышеупомянутое представление чаще всего посредством тех или иных медиа. Источниками информации для социологического анализа данного феномена служат в том числе визуальные материалы, такие как фото, видео, кинематограф.
Изучение подросткового кинематографа в данном контексте интересно потому, что практики телесности человека особенно активно «закладываются», формируются и конструируются как раз в детском и подростковом возрасте, в том числе за счет транслируемых репрезентаций «поведения» тела. Нас именно в детстве учат правильно сидеть во время обеда, не теребить волосы, принимать душ перед сном и т.п. В подростковом возрасте репертуар допустимых, желательных, а также порицаемых телесных практик расширяется, информацию о том, что приемлемо, а что – нет, подросток получает из семьи, от учителей, от сверстников. Кинематограф как влиятельный медийный источник тоже является образцом для формирования представлений о норме: оперируя выраженными оценочными суждениями о тех или иных действиях, явлениях, событиях, создатели кино способны целенаправленно не допускать в своем фильме демонстрации определенных телесных проявлений, презентировать некоторые практики в намеренно позитивном или негативном ключе. Подростки нередко опираются на персонажей фильмов, стараются им подражать, находят себе кумиров: таким образом кинематограф способен влиять на представления молодых людей о собственном теле и допустимом репертуаре телесных практик. Проследить трансформацию социальных представлений о репертуаре подростковой телесности возможно в том числе и посредством изучения кинокартин, однако надо понимать, что это опосредованный и в определённой степени ограниченный анализ: в данном случае «рупором» общества будут выступать создатели фильмов. Так, анализ подростковой телесности в отечественном кинематографе XXIвека даст возможность выявить некоторые актуальные сегодня нормативные представления о телесности подрастающего поколения, каковы изменения этих представлений за последние десятилетия. Важно отметить, что данные представления являются не только личным мнением создателей кино, но и в некоторой степени отражением точки зрения общества.
В ходе масштабных социальных преобразований, произошедших в России в девяностых годах XXвека, телесные практики людей претерпели определённые изменения, хотя скорость этих изменений всегда невелика, поскольку телесность обладает большим потенциалом устойчивости. Проблематика нашего исследования заключается в предполагаемых изменениях представлений о «нормальном» подростковом теле за последние десятилетия. Ожидания изменений связаны не только с отложенным во времени эффектом социокультурной трансформации 1990-х годов, но и с новыми социальными процессами – например, с цифровизацией – и появлением в связи с этим новых практик оперирования телом. Это и позирование перед экраном мобильного телефона, и формирование кентавра «человек плюс его планшет/ноутбук», и многое другое. Кроме того, возможно вовлечение тела и формирование новых практик в связи с распространением новых идей и течений, таких как медикализация, психологизация, обращение к эмоциональной стороне повседневной жизни. Изучая способы презентации человеческого тела и интерпретируя совокупность проявлений мимики, поз, движений, практик можно сделать выводы об определенных культурных нормах, отображаемых данными телами.
Так, объектом данного исследования выступают фильмы отечественного кинематографа 2000-го и 2020-го годов с персонажами-подростками. Репрезентация подростковой телесности в этих фильмах и её изменения от 2000 к 2020 году становится предметом данного исследования. Цель данного исследования –– выявить и проанализировать изменения в репрезентации подростковой телесности в отечественном кинематографе за два десятилетия.
В данной работе представлены теоретико-методологические основы изучения представлений о телесности: тело как социальная категория, фильм как объект социологического анализа, отечественный кинематограф 2000-х – 2020-х годов; возможности визуального анализа дискурса, метод иконографии, а также представлены результаты эмпирического исследования отечественных фильмов о подростках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В силу влияния множества процессов на общество телесность и представления о ней трансформируются, в частности, появляются новые стереотипы о «нормальности» тела, обозначаются своего рода «рамки», предписывающие «хорошему» телу определённые характеристики – например, быть активным, успешным, функциональным. В силу человеческой потребности быть принятым обществом такие стереотипы конструируются и поддерживаются за счет социальных норм. Кинематограф, а точнее, фильмы, репрезентирующие идеи и представления своих создателей, оказывают влияние на формирование подростковой телесности, поскольку подрастающее поколение нередко опирается на образы кумиров и их персонажей.
Как и в любом другом, в российском обществе анализ отечественных фильмов актуален в связи с изменением социокультурного контекста, распространения новых трендов и идей, глобальных и локальных социальных изменений. Кино является определённым отражением социальных процессов; в то же самое время некоторые изменения происходят и в самой киноиндустрии. Так, на отечественное кино 2000-х – 2020-х годов практически не накладываются ограничения, запрещающие презентацию тех или иных образов, идей, смыслов, сюжетов, в связи с чем режиссеры опираются на желания целевой аудитории, создавая более актуальные фильмы. Тем самым зрители, сопоставляя жизненные ситуации героев со своими, способны в большей мере ассоциировать себя с персонажами, что неосознанно повышает степень влияния таких кинокартин на человека.
Существует целый спектр подходов к изучению кинематографа, равно как и достаточное количество методов анализа фильмов, где каждый помогает добиться определенных результатов в зависимости от поставленных целей и задач. В нашем исследовании наиболее подходящим является метод иконографии, который предполагает сравнение специально отобранных визуальных источников между собой для выявления повторяющихся действий, атрибутов, элементов образов. Так, используя данный метод, мы выявили представления режиссеров о подростковой телесности посредством определения частоты встречаемости тех или иных её проявлений.
Репрезентация подростковой телесности изменилась с точки зрения появления в репертуаре новых практик: в фильмах 2020х гг делается акцент на постоянном стремлении подростков к фото и видео фиксации тела (особенно лица). Многие персонажи-подростки были представлены как блогеры. Также в фильмах 2020-х репрезентируется идея здорового образа жизни: молодые люди предстают заботящимися о здоровье тела, подростки перестали курить, пить или принимать наркотики, зато стали активно заниматься спортом.
Трансформировались репрезентация молодёжных активностей: игры с друзьями, шуточные взаимодействия стали более «престижными» (скалолазание или паркур вместо беготни и прыжков во дворе), детское ребячество и баловство стало показываться реже, а если и показывалось, то скорее исключительно в компании близких друзей.
Невзирая на тренд романтизации криминала в фильмах 2000-го года, телесное взаимодействие в настоящее время (2020 год) репрезентировано более агрессивным, нежели раньше: молодые люди чаще показаны дерущимися, толкающимися, пинающимися, ударяющими что-либо или кого-либо. Вместе с тем, это соседствует с, казалось бы, в некоторой степени противоположной тенденцией: персонажи-подростки сегодня показаны более телесно «воспитанными», аккуратными и сдержанными в телесных проявлениях (никто не ковыряется в носу, не грызет ногти, не чавкает и т.п.).
Изменилась и оценка телесных практик подростков: сейчас, в отличие от фильмов 2000-го года, персонажи не осуждают других персонажей за яркий макияж или крашеные волосы. Многие внешние корректировки тела являются допустимыми. Подростки репрезентируются более открыто показывающими свои тела, чаще надевают откровенную одежду, оголяют части тела. Персонажи, акцентирующие свою фигуру, чаще воспринимаются другими героями фильма как красивые, успешные, популярные. В то же время тема половой жизни стала умалчиваться, тогда как ранее подобные сцены снимались чаще и были откровеннее.
В ходе исследования мы отметили незначительную трансформацию таких аспектов, как представления о заботе о чистоте тела, модификациях тела, особенностях тела. Сейчас практически отсутствуют сцены, связанные с гигиеной (принятие душа, мытье волос); не показывают специфические особенности тела (например, хромота, ношение гипса).
Мы заметили небольшие различия в представлениях о телесности подростков различных возрастных групп (ранний подростковый возраст и поздний). В настоящее время у персонажей, изображающих более юных подростков, также, как и у более старших, прослеживается акцентирование практик здорового образа жизни, в том числе, занятий спортом, нормализация нанесения макияжа, а также агрессивные проявления телесного «поведения». Однако в фильмах с юными героями отсутствуют постельные сцены, кадры курения, принятия алкоголя или наркотиков.
Некоторые потенциально возможные проявления телесности не были показаны ни в одном российском фильме. Так, в кино отсутствуют некоторые особенности тела, его модификации, некоторые практики заботы о здоровье, символические проявления телесности, телесные взаимодействия, такие как посещение врача, пирсинг пупка, массаж, грызение ногтей, сыпь на теле, шрамы, нанесение крема на ноги, подстригание волос в подмышках, одергивание от прикосновений и т.д. Также в современном отечественном кино с персонажами-подростками меньше внимания уделяется демонстрации процессов «работы» с телом – таких как, например, нанесение макияжа, бритье, расчесывание волос и т.д.
Результаты анализа свидетельствуют о репрезентации в современных кинофильмах взглядов на тело и телесные практики подростков, связанных, как нам представляется, с очередным этапом развития общества потребления, а также с усилением властных посягательств на тело со стороны различных институтов. Также одной из причин имеющихся сдвигов в репрезентации телесных практик в кино служит существующий в настоящее время тренд к самовыражению, подкреплённый виртуализацией общества. Мы фиксируем представления о теле как о товаре, сексуализированный образ тела, демонстрацию потребления товаров и услуг, предназначенных для формирования определённого внешнего образа. В то же самое время мы отмечаем практики, связанные с дисциплинированием тела, стремлением вогнать тело в рамки заботы о физическом благополучии, понимаемом довольно узко - популярным становится спортивное тело, тело без аддикций, а также аккуратное тело.
Представляется, что у данной темы имеются определённые перспективы. Интересным было бы и в дальнейшем фиксировать динамику, а также расширить временной и пространственный диапазон сравнения.



1. Пивоваров А.М. Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ. // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 4. С. 9-27. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6814
2. Поливанова К.Н. Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях). / К.Н. Поливанова. М.А. Шакарова. // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 3. С. 255–268. doi:10.17759/chp.2016120315
3. Орех Е.А. «Маленькие взрослые»: изучение фотообразов детей современной российской элиты. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 4 (81). С. 53-62.
4. Фуко П.М.. Интеллектуалы и власть. — М.: Праксис. 2006. URL: https://papalagi.livejournal.com/2739034.html
5. Старостина Д.А. Биополитика в концепции М. Фуко: тело как инструмент управления обществом. 2022. 83 с. URL: https://doi.org/10.24158/tipor
6. Усовская Э.А. Концепт телесности Мишеля Фуко. С. 190-191. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/233770/1/статья%20усовская.pdf
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Часть III. СМИ, секс и досуг. Глава VI. Тело –– самый прекрасный объект потребления. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3464/3471
8. Тупикова С. В. «Телесность» в социологическом дискурсе: общенаучные и общекультурные детерминанты теоретизирования. // Современные исследования социальных проблем. №4(24). 2013. URL: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-4-52
9. Травайо И. Социология телесных практик. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2000. No 4. URL: http://www.journal-s.org/index.php/sisp/article/view/4201352
10. Пугачева Л. Г. Эволюция разума: встреча человека с «абстрактным» в современной культуре - Джон Сёрль, Грегори Бейтсон и Чогьям Трунгпа. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 20.
11. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. / пер. с фр. А. Качалова // М.: Издательский дом «ПОСТУМ». 2015. с. 148-160.
12. Дёмин И.В. Кино как симуляция исторической реальности в концепции Жана Бодрийяра. 2018. С. 109.
13. Mai M., Winter R. Kino, Gesellschaft und soziale Wirklichkeit: Zum Verhaltnis von Soziologie und Film // Das Kino der Ge-sellschaft - die Gesellschaft des Kino. Interdisziplinare Positionen, Analysen und Zugange / Hrsg. von M. Mai, R.Winter. Koln. 2006. С. 40.
14. Konig R. Soziologische Orientierungen. Vortrage und Aufsatze / Hrsg. von R.Konig. Koln – Berlin. 1998. С. 544.
15. Май М., Винтер Р. Кино, общество и социальная действительность: отношения социологии и кинематографии. / М. Май, Р. Винтер. 2009. с. 110.
16. Делёз Ж. Кино. 2004. 624 с.
17. Вайсбург А.В. Роль кинематографа в процессе социализации молодого поколения. // «Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2018. Выпуск 2. С. 108.
18. Мкртычева М. С.. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы. // Теория и практика общественного развития. №12. 2012. 6 с.
19. От «Сестёр» к «Хардкору»: российское кино в XXI веке. URL: https://www.kinopoisk.ru/special/15years/
20. Киношколы. URL: https://moviestart.ru/kinoshkoly/
21. Мазурицкая М.А. Влияние российского кинематографа на формирование системы ценностей молодежи в 1920 – 2000-е гг. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27011751_38325173.htm
22. Е.А. Песина. Российский кинематограф и его роль в формировании идентичности школьников. // Социальные явления. №1. 2020. С. 41.
23. М. А. Дмитриева. Детское кино в российском кинематографе. // С. 259.https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23318138_34015786.pdf
24. Островская Е. А. Дискурс-анализ «Левиафана»: православная идеология в артхаусном кино. // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 213.
25. В.Х. Тхакахов. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино. // Социологические исследования. 2019. №11. С. 82.
26. В.Я. Пропп. Морфология «волшебной» сказки. 1928. С. 19-20.
27. Седых О. Теория сказки в киносценариях. URL: https://postnauka.ru/longreads/92759
28. Лакло Э. Гегемония и социалистическая стратегия. / Э Лакло. Ш. Муфф. 1985. 198 с.
29. Гомбрих, Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. Искусство ХХ века. - М. : Советский художник. 1989. Вып. 25. С. 275-305.
30. Панофский, Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. / СПб. : Издательский дом «Азбука-классика». 2009. 432 с.
31. Торопыгина М.Ю. Иконологическая традиция и анализ фильма. // Academia. 2021. № 2. С. 185-194. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-2-1-185-194
32. Орех Е.А. Забота о стариках в интерпретациях отечественного кинематографа./ Е.А. Орех, О.В. Сергеева. // Журнал социологии и социальной антропологии. №22(4). 2019. С. 120-140. URL: https://doi.Org/10.31119/jssa.2019.22.4.5.
33. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. 192 с.
34. Вальденфельс Б. Ключевая роль тела в феноменологии Мориса Мерло-Понти // Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. 2006. 400 с.
35. Варбург А. Великое переселение образов. // СПб.: Издательский дом «Азбука-классика». 2008. 384 с.
36. Вен П. Фуко. Его мысль и личность. // СПб. Владимир Даль. 2013. 195 с.
37. БессмертныйА. Кино и общество. // URL:http://psyfactor.org/kinoprop/kino3.html
38. Влияние кино на человека и общество. URL: http://www.minus1.ru/post/ vlijanije_kino_na_chjelovjeka_i_obshhjestvo.html
39. Жабский, М.И. Посещаемость кино в социологическом измерении. Кино и городской зритель / М.И. Жабский. М.: Институт теории и Истории Кино. 1978. 157 с.
40. Гавришина О. В. Империя света. Фотография как визуальная практика эпохи современности. 2011. 208 с.
41. Иосифян, С.А. Кинематограф: детский и подростковый зритель / С.А. Иосифян, В.А. Петровский // Социологические исследования. 1995. No 3. С. 83–88.
42. Кино – удовольствия ради или пользы для? // URL: http: shkolazhizni.ru/archive/0/n-11039/.
43. Коган, Л.Н. Кино и зритель. Опыт социологического исследования // М.: Искусство. 1968. 328 с.
44. Левшина, И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино // М.: НИИ. 1975. 25 с.
45. Кинофильм «Сиреневые сумерки», Россия, 2000 г., режиссер Юрий Конопкин
46. Кинофильм «Триумф», Россия, 2000 г., режиссер Олег Погодин
47. Кинофильм «Два товарища», Россия, 2000 г., режиссер Валерий Пендраковский
48. Кинофильм «ДМБ», Россия, 2000 г., режиссер Роман Качанов
49. Кинофильм «Я вам больше не верю», Россия, 2000 г., режиссеры Марина Сахарова, Иван Щёголев
50. Кинофильм «Нежный возраст», Россия, 2000 г., режиссер Сергей Соловьёв
51. Кинофильм «Шуб — баба Люба», Россия, 2000 г., режиссер Максим Воронков
52. Кинофильм «На скорости», Россия, 2020 г., режиссер Павел Игнатов
53. Кинофильм «Королева», Россия, 2020 г., режиссер Таисия Игуменцева
54. Кинофильм «Четвертая стена», Россия, 2020 г., режиссер Антон Галимзянов
55. Кинофильм «Приключения экспоната», Россия, 2020 г., режиссер Алена Олейник
56. Кинофильм «Спасти нельзя оставить», Россия, 2020 г., режиссер Дарья Беднарская
57. Кинофильм «Предок», Россия, 2020 г., режиссер Максим Зыков
58. Кинофильм «Чучело», СССР, 1984 г., режиссер Ролан Быков
59. Кинофильм «Курьер», СССР, 1986 г., режиссер Карен Шахназаров
60. Кинофильм «Вам и не снилось», СССР, 1980 г., режиссер Илья Фрэз
61. Кинофильм «Дорогая Елена Сергеевна», СССР, 1988 г., режиссер Эльдар Рязанов
62. Кинофильм «Любой ценой», 2000 г., США, режиссер Дэвид Маккензи
63. Кинофильм «Увертка», 2003 г., Франция, режиссер Абделлатиф Кешиш
64. Кинофильм «Студент года», 2012 г., Индия, режиссер Каран Джохар
65. Кинофильм «Мустанг», 2015 г., Турция, режиссер Дениз Гамзе Эргювен
66. Кинофильм «Дневной звездопад», 2017 г., Япония, режиссер Синдзё Такэхико
67. Кинофильм «Все там», 2020 г., Южная Корея, режиссер Рю Сын-джин


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ