ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ NOTBLANC 7
1.1. Краткая характеристика предприятия NOTBLANC 7
1.2. Доставка и хранение товаров на предприятии NOTBLANC 9
1.3. Характеристика рынка бижутерии на маркетплейсах 10
1.4. SWOT-анализ для малого предприятия NOTBLANC 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И МАРКЕТПЛЕЙСОВ 21
2.1. Виды маркетплейсов и их особенности 21
2.2. Виды взаимодействия маркетплейсов и бизнеса 24
2.3. Требования маркетплейсов к уровню сервиса 28
2.4. Теоретические подходы к управлению складскими запасами 30
2.5. Метод Min/Max в управлении складскими запасами 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ СО СКЛАДСКИМИ ЗАПАСАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ NOTBLANC ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МАРКЕТПЛЕЙСАМИ 35
3.1. Анализ действующего процесса управления складскими запасами в малом предприятии NOTBLANC 35
3.2. Нахождение объёмов страхового запаса 43
3.3. Определение точки заказа и объём заказа 48
3.4. Внедрение модели экономичного размера заказа (EOQ) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Благодаря сложившейся обстановке во внешней среде, а именно пандемии, и невозможностью потребителей совершать покупки в традиционных магазинах, особым спросом стали пользоваться онлайн каналы продаж, в частности маркетплейсы. За первое полугодие 2021 года на Российском рынке было совершено свыше 675 млн. заказов на сумму 1750 млрд. рублей, что превышает аналогичный показатель за предыдущий период на 47%.1 Благодаря стремительному развитию маркетплейсов, малый бизнес получил возможность выхода на федеральный уровень, минуя все этапы масштабирования.2
Однако перед малым бизнесом стоит ответственная задача существования внутри экосистемы, которая в свою очередь выдвигает жесткие требования для всех её участников. Особое внимание стоит уделить налаживанию логистических процессов, в том числе управлению запасами. Невыполнение продавцом обязательств по отправке заказов до конечного потребителя или сортировочных центров может привести к штрафам со стороны маркетплейса, падению товара в результатах поиска, а также к полной блокировке продавца на платформе. В связи с этим необходимо также ответственно подойти к выбору схемы работы на платформе, которая бы соответствовала типу товара, частоте потребления, при этом позволила бы оптимизировать затраты на размещение заказа, а также затраты на хранение.
На данный момент выделяют 4 схемы взаимодействия продавца и маркетплейса: FBO (Fulfilment by operator), FBS (Fulfilment by seller), DBS (Delivery by seller), а также Express.3 Применимо к данному исследованию особенно актуальными являются такие схемы доставки, как FBS и FBO. При реализации системы FBS продавец самостоятельно собирает, упаковывает заказы и отгружает товары в пункте приема заказов, а маркетплейс, в свою очередь, несет ответственность за доставку товара до конечного потребителя. При FBO продавец поставляет товары на склад маркетплейса, тем самым делегируя всю операционную работу, включая в себя сборку заказов, транспортировку, а также хранение. Каждая из схем взаимодействия обладает своими преимуществами и недостатками, более подробно речь о них пойдет в последующих главах данной работы.
Целью исследования является создание рекомендаций по управлению складскими запасами малого предприятия NOTBLANC при выбранной схеме взаимодействия с маркетплейсами OZON и Wildberries. Для достижения поставленной цели в данной работе были выполнены следующие задачи:
• Изучены основные схемы взаимодействия бизнеса и маркетплейсов, а также подходов к управлению складскими запасами;
• Изучены основные требования маркетплейсов к продавцам;
• Изучены и описаны основные процессы, возникающие при взаимодействии малого бизнеса и маркетплейсов;
• Описана деятельность малого предприятия NOTBLANC (проведен анализ 5 конкурентных сил, SWOT-анализ);
• Проведен ABC-XYZ анализ;
• Выбрана схема взаимодействия с маркетплейсом для каждого отдельного артикула;
• Определен страховой запас;
• Определена точка заказа;
• Сформирован объём заказа при помощи моделей EOQ и ROQ.
Объектом исследования является интернет-магазин NOTBLANC, перед которым стоит задача успешного выхода на маркетплейсы. Малое предприятие NOTBLANC было основано в 2019 году в Санкт-Петербурге и занимается продажей и разработкой дизайна бижутерии. Компания обладает опытом онлайн продаж через собственные каналы дистрибуции, такие как официальный сайт и социальные сети, однако ранее не взаимодействовала с какими-либо платформами. В связи c этим у компании возникла потребность в создании нового систематизированного подхода к управлению складскими запасами, который бы позволил минимизировать риски товарного дефицита, снизить издержки на хранение, а также предотвратить возможные штрафы со стороны маркетплейсов. Предметом исследования стала организация складских запасов предприятия NOTBLANC при взаимодействии с маркетплейсами. Автор является совладельцем малого предприятия, рассматриваемого в данной работе, в связи с чем все используемые данные взяты из отчетных документов и аналитики, находившихся в распоряжении автора. В качестве маркетплейсов будут рассмотрены две основные площадки на российском рынке электронной коммерции: «Ozon» и «Wildberries». В первую очередь выбор данных площадок обусловлен высокими темпами роста продаж на представленных маркетплейсах, расположением складских помещений, а также целевой аудиторией.
В работе описаны основные логистические аспекты выхода компании малого бизнеса на маркетплейс, в том числе произведено сравнение основных схем доставки до конечного потребителя, а также тарифов на доставку и хранение. В работе были рассмотрены основные требования к уровню сервиса и показателям качества. Была дана краткая характеристика малого предприятия NOTBLANC, описаны основные процессы при взаимодействии с маркетплейсом и при использовании стандартных каналов дистрибуции. Для выявления сильных и слабых сторон компании при взаимодействии с маркетплейсами был проведен SWOT-анализ. Результаты анализа подчеркнули необходимость в создании системного подхода к управлению складскими запасами. В качестве инструмента для анализа конкурентной среды был использован анализ конкурентных сил Портера. В практической части исследовании была проведена оптимизация складских запасов малого предприятия NOTBLANC, включающая в себя ABC-XYZ анализ, нахождение точки заказа, страхового заказа, а также объёмов заказа при помощи моделей EOQ и ROQ. На основе результатов агрегированного ABC-XYZ анализа была выбрана схема взаимодействия с маркетплейсами для каждого отдельного артикула.
Конечным результатом данного исследования являются рекомендации для малого предприятия NOTBALNC, использующего маркетплейс в качестве нового канала дистрибуции. Рекомендации позволят предприятию минимизировать риски товарного дефицита и, напротив, образования «мертвого» запаса, предотвратить возможные штрафы со стороны маркетплейсов, а также сформировать подход к распределению товарных запасов между собственными складскими площадями и складами маркетплейсов.
В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен маркетплейс как новый канал дистрибуции для малого бизнеса. В исследовании были изучены два крупнейших российских маркетплейса – OZON и Wildberries. В качестве практического примера в работе было рассмотрено малое предприятие NOTBLANC – компания, занимающаяся разработкой дизайна и продажей бижутерии из недрагоценных металлов. Компания начала свою деятельность в 2019 году, используя для продаж официальный сайт и социальные сети, однако зимой 2022 года компания приняла решение использовать маркетплейс OZON, как дополнительный канал дистрибуции. После первого месяца взаимодействия с площадкой компания столкнулась с первыми штрафами из-за задержек в отгрузках и нехватке товаров на складе. Источником проблемы стало отсутствие структурированного подхода к управлению складскими запасами.
В первой главе выпускной квалификационной работы была дана краткая характеристика предприятия NOTBLANC, описаны основные логистические процессы при взаимодействии с маркетплейсами. Было представлено описание реализуемой продукции, а также проведен краткий анализ отрасли бижутерии. В качестве инструмента для обзора отрасли был выбран анализ 5 конкурентных сил Портера. Благодаря проведенному анализу удалось сделать вывод, что конкурентная сила покупателей, а также внутриотраслевая конкуренция в большей степени влияют на деятельность предприятия при взаимодействии с маркетплейсами. В связи с чем, компании необходимо сконцентрироваться на поддержании уровня сервиса за счет внедрения структурированного подхода к управлению складским запасами, а также уделить особое внимание общению с клиентами, ответам на вопросы и своевременному рассмотрению претензий покупателей.
Далее для более детальной оценки предприятия были проведен первичный и поэлементный SWOT анализ. На основе анализа удалось сделать вывод о том, что одной из главных сильных сторон компании при взаимодействии с маркетплейсами является наличие собственных складских площадей, что позволяет одновременно реализовывать схемы FBS и FBO. Основными слабыми сторонами стало отсутствие системы управления складскими запасами, недостаточный контроль остатков, а также существенная отдаленность поставщика от склада малого предприятия, что не позволяет оперативно подстраиваться под изменения спроса. Благодаря поэлементному SWOT анализу удалось сформировать возможные стратегии для дальнейшего развития работы компании с маркетплейсами. В их список вошли поиск отечественных поставщиков, создание системы управления складскими запасами, а также диверсификация бизнеса за счет параллельного импорта. Таким образом, в первой главе данного исследования была доказана необходимость в совершенствовании управления складскими запасами малого предприятия NOTBLANC.
В теоретической части исследования была дана краткая характеристика маркетплейсов, а также проведено сравнение данного канала продаж с интернет-магазином, благодаря которому удалось прийти к выводу о том, что в отличии от интернет-магазина, маркетплейс является цифровым посредником между продавцами и покупателями. Маркетплейс обеспечивает комфортные и безопасные условия для осуществления транзакций, а также предоставляет маркетинговую, логистическую и информационную поддержку. Благодаря взаимодействию c маркетплейсами, бизнесу удается расширить клиентскую базу, а также передать задачи по транспортировке и хранению товаров на аутсорсинг. В свою очередь, маркетплейсы выдвигают требования к уровню сервиса, создают стандарты качества, а также взымают комиссию с продаж. Таким образом, малому бизнесу приходится существовать внутри определенной экосистемы, а соответствие её требованиям является ключевым аспектом для успешного взаимодействия. Невыполнение продавцом обязательств по отправке заказов до конечного потребителя или сортировочных центров может привести к штрафам со стороны маркетплейса, падению товара в результатах поиска, а также к полной блокировке продавца на платформе. Причинами несоблюдения требований маркетплейса становятся необоснованный выбор схемы взаимодействия с платформой, отсутствие контроля за уровнем складских остатков, а также не способность предприятий подстроиться под изменения спроса. В связи с этим, особое значение имеет работа со складскими запасами.
Далее в исследовании были рассмотрены требования маркетплейсов к уровню сервиса, описаны такие процессы как сборка, доставка и хранение заказов. Было проведено сравнение двух основных схем взаимодействия с площадкой: FBO и FBS. В результате данного сравнения удалось прийти к выводу о том, что схема FBO подходит для товаров с высокой оборачиваемостью и предсказуемым спросом. Что касается схемы FBS, то ее целесообразно использовать для товаров с низкой оборачиваемостью, спрос на которые трудно предсказуем. Также схема FBS может быть использована для оценки спроса на новую продукцию.
В третьей главе данной работы была проведена оптимизация запасов малого предприятия. Для выбора схемы взаимодействия с маркетплейсом был предложен подход, основанный на агрегированном ABC-XYZ анализе. Товары, которые по результатам анализа попали в подгруппу наиболее важных и стабильных с точки зрения спроса, было рекомендовано перевести на схему FBO, для прочих товаров целесообразным представляется использование FBS или комбинированной схемы поставок. Стоит также отметить, что благодаря анализу удалось выявить такие подгруппы, как AZ и BZ. Товары, входящие в данные подгруппы, занимают большую долю в выручке компании, однако спрос на них непредсказуем, что требует от предприятия особого контроля к указанной группе запасов.
Далее в целях предотвращения дефицита товара был посчитан объем страхового запаса для каждого артикула компании NOTBLANC, представленного на маркетплейсах OZON и Wildberries. Благодаря анализу сроков доставки товаров от поставщика до склада компании, а также сроков приемки товаров маркетплейсами удалось определить, что для платформы Wildberries необходимо установить увеличенный объём страхового запаса, в отличии от маркетплейса OZON, для которого характерны минимальные сроки приемки товаров. В связи с тем, что маркетплейсы взымают повышенную комиссию за хранение не оборачиваемой продукции, целесообразным было определено разместить страховой запас на складе продавца.
На следующем этапе в целях контроля за уровнем складских запасов была предложена система, основанная на методе минимальных остатков. Для каждого отдельного артикула была посчитана точка заказа - тот уровень складских запасов, при котором предприятию необходимо разместить повторный заказ у поставщика. В целях определения объёмов заказа у поставщика для артикулов были посчитаны ROQ и EOQ. Для наиболее важных товаров, переведенных на FBO и комбинированную схему поставок, было предложено использовать модель экономичного размера. Для менее важных товаров, переведенных на схему FBS, было рекомендовано осуществлять ежемесячный контроль остатков, а для их пополнения использовать формулу ROQ. В качестве оценки предложенной системы управления складскими провелись подсчеты экономического эффекта, который был выражен в упущенных продажах.
Таким образам, рассмотренный в данной работе подход к управлению складскими запасами может быть использован как система для работы с товарными остатками, формирования объёмов заказа у поставщика, а также для выбора подходящей схемы взаимодействия с маркетплейсом. Система может быть легко интегрирована в деятельность предприятия, поскольку все вычисления проводились в программе MS Excel и могут быть использованы как готовый шаблон.
В то же время стоит отметить некоторые ограничения данной работы. Предложенные автором решения могут быть эффективны в краткосрочной перспективе и актуальны лишь для малого бизнеса. Рекомендации, упомянутые в работе, не способны учесть такие факторы, как емкость склада, и тот факт, что затраты на хранение запаса единицы продукции способны изменяться с течением времени. Подобное ограничение данной работы особенно очевидно в условиях, когда маркетплейсы, подстраиваясь под изменения во внешней среде, изменяют тарифы на хранение и вводят новые правила для пользователей платформы. Отсутствие автоматизации в процессе управления складскими запасами, с ростом продаж в долгосрочной перспективе может привести к избыточному количеству ошибок, связанных с человеческим фактором, что может вновь привести к срыву сроков поставки, товарному дефициту и неоправданным издержкам. В связи с этим, в будущем компании стоит рассмотреть внедрение цифрового автоматизированного решения, что также может стать темой для дальнейшего исследования.
Несмотря на перечисленные выше ограничения, в целом, предлагаемые в данной работе решения по систематизации процесса управления складскими запасами могут послужить началом для переосмысления взаимодействия с маркетплейсами внутри малого предприятия NOTBLANC и привести к повышению эффективности его деятельности.
1. 10 крупнейших маркетплейсов в России // fireSEO, 2021. – URL: https://fireseo.ru/blog/krupnejshie-marketplejsy-v-rossii/ (дата обращения: 20.05.2022)
2. Алгоритм и формулы расчёта заказа поставщику в опте и рознице // Помощник закупок по методу Min-Max, 2019. - URL: http://min-max-assistant.ru/алгоритм-и-формулы-расчёта-min-max-и-заказа-поставщику/ (дата обращения: 20.05.2022).
3. Архипов C. Статистические методы расчета страховых запасов // Економіст. – 2012. – №. 5. – С. 48-50.
4. Балакирева, П. Д. Развитие сбытовой сети интернет-магазина / П. Д. Балакирева, О. А. Гладченко, Д. И. Евдокимова. — Текст: непосредственный // Потенциал Логистики XXI века: Молодежное Издание. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. — С. 6-20.
5. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. - 21-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. - 420 с.
6. Деревянко А. А., Рябова Т. В. Сущность и направления использования АВС-анализа // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – №. 24. – C. 33-37.
7. Елин И. Д. Маркетплейс-будущее электронной коммерции //Global and regional research. – 2019. – Т. 1., №. 1. – С. 101-106.
8. Забрать остатки товаров со складов Ozon стало легче // Oborot.ru, 2021. – URL: https://oborot.ru/news/zabrat-ostatki-tovarov-so-skladov-ozon-stalo-legche-i134395.html (дата обращения: 20.05.2022).
9. Зотова, Е. В. Схемы продаж на площадке маркетплейса Сбермегамаркет / Е. В. Зотова. — Текст: непосредственный // "Актуальные Вопросы Экономики": сборник статей IX Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и Просвещение, 2021. — С. 89-91
10. Индекс цен // Ozon Seller, 2022. – URL: https://seller-edu.ozon.ru/docs/seller-rating/metrics/price-index.html (дата обращения: 20.05.2022).
11. Комиссия, логистика и хранение по категориям товаров // WB Partners, 2022. – URL: https://seller.wildberries.ru/dynamic-product-categories (дата обращения: 20.05.2022).
12. Конкурентная позиция // Ozon Seller, 2022. – URL: https://seller.ozon.ru/app/analytics/what-to-sell/competitive-position?categoryId=17035704&categoryLevel=3 (дата обращения: 20.05.2022).
13. Кросс-докинг // Ozon Seller, 2022. – URL: https://seller-edu.ozon.ru/docs/fbo/сrossdoking/kross-doking.html (дата обращения: 20.05.2022).
14. Макаренко И. В. ABC-XYZ-анализ как инструмент оптимизации производственных запасов в организации // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – 2014. – №. 7. – С. 178-181.
15. Мачульский В. Ф. Эмпирическое определение размера страхового запаса на базе ABC-XYZ-анализа // Логистика сегодня. – 2012. – №. 4. – С. 240-247.
...