Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов (Шадринский государственный педагогический университет)

Работа №135589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: ЧДОО «Непоседы» г. Нягань (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).
Выборка: 20 детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНСЦЕНИРОВАНИИ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста 8
1.2. Сказка во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника … 13
1.3. Инсценирование сказочных сюжетов как средство развития связной речи детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста…27
2.2. Педагогическая технология развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов… 40
2.3. Динамика уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 71

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [42].
У детей старшего дошкольного возраста снижается ситуативность речи, к этому возрасту детям уже доступны такие виды монологической речи как, например: повествование и описание (простые описания предмета), а ближе к подготовительной группе – короткие рассуждения. Благовременное освоение правильной речью имеет важное значение для сформированности полноценной личности ребенка, для его успешного обучения и трудовой деятельности в дальнейшем. Как уже известно, развитие речи ребенка происходит и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). Поэтому очень важна чистая грамотная речь тех, среди кого находится ребенок и также контроль и правильное руководство формированием его речи. Если ребенок к пяти годам не может правильно произносить слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок хорошо слышит, но говорит мало и не совсем внятно, может оказаться, что у дошкольника начинаются проявляться общее недоразвитие речи. Одним из средств развития связной речи детей дошкольного возраста является инсценирование сказок. Участвуя в инсценировках сказок, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе инсценирование сказок незаметно активизируется словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается связная речь, ее грамматический строй.
Русские народные сказки – это неоценимая помощь в формировании словесных и речевых навыков ребенка. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия. Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития связной речи детей дошкольного возраста и недостаточным использованием инсценирования сказочных сюжетов в работе по развитию связной речи данной возрастной категории детей в практике работы воспитателей ДОУ.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации методики развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценировки сказочных сюжетов.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является технология развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- развивать связную речь в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие связной речи средствами инсценирования сказочных сюжетов;
- разработать технологию развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
2. Определить критерии и показатели оценки связной речи у детей старшего дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Разработать и апробировать технологию развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
4. Выполнить анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации технологии развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему развития связной речи детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.);
- современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой (М.М. Алексеева, Л.А. Введенская, Ю.В. Минеева, Е.С. Ощепкова, В.И. Яшина и др.);
- дидактические подходы к разработке программы развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Л.В. Ворошнина, Л.Б. Фесюкова, Л.П. Стрелкова и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научных источников позволил определить, что связная речь отражает логику мышления ребенка, его осмысление воспринимаемой информации и правильное выражение своих мыслей. Умение рассказывать и заинтересовывать слушателей изложением материала помогает личности приобрести такие навыки, как коммуникабельность и уверенность в себе, что в свою очередь помогает преодолеть застенчивость.
У детей старшего дошкольного возраста нарушения связной речи могут проявляться. Это и осознание ребенком задания, и анализ и выделение отличительных свойств рассказа (темы, замысла, содержания), и смысловое понимание картинки или текста, и умение составлять сообщения в определенной последовательности (с учетом временных, причинно-следственных связей), и связывание слов, фраз и периодов в целостный текст и правильное их произнесение. Лишь немногие старшие дошкольники способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Также у старших дошкольников наблюдаются затруднения в выборе более точных слов-обозначений. А все указанные затруднения могут уже в начале школьного обучения привести к серьезным проблемам, явится причиной школьной дезадаптации и неуспеваемости детей, поэтому для преодоления трудностей в формировании навыков связной речи у старших дошкольников необходима систематическая развивающая работа.
С целью подтверждения выдвинуто гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов. В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста уровни развития связной речи следующие: высокий уровень развития связной речи имеют 4 старших дошкольников, что составляет 20% от общего количества испытуемых; средний уровень – 10 старших дошкольников, что составляет 50% от общего количества испытуемых; низкий уровень – 6 старших дошкольников, что составляет 30% от общего количества испытуемых.
На основании результатов констатирующего этапа в рамках формирующей работы был реализован содержательно-технологический этап технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов. Содержание материала представлено блоками: «Вербальная и невербальная передача эмоций в процессе инсценирования сказочных сюжетов», «Способность варьировать игровую роль», «Способность оригинально подходить к инсценированию сказочных сюжетов».
В ходе анализа результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста уровни развития связной речи следующие: высокий уровень развития связной речи имеют 8 старших дошкольников, что составляет 40% от общего количества испытуемых; средний уровень – 10 старших дошкольников, что составляет 50% от общего количества испытуемых; низкий уровень – 2 старших дошкольников, что составляет 10% от общего количества испытуемых.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза. После подведения итогов результатов исследования можно сформулировать вывод о том, что уровень развития связной речи старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Цель достигнута, задачи исследования были полностью решены в данном исследовании.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Изд. центр «Академия», 2000. – 278 с.
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 544 с.
3. Веракса, Н.Е. Играем в сказку: Три поросенка. ФГОС [Текст] / Н.Е. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 95 с.
4. Ветрова, С.И. Средства развития речевой успешности дошкольников [Текст] / С.И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2019. – №4. – С. 87-88.
5. Ворошнина, Л.В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы ДОУ 2-е изд. Практическое пособие для СПО [Текст] / Л.В. Ворошина. – Москва: ЮРАЙТ, 2018. – 365 с.
6. Выготский, Л.С. Речь и мышление [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва: Академия, 2011. – 874 с.
7. Галева, Е.В. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Галева, А.О. Шестакова // В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы Сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса. Отв. ред. А.В. Горбенко. – 2015. – С. 152-154.
8. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2019. – №3. – С. 85-88.
9. Дедюкина, М.И. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок [Текст] / М.И. Дедюкина // Проблемы современного педагогического образования. –2019. – № 62-3. – С. 67-69.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. – 225 с.
11. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н.С. Ежкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.
12. Иванова, С.А. Методика развития речи [Текст] / С.А. Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 299 с.
13. Игнатьева, С.А. Функции основных типов речевой деятельности [Текст] / С.А. Игнатьева // Коммуникативные исследования. – 2019. – № 1. – С. 87-93
14. Измайлова, А.Б. Сказка в русской народной педагогике: монография; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых [Текст] / А.Б. Измайлова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 171 с.
15. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Москва: Академия развития, 2017. – 192 с.
16. Кудренко, Л.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / Л.В. Кудренко // В сборнике: Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 37-38.
17. Кухоренко, Л.А. Речевое развитие дошкольников [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2021. – 248 с.
18. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И.Н. Лебедева // Концепт. – 2020. – № 4. – С. 138-166.
19. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. – Москва: Наука, 2004. – 317 с.
20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. – Москва: Издат. Центр «Академия», 2019. – С. 358-369.
21. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2019. – 144 с.
22. Макарова, В.Г. Методика работы по формированию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора [Текст] / В.Г. Макарова // Альманах мировой науки. – 2019. – № 9 (35). – С. 43-45.
23. Матолина, Н.Ю. Ознакомление с художественной литературой как эффективное средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Ю. Матолина // В сборнике: Преподаватель года 2019. сборник статей первого тура Международного научно-методического конкурса. – 2019. – С. 265-269.
24. Мельникова, Л.И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях: учеб, пособие [Текст] / Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – Москва: Гном-Пресс, 2017. – 256 с.
25. Минеева, Ю.В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников [Текст] / Ю.В. Минеева, З. Салихова, Н.И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-38.
26. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
27. Никитченков, А.Ю. Методика ознакомления старших дошкольников с фольклором: учебно-методическое пособие: В 2-х ч. [Текст] / А.Ю. Никитченков. – Москва: Прометей, 2008. – 225 с.
28. Обухова, С.М. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.М. Обухова // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 108-111.
29. Ощепкова, Е.С. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Е.С. Ощепкова, Д.А. Бухаленкова, В.А. Якупова // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 3 (99). – С. 32-39.
30. Петрова, Т.И. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством инсценирования сказок [Текст] / Т.И. Петрова // Актуальные исследования. – 2022. – № 23 (102). – С. 88-90.
31. Полякова, Н.В. Закономерности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.В. Полякова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 45-4. – С. 59-61.
32. Померанцева, Э.В. Русская устная проза: для пед. вузов. [Текст] / Э.В. Померанцева. – Москва: Просвещение, 1985. – 272 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Общая психология [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 745 с.
34. Слонь, О.В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр [Текст] / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С. 132-134.
35. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Смольникова. – Москва: Педагогика, 2017 – 250 с.
36. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. – Москва: МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
37. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для высш.учеб. заведений [Текст] / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 402 с.
38. Стрелкова, Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-яй [Текст] / Л.П. Стрелкова. – Москва: Интерпрайс, 1995. – 70 с.
39. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова / Под ред. А.В. Запорожца. – Москва: Педагогика, 1976. – 365 с.
40. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва: Детство Пресс, 2013. – 128 с
41. Ушинский, К.Д. Педагогика [Текст] / К.Д. Ушинский. – Москва: Просвещение, 1985. – 658 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Дат обращения: 02.02.2024 г.).
43. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Москва: АСТ, 2000. – 178 с.
44. Шибекова, Е.А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Шибекова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч.. – 2019. – С. 403-404.
45. Шапорь, А.И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с детской литературой [Текст] / А.И. Шапорь // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. – 2018. – С. 273-274.
46. Шевченко, В. Рассказывайте детям сказки [Текст] / В. Шевченко // Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». – Пермь, 2001. – 484 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ