Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов (Шадринский государственный педагогический университет)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: ЧДОО «Непоседы» г. Нягань (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).
Выборка: 20 детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНСЦЕНИРОВАНИИ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста 8
1.2. Сказка во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника … 13
1.3. Инсценирование сказочных сюжетов как средство развития связной речи детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста…27
2.2. Педагогическая технология развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов… 40
2.3. Динамика уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 71
База исследования: ЧДОО «Непоседы» г. Нягань (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).
Выборка: 20 детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНСЦЕНИРОВАНИИ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста 8
1.2. Сказка во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника … 13
1.3. Инсценирование сказочных сюжетов как средство развития связной речи детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста…27
2.2. Педагогическая технология развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов… 40
2.3. Динамика уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 71
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [42].
У детей старшего дошкольного возраста снижается ситуативность речи, к этому возрасту детям уже доступны такие виды монологической речи как, например: повествование и описание (простые описания предмета), а ближе к подготовительной группе – короткие рассуждения. Благовременное освоение правильной речью имеет важное значение для сформированности полноценной личности ребенка, для его успешного обучения и трудовой деятельности в дальнейшем. Как уже известно, развитие речи ребенка происходит и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). Поэтому очень важна чистая грамотная речь тех, среди кого находится ребенок и также контроль и правильное руководство формированием его речи. Если ребенок к пяти годам не может правильно произносить слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок хорошо слышит, но говорит мало и не совсем внятно, может оказаться, что у дошкольника начинаются проявляться общее недоразвитие речи. Одним из средств развития связной речи детей дошкольного возраста является инсценирование сказок. Участвуя в инсценировках сказок, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе инсценирование сказок незаметно активизируется словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается связная речь, ее грамматический строй.
Русские народные сказки – это неоценимая помощь в формировании словесных и речевых навыков ребенка. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия. Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития связной речи детей дошкольного возраста и недостаточным использованием инсценирования сказочных сюжетов в работе по развитию связной речи данной возрастной категории детей в практике работы воспитателей ДОУ.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации методики развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценировки сказочных сюжетов.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является технология развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- развивать связную речь в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие связной речи средствами инсценирования сказочных сюжетов;
- разработать технологию развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
2. Определить критерии и показатели оценки связной речи у детей старшего дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Разработать и апробировать технологию развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
4. Выполнить анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации технологии развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему развития связной речи детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.);
- современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой (М.М. Алексеева, Л.А. Введенская, Ю.В. Минеева, Е.С. Ощепкова, В.И. Яшина и др.);
- дидактические подходы к разработке программы развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Л.В. Ворошнина, Л.Б. Фесюкова, Л.П. Стрелкова и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
У детей старшего дошкольного возраста снижается ситуативность речи, к этому возрасту детям уже доступны такие виды монологической речи как, например: повествование и описание (простые описания предмета), а ближе к подготовительной группе – короткие рассуждения. Благовременное освоение правильной речью имеет важное значение для сформированности полноценной личности ребенка, для его успешного обучения и трудовой деятельности в дальнейшем. Как уже известно, развитие речи ребенка происходит и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). Поэтому очень важна чистая грамотная речь тех, среди кого находится ребенок и также контроль и правильное руководство формированием его речи. Если ребенок к пяти годам не может правильно произносить слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок хорошо слышит, но говорит мало и не совсем внятно, может оказаться, что у дошкольника начинаются проявляться общее недоразвитие речи. Одним из средств развития связной речи детей дошкольного возраста является инсценирование сказок. Участвуя в инсценировках сказок, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе инсценирование сказок незаметно активизируется словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается связная речь, ее грамматический строй.
Русские народные сказки – это неоценимая помощь в формировании словесных и речевых навыков ребенка. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия. Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития связной речи детей дошкольного возраста и недостаточным использованием инсценирования сказочных сюжетов в работе по развитию связной речи данной возрастной категории детей в практике работы воспитателей ДОУ.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации методики развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценировки сказочных сюжетов.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является технология развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- развивать связную речь в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие связной речи средствами инсценирования сказочных сюжетов;
- разработать технологию развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
2. Определить критерии и показатели оценки связной речи у детей старшего дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Разработать и апробировать технологию развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
4. Выполнить анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации технологии развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему развития связной речи детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.);
- современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой (М.М. Алексеева, Л.А. Введенская, Ю.В. Минеева, Е.С. Ощепкова, В.И. Яшина и др.);
- дидактические подходы к разработке программы развития связной речи детей дошкольного возраста средствами инсценирования сказочных сюжетов (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Л.В. Ворошнина, Л.Б. Фесюкова, Л.П. Стрелкова и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Анализ научных источников позволил определить, что связная речь отражает логику мышления ребенка, его осмысление воспринимаемой информации и правильное выражение своих мыслей. Умение рассказывать и заинтересовывать слушателей изложением материала помогает личности приобрести такие навыки, как коммуникабельность и уверенность в себе, что в свою очередь помогает преодолеть застенчивость.
У детей старшего дошкольного возраста нарушения связной речи могут проявляться. Это и осознание ребенком задания, и анализ и выделение отличительных свойств рассказа (темы, замысла, содержания), и смысловое понимание картинки или текста, и умение составлять сообщения в определенной последовательности (с учетом временных, причинно-следственных связей), и связывание слов, фраз и периодов в целостный текст и правильное их произнесение. Лишь немногие старшие дошкольники способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Также у старших дошкольников наблюдаются затруднения в выборе более точных слов-обозначений. А все указанные затруднения могут уже в начале школьного обучения привести к серьезным проблемам, явится причиной школьной дезадаптации и неуспеваемости детей, поэтому для преодоления трудностей в формировании навыков связной речи у старших дошкольников необходима систематическая развивающая работа.
С целью подтверждения выдвинуто гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов. В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста уровни развития связной речи следующие: высокий уровень развития связной речи имеют 4 старших дошкольников, что составляет 20% от общего количества испытуемых; средний уровень – 10 старших дошкольников, что составляет 50% от общего количества испытуемых; низкий уровень – 6 старших дошкольников, что составляет 30% от общего количества испытуемых.
На основании результатов констатирующего этапа в рамках формирующей работы был реализован содержательно-технологический этап технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов. Содержание материала представлено блоками: «Вербальная и невербальная передача эмоций в процессе инсценирования сказочных сюжетов», «Способность варьировать игровую роль», «Способность оригинально подходить к инсценированию сказочных сюжетов».
В ходе анализа результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста уровни развития связной речи следующие: высокий уровень развития связной речи имеют 8 старших дошкольников, что составляет 40% от общего количества испытуемых; средний уровень – 10 старших дошкольников, что составляет 50% от общего количества испытуемых; низкий уровень – 2 старших дошкольников, что составляет 10% от общего количества испытуемых.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза. После подведения итогов результатов исследования можно сформулировать вывод о том, что уровень развития связной речи старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Цель достигнута, задачи исследования были полностью решены в данном исследовании.
У детей старшего дошкольного возраста нарушения связной речи могут проявляться. Это и осознание ребенком задания, и анализ и выделение отличительных свойств рассказа (темы, замысла, содержания), и смысловое понимание картинки или текста, и умение составлять сообщения в определенной последовательности (с учетом временных, причинно-следственных связей), и связывание слов, фраз и периодов в целостный текст и правильное их произнесение. Лишь немногие старшие дошкольники способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Также у старших дошкольников наблюдаются затруднения в выборе более точных слов-обозначений. А все указанные затруднения могут уже в начале школьного обучения привести к серьезным проблемам, явится причиной школьной дезадаптации и неуспеваемости детей, поэтому для преодоления трудностей в формировании навыков связной речи у старших дошкольников необходима систематическая развивающая работа.
С целью подтверждения выдвинуто гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов. В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста уровни развития связной речи следующие: высокий уровень развития связной речи имеют 4 старших дошкольников, что составляет 20% от общего количества испытуемых; средний уровень – 10 старших дошкольников, что составляет 50% от общего количества испытуемых; низкий уровень – 6 старших дошкольников, что составляет 30% от общего количества испытуемых.
На основании результатов констатирующего этапа в рамках формирующей работы был реализован содержательно-технологический этап технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе инсценирования сказочных сюжетов. Содержание материала представлено блоками: «Вербальная и невербальная передача эмоций в процессе инсценирования сказочных сюжетов», «Способность варьировать игровую роль», «Способность оригинально подходить к инсценированию сказочных сюжетов».
В ходе анализа результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста уровни развития связной речи следующие: высокий уровень развития связной речи имеют 8 старших дошкольников, что составляет 40% от общего количества испытуемых; средний уровень – 10 старших дошкольников, что составляет 50% от общего количества испытуемых; низкий уровень – 2 старших дошкольников, что составляет 10% от общего количества испытуемых.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза. После подведения итогов результатов исследования можно сформулировать вывод о том, что уровень развития связной речи старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Цель достигнута, задачи исследования были полностью решены в данном исследовании.



