Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опыт и перспективы музеефикации подводного культурного наследия

Работа №135573

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Опыт музеефикации подводного культурного наследия 13
1.1. Предпосылки создания подводного музея. Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 14
1.2. Археологический заповедник «Кейсария Ирода Великого» и подводный археологический заповедник «Затонувший порт Ирода»: история и музеефикация памятника 25
1.3. Формы музеефикации затонувших археологических объектов 37
Глава 2. Перспективы музеефикации подводного культурного наследия 45
2 1. Мировой опыт создания подводных эко-проектов и скульптурных парков
2.2. Российский опыт создания подводных скульптурных музеев – музей «Аллея вождей» 63
Заключение 71
Список литературы 76
Приложение………………………………………………………………………82
Приложение А……………………………………………………………………82
Приложение Б……………………………………………………………………85
Приложение В…………………………………………………………………....91
Приложение Г…………………………………………………………………....95
Приложение Д…………………………………………………………………....96
Приложение Е
Приложение Ж…
Приложение И
Приложение К
Приложение Л……………………………………


Исследование посвящено теме музеефикации подводного культурного наследия. В качестве примеров взяты объекты культурного наследия, находящиеся в разных странах, исследуется мировой опыт на примере Израиля, Египта, Италии, Хорватии, Мексики, Гренады, Испании, России. Так как под водой находятся останки древних цивилизаций, затонувшие транспортные средства, в последние годы стали создаваться подводные музеи и подводные парки современной скульптуры. Проблематика исследования заключается в том, что подводный музей – это новая и недавно появившаяся форма. Первые подводные музеи появились во многом благодаря Конвенции об охране подводного культурного наследия, которая была ратифицирована несколько лет назад. В виду того, что тема подводных музеев является мало разработанной, необходимо определить принципы работы с культурным наследием в таких музеях, формы охраны и экспонирования. Конвенции по существу – первый закон, в котором сформулирован термин подводное культурное наследие, но сформулирован он недостаточно ясно. В современном мире существуют подводные музеи, объекты которых, не являются по Конвенции подводным культурным наследием. Кроме того, специфика данного типа музея поднимает проблему презентации экспонатов, разработки маршрутов, обеспечения доступа к памятникам всем категориям граждан.
В исследовании анализируются способы музеефикации археологического наследия и музеефикации подводных скульптурных парков. Следует отметить, что понятие подводное культурное наследие на сегодняшний момент к современным подводным скульптурам не применимо. По Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия подводным культурным наследием считаются остатки человеческой деятельности, находящиеся под водой не менее 100 лет. Существует большая вероятность, что подводная современная скульптура станет лишь в будущем подводным культурным наследием. В исследовании будут изучены перспективы музеефикации скульптурных подводных галерей. В качестве предшествующего опыта музеефикации подводного наследия будут взяты примеры археологических заповедников.
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы создается все больше подводных музеев, но тема остается малоизученной, не выработаны способы музеефикации и охраны подводного культурного наследия.
Объектом исследования выступает подводное культурное наследие, а предметом – анализ существующих заповедников и способы музеефикации подводных музеев.
Таким образом, целью данного исследования является анализ опыта, перспектив и специфики музеефикации подводного культурного наследия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать способы охраны и музеефикации подводного культурного наследия, которые существовали до появления первых подводных музеев.
2. Исследовать правовую базу, регулирующую способы сохранения и презентации подводного культурного наследия.
3. Изучить специфику и способы музеефикации археологического заповедника «Кейсария Ирода Великого» ( Государство Израиль).
4. Сравнить мировые и европейские формы музеефикации подводных археологических объектов (Арабская Республика Египет и Итальянская Республика).
5. Оценить существующий мировой опыт создания скульптур под водой и выделить наиболее значимые примеры скульптурных парков.
6. Проанализировать специфику подводных скульптурных парков на примерах эко-проектов Джейсона Тейлора (парки в Гренаде, Канкуне и Лансароте) и исследовать перспективы их музеефикации..
7. Изучить российский опыт создания и музееефикации подводных скульптурных парков на примере музея «Аллея вождей».
8. Определить роль подводных музеев в создании благоприятной экологической среды и сохранении подводного природного наследия.
Решение этих задач пройдет в несколько этапов. В первой главе будет рассмотрим опыт музеефикации затонувших археологических объектов. Изучена Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, которая предписывает проведение музеефикацию подводного культурного наследия на месте нахождения. Далее исследуется музейный комплекс «Кейсария Ирода Великого» и формы музеефикации затонувших археологических объектов, которые применяются в других регионах. Особое внимание уделяется проблемам охраны не только культурного, но и природного наследия в мировых акваториях.
Во второй главе на примере анализа проектов подводных скульптурных галерей – музея художника Джейсона Тейлора рассматриваются наиболее значимых с точки зрения музеефикации, мировые проекты. На примере «Аллеи вождей» изучается отечественный опыт создания подводных скульптурных музеев, исследуется перспективы музеефикации подводных парков современной скульптуры, роль и способы сохранения природного наследия в подводных скульптурных парках.
В работе используются культурологический, музееведческий, описательный, историко-сравнительный, документальный и искусствоведческий методы исследования.
Литература включает исторические, историко-культурологические, нормативно-правовые, музееведческие, искусствоведческие источники.
В ходе работы было взято два интервью: у Сергея Федорова - директора некоммерческой организации по защите подводного природного наследия «Artificial reefs», и у Ивана Комлева – дайвинг-инструктора, который курирует работу музея «Аллея Вождей» и является одним их организаторов фестиваля «Extreme Крым».
Подводный музей – новая, малоизученная тема. По этой причине автор располагает довольно узким списком источников. Существуют работы, посвященные правовому регулированию охраны подводного культурного наследия, включающие отечественных и зарубежных авторов, которые представляли проблемы археологического наследия. В работе использовалась зарубежная литература – выступления, мемуары художников, информация с веб-сайтов музеев современной скульптуры. Новаторство работы заключается в том, что подводные скульптурные парки впервые рассматриваются с музееведческой точки зрения и анализируются проблемы их музеефикации. В понятие подводное культурное наследие включается такая новая форма как подводный музей современной скульптуры, рассматривается охрана и музеефикаци подводного культурного наследия в комплексе мер по сохранению природного наследия, эко-среды.
В первую очередь, необходимо было обратиться к нормативно-правовым источникам, а именно, к Конвенции. В работе проанализирована Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия от 2001 года [13]. После появления Конвенции стали создаваться первые подводные музеи, в научных кругах начали активно обсуждать проблемы музеефикации археологического наследия. Кроме самой Конвенции были использованы работы, посвященные правовому регулированию в сфере охраны подводного культурного наследия: «Проблемы изучения и сохранения морского наследия России: Материалы Первой Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27–30 октября 2010 г.)»[1], [19]; статья Анисимова И. О. «Анализ конвенции ЮНЕСКО «Об охране подводного культурного наследия 2001 г.»»[2]. Статья И.О. Анисимова посвящена рассмотрению международно-правовых норм охраны подводного культурного наследия. Предметом исследования являются факторы, отрицательно влияющие на состояние объектов подводного культурного наследия, а также международно-правовые акты в области охраны подводного культурного наследия. Проблемы музеефикации археологического наследия обсуждаются в работе «Приоритет – сохранение и экспонирование на месте находки» Е. Медведевой [15]. Е. Медведьева отмечает малоизученность темы и ее «экзотичность» для отечественного научного сообщества. В статье «Подходы к исследованию и использованию крупных объектов подводного культурного наследия» С.А. Александров пишет про археологические объекты, скрытые в российских акваториях [1]. А. Окороков в статье «В музей с аквалангом?» [18] исследует специфику подводного музея и проблемы охраны наследия, которое оказалось под водой.
В 2014 году вышла кандидатская диссертация И. О. Анисимова под названием «Международно-правовая охрана объектов подводного культурного наследия» [3]. Она посвящена охране подводного культурного наследия, в ней представлены международные правовые документы, законодательные акты отдельных государств, приведена критика Конвенции об охране подводного культурного наследия. В работе использована Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [12]. Некоторые страны создают свои законодательные акты охраны подводного культурного наследия. В источниковедческую базу включены – законодательство Украины «Методики исследований подводного культурного наследия Украины (протокол №3 от 22.02.2005 г.)» [17] и Австралии «Вторая часть закона о исторических кораблекрушениях» (Part II of The Historic Shipwrecks Act) [30].
Отечественные ученые исследуют зарубежный опыт музеефикации археологического наследия. Я.И. Морозова описывает опыт создания подводных археологических заповедников Италии в статье «Опыт управления подводным культурным наследием на примере Италии» [44]. В исследовании используется книга Фоззати Л. и Девида Б. «Итальянские подводные археологические памятники» (Le aree archeologiche sommerse italiane) [25]. Т.А. Титов исследует опыт Хорватии в статье «Проблемы сохранения морского наследия: опыт Хорватии» [19]. Для того, чтобы оценить опыт Хорватии в сохранении и презентации подводного культурного наследия, в работе были использованы записи 34 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО [29], по итогу которой был создан центр подводной археологии в Хорватии. На сегодняшний день представлено большое количество информации, посвященной подводной археологии Египта и проекту музеефикации подводного культурного наследия Александрии. И.А. Дарвиш в статье «Подводная археология в Египте» [37] описывает историю ведения археологических работ в Александрии. Подводную археологию Александрии освящает С. Э. Тавридиева – «Монумент, поднятый из подводного города Клеопатры» [51]. О проекте музея «Затонувшие сокровища Египта» рассказывает Э. Мандалян [42] и статья «В Александрии построят подводный музей» интернет-издания «Infuture» [33].
Кроме того, в работе подробно исследуется музейный комплекс «Кейсария Ирода Великого». Рассмотрена история портового города Кейсария и бытование современного музейного комплекса «Кейсария Ирода». В отечественной литературе личности и архитектурному наследию Ирода посвящены следующие книги: М. Иманов. «Звезда Ирода Великого» [10]; Грант М. «Ирод Великий» [7]; Л. Вихнович «Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного» [5]. Включены сведения из книги Александра Кондратова «Атлантиды ищите на шельфе» [14]; использован труд Фельдман-Меагер М. «Святая земля. Иерусалим» [19]; статья Воробьевой М. «Великолепная Кейсария» [35]; статья «Кейсария, Зихрон Яков, парк Ротшильда» новостного издания «Сегодня» [39]. Про традицию отмечать праздник Суккот в заповеднике сообщает издание «Причал» [53]. При анализе заповедника «Кейсария Ирода Великого» были использованы следующие словари и энциклопедии: Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т.XIII. [23]; Еврейская энциклопедия Брокгауза. Т. IX [9].
Основными историческими источниками, в которых сохранились описания Кейсарии Ирода Великого, является книга Иосифа Флавия – «Иудейская Война» [22]. Подробное инженерное описание порта приведено в статье Михаила Меламуда «Порт Себастия-Кейсария» [44]. Существует обширный список литературы по археологии и истории Кейсарии на английском языке. Большинство работ принадлежат авторству Аврена Рабана – старшему археологу, работавшему многие годы в заповеднике Кейсария. В исследовании использована его работа «Ирод и Витрувий: размышления об инженерных решениях гавани в Себастии» (Herod and Vitruvius: preliminary thoughts on harbour engineering at Sebastos) [29]. В работе использованы труды других авторов: Фритча Т. «История Кейсарии Морской» (History of Caesarea Maritima) [25]; Булла Р. «Кейсария Морская: изучение города Ирода» (Caesarea Maritima: The Search for Herod's City) [24]. Холфред Р. Л. писал про заповедник в журнале «National Geographic» (Caesarea Maritima) [27]. Специфика работы подводного заповедника «Затонувший порт Ирода» во многом была изучена благодаря информации, предоставленной на сайте дайвинг-центра «Древняя Кейсария» [37]. Автор исследования посещал и исследовал наземную и подводную части музейного комплекса.
Тема подводного скульптурного парка отражается в статьях, интервью художников, новостных изданиях. Единственным источником, в котором рассматривается феномен подводных скульптурных парков с музееведческой точки зрения, является статья Фазлуллина С. М. «Подводные парки и сохранение объектов подводного культурного наследия» [20]. Существует ряд работ, посвященных созданию единичных подводных скульптур. Например, Стернер Р. «Подводные скульптуры делает плавание трендом» («Underwater sculpture viewers take swimmingly to trend») [61]; Роше Д. в статье «Молитва под водой: религиозные места для дайвинга по всему миру» («Praying underwater: Religious dive sites around the world») [60]; созданию подводного храма посвящена статья «Подводный парк готов для дайверов» («Underwater park ready for divers») [64]. Основными источниками при изучении скульптурных парков Джейсона Тейлора были: книга «Подводный музей: затопленные скульптуры Джейсона де Кейроса Тейлора» («The Underwater Museum: The Submerged Sculptures of Jason de Caires Taylor») [32]; выступление художника «Подводный художественный музей в котором кипит жизнь» («An underwater art museum, teeming with life») на «TED Talk» [62]. В этих источниках представлен искусствоведческий обзор работ, история создания музеев, их философия и миссия. Дополнительно, в работе использовался Веб-сайт художника [58].
Для анализа отечественного опыта создания подводного музея «Аллея вождей» были использованы следующие статьи: Подводный музей скульптур в Крыму — «Аллея вождей», Тарханкут [48]; Мыс Тарханкут. Крым [46]; Коммунизм под водой [41]; Аллея Вождей под водой [33]. Данные источники дают общие сведения о музее, для понимания специфики работы музея автор исследования взял интервью у куратора фестиваля «Extreme Крым» и смотрителя подводного музея «Аллея вождей» Ивана Комлева.
Одной из важных задач исследования связана с проблемами сохранения и презентации природного наследия, ландшафта в подводных музеях. Работники подводных музеев отмечают, что в их деятельности сохранение природного наследия так же важно, как и культурного наследия. В частности, об этом говорит смотритель подводного парка «Затонувший порт Ирода» Семен Кушнир в статье «Подводный музей» [49]. Отдельных трудов на эту тему практически не существует. Конвенция об охране подводного культурного наследия отмечает важность природного окружения затонувшего объекта. В работах «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей» Берга Л. С. [4] и «Историческая география как народоведение» Гумилева Л.Н. [8] затрагивается тема значимости ландшафта для изучения культуры народов. О подводном природном наследии впервые заговорили создатели акваланга Ж.-И. Кусто и Ф. Дюма в книге «В мире безмолвия» [15]. Художники, которые работают с подводной средой, пропагандируют идеи сохранения подводного природного наследия в своих подводных скульптурных парках. Об этом говорит художник Дж. Тейлор в речи «An underwater art museum, teeming with life» [62] и художница Коллин Франигэйн в статье «Living sea sculpture» [59]. Существует ряд статей, посвященных угрозе уничтожения такого природного наследия как коралловые рифы. Для изучения данной проблематики была использована статья «Коралловые рифы», которую можно найти на сайте [42], книга «Жизнь животных» Н. А. Гладкова и А. В. Михеева [6]. Значительная часть информации о современных способах охраны подводного природного содержится на сайтах некоммерческих организаций «The Reef Ball Foundation-Designed Artificial Reefs» [63], «Bio-Rock Pemuteran Bay» [55] и на сайте Международного экологического движения «Artificial reefs» [51]. Автор исследования взял интервью у основателя движения «Artificial reefs» Сергея Федорова. В работу включено выступление Сильвии Е. «Моя мечта – защитить наш океан» («My wish to protect our ocean») [57], а так же использована информация с сайта организации по защите подводного природного наследия «Перепить морских животных» («Census of Marine Life») [56].
Дополнительно были использованы: учебное пособие «Open Water Diver» [28]; журнал «Водный мир» [39]; веб-сайт Байкальского музея ИНЦ СО РАН [47]; статья с веб-сайта Государственного Эрмитажа, посвященная выставке «Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура» [54];Каталог Выставки «Тони Крегг. Скульптуры и рисунки» [11]; словарь дайвинг-терминов [36] .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования получены следующие выводы:
Основным законодательным документом в сфере охраны подводного культурного наследия является Конвенция от 2001 года об охране подводного культурного наследия. Приведенный документ предписывает сохранять археологические объекты на месте нахождения и рекомендует обеспечить доступ широкой общественности, то есть музеефицировать объекты подводного культурного наследия. Таким образом, Конвенция повлияла на развитие подводных археологических музеев.
В исследовании было выявлено, что Конвенция имеет недостатки в терминологии – понятие «подводное культурное наследие» сформулировано недостаточно точно. Необходимо включить в критерий «значимости» подводного культурного наследия наряду с «археологической значимостью» художественную, историческую, научно-техническую, эстетическую и другие виды. Необходимо уменьшить возраст объектов, определяемых как подводное культурное наследие. Данные поправки позволят наделить скульптурные парки статусом «подводного культурного наследия».
В первой главе были проанализированы формы охраны, предшествовавшие подводным музеям, на примере затонувших кораблей Хорватии и Египта. На основе этого анализа можно сделать вывод о том, что для сохранения и репрезентации подводного культурного наследия нужны собственные уникальные методы, музейные специалисты, знающие проблематику и систему охраны. Создание подводных музеев – наиболее предпочтительная форма охраны.
В работе были исследованы способы музеефикации и специфика археологических подводных музеев, таких как «Затонувший порт Ирода», «Затонувшие сокровища Египта», «Пунта Гавази», «Катамарина» и археологический заповедник в Байе.
В результате было выявлено, что в настоящее время заповедники решают проблему доступа не в полной мере. Основным видом посещения подводной экспозиции в большинстве заповедников является погружение с аквалангом. Далеко не все посетители могут совершить погружение, должны быть альтернативные виды. Например, в заповеднике «Затонувший порт Ирода» основной вид доступа – погружение с аквалангом. В подводных экспозициях большое значение имеет сопроводительная информация: гидрофобный этикетаж, исторические справки, маршрутные карты и указатели. Задача информационного сопровождения успешно решается в заповеднике «Пунта Гавази», а подводная экспозиция «Затонувшего порта Ирода» нуждается в дополнительном информационном сопровождении, ориентированном на самостоятельного посетителя.
Перспективным направлением музеефикации, по мнению автора, является поиск альтернативных способов экспозиции затонувших объектов широкому кругу посетителей. Один из таких способов является выставки на суше. В заповеднике «Затонувший порт Ирода» существует наземная выставка копий якорей. Такой же способ музеефикации используется в археологическом заповеднике в Байе, где кроме подводной экскурсии с аквалангом, можно посетить Археологический музей на суше, расположенный в замке. В нем восстановлен павильон с фонтанами и столовой комнатой, оригинальными статуями, поднятыми со дна во время раскопок. В проекте музея «Затонувшие сокровища Египта» существует наземная часть, в которой будут представлены археологические объекты.
Кроме экспонирования наземной части, музеи ищут дополнительные способы показа затопленных объектов. Автор исследования считает наиболее передовым способом музеефикации – создание подводных тоннелей. Такой прием является частью проекта музея «Затонувшие сокровища Египта». Строительство тоннеля планируется в заповеднике Италии «Катамарина». На сегодняшний день не существует подводного музея со стеклянными тоннелями, поэтому данный вид музеефикации не является апробированным. Вместе него в некоторых музеях, например в Пунта Гавази проводят экскурсии на лодках со стеклянным дном.
Как показано в работе, в подводных музеях необходимо использовать современные медиа, устанавливать камеры наблюдения под водой и вести прямую трансляцию в наземную часть музея. Такой способ музеефикации сделает затонувший объект доступным для зрителя и обеспечит ему охрану. Для изучения подводного мира используются роботы с видеокамерой, такие роботы могут быть использованы в подводных музеях, а транслировать видео можно в очки виртуальной реальности, которые сегодня становятся популярны.
Таким образом, можно сформулировать следующие виды музеефикации подводного археологического наследия:
1. создание подводных экспозиций с информационным сопровождением и проведение экскурсий с аквалангом;
2. проведение экскурсий на лодке со стеклянным дном; осмотр экспозиции из подводного тоннеля;
3. разработка выставки копий на суше;
4. использование медиа-технологий для наблюдения за объектом в прямом эфире.
Во второй части исследования была проанализирована специфика подводных скульптурных парков на примерах проектов Джейсона Тейлора (парки в Гренаде, Канкуне и Лансароте), исследованы перспективы музеефикации данных объектов. Было выявлены общие принципы музеефикации подводных археологических музеев и парков современной скульптуры. Наземная экспозиция в музеях Джейсона Тейлора играет важную роль с точки зрения музеефикации. На суше представлены авторские копии знаковых объектов и периодические фотовыставки. Поскольку скульптуры в подводных музеях должны изменить свой внешний облик и полностью соединиться с ландшафтом, периодические фотовыставки позволят запечатлеть эволюцию скульптур. Авторские копии с годами приобретут большую ценность. Выбранные подводные парки современной скульптуры, по сути, являются эко-проектами. В этих музеях сохранение природного наследия является частью концепции проекта: создание искусственных рифов (подводных скульптур) из нейтрального pH материала эффективно улучшает подводную экологическую ситуацию. Данный тезис был подтвержден в интервью с основателем экологического движения «Artificial reefs» Сергеем Федотовым.
Перспективным направлением развития скульптурных музеев станет создание естественнонаучных лабораторий. Художники, создающие подводный ленд-арт активно взаимодействуют со студентами творческих специальностей. Скульптурные подводные парки исполняют экологическую миссию. Как утверждает художник Джейсон Тейлор, океан – это самое невероятное место для выставки работ, о котором скульптор мог бы только мечтать: восхитительные световые эффекты, меняющиеся с каждым часом, взрывы песка, покрывающие скульптуры облаком тайны, уникальное ощущение неподвластного времени. Автор исследования считает, что в будущем появятся фестивали подводных скульптур. Такие проекты помогут улучшить экологическую ситуации акватории, содействовать появлению новых искусственных рифов, дайвинг-туризма.
В последней части исследования был изучен российский опыт музееефикации подводных скульптурных парков на примере музея «Аллея вождей». «Аллея вождей» находится на территории национального парка Тарханкутский. По факту музей лишен инфраструктуры и имеет хаотичное развитие. Ему необходим статус, обеспечение специалистами. Автор исследования уверен, что такой ситуации удалось бы избежать, если бы «Аллея вождей» попадала под понятие «подводное культурное наследие».
Общими специфическими чертами подводных музеев является взаимодействие с новой для музеев инфраструктурой дайвинг-центром. Он берет на себя функции экскурсионного отдела, обеспечивает безопасность посетителей.
Отличительной чертой подводных музеев является их связь с природным наследием. В археологических подводных заповедниках природное наследие является важной частью объекта. Было выявлено, что от экологической ситуация акватории зависит такой фактор как видимость. В море с мутной водой создание подводного музея представляется сомнительным. В силу этого большинство акваторий Российской Федерации не отвечают необходимым качествам для создания подводного музея.
Подводные музеи имеет еще одну особенность – они, как правило, появляются на месте природных заповедников, как это случилось с музеем «Аллея вождей». В таком случае уникальное природное наследие (прозрачная вода и подводные скалы) обусловливает возникновение подводного музея. Таким образом, как показало исследование, подводное культурное наследие, включающее подводные музеи и природные заповедники, требует комплексных общемировых методов сохранения среды и музеефикации памятников всемирного наследия.



1. Александров С. А. Подходы к исследованию и использованию крупных объектов подводного культурного наследия// Проблемы изучения и сохранения морского наследия России: Материалы Первой Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27–30 октября 2010 г.). Калининград: Терра Балтика, 2010. С. 126
2. Анисимов И. О. Анализ конвенции ЮНЕСКО Об охране подводного культурного наследия 2001 г. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: 2011. N 5. С. 116.
3. Анисимов И.О. Международно-правовая охрана объектов подводного культурного наследия: дис. канд. юрид. наук. М.: 2014.
4. Берг Л.С. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей. Петроград: 1922.
5. Вихнович Л. Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного. И.: Академия исследования культуры, 2010.
6. Грант М. Ирод Великий. М.: Центрполиграф, 2002.
7. Гумилев Л. Н. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение //Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. М.: 1968. Т. 100, вып.3. С. 193—202.
8. Еврейская энциклопедия Брокгауза. СПб: Брокгауз – Ефрон, 1908–1913. Т. 9.
9. Иманов М. Звезда Ирода Великого. М.: Армада,1998.
10. Каталог Выставки. Тони Крегг. Скульптуры и рисунки, СПб: НП-Принт, 2016.
11. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М.: Юни Принт, 2002.
12. Конвенция об охране подводного культурного наследия (Париж, 2 ноября 2001 г.) // Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М.: Юни Принт, 2002.
13. Кондратов А. Атлантиды ищите на шельфе. Л.: Гидрометеоиздат, 1988. Гл. 40.
14. Кусто, Ж.-И., Ф. Дюма. В мире безмолвия. М.: Молодая гвардия, 1957.
15. Медведева Е., Приоритет – сохранение и экспонирование на месте находки // Музей, M.: 2010, N 6. С. 1.
16. Методики исследований подводного культурного наследия Украины (протокол №3 от 22.02.2005 г.) // Национальная Академия наук Украины, Институт Археологии, Департамент Подводного Наследия Украины. Киев: 2005.
17. Н. А. Гладков, А. В. Михеев. Жизнь животных. 2 т. М.: Просвещение, 1970.
18. Окороков. А. В музей с аквалангом? // Музей. N 6, М.: .2010,С.10
19. Титов Т.А. Проблемы сохранения морского наследия: опыт Хорватии // Проблемы изучения и сохранения морского наследия России: Первая Международная научно-практическая конференция. СПб.: Терра-Балтика, 2010. С. 197 – 205.
20. Фазлуллин С. М. Подводные парки и сохранение объектов подводного культурного наследия // Вестник Томского государственного университета N 2. Т.: 2015.
21. Фельдман-Меагер М. Святая земля. Иерусалим: MMT LTD, 1999.
22. Флавий И. Иудейская Война. М: Редакция военно-исторического журнала «Орел»,1991.
23. Энциклопедический словарь. Т.XIII., Спб: Брокгауз и Ефрон, 1984.
24. Bull, R. J. Caesarea Maritima: The Search for Herod's City// Biblical Archaeology Review 8. N. Y.: 1982, С. 24-40.
25. Fritsch T. Charles. The Early History of Caesarea// In Studies in the History of Caesarea Maritima. Bulletin of the American Schools of Oriental Research, Supplemental Studies no. 19. Missoula, Montana: Scholars Press, 1975.
26. Fozzati, L., Davidde В. Le aree archeologiche sommerse italiane. I parchi subacquei. R: 1996, XIII.
27. Hohlfelder R. L. Caesarea Maritima // National Geographic. N 2.Febr. P.: 2014.
28. Open Water Diver, Concept Systems. Germany: Inc., 2011.
29. Raban A. Herod and Vitruvius: Preliminary Thoughts on Harbour Engineering at Sebastos. // in Harbour Archaeology: Proceedings of the First International Workshop on Ancient Mediterranean Harbours, Caesarea Maritima, BAR International Series 257. Oxford: 2009.
30. Records of the General Conference 34th session. Paris, 16 October 2 November 2007 // UNESCO. P.: 2007.
31. Sect 4A, Part II of The Historic Shipwrecks Act, 1976 // Office of Legislative Drafting, Attorney-General’s Department. Canberra: 2001.
32. The Underwater Museum: The Submerged Sculptures of Jason de Caires Taylor. L: Chronicle Books LLC, 2014.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
33. Аллея вождей под водой.
URL: http://road-crimea.narod.ru/sec/alleya.htm (дата обращения: 04.04.16)
34. В Александрии построят подводный музей// Infuture
URL: http://www.infuture.ru/article/1163 (дата обращения: 15.04.16)
35. Воробьева М. Великолепная Кейсария. URL:http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3685 (дата обращения 16.04.14 )
36. Информационно-аналитический портал Seaexpo. URL: http://www.seaexpo.ru/ru/miscellaneous/handbook/32694/1/ (дата обращения: 23.04.16)
37. Дайвинг-центр «Древняя Кейсария».
URL: http://www.caesarea-diving.com/ru/index.asp(дата обращения: 16.04.2016)
38. Дарвиш И. А. Подводная археология в Египте// Московский Подводно-Археологический Клуб, 2000.
URL:http://www.mpac.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=104&Itemid=13 (дата обращения: 15.04.16)
39. Дорога на Сатиль // Водный мир, 2016.
URL: http://wwportal.com/doroga-na-satil/ (дата обращения: 15.04.16)
40. Кейсария, Зихрон Яков, парк Ротшильда // Сегодня.
URL: http://segodnya.co.il/caesarea-zichron-yaakov-and-rothschild-park/(дата обращения:16.04.14)
41. Коммунизм под водой // Русская планета.
URL: http://crimea.rusplt.ru/index/kommunizm-pod-vodoy-23003.html (дата обращения: 07.04.2016)
42. Коралловые рифы // Природное наследие.
URL: http://www.prinas.org/news/5699 (дата обращения: 21.04.16)
43. Мандалян Э. Подводные музеи // Независимое международное интернет-издание «Кругозор»
URL: http://www.krugozormagazine.com/show/Musei.733.html (дата обращения: 15.04.16)
44. Меламуд М. Порт Себастия-Кейсария.
URL: http://www.prichal.com/phpnuke/node/3456 (дата обращения: 16.04.2014).
45. Морозова Я.И., Опыт управления подводным культурным наследием на примере Италии. // КПДР, 2006
URL:http://www.mpac.ru/index.phpoption=com_content&task=view&id=211&Itemid=12. (дата обращения: 21.06.2014).
46. Мыс Тарханкут. Крым.// Моя планета. URL: http://www.moya-planeta.ru/reports/view/mys_tarhankut_krym_zvuki_prirody_2_18002/ (дата обращения: 07.04.2016).
47. Планы развития Байкальского музея ИНЦ СО РАН
URL: http://www.bm.isc.irk.ru/index.php/museum/development (дата обращения: 15.04.16)
48. Подводный музей скульптур в Крыму — «Аллея вождей», Тарханкут // Новостное Интернет-издание The Kiev Times.
URL: http://thekievtimes.ua/lifestyle/220836-podvodnyj-muzej-skulptur-v-kriymu-alleya-vozhdej-tarxankut.html (дата обращения: 04.04.16)
49. Подводный музей.// Дайвинг портал.
URL: http://www.alldivers.ru/podvodnyiy-muzey.html#more-2603(дата обращения: 16.04.2016)
50. Рэк Ятуш. // Водный мир, 2016.
URL:http://www.portal.com/re-k-yatush/ (дата обращения: 15.04.16)
51. Сайт международного экологического движения Artifical reefs.
URL: http://www.artificialreefs.ru/ (дата обращения: 22.04.2016)
52. Тавридиева С. Э. Монумент, поднятый из подводного города Клеопатры // Новости археологии.
URL: http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=238 (дата обращения: 15.04.16)
53. Фестиваль в Кейсарии – Суккот 2013.
URL: www.prichal.com/phpnuke/node/3927 (дата обращения:16.04.14)
54. Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура// Государственный Эрмитаж.
URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/1999_2013/hm4_1_280/?lng=ru (дата обращения: 21.04.16)
55. Bio-Rock Pemuteran Bay.
URL: http://www.biorockbali.webs.com/ (дата обращения: 21.04.16)
56. Census of Marine Life
URL: http://www.coml.org/census-framework (дата обращения: 20.04.16)
57. Earle S. My wish to protect our ocean// Ted talk.
URL:http://www.ted.com/talks/sylvia_earle_s_ted_prize_wish_to_protect_our_oceans?language=en (дата обращения: 20.04.16)
58. Jason de Caries Taylor. Exhibitions.
URL: http://www.underwatersculpture.com/exhibitions/# (дата обращения:21.04.16)
59. Flanigan C. Living sea sculpture.
URL: http://www.colleenflanigan.com/lss1.html (дата обращения: 21.04.16)
60. Roche J. Praying underwater: Religious dive sites around the world. URL: http://www.ncregister.com/daily-news/praying_underwater/#ixzz46Iu49uzL (дата обращения: 19.04.16)
61. Sterner R. Underwater sculpture viewers take swimmingly to trend.
URL: http://www.sternereditorial.com/UWArt.html (дата обращения: 19.04.16)
62. Taylor J. An underwater art museum, teeming with life // TED Talk URL:https://www.ted.com/talks/jason_decaires_taylor_an_underwater_art_museum_teeming_with_life?language=en (дата обращения: 20.04.16)
63. The Reef Ball Foundation-Designed Artificial Reefs.
URL: http://www.reefball.org/ (дата обращения: 21.04.16)
64. Underwater park ready for divers // Phuket Gazette – Tuesday, August 22, 2006. URL: http://www.phuketgazette.net/phuket-news/Tourist-dies-scuba-diving-Phi-Phi-national/63140 (дата обращения: 15.03. 2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ