РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГАМБУРГОМ И ДРЕЗДЕНОМ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ THE ROLE OF THE COOPERATION OF SAINT-PETERSBURG WITH HAMBURG AND DRESDEN IN THE CONTEXT OF RUSSIAN-GERMAN RELATIONS
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию понятия "парадипломатия" 13
1.1 Понятие «парадипломатия»: интерпретация и подходы 13
1.2 Правовая база парадипломатии 25
1.3 Города-побратимы как новые акторы МО 36
Глава 2. Российско-германские связи и роль парадипломатии 49
2.1. Общая характеристика российско-германских связей 49
2.2 Институты российско-германского партнёрства 67
Глава 3. Сотрудничество СПб с Гамбургом и Дрезденом 86
3.1. Сотрудничество Санкт-Петербурга с Гамбургом и Дрезденом в культурно-гуманитарной области 86
3.2 Сотрудничество Санкт-Петербурга с Гамбургом и Дрезденом в экономической сфере 104
Заключение 119
Список источников и литературы 123
В современном мире дипломатия строится не только на уровне глав государств, участвуют также новые акторы международных отношений, линия политики которых не всегда может полностью совпадать с общегосударственной. Именно таким актором являются регионы и города. Мнения по поводу того, вносят ли они существенную лепту в укрепление отношений двух стран или их деятельность полностью подчинена официальной государственной стратегии, разнятся. Попытаемся разобраться в этом вопросе на примере внешних связей культурной столицы нашей страны Санкт-Петербурга с городами-побратимами Гамбургом и Дрезденом.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена целым рядом причин. По поводу участия субнациональных акторов в международных отношениях ведётся много дискуссий, как в Германии, так и в России и других странах. Во-первых, вопрос о том, как в условиях фрагментации внешнеполитической деятельности, интенсификации таких процессов как глобализация и регионализация парадипломатическое сотрудничество влияет на отношения государств на международном уровне остаётся открытым.
Во-вторых, взаимозависимость государств порождает новые вызовы и угрозы стабильности и безопасности. Соответственно анализ новых форм сотрудничества приобретает особое значение и помогает находить выход из сложившегося кризиса.
В-третьих, данная тема является довольно новой, изменения происходят до сих пор, реальность меняется. В работе присутствует элемент прогнозирования, т.к. межгосударственные отношения оказывают безусловное влияние на субнациональный уровень, особенно показательно сотрудничество в экономической области, где санкционный режим не мог не отразиться на отношениях городов-побратимов. В то же время влияние кризиса на культурную сферу оказалось минимальным. Таким образом, чтобы предсказать отношения Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена в будущем, необходимо учитывать, какие факторы влияют на этот процесс, а именно внешнеполитические, внутриполитические, внешнеэкономические и внутриэкономические. На основании этих факторов строятся сценарии дальнейшего развития отношений.
Исходя из этого, можно сделать вывод о научной новизне работы, т.к. в научный оборот были введены новые актуальные данные (документы), сформулированы прогнозы дальнейшего развития отношений, кроме того, акцент сделан на роли непосредственного влияние сотрудничества Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена на российско-германские отношения.
Объектом исследования являются российско-германские отношения. Предметом является сотрудничество городов-побратимов Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена в различных сферах.
Хронологические рамки работы – 2013-2017 гг., но в целях исследовательских задач необходимо было обращаться к более ранним периодам, в т.ч. к моменту установления побратимских связей Санкт-Петербурга с Гамбургом и Дрезденом, 1957 и 1961 гг. соответственно и к дальнейшим важным датам развития партнёрских связей для установления цельной картины. Выбранные хронологические рамки продиктованы появлением кардинально нового фактора в российско-германских отношениях: политического кризиса, связанного с событиями на Украине и в Сирии, что, несомненно, отразилось на отношениях городов-побратимов.
Целью данной работы является определение роли сотрудничества Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена в российско-германских отношениях.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать существующие теоретические подходы к понятию «парадипломатия»;
- проанализировать основу правовой базы, регламентирующую парадипломатические отношения;
- определить факторы, оказывающие влияние на российско-германские связи и дать характеристику их современному состоянию;
- проанализировать отношения Санкт-Петербурга и немецких городов-побратимов в экономической и культурной сферах. Экономическая сфера является наиболее репрезентативной в условиях политического и экономического кризиса, в то время как культурная создаёт рамочные условия сотрудничества и является объединяющим фактором для интенсификации сотрудничества.
Источниковой базой исследования служат документы, которые можно классифицировать следующим образом: документы государственной власти РФ и ФРГ, регламентирующие парадипломатическую деятельность, международно-правовые акты в области регулирования приграничного сотрудничества, выступления экспертов и политических деятелей, статистические материалы. Конституция РФ 1993 г. и Основной Закон ФРГ 1949 г. являются основополагающими документами, которые в коренной степени определяют отношения между федеральным центром и субъектами федерации. Кроме того, основу для парадипломатических связей РФ составляют Федеративный договор 1992 г., федеральные законы, Указы Президента РФ, акты Правительства России. Германия как член Евросоюза руководствуется также документами ЕС, регулирующими данную сферу деятельности. В 2007 г. была выпущена Белая книга о надлежащем управлении, которая подразумевает консультации с регионами по поводу ряда инициатив, подразумевающих заключение трехсторонних соглашений (государство - ЕС - регионы), когда регионы участвуют в этих соглашениях на равных правах с государством. Наиболее важными международно-правовыми документами в области регулирования регионального приграничного сотрудничества на европейском уровне являются Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., Дополнительный протокол 1995 г. и Протокол N 2 1998 г. Противоречие нормативно-правовых актов, регулирующих парадипломатические отношения - это необходимость сильного федерального центра, в то время как регионы ищут также определённой самостоятельности и автономии.
Статистическая информация с комментариями немецких экспертов относительно перспектив немецкого бизнеса в России, а также оценками современной российской ситуации в экономике содержится в издании Внешнеторговой палаты Германии «Немецкое присутствие в России 2016», а также на портале федерального немецкого статистического агентства.
Степень научной разработанности проблемы. Поскольку парадипломатия – явление достаточно новое, её вклад в развитие межгосударственных отношений мало изучен, и данный вопрос имеет до сих пор дискуссионный характер. Однако, в рамках теоретических школ транснационализма, неоинституционализма, неофункционализма представлен достаточный теоретический материал для размышления. Явление парадипломатии является предметом исследования целого ряда политологов, при этом частные вопросы парадипломатического сотрудничества занимают особое место в данных исследованиях. Литературу по данной тематике можно классифицировать следующим образом: литература, затрагивающая концептуальные и теоретические основы парадипломатии и института побратимства, касающаяся российско-германских отношений и непосредственно конкретизирующая отношения Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена.
Впервые термин «парадипломатия» употребляется в работах профессора Монреальского университета Панайотиса Солдатоса и профессора Нью-Йоркского университета Иво Духачека. В работе “The Territorial Dimension of Politics: Within, Among and Across Nations” Духачек индентифицирует понятие «глобальная парадипломатия», отмечая, что парадипломатия включает в себя не только взаимодействия экономических, культурных акторов зарубежных стран, это также взаимодействия регионов с иностранными правительствами. Также Духачек подчёркивает, что парадипломатическая деятельность имеет и обратную стороны, выражающуюся в росте сепаратизма. В последующей работе "Perforated Sovereignties" Духачек выстраивает типологию новых акторов по критерию дипломатических сношений. Обобщая, можно сказать, что в определении целей у Духачека нет принципиальной разницы между традиционной дипломатией и парадипломатией. Данную тему развиват в своих работах П. Солдатос, которых в своих работах представил типологию парадипломатии, выделяя отдельно глобальную и региональную. Созданная Духачеком и Солдатосом теоретическая база была использована как фундамент в зарубежных и отечественных исследованиях данного феномена.
Проводя дальнейший анализ литературы по данной теме нельзя не упомянуть вклад такого учёного как Дер Дериан, который делает вывод о трансформации традиционной дипломатии, расширяя список участников. В его понимании «парадипломатия» - это любая международная активность, которая ведётся не государствами.
Американские политологи Дж. Най и Кохэйн в исследовании канадско-американского сотрудничества ввели понятие «трансгосударственные отношения» для описания прямого взаимодействия между агентствами (государственными подразделениями) различных государств, в которых данные агентства действуют относительно автономно от центральной власти. Помимо этого, Дж. Най и Р. Кохэн ввели понятие «транснациональные отношения», под которыми понимаются межграничные отношения, в которых хотя бы один актор является негосударственным.
В свою очередь, К. Уолтц и Дж. Д. Сингер впервые обратили внимание на необходимость исследования международного взаимодействия на различных уровнях.
Позднее приверженцы идей И. Духачека образовали североамериканскую школу парадипломатии или «школу Духачека». К данной школе можно также отнести таких исследователей как Ганс Мичелман, Джон Кинкайд, Андре Лекур, Ирл Фрай и др. В частности, А. Лекур обращает особое внимание на зарождение побратимских связей, в особенности останавливаясь на международных взаимосвязях южноамериканских штатов, провинции Квебек и Страны Басков.
Второй научной школой является европейская, которая сложилась чуть позднее, в 1990-х гг. Приверженцами данной школы являются Майкл Китинг, Браин Хокинг, Ное Корнаго, Франсиско Альдекоа и др. Так, Майкл Китинг многократно в своих работах отмечает влияние процессов интеграции и глобализации на парадипломатию. В своей работе «Paradiplomacy and regional networking» он отмечается усиление активности регионов и их частей, а также наций, стремящихся к самоопределению. Растёт роль региональных интеграционных объединений, каждый амбициозный региональный политик стремится установить сеть контактов за рубежом. Браин Хокинг анализирует значимость деятельности нецентральных правительств с точки зрения реалистической и либеральной парадигм. Хокинг также обращается к взаимовлиянию акторов, в том числе государства и его регионов, и необходимости взаимовыгодного сотрудничества. Таким образом, одним из вызовов интерпретации значимости субнациональных акторов в международных отношениях являются их сложные взаимосвязи с другими акторами в общественной и частной сферах.
Среди российских исследователей парадипломатическую деятельность как инструмент регионального развития исследует Г.О. Яровой. Он классифицирует парадипломатию по характерным формам на основании регионального аспекта. Кроме того, изучая институт побратимста, он выделяет «континентальную» и «морскую» школу, акцентируя их основные отличия. Характерным чертам парадипломатии в России посвящены работы Яковлевой Н.В., Креер М.Я., Макродченко Д.В., Левкина И.М. Анализ факторов, влияющих на участие субнациональных единиц разных стран во внешнеэкономических связях является предметом работы Жиряевой Е.В.
Многие исследования посвящены вопросам развития парадипломатии на примере отдельных регионов. Так, Юрий Германович Акимов занимается изучением вопросов квебекской парадипломатии. Проблемы региональной и этнорегиональной политики европейских государств (членов ЕС), прежде всего, Великобритании, отражены в работах Натальи Валерьевны Ерёминой.
В статье А.Г. Анищенко, А.А. Сергунина « Города-близнецы – новая форма сотрудничества в Балтийском регионе?» впервые в отечественной политологической литературе предпринимается попытка комплексного анализа движения «городов-близнецов» как формы приграничного сотрудничества в Балтийском регионе.
Среди авторов, занимающихся российско-германскими отношениями, стоит выделить Стэфана Майстера, руководителя программы по Восточной Европе, России и Центральной Азии в Немецком обществе внешней политики (DGAP). По мнению Майстера, одной из проблем выстраивания германской политики в отношении России и восточных соседей в недостаточности знаний об этих странах, что отчасти приводит к конфликту ценностей. Кроме того, По мнению С. Майстера, если раньше в российско-германских отношениях доминировали экономические интересы, то теперь сдвиг произошёл в политическое поле.
Александр Рар, немецкий политолог, директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике, также высказывает гипотезы о перспективах сотрудничества с Россией, поиске альтернатив и рассмотрения возможных исходов событий.
Исследователь международных отношений Т. Форсберг пишет об эрозии «Восточной политики», и теперь Россия рассматривается уже не как стратегический партнёр, поэтому отношения двух стран на настоящий момент находятся в «холодной» фазе.
Конкретно отношения Санкт-Петербурга с его немецкими городами-побратимами в литературе затрагиваются недостаточно. В основном это материалы Торговой палаты Гамбурга и российских и немецких СМИ.
Сюда можно отнести ряд статей в газетах и журналах «Hamburgermorgenpost», «Hamburger Abendblatt», «Der Spiegel», «Deutsche Welle», «Петербургский Дневник». Отдельно стоит отметить журнал, который издаёт Торговая палата Гамбурга «Hamburger Wirtschaft», статьи в котором посвящены как раз экономическим событиям.
Исследователем сотрудничества Санкт-Петербурга и Гамбурга является заместитель руководителя «Торговой палаты Гамбурга», в прошлом занимающийся вопросами городов-побратимов Санкт-Петербурга в комитете внешних связей СПб, В.В. Патяка. Можно выделить следующие его работы: «Гамбург-Санкт-Петербург – 300 лет делового сотрудничества во имя жителей двух городов», «Установление породнённых связей между Санкт-Петербургом и Гамбургом (1956-1957 гг).: небольшой эпизод в рамках «большой политики»». В работах говорится как о предпосылках установления сотрудничества городов, также подводятся некоторые итоги прошедших лет и достижения.
Петербургская научная школа также внесла огромный вклад в изучение Санкт-Петербурга в международном сообществе. Примечательна статья К.К. Худолея и Д.А. Ланко «Санкт-Петербург в Балтийском регионе». В ней рассматривается место Санкт-Петербурга в международном сотрудничестве в Балтийском регионе и роль Балтийского региона как одного из приоритетов системы внешних связей города. Указано, что сейчас одним из важнейших направлений международного сотрудничества становится участие города в обновленной политике Северного измерения.
Также существует целый сборник статей под редакцией В.С. Ягья «Рассвет над Петербургом: Санкт-Петербург в мировом сообществе». В книге рассматриваются актуальные проблемы международной деятельности Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, и ее авторы стремились дать по возможности целостную картину роли и деятельности города в международной жизни на рубеже XX и XXI веков.
В работе Ш. Штайна «Экономические отношения Санкт-Петербурга и Гамбурга и их будущее» подчёркивается роль экономических связей городов.
Роль портов Санкт-Петербурга и Гамбурга и участие этих городов в Международном форуме Балтийского моря анализирует в статье «Форум Балтийского моря - партнёр в морской экономике» К. Бодевига.
Экс-руководитель Представительства Торговой палаты Гамбурга в Санкт-Петербурге Г. Кёчау также посвящает свои работы сотрудничеству двух городов, в частности стоит отметить статью «Гамбург и Санкт-Петербург – перспективное сотрудничество», где даётся оценка Торговой палате Гамбурга в экономическом сотрудничестве двух городов.
Таким образом, можно отметить, что, в то время как концептуальная база парадипломатии освещается достаточно широким кругом авторов, актуальных обширных работ по российско-германским отношениям значительно меньше, в то время как проблема роли городов-побратимов Санкт-.Петербурга, Гамбурга и Дрездена затрагивается косвенно и не имеет достаточной аналитической основы для развития гипотез об их влиянии на российско-германские отношения в целом.
В ходе исследования были задействованы следующие методы: системный метод позволил рассмотреть сотрудничество городов в качестве инструмента внешней политики в результате действия комплекса политических, экономических и социально-культурных условий. Данный метод позволил выявить противоречия между интересами двух городов, а также между национальной и региональной политикой, что оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие сотрудничества городов. Сравнительный анализ был использован для выявления общих и особенных тенденций развития российско-германских отношений, анализа нормативно-правовой базы, а также выявления предпосылок формирования сотрудничества в различные исторические периоды. Метод структурно-функционального анализа был использован для выявления функций международных организаций и институтов и определения эффективности их работы в контексте сотрудничества городов, метод комплексного анализа для выявления общего характера российско-германских связей. Case-study позволил определить существующие модели парадипломатического сотрудничества и их ключевые характеристики.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы парадипломатии, классификация школ парадипломатии, трактовки понятия и его интерпретации, правовая база парадипломатии, а также города-побратимы как новые акторы международных отношений. Вторая глава посвящена российско-германским отношениям, как их общей характеристики, так и институтам партнёрства в отдельных сферах, определены наиболее проблемные стороны сотрудничества и перспективы. Третья глава характеризует взаимоотношения городов-побратимов Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена в культурной и экономической сферах и проводит параллель о взаимосвязях на межгосударственном и межрегиональном уровнях и их взаимовлиянии.
В последние два десятилетия произошли кардинальные социально-политические изменения в России, что наглядно проявилось в сфере международных отношений. Регионы – субъекты РФ получили значительную свободу в развитии международных отношений с другими странами в сфере экономики и культуры. Произошел переход от межгосударственного уровня регулирования отношений к региональному. В регионах (субъектах РФ) появились центры управления международными отношениями (комитеты, управления, отделы), которые регулируют и выстраивают данную деятельность нужным для них образом. Появляются трансграничные региональные отношения, основанные на взаимных интересах.
Многие исследователи опыта парадипломатической практики различных регионов обращают внимание на ряд преимуществ и недостатков парадипломатической деятельности.
Среди преимуществ парадипломатии, как правило, в первую очередь выделяются возможные экономические выгоды, которые приносят связи субнациональных акторов. Установление таких связей, к примеру, способно повлиять на привлечение инвестиций в различные проекты регионального масштаба. Такое сотрудничество может быть более плодотворным в той части, которая находится в ведении региональных властей, к тому же прямое общение региональных акторов имеет более гибкий характер. Наличие на территории регионов представительств международных организаций способно оказать влияние на создание положительного имиджа региона, а также его восприятия внешними акторами и потенциальными партнерами. При этом главы субнациональных правительств имеют большее понимание потребностей региональной экономики, чем центральные власти. Регионы также ищут возможности для кооперации между малыми и средними фирмами для использования синергетического эффекта с целью улучшения конкурентных позиций данных фирм на международных рынках. Показательным примером в данном случае является еврорегион «Карелия», на территории которого с 2000 по 2009 гг. было осуществлено более 100 проектов в рамках трансграничного сотрудничества, в т.ч. инфраструктурных. Такой вид сотрудничества позволил привлечь в регион значительные инвестиции (на правилах со-финансирования).
Помимо чисто экономических выгод, к преимуществам парадипломатии можно отнести возможность выражения политических интересов субгосударственных акторов напрямую (в пределах их компетенций). Иногда установление связей между регионами является единственным способом отражения их интересов в международном измерении. Особенно, данная возможность проявляется в случае «непризнанных» сообществ и государственных образований. Выход на международную арену позволяет получить признание со стороны мирового сообщества, получить поддержку и продемонстрировать решимость относительно получения новых полномочий со стороны центральной власти. Показательным примером в данном случае является страна Басков, Каталония и Квебек.
Установление связей между субнациональными акторами способствует популяризации региональных элит, поскольку такие связи и мероприятия в рамках сотрудничества между регионами, как правило, широко освещаются в СМИ. Такая популярность способствует привлекательности элиты внутри региона и дает преимущество при общении с центральными властями.
В дополнении к этому, важным преимуществом парадипломатических связей является культурный обмен. Обмен такого рода создает положительный имидж региона, способствует популяризации уникальной культуры и языка региона в мировом масштабе. Взаимодействие в данной сфере может являться путем для воссоединения народов одной культуры, но различных регионов. В качестве яркого примера такого сотрудничества можно назвать канадскую провинцию Квебек. Власти Квебека установили тесные связи с франкоговорящими странами с целью получения дополнительных возможностей для развития своей культуры и поддержки языка. Более того, провинция добилась особых прав в области иммиграционных вопросов, создавая благоприятные условия для прибытия франкоговорящих мигрантов и затрудняя процедуру для остальных..
Одной из главных причин сложностей, возникающих в отношениях между центральной властью и регионами в сфере международных связей, могут быть попытки выхода членов региона за пределы внешнеэкономической деятельности и международного культурного сотрудничества и вмешательства их в решение сугубо внешнеполитических проблем и проблем международной безопасности. Несомненно, правительство должно прислушиваться к мнению регионов и при разработке внешнеполитической стратегии, при определении позиции государства по проблемам международной безопасности. Однако все эти вопросы выходят за рамки чисто региональных интересов и составляют тему общенациональной политики государства.
Между странами и городами поддерживается постоянный диалог, проводится обмен мнениями по актуальным темам двусторонней и международной повестки дня. Этот диалог осуществляется, по сути, в непрерывном режиме. Заметное развитие в последние годы получили контакты по линии гражданских обществ двух стран, прежде всего, в рамках региональных организаций и проводимых ими мероприятий. Здесь стоит отметить важность таких организаций как: Представительство торговой палаты Гамбурга, «Порт Гамбург Маркетинг», Форум Балтийского моря, Российско-Германская Торговая Гильдия, "Санкт-Петербургское внешнеэкономическое бюро", "Восточно- и Центральноевропейский Союз" и мн. др.
Проанализировав роль городов-побратимов Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена в российско-германских отношениях, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, в современных научных исследованиях термин «парадипломатия» определяется практически одинаково с незначительными отличиями в работах различных авторов. Введение термина связано со стремлением отразить роль субгосударственных акторов в современной системе международных отношений. Появление побратимских городов явилось закономерным в процессе развития дипломатической деятельности. Контакты между городами особенно ценны тем, что активное участие в их установлении принимает непосредственно общественность, а не только высшие государственные лица.
- во-вторых, вопрос о том, кто представляет федеративное государство в межгосударственных отношениях и является субъектом МП – сама федерация в целом или наряду с ней и входящие в нее субъекты федерации – решается в самом федеративном договоре и в конституции федеративного государства. Международное право не отрицает правосубъектность частей федеративного государства. Области, регионы, города иногда независимо от своего государства ищут способ наладить сотрудничество, установить экономические связи с регионами другого государства.
- в-третьих, среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие российско-германских отношений можно выделить следующие: конфликт ценностей и расхождения в понимании развития демократии, непрозрачной избирательной системы. Нельзя исключать также энергетический фактор, который с одной стороны является стимулом к сближению сторон, а с другой стороны в глазах германской стороны является российским средством манипулирования, который необходимо избегать. Существующие разногласия были обострены сложившимся экономическим и политическим Украинским кризисом и Сирийским кризисом. Последние внесли наибольший дисбаланс в развитие двусторонних отношений между Россией и Германией, но нельзя сказать, что именно они стали их источником.
- в-четвёртых, отмечается безусловное влияние государственного политического курса на региональные отношения двух стран. В большей степени чувствуется влияние на климат для экономического сотрудничества. В первом полугодии 2015 года товарооборот между Санкт-Петербургом и Германией сократился на 30% и составил 1,8 млрд долларов США. Экспорт составил 831 млн долларов США, сократившись на 41% по сравнению с аналогичным периодом. Импорт сократился на 18% и составил 988 млн долларов США. Но не стоит недооценивать влияние общественности в современном мире играет всё большую роль, особенно в Германии. Она оказывает влияние и на политические, экономические вопросы. В экономике очень важно развитие контактов между предприятиями малого и среднего бизнеса, где бизнес-элиты, представители общественности играют особую роль.
- в-пятых, культурная сфера сотрудничества городов-побратимов Санкт-Петербурга, Гамбурга и Дрездена является единственной сферой, которая не ощутила на себе влияние политического кризиса и контакты в этой области продолжают развиваться на прежнем уровне. Культурные связи охватывают практически все сферы: кинематограф, музыку, музейное дело, театр, молодёжные обмены, научные контакты. И многие из проектов осуществляются на региональном уровне или Санкт-Петербург представляется площадкой для их осуществления.
Таким образом, на региональном уровне влияние политического кризиса чувствуется не так сильно, т.к. сохраняется существующая сеть контактов. Региональные контакты вносят некую стабилизирующую роль в течение конфликта. Можно увидеть, что на региональном уровне разногласий намного меньше, поэтому есть надежда восходящего сотрудничества снизу вверх. Города Гамбург, Дрезден и Санкт-Петербург можно считать «коммуникационными центрами» между Россией и Германией. Главное - совместно определять препятствия, стоящие на пути, и взяться коллективно и индивидуально за их ликвидацию, что возможно только благодаря взаимной кооперации, сложению потенциалов и совместной реализации решений.
I. Официальные документы
А) Документы органов государственной власти РФ
1. Конституция РФ 1993 г.. http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm (дата обращения: 05.09.2015).
2. Кризисный план правительства РФ. http://rusrand.ru/actuals/krizisnyj-plan-pravitelstva-rf (дата обращения: 30.10.2016).
3. О ратификации Протокола N 2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося межтерриториального сотрудничества: Федеральный закон от 7 октября 2008 г. N 168-ФЗ // РГ - Федеральный выпуск. N 4770. 2008.
4. О создании российско-германского института энергетической политики и экономики. http://www.mid.ru/ru/maps/de/-/asset_publisher/Ho2VLi5PHLYX/content/id/399802 (дата обращения: 01.02.2017).
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 08.05.2016).
6. Тезисы Внешней культурной политики России // Дипломатический вестник. 2000. №4.
7. Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"http://base.garant.ru/179963/#ixzz4gn9OCjLn (дата обращения: 06.09.2016).
8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"http://base.garant.ru/12117177/#ixzz4gmz3Gowq (дата обращения: 06.09.2016).
9. Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ". http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=120324&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6213818770045998#0 (дата обращения: 06.09.2016).
Б) Европейские международно-правовые акты
10. European Union external action. https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/14876_en (дата обращения: 12.10.2016).
11. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид, 21 мая 1980 г. http://docs.cntd.ru/document/901734774 (дата обращения: 12.10.2016).
12. The Hague Agenda on City Diplomacy. First World Conference on City Diplomacy, The Hague, 2008.
В) Документы органов государственной власти ФРГ
13. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. II. Der Bund und die Länder. Artikel 32(3). http://dejure.org/gesetze/GG/32.html (дата обращения: 05.09.2015).
14. Beziehungen zwischen Deutschland und Russland. http://www.auswaertiges-amt.de/sid_3178BC51B6613220D4F7AEB90134EE81/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/RussischeFoederation/Bilateral_node.html (дата обращения: 03.01.2017).
15. Die Zentralstelle für das Auslandsschulwesen (ZfA) des Bundesverwaltungsamtes. http://www.auslandsschulwesen.de/cln_091/nn_2176914/Auslandsschulwesen/DieZfA/node.html?__nnn=true. (дата обращения: 15.02.2017).
Г) Документы статистических органов
16. German Mittelstand in Russland 2016.
17. Statistisches Bundesamt. Deutsche Aussenhandel. https://www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/Aussenhandel/Gesamtentwicklung/AussenhandelWelthandel5510006127004.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения: 03.01.2017).
... Всего источников – 152.
Содержание магистерской диссертации – РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГАМБУРГОМ И ДРЕЗДЕНОМ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ THE ROLE OF THE COOPERATION OF SAINT-PETERSBURG WITH HAMBURG AND DRESDEN IN THE CONTEXT OF RUSSIAN-GERMAN RELATIONS
Выдержки из магистерской диссертации – РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГАМБУРГОМ И ДРЕЗДЕНОМ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ THE ROLE OF THE COOPERATION OF SAINT-PETERSBURG WITH HAMBURG AND DRESDEN IN THE CONTEXT OF RUSSIAN-GERMAN RELATIONS