ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РОЛЬ СПОРТИВНЫХ МЕГА-СОБЫТИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 5
1.1. Влияние спортивной составляющей на государственную политику 5
1.2. Масштабные спортивные мероприятия как инструмент формирования позитивного международного имиджа страны: зарубежный опыт 10
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ К ЧМ-2018 В РОССИИ 18
2.1. Стратегия ЧМ-2018 в области развития: взаимодействие России и ФИФА 18
2.2. Основные направления реализации Стратегии ЧМ-2018 в России 27
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЧМ-2018 В РОССИИ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ И ПРОБЛЕМАТИКА НАСЛЕДИЯ 39
3.1. Эффекты от подготовки ЧМ 2018 и их влияние на Россию (инфраструктура, экономика, социальное пространство) 39
3.2. Возможности эффективного использования футбольной инфраструктуры России после ЧМ 2018 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность темы исследования. За последние три десятилетия в контексте геокультурной парадигмы развития глобального мира четко обозначился процесс оформления гуманитарного измерения в мировой политике. Особое значение в современных международных отношениях приобретают гуманитарные проблемы. Их решение зависит от состояния международных отношений, уровня их напряженности и конфликтности, а также вовлеченности в этот процесс не только официальных представителей государств, но и представителей широкой общественности, в том числе спортивной. Спорт – явление глобального масштаба. В своем лучшем качестве он обладает способностью объединять людей независимо от их происхождения, воспитания, религиозных взглядов или экономического положения. В современном мире спорт является инструментом политического воздействия с мощнейшим потенциалом и возможностями.
Для современной России успешная реализация спортивной дипломатии обладает существенной важностью: в непростых геополитических и экономических условиях современности, России крайне необходимо использовать непосредственно «мягкие» инструменты достижения своих внешнеполитических инструментов, что прослеживается в таких стратегических документах страны, как Концепция внешней политики РФ: «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование с целью решения различных внешнеполитических задач, инструментов «мягкой силы», что выражается в возможностях гражданского общества, информационных, коммуникационных, гуманитарных и иных методов, технологий в дополнение к традиционны дипломатическим методам». Спорт играет особую роль в международных отношениях. Наряду со специфическими функциями спорта (соревновательная деятельность), он выполняет ряд социально-общественных функций. Спортивный мир способен объединить представителей разных культур, разных конфессий, разных политических предпочтений и идеологических взглядов. Также, в своем положительном проявлении, спорт служит инструментом межкультурного сотрудничества, направлен на миротворческую деятельность, преодоление конфликтов и достижение межкультурного диалога. Не стоит забывать о том, что спортивные победы ассоциируются в наши дни и с силой государства, его авторитетом и имиджем на мировой арене. Вовлечение спорта и его активизация в сфере международных отношений и открывает перед Россией феномен спортивной дипломатии.
Масштабным проектом спортивной дипломатии, который предстоит осуществить России в ближайшей перспективе, является Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Сегодня существуют определенные протестные настроения в связи с этим событием, определенное число стран регулярно высказывалось о возможности бойкотирования Чемпионата или за его проведение в другой стране. Безусловно, российская команда не является фаворитом чемпионата и не претендует на феерическую победу в финале, однако с точки зрения реализации спортивной дипломатии, это мероприятие не менее важно, чем Олимпийские игры. Чемпионат проводится Международной федерацией футбола (FIFA), которая в своей работе продвигает ряд важный социальных принципов, таких как искоренение расизма, установление мира, всеобщая свобода и равенство, борьба с коррупцией. А поскольку проведение ЧМ 2018 в России предусматривает высокий уровень ответственности для всех участников организационного процесса, то это должно показать всему миру, что Россия также выступает за многосторонние принципы и стремится реализовать их в своей стране. В данной связи целесообразно отметить, что несмотря на предыдущий опыт подготовки, организации и проведения ЧМ такими странами, как Южно-Африканская Республика и Бразилия, который, безусловно, важен для анализа текущей ситуации в России, ФИФА постоянно совершенствуется, вводит новые правила и требования для государств-кандидатов на проведение ЧМ. Тем самым, использование зарубежного опыта при подготовке к ЧМ хоть и затрагивает множество сфер взаимодействия, однако требования, которые ФИФА начала предъявлять к государствам-кандидатам на проведение ЧМ-2018 и ЧМ-2022, новые поднятые вопросы, затрагивающие в гораздо большем масштабе, чем ранее, различные вопросы и требования, способствуют тому, что Российская Федерация в процессе подготовки к ЧМ-2018, кроме использования зарубежного опыта, во многом вынуждена вырабатывать «с нуля» свой собственный опыт взаимодействия с ФИФА в процессе подготовки, что также подчеркивает актуальность выбранной темы.
Объект исследования – Чемпионат Мира по футболу 2018 как спортивное мега-событие.
Предмет исследования – российский опыт подготовки и организации Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.
Цель исследования – определить роль и значение международного опыта, а также обновленных инициатив России к организации и проведению ЧМ-2018.
Заданная цель определила постановку и решение следующих задач исследования:
1) Рассмотреть влияние спортивной составляющей на государственную политику;
2) Проанализировать масштабные спортивные мероприятия как инструмент формирования позитивного международного имиджа страны на базе зарубежного опыта;
3) Проанализировать Стратегию ЧМ-2018 в области развития в контексте взаимодействия России и ФИФА;
4) Выявить основные направления реализации Стратегии ЧМ-2018 в России;
5) Проанализировать вопросы подготовки и организации ЧМ-2018 в России;
6) Выявить возможные проблемы «наследия» ЧМ-2018 для России и пути их преодоления.
Степень научной разработанности проблемы. Тема, выбранная для исследования, мало разработана. Однако исследователями рассматриваются, в частности, основные аспекты спортивной деятельности, взаимосвязь спорта и политики, спорта и экономики, роль спорта в концепции публичной дипломатии. Среди отечественных исследований, посвященных проблемам дипломатии, а также исследований особенности внешнеполитической деятельности государства и места в ней спорта, необходимо выделить работы таких авторов, как: С. Анхольс, Д. Хильдрет, Н.П. Бродская, А.В. Винник, П.А. Виноградов, В.А. Савин, Ш.М. Рамазанов, И. Соболев, Д.А. Долгова, Р. Томсон, Т. Хайдеманн, М. Аренс, С. Райнисто и др. В исследованиях указанных авторов, хотя и поднимались вопросы и попытки освещения ЧМ-2018 в России, однако в полной мере исследований проведено не было.
Теоретические и методологические основы исследования: в основе исследования лежит метод компаративного подхода. В то же время, для определения понятий публичная дипломатия, спортивная дипломатия, используется исторический подход. Конструктивистский подход дал возможность изучения современной системы международных отношений как основы, целенаправленно создаваемой акторами в процессе международного взаимодействия посредством спорта. Системный подход дал возможность исследования роли и значения инструментов спортивной дипломатии в современной внешнеполитической повестке дня России в контексте подходов к организации и проведению ЧМ-2018.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Таким образом, подводя итоги данной работы, следует отметить что в рамках данного исследования определялись характерные, общие черты в процессе организации и проведения ЧМ-2018 РФ с другими крупнейшими мега-событиями в мире, главным образом с ЧМ-2014 в Бразилии и ЧМ-2010 в ЮАР.
Важно также отметить, что проведение масштабных событий, которым является ЧМ в регионах, благодаря инвестициям, способствуют решению проблемы недостатка инфраструктуры – так, проведением ЧМ-2018 проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Калининграде, Самаре, Саранске, Нижнем Новгороде, Казани, Сочи, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, априори предполагает вложение достаточно больших инвестиций в инфраструктуру данных городов, в модернизацию и строительство спортивных объектов, что предполагает достижение высоких спортивных результатов на базе существующих объектов в долгосрочной перспективе.
Как результат, в контексте данной работы было определено, что главным фактором, документом, на котором базируется подавляющее большинство факторов, прямо либо косвенно имеющих отношение к проведению ЧМ-2018 в РФ, заключается в Стратегии устойчивого развития. Кроме этого, жизненно необходимо отметить в рамках работы и тот факт, что сравнивая и анализируя в процессе подготовки опыт других стран с целью использования данного опыта к проведению ЧМ-2018, был выявлен целый ряд особенностей.
В первую очередь, в процессе подготовки к ЧМ-2018, Российская Федерация огромное внимание уделяла и уделяет вопросам инфраструктурной модернизации и вопросу сохранения наследия ЧМ – иными словами, опыт таких стран как Бразилия и ЮАР наглядно продемонстрировал, что возведение дорогостоящих спортивных объектов, необходимых для проведения непосредственно матчей ЧМ, в долгосрочной перспективе зачастую оказывается неэффективным в силу отсутствия действительно сильных футбольных клубов (в подавляющем большинстве случаев) в рамках местных (государственных) футбольных чемпионатов (в большей степени это относится к ЮАР, тогда как в Бразилии стадионы для ЧМ могут использоваться в футбольных соревнованиях местного значения (чемпионаты штата, Кубок Либертадорес, Копа Америка, игр сборных, других международных соревнованиях континентального масштаба). Исходя из этого, правительство Российской Федерации достаточно отчетливо воспринимает потенциальную угрозу, которая заключается в несоответствии футбольных клубов непосредственно возведенным аренам. Исходя из этого, проводится активная работа с футбольными клубами как Высшего дивизиона, так и первой, второй лиг, с клубами, которые базируются в городах проведения ЧМ с целью дальнейшей активизации и сотрудничества – повышая уровень футбола, повышается уровень соревнований, проводится более активная работа с болельщиками, в результате чего сравнительно большее количество болельщиков попадает на стадион, исходя из чего, данные спортивные сооружения приносят свою пользу. Кроме того, данные спортивные объекты, кроме футбольных соревнований регионального и международного масштаба, планируется использовать для проведения концертов, выставок и т.д. В конечном итоге, современные спортивные сооружения могут иметь множество применений – зачастую, кроме самого футбольного поля внутри самих стадионов используется достаточно мощная внутренняя инфраструктура, включая в себя магазины, бары, отели и т.д., что используется не только во время футбольных матчей и также приносит свою пользу.
Выходя же за рамки спортивных объектов, важно отметить, что комплексная подготовка Российской Федерации к ЧМ-2018, кроме непосредственного строительства стадионов, затрагивает множество других аспектов жизни российского общества – так, одним из самых главных позитивных изменений, применимо к ЧМ-2018, является модернизация инфраструктуры в принимающих ЧМ-2018 городах и регионах, учитывая, что изменения вроде строительства новых гостиниц, аэропортов, модернизация вокзалов, модернизация дорог, новых транспортных развязок являются инфраструктурными вложениями в долгосрочной перспективе и польза данных обновлений будет ощущаться гораздо дольше сроков проведения чемпионата мира в Российской Федерации – иными словами, последовательное развитие инфраструктуры, кроме краткосрочной цели (критерии соответствия города к матчам ЧМ), преследует и ряд долгосрочных целей – изменение социального облика городов ЧМ, фактическое изменение облика городов ЧМ, повышение имиджа городов ЧМ, что сделает принимающие города своеобразными туристическими центрами – пусть за рамками ЧМ это будет в среднесрочной и долгосрочной перспективе, однако самые сложные, самые первые шаги в данном случае уже осуществлены.
Также, применимо к использованию зарубежного опыта важно отметить и тот факт, что кроме социальных преобразований, достаточно существенное внимание уделялось удобству туристов – саморазвитие инфраструктуры предполагало оптимизацию существующей в Российской Федерации логистики, с целью упрощения процессов передвижения туристов из одного города, принимающего ЧМ в другие города. Важное внимание также уделялось и национальным концепциям, по аналогии со «Страной идей» в Германии.
Тем не менее, в процессе анализа данной работы, учитывая специфику данной темы важно отметить иной, ключевой момент данной работы – учитывая тот факт, что ФИФА постоянно совершенствуется, вводит новые правила и требования для государств-кандидатов на проведение ЧМ, важно отметить, что использование зарубежного опыта при подготовке к ЧМ хоть и затрагивало множество сфер взаимодействия, однако требования, которые ФИФА начала предъявлять к государствам-кандидатам на проведение ЧМ-2018 и ЧМ-2022, новые поднятые вопросы, затрагивающие в гораздо большем масштабе, чем ранее, вопросы экологии, образования, «зеленые стандарты» и т.д. способствовали тому, что Российская Федерация в процессе подготовки к ЧМ-2018, кроме использования зарубежного опыта, во многом вынуждена была вырабатывать «с нуля» свой собственный опыт взаимодействия с ФИФА в процессе подготовки – так, если условные вопросы перемещения туристов, по аналогии с Бразилией, можно было решить используя опыт Бразилии в модернизации транспортной инфраструктуры, либо же обсудить вопрос взаимодействия чрезвычайных служб и органов правопорядка, провести профилактическую работу направленную на снижение преступности в РФ, использовав опыт Бразилии и ЮАР.
Вполне реально, то вопросы, затрагивающие экологические нормы, вопросы взаимодействия с особыми категориями граждан, вопросы соблюдения зеленых норм, проведение целого ряда профильных мероприятий, учитывая требования ФИФА (и учитывая тот факт, что данная Стратегию ФИФА утвердила в 2009 году для стран-кандидатов на проведение ЧМ-2018 и ЧМ-2022) – все данные факторы, в большей либо меньшей степени предполагали, что Российская Федерация в вопросе подготовки к ЧМ-2018 будет своеобразным «первопроходцем» и решать принципиально новые, по сравнению, с Бразилией, ЮАР и Германией, задачи, вырабатывая новые, «российские» подходы, что подразумевает наработку своего собственного, принципиально нового опыта в проведении подобных мега-событий, причем как для себя, так и для последующих кандидатов на проведение ЧМ. Исходя из этого стоит допустить, что во многом позитивный опыт Российской Федерации будет примером для подражания для последующих стран.
1. Стратегия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России в области устойчивого развития // [Электронный ресурс] URL: https://img.fifa.com/image/upload/fesqpqdlrpdrcgctnakn.pdf (дата обращения: 16.05.2018)
2. Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России // [Электронный ресурс] URL: http://m.favt.ru/public/materials//1/1/a/d/3/11ad3d0510a14936184f2cd6ee31721c.pdf (дата обращения: 28.05.2018)
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 30 ноября 2016 г.) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения 17.05.2018).
4. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 8. - Ст. 721.
5. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 (ред. от 21.02.2018) "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 26. – Ст. 3340.
6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О транспортном обеспечении проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" // [Электронный ресурс] URL: https://council.gov.ru/media/documents/.../Zo4NpgnDUDe6lbRxF5VASeMNmvXOjaED.doc (дата обращения: 28.05.2018)
7. Футбольные стадионы: Технические рекомендации и требования ФИФА (2011) // [Электронный ресурс] URL: https://resources.fifa.com/image/upload/футбольные-стадионы-технические-рекомендации-требования-издание--1523368.pdf?cloudid=ljjpql1cngurugouswxl (дата обращения: 22.05.2018)
8. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в соответствии с подходами устойчивого развития (информация о реализации Стратегии) // [Электронный ресурс] URL: https://resources.fifa.com/image/upload/чм-2018-в-соответствии-с-подходами-устоичивого-развития-2898896.pdf?cloudid=dictdqu0arhzg2zzvrbf (дата обращения: 13.05.2018)
9. Regulations 2018 FIFA World Cup Russia 14 June – 15 July 2018 // [Electronic resource] URL: https://resources.fifa.com/image/upload/регламент-чемпионата-мира-по-футболу-fifa-2018-в-россииtm-2592274.pdf?cloudid=fvwl8rtn9vjncadnhs3u (accessed: 19.05.2018)
10. FIFA Diversity Award 2017 crowns Soccer Without Borders // [Electronic resource] URL: http://www.fifa.com/sustainability/news/y=2017/m=11/news=fifa-diversity-award-2017-crowns-soccer-without-borders-2918447.html (accessed: 24.05.2018)
11. Football For Hope: Final report 2013 // [Electronic resource] URL: https://resources.fifa.com/mm/document/afsocial/footballforhope/02/50/88/36/footballforhopeforumreporten_neutral.pdf (accessed: 24.05.2018)
12. The tobacco-free policy for fifa events March 2017 // [Electronic resource] URL: https://resources.fifa.com/mm/document/afsocial/general/02/89/03/83/tobacco-freepolicyforfifaevents_neutral.pdf (accessed: 24.05.2018)
13. Waste Management Concept 2018 FIFA World Cup // [Electronic resource] URL:https://resources.fifa.com/image/upload/waste-management-concept-2018-fifa-world-cup-russiatm-2874784.pdf?cloudid=uqrjkjrhrtcdezz2qqvd (accessed: 27.05.2018)
14. II Международная выставки-конференции FOOTBALLBUILDEXPO: отчет 2014 // [Электронный ресурс] URL: https://laitec.ru/assets/2015/05/OTCET-2014-FOOTBALL-BUILD-EXPO.pdf (дата обращения: 29.05.2018)
15. Большой футбол на Волге: что построят в Нижнем Новгороде к ЧМ-2018 // [Электронный ресурс] URL: https://nn.rbc.ru/nn/special/06/08/2015/55c390829a79470711e2d487 (дата обращения: 30.05.2018)
16. Власти Санкт-Петербурга назвали общую стоимость «Зенит-Арены» // [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/sport/news/358227-vlasti-sankt-peterburga-stoimost-zenit-areni (дата обращения: 29.05.2018)
17. В городах ЧМ-2018 будут созданы зоны, свободные от табака // [Электронный ресурс] URL: http://www.sport-express.ru/football/world/chempionat-mira-2018/news/1016783/ (дата обращения: 22.05.2018)
18. В Сочи прошёл второй форум SportConnect // [Электронный ресурс] URL: https://sport.rambler.ru/other/36508701-v-sochi-proshel-vtoroy-forum-sport-connect/ (дата обращения: 30.05.2018)
19. Глава региона: "Наследие ЧМ-2018 долгие годы будет служить жителям Самарской области" // [Электронный ресурс] URL: http://volga.news/article/465206.html (дата обращения: 30.05.2018)
20. Годовой Отчет Оргкомитета «Россия-2018» за 2012 г. // [Электронный ресурс] URL: https://img.fifa.com/image/upload/x5ipozfjm77chgmronbj.pdf (дата обращения: 15.05.2018)
21. Есть ли жизнь после чемпионата мира? Кто будет играть на новых стадионах // [Электронный ресурс] URL: https://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/Russia/spbnews_NI723252_Jest_li_zhizn_posle_chempionata_mira_Kto_budet_igrat_na_novyh_stadionah_ (дата обращения: 29.05.2018)
22. "Зеленые" стандарты для стадионов ЧМ-2018: от руководств к результатам // [Электронный ресурс] URL: http://sportengineering.ru/article/zelenye-standarty-dlja-stadionov-chm-2018-ot-rukovodstv-k-rezultatam (дата обращения: 22.05.2018)
23. Зеленый свет для ЧМ-2018 Меры по охране окружающей среды // [Электронный ресурс] URL: http://welcome2018.com/journal/materials/zelenyy-svet-dlya-chm-2018/ (дата обращения: 27.05.2018)
24. Исследование влияния чемпионата мира-2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы // [Электронный ресурс] URL: http://cdn.welcome2018.com/upload/materials_images/journal/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82_v31.pdf (дата обращения: 29.05.2018)
25. Марат Хуснуллин: после завершения ЧМ-2018 развитие Олимпийского комплекса «Лужники» не закончится // [Электронный ресурс] URL: https://stroi.mos.ru/press_releases/marat-khusnullin-poslie-zaviershieniia-chm-2018-razvitiie-olimpiiskogho-komplieksa-luzhniki-nie-zakonchitsia (дата обращения: 29.05.2018)
26. Наследие ЧМ-2014. Что происходит с Бразилией после окончания футбольного бала // [Электронный ресурс] URL: https://www.sovsport.ru/football/articles/738478-nasledie-chm-2014-chto-proishodit-s-braziliej-posle-okonchanija-futbolnogo-bala (дата обращения: 29.05.2018)
27. Олимпиада-2018: КНДР и Южная Корея объединились // [Электронный ресурс] URL: https://korrespondent.net/world/3929813-kndr-y-yuzhnaia-koreia-obedynylys-olympyada-2018 (дата обращения: 25.05.2018)
28. Оргкомитет "Россия-2018" рассказал о влиянии ЧМ-2018 на развитие страны // [Электронный ресурс] URL: http://welcome2018.com/journal/materials/orgkomitet-rossiya-2018-rasskazal-o-vliyanii-chm-2018-na-razvitie-strany/ (дата обращения: 29.05.2018)
29. После ЧМ-2018 стадион в Саранске превратят в отель // [Электронный ресурс] URL: https://pg13.ru/news/19853 (дата обращения: 30.05.2018)
30. Презентация исследования о влиянии ЧМ-2018 по футболу на Россию // [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/sport/article/506652-prezentaciya-vliyanie-chm-futbol-rossiya (дата обращения: 29.05.2018)
31. Реализация программы ФИФА «Футбол во имя надежды» в России начнется в 2017 году // [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/sport/3249977 (дата обращения: 23.05.2018)
32. Успешный проект по раздельному сбору отходов на Предварительной жеребьевке ЧМ-2018 // [Электронный ресурс] URL: http://ru.fifa.com/worldcup/news/успешныи-проект-по-раздельному-сбору-отходов-на-предварительной-жеребь-2669215 (дата обращения: 27.05.2018)
33. Что стало с бразильскими стадионами после ЧМ-2014 // [Электронный ресурс] URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/codfo18/1094170.html (дата обращения: 29.05.2018)
34. 2010 Fifa World Cup Country Report - Sport and Recreation South Africa // [Electronic resource] URL: http://www.srsa.gov.za/MediaLib/Home/DocumentLibrary/SRSACountryReport2013-withcover.pdf (accessed: 26.05.2018)
35. FIFA Financial Report 2010 Zurich, 31 May and 1 June 2011 // [Electronic resource] URL: http://www.fifa.com/mm/document/affederation/administration/01/39/20/45/web_fifa_fr2010_eng%5B1%5D.pdf (accessed: 26.05.2018)
36. Maracana in a state of ruin as Brazil's authorities leave ground to rot // [Electronic resource] URL: https://www.thesun.co.uk/sport/football/2576924/maracana-in-a-state-of-ruin-as-brazils-authorities-leave-ground-to-rot/ (accessed: 29.05.2018)
37. MensagemaoCongresso Nacional, 2013 // [Electronic resource] URL: http://www.biblioteca.presidencia.gov.br/mensagem-ao-congresso/pdfs/mensagem_web_2013.pdf (accessed: 26.05.2018)
38. UBS Investment Research Global Investment Strategy 2011 // [Electronic resource] URL: http://www.enercapita.com/attachments/128_56981857-UBS-Inv-Research-11-Surprises-for-Oh-Eleven.pdf (accessed: 25.05.2018)
39. UEFA Euro 2004 Tourism Impact Analysis // [Electronic resource] URL: https://www.researchgate.net/publication/5198433_UEFA_Euro_2004_Tourism_Impact_Analysis (accessed: 25.05.2018)
40. UEFA EURO 2008 Sustainability Report // [Electronic resource] URL: https://www.uefa.com/MultimediaFiles/Download/Competitions/EURO_/77/42/52/774252_DOWNLOAD.pdf (accessed: 26.05.2018)
Литература:
41. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. - 231 с.
42. Анхольт. С. Насколько важна роль спорта в создании имиджа, мистер Анхольт? // [Электронный ресурс] URL: http://www.magazinedeutschland.de/ru/artikel-en/article/article/wie-wichtig-ist-sport-fuer-das-image-mr-anholt.html (дата обращения 23.05 2018)
43. Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. - М.: ФиС, 2006. – С. 24-28.
44. Винник А.В. Организация международных спортивных мероприятий: историко-политический аспект // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сборник статей участников III международной научно-практической конференции. – Тверь: Тверской государственный университет, 2014. – С. 17-21.
45. Виноградов П.А., Савин В.А. Заметки с 17-й Генеральной ассамблеи Международного совета по спортивной науке и физическому воспитанию (СИЕПСС) // Научная жизнь. 1998. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://sportlib.info/Press/TPFK/1999N4/p50-51.htm (дата обращения: 21.05.2018)
46. Долгова Д.А. Влияние спорта на международный авторитет государства // Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2017. - № 4. - С. 129-135.
47. Рамазанов Ш.М. Управление элементами футбольной инфраструктуры после Чемпионата мира 2018: зарубежный опыт и российские перспективы // Управление. - 2018. - № 2. - С. 32-38.
48. Соболев И. Футбол с плюсом // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2018/04/25/kakoj-ekonomicheskij-effekt-okazhet-chempionat-mira-po-futbolu-v-rossii.html (дата обращения: 29.05.2018)
49. Томсон Р. Спорт и идеология в современном обществе // Спорт и образ жизни. Сост. В. И. Столяров, З. Кравчик. - М., 1999. – 318 с.
50. Хайдеманн Т. Строительство объектов для чемпионата мира по футболу // [Электронный ресурс] URL: https://cms.law/ru/content/download/79320/3008237/version/2/file/heidemann.pdf (дата обращения: 29.05.2018)
51. Яковлева Ю. Недостроенный стадион в Сан-Паулу и пустая «Маракана». Какое наследие ФИФА оставила в Бразилии // [Электронный ресурс] URL: https://www.sovsport.ru/football/articles/814103-nedostroennyj-stadion-v-san-paulu-i-pustaja-marakana-kakoe-nasledie-fifa-ostavila-v-brazilii (дата обращения: 29.05.2018)
52. Ahlert G. Assessing the Impact of the FIFA World Cup Germany 2006 - Some Methodological and Empirical Reflections // Discussion Paper. 2007. № 2. [Electronic resource] URL: http://papers.gws-os.com/gws-paper07-2.pdf (accessed: 25.05.2018)
53. Arens М. Football World Cup 2006 - a multibillion-euro business // [Electronic resource] URL: https://www.wsws.org/en/articles/2006/05/cup-m31.html (accessed: 25.05.2018)
54. Horne J. Assessing the sociology of sport: On sports mega-events and capitalist modernity // Sage Journals. - 2015. - Vol. 5-. - № 4. - Р. 466-471.
55. Marshall E. Brazil Soccer Stadiums: From World Cup Arenas to White Elephants // [Electronic resource] URL: https://theculturetrip.com/south-america/brazil/articles/brazil-soccer-stadiums-from-world-cup-arenas-to-white-elephants/(accessed: 29.05.2018)
56. Moreira В. The drama of Brazilian stadiums: a country without football fans // [Electronic resource] URL: http://especiais.correiobraziliense.com.br/world-attendance-figures-football (accessed: 29.05.2018)
57. Rainisto S. Success Factors of Place Branding: A Study of Place Marketing Practices in Northern Europe and the United States // [Electronic resource] URL: http://lib.tkk.fi/Diss/2003/isbn9512266849/isbn9512266849.pdf (accessed: 25.05.2018)