Введение
Глава 1. Официальная помощь в целях развития для стран Африки
1.1 Определение официальной помощи в целях развития……………………………………9
1.2 Необходимость финансового донорства для стран Африки и цели оказания ОПР…...13
1.3 Акторы мировой политики, участвующие в развитии стран региона……………..…...18
Глава 2. Урегулирование конфликтов в Африке: государственные программы и негосударственные акторы
2.1 Сравнительный анализ влияния государственных программ и негосударственных акторов
2.2 Распространение демократических ценностей мировогo сообщества как вариант пути развития для стран региона
2.3 Потенциал становления гражданского общества в условиях послевоенного восстановления или затяжных военных конфликтов.....………………………………...…..35
Глава 3. Роль международного сообщества в становлении гражданского общества в Африке
3.1 Роль межгосударственного взаимодействия: оказание прямой поддержки становлению демократических обществ
3.2 Изучение работы негосударственных акторов. Взаимодействие зарубежных и местных организаций гражданского общества…
3.3 Реализация Целей развития тысячелетия и стратегии устойчивого развития: деятельность ООН на Африканском континенте…
Глава 4. Оценка международного влияния на развитие стран региона: целесообразность оказания помощи странам Африки.
4.1 Оказание помощи странам Африки в рамках современных теорий международных отношений
4.2 Будущие перспективы: целесообразность оказания международной помощи…….. …71
4.3 Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
Интернет-ресурсы
Приложение
В настоящее время одной из отличительных черт взаимодействия на международной арене является возрастание в мировой экономике роли государств, в недавнем прошлом составлявших колониальную систему империализма, государств, которые на протяжении своей истории гораздо дольше являлись объектами, а не субъектами международных отношений, Появление стран, превратившихся из развивающихся в экономические развитые и способные конкурировать на мировом рынке со странами-лидерами, свидетельствует о создании более благоприятной атмосферы для развития, чем, для примера, 50-60 лет назад. Тем не менее, в ближайшей и даже среднесрочной перспективе, вопрос о положении наименее развитых стран никак не может быть снят с повестки дня. Говоря о процессе глобализации как новой фазе развития международных отношений, невозможно оставить без внимания усиливающуюся взаимозависимость и взаимоуязвимость мирового сообщества, а значит, невозможно игнорировать существование проблем в конкретном регионе земного шара, таком крупном, как Африканский континент.
Большинство государств Африки характеризуются как развивающиеся экономики со средней и слабой скоростью развития. Их современный облик несёт на себе глубокий отпечаток колониального прошлого, полученная в наследство от колониализма аграрно-сырьевая специализация в международном разделении труда и сегодня серьёзно осложняет экономическое развитие. Страны, относящиеся к данной категории, имеют низкие стандарты демократических правительств, рыночной экономики, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан.
В связи с вышеизложенным, вполне целесообразным становится участие мирового сообщества в развитии данного региона, создание многочисленных международных организаций, действия которых направлены на повышение уровня жизни в беднейших государствах современного мира. Много внимания уделяется урегулированию кризисных ситуаций в Африке, которые препятствуют достижению странами региона нормальных темпов экономического роста и устойчивого развития. Актуальность данной работы заключается во все более возрастающей роли взаимодействия между развитыми и развивающимися странами, в усиливающемся влиянии международных правительственных и неправительственных организаций на страны Африки. Данная тема обладает научной актуальностью, так как основные теоретические исследования проводились до наступления ХХI века, первые десятилетия которого уже характеризуются появлением новых угроз и акторов, активных в мировом масштабе. Деятельность данных акторов, её первые результаты и потенциал подлежат дальнейшему изучению, чему и посвящается данная работа.
Объектом исследования являются социальные, политические и экономические проблемы стран Африки и международная составляющая решения данных проблем. Предметом исследования является влияние и роль акторов, оказывающих странам региона содействие в развитии.
Цель данной работы - проанализировать потенциал изменения подхода к оказанию помощи в развитии. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: выявить основные акторы, вовлеченные в процесс предоставления международной помощи, раскрыть наиболее актуальные проблемы наименее развитых стран в экономической и социальной сферах, определить причины неэффективности оказываемой помощи, проанализировать перспективы формирования в странах Африки инициативы для самостоятельного развития. Для полноты исследования необходимо также систематизировать имеющуюся информацию о результатах международной помощи и разработать предложения для оптимизации процесса оказания помощи наименее развитым странам.
Хронологические рамки исследования охватывают первые два десятилетия XXI века, так как именно в этот период шла основная деятельность мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия, и в 2015 году были предоставлены данные о достигнутых результатах. Помимо этого, была сформулирована новая глобальная повестка дня на период до 2030 года. Таким образом, рассматриваемый период является своеобразным рубежом практикуемых подходов оказания помощи в развитии и характеризуется появлением новых акторов и глобальных вызовов.
Изучая данную тему, в первую очередь можно обратиться к резолюциям крупнейшей на сегодняшний день международной организации – ООН, а также к докладам других международных организаций, включающих в свою сферу деятельности оказание помощи в целях развития. Так, основными источниками, использованными в ходе исследования явились доклады Генерального секретаря и Целевой группы ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции Конференций ООН. Не менее важными для проведения анализа явились доклады Всемирного банка, UNDP (ПРООН), Европейской Комиссии, ОЭСР, НЕПАД, официальные документы данных международных организаций и сообщения официальных лиц по итогам переговоров. Кроме того, важным источником явились данные, предоставленные в открытом доступе правительствами государств, например отчеты Министерства иностранных дел Швеции об объемах оказанной помощи, а также данные, предоставленные неправительственными организациями, например, AmnestyInternational.
Анализ оказываемой помощи в развитии является актуальным не только с экономической, но и с политической точки зрения, что и находит отражение в изучаемой научной литературе по данному вопросу. Теоретическую основу работы составили научные труды и монографии таких российских ученых как, А.М. Васильев, и Н.Д.Косухин, в работах которых представлена роль африканских стран в меняющемся мире начала XXI века. Д.М. Бондаренко и А.В.Торкунов анализируют современную систему международных отношений, уделяя значительное внимание причинам и генезису конфликтов в различных регионах, а также последствиям данных конфликтов, особенно в наименее развитых странах. Д.В. Борисов рассматривает роль, которую прямые иностранные инвестиции играют в экономике развивающихся стран. В.Н. Шитов анализирует развитие ситуации в таком регионе, как Тропическая Африка, уделяя внимание противоречиям на пути развития стран региона, внешнеэкономическим связям стран и воздействию на них региональных игроков.
Для того чтобы ознакомиться с наибольшим возможным количеством представленных точек зрения по существующей проблеме, были проанализированы труды зарубежных авторов, представителей как западных стран, так и стран Африки. C. Murphy, W. Rodney, A. Greig, D. Hulme, M. Turner, A.H. Amsden рассматривают изменение положения Африки в системе международных отношений, выделяя как область исследования последствия зависимости континента от более развитых стран. Монография авторов D. Acemoglu и J. Robinson «WhyNationsFail: TheOriginsofPower, Prosperity, andPoverty» рассматривают этот же вопрос, но в рамках неоинституциональной теории международных отношений, что позволяет осветить проблему с другого ракурса. N.Badiey и A.Mazama фокусируются на постконфликтном восстановлении африканских обществ, и, наконец, работы A. Adedeji позволяют ознакомиться с теоретической позицией самих африканских стран.
Ввиду того, что оказание помощи странам Африки остается на повестке дня ещё с 60-х годов XX века, существует объемная теоретическая база, в которой присутствует значительный плюрализм мнений, подходов и концепций относительно роли и влияния оказываемой помощи. Данные фундаментальные исследования позволяют проследить, как менялась стратегия оказания помощи, какие особенности характерны для данного процесса на каждом отдельном этапе. Тем не менее, новые вызовы, возникшие перед мировым сообществом за последние два десятилетия, не всегда оказываются учтены в теоретических моделях предшественников. Так, рост террористической угрозы в начале века, финансовый взлет и последующий глубокий кризис конца первого десятилетия, действия акторов по достижению Целей развития тысячелетия, а также такие новые явления, как, к примеру, значительный рост вынужденной миграции, оказывают влияние на роль наименее развитых стран в мировой политике. Возрастание роли такого актора, как гражданское общество и НПО, также открывает путь для дальнейшей научной работы в сфере изучения данной проблемы.
Научная новизна исследования заключается в изучении роли новых акторов мировой политики и возможностей, которыми обладают данные акторы в наименее развитых странах Африки. Кроме того, работа предполагает альтернативные теоретические интерпретации оказания помощи в развитии, так как рассмотрение ранее не учтенных участников взаимоотношений позволит пересмотреть существующий подход к анализу отношений между странами, находящимися на разном уровне развития.
Изменение подхода к оказанию помощи ввиду учета влияния новых акторов и возможностей, предоставляемых глобализацией, будет способствовать позитивным изменениям в странах Африки. Значение работы социальных акторов в сфере гражданских прав в рамках национального государства признается довольно широко, однако гораздо меньше единодушия наблюдается во мнениях относительно значения гражданского общества для международной политики и для разрешения конфликтов. За последние два десятилетия значительно возросло число агентств, занятых разработкой политики развития, оказанием гуманитарной помощи, защитой окружающей среды и прав человека. То же самое можно сказать и о сфере предупреждения конфликтов, построения мира и восстановления обществ по окончании конфликта. Роль и работа акторов гражданского общества оценивается противоречиво и неоднозначно, среди политиков, практиков и ученых не прекращаются дебаты о возможностях, влиянии и легитимности этих акторов. В данной работе выдвигается предположение, что эффективность международного взаимодействия будет возрастать при использовании потенциала нового актора мировой политики – гражданского общества – при решении наиболее остро стоящих перед африканскими странами проблем.
В ходе данного исследования были использованы следующие методы: анализа литературы, изучение и обобщение зарубежной практики оказания помощи в развитии, теоретический анализ, исторический и системный подходы, позволившие выявить существующие тенденции оказания помощи наименее развитым странам, а также моделирование концепции «Опыт демократических стран для развития Африки».
Исследование состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, интернет-ресурсов и приложения.
Во введении раскрывается актуальность работы, определяется степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе раскрываются основные понятия, используемые в работе, а также определяется круг участвующих в процессе оказания помощи в развитии акторов мировой политики. Вторая глава посвящается анализу влияния государственных программ и негосударственных акторов на африканские общества в условиях послевоенного восстановления или затяжных военных конфликтов. В третьей главе представлена роль международного сообщества в становлении гражданского общества в Африке, особое внимание уделено деятельности ООН на континенте. В четвертой главе производится оценка международного влияния на развитие стран региона и целесообразности оказания помощи странам Африки, рассмотрены будущие перспективы развития стран региона. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Оказание помощи в развитии странам Африки является одним из сложных социально-политических вопросов, привлекающих к себе внимание акторов мировой политики и широкой общественности на протяжении уже более полувека.
Актуальные проблемы наименее развитых стран в экономической и социальной сферах сегодня принимают действительно глобальное измерение. В настоящий момент интерес к данному вопросу обусловлен усиливающейся интеграцией между регионами земного шара и, следовательно, распространением не только положительных тенденций, таких как распространение демократических ценностей и свобод человека, но и негативных: рост социального неравенства и разрыва в уровне доходов между различными категориями населения, отсутствие доступа к полноценному образованию, уязвимость в результате климатических изменений. По многообразию, масштабам и взаимозависимости проблем Африканский регион отчетливо выделяется в развивающемся мире. Поэтому участие различных международных правительственных и неправительственных организаций в экономическом и социальном развитии региона становится неотъемлемым этапом, который проходят страны Африки на пути к полноценному вхождению в ряды стран, активно подключающихся к процессам глобализации.
Изучаемые проблемы стран Африканского континента своим возникновением отчасти обязаны именно глобализации, поскольку каждый отдельный конфликт, каждая война в странах Африки так или иначе связаны с вмешательством более развитых государств. В результате исследования становится понятно, что когда оказываемая поддержка несет в себе меньший политический подтекст, она способна улучшить положение дел в государстве и имеет реальные шансы повысить уровень жизни населения беднейших стран мира. Однако оказание помощи со стороны других государств в первую очередь всегда обусловлено политическими мотивами, и ситуация нередко осложняется разнонаправленностью действий различных акторов мировой политики, что не может способствовать улучшению обстановки. Участники международных отношений, занимающиеся оказанием помощи в развитии, имеют различные историко-политические мотивы своей деятельности, что не может не оказывать влияния как на процесс их деятельности, так и на результат. На сегодняшний день актуально, чтобы африканские страны разработали рациональную экономическую политику, национальное осознание понятия прав человека и стремление к их соблюдению, а также сформулировали наиболее важные проблемы, которые требуют совместных усилий для решения. Однако уровень экономического и политического развития, на котором находятся страны Африки, требует действий как со стороны правительств этих стран, так и со стороны всего мира, потому что с тем «багажом», который имеют наименее развитые страны, они не могут самостоятельно добиться положительных результатов.
В результате исследования были выявлены основные акторы, вовлеченные в процесс предоставления международной помощи: ими оказались как «традиционные игроки» в лице бывших колониальных держав и стран, являющихся основными геополитическими игроками, так и страны, занимающие относительно скромное место в мировой политике и не обладающие геополитическими амбициями на континенте, такие как страны Северной Европы. Кроме того, в ходе работы была раскрыта значимость такого нового актора мировой политики как гражданское общество. Было установлено, что при согласованном взаимодействии государственных и негосударственных акторов помощь в развитии может достигать эффективных результатов, что и было продемонстрировано в работе на примере оказания ОПР Швецией.
В целом, выбор такого региона, как Северная Европа, для изучения его влияния на экономическое и политическое положение стран Африки обуславливается рядом особенностей. «Традиционные» северные страны — Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, в настоящее время являются мировыми лидерами по ряду показателей социального и экономического развития. Особенности североевропейской модели государства всеобщего благосостояния, процессы формирования информационного общества, переход на инновационное и устойчивое развитие, вопросы демократии и гражданского общества, проблемы военно-стратегической безопасности и участие региона в процессах глобализации несомненно привлекают внимание в плане изучения опыта данных стран в построении устойчивых институтов. Кроме того, вопрос участия северных стран в жизни Африканского континента был недостаточно рассмотрен в существующих теоретических исследованиях, тогда как данные страны стабильно наращивают взаимодействие с наименее развитыми странами, оказывая наибольшие объемы помощи в размере, установленном ООН на уровне 0,7% от ВНД. Данное участие позволяет говорить о вхождении северных стран в круг основных «игроков», оказывающих международное влияние на страны Африки.
Таким образом, в результате данного исследования были выявлены основные источники международной помощи и изучено их влияние на положение в наименее развитых странах. Изучение роли новых акторов мировой политики и потенциала, которым они обладают, предоставляет возможности изменения подхода к оказанию помощи, что будет способствовать позитивным изменениям в странах Африки. Роль и работа акторов гражданского общества оценивается противоречиво и неоднозначно, однако ввиду интенсификации международного взаимодействия потенциал нового актора будет только возрастать.
Тенденции развития экономически и политически слабо развитых регионов могут быть определены как положительные, так как взаимодействие государств не является игрой с нулевой суммой, и возможности, предоставляемые в ходе интернационализации мировой экономики, позволяют надеяться на то, что экономический разрыв между странами с разным уровнем развития не превратится в новый источник глобальной опасности. По-прежнему отставая по абсолютным показателям от развитых стран, страны Африки все же будут развиваться, постепенно наращивая потенциал и повышая свое благосостояние.
Тем не менее, в ближайшей перспективе вопрос о положении наименее развитых стран не может быть снят с повестки дня. В рассматриваемый в данной работе период шла активная деятельность мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия, и данные о достигнутых результатах позволяют сделать вывод о значительном улучшении ситуации во многих наименее развитых странах. Помимо этого, была сформулирована новая глобальная повестка дня на период до 2030 года. Тем не менее, самими экспертами, работавшими над анализом процесса достижения ЦРТ, отмечаются недостатки существующего подхода, его чрезмерное внимание к экономическим показателям развития и недостаток внимания другим, зачастую вовсе не учтенным показателям, к примеру, социальным.
Отсталость стран Африки от остального мира не может быть преодолена путем изобретения новых альтернативных концепций, дающих надежду на быстрое развитие, но часто противоречащих как историческому процессу, так и человеческой натуре. Существует значительный, но до настоящего времени не реализованный потенциал изменения подхода к оказанию помощи в развитии. Действия, осуществляемые в данной области государствами и другими международными акторами, пока не приносят ожидаемых результатов, что связано со вполне объяснимыми причинами, такими как завышенные ожидания относительно оказанной помощи, а также отсутствие устойчивых политических и социальных институтов, способных обеспечить долгосрочное развитие в странах Африки. Тем не менее, в ходе исследования было выяснено, что учет деятельности новых акторов на континенте, новые политические, экономические и экологические условия, в которых существует континент сегодня, действительно могут способствовать трансформации подхода к оказанию помощи в развитии.
Существуют вполне определенные перспективы формирования в странах Африки инициативы для самостоятельного развития. В первую очередь, развитие стран Африки – это процесс внутреннего развития континента, отвечающий национальным стремлениям стран, осуществляемый национальными лидерами, следующими приоритетам долгосрочного развития. Этот процесс должен быть ориентирован на граждан и развитие человеческого потенциала континента, что следует из признания того факта, что население является как целью, так и средством развития. Самостоятельное развитие Африки также входит в интересы международного сообщества. Таким образом, развитие человеческого потенциала, социальной и экономической защищенности, обеспечение занятости должны занимать центральное место в программах экономического развития, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Все остальные показатели: экономический рост, фискальная политика, являются не более чем средствами достижения более значимой цели – обеспечения достойного уровня жизни и благосостояния людей. Это означает наличие всеобщего и постоянного доступа к товарам и услугам, удовлетворяющим базовые человеческие потребности, а также наличие у населения возможности участвовать в процессах развития. Данные возможности обеспечиваются усилением роли малого предпринимательства и фермерства, роли женщин в политической и экономической жизни, роли органов местного самоуправления и гражданских групп. Задача правительства, в данной связи, заключается в поддержке внутреннего развития и местных инициатив. Таким образом, преобладающим в научных кругах мнением по поводу оказания помощи в целях развития является идея необходимости сохранения единства африканских государств для защиты национального суверенитета и обеспечения условий для самостоятельного развития.
1. Доклад Всемирного банка и консорциума «Партнерство в области статистики в целях развития в XXI веке» (ПАРИЖ-21) о развитии статистики // Distr.: General, 2014, URL: http://unstats.un.org/unsd/statcom/doc15/2015-35-PARIS21-WB-R.pdf (дата обращения 21.12.2016).
2. Новое партнерство в интересах развития Африки: одиннадцатый сводный доклад о прогрессе в осуществлении и международной поддержке // Доклад Генерального секретаря ООН от 30.07.2013, URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/413/27/PDF/N1341327.pdf?OpenElement (дата обращения 29.01.2017).
3. Подведение итогов в области глобального партнерства в целях развития // Доклад Целевой группы ООН по оценке прогресса в достижении ЦРТ, 2015, URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/summary2015.pdf (дата обращения 24.02.2017).
4. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Резолюция ГА ООН от 25 сентября 2015 г. / A/RES/70/1, URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения 24.02.2017).
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 июля 2013 года // A/RES/67/293, URL: http://www.un.org/ru/ga/67/docs/67res3.shtml(дата обращения 29.01.2017).
6. Резолюция Четвертой Конференции ООН по наименее развитым странам, Стамбул, Турция, 9–13 мая 2011 года // A/CONF.219/INF/1, Distr.: General, 2011, URL http://www.un.org/ru/conf/ldc/infonote.pdf (дата обращения 15.12.2016).
7. Рекомендация КСР об официальной помощи на цели развития наименее развитым странам без обязательств о целевом расходовании средств от 25 апреля 2001 № DCD/DAC(2001)12 (с изменениями от 15 марта 2006 г. и 25 июля 2008 г.) // URL: http://www.rcicd.org/news/unmdgs2008/(дата обращения 15.12.2016).
8. Цели Развития Тысячелетия: доклад за 2015 год // URL:http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf (дата обращения 06.03.2017).
9. 2015 Human Development Report: Work for Human Development // UNDP, URL: http://hdr.undp.org/en/2015-report (датаобращения 20.02.2017).
10. 2016 Global Peace Index Report. Vision of Humanity. // URL: http://economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2016/06/GPI-2016-Report_2.pdf(датаобращения 19.02.2017).
11. Accelerating progress towards attaining the Millennium Development Goals - Financing for Development and Aid Effectiveness // European Commission, 2005, URL: http://eurlex.europa.eu/ (дата обращения 19.02.2017).
12. Adjustment in Africa, reforms, results, and the road ahead // A World Bank policy research report. Washington DC, URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/497781468009320518/Adjustment-in-Africa-reforms-results-and-the-road-ahead(датаобращения 29.01.2017).
13. Africa Progress Report 2015 // The Africa Progress Panel (APP), URL: http://www.africaprogresspanel.org/wp-content/uploads/2015/06/APP_REPORT_2015_FINAL_low1.pdf (дата обращения 19.02.2017).
14. African Economic Outlook 2016 // URL: http://www.africaneconomicoutlook.org/fileadmin/uploads/aeo/2016/PDF_Chapters/Overview_AEO2016_EN-web.pdf (дата обращения 19.02.2017).
15. AmnestyInternational, Доклад 2014/2015 «Права человека в современном мире» // URL: https://www.amnesty.org/download/.../POL1000012015RUSSIAN.PDF(дата обращения 19.02.2017).
16. Conflict and Fragility: Preventing Violence, War and State Collapse. The Future of Conflict Early Warning and Response // OECD, 2009. URL: https://www.oecd.org/dac/conflict-fragility-resilience/docs/preventing%20violence%20war%20and%20state%20collapse.pdf (дата обращения 17.02.2017).
17. Communiqué G20 Leaders Summit – Cannes, 2011 // OECD, 2011. URL: https://www.oecd.org/g20/summits/cannes/Cannes%20Leaders%20Communiqu%C3%A9%204%20%20November%202011.pdf (дата обращения 15.03.2017).
18. Council conclusions on an Operational Framework on Aid Effectiveness. (2974th External Relations Council meeting) // Council of the European Union, Brussels: Consilium Press, 2009, URL: http://capacity4dev.ec.europa.eu (дата обращения 29.01.2017).
19. Country Profiles 2016 // Economic Commission for Africa (ECA), URL: http://www.uneca.org/publications/country-profiles-2016(датаобращения 21.03.2017).
20. DAC Recommendation on Untying ODA to the Least Developed Countries and Heavily Indebted Poor Countries // OECD, 2008. URL: https://www.oecd.org/dac/41707972.pdf (дата обращения 30.03.2017).
21. Development Assistance Committee: Development aid rose in 2009 and most donors will meet 2010 aid targets // OECD, 2010, URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения 29.01.2017).
22. Enabling Development: OECD Statement to the Follow-up of the UN Millennium Declaration and Monterrey Consensus // OECD, 2005. URL: http://www.olis.oecd.org/olis/2005doc.nsf/linkto/c-min(2005)2 (дата обращения 13.02.2017).
23. Eradicating poverty through sustainable development // European Commission, 2009, URL: http://ec.europa.eu/world/ (дата обращения 19.02.2017).
24. How Africa turned AIDS around // UNAIDS Special report, 2013. URL: http://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/20130521_Update_Africa_1.pdf (дата обращения 09.03.2017).
25. NEPAD Agency - 2016 Annual Report. Accelerating the implementation of Africa’s Agenda 2063 // New Partnership for Africa’s Development. URL: http://www.nepad.org/resource/nepad-agency-2016-annual-report (дата обращения 20.02.2017).
26. New approach for Swedish development cooperation // Ministry for Foreign Affairs, 2008, URL: http://www.sweden.gov.se (дата обращения 29.01.2017).
27. OECD: Economic Survey of South Africa 2016 // URL: http://www.oecd.org/eco/surveys/economic-survey-south-africa.htm (дата обращения 29.01.2017).
28. OECD DAC’s glossary: Official Development Assistance, 2010, URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения 07.03.2017).
29. OECD Query Wizard for International Development Statistics [QWIDS]. URL: www.oecd.org/ (дата обращения 07.03.2017).
30. Swedish Ministry of Finance (2001 to 2009). Budget Statements. Stockholm: Swedish Government Offices. URL: http://www.sweden.gov.se (дата обращения 02.03.2017).
31. The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World // Human Development Report, UNDP 2013, URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_EN_complete.pdf(датаобращения 29.01.2017).
32. Trade, Tax & Transparency: The 2013 UK G8 Presidency Report // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/271676/G8_report_WEB_FINAL.PDF(датаобращения 29.01.2017).
33. World Development Report 2017: Governance and the Law // World Bank Group, 2017. Washington, DC: World Bank. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/25880 (дата обращения 20.02.2017).
34. World Development Report 2015: Mind, Society, and Behavior // World Bank Group, 2015. Washington, DC: World Bank. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/20597 (дата обращения 20.02.2017).
35. UNAIDS: TICAD V, Yokohama Declaration 2013: Hand in Hand with a More Dynamic Africa // URL: http://www.mofa.go.jp/region/page3e_000053.html(датаобращения 21.12.2016).
36. USAID 2013 CSO Sustainability Index for Sub-Saharan Africa // URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1866/2013_Africa_CSOSI.pdf(датаобращения 21.12.2016).
Список литературы
1. Боймасс, Б. Глобализация мира и актуальные проблемы стран Африки, их отражение в современных средствах массовой информации / Б.Боймасс. - Ростов-на-Дону, 2009. – 109 c.
2. Бондаренко, Д.М. Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). / Д.М. Бондаренко. - М.: Институт Африки РАН, 2013. – 459 c.
3. Борисов, Д.В. Прямые иностранные инвестиции в экономику развивающихся стран Азии и Африки: анализ современных тенденций и факторов / Д.В. Борисов. - М.: Гуманитарий: Акад. гуманитар. исслед., 2015. – 164 c.
4. Васильев, А.М. Африка и вызовы XXI века. / А.М. Васильев. - М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН. - 2012. - 374 с.
5. Гусаров, В.И. Гражданское общество в Африке: очередная утопия или определенное будущее? / В.И. Гусаров // Восток. - 2008. № 4. - С.163-168.
6. Дегтерев, Д.А., Содействие международному развитию: эволюция международно-правовых режимов / Д.А. Дегтерев // Вестник федерального бюджетного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации". - 2013. № 4. – C.17-28.
7. Заостровцев, А. Модернизация и институты: подходы к количественному измерению / А. Заостровцев. - СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2009. URL: http://www.eu.spb.ru/images/M_center/zaostrovtsev_modern_inst.pdf (дата обращения 14.01.2017).
8. Ковальчук, А.П. Как мир помогает Африке преодолеть кризис и наращивать темпы экономического развития / А.П. Ковальчук // Азия и Африка сегодня. – 2013. № 5. – C.3-14.
9. Косухин, Н. Д. Африка: поиски обновления. Динамика политических изменений в конце XX - нач. XXI вв. / Н.Д. Косухин. - М.: Институт Африки РАН, 2007. - 237 с.
10. Косухин, Н.Д. Гражданское общество в Африке: миф или реальность / Н.Д. Косухин // Мир и политика. - 2009. № 10. - С.214-234.
11. Косухин, Н.Д. Особенности африканских политических партий и партийных систем / Н.Д. Косухин // Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран. - М.: РАПН; РОССПЭН, 2008. - С.241-253.
12. Косухин, Н.Д. Политология развития африканских стран / Н.Д. Косухин. - М.: Российский университет дружбы народов, 2009. - 394 с.
13. Мaцeнкo, И.Б. Aфpикa: peaлизaция «цeлeйpaзвитиятыcячeлeтия» / И.Б.Мaцeнкo // Aзия и Aфpикaceгoдня. – 2012. № 3. - С.26-29.
14. Петерсон, С. Переосмысливая цели развития тысячелетия для Африки / С. Петерсон // Вестник международных организаций. – 2012. № 2. – C. 67-81.
15. Потемкин, Ю.В. Гражданское общество в странах Африки: проблемы становления / Ю.В. Потемкин // Восток. - 2009. № 5. - С.75-87.
16. Пути модернизации: траектории, развилки и тупики: Сборник статей / под ред. В. Гельмана и О. Маргания. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. - 408 с.
17. Скородумова, Т.В. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Общечеловеческое и национальное в философии. / Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); II международная научно-практическая конференция КРСУ. Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой, Бишкек, 2004. - C.183-187.
18. Торкунов А., Наринский М. История международных отношений. Том 3: Ялтинско-Подсдамская система// А. Торкунов, М. Наринский. - В трех томах, М.: Аспект-пресс, 2012. - 553 c.
19. Урнов, А.Ю. Африка и реформа ООН / А.Ю. Урнов // Азия и Африка сегодня. – 2011. № 2. - С.16-18.
20. Цыганков, П.А. Теория международных отношений // П.А. Цыганков. - М.: 2003. – 590 с.
21. Шитов, В.Н. Африка южнее Сахары. Тенденции и противоречия развития / В.Н. Шитов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МГИМО-Университет, 2014. - 94 с.
22. Шитов, В.Н. Развивающиеся страны Тропической Африки: экономика и внешнеэкономические связи / В.Н. Шитов. – М.: Агентство "Коммерческий Вестник", 2000. – 116 с.
23. Acemoglu, D., Robinson J. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty / D.Acemoglu, J.Robinson. - Crown Publishing Group, 2012. – 546 p.
24. Adedeji, A. Africa within the World: Beyond Dispossession and Dependence / A. Adedeji – UK: Zed Books Ltd., 1993. - 223 p.
25. Alden, C., le Pere, G. South Africa's Post-Apartheid Foreign Policy: From Reconciliation to Ambiguity? / C.Alden, G.le Pere // Review of African Political Economy. – 2014. Vol. 31. № 100. - P. 283-297.
26. Alfaro, L., Chanda, A., Kalemli-Ozcan, S., Sayek, S. Does foreign direct investment promote growth? Exploring the role of financial markets on linkages / L.Alfaro, A.Chanda, S.Kalemli-Ozcan, S.Sayek // Journal of Development Economics. - 2010. № 91(2). - P.242-256.
27. Amsden, A.H. The Rise of the Rest: Challenges to the West from Late Industrializing Countries / A.H. Amsden. - New York: Oxford University Press, 2013. – 121 p.
28. Baccaro, L. Civil society meets the state: towards associational democracy? / L.Baccaro // Socio-Economic Review. – 2016. Vol. 14. - P.185-208.
29. Badiey, N. The state of post-conflict reconstruction: Land, urban development and state-building in Juba, Southern Sudan / N.Badiey - Boydell and Brewer, 2014. – 224 p.
30. Boesenecker, A.P., Vinjamuri, L. Lost in Translation? Civil Society, Faith-Based Organizations and the Negotiation of International Norms / A.P.Boesenecker, L.Vinjamuri // International Journal of Transitional Justice. – 2011. Vol. 5. Issue 3. - P.345-365.
31. Borensztein, E., De Gregorio, J., Lee, J. How Does Foreign Direct Investment Affect Economic Growth? / E.Borensztein, J.De Gregorio, J.Lee // Journal of International Economics. – 1998. № 45(1). - P.115-135.
32. Dahl, R. Size and Democracy // R. Dahl, E.R. Tufte, - Stanford University Press, 1973. – 148 p.
33. De Groot, O. The Spillover Effects of Conflict on Economic Growth in Neighbouring Countries in Africa. / O.De Groot // Defence and Peace Economics. – 2010. № 21(2). - P.149-164.
34. Devarajan, S., Khemani, S., Walton, M. Can Civil Society Overcome Government Failure in Africa? / S.Devarajan, S.Khemani, M.Walton // World Bank Research Observer. – 2014. Vol. 29. Issue 1. - P.20-47.
35. Easterly, W., Pfutze, T. Where does the money go? Best and worst practices in foreign aid / W. Easterly, T. Pfutze // Journal of Economic Perspectives. – 2008. № 22(2). – P. 29-52.
36. Elbadawi, E., Sambanis, N. Why are there so many civil wars in Africa? Understanding and preventing violent conflict / E.Elbadawi, N.Sambanis // Journal of African Economies. – 2000. Vol. 9. Issue 3. - P.244-269.
37. Gettleman, J. Africa’s endless wars: why the continent’s wars never end / J. Gettleman // Foreign Policy. – 2010. № 178. – P. 73-75.
38. Girdner, E.J., Siddiqui, K. Neoliberal Globalization, Poverty Creation & Environmental Degradation in Developing Countries / E.J. Girdner, K. Siddiqui // International Journal of Environment & Development. – 2008. № 5(1). – P. 32-47.
39. Greig, A., Hulme D., Turner, M. Challenging Global Inequality: Development Theory and Practice in the 21st Century / A.Greig, D.Hulme, M.Turner. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. – 344 p.
40. Keohane, R.O. After Hegemony. Cooperation and Discord in the World Political economy / R.O. Keohane. - Princeton: Princeton University Press, 1984. – 320 p.
41. Lauer, K. NGO MFI Transformations: Ownership Issues. / K.Lauer. // URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/9505 (дата обращения: 18.02.2017).
42. Mazama, A. Africa in the 21st Century: toward a new future / A. Mazama – L: New York, 2007. – 300 p.
43. Moene, K. Scandinavian Equality: A Prime Example of Protection Without Protectionism / K. Moene // The Quest for Security: Protection Without Protectionism and the Challenge of Global Governance / ed. J.E. Stiglitz, M. Kaldor. - Columbia University Press, New York, 2013. – 356 p.
44. Møller, B. Religion and conflict in Africa: with special focus on East Africa / B. Møller. -Danish Institute for International Studies. Copenhagen: DIIS, 2006. URL: http://www.diis.dk/graphics/Publications/Reports2006/RP_06_6_bmo_religion%20and%20conflict.pdf (дата обращения 27.11.2016).
45. Mungai, C., Nyasimi, M., Kossam, F. More action, less talk: African negotiators call for investments in agricultural transformation / C.Mungai, M.Nyasimi, F.Kossam. - CCAFS, Ministry of Natural Resources, Energy and Mining, Malawi, 2016. URL: https://ccafs.cgiar.org/blog/more-action-less-talk-african-negotiators-call-investments-agricultural-transformation#.WKrZY_l97IU (дата обращения 20.02.2017).
46. Murphy, C. Africa's Challenge to International Relations Theory / C. Murphy // Basingstone: Palgrave, 2011. – 242 p.
47. Nel, P. Redistribution and Recognition: What Emerging Regional Powers Want / P.Nel // Review of International Studies. – 2010. Vol. 36. Issue 4. - P.951-974.
48. Omotola, S., Saliu, H. Foreign aid, debt relief and Africa’s development: problems and prospects / S.Omotola, H.Saliu // South African Journal of International Affairs. – 2009. Vol. 16. № 1. – P.87-102.
49. Omoweh, D. A. The New Partnership for Africa’s Development NEPAD: Another False Start? / D.A. Omoweh // The Nigerian Social Scientist. – 2013. Vol. 6. № 1. – P. 112-141.
50. Rockström, J. Planetary boundaries: exploring the safe operating space for humanity / J.Rockström // Ecology and Society. – 2009. № 14(2). - P.32-47. (32)
51. Rodney, W. How Europe Underdeveloped Africa. Capetown, Dakar, Nairobi / W. Rodney // Oxford: Faham/Pambazuka Press, 2012. – 340 p.
52. Ross, R.J.S., Chan, A. From North-South to South-South / R.J.S. Ross, A.Chan // Foreign Affairs. – 2012. Vol. 81. № 5. - P.8-13.
53. Rostow, W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto / W. Rostow. - Cambridge University Press, 1990. – 272 p.
54. Saul, J.S. The Next Liberation Struggle: Capitalism, socialism and democracy in Southern Africa / J.S.Saul // African Affairs. – 2007. Vol.106. Issue 423. - P.342-344.
55. Seers, D. The Meaning of Development / D. Seers // UK: Institute of Development Studies, 1967. – 28 p.
56. Shleifer, A. Peter Bauer and the Failure of Foreign Aid / A.Shleifer // Cato Journal. – 2009. Vol. 29. № 3. - P.379-390. URL: http://www.cato.org/pubs/journal/cj29n3/cj29n3-1.pdf (дата обращения 27.11.2016).
57. Siddiqui, K. Developing Countries’ Experience with Neoliberalism and Globalisation / K. Siddiqui // Macrothink Institute. – 2012. Vol. 4. № 4. URL: http://dx.doi.org/10.5296/rae.v4i4.2878 (дата обращения 23.11.2016).
58. Tarp, F. Aid and development / F.Tarp // Swedish Economic Policy Review. – 2006. Vol. 13. - P.9-61. URL: http://www.ony.unu.edu/Aid%20and%20Development.pdf (дата обращения 27.11.2016).
59. Taylor, I., Williams, P. Africa in International Politics. External involvement on the continent / I.Taylor, P.Williams. - I.L., 2014. – 240 p.
60. Voors, M., Nillesen, E. Violent conflict and behavior: a field experiment in Burundi / M.Voors, E.Nillesen // The American Economic Review. – 2012. Vol. 102. № 2. - P.941-964.
61. Waltz, K. Theory of International Politics // K. Waltz. - Waveland Press, 2010. – 251 p.
62. Wezeman, S., Wezeman, P. Trends in International Arms Transfers / S.Wezeman, P.Wezeman // Stockholm International Peace Institute Fact Sheet. – 2013. URL: http://books.sipri.org/product_info?c_product_id=475 (дата обращения 18.02.2017).
63. Yogo, U., Mallaye, D. Remittances, Foreign Direct Investment and Aid in Fragile States: Are They Complements or Substitutes? / U.Yogo, D.Mallaye. - 2011. URL: http:// ssrn.com/abstract=1795253 (дата обращения 18.02.2017).
Интернет-ресурсы:
1. Группа ООН по гражданскому обществу // URL: http://www.un.org/ru/sections/resources/civil-society/index.html(дата обращения 27.11.2016).
2. Поощрение международной поддержки в интересах мира и развития Африки // Канцелярия Специального советника ООН по Африке, URL: http://www.un.org/ru/africa/osaa/index.html (дата обращения 27.11.2016).
3. Пространство для деятельности гражданского общества и система прав человека ООН // Практическое руководство УВКПЧ ООН для гражданского общества, URL: http://www.ohchr.org/Documents/AboutUs/CivilSociety/CS_space_UNHRSystem_Guide_ru.pdf(дата обращения 19.02.2017).
4. EUROSTAT: Africa-EU - key statistical indicators // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Africa-EU_-_key_statistical_indicators#Population (дата обращения 21.12.2016).
5. SIPRI Arms Transfers Database – Methodology // Stockholm International Peace Institute, 2014, URL: http://www.sipri.org/databases/ armstransfers/background/background_default#TIV-tables (дата обращения 19.02.2017).
6. UN Nonprofit Handbook Project for Civil Society Studies (UNHB) // URL: http://ccss.jhu.edu/research-projects/un-nonprofit-handbook/(датаобращения 19.02.2017).
7. UN Office of the high representative for the least developed countries, landlocked developing countries and small island developing states // URL: http://unohrlls.org/(датаобращения 27.11.2016).
8. World Economic Outlook // International Monetary Fund, URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2009/02/weodata/groups.htm#oem(датаобращения 21.12.2016).
Приложение
Список официальных сайтов организаций по сотрудничеству и содействию в развитии стран Африканского континента:
Научно-исследовательский центр содействия международному развитию, Россия, URL: http://www.rcicd.org/oda/
Россотрудничество, URL: http://rs.gov.ru/
African Development Bank Group, URL: http://www.afdb.org/en/
Austrian Development Agency, URL: http://www.entwicklung.at/
Belgian Development Cooperation, URL: http://diplomatie.belgium.be/fr/politique/cooperation_au_developpement/
Centre for the Promotion of Imports from developing countries, Netherlands, URL: http://www.cbi.eu/
Department on Development of the European Commission, URL: http://europa.eu/pol/dev/index_en.htm
Institute of Development Studies, the UK, URL: http://www.ids.ac.uk/
InterAction, the USA, URL: http://www.interaction.org/
Irish Aid Department of Foreign Affairs, URL: http://www.irishaid.gov.ie/
Ministry for Foreign Affairs of Finland, URL: http://formin.finland.fi/public/default.aspx?culture=en-US&contentlan=2
Ministry for Foreign Affairs of France, URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/
Ministry of Foreign Affairs of Denmark, URL: http://um.dk/en/
Ministry of Foreign Affairs of Luxembourg, URL: http://cooperation.mae.lu/fr
Ministry of Foreign Affairs of Netherlands, URL: http://www.government.nl/issues/development-cooperation
ONE, URL: http://www.one.org/international/
Oxfam, URL: http://www.oxfam.ru/
Spanish Agency for International Development (AECID), URL: http://www.aecid.es/EN
Swiss Agency for Development and Cooperation, URL: http://www.deza.admin.ch/
The Department for International Development, the UK, URL: https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-international-development
The Federal Ministry for Economic Cooperation and Development, Germany, URL: http://www.bmz.de/de/index.html
The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD), URL: http://www.oecd.org/
UNDP, URL: http://www.undp.org/content/undp/en/home.html
United Nations Economic Commission for Africa, URL: http://www.uneca.org/