ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ СТРАН АФРИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение
Глава 1. Официальная помощь в целях развития для стран Африки
1.1 Определение официальной помощи в целях развития……………………………………9
1.2 Необходимость финансового донорства для стран Африки и цели оказания ОПР…...13
1.3 Акторы мировой политики, участвующие в развитии стран региона……………..…...18
Глава 2. Урегулирование конфликтов в Африке: государственные программы и негосударственные акторы
2.1 Сравнительный анализ влияния государственных программ и негосударственных акторов
2.2 Распространение демократических ценностей мировогo сообщества как вариант пути развития для стран региона
2.3 Потенциал становления гражданского общества в условиях послевоенного восстановления или затяжных военных конфликтов.....………………………………...…..35
Глава 3. Роль международного сообщества в становлении гражданского общества в Африке
3.1 Роль межгосударственного взаимодействия: оказание прямой поддержки становлению демократических обществ
3.2 Изучение работы негосударственных акторов. Взаимодействие зарубежных и местных организаций гражданского общества…
3.3 Реализация Целей развития тысячелетия и стратегии устойчивого развития: деятельность ООН на Африканском континенте…
Глава 4. Оценка международного влияния на развитие стран региона: целесообразность оказания помощи странам Африки.
4.1 Оказание помощи странам Африки в рамках современных теорий международных отношений
4.2 Будущие перспективы: целесообразность оказания международной помощи…….. …71
4.3 Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
Интернет-ресурсы
Приложение
Глава 1. Официальная помощь в целях развития для стран Африки
1.1 Определение официальной помощи в целях развития……………………………………9
1.2 Необходимость финансового донорства для стран Африки и цели оказания ОПР…...13
1.3 Акторы мировой политики, участвующие в развитии стран региона……………..…...18
Глава 2. Урегулирование конфликтов в Африке: государственные программы и негосударственные акторы
2.1 Сравнительный анализ влияния государственных программ и негосударственных акторов
2.2 Распространение демократических ценностей мировогo сообщества как вариант пути развития для стран региона
2.3 Потенциал становления гражданского общества в условиях послевоенного восстановления или затяжных военных конфликтов.....………………………………...…..35
Глава 3. Роль международного сообщества в становлении гражданского общества в Африке
3.1 Роль межгосударственного взаимодействия: оказание прямой поддержки становлению демократических обществ
3.2 Изучение работы негосударственных акторов. Взаимодействие зарубежных и местных организаций гражданского общества…
3.3 Реализация Целей развития тысячелетия и стратегии устойчивого развития: деятельность ООН на Африканском континенте…
Глава 4. Оценка международного влияния на развитие стран региона: целесообразность оказания помощи странам Африки.
4.1 Оказание помощи странам Африки в рамках современных теорий международных отношений
4.2 Будущие перспективы: целесообразность оказания международной помощи…….. …71
4.3 Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
Интернет-ресурсы
Приложение
В настоящее время одной из отличительных черт взаимодействия на международной арене является возрастание в мировой экономике роли государств, в недавнем прошлом составлявших колониальную систему империализма, государств, которые на протяжении своей истории гораздо дольше являлись объектами, а не субъектами международных отношений, Появление стран, превратившихся из развивающихся в экономические развитые и способные конкурировать на мировом рынке со странами-лидерами, свидетельствует о создании более благоприятной атмосферы для развития, чем, для примера, 50-60 лет назад. Тем не менее, в ближайшей и даже среднесрочной перспективе, вопрос о положении наименее развитых стран никак не может быть снят с повестки дня. Говоря о процессе глобализации как новой фазе развития международных отношений, невозможно оставить без внимания усиливающуюся взаимозависимость и взаимоуязвимость мирового сообщества, а значит, невозможно игнорировать существование проблем в конкретном регионе земного шара, таком крупном, как Африканский континент.
Большинство государств Африки характеризуются как развивающиеся экономики со средней и слабой скоростью развития. Их современный облик несёт на себе глубокий отпечаток колониального прошлого, полученная в наследство от колониализма аграрно-сырьевая специализация в международном разделении труда и сегодня серьёзно осложняет экономическое развитие. Страны, относящиеся к данной категории, имеют низкие стандарты демократических правительств, рыночной экономики, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан.
В связи с вышеизложенным, вполне целесообразным становится участие мирового сообщества в развитии данного региона, создание многочисленных международных организаций, действия которых направлены на повышение уровня жизни в беднейших государствах современного мира. Много внимания уделяется урегулированию кризисных ситуаций в Африке, которые препятствуют достижению странами региона нормальных темпов экономического роста и устойчивого развития. Актуальность данной работы заключается во все более возрастающей роли взаимодействия между развитыми и развивающимися странами, в усиливающемся влиянии международных правительственных и неправительственных организаций на страны Африки. Данная тема обладает научной актуальностью, так как основные теоретические исследования проводились до наступления ХХI века, первые десятилетия которого уже характеризуются появлением новых угроз и акторов, активных в мировом масштабе. Деятельность данных акторов, её первые результаты и потенциал подлежат дальнейшему изучению, чему и посвящается данная работа.
Объектом исследования являются социальные, политические и экономические проблемы стран Африки и международная составляющая решения данных проблем. Предметом исследования является влияние и роль акторов, оказывающих странам региона содействие в развитии.
Цель данной работы - проанализировать потенциал изменения подхода к оказанию помощи в развитии. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: выявить основные акторы, вовлеченные в процесс предоставления международной помощи, раскрыть наиболее актуальные проблемы наименее развитых стран в экономической и социальной сферах, определить причины неэффективности оказываемой помощи, проанализировать перспективы формирования в странах Африки инициативы для самостоятельного развития. Для полноты исследования необходимо также систематизировать имеющуюся информацию о результатах международной помощи и разработать предложения для оптимизации процесса оказания помощи наименее развитым странам.
Хронологические рамки исследования охватывают первые два десятилетия XXI века, так как именно в этот период шла основная деятельность мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия, и в 2015 году были предоставлены данные о достигнутых результатах. Помимо этого, была сформулирована новая глобальная повестка дня на период до 2030 года. Таким образом, рассматриваемый период является своеобразным рубежом практикуемых подходов оказания помощи в развитии и характеризуется появлением новых акторов и глобальных вызовов.
Изучая данную тему, в первую очередь можно обратиться к резолюциям крупнейшей на сегодняшний день международной организации – ООН, а также к докладам других международных организаций, включающих в свою сферу деятельности оказание помощи в целях развития. Так, основными источниками, использованными в ходе исследования явились доклады Генерального секретаря и Целевой группы ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции Конференций ООН. Не менее важными для проведения анализа явились доклады Всемирного банка, UNDP (ПРООН), Европейской Комиссии, ОЭСР, НЕПАД, официальные документы данных международных организаций и сообщения официальных лиц по итогам переговоров. Кроме того, важным источником явились данные, предоставленные в открытом доступе правительствами государств, например отчеты Министерства иностранных дел Швеции об объемах оказанной помощи, а также данные, предоставленные неправительственными организациями, например, AmnestyInternational.
Анализ оказываемой помощи в развитии является актуальным не только с экономической, но и с политической точки зрения, что и находит отражение в изучаемой научной литературе по данному вопросу. Теоретическую основу работы составили научные труды и монографии таких российских ученых как, А.М. Васильев, и Н.Д.Косухин, в работах которых представлена роль африканских стран в меняющемся мире начала XXI века. Д.М. Бондаренко и А.В.Торкунов анализируют современную систему международных отношений, уделяя значительное внимание причинам и генезису конфликтов в различных регионах, а также последствиям данных конфликтов, особенно в наименее развитых странах. Д.В. Борисов рассматривает роль, которую прямые иностранные инвестиции играют в экономике развивающихся стран. В.Н. Шитов анализирует развитие ситуации в таком регионе, как Тропическая Африка, уделяя внимание противоречиям на пути развития стран региона, внешнеэкономическим связям стран и воздействию на них региональных игроков.
Для того чтобы ознакомиться с наибольшим возможным количеством представленных точек зрения по существующей проблеме, были проанализированы труды зарубежных авторов, представителей как западных стран, так и стран Африки. C. Murphy, W. Rodney, A. Greig, D. Hulme, M. Turner, A.H. Amsden рассматривают изменение положения Африки в системе международных отношений, выделяя как область исследования последствия зависимости континента от более развитых стран. Монография авторов D. Acemoglu и J. Robinson «WhyNationsFail: TheOriginsofPower, Prosperity, andPoverty» рассматривают этот же вопрос, но в рамках неоинституциональной теории международных отношений, что позволяет осветить проблему с другого ракурса. N.Badiey и A.Mazama фокусируются на постконфликтном восстановлении африканских обществ, и, наконец, работы A. Adedeji позволяют ознакомиться с теоретической позицией самих африканских стран.
Ввиду того, что оказание помощи странам Африки остается на повестке дня ещё с 60-х годов XX века, существует объемная теоретическая база, в которой присутствует значительный плюрализм мнений, подходов и концепций относительно роли и влияния оказываемой помощи. Данные фундаментальные исследования позволяют проследить, как менялась стратегия оказания помощи, какие особенности характерны для данного процесса на каждом отдельном этапе. Тем не менее, новые вызовы, возникшие перед мировым сообществом за последние два десятилетия, не всегда оказываются учтены в теоретических моделях предшественников. Так, рост террористической угрозы в начале века, финансовый взлет и последующий глубокий кризис конца первого десятилетия, действия акторов по достижению Целей развития тысячелетия, а также такие новые явления, как, к примеру, значительный рост вынужденной миграции, оказывают влияние на роль наименее развитых стран в мировой политике. Возрастание роли такого актора, как гражданское общество и НПО, также открывает путь для дальнейшей научной работы в сфере изучения данной проблемы.
Научная новизна исследования заключается в изучении роли новых акторов мировой политики и возможностей, которыми обладают данные акторы в наименее развитых странах Африки. Кроме того, работа предполагает альтернативные теоретические интерпретации оказания помощи в развитии, так как рассмотрение ранее не учтенных участников взаимоотношений позволит пересмотреть существующий подход к анализу отношений между странами, находящимися на разном уровне развития.
Изменение подхода к оказанию помощи ввиду учета влияния новых акторов и возможностей, предоставляемых глобализацией, будет способствовать позитивным изменениям в странах Африки. Значение работы социальных акторов в сфере гражданских прав в рамках национального государства признается довольно широко, однако гораздо меньше единодушия наблюдается во мнениях относительно значения гражданского общества для международной политики и для разрешения конфликтов. За последние два десятилетия значительно возросло число агентств, занятых разработкой политики развития, оказанием гуманитарной помощи, защитой окружающей среды и прав человека. То же самое можно сказать и о сфере предупреждения конфликтов, построения мира и восстановления обществ по окончании конфликта. Роль и работа акторов гражданского общества оценивается противоречиво и неоднозначно, среди политиков, практиков и ученых не прекращаются дебаты о возможностях, влиянии и легитимности этих акторов. В данной работе выдвигается предположение, что эффективность международного взаимодействия будет возрастать при использовании потенциала нового актора мировой политики – гражданского общества – при решении наиболее остро стоящих перед африканскими странами проблем.
В ходе данного исследования были использованы следующие методы: анализа литературы, изучение и обобщение зарубежной практики оказания помощи в развитии, теоретический анализ, исторический и системный подходы, позволившие выявить существующие тенденции оказания помощи наименее развитым странам, а также моделирование концепции «Опыт демократических стран для развития Африки».
Исследование состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, интернет-ресурсов и приложения.
Во введении раскрывается актуальность работы, определяется степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе раскрываются основные понятия, используемые в работе, а также определяется круг участвующих в процессе оказания помощи в развитии акторов мировой политики. Вторая глава посвящается анализу влияния государственных программ и негосударственных акторов на африканские общества в условиях послевоенного восстановления или затяжных военных конфликтов. В третьей главе представлена роль международного сообщества в становлении гражданского общества в Африке, особое внимание уделено деятельности ООН на континенте. В четвертой главе производится оценка международного влияния на развитие стран региона и целесообразности оказания помощи странам Африки, рассмотрены будущие перспективы развития стран региона. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Большинство государств Африки характеризуются как развивающиеся экономики со средней и слабой скоростью развития. Их современный облик несёт на себе глубокий отпечаток колониального прошлого, полученная в наследство от колониализма аграрно-сырьевая специализация в международном разделении труда и сегодня серьёзно осложняет экономическое развитие. Страны, относящиеся к данной категории, имеют низкие стандарты демократических правительств, рыночной экономики, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан.
В связи с вышеизложенным, вполне целесообразным становится участие мирового сообщества в развитии данного региона, создание многочисленных международных организаций, действия которых направлены на повышение уровня жизни в беднейших государствах современного мира. Много внимания уделяется урегулированию кризисных ситуаций в Африке, которые препятствуют достижению странами региона нормальных темпов экономического роста и устойчивого развития. Актуальность данной работы заключается во все более возрастающей роли взаимодействия между развитыми и развивающимися странами, в усиливающемся влиянии международных правительственных и неправительственных организаций на страны Африки. Данная тема обладает научной актуальностью, так как основные теоретические исследования проводились до наступления ХХI века, первые десятилетия которого уже характеризуются появлением новых угроз и акторов, активных в мировом масштабе. Деятельность данных акторов, её первые результаты и потенциал подлежат дальнейшему изучению, чему и посвящается данная работа.
Объектом исследования являются социальные, политические и экономические проблемы стран Африки и международная составляющая решения данных проблем. Предметом исследования является влияние и роль акторов, оказывающих странам региона содействие в развитии.
Цель данной работы - проанализировать потенциал изменения подхода к оказанию помощи в развитии. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: выявить основные акторы, вовлеченные в процесс предоставления международной помощи, раскрыть наиболее актуальные проблемы наименее развитых стран в экономической и социальной сферах, определить причины неэффективности оказываемой помощи, проанализировать перспективы формирования в странах Африки инициативы для самостоятельного развития. Для полноты исследования необходимо также систематизировать имеющуюся информацию о результатах международной помощи и разработать предложения для оптимизации процесса оказания помощи наименее развитым странам.
Хронологические рамки исследования охватывают первые два десятилетия XXI века, так как именно в этот период шла основная деятельность мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия, и в 2015 году были предоставлены данные о достигнутых результатах. Помимо этого, была сформулирована новая глобальная повестка дня на период до 2030 года. Таким образом, рассматриваемый период является своеобразным рубежом практикуемых подходов оказания помощи в развитии и характеризуется появлением новых акторов и глобальных вызовов.
Изучая данную тему, в первую очередь можно обратиться к резолюциям крупнейшей на сегодняшний день международной организации – ООН, а также к докладам других международных организаций, включающих в свою сферу деятельности оказание помощи в целях развития. Так, основными источниками, использованными в ходе исследования явились доклады Генерального секретаря и Целевой группы ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции Конференций ООН. Не менее важными для проведения анализа явились доклады Всемирного банка, UNDP (ПРООН), Европейской Комиссии, ОЭСР, НЕПАД, официальные документы данных международных организаций и сообщения официальных лиц по итогам переговоров. Кроме того, важным источником явились данные, предоставленные в открытом доступе правительствами государств, например отчеты Министерства иностранных дел Швеции об объемах оказанной помощи, а также данные, предоставленные неправительственными организациями, например, AmnestyInternational.
Анализ оказываемой помощи в развитии является актуальным не только с экономической, но и с политической точки зрения, что и находит отражение в изучаемой научной литературе по данному вопросу. Теоретическую основу работы составили научные труды и монографии таких российских ученых как, А.М. Васильев, и Н.Д.Косухин, в работах которых представлена роль африканских стран в меняющемся мире начала XXI века. Д.М. Бондаренко и А.В.Торкунов анализируют современную систему международных отношений, уделяя значительное внимание причинам и генезису конфликтов в различных регионах, а также последствиям данных конфликтов, особенно в наименее развитых странах. Д.В. Борисов рассматривает роль, которую прямые иностранные инвестиции играют в экономике развивающихся стран. В.Н. Шитов анализирует развитие ситуации в таком регионе, как Тропическая Африка, уделяя внимание противоречиям на пути развития стран региона, внешнеэкономическим связям стран и воздействию на них региональных игроков.
Для того чтобы ознакомиться с наибольшим возможным количеством представленных точек зрения по существующей проблеме, были проанализированы труды зарубежных авторов, представителей как западных стран, так и стран Африки. C. Murphy, W. Rodney, A. Greig, D. Hulme, M. Turner, A.H. Amsden рассматривают изменение положения Африки в системе международных отношений, выделяя как область исследования последствия зависимости континента от более развитых стран. Монография авторов D. Acemoglu и J. Robinson «WhyNationsFail: TheOriginsofPower, Prosperity, andPoverty» рассматривают этот же вопрос, но в рамках неоинституциональной теории международных отношений, что позволяет осветить проблему с другого ракурса. N.Badiey и A.Mazama фокусируются на постконфликтном восстановлении африканских обществ, и, наконец, работы A. Adedeji позволяют ознакомиться с теоретической позицией самих африканских стран.
Ввиду того, что оказание помощи странам Африки остается на повестке дня ещё с 60-х годов XX века, существует объемная теоретическая база, в которой присутствует значительный плюрализм мнений, подходов и концепций относительно роли и влияния оказываемой помощи. Данные фундаментальные исследования позволяют проследить, как менялась стратегия оказания помощи, какие особенности характерны для данного процесса на каждом отдельном этапе. Тем не менее, новые вызовы, возникшие перед мировым сообществом за последние два десятилетия, не всегда оказываются учтены в теоретических моделях предшественников. Так, рост террористической угрозы в начале века, финансовый взлет и последующий глубокий кризис конца первого десятилетия, действия акторов по достижению Целей развития тысячелетия, а также такие новые явления, как, к примеру, значительный рост вынужденной миграции, оказывают влияние на роль наименее развитых стран в мировой политике. Возрастание роли такого актора, как гражданское общество и НПО, также открывает путь для дальнейшей научной работы в сфере изучения данной проблемы.
Научная новизна исследования заключается в изучении роли новых акторов мировой политики и возможностей, которыми обладают данные акторы в наименее развитых странах Африки. Кроме того, работа предполагает альтернативные теоретические интерпретации оказания помощи в развитии, так как рассмотрение ранее не учтенных участников взаимоотношений позволит пересмотреть существующий подход к анализу отношений между странами, находящимися на разном уровне развития.
Изменение подхода к оказанию помощи ввиду учета влияния новых акторов и возможностей, предоставляемых глобализацией, будет способствовать позитивным изменениям в странах Африки. Значение работы социальных акторов в сфере гражданских прав в рамках национального государства признается довольно широко, однако гораздо меньше единодушия наблюдается во мнениях относительно значения гражданского общества для международной политики и для разрешения конфликтов. За последние два десятилетия значительно возросло число агентств, занятых разработкой политики развития, оказанием гуманитарной помощи, защитой окружающей среды и прав человека. То же самое можно сказать и о сфере предупреждения конфликтов, построения мира и восстановления обществ по окончании конфликта. Роль и работа акторов гражданского общества оценивается противоречиво и неоднозначно, среди политиков, практиков и ученых не прекращаются дебаты о возможностях, влиянии и легитимности этих акторов. В данной работе выдвигается предположение, что эффективность международного взаимодействия будет возрастать при использовании потенциала нового актора мировой политики – гражданского общества – при решении наиболее остро стоящих перед африканскими странами проблем.
В ходе данного исследования были использованы следующие методы: анализа литературы, изучение и обобщение зарубежной практики оказания помощи в развитии, теоретический анализ, исторический и системный подходы, позволившие выявить существующие тенденции оказания помощи наименее развитым странам, а также моделирование концепции «Опыт демократических стран для развития Африки».
Исследование состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, интернет-ресурсов и приложения.
Во введении раскрывается актуальность работы, определяется степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе раскрываются основные понятия, используемые в работе, а также определяется круг участвующих в процессе оказания помощи в развитии акторов мировой политики. Вторая глава посвящается анализу влияния государственных программ и негосударственных акторов на африканские общества в условиях послевоенного восстановления или затяжных военных конфликтов. В третьей главе представлена роль международного сообщества в становлении гражданского общества в Африке, особое внимание уделено деятельности ООН на континенте. В четвертой главе производится оценка международного влияния на развитие стран региона и целесообразности оказания помощи странам Африки, рассмотрены будущие перспективы развития стран региона. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Оказание помощи в развитии странам Африки является одним из сложных социально-политических вопросов, привлекающих к себе внимание акторов мировой политики и широкой общественности на протяжении уже более полувека.
Актуальные проблемы наименее развитых стран в экономической и социальной сферах сегодня принимают действительно глобальное измерение. В настоящий момент интерес к данному вопросу обусловлен усиливающейся интеграцией между регионами земного шара и, следовательно, распространением не только положительных тенденций, таких как распространение демократических ценностей и свобод человека, но и негативных: рост социального неравенства и разрыва в уровне доходов между различными категориями населения, отсутствие доступа к полноценному образованию, уязвимость в результате климатических изменений. По многообразию, масштабам и взаимозависимости проблем Африканский регион отчетливо выделяется в развивающемся мире. Поэтому участие различных международных правительственных и неправительственных организаций в экономическом и социальном развитии региона становится неотъемлемым этапом, который проходят страны Африки на пути к полноценному вхождению в ряды стран, активно подключающихся к процессам глобализации.
Изучаемые проблемы стран Африканского континента своим возникновением отчасти обязаны именно глобализации, поскольку каждый отдельный конфликт, каждая война в странах Африки так или иначе связаны с вмешательством более развитых государств. В результате исследования становится понятно, что когда оказываемая поддержка несет в себе меньший политический подтекст, она способна улучшить положение дел в государстве и имеет реальные шансы повысить уровень жизни населения беднейших стран мира. Однако оказание помощи со стороны других государств в первую очередь всегда обусловлено политическими мотивами, и ситуация нередко осложняется разнонаправленностью действий различных акторов мировой политики, что не может способствовать улучшению обстановки. Участники международных отношений, занимающиеся оказанием помощи в развитии, имеют различные историко-политические мотивы своей деятельности, что не может не оказывать влияния как на процесс их деятельности, так и на результат. На сегодняшний день актуально, чтобы африканские страны разработали рациональную экономическую политику, национальное осознание понятия прав человека и стремление к их соблюдению, а также сформулировали наиболее важные проблемы, которые требуют совместных усилий для решения. Однако уровень экономического и политического развития, на котором находятся страны Африки, требует действий как со стороны правительств этих стран, так и со стороны всего мира, потому что с тем «багажом», который имеют наименее развитые страны, они не могут самостоятельно добиться положительных результатов.
В результате исследования были выявлены основные акторы, вовлеченные в процесс предоставления международной помощи: ими оказались как «традиционные игроки» в лице бывших колониальных держав и стран, являющихся основными геополитическими игроками, так и страны, занимающие относительно скромное место в мировой политике и не обладающие геополитическими амбициями на континенте, такие как страны Северной Европы. Кроме того, в ходе работы была раскрыта значимость такого нового актора мировой политики как гражданское общество. Было установлено, что при согласованном взаимодействии государственных и негосударственных акторов помощь в развитии может достигать эффективных результатов, что и было продемонстрировано в работе на примере оказания ОПР Швецией.
В целом, выбор такого региона, как Северная Европа, для изучения его влияния на экономическое и политическое положение стран Африки обуславливается рядом особенностей. «Традиционные» северные страны — Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, в настоящее время являются мировыми лидерами по ряду показателей социального и экономического развития. Особенности североевропейской модели государства всеобщего благосостояния, процессы формирования информационного общества, переход на инновационное и устойчивое развитие, вопросы демократии и гражданского общества, проблемы военно-стратегической безопасности и участие региона в процессах глобализации несомненно привлекают внимание в плане изучения опыта данных стран в построении устойчивых институтов. Кроме того, вопрос участия северных стран в жизни Африканского континента был недостаточно рассмотрен в существующих теоретических исследованиях, тогда как данные страны стабильно наращивают взаимодействие с наименее развитыми странами, оказывая наибольшие объемы помощи в размере, установленном ООН на уровне 0,7% от ВНД. Данное участие позволяет говорить о вхождении северных стран в круг основных «игроков», оказывающих международное влияние на страны Африки.
Таким образом, в результате данного исследования были выявлены основные источники международной помощи и изучено их влияние на положение в наименее развитых странах. Изучение роли новых акторов мировой политики и потенциала, которым они обладают, предоставляет возможности изменения подхода к оказанию помощи, что будет способствовать позитивным изменениям в странах Африки. Роль и работа акторов гражданского общества оценивается противоречиво и неоднозначно, однако ввиду интенсификации международного взаимодействия потенциал нового актора будет только возрастать.
Тенденции развития экономически и политически слабо развитых регионов могут быть определены как положительные, так как взаимодействие государств не является игрой с нулевой суммой, и возможности, предоставляемые в ходе интернационализации мировой экономики, позволяют надеяться на то, что экономический разрыв между странами с разным уровнем развития не превратится в новый источник глобальной опасности. По-прежнему отставая по абсолютным показателям от развитых стран, страны Африки все же будут развиваться, постепенно наращивая потенциал и повышая свое благосостояние.
Тем не менее, в ближайшей перспективе вопрос о положении наименее развитых стран не может быть снят с повестки дня. В рассматриваемый в данной работе период шла активная деятельность мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия, и данные о достигнутых результатах позволяют сделать вывод о значительном улучшении ситуации во многих наименее развитых странах. Помимо этого, была сформулирована новая глобальная повестка дня на период до 2030 года. Тем не менее, самими экспертами, работавшими над анализом процесса достижения ЦРТ, отмечаются недостатки существующего подхода, его чрезмерное внимание к экономическим показателям развития и недостаток внимания другим, зачастую вовсе не учтенным показателям, к примеру, социальным.
Отсталость стран Африки от остального мира не может быть преодолена путем изобретения новых альтернативных концепций, дающих надежду на быстрое развитие, но часто противоречащих как историческому процессу, так и человеческой натуре. Существует значительный, но до настоящего времени не реализованный потенциал изменения подхода к оказанию помощи в развитии. Действия, осуществляемые в данной области государствами и другими международными акторами, пока не приносят ожидаемых результатов, что связано со вполне объяснимыми причинами, такими как завышенные ожидания относительно оказанной помощи, а также отсутствие устойчивых политических и социальных институтов, способных обеспечить долгосрочное развитие в странах Африки. Тем не менее, в ходе исследования было выяснено, что учет деятельности новых акторов на континенте, новые политические, экономические и экологические условия, в которых существует континент сегодня, действительно могут способствовать трансформации подхода к оказанию помощи в развитии.
Существуют вполне определенные перспективы формирования в странах Африки инициативы для самостоятельного развития. В первую очередь, развитие стран Африки – это процесс внутреннего развития континента, отвечающий национальным стремлениям стран, осуществляемый национальными лидерами, следующими приоритетам долгосрочного развития. Этот процесс должен быть ориентирован на граждан и развитие человеческого потенциала континента, что следует из признания того факта, что население является как целью, так и средством развития. Самостоятельное развитие Африки также входит в интересы международного сообщества. Таким образом, развитие человеческого потенциала, социальной и экономической защищенности, обеспечение занятости должны занимать центральное место в программах экономического развития, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Все остальные показатели: экономический рост, фискальная политика, являются не более чем средствами достижения более значимой цели – обеспечения достойного уровня жизни и благосостояния людей. Это означает наличие всеобщего и постоянного доступа к товарам и услугам, удовлетворяющим базовые человеческие потребности, а также наличие у населения возможности участвовать в процессах развития. Данные возможности обеспечиваются усилением роли малого предпринимательства и фермерства, роли женщин в политической и экономической жизни, роли органов местного самоуправления и гражданских групп. Задача правительства, в данной связи, заключается в поддержке внутреннего развития и местных инициатив. Таким образом, преобладающим в научных кругах мнением по поводу оказания помощи в целях развития является идея необходимости сохранения единства африканских государств для защиты национального суверенитета и обеспечения условий для самостоятельного развития.
Актуальные проблемы наименее развитых стран в экономической и социальной сферах сегодня принимают действительно глобальное измерение. В настоящий момент интерес к данному вопросу обусловлен усиливающейся интеграцией между регионами земного шара и, следовательно, распространением не только положительных тенденций, таких как распространение демократических ценностей и свобод человека, но и негативных: рост социального неравенства и разрыва в уровне доходов между различными категориями населения, отсутствие доступа к полноценному образованию, уязвимость в результате климатических изменений. По многообразию, масштабам и взаимозависимости проблем Африканский регион отчетливо выделяется в развивающемся мире. Поэтому участие различных международных правительственных и неправительственных организаций в экономическом и социальном развитии региона становится неотъемлемым этапом, который проходят страны Африки на пути к полноценному вхождению в ряды стран, активно подключающихся к процессам глобализации.
Изучаемые проблемы стран Африканского континента своим возникновением отчасти обязаны именно глобализации, поскольку каждый отдельный конфликт, каждая война в странах Африки так или иначе связаны с вмешательством более развитых государств. В результате исследования становится понятно, что когда оказываемая поддержка несет в себе меньший политический подтекст, она способна улучшить положение дел в государстве и имеет реальные шансы повысить уровень жизни населения беднейших стран мира. Однако оказание помощи со стороны других государств в первую очередь всегда обусловлено политическими мотивами, и ситуация нередко осложняется разнонаправленностью действий различных акторов мировой политики, что не может способствовать улучшению обстановки. Участники международных отношений, занимающиеся оказанием помощи в развитии, имеют различные историко-политические мотивы своей деятельности, что не может не оказывать влияния как на процесс их деятельности, так и на результат. На сегодняшний день актуально, чтобы африканские страны разработали рациональную экономическую политику, национальное осознание понятия прав человека и стремление к их соблюдению, а также сформулировали наиболее важные проблемы, которые требуют совместных усилий для решения. Однако уровень экономического и политического развития, на котором находятся страны Африки, требует действий как со стороны правительств этих стран, так и со стороны всего мира, потому что с тем «багажом», который имеют наименее развитые страны, они не могут самостоятельно добиться положительных результатов.
В результате исследования были выявлены основные акторы, вовлеченные в процесс предоставления международной помощи: ими оказались как «традиционные игроки» в лице бывших колониальных держав и стран, являющихся основными геополитическими игроками, так и страны, занимающие относительно скромное место в мировой политике и не обладающие геополитическими амбициями на континенте, такие как страны Северной Европы. Кроме того, в ходе работы была раскрыта значимость такого нового актора мировой политики как гражданское общество. Было установлено, что при согласованном взаимодействии государственных и негосударственных акторов помощь в развитии может достигать эффективных результатов, что и было продемонстрировано в работе на примере оказания ОПР Швецией.
В целом, выбор такого региона, как Северная Европа, для изучения его влияния на экономическое и политическое положение стран Африки обуславливается рядом особенностей. «Традиционные» северные страны — Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, в настоящее время являются мировыми лидерами по ряду показателей социального и экономического развития. Особенности североевропейской модели государства всеобщего благосостояния, процессы формирования информационного общества, переход на инновационное и устойчивое развитие, вопросы демократии и гражданского общества, проблемы военно-стратегической безопасности и участие региона в процессах глобализации несомненно привлекают внимание в плане изучения опыта данных стран в построении устойчивых институтов. Кроме того, вопрос участия северных стран в жизни Африканского континента был недостаточно рассмотрен в существующих теоретических исследованиях, тогда как данные страны стабильно наращивают взаимодействие с наименее развитыми странами, оказывая наибольшие объемы помощи в размере, установленном ООН на уровне 0,7% от ВНД. Данное участие позволяет говорить о вхождении северных стран в круг основных «игроков», оказывающих международное влияние на страны Африки.
Таким образом, в результате данного исследования были выявлены основные источники международной помощи и изучено их влияние на положение в наименее развитых странах. Изучение роли новых акторов мировой политики и потенциала, которым они обладают, предоставляет возможности изменения подхода к оказанию помощи, что будет способствовать позитивным изменениям в странах Африки. Роль и работа акторов гражданского общества оценивается противоречиво и неоднозначно, однако ввиду интенсификации международного взаимодействия потенциал нового актора будет только возрастать.
Тенденции развития экономически и политически слабо развитых регионов могут быть определены как положительные, так как взаимодействие государств не является игрой с нулевой суммой, и возможности, предоставляемые в ходе интернационализации мировой экономики, позволяют надеяться на то, что экономический разрыв между странами с разным уровнем развития не превратится в новый источник глобальной опасности. По-прежнему отставая по абсолютным показателям от развитых стран, страны Африки все же будут развиваться, постепенно наращивая потенциал и повышая свое благосостояние.
Тем не менее, в ближайшей перспективе вопрос о положении наименее развитых стран не может быть снят с повестки дня. В рассматриваемый в данной работе период шла активная деятельность мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия, и данные о достигнутых результатах позволяют сделать вывод о значительном улучшении ситуации во многих наименее развитых странах. Помимо этого, была сформулирована новая глобальная повестка дня на период до 2030 года. Тем не менее, самими экспертами, работавшими над анализом процесса достижения ЦРТ, отмечаются недостатки существующего подхода, его чрезмерное внимание к экономическим показателям развития и недостаток внимания другим, зачастую вовсе не учтенным показателям, к примеру, социальным.
Отсталость стран Африки от остального мира не может быть преодолена путем изобретения новых альтернативных концепций, дающих надежду на быстрое развитие, но часто противоречащих как историческому процессу, так и человеческой натуре. Существует значительный, но до настоящего времени не реализованный потенциал изменения подхода к оказанию помощи в развитии. Действия, осуществляемые в данной области государствами и другими международными акторами, пока не приносят ожидаемых результатов, что связано со вполне объяснимыми причинами, такими как завышенные ожидания относительно оказанной помощи, а также отсутствие устойчивых политических и социальных институтов, способных обеспечить долгосрочное развитие в странах Африки. Тем не менее, в ходе исследования было выяснено, что учет деятельности новых акторов на континенте, новые политические, экономические и экологические условия, в которых существует континент сегодня, действительно могут способствовать трансформации подхода к оказанию помощи в развитии.
Существуют вполне определенные перспективы формирования в странах Африки инициативы для самостоятельного развития. В первую очередь, развитие стран Африки – это процесс внутреннего развития континента, отвечающий национальным стремлениям стран, осуществляемый национальными лидерами, следующими приоритетам долгосрочного развития. Этот процесс должен быть ориентирован на граждан и развитие человеческого потенциала континента, что следует из признания того факта, что население является как целью, так и средством развития. Самостоятельное развитие Африки также входит в интересы международного сообщества. Таким образом, развитие человеческого потенциала, социальной и экономической защищенности, обеспечение занятости должны занимать центральное место в программах экономического развития, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Все остальные показатели: экономический рост, фискальная политика, являются не более чем средствами достижения более значимой цели – обеспечения достойного уровня жизни и благосостояния людей. Это означает наличие всеобщего и постоянного доступа к товарам и услугам, удовлетворяющим базовые человеческие потребности, а также наличие у населения возможности участвовать в процессах развития. Данные возможности обеспечиваются усилением роли малого предпринимательства и фермерства, роли женщин в политической и экономической жизни, роли органов местного самоуправления и гражданских групп. Задача правительства, в данной связи, заключается в поддержке внутреннего развития и местных инициатив. Таким образом, преобладающим в научных кругах мнением по поводу оказания помощи в целях развития является идея необходимости сохранения единства африканских государств для защиты национального суверенитета и обеспечения условий для самостоятельного развития.
Подобные работы
- Эволюция политики развития ЕС в отношении стран Африки в период 1957-2020 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - КНР на африканском континенте: динамика китайского проникновения в африканские страны
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В АФРИКЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КНР СО СТРАНАМИ АФРИКИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ СО СТРАНАМИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СТРАНЫ АФРИКИ ВО II ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Региональные проблемы развития международного туризма на примере Африки
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - Российское присутствие в Африке: проблемы и перспективы экономического сотрудничества (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017



