ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР
|
Введение 2
Глава 1. Традиционный подход к помощи развитию: история, цели, механизмы 7
1.1. История предоставления официальной помощи развитию 7
1.2. Предоставление помощи развитию как инструмент экономической дипломатии 11
1.3. Механизмы предоставления ОПР: двусторонние и многосторонние 14
Глава 2. Китай как новый донор помощи развивающимся странам 21
2.1. Предоставление Китаем помощи развитию в исторической ретроспективе 21
2.2. Предоставление помощи развитию Китаем: институциональный аспект 25
2.3. Предоставление двусторонней и многосторонней помощи развитию и интересы Китая 28
2.4. Основные отличия Китая от традиционных доноров 35
Заключение 41
Список источников и литературы 44
Глава 1. Традиционный подход к помощи развитию: история, цели, механизмы 7
1.1. История предоставления официальной помощи развитию 7
1.2. Предоставление помощи развитию как инструмент экономической дипломатии 11
1.3. Механизмы предоставления ОПР: двусторонние и многосторонние 14
Глава 2. Китай как новый донор помощи развивающимся странам 21
2.1. Предоставление Китаем помощи развитию в исторической ретроспективе 21
2.2. Предоставление помощи развитию Китаем: институциональный аспект 25
2.3. Предоставление двусторонней и многосторонней помощи развитию и интересы Китая 28
2.4. Основные отличия Китая от традиционных доноров 35
Заключение 41
Список источников и литературы 44
Актуальность темы. Предоставление помощи развитию сегодня занимает важное место во внешней политике ведущих государств. Оказание поддержки развивающимся странам рассматривается современными донорами не только как средство достижения всеобщего экономического роста, повышения уровня жизни населения и решения глобальных проблем, но и как инструмент достижения собственных внешнеполитических целей. Можно сказать, что в современном мире предоставление помощи развивающимся странам стало для доноров одним из экономических инструментов реализации национальных интересов.
Китай сегодня является лидером экономического роста в Тихоокеанском регионе, одной из крупнейших экономик мира, главной торговой державой в АТР. В XXI в. Пекин озвучил стратегию «мирного подъема», предполагающую превращение КНР в один из центров мирового влияния и достижение благосостояния в Азии и во всем мире . Можно сказать, что предоставление помощи развитию является для Китая одним из рычагов достижения глобального лидерства. По заявлениям официальных лиц КНР, Пекин, выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с развивающимися странами, стремится к обеспечению их социальной стабильности и гармоничного экономического роста. Однако, наряду с этим, политика современного Китая в вопросе предоставления помощи развитию отличается прагматичностью и нацеленностью на реализацию собственных интересов. Можно сказать, что предоставление помощи развивающимся странам стало одним из важных инструментов экономической дипломатии Китая. Под экономической дипломатией здесь понимается использование экономических рычагов воздействия для достижения национальных интересов.
КНР не является членом Организации экономического сотрудничества и развития и поэтому относится к группе новых доноров. В силу некоторых характерных черт, общепринятое определение ОПР не применимо к Китаю, поэтому для дальнейшего исследования необходимо сформулировать авторский термин. Помощь развитию Китая — это финансовые вложения в экономику развивающихся государств, имеющие целью реализацию проектов, способствующих экономическому росту страны-донора, совершаемые по решению Государственного Совета КНР, где риски берет на себя государство. Китай предоставляет помощь развитию в форме грантов, беспроцентных займов, кредитов на условиях выгоднее рыночных, предоставления технической помощи, прощения долгов, командирования специалистов и т. д.
Принимая во внимание то, что Китай сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой экономической системе, возникает необходимость разобраться в феномене помощи развитию Китая как нового донора.
Целью работы является определение особенностей Китая как нового донора помощи развивающимся странам.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Продемонстрировать особенности традиционного подхода к предоставлению помощи развитию;
2. Выделить основные этапы эволюции помощи развитию;
3. Выявить особенности предоставления помощи в двустороннем и многостороннем форматах;
4. Дать экспертную оценку современного подхода Китая к вопросу предоставления помощи;
5. Определить основные внутриполитические институты, занимающиеся вопросами предоставления помощи в Китае;
6. Показать основные форматы и цели сотрудничества Китая со странами-донорами;
7. Сформулировать отличия Китая от традиционных доноров.
Объектом исследования является помощь развитию.
Предмет исследования — помощь, предоставляемая Китаем в двухстороннем и многостороннем форматах развивающимся странам в XXI в.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 г. по настоящее время. В этот период существенно увеличился объем помощи, предоставляемой Китаем, Пекин утвердился в качестве одного их важнейших участников международных процессов содействия развитию и закрепился в статусе донора за счет быстрого экономического роста.
Методология исследования. В процессе исследования были применены следующие методы: сбор и анализ информации (для поиска статистических данных), структурно-функциональный метод (для выделения отдельных составляющих процесса предоставления помощи развитию), институциональный метод (для определения основных институтов, занимающихся данным вопросом), инвент-анализ (для выявления особенностей подхода КНР к вопросу предоставления помощи), системный подход (для рассмотрения помощи развитию как части внешней политики Китая), систематизация данных.
Для написания работы была использована обширная база источников. Источниковая база исследования основана, в основном, на данных Организации экономического сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций, Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития. На основании сведений, предоставленных ОЭСР, были сделаны выводы относительно объемах и специфики помощи, исходящей от западных стран . Из источников информации ОЭСР было взято определение официальной помощи развитию , ее составляющих, формах предоставления. Кроме того, ОЭСР публикует множество статистических данных, часть которых была использована в работе. Статистические данные были взяты из ежегодных отчетов АБР, Межамериканского банка развития. Данные, касающиеся подходов к ОПР, целей ее предоставления, истории развития, а также относительно классификации государств по уровню развития были взяты из источников, предоставленных ООН.
Отдельным источником следует выделить Белую книгу Китая «Предоставление помощи зарубежным странам» 2014 г. В документе содержатся комплексные данные относительно ОПР Китая за период с 2010 по 2012 гг.: секторальное, региональное распределение потоков помощи, виды помощи, особенности, цели и т.д.
Степень научной разработанности темы. Исследователей, занимающихся изучением помощи развитию, можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют ученые-теоретики, рассматривающие данный вопрос в целом. Сюда можно отнести: Дегтерева Д. А., Капица Л. М., Глазунова Е. М., Мавланов И. Р., Чинь Г.Т., Фролик Б.М.. Среди зарубежных авторов к этой группе исследователей относятся: Хелен В. Мильнер (Helen V. Milner), Дастин Тингли (Dustin Tingley), Герард Ван Билзен (Gerard Van Bilzen).
Другая группа исследователей занимается изучением помощи развитию традиционных доноров. К ним относятся: Шакиров А. Р., Федоровский А. Н.., Вода К.Р., Бородин Е. А., Ковригин Е. Б., Буланакова М. А., Керт Тарнофф, Мариан Л. Ловсон (Curt Tarnoff, Marian L. Lawson), Масахиро Каваи, Шинджи Тагаки (Masahiro Kawai, Shinji Takagi).
Еще одна группа авторов занимается изучением помощи развитию, предоставляемой Китаем. Сюда можно отнести: Лексютину Я. В., Мардашева А. А., Дебору Бротигам (Bräutigam Deborah), Лама и Фишера (Lum, Fischer), Сэми (Samy), Рейли (Reilly), Вольфа, Вана и Варнера (Wolf, Wang, Warner), Коппера (Copper).
В отдельную группу исследователей, занимающихся вопросом китайской помощи развитию, можно выделить исследователей из КНР Лю Хуну, Чжан Хайбина и Сюэ Ланя.
Стоит отметить, что тема является достаточно хорошо исследованной, однако существует мало работ, особенно в российской историографии, в которых содержится всестороннее исследование Китая как нового донора помощи в XXI в.
Новизна данного исследования состоит в том, что впервые представлен комплексный анализ основных характерных черт Китая как нового донора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Практическая значимость исследования: выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы сотрудниками СМИ, в педагогической и политико-просветительской деятельности.
Китай сегодня является лидером экономического роста в Тихоокеанском регионе, одной из крупнейших экономик мира, главной торговой державой в АТР. В XXI в. Пекин озвучил стратегию «мирного подъема», предполагающую превращение КНР в один из центров мирового влияния и достижение благосостояния в Азии и во всем мире . Можно сказать, что предоставление помощи развитию является для Китая одним из рычагов достижения глобального лидерства. По заявлениям официальных лиц КНР, Пекин, выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с развивающимися странами, стремится к обеспечению их социальной стабильности и гармоничного экономического роста. Однако, наряду с этим, политика современного Китая в вопросе предоставления помощи развитию отличается прагматичностью и нацеленностью на реализацию собственных интересов. Можно сказать, что предоставление помощи развивающимся странам стало одним из важных инструментов экономической дипломатии Китая. Под экономической дипломатией здесь понимается использование экономических рычагов воздействия для достижения национальных интересов.
КНР не является членом Организации экономического сотрудничества и развития и поэтому относится к группе новых доноров. В силу некоторых характерных черт, общепринятое определение ОПР не применимо к Китаю, поэтому для дальнейшего исследования необходимо сформулировать авторский термин. Помощь развитию Китая — это финансовые вложения в экономику развивающихся государств, имеющие целью реализацию проектов, способствующих экономическому росту страны-донора, совершаемые по решению Государственного Совета КНР, где риски берет на себя государство. Китай предоставляет помощь развитию в форме грантов, беспроцентных займов, кредитов на условиях выгоднее рыночных, предоставления технической помощи, прощения долгов, командирования специалистов и т. д.
Принимая во внимание то, что Китай сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой экономической системе, возникает необходимость разобраться в феномене помощи развитию Китая как нового донора.
Целью работы является определение особенностей Китая как нового донора помощи развивающимся странам.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Продемонстрировать особенности традиционного подхода к предоставлению помощи развитию;
2. Выделить основные этапы эволюции помощи развитию;
3. Выявить особенности предоставления помощи в двустороннем и многостороннем форматах;
4. Дать экспертную оценку современного подхода Китая к вопросу предоставления помощи;
5. Определить основные внутриполитические институты, занимающиеся вопросами предоставления помощи в Китае;
6. Показать основные форматы и цели сотрудничества Китая со странами-донорами;
7. Сформулировать отличия Китая от традиционных доноров.
Объектом исследования является помощь развитию.
Предмет исследования — помощь, предоставляемая Китаем в двухстороннем и многостороннем форматах развивающимся странам в XXI в.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 г. по настоящее время. В этот период существенно увеличился объем помощи, предоставляемой Китаем, Пекин утвердился в качестве одного их важнейших участников международных процессов содействия развитию и закрепился в статусе донора за счет быстрого экономического роста.
Методология исследования. В процессе исследования были применены следующие методы: сбор и анализ информации (для поиска статистических данных), структурно-функциональный метод (для выделения отдельных составляющих процесса предоставления помощи развитию), институциональный метод (для определения основных институтов, занимающихся данным вопросом), инвент-анализ (для выявления особенностей подхода КНР к вопросу предоставления помощи), системный подход (для рассмотрения помощи развитию как части внешней политики Китая), систематизация данных.
Для написания работы была использована обширная база источников. Источниковая база исследования основана, в основном, на данных Организации экономического сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций, Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития. На основании сведений, предоставленных ОЭСР, были сделаны выводы относительно объемах и специфики помощи, исходящей от западных стран . Из источников информации ОЭСР было взято определение официальной помощи развитию , ее составляющих, формах предоставления. Кроме того, ОЭСР публикует множество статистических данных, часть которых была использована в работе. Статистические данные были взяты из ежегодных отчетов АБР, Межамериканского банка развития. Данные, касающиеся подходов к ОПР, целей ее предоставления, истории развития, а также относительно классификации государств по уровню развития были взяты из источников, предоставленных ООН.
Отдельным источником следует выделить Белую книгу Китая «Предоставление помощи зарубежным странам» 2014 г. В документе содержатся комплексные данные относительно ОПР Китая за период с 2010 по 2012 гг.: секторальное, региональное распределение потоков помощи, виды помощи, особенности, цели и т.д.
Степень научной разработанности темы. Исследователей, занимающихся изучением помощи развитию, можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют ученые-теоретики, рассматривающие данный вопрос в целом. Сюда можно отнести: Дегтерева Д. А., Капица Л. М., Глазунова Е. М., Мавланов И. Р., Чинь Г.Т., Фролик Б.М.. Среди зарубежных авторов к этой группе исследователей относятся: Хелен В. Мильнер (Helen V. Milner), Дастин Тингли (Dustin Tingley), Герард Ван Билзен (Gerard Van Bilzen).
Другая группа исследователей занимается изучением помощи развитию традиционных доноров. К ним относятся: Шакиров А. Р., Федоровский А. Н.., Вода К.Р., Бородин Е. А., Ковригин Е. Б., Буланакова М. А., Керт Тарнофф, Мариан Л. Ловсон (Curt Tarnoff, Marian L. Lawson), Масахиро Каваи, Шинджи Тагаки (Masahiro Kawai, Shinji Takagi).
Еще одна группа авторов занимается изучением помощи развитию, предоставляемой Китаем. Сюда можно отнести: Лексютину Я. В., Мардашева А. А., Дебору Бротигам (Bräutigam Deborah), Лама и Фишера (Lum, Fischer), Сэми (Samy), Рейли (Reilly), Вольфа, Вана и Варнера (Wolf, Wang, Warner), Коппера (Copper).
В отдельную группу исследователей, занимающихся вопросом китайской помощи развитию, можно выделить исследователей из КНР Лю Хуну, Чжан Хайбина и Сюэ Ланя.
Стоит отметить, что тема является достаточно хорошо исследованной, однако существует мало работ, особенно в российской историографии, в которых содержится всестороннее исследование Китая как нового донора помощи в XXI в.
Новизна данного исследования состоит в том, что впервые представлен комплексный анализ основных характерных черт Китая как нового донора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Практическая значимость исследования: выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы сотрудниками СМИ, в педагогической и политико-просветительской деятельности.
Сегодня предоставление помощи развитию является важной составляющей внешнеполитических стратегий государств и одним из способов реализации национальных интересов. К основным задачам, которые доноры стремятся решить, помогая развивающимся странам, можно отнести получение политической поддержки, расширение культурного, экономического и политического влияния, получение доступа на рынки развивающихся государств, продвижение интересов отечественных производителей, стимулирование внутреннего рынка, обеспечение национальной безопасности.
Китай, являясь сегодня одним из наиболее быстроразвивающихся государств, играет важную роль в глобальных процессах содействия развитию. История деятельности Китая в качестве донора насчитывает более полувека, и за это время подходы Пекина к предоставлению помощи подверглись значительным трансформациям, более того, изменились экономические возможности Китая. Современный вид китайская помощь развитию приобрела в 2004-2005 гг., когда за счет устойчивого внутриэкономического роста существенно возросли объемы предоставляемого развивающимся государствам финансирования. Исторически сложилось так, что КНР занимает обособленную позицию в вопросах предоставления помощи развивающимся странам. Это, прежде всего, обусловлено тем, кто Китай не является членом Комитета содействия развитию ОЭСР и не придерживается традиционного подхода.
У КНР как у нового донора существует несколько важных особенностей. Во-первых, Пекин сегодня остается одним из крупнейших реципиентов помощи от традиционных доноров. Большая часть финансирования поступает от Азиатского Банка Развития, а также от таких традиционных доноров, как Германия и Япония. В то же время, по мере возрастания собственной экономической мощи КНР наращивает объемы предоставляемой помощи. Китая старается поддерживать статус донора, чтобы расширять влияние в странах-реципиентах и позиционировать себя как ответственного актора современных международных отношений. В то же время, подчеркивая свой статус развивающегося государства, Китай не только получает большее доверие стран-реципиентов, но и решает проблемы внутреннего развития за счет помощи, поступающей от развитых государств.
Кроме того, Пекину свойственно более широкое понимание помощи развитию, чем традиционным западным донорам. Китай включает в эту категорию не только гранты, беспроцентные и низкопроцентные займы с грант-элементом более 25%, прощение долгов, командирование специалистов и оказание технической помощи, но и то, что определяется традиционными донорами как инвестиционная деятельность. Еще одной особенностью китайской помощи развитию является то, что в нее включаются предоставляемые развивающимся странам торговые преференции. Из-за расхождений в трактовках, а также ввиду того, что Китай не публикует официальных сведений касательно предоставляемой помощи, оценить объемы помощи развитию, а тем более, сравнить их с объемами помощи, исходящей от традиционных доноров, достаточно сложно.
Китаю свойственен прагматичный подход к содействию развитию. Несмотря на то, что официальные лица Китая не раз подчеркивали, что в вопросах оказания помощи КНР руководствуется исключительно интересами стран-реципиентов, предоставление помощи развитию является важным инструментом экономической дипломатии современного Китая. Пекин использует этот инструмент по-разному, в зависимости от позиции, которую страна-реципиент занимает в том или ином вопросе. Например, Китай предоставляет гранты и низкопроцентные займы, а также помогает в реализации проектов, направленных на социальное развитие, тем странам, которые разрывают дипломатические отношения с Тайванем в пользу КНР. В то же время, Китай сворачивает программы помощи государствам, которые занимают невыгодную для него позицию по принципиальным вопросам, касающимся национальной безопасности и территориально целостности. Так как сегодня политическое влияние Пекина усиливается, а стран, официально признающих Тайбэй, становится все меньше, можно сказать, что содействие развивающимся странам для Китая является эффективным инструментом достижения внешнеполитических целей.
Также стоит отметить, что, в отличие от традиционных доноров, Китай предпочитает предоставлять помощь на реализацию проектов, дающих ощутимый результат в краткосрочной перспективе. Например, колоссальная часть от общего объема помощи, предоставляемой Китаем, идет на осуществление инфраструктурных проектов: на возведение транспортных путей, линий электропередач, портов, трубопроводов, объектов социальной инфраструктуры и т.д. Западные же страны часто предоставляют помощь на осуществление демократических преобразований, развитие институтов гражданского общества и т.д. — одним словом, на то, что не способно дать ощутимый результат в краткосрочной перспективе.
Кроме того, Китай не обставляет предоставляемую им помощь условиями внутренних преобразований в стране-реципиенте, за что часто встречает критику со стороны традиционных доноров. Пекин, действительно, не обращает внимания на уровень развития рыночных и демократических институтов и ситуацию с нарушениями прав человека в государствах-реципиентах и часто сотрудничает с авторитарными правительствами. Также КНР встречает критику в невнимании к экологическому фактору при финансировании проектов в развивающихся странах. Китай же в ответ на эти обвинения отвечает, что считает принцип невмешательства во внутренние дела стран-реципиентов одной из основополагающих частей своей внешней политики. Такой подход существенно отличается от подхода традиционных доноров, которые при предоставлении ОПР учитывают все вышеперечисленные факторы.
Также стоит отметить, что предоставление помощи развитию хорошо вписывается в концепцию внешней политики современного Китая. Многократно объявляя достижение всеобщего гармоничного развития своей главной внешнеполитической целью, Пекин стремится утвердиться в качестве одного из важнейших участников международной системы, заявить в себе как об ответственном государстве и подчеркнуть собственную значимость для глобального роста.
В настоящее время КНР, сумев накопить существенную экономическую мощь, активно поддерживает инициативы создания новых институтов содействия развитию — Азиатского банка развития и Нового банка развития БРИКС. Эти структуры должны стать дополнением традиционных банков развития, таких, как ВБ и АБР, и выделять средства, в основном, на финансирование инфраструктурных проектов в тех регионах, которые недополучают внимание традиционных доноров. Особенностью новых институтов можно назвать то, что они не будут обставлять получение помощи какими-либо условиями и смогут стать альтернативой для стран, которые не удовлетворяют условиям ВБ или АБР. Кроме того, для Китая создание новых институтов — это возможность занять более прочное место в глобальной архитектуре предоставления помощи развитию.
Таким образом, феномен КНР как нового донора достаточно интересен, и помощь, предоставляемая Пекином, имеет некоторые особенности, которые определяют характер отношений Китая с реципиентами и традиционными донорами. Учитывая экономическую мощь современного Китая, этот феномен нуждается в дальнейшем изучении и исследовании.
Китай, являясь сегодня одним из наиболее быстроразвивающихся государств, играет важную роль в глобальных процессах содействия развитию. История деятельности Китая в качестве донора насчитывает более полувека, и за это время подходы Пекина к предоставлению помощи подверглись значительным трансформациям, более того, изменились экономические возможности Китая. Современный вид китайская помощь развитию приобрела в 2004-2005 гг., когда за счет устойчивого внутриэкономического роста существенно возросли объемы предоставляемого развивающимся государствам финансирования. Исторически сложилось так, что КНР занимает обособленную позицию в вопросах предоставления помощи развивающимся странам. Это, прежде всего, обусловлено тем, кто Китай не является членом Комитета содействия развитию ОЭСР и не придерживается традиционного подхода.
У КНР как у нового донора существует несколько важных особенностей. Во-первых, Пекин сегодня остается одним из крупнейших реципиентов помощи от традиционных доноров. Большая часть финансирования поступает от Азиатского Банка Развития, а также от таких традиционных доноров, как Германия и Япония. В то же время, по мере возрастания собственной экономической мощи КНР наращивает объемы предоставляемой помощи. Китая старается поддерживать статус донора, чтобы расширять влияние в странах-реципиентах и позиционировать себя как ответственного актора современных международных отношений. В то же время, подчеркивая свой статус развивающегося государства, Китай не только получает большее доверие стран-реципиентов, но и решает проблемы внутреннего развития за счет помощи, поступающей от развитых государств.
Кроме того, Пекину свойственно более широкое понимание помощи развитию, чем традиционным западным донорам. Китай включает в эту категорию не только гранты, беспроцентные и низкопроцентные займы с грант-элементом более 25%, прощение долгов, командирование специалистов и оказание технической помощи, но и то, что определяется традиционными донорами как инвестиционная деятельность. Еще одной особенностью китайской помощи развитию является то, что в нее включаются предоставляемые развивающимся странам торговые преференции. Из-за расхождений в трактовках, а также ввиду того, что Китай не публикует официальных сведений касательно предоставляемой помощи, оценить объемы помощи развитию, а тем более, сравнить их с объемами помощи, исходящей от традиционных доноров, достаточно сложно.
Китаю свойственен прагматичный подход к содействию развитию. Несмотря на то, что официальные лица Китая не раз подчеркивали, что в вопросах оказания помощи КНР руководствуется исключительно интересами стран-реципиентов, предоставление помощи развитию является важным инструментом экономической дипломатии современного Китая. Пекин использует этот инструмент по-разному, в зависимости от позиции, которую страна-реципиент занимает в том или ином вопросе. Например, Китай предоставляет гранты и низкопроцентные займы, а также помогает в реализации проектов, направленных на социальное развитие, тем странам, которые разрывают дипломатические отношения с Тайванем в пользу КНР. В то же время, Китай сворачивает программы помощи государствам, которые занимают невыгодную для него позицию по принципиальным вопросам, касающимся национальной безопасности и территориально целостности. Так как сегодня политическое влияние Пекина усиливается, а стран, официально признающих Тайбэй, становится все меньше, можно сказать, что содействие развивающимся странам для Китая является эффективным инструментом достижения внешнеполитических целей.
Также стоит отметить, что, в отличие от традиционных доноров, Китай предпочитает предоставлять помощь на реализацию проектов, дающих ощутимый результат в краткосрочной перспективе. Например, колоссальная часть от общего объема помощи, предоставляемой Китаем, идет на осуществление инфраструктурных проектов: на возведение транспортных путей, линий электропередач, портов, трубопроводов, объектов социальной инфраструктуры и т.д. Западные же страны часто предоставляют помощь на осуществление демократических преобразований, развитие институтов гражданского общества и т.д. — одним словом, на то, что не способно дать ощутимый результат в краткосрочной перспективе.
Кроме того, Китай не обставляет предоставляемую им помощь условиями внутренних преобразований в стране-реципиенте, за что часто встречает критику со стороны традиционных доноров. Пекин, действительно, не обращает внимания на уровень развития рыночных и демократических институтов и ситуацию с нарушениями прав человека в государствах-реципиентах и часто сотрудничает с авторитарными правительствами. Также КНР встречает критику в невнимании к экологическому фактору при финансировании проектов в развивающихся странах. Китай же в ответ на эти обвинения отвечает, что считает принцип невмешательства во внутренние дела стран-реципиентов одной из основополагающих частей своей внешней политики. Такой подход существенно отличается от подхода традиционных доноров, которые при предоставлении ОПР учитывают все вышеперечисленные факторы.
Также стоит отметить, что предоставление помощи развитию хорошо вписывается в концепцию внешней политики современного Китая. Многократно объявляя достижение всеобщего гармоничного развития своей главной внешнеполитической целью, Пекин стремится утвердиться в качестве одного из важнейших участников международной системы, заявить в себе как об ответственном государстве и подчеркнуть собственную значимость для глобального роста.
В настоящее время КНР, сумев накопить существенную экономическую мощь, активно поддерживает инициативы создания новых институтов содействия развитию — Азиатского банка развития и Нового банка развития БРИКС. Эти структуры должны стать дополнением традиционных банков развития, таких, как ВБ и АБР, и выделять средства, в основном, на финансирование инфраструктурных проектов в тех регионах, которые недополучают внимание традиционных доноров. Особенностью новых институтов можно назвать то, что они не будут обставлять получение помощи какими-либо условиями и смогут стать альтернативой для стран, которые не удовлетворяют условиям ВБ или АБР. Кроме того, для Китая создание новых институтов — это возможность занять более прочное место в глобальной архитектуре предоставления помощи развитию.
Таким образом, феномен КНР как нового донора достаточно интересен, и помощь, предоставляемая Пекином, имеет некоторые особенности, которые определяют характер отношений Китая с реципиентами и традиционными донорами. Учитывая экономическую мощь современного Китая, этот феномен нуждается в дальнейшем изучении и исследовании.
Подобные работы
- ПРОГРАММА ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ ЯПОНИИ СТРАНАМ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА КАК ФАКТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КНР И ЯПОНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Концепция «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в
конце XX - начале XXI вв.
Главы к дипломным работам, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Внешняя политика КНР и Турецкой республики в Центральной Азии, 1991-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Политика КНР на Корейском полуострове в 21 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Ресурсы «мягкой силы» во внешней политике КНР
(на примере стран Центральной Азии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2019 - Японо-китайская война 1937-1945 гг.: причины и последствия
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Внешняя политика Китая в Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Феномен мягкой силы во внешней политике КНР (Нижегородский государственный университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



