Введение 2
Глава 1. Традиционный подход к помощи развитию: история, цели, механизмы 7
1.1. История предоставления официальной помощи развитию 7
1.2. Предоставление помощи развитию как инструмент экономической дипломатии 11
1.3. Механизмы предоставления ОПР: двусторонние и многосторонние 14
Глава 2. Китай как новый донор помощи развивающимся странам 21
2.1. Предоставление Китаем помощи развитию в исторической ретроспективе 21
2.2. Предоставление помощи развитию Китаем: институциональный аспект 25
2.3. Предоставление двусторонней и многосторонней помощи развитию и интересы Китая 28
2.4. Основные отличия Китая от традиционных доноров 35
Заключение 41
Список источников и литературы 44
Актуальность темы. Предоставление помощи развитию сегодня занимает важное место во внешней политике ведущих государств. Оказание поддержки развивающимся странам рассматривается современными донорами не только как средство достижения всеобщего экономического роста, повышения уровня жизни населения и решения глобальных проблем, но и как инструмент достижения собственных внешнеполитических целей. Можно сказать, что в современном мире предоставление помощи развивающимся странам стало для доноров одним из экономических инструментов реализации национальных интересов.
Китай сегодня является лидером экономического роста в Тихоокеанском регионе, одной из крупнейших экономик мира, главной торговой державой в АТР. В XXI в. Пекин озвучил стратегию «мирного подъема», предполагающую превращение КНР в один из центров мирового влияния и достижение благосостояния в Азии и во всем мире . Можно сказать, что предоставление помощи развитию является для Китая одним из рычагов достижения глобального лидерства. По заявлениям официальных лиц КНР, Пекин, выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с развивающимися странами, стремится к обеспечению их социальной стабильности и гармоничного экономического роста. Однако, наряду с этим, политика современного Китая в вопросе предоставления помощи развитию отличается прагматичностью и нацеленностью на реализацию собственных интересов. Можно сказать, что предоставление помощи развивающимся странам стало одним из важных инструментов экономической дипломатии Китая. Под экономической дипломатией здесь понимается использование экономических рычагов воздействия для достижения национальных интересов.
КНР не является членом Организации экономического сотрудничества и развития и поэтому относится к группе новых доноров. В силу некоторых характерных черт, общепринятое определение ОПР не применимо к Китаю, поэтому для дальнейшего исследования необходимо сформулировать авторский термин. Помощь развитию Китая — это финансовые вложения в экономику развивающихся государств, имеющие целью реализацию проектов, способствующих экономическому росту страны-донора, совершаемые по решению Государственного Совета КНР, где риски берет на себя государство. Китай предоставляет помощь развитию в форме грантов, беспроцентных займов, кредитов на условиях выгоднее рыночных, предоставления технической помощи, прощения долгов, командирования специалистов и т. д.
Принимая во внимание то, что Китай сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой экономической системе, возникает необходимость разобраться в феномене помощи развитию Китая как нового донора.
Целью работы является определение особенностей Китая как нового донора помощи развивающимся странам.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Продемонстрировать особенности традиционного подхода к предоставлению помощи развитию;
2. Выделить основные этапы эволюции помощи развитию;
3. Выявить особенности предоставления помощи в двустороннем и многостороннем форматах;
4. Дать экспертную оценку современного подхода Китая к вопросу предоставления помощи;
5. Определить основные внутриполитические институты, занимающиеся вопросами предоставления помощи в Китае;
6. Показать основные форматы и цели сотрудничества Китая со странами-донорами;
7. Сформулировать отличия Китая от традиционных доноров.
Объектом исследования является помощь развитию.
Предмет исследования — помощь, предоставляемая Китаем в двухстороннем и многостороннем форматах развивающимся странам в XXI в.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 г. по настоящее время. В этот период существенно увеличился объем помощи, предоставляемой Китаем, Пекин утвердился в качестве одного их важнейших участников международных процессов содействия развитию и закрепился в статусе донора за счет быстрого экономического роста.
Методология исследования. В процессе исследования были применены следующие методы: сбор и анализ информации (для поиска статистических данных), структурно-функциональный метод (для выделения отдельных составляющих процесса предоставления помощи развитию), институциональный метод (для определения основных институтов, занимающихся данным вопросом), инвент-анализ (для выявления особенностей подхода КНР к вопросу предоставления помощи), системный подход (для рассмотрения помощи развитию как части внешней политики Китая), систематизация данных.
Для написания работы была использована обширная база источников. Источниковая база исследования основана, в основном, на данных Организации экономического сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций, Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития. На основании сведений, предоставленных ОЭСР, были сделаны выводы относительно объемах и специфики помощи, исходящей от западных стран . Из источников информации ОЭСР было взято определение официальной помощи развитию , ее составляющих, формах предоставления. Кроме того, ОЭСР публикует множество статистических данных, часть которых была использована в работе. Статистические данные были взяты из ежегодных отчетов АБР, Межамериканского банка развития. Данные, касающиеся подходов к ОПР, целей ее предоставления, истории развития, а также относительно классификации государств по уровню развития были взяты из источников, предоставленных ООН.
Отдельным источником следует выделить Белую книгу Китая «Предоставление помощи зарубежным странам» 2014 г. В документе содержатся комплексные данные относительно ОПР Китая за период с 2010 по 2012 гг.: секторальное, региональное распределение потоков помощи, виды помощи, особенности, цели и т.д.
Степень научной разработанности темы. Исследователей, занимающихся изучением помощи развитию, можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют ученые-теоретики, рассматривающие данный вопрос в целом. Сюда можно отнести: Дегтерева Д. А., Капица Л. М., Глазунова Е. М., Мавланов И. Р., Чинь Г.Т., Фролик Б.М.. Среди зарубежных авторов к этой группе исследователей относятся: Хелен В. Мильнер (Helen V. Milner), Дастин Тингли (Dustin Tingley), Герард Ван Билзен (Gerard Van Bilzen).
Другая группа исследователей занимается изучением помощи развитию традиционных доноров. К ним относятся: Шакиров А. Р., Федоровский А. Н.., Вода К.Р., Бородин Е. А., Ковригин Е. Б., Буланакова М. А., Керт Тарнофф, Мариан Л. Ловсон (Curt Tarnoff, Marian L. Lawson), Масахиро Каваи, Шинджи Тагаки (Masahiro Kawai, Shinji Takagi).
Еще одна группа авторов занимается изучением помощи развитию, предоставляемой Китаем. Сюда можно отнести: Лексютину Я. В., Мардашева А. А., Дебору Бротигам (Bräutigam Deborah), Лама и Фишера (Lum, Fischer), Сэми (Samy), Рейли (Reilly), Вольфа, Вана и Варнера (Wolf, Wang, Warner), Коппера (Copper).
В отдельную группу исследователей, занимающихся вопросом китайской помощи развитию, можно выделить исследователей из КНР Лю Хуну, Чжан Хайбина и Сюэ Ланя.
Стоит отметить, что тема является достаточно хорошо исследованной, однако существует мало работ, особенно в российской историографии, в которых содержится всестороннее исследование Китая как нового донора помощи в XXI в.
Новизна данного исследования состоит в том, что впервые представлен комплексный анализ основных характерных черт Китая как нового донора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Практическая значимость исследования: выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы сотрудниками СМИ, в педагогической и политико-просветительской деятельности.
Сегодня предоставление помощи развитию является важной составляющей внешнеполитических стратегий государств и одним из способов реализации национальных интересов. К основным задачам, которые доноры стремятся решить, помогая развивающимся странам, можно отнести получение политической поддержки, расширение культурного, экономического и политического влияния, получение доступа на рынки развивающихся государств, продвижение интересов отечественных производителей, стимулирование внутреннего рынка, обеспечение национальной безопасности.
Китай, являясь сегодня одним из наиболее быстроразвивающихся государств, играет важную роль в глобальных процессах содействия развитию. История деятельности Китая в качестве донора насчитывает более полувека, и за это время подходы Пекина к предоставлению помощи подверглись значительным трансформациям, более того, изменились экономические возможности Китая. Современный вид китайская помощь развитию приобрела в 2004-2005 гг., когда за счет устойчивого внутриэкономического роста существенно возросли объемы предоставляемого развивающимся государствам финансирования. Исторически сложилось так, что КНР занимает обособленную позицию в вопросах предоставления помощи развивающимся странам. Это, прежде всего, обусловлено тем, кто Китай не является членом Комитета содействия развитию ОЭСР и не придерживается традиционного подхода.
У КНР как у нового донора существует несколько важных особенностей. Во-первых, Пекин сегодня остается одним из крупнейших реципиентов помощи от традиционных доноров. Большая часть финансирования поступает от Азиатского Банка Развития, а также от таких традиционных доноров, как Германия и Япония. В то же время, по мере возрастания собственной экономической мощи КНР наращивает объемы предоставляемой помощи. Китая старается поддерживать статус донора, чтобы расширять влияние в странах-реципиентах и позиционировать себя как ответственного актора современных международных отношений. В то же время, подчеркивая свой статус развивающегося государства, Китай не только получает большее доверие стран-реципиентов, но и решает проблемы внутреннего развития за счет помощи, поступающей от развитых государств.
Кроме того, Пекину свойственно более широкое понимание помощи развитию, чем традиционным западным донорам. Китай включает в эту категорию не только гранты, беспроцентные и низкопроцентные займы с грант-элементом более 25%, прощение долгов, командирование специалистов и оказание технической помощи, но и то, что определяется традиционными донорами как инвестиционная деятельность. Еще одной особенностью китайской помощи развитию является то, что в нее включаются предоставляемые развивающимся странам торговые преференции. Из-за расхождений в трактовках, а также ввиду того, что Китай не публикует официальных сведений касательно предоставляемой помощи, оценить объемы помощи развитию, а тем более, сравнить их с объемами помощи, исходящей от традиционных доноров, достаточно сложно.
Китаю свойственен прагматичный подход к содействию развитию. Несмотря на то, что официальные лица Китая не раз подчеркивали, что в вопросах оказания помощи КНР руководствуется исключительно интересами стран-реципиентов, предоставление помощи развитию является важным инструментом экономической дипломатии современного Китая. Пекин использует этот инструмент по-разному, в зависимости от позиции, которую страна-реципиент занимает в том или ином вопросе. Например, Китай предоставляет гранты и низкопроцентные займы, а также помогает в реализации проектов, направленных на социальное развитие, тем странам, которые разрывают дипломатические отношения с Тайванем в пользу КНР. В то же время, Китай сворачивает программы помощи государствам, которые занимают невыгодную для него позицию по принципиальным вопросам, касающимся национальной безопасности и территориально целостности. Так как сегодня политическое влияние Пекина усиливается, а стран, официально признающих Тайбэй, становится все меньше, можно сказать, что содействие развивающимся странам для Китая является эффективным инструментом достижения внешнеполитических целей.
Также стоит отметить, что, в отличие от традиционных доноров, Китай предпочитает предоставлять помощь на реализацию проектов, дающих ощутимый результат в краткосрочной перспективе. Например, колоссальная часть от общего объема помощи, предоставляемой Китаем, идет на осуществление инфраструктурных проектов: на возведение транспортных путей, линий электропередач, портов, трубопроводов, объектов социальной инфраструктуры и т.д. Западные же страны часто предоставляют помощь на осуществление демократических преобразований, развитие институтов гражданского общества и т.д. — одним словом, на то, что не способно дать ощутимый результат в краткосрочной перспективе.
Кроме того, Китай не обставляет предоставляемую им помощь условиями внутренних преобразований в стране-реципиенте, за что часто встречает критику со стороны традиционных доноров. Пекин, действительно, не обращает внимания на уровень развития рыночных и демократических институтов и ситуацию с нарушениями прав человека в государствах-реципиентах и часто сотрудничает с авторитарными правительствами. Также КНР встречает критику в невнимании к экологическому фактору при финансировании проектов в развивающихся странах. Китай же в ответ на эти обвинения отвечает, что считает принцип невмешательства во внутренние дела стран-реципиентов одной из основополагающих частей своей внешней политики. Такой подход существенно отличается от подхода традиционных доноров, которые при предоставлении ОПР учитывают все вышеперечисленные факторы.
Также стоит отметить, что предоставление помощи развитию хорошо вписывается в концепцию внешней политики современного Китая. Многократно объявляя достижение всеобщего гармоничного развития своей главной внешнеполитической целью, Пекин стремится утвердиться в качестве одного из важнейших участников международной системы, заявить в себе как об ответственном государстве и подчеркнуть собственную значимость для глобального роста.
В настоящее время КНР, сумев накопить существенную экономическую мощь, активно поддерживает инициативы создания новых институтов содействия развитию — Азиатского банка развития и Нового банка развития БРИКС. Эти структуры должны стать дополнением традиционных банков развития, таких, как ВБ и АБР, и выделять средства, в основном, на финансирование инфраструктурных проектов в тех регионах, которые недополучают внимание традиционных доноров. Особенностью новых институтов можно назвать то, что они не будут обставлять получение помощи какими-либо условиями и смогут стать альтернативой для стран, которые не удовлетворяют условиям ВБ или АБР. Кроме того, для Китая создание новых институтов — это возможность занять более прочное место в глобальной архитектуре предоставления помощи развитию.
Таким образом, феномен КНР как нового донора достаточно интересен, и помощь, предоставляемая Пекином, имеет некоторые особенности, которые определяют характер отношений Китая с реципиентами и традиционными донорами. Учитывая экономическую мощь современного Китая, этот феномен нуждается в дальнейшем изучении и исследовании.
1. Китайский информационный Интернет-центр. Мирное развитие Китая // http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2011-09/22/content_23472127.htm
2. Китайский информационный Интернет-центр. Национальная оборона Китая в 2010 г. // http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2011-10/20/content_23676601.htm
3. ООН. ООН и наименее развитые страны // http://www.un.org/ru/development/ldc/
4. ООН. Римская декларация по вопросам согласования // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/romedecl_on_harmonization.shtml
5. ООН. Цели в области развития, поставленные в Декларации тысячелетия // http://www.un.org/ru/millenniumgoals/
6. ОЭСР. Парижская Декларация по повышению эффективности внешней помощи // https://www.oecd.org/dac/effectiveness/35023545.pdf
7. Asian Development Bank. Annual Report 2012 // https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/33806/od-appendix1.pdf
8. Asian Development Bank. Annual Report 2013 // https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/42741/od-appendix1.pdf
9. Asian Development Bank. Annual Report 2014 // https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/158032/od-appendix1.pdf
10. Asian Development Bank. Annual Report 2015 // https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/218696/od-appendix1.pdf
11. Asian Development Bank. Annual Report 2016 // https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/237881/od-appendix9.pdf
12. Asian Infrastructure Investment Bank. Articles of Agreement // https://www.aiib.org/en/about-aiib/basic-documents/_download/articles-of-agreement/basic_document_english-bank_articles_of_agreement.pdf
13. Asian Development Bank. Member Fact Sheet – 2015. 15.04.17 // https://www.adb.org/sites/default/files/publication/27789/prc-2015.pdf
14. Asian Infrastructure Investment Bank. About AIIB // https://www.aiib.org/en/about-aiib/index.html
15. Asian Infrastructure Investment Bank. Members and Prospective Members of the Bank // https://www.aiib.org/en/about-aiib/governance/members-of-bank/index.html
16. China Exim Bank. The Export-Import Bank of China // http://english.eximbank.gov.cn/tm/en-TCN/index_617.html
17. China Development Bank 中国开发银行. About CDB // http://www.cdb.com.cn/English/gykh_512/khjj/
18. China Development Bank. 中国开发银行. China Development Bank China-Africa Development Fund // http://www.cdb.com.cn/English/ywgl/zhjryw/zffzjjyxgs/
19. CIA. Soviet and Chinese Aid to North Vietnam. 15 may 1974 // https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/DOC_0000309268.pdf
20. International Monetary Fund. International Monetary Fund Debt Relief Under the Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative // http://www.imf.org/en/About/Factsheets/Sheets/2016/08/01/16/11/Debt-Relief-Under-the-Heavily-Indebted-Poor-Countries-Initiative
21. Inter-American Development Bank. China to provide $2 billion for Latin America and the Caribbean Co-financing Fund // http://www.iadb.org/en/news/news-releases/2013-03-16/china-co-financing-fund,10375.html
22. Inter-American Development Bank. The Year in Review Inter-American Development Bank Annual Report 2014 // https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/6855/2014%20Annual%20Report.%20%20The%20Year%20in%20Review.pdf?sequence=13
23. Inter-American Development Bank. The Year in Review Inter-American Development Bank Annual Report 2015 https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/7554/IDB-Annual-Report-2015-The-Year-in-Review.pdf?sequence=5
24. International Monetary Fund. International Monetary Fund Debt Relief Under the Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative // http://www.imf.org/en/About/Factsheets/Sheets/2016/08/01/16/11/Debt-Relief-Under-the-Heavily-Indebted-Poor-Countries-Initiative
25. Japan International Cooperation Agency. Official Development Assistance Loans // https://www.jica.go.jp/english/our_work/types_of_assistance/oda_loans/standard/2011.html
26. New Development Bank. Agreement on the New Development Bank – Fortaleza, July 15 // http://www.ndb.int/wp-content/themes/ndb/pdf/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf
27. OECD. About the OECD // http://www.oecd.org/about/
28. OECD. Aid statistics by donor, recipient and sector // http://www.oecd.org/statistics/datalab/oda-recipient-sector.htm
29. OECD. Compare your country. Official Development Assistance 2016 http://www2.compareyourcountry.org/oda?cr=20001&cr1=oecd&lg=en&page=1
30. OECD. Multilateral Aid // http://www.oecd.org/dac/aid-architecture/multilateralaid.htm
31. OECD. OECD Glossary of Statistical Terms // http://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-glossary-of-statistical-terms_9789264055087-en
32. OECD. Secretariat report on ODA loans in 2012 // http://www.oecd.org/dac/stats/documentupload/report%20on%202012%20ODA%20loans%20including%20list%20of%20loans.pdf
33. OECD.Stat. Total receipts by country and region (ODA+OOF+private) // http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REF_TOTALRECPTS
34. OECD. Terms analysis – calculation of the grant element // https://www.oecd.org/dac/stats/31426795.pdf
35. OECD, Workbook: OECD DAC Aid at glance by donor // https://public.tableau.com/views/AidAtAGlance/DACmembers?:embed=y&:display_count=no?&:showVizHome=no#1
36. Slik Road Fund. 丝路基金Silk Road Fund Overview // http://www.silkroadfund.com.cn/enweb/23809/23812/32910/index.html
37. The World Bank. Net official development assistance and official aid received (current US$) // http://data.worldbank.org/indicator/DT.ODA.ALLD.CD?end=2015&locations=CN&start=1979&view=chart
38. United Nations. United Nations Development Decade; A programme for international economic cooperation // http://repository.un.org/handle/11176/173419
39. What you need to know about the BRICS New Development Bank http://rightsindevelopment.org/wp-content/uploads/2015/08/BRICS-NDB-Factsheet-Final-1.pdf
40. World Bank. Managing Development: The Governance Dimension // http://documents.worldbank.org/curated/en/884111468134710535/pdf/34899.pdf
41. World Bank Group. Biggest donors by countries – 2010 // https://finances.worldbank.org/Trust-Funds-and-FIFs/Biggest-donors-by-countries-2010/r2cs-ptjn/data
42. 中国进出口银行2015年年度报告 [Ежегодный отчет Экспортно-Импортного Банка Китая, 2015 г.] // http://infopub.sgx.com/FileOpen/The%20Export-Import%20Bank%20of%20China%202015%20Annual%20Report.ashx?App=Prospectus&FileID=29538
43. 2014中国的对外援助 [Белая книга Китая по иностранной помощи – 2014 г.] // http://www.gov.cn/zhengce/2014-07/10/content_2715467.htm
Литература:
Монографии
1. Жариков М.В. Интернационализация валют стран БРИКС. М.: Проспект, 2016. 207 с.
2. Ковалев М. М., Румас С. Н. Банки развития. Новая роль в XXI веке. Минск: Издательский центр БГУ, 2016. 151 с.
3. Содействие международному развитию / под ред. В. И. Бартнева и Е. Н. Глазуновой. М.: Всемирный банк, 2012. 408 с.
4. John F. Copper. China’s Foreign Aid and Investment Diplomacy, Volume I. Palgrave Macmillan US, 2016. p. XI, 283
5. John F. Copper. China’s Foreign Aid and Investment Diplomacy, Volume II. History and Practice in Asia, 1950-Present. Palgrave Macmillan US, 2016. p. 274
6. John F. Copper. China’s Foreign Aid and Investment Diplomacy, Volume III. Strategy Beyond Asia and Challenges to the United States and the International Order. Palgrave Macmillan US, 2016. p. 318.
7. Naohiro Kitano, Yukinori Harada. Estimating China’s Foreign Aid 2001–2013. Japan, 2014. P. 17.
Научные статьи и другие исследования
8. Вода К.Р. Содействие международному развитию и интересы безопасности Японии // Проблемы Дальнего Востока. 2016. №4. С. 54-62
9. Зайцев Ю. К. Многосторонние механизмы содействия международному развитию: проблемы результативности и реформирования // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы. 2012. С.122-133.
10. Капица Л. М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИМО. 2011. №4. С.70-98.
11. Ковригин Е. Япония-Китай: официальная помощь развитию как инструмент экономического взаимодействия // Пространственная экономика. 2012. №3. С 9-33
12. Лексютина Я. В. Конкурирующая экспансия США и Китая в Тропической Африке // ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. №4. С. 110-126
13. Лексютина Я. В. Предоставление помощи как инструмент реализации национальных интересов Китая. Россия и Китай в современных международных отношениях. 2015. С. 515-518
14. Лексютина Я. В. Экономическая дипломатия Китая в XXI веке // Проблемы Дальнего Востока. 2015. №2. С. 24-37.
15. Мавланов И. Р. Дипломатия содействия международному развитию // Вестник МГИМО. 2011. №6. С.107–118.
16. Савинский С. П., Смахтин Д. А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. 2007. №5. С. 63–68.
17. Сазонов С., Петрунько К., Цзы У. Транспортная стратегия КНР в Юго-Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. 2016. №2. С. 107-118
18. Федоровский А., Вода К. Помощь развитию во внешней стратегии Китая, Республики Корея и Японии // мировая экономика и международные отношения. 2016. №12. С. 82-91
19. Чинь Г.Т., Фролик Б.М. Международная архитектура содействия развитию. Новые доноры содействия международному развитию // Вестник международных организаций. №2 (28). 2010. C.142–158.
20. Шакиров А. США: официальная помощь развитию // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №3. С. 43-51
21. Bräutigam Deborah. Aid ‘With Chinese Characteristics’: Chinese Foreign Aid and Development Finance Meet the OECD-DAC Aid Regime // Journal of International Development. 2008. Vol. 23, №. 5. p. 752–764.
22. Glaser Bonnie S., Medeiros Evan S. The Changing Ecology of Foreign Policy Making in China: The Ascension and Demise of the Theory of “Peaceful Rise” // The China Quarterly. 2007. Vol. 190, №. 2. P.291–310.
23. Kobayashi, Takaaki. Evolution of China’s Aid Policy // JBICI Working Paper. 2008. №.27, p. 4
24. Lum Th., Fischer H., Gomez-Granger J., Leland A. China’s Foreign Aid Activities in Africa, Latin America , and Southeast Asia. Congressional Research Service. February 25, 2009
25. Nowak W. China’s Development Aid Strategies // Chinese Business Review. 2015. Vol. 14. №4. P. 201-209
26. Wolf Ch., Wang X., Warner E. China’s Foreign Aid and Government-Sponsored Investment Activities // National Defense Research Institute. 2013
27. Xue Lan. China's Foreign Aid Policy And Architecture // IDS Bulletin. 2014. №45.4. P. 36–45.
28. Yiagadeesen Samy China's Aid Policies in Africa: Opportunities and Challenges //The Round Table. 2010. Vol. 99, No. 406, P. 75–90.
29. 刘鸿武。对非发展援助与中国国际责任的当代实践 [Лю Хуну. Помощь развитию Африки и современная практика международной ответственности Китая] 浙江师范大学学报( 社会科学版)。 2015 年。第2 期。第40 卷。第1-10页。
Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций
30. Ли Ливэй. Реформирование банковской системы Китая. Автореферат Диссертации кандидата экономических наук. М., 2006 г. 31 с.
31. Dylla Jonas. China’s and OECD’s Development Assistance Approaches and their implication? Диссертация магистра международной политики. Шанхай, 2014 г. 86с.
Материалы новостных сайтов и электронных газет
32. К открытию в Боао "круглого стола" "Мирный подъем Китая и новая роль Азии" // China.org.cn. 18.05.2017. // http://russian.china.org.cn/russian/170257.htm
33. Лишь пять богатых стран выполнили свои обещания по оказанию официальной помощи в целях развития // ООН. 14.04.2017. // http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=24478#.WNF-3aBcEbc
34. Новый банк развития БРИКС: итоги первого года работы // Российский совет по международным делам. 14.04.2017. // http://russiancouncil.ru/blogs/mihail-lavrov/?id_4=2832
35. «Один пояс, один путь». Речь Си Цзиньпина // ИноСМИ. 17.05.2017. // https://inosmi.ru/politic/20170517/239368854.html
36. Цели, задачи, основные направления деятельности ОЭСР // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 07.05.2017. // https://oecdcentre.hse.ru/tasks
37. Чего хочет Азия? // Россия в глобальной политике. 14.04.2017. // http://www.globalaffairs.ru/number/Chego-khochet-Aziya-17310
38. AfDB announces US $2 billion fund with China. African Development Bank Group // 12.05.2017. // https://www.afdb.org/en/news-and-events/afdb-announces-us-2-billion-fund-with-china-13165/
39. China and Kenya signs 15 agreements to enhance cooperation // Today financial news. Get to know. 14.04.2017. // http://todayfinancialnews.com/trade-and-investment/2663-china-and-kenya-sign-15-agreements-to-enhance-cooperation-
40. China and the World Bank // Brettonwoods project. 26.04.2017. // http://www.brettonwoodsproject.org/2011/09/art-568894/
41. China raises Nepal aid five-fold, calls crackdown on Tibetans a precious support // Tibetan Review. 14.04.2017. // http://www.tibetanreview.net/china-raises-nepal-aid-five-fold-calls-crackdown-on-tibetans-a-precious-support/
42. China’s Aid to Africa: Monster or Messiah? // Brookings. 14.04.2017. // https://www.brookings.edu/opinions/chinas-aid-to-africa-monster-or-messiah/
43. James Reilly. China’s economic statecraft: turning wealth into power // University of Sydney. 09.05.2017. // http://www.lowyinstitute.org/files/reilly_chinas_economic_statecraft_web.pdf
44. Leadership to the Americas Chinese Finance to LAC in 2015: Doubling down // The Dialogue. 14.04.2017. // http://www.thedialogue.org/wp-content/uploads/2016/02/Dialogue-LoansReport-v4-lowres.pdf
45. Management China’s Silk Road Fund reveals first investment project // Asia Asset. 14.04.2017. // http://www.asiaasset.com/aam/2015-05/0515_invest.aspx
46. People’s Republic of China // Caribbean Development Bank. 12.05.2017. // http://www.caribank.org/about-cdb/member-countries/nonregional-members/china
47. U.S. Aids Lebanese Military Because of, and Despite, What It Gets in Return // The New York Times. 21.04.2017 // https://mobile.nytimes.com/2010/08/22/world/middleeast/22lebanon.html