Введение 3
Глава 1. Создание бренда и его идентичность 4
1.1. Анализ подходов к понятию бренд 4
1.2.Идентичность бренда 8
1.3.Архитектура бренда 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Продвижение и позиционирование бренда 24
2.1.Этапы позиционирования бренда и проблемы, возникающие на каждом этапе 24
2.2.Стратегии позиционирования 31
2.3. Интегрированные маркетинговые коммуникации в продвижении бренда 38
Выводы по 2 главе 46
Глава 3. Формирование стратегии позиционирования корпоративного бренда SberX 47
3.1. История появления бренда SberX 47
3.2. Текущее позиционирование SberX на рынке 52
3.3. Формирование стратегии позиционирования бренда SberX 63
Выводы по 3 главе 70
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 76
На современных этапах развития экономики и общества одним из ключевых элементов успешного развития компании является бренд и грамотное выстраивание стратегии его позиционирования. Нельзя недооценивать важность брендинга в конкурентной борьбе и завоевании лояльности потребителей. Бренды окружают нас везде. Каждая компания, занимающая сильную позицию на рынке, имеет свои особенности и индивидуальные идентификаторы, которые позволяют потребителю воспроизвести в памяти конкретный бренд и выбрать именно его, потому что он смог создать образ качества, надежности и других наиболее привлекательных характеристик. Для этого компании активно применяют современные модели создания бренда, его идентичности и архитектуры, а также стратегии позиционирования и продвижения для коммуникаций с потребителем и донесения до него основных ценностей, уникальных характеристик, преимуществ бренда. В условиях цифровизации данное направление так же динамично развивается. Появляются новые ниши, которые нуждаются в создании правильных ассоциаций и комплексном продвижении.
Целью научной работы является создание стратегии позиционирования для корпоративного бренда экосистемы SberX с применением современных методов, существующих в брендинге, и их адаптация к особенностям рассматриваемой компании.
Задачи, которые были поставлены перед началом работы:
1. Анализ подходов к понятию бренд и формирование его комплексного определения;
2. Рассмотрение основных моделей идентичности бренда и их сравнительный анализ;
3. Раскрытие понятия архитектуры бренда и его основных компонентов;
4. Выстраивание этапов позиционирования брендов и рассмотрение проблем, возникающих на каждом этапе;
5. Исследование существующих стратегий позиционирования и их сравнительный анализ;
6. Обзор инструментов интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении бренда;
7. Изучения истории появления бренда SberX;
8. Выявление текущего позиционирования бренда SberXна рынке;
9. Формирование стратегии позиционирования бренда SberX.
Подводя итоги проделанной работы, можно сформулировать основные выводы, полученные в ходе исследования и формирования стратегии позиционирования корпоративного бренда.
В первой главе было сформулировано понятие бренда, основанного на комплексе подходов, рассматриваемых различными авторами. Также определены основные характеристики бренда, его отличие от торговой марки и товара и его классификация с учетом развития брендинга в цифровой среде. Отдельное внимание было уделено идентичности бренда, рассмотрению как традиционных, так и современных моделей системы характерных особенностей бренда. Был проведен их сравнительный анализ и формулирование выводов, основанных на том, что современные модели более применимы на практике, так как они были созданы на основе традиционных с корректировками на рыночные особенности. Было раскрыто понятие архитектуры бренда и определены его основные компоненты: портфель марки, роли брендов, а также роли в контексте «товар-рынок». Были описаны основные типы архитектуры и предложен новый тип, связанный с активной цифровизацией, - тип экосистемы, так как она представляет собой отдельный вид развития бренда со своими характерными особенностями.
Во второй главе описание этапов позиционирования бренда и выявление основных проблем, возникающих на каждом из них, позволяет грамотно выстраивать план работы с брендом и минимизировать риски неудачи на каждом его шаге. Были перечислены преимущества, появившиеся от охвата процессом цифровизации данной сферы. Также рассматривались основные стратегии позиционирования, проведение сравнительного анализа которых способствует выбору наилучшей модели для конкретного бренда. Также были предложены дополнения видов позиционирования к стратегии Д.Аакера ввиду активного развития брендинга и необходимости рассмотрения данной модели с вариантами развития концепции в будущем и при репозиционировании. Отдельное внимание было уделено интегрированным маркетинговым коммуникациям, анализу их основных инструментов, влиянию на них цифровых технологий и этапам разработки коммуникационной стратегии с раскрытием основных проблем, которые могут встретиться на каждом из этапов.
В третьей главе была проанализирована экосистема Сбербанка. В первую очередь SberX следует делать акцент на безопасности и удобстве своего бренда, так как это является его заметным преимуществом на рынке. В настоящее время такое понятие как экосистема только начинает появляться в России, поэтому SberX может стать лидером в данной нише. Также были выявлены характерные особенности, которые являются важными для потребителей: решение всех вопросов онлайн, «бесшовность» системы, высокая скорость выполнения операций.
Основными мерами, предложенные в работе, для выстраивания целостной системы могут быть утверждение нового название и логотипа SberX, создание единого сайта и приложения, объединяющих все бренды, а также наличие общих атрибутов у всех брендов в портфеле группы Сбербанк.
Продвижение должно проводиться для целевой аудитории экосистемы Сбербанка. Первая и основная группа - это потребители с активным жизненным статусом в возрасте от 24 до 44 лет, которые строят свою карьеру или бизнес и стремятся к непрерывному образованию и стабильности. До них должно быть донесено, что экосистема является наиболее высокотехнологичной, удобной и безопасной из всех существующих на рынке, позволяющей быстро решать все проблемы. Вторая группа основных клиентов - молодые люди (в возрасте от 18 до 24 лет). Для них бренд должен быть инновационным продуктом, включающим в себя определенные привилегии для студентов, возможность решать все проблемы онлайн. Продвижение должно проводиться на основе комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций с активным использованием цифровых технологий и индивидуализации под каждого потребителя.
1. Аакер Д. Создание сильных брендов / Пер. с англ. М.: Издательский Дом Гребенникова,2003.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление 7-е изд. СПб.: Питер, 2007 с. 328
3. Аакер Д., Э.Йохимштайлер. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Пер.с англ. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.
4. Аверина, О.В. Разработка коммуникационной стратегии бренда / О. В. Аверина // Маркетинговые коммуникации. – 2018. - №4.
5. Брендбук Сбербанка
6. Бренды и брендинг. Клифтон Рита, Симмонз Джон и др. / Пер. с англ.. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 252 стр.
7. Вечканов М.В. Репозиционирование: смена положения бренда / компании на рынке // Маркетинговые коммуникации. — 2010. — No4. — С.234–239 с.235
8. Вуд Л. Бренды и капитал брендов: что это такое и как ими управлять // Бренд-менеджмент. — 2006. — No3. — С.134-144
9. Гавриков А.В. Маркетинг офлайн и онлайн: «взболтать, а не смешивать» // Реклама. Теория и практика. — 2016. — No2. — С.110–115
10. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
11. Даулинг Г. Наука и искусство маркетинга / Пер. с англ. СПб.: Вектор, 2006
12. Зиганшина, А. Этапы реализации коммуникационной стратегии брендов в цифровой среде / А. Зиганшина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры . - 2018. – № 2.
13. Инновационный маркетинг : учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 474 с. с. 165
14. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда Пер. с англ. М.: Вершина, 2007.
15. Келлер К. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Вильямс, 2005.
16. Коледенков Д.В. Оценка эффективности коммуникации бренда с потребителем: комплексный подход // Маркетинговые коммуникации. — 2016. — No6.
17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент 15-е изд. С. 326
18. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: под ред. В. Б. Колчанова, СПб Питер, 2005
19. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие /. М.: «Дашков и К°», 2016. — С. 96
20. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 342 с. с. 77
21. Наумов.В.А. Стратегический маркетинг. 2020, 356 с. Инфра-М; с. 86
22. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05049-3. С. 147
23. Рамзи Б.М. Маркетинговая коммуникация инновационных процессов в условиях цифровизации экономики
24. Ромат Е. Маркетинговые коммуникации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Е. Ромат, Д. Сендеров. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 496 с.
25. Савченко Е.В. Анализ позиций и стратегии ПАО «Сбербанк» на российском и международном рынке
26. Старов С.А. Позиционирование как ключевой этап строительства бренда // Бренд-менеджмент. — 2009. — No4. — С.198–211
27. Стратегия развития Сбербанка 2014-2018 гг.
28. Feldwick R. What is Brand Equity Anyway? Henley-on-Thames: World Advertising Research Centre, 1999.
29. Kevin L. Keller. Brand Equity // The Palgrave Encyclopedia of Strategic Management – 2006
30. McDonald M. Marketing Plans — How to Prepare Them, How to Use Them. Oxford, Butterworth Heinemann, 1999.
31. Ward E. Building a unique brand identity: measuring the relative ownership potential of brand identity element types // Journal of Brand Management – 2018
32. http://www.shiseido.ru/about-the-brand/history/
33. https://life.ru/p/1257799
34. https://medium.com/@1999
35. https://performance360.ru/sberbank
36. https://pro.similarweb.com/#/website/audience-demographics/infoshare.pl,marketingibiznes.pl,marr.pl,sprawnymarketing.pl/*/999/3m?webSource=Desktop
37. https://vc.ru/marketing/20099-auto-commercial
38. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/105427-kak-rossiyskie-kompanii-stroyat-ekosistemy-chto-proishodit-i-chego-ozhidat
39. https://www.forbes.ru/milliardery/362021-yandekseksperimenty-kak-poiskovik-prevratilsya-v-ekosistemu-i-chto-eto-takoe
40. https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/12/13/789261-sberbank-sberru
41. https://www.vedomosti.ru/finance/news/2020/03/04/824391-sberbank-ustupil-pervenstvo