Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ XI-XIV ВЕКОВ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Работа №135526

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава I. Днепровское и донское объединения. 6
Глава II. Кавказ и прикавказские степи. 27
Глава III. Северное Причерноморье. 46
Глава IV. Урал и Поволжье. 58
Глава V.Религия и общественный строй половцев. 70
Заключение. 84
Список использованных сокращений 86
Список источников. 87
Список использованной литературы. 89


Название работы достаточно общее, поэтому нуждается в уточнении. Во-первых, в историографии нет единого мнения о том были ли половцы, куманы и кипчаки одним народом, или же это разные названия одного и того же народа. В рамках этого исследования будем считать, что половцы населяли европейскую часть степей, а кипчаки – азиатскую. Хотя во второй половине XIII века вследствие монгольской внутренней политики часть кипчаков перекочевывает в европейскую часть степей, половцы все равно продолжали преобладать в европейской части Степи.
Таким образом, «Половецкая земля» – исторический макро-регион охватывающий степи Евразии от бассейна р. Урал на востоке до низовий Дуная на западе.
Другой присутствующий в названии термин – «культура», также многозначен. В данном случае культура рассматривается, прежде всего, как сочетание религии и общественных отношений (совокупность которых сформировали мировоззрение и ментальность половцев).
Объектом исследования данной работы является Половецкая земля.
Предмет исследования: история и культура Половецкой земли: процессы внутреннего развития и изменения, происходившие в половецком обществе в XI-XIV веках.
Наконец, хронологические рамки. XI век – время, когда половцы появились в южнорусских степях, у границ Византии и на Кавказе. Конечно, монгольское завоевание стало определенным рубежом в истории Половецкой земли, но на этом история половцев не кончилась. С середины XIII века половцы теряют политическую самостоятельность, становясь подданными Золотоордынских ханов.
Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Четыре главы описывают историю отдельных регионов Половецкой земли. При этом в работе не рассматривается история пребывания половцев в Венгрии.
Пятая посвящена культуре и отражает то общее, что было характерно для половцев в независимости от территории кочевания конкретной орды.
Таким образом, большая часть работы построена по территориально-хронологическому принципу. Такой подход имеет свои недостатки. Во-первых, границы Половецкой земли (как внешние, так и внутренние) не были постоянными. Во-вторых, не всегда можно понять, о каких именно половцах идет речь в источнике. Однако, большая территория европейской части степей (по мнению С.А. Плетневой, если судить по каменным изваяниям, то основные кочевья половцев я растянулись на 750 км. с запада на восток и на 500 км. с севера на юг, Д.А. Расовский и вовсе считал, что «Поле Половецкое» растянулось от Дуная до о. Балхаш ) подразумевает определенную региональную специфику.
В работе использованы русские и грузинские летописи, византийские хроники, труды западноевропейских и арабских историков и путешественников. О половцах упоминают и китайские источники. Как правило, эти источники предвзяты, и большой проблемой является почти полное отсутствие источников половецкого происхождения. Особняком здесь стоит «Codex Cumanicus» – половецкий словарь, составленный миссионерами в Крыму в 1303 году. «Сodex» состоит из двух частей, первая часть – непосредственно сам словарь, который содержит около 1300 слов, втора часть состоит из 47 загадок и несколько религиозных текстов.
Конечно, когда речь идет об изучении бесписьменных народов, особое значение приобретают археологические источники. В данном случае это погребения и каменные и деревянные изваяния. Они помогают реконструировать социокультурные реалии половецкого общества, о которых письменные источники дают весьма скупую информацию.
Работ посвященных половцам и их взаимоотношения с другими государствами достаточно много. В данном случае, исходя из построения работы, всю использованную литературу можно разделить на три основных группы: 1) общие работы по истории половцев и других средневековых кочевников Евразии; 2) общие работы по истории «регионов» в рамках «Половецкой земли»; 3) более узкие работы, посвященные отдельным сюжетам в рамках большой темы.
Цель исследования: описание и многоаспектный анализ истории развития макро-исторического региона «Половецкая земля» в XI-XIV веках и взаимоотношений половцев с соседними государствами в период политической независимости (до монгольского завоевания)
Задачи исследования:
1) Изучить и критически проанализировать историографию по данной проблеме.
2) Выявить и отразить: 1) дискуссионные вопросы; 2) недостаточно изученные аспекты проблемы.
3) Найти и проработать источники.
4) Выявить и оценить значимость факторов оказавших влияние на развитие. Половецкой земли в XI-XIV веках.
5) Попытаться установить причинно-следственные связи.
6) сформировать общую картину развития макро-исторического региона «Половецкая земля» в XI-XIV веках.
В настоящее время в связи с процессами глобализации все острее встает вопрос сохранения национальных государств. Обращение к историческому опыту прошлого может помочь в решении этих проблем. Поэтому изучение истории национальных государственных образований и народов, в том числе и половцев, сегодня очень актуально.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как видно из рассмотренного выше материала, исторические судьбы половцев в отдельных регионах земли Половецкой сложились по-разному.
Но одно событие разделило всё на «до» и «после». Речь, конечно же, о монгольском завоевании. Если до первой трети XIII века главное внимание при описании событий было уделено взаимоотношениям половцев с другими государствами, то после Батыева нашествия речь идет не о политически самостоятельных ордах, а об основной массе населения Золотой Орды.
Говоря о первом этапе, следует отметить, что взаимоотношения половцев с другими народами могли складываться по-разному.
В данной работе наибольшее внимание уделено роли половцев в истории Древней Руси и Грузинского царства. Сравнение достаточно показательно.
Половцы отлично подходили на роль наемников, а полицентричное политическое устройство Древней Руси, при которой межволостная борьба становилась неизбежной , во многом предопределило активное участие половцев в этих конфликтах. При этом половцы имели хорошую возможность безнаказанно грабить и разорять русские земли. Хотя не все так однозначно: некоторые князья (отстаивающие интересы своей волости) смогли при половецкой поддержке достичь своих целей. К тому же несколько раз половцы выступали союзниками русских в борьбе с венграми, волжскими булгарами и монголами. Но если рассматривать в целом, то соседство с половцами негативно отразилось на развитии Древней Руси, и особенно, ядра Древнерусского государства – Русской земле.
В Грузии же политическое устройство кардинально отличалось.
Была царская власть и крупные феодалы, которые противились усилению царской власти. К тому же был внешний враг – турки-сельджуки. Половцы, появившись в Грузии по инициативе Давида IV Строителя, и будучи оторванными от местных элит, полностью зависели от царя. Поэтому половцы практически в любой ситуации поддерживали действующего монарха, конечно, получая деньги, чины и прочие привилегии за свою верность.
Таким образом, в зависимости от обстоятельств (политического устройства и др. факторов) половцы могли оказать разное влияние на развитие соседних государств.
После монгольского завоевания половцы потеряли политическую самостоятельность, были вынуждены совершать перекочевки, главным образом в Поволжье, частично даже осели, в построенных Золотоордынскими ханами городах. Но это не означало, что половцы перестали существовать как народ. Они стали основой населения Золотой Орды. Как писал арабский историк первой половины XIV века ал-Омари: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им
завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они
(Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля
одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар), и все
они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого
что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали
в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков)»
При этом, именно верность традициям, язычеству и кочевому образу жизни (в данном случае можно говорить об определенном антагонизме между оседлой и кочевой культурами) позволило половцам сохранить свою самобытность и после утраты политического господства в Степи.
И хотя в настоящее время нет народа, который можно было бы считать прямыми потомками половцев, нельзя не отметить, что половцы участвовали в этногенезе многих современных народов, оказали серьезное влияние на их язык и культуру. Особенно это касается татар (в том числе и крымских татар), башкир, казахов, карачаевцев и балкарцев.



1. Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. Пер. со старофранц. Цыбулько Г. Ф.- под редакцией Карачинского А. Ю., – СПб,2012- 400c.
2. Иакинф (Бичурин Н. Я.) История первых четырёх ханов из дома Чингисова. СПб. 1829-457с.
3. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. - М.: Изд-во вост. литературы, 1962. - Т.II. - 938с.
4. Картлис Цховреба. История Грузии. Метревели Р. (гл. редактор). Тбилиси 2008-456с.
5. Комнина А. Алексиада / Вступ. ст., пер., коммент. Я.Н. Любарского. - М.:Наука, 1965. - 688с.
6. Константин Багрянородный. Об управлении империей: текст, перевод, комментарий. - М.: Наука, 1989. - 493с.
7. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей - Л.: Изд-во АН СССР, 1927. Т. I.-286с.
8. Марголин П. В. Три еврейских путешественника Х1-Х11 вв. - СПб., 1881. -72с.
9. Материалы по истории Азербайджана из Тарих ал-Камиль (Полного свода истории) Ибн ал-Асира. Пер. П.К. Жузе . Баку, 1940-182с.
10. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. - М.: Наука,1965. - Т.IХ. - 256с.
11. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. - М.;Л.: Изд-во АН СССР,1950. - 640с.
12. Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перятц. - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – Ч.I. - 405с.
13. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1957.-272с
14. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.2. М. 1960-248с.
15. Себастаци. Летопись // Армянские Источники о Монголах : Извлечения из рукописи XIII-XIV вв. / Ред.: С. Дылыков; Перевод с древнеармянского А. Галстяна; Академия наук СССР, Институт Народов Азии.-153с.
16. Слово о полку Игореве / Под ред. В. П. Андриановой-Перетц. - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1950.-483с.
17. Татищев В. Н. История Российская: В 7-ми т. М.; Л., 1963. Т.III.– с.333.
18. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.- СПб., 1884. - Т.I. Извлечения из сочинений арабских.-563с.
19. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.- М.;Л., 1941. - Т.II. Извлечения из сочинений персидских авторов. -310с.
20. Хониат Н. История со времени царствования Иоанна Комнина. - СПб.: Тип. департ. уделов, 1862. - Т.II. - 542с.

Список использованной литературы.
1. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. Черкесск. 1965. –с.115.
2. Анчабадзе 3. В. Кипчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей XI-XIV вв. // Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22-26 июня 1959 г.). - Нальчик, 1960.-С.113-126.
3. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Алматы, 2012. -256с.
4. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии// Сочинения.T.V. М.1968.-С.19-175
5. Бартольд В.В.. История турецко-монгольских народов// Сочинения. T.V. М.1968.-С.195-232
6. Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии//Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии . Нальчик 1980.-С. 162-187.
7. Бира Ш. Монгольская идеология тенгризма и Хубилай-хан //Золотоорлынское обозрение Т.I. Казань. 2013.-С.36-44.
8. Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение “ Тэнгрианство” Казань. 2006.-164с.
9. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Руси, народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа // Древнейшие государства на террйтории СССР. М„ 1991. -С. 5-151.
10. Босфорт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. (Пер. с англ П.А. Грязневича) М. 1971-324с.
11. Бочаров С.Г., Масловский А.Н. Наиболее массовые типы поливных импортов крымского производства и некоторые вопросы торговли в Восточной Европе в XIV в.//Поволжская археология №4 (14).Казань. 2015.-С.189-199.
12. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (ХI-ХIVвв.). - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 488с.
13. Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М.А. История Грузии (с древнейших времён и до наших дней). Тбилиси,1993-243с.
14. Васильевский В.Г. Труды Васильевского В.Г. Изд-во Академии наук, СПб. 1908. - Т.1. 401 с.
15. Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. СПб. 2004.-362с.
16. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа Х-ХШ вв. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 1994. - 240с.
17. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IХ-ХIII вв. Киев, 1884.– 257с.
18. Голубовский П.В. Половцы в Венгрии. Киев, 1889.–29с.
19. Голыженков И. Битва на Калке 31 мая 1223 года. М., 1996. – 48с.
20. Гольден П.Б. Религия кипчаков средневековой Евразии// Степи Европы в эпоху Средневековья. – Т.6.: Золотоордынское время. Донецк, 2008.-С.309-340.
21. Горелик М.В. Золотоордынский костюм Кавказа (вторая половина XIII–XIV вв.) // МИАСК. Вып. 11.– Армавир, 2010.-С.207-231
22. Горелик М.В. Монголы и подвластные народы в Золотой Орде (этносоциальная самоидентификация и ее внешнее выражение)//Золотоордынское наследие. Выпуск 2.-С.77-90
23. Горелик М. В. Погребение знатного половца — золотоордынского латника // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 10. Армавир, 2009-С.157-180.
24. Гугуев Ю. К. Рассказ Жана де Жуанвиля о похоронах знатного кумана // Тюркологический сборник 2007-2008. История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. 2009. С. 124-145.

25. Гумилев Л. Н. В поисках вымышленного царства. СПб., Абрис. 1994. - 383с.
26. Гумилёв Л. Н. Древние тюрки.М.1967. -504с.
27. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1993. - 781с.
28. Гуркин С.В. К вопросу о семантике половецких святилищ. // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1988 г.: Тезисы докладов к семинару. Азов, 1989.
29. Гуркин С.В. Степное Предкавказье в системе половецких степей// Античная цивилизация и варварский мир. Материалы 7-го археологического семинара. Краснодар. - 2000. - С.107-112.
30. Гусейн-Заде Р.А. Взаимоотношения Грузии и Азербайджана: прошлое и настоящее //Коллизии на Кавказе: исторические очерки. Баку, 2013.-168с.
31. Демкин В.А., Демкина Т.С. Археологическое почвоведение: новое направление в изучении древней и средневековой истории природы и общества // Научные школы Волгоградского государственного университета. Археология Волго-Уральского региона в эпоху раннего железного века и Средневековья (ред. Скрипник А.С)
32. Добролюбский А.О. Кочевники Северо-Западного Причерноморья в эпоху Средневековья. Киев 1986.-140с.
33. Довженок В.О. Среднее Поднепровье после татаро-монгольского нашествия // Древняя русь и славяне: Сб. Научных трудов. - М.: Наука, 1978.32-33.
34. Егоров В. Л. Русь и ее южные соседи в Х-ХIII вв. // Отечественная история.- 1994.-№ 6.-С. 184-203.
35. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV веках. М.2010.-248с.
36. Ельников М.В. Экономические и культурные связи населения Нижнего Поднепровья и Крыма в золотоордынский период//Сугдейский сборник Вып. II. Киев-Судак. 2005.-С.57-65.
37. Закирова И.Г. Сказание о Бачман хане//Вестник Чувашского университета. 2011 №1.- С279-283.
38. Звагельский В.Б. О локализации летописного Римова //
Международный журнал экспериментального образования, 2014. №1. - С. 61–64.
39. Зеленский Ю.В. Межэтнические контакты половцев, аланов и адыгов в эпоху раннего Средневековья// Культурная жизнь Юга России №4 (51). Краснодар. 2013. -С.103-104.
40. Зеленский Ю.В. О христианстве у половцев//Современные тенденции развития науки и технологий №11-8. Белгород 2016.- С.23-24
41. Зеленский Ю.В. Половцы и Тмуторокань, вопросы взаимодействия// Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века/ Материалы X международной научной конференции 29 мая - 3 июня 2001 г.Ростов-на-Дону. 2002.-C.73–74.
42. Зеленский Ю.В. Современный этап в изучении половецких древностей северо-западного Кавказа //Культурная жизнь Юга России №3 (58). Краснодар. 2015 .-С.123-127
43. Иванов. В.А. «Кипчакизация» Урало-Поволжья по данным археологии/ Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы…): Сб. статей. Сер. «Тюркские племена и государства Евразии в древности и в средние века»; вып. 2. – Казань. 2013.- С.77-100
44. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.) М.Наука. 1988.-91с.
45. Исхаков Д.М. Об отражении некоторых золотоордынских реалий в татаро-башкирском дастане «Туляк и Сусылу»//Золотоордынская цивилизация Вып. №4. Казань. 2011-С.119-127.
46. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб. 2003.-560с.
47. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. Санкт-Петербург: Фарн. 1994. -166 с
48. Князький И. О. Русь и Степь. - М.: Российский научный фонд, 1996. - 131с.
49. Котляр Н.Ф. Половцы в Грузии и Владимир Мономах // Из истории украино-грузинских связей. Тбилиси, 1968.-С.16-24.
50. Котов В. Г. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 4-2.– С.111-114
51. Кравец В.В. Кочевники Среднего Дона в эпоху Золотой Орды. Воронеж. 2005 .-225с.
52. Красильников К.И., Тельнова Л.И. Половецкие изваяния среднего Подонцовья: Типология, эволюция, хронология (по материалам коллекций Луганской области// Степи Европы в эпоху средневековья./ Труды по археологии. Гл. ред. А.В. Евглевский. Том I Донецк. 2000.-С227-244.
53. Кудряшов К.В. О местоположении половецких веж в Северном Причерноморье в XII веке. ТИЭ. Нов. серия, 1947, т. I. М.; Л.-
С. 98112.
54. Кудряшов К. В. Половецкая степь: Очерки исторической географии. - М.: Географгиз, 1948. - 162с.
55. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.-347с.
56. Кузнецов В. А. Иранизация и тюркизация центральнокавказского субрегиона // Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы. Материалы и исследования по археологии России. Вып. 1. 1997.-С. 153-176
57. Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992. -391с.
58. Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины (С древнейших времен до второй половины XIV века). СПб 2002.- 416с.
59. Малышев А. Б. Половцы в Венгрии и Золотая Орда в середине – конце XIII в. //Дешт-и-Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. Материалы международной конференции. М., 2004.
60. Минаева Т. М. К вопросу о половцах на Ставрополье по археологическим данным // МИСК. Вып. 11. Ставрополь. 1964 - С167-196.
61. Мифологический Словарь / Глав. ред. Мелетинский. Е. Москва, Советская Энциклопедия, 1991.-с.865
62. Монгайт А. Л. Надпись на камне. — М., 1969. -112с.
63. Мургулия М.П. К вопросу о переселении половецких орд в Грузию // Из истории украино-грузинских связей. Киев, 1971
64. Мургулия М.П., Шушарин В.П. Половцы, Грузия, Русь и Венгрия в XII-XIII веках. М. 1998.-335с.
65. Нарожный Е.И. О находках дальневосточных и южносибирских предметов XIII века на Северном Кавказе // Вопросы северокавказской истории. - Вып. 5.- Армавир.2000.- С. 16-20.
66. Нарожный Е.И. О половецких изваяниях и святилищах XIII-XIV вв. Северного Кавказа и Дона // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 3.: Половецко-золотоордынское время. Донецк, 2003.-С.245-274.
67. Нарожный Е.И. О событиях 1222 года на Северном Кавказе// Культурная жизнь Юга России №3 (28). Краснодар. 2008.-С.70-75
68. Нарожный Е.И. Черные клобуки на Северном Кавказе. О времени и условиях переселения // Евразийская степь и лесостепь в эпоху раннего средневековья. Археология восточноевропейской лесостепи. - Вып. 14.- Воронеж. 2000.-С.138-150.
69. Параска П.Ф. Внешнеполитические условия образования Молдавского феодального государства. Кишинев. 1981.-176с.
70. Пачкалов А.В. Время возникновения города Сарайчука: нумизматика и археологические материалы, письменные источники // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание. Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003
71. Пачкалов А. В. Монеты города Сарайчук // Восьмая Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2000. С. 82-84.
72. Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1950.- 340с.
73. Пилипчук Я.В. Ментальность и идеология кыпчаков // Archivum Eurasiae Medii Aevi. Vol. 20 (2013). Wiesbaden,-С.129-164.
74. Плетнёва С.А. Женская половецкая статуя с ребёнком. // СА. 1974. №3.-. С. 258-262.
75. Плетнева С. А. Кочевники Средневековья: Поиски исторических закономерностей.- М.: Наука, 1982. - 188с.
76. Плетнева С. А. Половецкая земля // Древнерусские княжества Х-ХIIIвв. -М.: Наука, 1975. - С.260-301.
77. Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния // САИ. - М., 1974. - (Е4-2.)-200с.
78. Плетнева С.А. Средневековые “амазонки” в европейских степях// Археологические памятники лесостепного Подонья и Поднепровья I тысячелетия н.э. Воронеж 1983.-С.9-20.
79. Потемкина Т.М. Иерархия половецкой знати (по погребениям со статусными предметами)/ // Степи Европы в эпоху средневековья. Том 10 (Половецкое время). Донецк, 2012. –С.7-36.
80. Потемкина Т.М. Институт “амазонства” у половцев: миф и реальность// Літопис Донбасу. № 18. Донецьк. 2010.-С.51-57.
81. Почекаев Р.Ю.Экономические санкции как инструмент политической борьбы в конфликте Золотой Орды с Венецией и Генуей в 1340-х гг// ROSSICA ANTIQUA.СПб. 2014 (2).- С.102-110
82. Расовский Д.А. Половцы, черные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (работы разных лет). Т.I. Москва. 2012. -240с.
83. Руссев Н.Д. О западных пределах Золотой Орды. – «Памятники римского и средневекового времени в северо-западном Причерноморье», К., Наукова думка, 1982 г.,- с. 40 – 55.
84. Рыбаков Б. А. Дон и Донец в «Слове о полку Игореве» // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. М., 1958. № 1. - С.5-11.
85. Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. - 362с.
86. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». -М.: Наука, 1991.-286с
87. Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. - М.: Наука,1971. - 295с.
88. Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1986.
89. Советская историческая энциклопедия. В 16 т. Т. 14. Таанах — Фелео / Гл. ред. Е.М. Жуков. — М. : Советская энциклопедия, 1973.-1040 с
90. Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. Кн.1. История России с древнейших времен. Т. 1-2/ Отв. ред. И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М., 1988.-797с.
91. Сулейменов О.О. Аз и Я. Книга Благонамеренного читателя. М., 2005. – 270 с.
92. Сухарев Ю.В. Донской поход Мономаха //Родина. М., 1997. №3-4.-С.28-33.
93. Тарабанов В.А. Половецкие каменные изваяния Краснодарского музея-заповедника// Древности Кубани (Материалы научно-практической конференции). Краснодар, 1991.- С.91–94.
94. Федоров Я.А., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 296 с.
95. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.-276с.
96. Федоров-Давыдов Г.А. Раскопки Нового Сарая в 1959–1962 годах. СА.1964. №1-С. 248-271.
97. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л.:Издательство Ленинградского университета, 1988. - с. 269.
98. Халипаева И. А. Мифология и тенгрианская религия древних тюрков // Научный вестник столицы. — 2012. — № 10-11.
99. Худяков Ю.С. Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего средневековья. // Древности Сибири и Центральной Азии. №3 (15). Горно-Алтайск: 2010.-С.92-102.
100. Черепнин Л. В. «Повесть Временных Лет», ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записи. - М., 1948. - Т.25.-С.305-320.
101. Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Отражение социальной стратификации в погребальной обрядности кочевников степного Предкавказья золотоордынского времени: продолжение дискуссии//Поволжская археология №2 (4). Казань. 2013 .- С.171-178.
102. Шагинян А.К. Армения, Азербайджан и Южный Кавказ в древности и средние века: СПб, 2012-216с.
103. Швецов М.Л. Котлы из погребений средневековых кочевников// СА №2. М. 1980. –С.192-202
104. Шевченко А.В. Антропологические исследования погребенных на Змейском могильнике//Кочевники Азово-Каспийского междуморья. Орджоникидзе. 1989.
105. Штро В.А. Дербент и Железные ворота в древнерусской литературе/Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, 1989. Т. 42.-С.262-267
106. Юрченко А.Г. Власть и женская мода в Монгольской империи// IX Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, 8-12 августа 2006 г.). Доклады российских ученых. М. 2006
107. Якубовский А. Ю. Рассказ Ибн-ал-Биби о походе малоазийских турок на Судак, половцев и русских в начале XIII в. (черты из торговой жизни половецких степей) // ВВ. М., 1927. с.53-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ