ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ БУДДИЗМА В АМЕРИКЕ 6
§ 1. Буддизм и Америка второй половины XIX в. 6
§ 2. Всемирный парламент религий 11
§ 3. Буддизм и Америка первой половины XX в. 12
§ 4. Буддизм и послевоенная Америка (1945–1960-е гг.) 14
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ СОКА ГАККАЙ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 16
§ 1. Провал политического проекта Сока Гаккай 16
§ 2. Soka Gakkai International: история создания, характеристика международной
деятельности 19
§ 3. Роль Икэда Дайсаку в деятельности Soka Gakkai International 22
ГЛАВА III. SOKA GAKKAI INTERNATIONAL – USA 26
§ 1. История SGI-USA 26
1.1. Первый этап (1960–1976 гг.) 26
1.2. Второй этап (1976–1980-е гг.) 32
1.3. Третий этап (1990 г. – наши дни) 35
§ 2. Характеристика Soka Gakkai International – USA: организация, инфраструктура,
основные аспекты деятельности 37
2.1. Структура и особенности религиозной практики 37
2.2. Расовый состав 39
2.3. Образование 41
2.4. Издательская деятельность SGI-USA 43
§ 3. Слагаемые успеха SGI-USA 45
3.1. Доступная и актуальная идеология 45
3.2. Создание положительного имиджа 47
3.3. Поддержка со стороны правящих кругов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список использованной литературы
Сока Гаккай (яп. 創価学会– «Общество созидания ценностей») – общество буддистов-мирян, взявшее за основу своего учения буддизм школы Нитирэн. Еще в начале 50-х не представлявшая собой сколько-нибудь серьезной силы, Сока Гаккай буквально за десятилетие стала самой многочисленной и влиятельной религиозной организацией Японии. И в настоящее время Сока Гаккай продолжает оказывать немалое влияние на все сферы жизни японского общества.
Влияние Общества распространяется далеко за пределы Японии. В 60-е гг. Сока Гаккай вышла на мировой уровень и с тех пор активно занимается международной деятельностью, которая охватывает большую часть земного шара. Филиалы Сока Гаккай, объединённые в единую международную структуру Soka Gakkai International (SGI), в той или иной форме присутствуют в 192 странах, что является абсолютным рекордом среди так называемых «новых религий». По данным самой организации, более 1.5 млн последователей учения Сока Гаккай являются гражданами других государств.
Среди стран Запада учение Сока Гаккай завоевало наибольшую популярность в США. Самые взвешенные подсчёты позволяют говорить о 110 тыс. адептов. Деятельность Сока Гаккай в США и американский филиал организации – SGI-USA – стали основными объектами исследования.
В работах отечественных исследователей много внимания уделяется связям Сока Гаккай и России. Визиты Икэда и его деятельность с самого на-чала приветствовались российской стороной, несмотря на явные мировоззренческие расхождения в советское время. Тем не менее, подготовив почву для распространения учения Сока Гаккай, Икэда после 1994 г. больше не наносил визитов в Россию и не стал открывать российский филиал организации. Хотя контакты между SGI и Россией продолжаются, из активной фазы они уже явно вышли. Представляется, что деятельность SGI в США более показательна и наглядна и даст больше пищи для размышлений.
Актуальность. Многие советские и российские исследователи обращались к теме Сока Гаккай, однако международной деятельности организации, в том числе и в США, уделялось относительно мало внимания. Насколько нам известно, SGI-USA никто ранее не посвящал отдельной работы. Таким образом, данное исследование – первый опыт комплексного изучения деятельности Сока Гаккай в США русскоязычным автором. История распространения буддизма в США, краткий обзор которой будет представлен в пер-вой главе, также не получала ещё должного освещения в работах отечественных авторов.
Как справедливо отмечала канадская исследовательница К.Л. Гики, «изучение Сока Гаккай помогает понять, какое место занимает религия в со-временном мире». В самом деле, Сока Гаккай в каком-то смысле находится в религиозном авангарде, так как чутко реагирует на мировые тренды. На данный момент таким трендом является интернационализация и глобализация всех международных процессов. По этой причине изучение именно международного аспекта деятельности Сока Гаккай представляется особенно перспективным.
Цель и задачи. Итак, какой характер носит деятельность Сока Гаккай в США и каковы её отличительные черты? Найти ответ на этот вопрос и есть цель данной работы. Для ее достижения необходимо выполнить следующие задачи:
– проследить историю распространения буддизма в США;
– рассмотреть причины перехода Сока Гаккай к активной международной деятельности и дать характеристику ее основным аспектам;
– проанализировать историю становления SGI-USA, рассмотреть основные аспекты её деятельности, выявить причины популярности учения.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает пери-од с середины XIX в., времени начала распространения буддизма в США, до наших дней.
Историографический обзор. При написании работы были использованы около восьмидесяти названий англо-, русско- и японоязычной литературы.
Первая глава была по большей части написана на основе англоязычной литературы: книги Б. Сигера «Буддизм в Америке» и статьи Дж. Уилсона с таким же названием .
Из отечественной литературы следует в первую очередь отметить книгу А. Н. Игнатовича и Г. Е. Светлова "Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии", представляющую собой наиболее полный труд о Сока Гаккай на русском языке. Она послужила основным источником информации для второй главы. Также нельзя не упомянуть монографию "Буддизм в Японии" – эта книга не единожды помогала автору при написании работы.
При написании третьей главы в основном использовались статьи японского исследователя Акиба Ютака (яп. 秋庭裕), в которые впоследствии были включены в его книгу «Сока Гаккай в Америке: 55 лет SGI-USA». Другим важным источником информации стала статья Кавабата Акира (яп. 川端亮) «Американизация «новых религий» в два этапа на примере SGI-USA».
Структура. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава состоит из 4 разделов, вторая – из 3, третья – также из 3 разделов. Общий объем работы составляет 60 страниц.
По итогам проведённого исследования можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на продолжительный период кризиса, история Soka Gakkai International - USA – это всё-таки история успеха, причём успеха замечательного на фоне других буддийских организаций, когда-либо «покорявших» Америку.
С одной стороны, SGI-USA во многом повторила путь своих предшественников: всё начиналось с небольших общин, создаваемых японцами для японцев же; затем начался период внешней американизации, когда организация мимикрировала под окружающую среду, внутреннее оставаясь такой же «японской», как и прежде. Однако там, где её предшественники остановились, SGI-USA пошла дальше и осуществила полномасштабную американизацию, которая коснулась всех аспектов деятельности организации. Этому процессу также способствовали некоторые внешние обстоятельства, в частности размежевание с консервативной Нитирэн-сёсю. В итоге SGI-USA стала первой организацией, которая сумела преодолеть противоречие между буддизмом приезжих из Азии и буддизмом коренного населения Америки; учение SGI-USA одинаково привлекательно и для тех и для других.
Подобная гибкость – отличительная черта Сока Гаккай, в полной мере унаследованная её американским филиалом. Не будет ошибкой сказать, что SGI-USA в какой-то степени повторила судьбу «материнской» организации: на ранних этапах ведя агрессивную прозелитическую деятельность, впоследствии она перешла к более мягкой политике. Однако необходимо заметить, что SGI-USA отказалась от практики сякубуку через несколько лет после того, как это сделала Сока Гаккай в Японии. Это обстоятельство доказывает, что в глазах лидеров организации идеологии – вещь сугубо функциональная; хороша не та идеология, в которой содержится «истина» – хороша та идеология, которая работает.
Именно в этой феноменальной приспосабливаемости заключается сек-рет успеха SGI-USA. В современном, быстро меняющемся мире остаётся всё меньше и меньше места религии, какой мы её знали. Теперь успех религиозной деятельности напрямую связан с тем, насколько она включена в общественную жизнь и отвечает потребностям общества. В этом направлении SGI-USA продвинулась чрезвычайно далеко: на базе учения Сока Гаккай, которое и без того во многом было созвучно американской системе ценностей, организация сумела создать первоклассный религиозный «продукт», удовлетворяющий потребность в религиозном опыте, но при этом позволяющий человеку не менять привычный для него образ жизни. Несложные ритуалы, чувство принадлежности к коллективу, лёгкий флёр восточной экзотики – всё это обуславливает популярность SGI-USA.
Также популярности способствует грамотная маркетинговая политика, проводимая организацией. Упор на культурно-просветительскую деятельность, пацифистские инициативы, а также работа со знаменитостями создали SGI-USA крайне благоприятный имидж – японская Сока Гаккай этим похвастаться не может. Хотя в прессу иногда просачивается компрометирующая SGI-USA информация, на репутации организации это никак не отражается. Своеобразный «культ личности» Икэда также остаётся без внимания общественности.
С другой стороны, при таком разбросе идей и готовности к компромиссам неизбежно возникают сомнения в искренности тех, кто руководит организацией. Порой бывает неясно, где кончается учение Сока Гаккай и начинается бизнес-план. Кажется, что руководители организации делают лишь то, чего от них ожидают люди и что положительно скажется на популярности Сока Гаккай. Раньше люди подстраивались под религию - теперь религия вынуждена подлаживаться под людей. Некоторые исследователи видят в этом доказательство беспринципности Сока Гаккай, её исключительно меркантильных интересах. С другой стороны, религия в нынешнее время переживает период неопределённости. Она постепенно перестаёт быть наследуемой от общности традицией, становится индивидуальным делом каждого человека. Возможно, продемонстрированный Сока Гаккай подход к религии является залогом её востребованности в условиях современности.
1. Воробьева М.В. Организация Сока Гаккай и ее значение в общественно-политической жизни // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006.
2. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006.
3. Державин И.К. Сока-гаккай – Комэйто: религиозно-политическое движение в послевоенной Японии. М.: Наука, 1972.
4. Икеда Д. К двадцатилетию первого визита в Россию. К ренессансу надежды и веры в существование. М., 1994.
5. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М.: Мысль, 1989.
6. Козловский Ю.Б. Идеализм и религия в современной Японии (формы взаимодействия) // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век / отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1985.
7. Луцкий А.Л. О некоторых мировоззренческих проблемах современной буддийской литературы Японии (Критический анализ взглядов Икэда Дайсаку) // Человек и мир в японской культуре / отв. ред. Т.П. Григорьева. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
8. Луцкий А.Л., Скворцова Е.Л. Духовная традиция и общественная мысль в Японии. СПб.: Университетская книга, 2014.
9. Маркарьян С. Б. История взаимоотношений религии и государства в Японии // Япония 1998-1999. Ежегодник. М., 1999.
10. Олкотт Г.С. Буддийский катехизис: пер. с англ. А.С. Петрункевича. // Русская мысль. 1887. N 8. С. 18–35.
11. Полинг Л., Икеда Д. Вся жизнь в борьбе за мир: диалог / пер. с англ. Ю.М. Канцура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
12. Смертин Ю. Г. Японский необуддизм: политическая практика и глобальный проект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. N 8(1). С. 190–194.
13. Тамгинский И.И. Япония: Религиозно-политическое движение Сока Гаккай – Комэйто // Религии мира. История и современность / отв. ред. И.Р. Григулевич. М.: Наука, 1982.
14. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. 6-е изд., доп. М.: Изд-во «ФИВ», 2012.
15 .Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М.: Наука, 1991.
16. Тропин В.И. Встреча длиною в тридцать лет. Президент «Сока Гаккай Интернэшнл» Дайсаку Икеда и Россия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
17. Трубникова Н.Н., Бабкова М.В. Обновление традиций в японской религиозно-философской мысли XIII-XIV вв. М.: РОССПЭН, 2014.
18. Биография Дайсаку Икеды [Электронный ресурс] // Сока Гаккай Интер-нэшнл. URL: http://www.sgi.org/ru/sgi-president/biography-of-daisaku-ikeda.html (дата обращения : 11.05.18).
19. Буддизм в Японии / отв. ред. Т.П. Григорьева. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.
20. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы / пер. с кит. А.Н. Игнатовича. М.: Ладомир, 1998.
21. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2011.
22. Цунэсабуро Макигути - Первый президент Сока Гаккай [Электронный ресурс] // Сока Гаккай Интернэшнл. URL: http://www.sgi.org/ru/about-us/history-of-sgi/tsunesaburo-makiguchi-first-president-of-the-soka-gakkai.html (дата обращения: 09.01.2018).
23. Barone C. A Neo-Durkheimian Analysis of a New Religious Movement: The Case of Soka Gakkai in Italy // Theory and Society. 2007. Vol. 36(2). P. 117–140.
24. Baumann M. American Buddhism: A Bibliography on Buddhist Traditions and Schools in the U.S.A. and Canada. June 1999. Available at: http://www.globalbuddhism.org/bib-ambu.htm
25. Becker C. Japanese Pure Land Buddhism in Christian America // Buddhist-Christian Studies. 1990. Vol. 10. P. 143–156.
26. Brooks V.W. Fenollosa and His Circle, with Other Essays in Biography. New York: Dutton, 1962.
27. Buswell R.E. (Ed.). Encyclopedia of Buddhism. New York; Detroit; San Diego; San Francisco; Cleveland; New Haven; Waterville: Macmillan Reference USA, 2004.
28. Chilson C. Cultivating Charisma: Ikeda Daisaku's Self Presentations and Transformational Leadership // Journal of Global Buddhism. 2014. Vol. 15. P. 65–78.
29. Choe J., McNally J. Buddhism in the United States: an Ethnographic Study // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2013. Vol. 1(1). P. 93–100.
30. Clarke P.B., Somers J. (Eds.). Japanese New Religions in the West. Sandgate: Japan Library, 1994.
31. Clarke P.B. New Religions in Global Perspective. London; New York: Rout-ledge, 2006.
32. Clarke P.B. ‘Success’ and ‘Failure’: Japanese New Religions Abroad // Japa-nese New Religions in Global Perspective. Richmond, Surrey UK: Curzon Press, 2000.
33. Cusack C. The Western Reception of Buddhism: Celebrity and Popular Cultural Media as Agents of Familiarisation // Journal for the Academic Study of Religion. 2011. Vol. 24(3). P. 297–316.
34. Fields R. How Swans Came to the Lake: A Narrative History on Buddhism in America. Boulder: Shambala, 1981.
35. Fulford B., Whelan D. Sensei’s World // Forbes. 6 September 2004. P. 126–132.
36. Gebert A. Sōka Gakkai [Online]. Oxford Research Encyclopedias. Religion. Available at: http://religion.oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780199340378. 001.0001/acrefore-9780199340378-e-196 [Accessed: 04.03.18 ].
37. Geekie C.L. Soka Gakkai: Engaged Buddhism in North America // North American Buddhism in Social Context / ed. by P.D. Numrich. Leiden: Brill, 2008. P. 203–224.
38. Gombrich R. Theravāda Buddhism: A social history from ancient Benares to modern Colombo. Second edition. London; New York: Routledge, 2006.
39. Hadley B. The Growth of Buddhism in America // Spiritual Studies from a Global Perspective: The Ongoing East-West Dialogue. 2011.
40. Hancock H., Ikeda D., Shorter W. Reaching Beyond: Improvisations on Jazz, Buddhism, and a Joyful Life. Santa Monica: World Tribune Press, 2017.
41. Hickey W.S. Two Buddhisms, Three Buddhisms, and Racism // Journal of Global Buddhism. 2010. Vol.11. P. 1–25.
42. Learman L. (Ed.). Buddhism Missionaries in the Era of Globalization. Honolu-lu: University of Hawai'i Press, 2005.
43. Low S.-C. The Re-invention of Nichiren in an Era of Globalization: Remapping the Sacred // Journal of Global Buddhism. 2010. Vol. 11. P. 27–43.
44. Machacek D.W. Soka Gakkai in America: Supply and Demand of SGI (2) [On-line]. The Institute of Oriental Philosophy. Available at: http://www.iop.or.jp/Documents/0010/machacek.pdf [Accessed: 30.01.18 ].
45 .Masatsugu M.K. "Beyond This World of Transiency and Impermanence": Jap-anese Americans, Dharma Bums, and the Making of American Buddhism during the Early Cold War Years // Pacific Historical Review. 2008. Vol. 77(3). P. 423–451.
46. McLaughlin L. Komeito's Soka Gakkai Protesters and Supporters: Religious Motivations for Political Activism in Contemporary Japan [Online]. The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. Available at: http://apjjf.org/-Levi-McLaughlin/4386 [Accessed: 12.02.18].
47. McLaughlin L. Sōka Gakkai in Japan [Online]. Academia. Available at: https://www.academia.edu/ 728846/S%C5%8Dka_Gakkai_in_Japan [Accessed: 01.03.18].
48. Metraux D.A., College M.B. Global Soka Gakkai: SGI in Canada [Online]. Course Hero. Available at: https://www.coursehero.com/file/24107603/metraux-global-soka-gakkaidoc/ [Accessed: 15.02.18].
49. Numrich P.D. Two Buddhisms Further Considered // Contemporary Buddhism. 2003. Vol.4(1). P. 55–78.
50. Ourvan J. The star spangled Buddhist: Zen, Tibetan, and Soka Gakkai Bud-dhism and the quest of enlightenment in America. New York: Skyhorse Publishing, 2013.
51. Parks Yoko Yamamoto. Nichiren Shōshū Academy in America: Changes dur-ing the 1970s // Japanese Journal of Religious Studies. December 1980. Vol. 7(4). P. 337–355.
52. Pereira R. A. A Japanese New Religion in the Age of Globalization: the role of leadership within the Neo-Buddhist Soka Gakkai [Online]. International Institution for Asian Studies. Available at: http://www.iias.nl/sites/default/files/ IIAS_NL47_0809.pdf [Accessed: 11.02.18].
53. Prebish C.S., Tanaka K.K. The Faces of Buddhism in America. Berkeley and Los Angeles, California: University of California Press, 1998.
54 .Prothero S. On the Holy Road: Beat Movement as Spiritual Protest // The Har-vard Theological Review. 1991. Vol. 84(2). P. 202-222.
55. Seager R.H. Buddhism in America. New York: Columbia University Press, 1999.
56. Smith S. Widening the Circle: Black Communities and Western Buddhist Con-vert Sanghas [Online]. Available at: http://kusala.online-dhamma.net/文字資料・/南傳佛教圖書館0Theravada%20Buddhism%20E-Library/054%20%20Magazine/ Journal%20of%20Buddhist%20Ethics/JBE/www.jbe.gold.ac.uk/7/smith001.html [Accessed : 09. 02.18].
57. Solomon T.J. Soka Gakkai on the Alleged Compatibility between Nichiren Buddhism and Modern Science // Japanese journal of religious studies. March 1980. N 7(1). P. 34–53.
58. Spencer R.F. Social Structure of a Contemporary Japanese-American Buddhist Church // Social Forces. 1948. Vol. 26(3). P. 281–287.
59. Strand C. Born in the USA: Racial Diversity in Soka Gakkai International // Tricycle. 2003. Vol. 13(2). P. 51–57.
60. Tanaka K. The Penetration of Buddhism in America: Its Reality and Signific-ance // Journal of International Philosophy. 2013. N 2. P. 211–214.
61. Wilson J. Buddhism in America [Online]. Oxford Research Encyclopedia of American History. Available at: http://americanhistory.oxfordre.com/view/ 10.1093/acrefore/9780199329175.001.0001/acrefore-9780199329175-e-320 [Ac-cessed: 07.03.18].
62. Wuthnow R., Cadge W. Buddhists and Buddhism in the United States: The Scope of Influence // Journal for the Scientific Study of Religion. 2004. Vol. 43(3). P. 363–380.
63. Full List of Published Dialogues [Online]. Daisaku Ikeda. Available at: http://www.daisakuikeda.org/sub/books/books-by-category/full-list-of-published-dialogues.html [Accessed: 16. 01.18].
64. Gentlemen's Agreement [Online]. Encyclopædia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/event/Gentlemens-Agreement [Accessed: 26.01.18].
65. SGI-USA: Organisation Memo: [Online]. Available at: http://www.sgi-usa.org/memberresources/leaders/Leadership_resources/Memos/2017/Pdf/STY-007_2017_SGI-USA_Study_Program.pdf [Accessed: 22.01.18].
66. Soka Gakkai International - USA: What is Happiness? [Online]. Soka Gakkai International – USA. Available at: https://www.sgi-usa.org/memberresources /download/whatishappiness.pdf [Accessed: 2.02.18].
67. Акиба Ютака秋庭裕. Амэрика Со:ка Гаккай «SGI-USA»-но 55 нэнアメリカ創価学会“SGI-USA”の55年 (55 лет «SGI-USA», американского общества Сока Гаккай). Токио: Синъёся, 2017.
68. Акиба Ютака秋庭裕. Нитирэн-но 21 сэйки : гуро:баридзэ:сён дзидай ни окэру 日蓮の21世紀:グローバリゼーション時代における(Нитирэн в 21 веке: эпоха глобализации) // Сюкё то сякай. 2010. Т. 16. С. 237-239.
69. Акиба Ютака 秋庭裕. SGI-USA-но годзю:гонэн : «Phase II» сайко: SGI-USAの五十五年: ‘Phase II’再考 (Пятьдесят пять лет SGI-USA: переосмысле-ние «Phase II») // Сюкё кэнкю. 2016. Т. 89. С. 105–106.
70. Акиба Ютака 秋庭裕. SGI-USA-но 50 нэн : Хаваи кара Нисикайган мадэ : Амэрика-гассю:коку ни ойтэ Со:ка Гаккай Интанасёнару SGI-USAの50年: ハワイから西海岸まで: アメリカ合衆国において創価学会インタナショナル (50 лет SGI-USA: от Гавайев до Западного побережья: Сока Гаккай Ин-тернэшнл в Соединённых Штатах Америки) // Нингэн кагаку: Осака фурицу дайгаку киё. 2014. Т. 9. С. 63–99.
71. Акиба Ютака 秋庭裕. SGI-USA но 55 нэн: 70 нэндай, сэйдзюку кара тэй-тай э : Амэрика-гассю:коку ни окэру Со:ка Гаккай Интанасёнару SGI-USAの55年: 70年代、成熟から停滞へ: アメリカ合衆国における創価学会インタナショナル ( 55 лет SGI-USA: 70-е годы, от расцвета к упадку: Сока Гаккай Интернэшнл в Соединённых Штатах Америки) // Нингэн кагаку: Осака фурицу дайгаку киё. 2017. Т. 12. С. 103–157.
72. Икэда Дайсаку, Уэйн Сё:та:, Ха:би: Ханкокку 池田大作, ウェイン・ショーター, ハービー・ハンコック. Дзядзу то буппо:, соситэ дзинсэй о катару ジャズと仏法、そして人生を語る (Беседы о джазе, буддизме и жизни). Токио: Майнити Симбунся, 2013.
73. Инаба Кэйсин 稲場圭信. Синдзя-но кайсин катэй : Амэрика сякай-но э:тосу то soka spirit信者の回心過程: アメリカ社会のエートスとsoka spirit (Привлечение адептов: американский менталитет и «дух учения Сока») // Сюкё то сякай. 2010. Т. 16. С. 236–237.
74. Кавабата Акира, Акиба Ютака, Инаба Кэйсин 川端亮, 秋庭裕, 稲場圭信. SGI-USA ни окэру амэрикака-но синтэн SGI-USAにおけるアメリカ化の進展 (Процесс американизации SGI-USA) // Сюкё то сякай. 2010. Т. 16. С. 89–110.
75. Кавабата Акира 川端亮. Синсю:кё: ни окэру ниданкай-но эйгока : SGI-USA-но дзирэй кара 新宗教における二段階の英語化 : SGI-USA の事例から (Два этапа «англофикации» новых религий: на примере SGI-USA) // Осака дайгаку дайгакуин нингэн кагаку кэнкюка киё. 2010. N 36. С. 39–57.
76. Сато: Масару 佐藤優. Со:ка Гаккай то хэйвасюги 創価学会と平和主義 (Сока Гаккай и пацифизм). Токио: Асахи Симбун Сюппан, 2014.
77. Симада Хироми 島田祐巳. Со:ка Гаккай 創価学会. Токио: Синтё Синсё, 2015.
78. Тамано Кадзуси玉野和志. Со:ка Гаккай-но кэнкю: 創価学会の研究 (Сока Гаккай: исследование). Токио: Коданся Гэндай Синсё, 2008.
79. Фуруфо:до Бэндзямин フルフォード・ベンジャミン. Икэда-сэнсэй-но сэкай : аой мэ-но кися га мита Со:ка Гаккай イケダ先生の世界: 青い目の記者が見た創価学会 (Мир Икэда-сэнсэй: впечатления «голубоглазого» репор-тёра от Сока Гаккай). Токио: Такарадзимася, 2006.