Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ВРАГА И ГЕРОЯ В ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРЕССЕ В ПЕРИОД ЧЕЧЕНСКОЙ КАМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЦИСТИКИ В.Н.НОСКОВА

Работа №135524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВРАГА И ГЕРОЯ В ПЕРИОДЫ ВООРУЖЕННЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ 9
1.1. Теоретические аспекты формирования образов врага и героя в периоды вооруженных столкновений 9
1.2 Исторически обусловленные особенности восприятия образов врага и героя в контексте русской культуры 15
1.3. Специфика пропаганды образов врага и героя, нацеленной на военнослужащих, и роль в ней ведомственной прессы 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВРАГА И ГЕРОЯ 23
2.1. Описание методики исследования 25
2.2. Коннотативный анализ лексики заголовочных комплексов 29
2.3. Лейтмотивы в изображении образа героя в текстах очерков В. Н. Носкова 36
2.4. Лейтмотивы в изображении образа врага-чеченца в текстах очерков В. Н. Носкова 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50


Общественные и политические реалии в сегодняшнем российском обществе в значительной степени связаны с темой вооруженных конфликтов. Коммуникационная сфера в общем и средства массовой информации в частности являются одними из ключевых действующих лиц в современных войнах. Информационное противостояние сегодня является стратегически важной частью ведения войны.
Впрочем, информационные войны в сложной социальной и политической структуре российского общества ведутся не только с противником, но и внутри социокультурной общности россиян. Раздробленность российского общества на основании различных мотивов (политических, экономических, религиозных и иных) приводит к возникновению противоречий в интерпретации военных конфликтов. Соответственно, представители средств массовой информации подчиняются аналогичным мотивам (зачастую экономическим и политическим), формируя в рядах аудитории разнородные, полярные мнения.
Локальные конфликты, как ситуативные реалии, происходящие в рамках единой социокультурной общности, являются одним из самых ярких примеров информационного раскола и информационной войны. Наибольший «градус» столкновения мнений набирают во время активной фазы боевых действий. Период активных боевых действий во время Чеченских кампаний российские масс-медиа размежевались по принципу соответствия с частными интересами и общественно-политической позицией их представителей (издателей, журналистов и т.д.).
Актуальность работы заключается в том, что исследование затрагивает вопросы информационного конфликта во время локального вооруженного противостояния . В данный момент в Российской Федерации можно наблюдать регулярное проведение контртеррористических операций и иных вооруженных столкновений , которые могут служить катализаторами конфликтов в информационной среде. Поэтому исследование исторического проявления данного аспекта информационного противостояния представляется важным в рамках сегодняшней информационной повестки.
В противостояние с чеченской пропагандой, захватившей значительную часть российской прессы, вступили ведомственные издания, формируя на своих страницах образ героя, противостоящего чеченским боевикам на передовой.
Медиаисследователь Н. Л. Волковский, работе, посвященной истории информационных войн, отмечает, что в первом эпизоде Второй чеченской кампании (захват боевиками городов в республике Дагестан) для СМИ «получить информацию можно было только на известном удуговском сайте «Кавказ», и только через пять дней после начала конфликта представители силовых ведомств создали собственный сайт «Дагестан».
О современном состоянии исследования феномена информационного конфликта за период Чеченской кампании пишет исследователь масс-медиа И. Э Калоева, рассматривающая средства массовой информации в качестве «регулятора вооруженных конфликтов немеждународного типа».
Данный исследователь отмечает, что на рынке российских медиа в тот период были представлены издания, при анализе которых можно выявить полярность позиций журналистов и редакционных коллективов при освещении боевых действий.
Такой идеологически-пропагандистский концепт имеет значительный исторический контекст, исследованный за последние годы.
Внимание исследователей привлекали способы и методы формирования образов врага и героя в различные исторические периоды. Так, например, генезис образа героя в начале советского периода и Гражданскую войну рассматривается в работе Г. В. Кретинина, И. О. Дементьева, С. А. Якимова, а также И. Н. Гребенкина, Б. И. Колоницкого и ряда других авторов.
Крупные работы посвящены изучению образов врага и героя в советской пропаганде во время войны против фашизма. К таким исследованиям можно отнести работы В. А. Сомова «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании» и М. Э. Никитиной «Идеологемы врага и героя и их внедрение в массовое сознание в годы Великой Отечественной войны» .
Наиболее полное исследование образов врага и героя Чеченской кампании в представлении прессы было проведено О. В. Ключинской в работе «Проблемно-тематические аспекты современной военной прозы» . Стоит отметить, что в нашей работе, при исследовании публицистики на данную тему, является приемлемым опираться на исследования военной прозы, как на наиболее близкие по методу их выполнения.
Данные исследования показывают, что вопрос изучения образов врага и героя играет важную роль в историческом анализе военных кампаний. По этой причине представляется интересным исследовать один из аспектов информационной пропаганды, как основной составляющей информационной войны, а именно формирование данных образов в изданиях, направленных непосредственно на аудиторию принимающую участие в военном конфликте.
Из изданий такого типа мы рассмотрим ведомственные газету и журнал Министерства внутренних дел. Газета «Щит и меч» и журнал «Милиция», учреждены МВД Российской Федерации и Объединенной редакцией МВД РФ.
Для нас представляет особый интерес в данных изданиях публицистика собственного корреспондента В. Н. Носкова, который наиболее активно из журналистов ведомственных изданий освещал боевые действия в Чечне и Дагестане на протяжении всего активного их периода, и объединил ряд своих очерков о Первой и Второй чеченской кампании (1994-2000гг.) в книгу «Спецназ. Любите нас, пока мы живы» [Боевые действия в Чечне и Дагестане в очерках и рассказах].
В работе мы рассмотрим вопрос формирования образов врага и героя в очерках о Чеченской кампании специального корреспондента изданий МВД РФ В. Н. Носкова.
Новизна исследования состоит в том, что представление Чеченской кампании в ведомственной прессе не было изучено с точки зрения формирования образов врага и героя, позиционирования их для аудитории, непосредственно участвующей в военном конфликте.
Объект работы — очерки В. Н. Носкова в изданиях «Щит и меч» и журнале «Милиция» за период Чеченской кампании.
Предметом работы являются особенности представления героя и врага в очерках В. Н. Носкова в книге ««Спецназ. Любите нас, пока мы живы» [Боевые действия в Чечне и Дагестане в очерках и рассказах].
Цель работы — выявление специфики репрезентации образов противоборствующих сторон в газете «Щит и меч» и журнале «Милиция» за период Чеченской кампании.
Постановка этой цели предполагает, в свою очередь, решение следующих задач:
1.Исследоватьтеоретические аспекты формирования образов врага и героя;
2.Изучить исторически обусловленные особенностей восприятия образов врага и героя в контексте русской культуры;
3.Исследовть специфику пропаганды образов врага и героя, нацеленной на военнослужащих, и роль в ней ведомственной прессы;
4.Разработать методику исследования текстов;
5.Проанализировать лексику заголовочных комплексов и лейтмотивы в изображении образов врага и героя в текстах очерков В. Н. Носкова.
В работе использован следующий комплекс методов исследования:
• Метод структурно-семантического анализа текста;
• Метод функционального анализа материала текста;
• Авторская методика анализа коннотативных особенностей лексики заголовочных комплексов.
В качестве эмпирического материала в работе были рассмотрены 51текст В. Н. Носкова из книги «Спецназ. Любите нас, пока мы живы» [Боевые действия в Чечне и Дагестане в очерках и рассказах], повествующие о Чеченской кампании, и материалы изданий: «Российская газета» и «Новая газета» за период Чеченской кампании.
Основные результаты исследования были представлены на международных научных и практических конференциях в Москве (Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015», Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2016»), Санкт-Петербурге (Международная конференция «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в 2015, 2016 и 2017 годах) и Оренбурге (Международная научно-практическая конференция НОВАЯ НАУКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ 2016 год).
Ключевые положения работы и апробация методики анализа коннотативных особенностей лексики заголовочных комплексов отражены в 8 публикациях в рецензируемых научных изданиях.
Структура настоящей работы представлена введением, теоретической главой, эмпирическим исследованием, заключением и списком источников и использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Концепты врага и героя являются одними из ключевых в реализации пропагандистских целей во время вооруженных столкновений. Принципы формирования образов врага и героя базируются на социальной мифологии, историческом и культурном опыте и особенностях ментальности.
В первую очередь, исторические практики демонстрируют, что феномен героя позволяет поддерживать патриотические настроения внутри Вооруженных сил и за их пределами, то есть среди гражданского населения, а феномен врага позволяет осуществлять контроль над общественными настроениями, манипулировать ими. Для военнослужащих и участников боевых действий образ героя важен для реализации непосредственных боевых задач, как наглядный пример храбрости и мужества. Ментальность русского человека является плодотворным полем для репрезентации образа врага. На почве русской ментальности образ врага может стимулировать не только единичную реакцию личности, но и некоторое проявление пассионарности или единения всей русской общности. Для военнослужащих и участников боевых действий образ врага имеет значение на ином уровне, чем для мирных жителей. Поэтому необходима особая система репрезентации этого образа. Также именно участники вооруженных конфликтов являются носителями объективной общественной памяти о враге.
Нацеленность на конкретную группу читателей определяет подачу материала в целом и репрезентацию образов врага и героя в частности. Цель ведомственной прессы – мотивировать и мобилизировать свою аудиторию, при этом оставаясь в некой зоне комфорта читателя, создавая для него ощущения понимания и поддержки.
Для ведомственной прессы характерна репрезентация образов врага и героя через использование эмоционально-экспрессивного или эмоционально-оценочного коннотативных компонентов лексики, что позволяет увеличить перлокутивный эффект от текста и ведет к не только к успешной перцепции текста, но и является мотивирующим элементом для аудитории.Так уже в заголовочных комплексах автор дает оценку персонажам и их действиям, выражает свои эмоции по отношению к происходящему на войне.
Можно отметить следующие тенденции в репрезентации образа героя в ведомственной прессе за период Чеченской кампании: характерен массовый героизм, именно поэтому автор описывает всех военных российских Вооруженных сил как героев, обладающих стойкостью и мужеством. Армия и МВД выступают в текстах как единая организация, представители которой борются не только с врагом, но и с собственным командованием. Но несмотря на эти трудности, солдаты и офицеры никогда не подводят при исполнении боевых задач и всегда готовы к подвигу.
Главными мотивами в репрезентации образа героя являются следующие: мотив «оказаться достойным памяти погибших», самопожертвование, стремление исполнить долг любой ценой.
Таким образом, следует отметить, что репрезентация образа героя в текстах, которые направлены на аудиторию, участвующую в военном конфликте или приближенную к нему, предполагает в первую очередь элементы веры в героя и ту организацию, которую он представляет (вооруженные силы, медики, МВД). Во-вторых, проявление уважения к погибшим и раненым. В-третьих, репрезентация образа героя должна вызывать желание у массовой аудитории подражать героям – стимулировать «народный ответ».
В свою очередь, образ врага в ведомственной прессе представлен уничижительно: противник выглядит слабым и неподготовленным; ценностные ориентиры врага – не защита Родины, а интерес к наживе; враг больше похож на животное, чем на человека. Результаты анализа показывают, что в ведомственной прессе враг предстает перед аудиторией издания подлым бандитом.
Так основные характерные черты образов врага и героя органично вписываются в специфику восприятия военного конфликта аудиторией изданий и при этом являются средством управления читателями.



1. Brian Stewart Hook. Heroism and the Christian Life: Reclaiming Excellence. — Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 2000.
2. Акопов С. В., Прошина Е. М. «Неоконченное приключение» образа врага: от теории секьюритизации до теории «далеких местных» // Власть . 2011. №01. с.89-92.
3. Алефиренко Н. Ф. Когнитивная лингвистика: предпосылки, предмет, категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008.
4. Апресян Ю. Д. Избранные труды – М. 1976.
5. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. Серия "Лингвистическое наследие ХХ века". Изд.2, 2004.
6. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
7. Васильев Г. Н., Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Проблемы индивидуального и коллективного разума / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб., 1998.
8. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. – М, 1989.
9. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография :Избр. тр. / В. В. Виноградов ; Отв. ред. [и авт. предисл.] В. Г. Костомаров, М. , 1977.
10. Воеводина Л. Н. Структура мифологического образа и социальная драматургия // Вестник МГУКИ. 2012. №1 (45).[Электронный источник] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-mifologicheskogo-obraza-i-sotsialnaya-dramaturgiya (дата обращения: 03.06.2016).
11. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч. 2. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон»., 2003.
12. Волкогонов Д. А., Психологическая война (подрывные действия империализма в области общественного сознания) М.: Воениздат, 1983.
13. Гладкая Е. А.,.Заварухина О. А. Роль «образа врага» в русском менталитете // Научные дискуссии о ценностях современного общества . 2015. №7. С.39-46.
14. Гребенкин И. Н. Русский офицер в годы мировой войны и революции 1914-1918 гг. Рязань, 2011.
15. Гудков. Л. Д. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. // Образ врага. М., ОГИ, 2005.
16. Джерилиевский.Б. Когда растает снег «Солдат удачи» № 1 январь 2000 г. С.5-8
17. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка Дмитриева, М.,2003
18. Дукельский В.Ю. Скажи мне, кто твой враг // [Электронный источник] Сайт «Институт культурной политики». URL://www.cpolicy.ru/projects/c_society/109.html. (Дата обращения 15.10.15)
19. Загороднов Д. Г. Классификации новостных заголовков в интернете в масштабах провинциального мегаполиса // Вестник ЧелГУ . 2011. №10. С.48-51.
20. Иаков (черноризец) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
21. Ивашкевич И. Н. К вопросу о когнитивной природе восприятия и его отражении в семантике слова // Знание. Понимание. Умение. М.,2012.
22. Игнатова Н. Л. Особенности восприятия заголовочных блоков региональных газет молодежной аудиторией. Спб, 2008.
23. Игнатова Н. Л. Особенности восприятия заголовочных блоков региональных газет молодежной аудиторией // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1.[Электронный источник] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-zagolovochnyh-blokov-regionalnyh-gazet-molodezhnoy-auditoriey (дата обращения: 04.04.2017).
24. Ильин И.А. О грядущей России :избр. статьи / Под ред. Н.П.Полторацкого. - М. : Воениздат, 1993.
25. Интервью Владимира Путина телеканалу ОРТ // Сайт Президента России, 15 января 2000.[Электронный источник]URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/47054. (дата обращения: 15.10.16).
26. Интервью информационному агентству ТАСС [Электронный источник] URL:https://www.meforum.org/topics/39/suicide-terrorism(дата обращения 18.10.15).
27. Исследование ВЦИОМ[Электронный источник] URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения 31.01.2015)
28. История народа Нохчи [Электронный источник] URL:www.nohchidu.com/dri/nsi/lv.html (дата обращения: 15.10.16).
29. Калоева И. Э. Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов (Чеченская республика: 1994-2004 гг.) :Дис. канд. полит. наук : 10.01.10 : Санкт-Петербург, 2004.
30. Ключинская О. В. Проблемно-тематические аспекты современной военной прозы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. №4. [Электронный источник]URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemno-tematicheskie-aspekty-sovremennoy-voennoy-prozy (дата обращения: 14.04.2016).
31. Колесов И. Ю. Актуализация зрительного восприятия в языке: когнитивный аспект: на материале английского и русского языков : диссертация доктора филологических наук : 10.02.19 / Колесов Игорь Юрьевич; [Место защиты: Алт. гос. ун-т] Барнаул, 2009.
32. Колоницкий Б. И. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
33. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
34. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004.
35. Кузьмина Л. Я. Массовое сознание в условиях тоталитарного общества: генезис и особенности: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1990.
36. Леонтьев А. Н Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
37. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 1. М., 1990.
38. МАС – Словарь русского языка: В 4–х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М., 1981.
39. Марков Е.А. Первая Чеченская война в материалах российских СМИ // Теория и практика общественного развития. 2011. №2 С.179-182.
40. Морозов А. В. Межъязыковая эквивалентность как способ представления деривационных отношений в лексике русского языка // Вестн. Том. гос. ун-та . 2007. №297. С.12-16.
41. Никитина М. Э. Идеологемы врага и героя и их внедрение в массовое сознание в годы Великой Отечественной войны (На материалах Пензенской области) :Дис. канд. ист. наук : 07.00.02 Пенза, 2005.
42. Носков В. Н. Спецназ. Любите нас, пока мы живы, АСТ, Астрель-СПб, 2007.
43. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история (2-е изд., доп. и испр.)»: Наука; Москва; 1979.
44. Проект «Эрда» [Электронный источник] URL://erde-akraman.livejournal.com/1257.html (дата обращения 18.10.15).
45. Рагимова Ф. С. Заголовок-прецедент как актуализатор номинативно-семантического блока рекламного текста. Новосибирск, 2012.
46. Рагимова Ф. С. Канонический способ актуализации прецедентного высказывания // Вестник КемГУ . 2008. №1. С.45-50.
47. Ревзина О. Г.О понятии коннотации // Языковая система и её развитие во времени и пространстве: Сборник научных статей к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. М., 2001.
48. Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
49. Рыжова С. В., Кокорина С. В., Филончик О. А., Ратина Н. В. Роль деонимизации в процессе обогащения лексического состава языка // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–1. – С. 199-202.
50. Самоубийство ради Джихада. Угрозы JerusalemPost, 27 July 2001. On the issue of suicide vs. martyrdom. пер. сангл. А. Курицкого.
51. Свободу потеряли, безопасности не обрели // Новая газета, 28.10.2002 [Электронный ресурс] URL: http://www.novayagazeta.ru/society/15108.html. (дата обращения: 12.05.16)
52. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: Эволюция образа врага в сознании армии и общества. — М., 2006.
53. Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб., 1997. — Т. 1: XI—XII века.
54. Смирнов С. Ю. Основные сущностные черты образа героя в российском общественном сознании в контексте его трансформации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №3 (31) С.125-128.
55. Сомов В. А. Образ врага в сознании гражданского населения в годы Великой Отечественной войны // «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании.
56. Сторожева Е. М. Коннотация и ее структура. Челябинск, 2007.
57. Структура образа героев в российском общественном дискурсе в годы Первой мировой войны // Первая мировая война в истории и культуре России и Европы: сб. статей / под ред. Г. В. Кретинина, И. О. Дементьева, С. А. Якимова. Калининград, 2013.
58. Текст речи президента Российской Федерации В. В. Путина на Военном параде на Красной площади [Электронный источник] URL:http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/51888 (дата обращения 18.10.15).
59. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") [Электронный источник] URL://www.cpolicy.ru/projects/c_society/109.html.(дата обращения 18.10.15).
60. Уоллерстайн М. Группы интересов // Полис,1992, № 5-6, с. 165
61. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ, ст. 14.2
62. Филатова О. М. Интертекстуальность как глобальная текстовая категория // Вестн. Удмуртского ун-та. Филол. науки. - 2006.
63. Энциклопедический словарь. Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики. 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ