Введение 3
Историография 9
Глава 1. Изображения святых воинов в доиконоборческий период 22
Глава 2. Изображение святых воинов в Византии после победы иконопочитания до конца XII века. 30
2.1. Расположение святых воинов в пространстве храма до конца XI века. 30
2. 2. Расположение фигур святых воинов в храмах 12 века. 38
Глава 3. Святые воины в монументальной живописи Древней Руси XI века. 44
Глава 4. Святые воины в храмовом пространстве древнерусских памятников до XIII века.
Заключение
Список использованной литературы
Святые воины являют собой неотъемлемую часть иерархической структуры священных образов, явленных в росписях восточно-христианского крестово-купольного храма. Представляя собой нравственный образец победы человеческого духа над страстями, олицетворяя идеал воинской доблести и выступая как заступники и покровители, они пользовались особым почитанием, как при Византийском императорском дворе, так и у правителей со времен крещения Руси.
Обьектом исследования в нашей работе являются изображения святых воинов в монументальной декорации древнерусских храмов домонгольского периода. Известно, что вместе с восприятием новой религии, Русь переняла от Византийской империи не только основные положения христианского учения и разработанную систему богословской мысли, но и уже сформировавшиеся к XI веку принципы устроения храмового пространства. Ходатайство небесных заступников оказалось востребованным как среди княжеских представителей, так и среди рядовых воинов, чья жизнь была связана с постоянными военными походами. Широкое распространение образы святых воинов получают как на различных предметах утилитарного характера – монетах, печатях – так и на предметах, связанных с церковным назначением – иконах, эмалях, произведениях мелкой резной пластики, рельефах, деревянной скульптуре, фресковых росписях.
Мы сосредоточим свое внимание на связи изображения святых воинов с организацией внутреннего пространства храма и распределении их изображений. Расположение фигур в храмовом пространстве мы рассматриваем как отражение осознания значимости образа в каждом определенном храме, понимание его роли в программе иерархического построения. Программа росписи храма — это всегда соединение выражения основных богословских идей времени в соединении с назначением церковной постройки, заказом росписи и с предшествующей традицией. Через помещение святых в определенное пространство храма могут выражаться дополнительные нюансы в понимания их образов. Таким образом, предметом исследования в нашей работе являются особенности взаимодействия распределения изображений святых воинов в пространстве храма с внутренними программными замыслами фресковых ансамблей.
Целью нашей работы является выявление особенностей расположения фигур святых воинов в пространстве древнерусского крестово-купольного храма на примере сохранившихся памятников домонгольского периода. Как известно, в системе византийской монументальной декорации существовала строго иерархическая система, предполагавшая расположение тех или иных изображений на определенных участках стен. Из памятника в памятник сохранялись основные принципы расположения для основных категорий изображений. Иконографические исследования, касающиеся вопросов об интерпретации различных вариантов иеротопии наиболее значимых сюжетов в пространстве интерьера крестово-купольного храма разработаны в отношении наиболее важных сакральных зон – апсид, куполов, сводов, верхних ярусов стен со сценами христологического цикла. Значительно меньше работ посвящено проблеме расположения групп святых внутри отдельных монументальных ансамблей. Святые воины являются одной из групп святых, выделяющихся из мученического сонма, который является неотъемлемой частью в росписях восточнохристианского храма. Несмотря на то, что существует большое количество статей и монографий, рассматривающих образ святых воинов в составе настенной росписи отдельных памятников различных регионов восточнохристианского мира, тем не менее, исследования, касающегося вопроса о местоположении групп воинов в византийском и древнерусском храме до XIII в целом, как характеристике, присущей данному явлению, и его интерпретации – в настоящее время не проведено. В то же время, очевидно, что можно попытаться проследить и интерпретировать определенные закономерности в расположении воинов в византийских и древнерусских храмах указанного периода, и посмотреть, каким образом изменение расположения в храмовом пространстве может указывать на изменение оттенка их почитания.
В соответствии с обозначенной целью, мы ставим перед собой ряд конкретных задач:
• Обратиться к сложению почитания святых воинов на византийских территориях в первые века христианства
• Составить обзор размещения изображений святых воинов в храмовых пространствах в Византии до XI века
• Рассмотреть расположение фигур святых воинов в храмовом пространстве памятников XI - XII веков на Византийских территориях.
• Рассмотреть памятники Древней Руси XI – XII веков с выявлением специфики их расположения в домонгольской храмовой живописи.
• Соотнести расположение групп святых воинов в настенных росписях Древней Руси по сравнению с византийской традицией и попытаться наметить локальные особенности.
Следует отметить, что, во-первых, хронологические рамки данной работы ограничены XI – XII веками — временем формирования основных принципов в расположении святых в соответствии с их чином в небесной иерархии, которые получат свое дальнейшее развитие в последующие века. Во-вторых, не предполагается рассмотрение настенной живописи Закавказья в связи с тем, что искусство Армении и Грузии представляет собой совершенно отдельную ветвь развития импульсов восточно-христианского искусства, имеющую свои локальные особенности и не являющуюся проводником магистральной линии искусства Византийской империи. В-третьих, круг изображений, рассматриваемый в нашей работе, будет ограничен в основном группами единоличных фронтальных образов святых воинов, изображенных в рост, погрудно, или же оплечно, исключая сюжетные композиции с их участием и фрагменты циклов, посвященных отдельному святому воину .
Для того, чтобы определить степень исследования темы, нам будет необходимо обратиться к истории исследования вопроса с выделением тем внутри изучения святых воинов, к которым обращались исследователи. Необходимой задачей для нас будет выявить, насколько в основной литературе, посвященной святым воинам, освещен вопрос иеротопии воинских образов в храмовом пространстве церквей, а также особенностям их почитания на территории Древней Руси. Структура основной части работы развивается по хронологическому и территориальному признаку. В первой главе «Святые воины в доиконоборческий период» рассмотрено сложение их почитания и особенности распределения их изображений в период до победы иконопочитания. В данной главе мы определяем хронологическую границу началом XIII века, потому как именно в это время происходит захват Константинополя латинянами и основными центрами изобразительного искусства становятся региональные области византийского мира. Вторая глава «Изображения святых воинов в Византии после победы иконопочитания до конца 12 века» посвящена организации воинских фигур в пространстве храмов на территории Византийской ойкумены и оформлению такой группы, как святые воины из общего ряда мучеников. В третьей главе нашей работы, «Святые воины в монументальной живописи Древней Руси XI века», мы рассматриваем единственный памятник этого периода, дошедший до нас в отличной сохранности — собор Св. Софии в Киеве, а также обозначаем некоторые особенности почитания святых воинов с приходом на Русь христианства. Четвертая глава, «Святые воины в храмовом пространстве древнерусских памятников до начала XIII века», посвящена сохранившимся монументальным ансамблям Древней Руси до конца XII века с проведением параллелей с памятниками византийского искусства этого времени. Здесь своей задачей мы видим рассмотреть, какой дополнительный материал для анализа образов святых воинов на Руси может дать интерпретация расположения их фигур в храмовом пространстве.
Необходимо обозначить хронологические рамки нашей работы. Так, рассмотрение росписей восточно-христианского мира в нашей работе представлено памятниками до XIII века. Основными методами, используемыми в настоящей работе, является критический анализ существующей научной литературы, сравнительно — сопоставительный и иконографический методы. Нижней границей рассмотрения искусства Византии мы обозначаем 1204 год, время захвата Константинополя крестоносцами, когда «с падением столицы был уничтожен основной стержень византийской культуры, утратившей отныне на много десятилетий отпечаток монолитного единства» , что послужило развитию местных школ, которые не испытывали постоянного воздействия регламентированного искусства столицы. Эти неблагоприятные обстоятельства на время остановили развитие столичной линии, а с приходом новой правящей династии и возобновлением константинопольского могущества, искусство вошло в совершенно новый период расцвета. Ограничение круга памятников Руси, рассматриваемых в работе, началом XIII века связано с монгольским нашествием, на протяжении которого каменное строительство практически прекратилось. После освобождения из-под гнета Орды, Русь входит в совершенно иной этап развития, на первый план выходят иные художественные центры, чем в домонгольский период и начинается становление Московского государства.
Проследив изменение расположения в пространстве храма на примере древнерусских и византийских памятников до начала XIII века, обозначим главные моменты их расположения. К таким выводам мы пришли при рассмотрении памятников византийского периода:
• фигуры святых воинов в доиконоборческий период не имеют закрепленного расположения в пространстве храма и могут располагаться как в общем сонме мучеников, так и в других композициях и в качестве единичных особо почитаемых образов, наличие которых обусловлено посвящением церкви или же особым заказом.
1. После победы иконопочитания фигуры святых воинов в пространстве храма постепенно выделяются в обособленную группу среди остальных мучеников. Они изображаются в воинском облачении с оружием в рост, погрудно, оплечно, или в конных композициях (в основном святой Георгий и святой Феодор). К тому же, мы можем увидеть вариативность в их расположении — на северной и южной стенах наоса, в нартексе, или же на пристенных столбах со стороны, обращенной к центральному пространству храма.
2. К концу XI века святые воины в мозаичной декорации церквей в основном занимают положение в верхних частях церквей — на сводах арок, в полуциркульных нишах, или же в люнетах и куполе притвора. Последние варианты — скорее исключение, обусловленное особым почитанием их образов в связи с ктиторским заказом. Но главное -то, что их фигуры не имеют четкой фиксации в западной, южной или северной частях пространства.
3. Во фресковых росписях XII века на территории Греции и Балканского полуострова мы видим отдельно выделенный чин святых воинов, представляемый в нижних частях западного объема храма (северная и южная стена) или же в нижней части западных подкупольных столбов. Святые в этом случае представлены в полный рост. Если брать поясные изображения со святыми воинами, то они могут быть представлены в простенках окон на северной и южной стенах наоса, или же в верхней части пристенных лопаток.
4. В мозаиках XII века наблюдается ориентировка на XI век, где воины занимают верхние части построек — своды, плоскость стена над арочными перекрытиями. При этом, они могут выделяться в отдельную группу как святые воины, а могут быть и включены в общее число мученических изображений.
Размещение святых воинов в пространстве древнерусских храмов:
• В единственном дошедшем до нас памятнике XI века, Святой Софии в Киеве, фигуры святых воинов располагаются в нижней части юго — западных столбов, под хорами. Изображения святых мучеников в Софии Киевской на столбах размещены в четыре яруса. Размещение мучеников на арках, поддерживающих своды, и столбах, являющихся зрительным и смысловым продолжением подпружных арок, подчеркивает экклесиологическую символику. Кроме того, прослеживается четкая связь между размещением фигур святых воинов и размещением княжеской верхушки во время богослужения.
• В памятниках XII века мы находим различное расположение святых воинов в храмовом пространстве, в зависимости от смысловой нагрузки , которыми наделяются их образы.
◦ В михайловском Златоверхом монастыре в Киеве Мозаика с изображением Димитрия Солунского была помещена на южной грани северного алтарного столба. Такое размещение могло быть обусловлено особым почитанием святого Димитрия, связанным непосредственно с представителями княжеского рода заказчика.
◦ В храме Спасо -Преображенского собора Мирожского монастыря фигуры располагаются на стенах второго яруса снизу среди других святителей.
Размещение соответствует существующим византийским вариациям, с тем отличием, что на Руси воины больше связаны с княжеской семьёй (крестильные имена князей имели ограниченные вариации, и, в основном, их небесными патронами были св воины)- в связи с этим, воины могут размещаться на южной стене, а не на южной и северной, потому как юго-западная часть отводилась под княжеские захоронения. В Софии киевской воины размещаются в нижних частях столбов (это и было в визант традиции) и обращены в сторону подкупольного квадрата (наиболее почитаемое место - там, где образы обращены на восток, к алтарю). Но они расположены в основном на юго-западных столбах под хорами, что объясняется отведения этого места для военной аристократии и княжеской знати во время службы. И получается, что воины там - как фресковые молельные иконы заступников этой части общества. Потому как все почитаемые образы были взяты из византийской традиции, появилась необходимость в наличии "собственных" святых, принявших мученичество на земле русской и особых покровителей княжеской верхушки, то в конце 11 века канонизируются Борис и Глеб. Они изначально изображаются в княжеских одеждах, но потому как князья - это воинская аристократия и их заступники в основном святые, то е концу 12 века они начинают изображаться с мечом. В середине 12 века, они ещё без мечей, но изображаются рядом с воинами- т.е. намечается традиция их понимания как воинов. Также воины могут включаться на руси в сонм остальных святых - но это в Мирожском монастыре, где основная цель - просветительская и должны быть показаны все категории, утверждающие христианскую веру. В Кирилловском соборе Киева второй половины 12 века мы их тоже находим на столбах западной части, их фигуры обращены к алтарю т в пространство насоса (есть ещё мученики)- это иносказательное выражение того, что почитаемые мученики - воины - опора, на которой зиждется вера (купол с пантократором).
1. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 12. Август. М., 1911.
2. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М.,1961.
3. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М.,1960.
4. Лифшиц Л. И. Живопись второй половины — конца XII века. М., 2015.
5. Лифшиц Л. История русского искусства. Искусство X – XVII веков. М., 2000.
6. Милютенко Н.И. Святые князья- мученики Борис и Глеб. СПб, 2006.
7. Нересян Л. Дионисий Иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002.
8. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. М., 2002.
9. Попова О.С., Сарабьянов В.Д. Мозаики и фрески Софии Киевской. М., 2017.
10. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. Образы небесных защитников в византийском, балканском и древнерусском искусстве. М., 2008.
11. Самойлова Т.В. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2006.
12. Сарабьянов В.Д. Фрески древнего Пскова. М., 1993.
13. Сарабьянов В.Д. Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002.
14. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. М., 2002.
15. Сарабьянов В.Д. Спасо — Преображениский собор Мирожского монастыря. М., 2002.
16. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.
17. Смирнова Э.С., Сарабьянов В.Д. История Древнерусской живописи. М., 2007.
18. Успенский Ф.Б., Литвина А.Ф. Выбор имени у русских князей в X — XVI веках. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
19. Щербатова- Щевенова Т.С. Нередица: Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. М., 2004.
Статьи из журналов и сборников:
20. Абраменко Н.М. Образы святых Бориса и Глеба в иконном и прикладном искусстве конца XVI- начала XVII вв. патрональная тема в искусстве времени Бориса Годунова // АПТиИИ, 2012.
21. Абраменко Н.М. Образы святых князей Владимира, Бориса и Глеба в храмовых росписях времени Ивана IV // АПТиИИ, 2011.
22. Абраменко Н.М. Святые князья Борис и Глеб как заступники русского войска в произведениях XVI-XVII вв. // АПТиИИ, 2013.
23. Айналов Д.В. Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. Миниатюры сказания о свв. Борисе и Глебе Сильвестровского сборника // Известия отделения русского языка и словесности. Т. 15. СПб., 1910.
24. Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабьянов В.Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской. Часть I. Внутренние галереи // Византийский Временник, том 66. М., 2007.
25. Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабьянов В.Д. Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции // Византийский временник, том 73. М., 2014.
26. Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабьянов В.Д. Изображения святых во фресках св. Софии Киевской. Подкупольное пространство. С. - 117 // Искусство Христианского Мира, Вып. XIII. М., 2016.
27. Захарова А.В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // Христианское чтение, 6(41). М., 2011.
28. Захарова А.В. Изображения мучеников в византийской монументальной живописи Χ–ΧΙ вв. // Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвященной памяти А.В. Банк (1906-1984): Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74. СПб., 2015.
29. Захарова А.В. Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до ΧΙ в. // ЭНОЖ "История", № 2.
30. Захарова А.В. Святые в Каппадокии // Христианское чтение, 6 (41). СПб, 2011.
31. Иоаннисян О.М. Зодчество первой половины — середины XII века // История русского искусства, Т. 2, ч. 1: Искусство 20 — 60 — х годов XII века. М., 2012.
32. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия — воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970.
33. Медведева М.С. Экклесиологическая тема в программе росписи Кирилловской церкви в Киеве // Искусство Христианского Мира. Вып. 11. М., 2009.
34. Попова О.С. Древняя русская живопись и Византия // Проблемы византийского искусства.
35. Попова О.С. Мозаики Софии Киевской и византийская монументальная живопись второй четверти XI века // Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы.
36. Сарабьянов В.Д. Иконографическая программа фресок Георгиевской церкви и система росписи древнерусских храмов середины - второй половины XII века // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески. М., 2002.
37. Сарабьянов В.Д. Чтимые святые домонгольской Руси в росписях Софии Киевской. К вопросу о формировании локальной традиции. Часть I. // Искусство Восточно — Христианского мира (34). М., 2014.
38. Сарабьянов В.Д. Чтимые святые домонгольской Руси в росписях Софии Киевской. К вопросу о формировании локальной традиции. Часть II. С. - 30 -35 // Искусство восточнохристианского мира, (34). М., 2015.
39. Скобцова Д.А. Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо- Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // АПТиИИ, 2012.
Авторефераты диссертаций:
40. Герасименко Н.В. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Изображение святых в храмовой декорации. Автореф. дис. кан. искусств. М., 2002.
41. Фукара К. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI- XVI вв. Автореф. дис. кан. искусств. М., 2011.
Интернет – источники:
42. Гринберг М.В. Фрески церкви св. врачей в Касторье в контексте византийского искусства последней трети XII века. [Электронный ресурс]. Режим_доступа:_https://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2007/12/ART/Grinberg.pdf (дата обращения: 27.02.2017 )
43. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/demus/ (дата обращения: 25.02.2017).
44. Захарова А.В. Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до XI века/ / Исторические исследования, 2. М., 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/18/82 (дата обращения: 23.02.2017).
45. Захарова А.В. Фрески церкви Панагии Мавриотиссы в Касторье // ВВ. 59, М., 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vremennik.biz/opus/BB/59/53134 (дата обращения: 25.04.2017).
46. Лазарев В.Н. История византийской живописи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=8&ch_l2=9 (дата обращения: 27.04.2017).
47. Саенкова Е.В. О иконографии Иакова Персянина. Православная энциклопедия, Т. 20. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/200345.html (дата обращения: 27.04. 2017)
48. Пелевин Ю.А. О соборе Архангела Михаила в Киеве. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2014362 (дата обращения: 30.04. 2017)
На иностранных языках
Монографии:
49. Chatzidakis M., Pelekanidis S. Mosaics. Wall painting. Kastoria. Athens, 1985.
50. Chatzidakis N. Hosios Loukas: Mosaics – Wall – paintings. Athens, 1997.
51. Delehaye H. Les legends greques des saints militaris. Paris, 1909.
52. Delehaye H. Les origins de culte des martyrs. Brussels, 1933.
53. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. London, 1947.
54. Demus O. The Mosaicd of San Marco in Venice. Washington, 1984;
55. Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949.
56. Demus O., Dietz E. Byzantine Mosaics in Greece, Hosios Lucas and Daphni. Cambridge, 1931.
57. Diez E., Demus O. Byzantine mosaics in Greece: Daphni and Hosios Loukas. Cambridge (Mass.), 1931.
58. Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origin. Princeton, 1968.
59. Grabar A. L'Empereur dans l'art byzantine. Paris, 1936.
60. Grabar A. Les mosaiques byzantina en Grece. Paris, 1964.
61. Grabar A. Martyrium: Rech.sur le culte de relique et l'art chretien antique. Paris, 1943-1946.
62. Grotowski P. Arms and armour of the Warrior Saints. Tradition and innovation in Byzantine Iconography (843 – 1261). Boston, 2010.
63. Harnack A. Milita Christi, Die christliche Religion und der Soltatenstand in den ersten drei Jahrenhunderten. Tubigen, 1905.
64. Kitzinger E. The mosaics of St. Mary's of the Admiral in Palermo. Washington D.C., 1990.
65. Maguire H. The Icons of their Body: Saints and Their Images in Byzantium. Princeton, 1996.
66. Millet G. Le monastere de Daphni. Historie, architecture, mosaiques. Paris, 1899.
67. Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985.
68. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. Athens, 1985.
69. Santha G. Byzantine legends of Warrior Saints. Budapest, 1943.
70. Sinkevic I. The Church of St Panteleimon at Nerezi. Architecture, Programme and Patronage. Wiesbaden, 2000.
71. Underwood P. The Kariye Djami. London, 1967.
72. Walter Ch. Art and ritual of the Byzantine Church. London, 1982.
73. Walter Ch. Warrior saints. London, 2003.
74. White M. Military saints in Byzantium and Rus, 900 – 1200. New – York, 2013.
75. Дмитрова Е., Велков Г. Седум средневековни цркви во Республика Македониjа. Скопjе, 2015.
76. Марголiна I., Ульяновскьий В. Київська обитель Святого Кирила. Київ, 2005.
77. Маркович М. О иконографии светих ратника у источно-христианской уместности. Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995.
Статьи из журналов и сборников:
78. Mouriki D. Stylistic trends in monumental painting of Greece during the Eleventh and Twelfth centuries // DOP, 1980 – 1981.
79. Радовановиh J. Монаштво и мучеништво у сликарству манастира Хиландара и Пеhке Патриjаршиjе // Иконографска истраживаньа српског сликарства XIII и XIV века. Београд, 1988.