СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ОБЛАСТИ ФУТБОЛА: ОПЫТ ФРАНЦИИ И РОССИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое осмысление спортивной дипломатии 12
1.1. Причины возникновения и сущность спортивной дипломатии 12
1.2. Соотношение спортивной дипломатии с инструментами внешней политики государства 20
1.3. Спортивная дипломатия в научном и публичном дискурсе Франции и России 29
Глава II. Формы и институты спортивной дипломатии Франции в области футбола 41
2.1. Основные формы футбольной дипломатии Франции 41
2.2. Роль мега-событий в футбольной дипломатии Франции 47
2.3. Институты и акторы французской футбольной дипломатии 57
Глава III. Состояние и перспективы развития спортивной дипломатии России в области футбола 65
3.1. Причины неэффективности использования футбола в спортивной дипломатии России 65
3.2. Акторы российской футбольной дипломатии 72
3.3. Чемпионат мира по футболу-2018 как инструмент футбольной дипломатии 79
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 87
Глава I. Теоретическое осмысление спортивной дипломатии 12
1.1. Причины возникновения и сущность спортивной дипломатии 12
1.2. Соотношение спортивной дипломатии с инструментами внешней политики государства 20
1.3. Спортивная дипломатия в научном и публичном дискурсе Франции и России 29
Глава II. Формы и институты спортивной дипломатии Франции в области футбола 41
2.1. Основные формы футбольной дипломатии Франции 41
2.2. Роль мега-событий в футбольной дипломатии Франции 47
2.3. Институты и акторы французской футбольной дипломатии 57
Глава III. Состояние и перспективы развития спортивной дипломатии России в области футбола 65
3.1. Причины неэффективности использования футбола в спортивной дипломатии России 65
3.2. Акторы российской футбольной дипломатии 72
3.3. Чемпионат мира по футболу-2018 как инструмент футбольной дипломатии 79
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 87
В условиях современного многополярного мироустройства, в котором высоко ценятся идеалы мира, сотрудничества и взаимного уважения между государствами, среди средств решения задач в сфере международных отношений всё большую важность приобретает спортивная дипломатия. Этот феномен объединяет в себе спорт, который традиционно считается областью демонстрации целого ряда положительных человеческих качеств, таких как уважение, честность, упорство, целеустремлённость, азарт, и дипломатию – основной инструмент взаимоотношений между цивилизованными государствами. Задействование инструментов спортивной дипломатии рассматривается многими в качестве важнейшего направления работы по предупреждению терроризма и иной преступности, предотвращения вовлечения в их ряды молодёжи. Таким образом, спортивная дипломатия является неотъемлемой частью международных отношений, отражая стремления мирового сообщества XXI века. Кроме того, на сегодняшний день построение положительного внешнеполитического имиджа, укрепление мягкой силы является важной задачей практически для любого государства, и спортивная дипломатия также становится полезным инструментом решения таких задач.
Из всего многообразия видов спорта футбол является одним из тех немногих, что имеют поистине глобальную природу. В футбол на профессиональном уровне играют 265 миллионов человек во всём мире , Чемпионат мира по футболу, главное футбольное событие, каждые четыре года приковывает внимание более миллиарда зрителей , а число национальных федераций-членов Международной федерации футбола, которых на сегодняшний день насчитывается 211, превосходит число стран-членов Организации Объединённых Наций. Эти и другие факты позволяют утверждать, что футбол является самым популярным видом спорта на планете, и поэтому спортивная дипломатия в сфере футбола обладает самым большим потенциалом и способна охватить самое большое географическое пространство.
Одной из стран, наиболее активно и успешно использующих в рамках укрепления своей мягкой силы спортивную дипломатию, в том числе и в области футбола, является Франция. Мягкая сила Французской Республики построена на использовании целого ряда инструментов, среди которых одним из важнейших признаётся культурный компонент, включающий в себя спорт. Недавно сформулированная и взятая на вооружение руководством Франции концепция дипломатии влияния, французский вариант концепции мягкой силы, уделяет особое внимание спортивной и футбольной дипломатии. Что касается футбола, этот вид спорта является самым популярным во Франции, французское футбольное первенство, Лига 1, входит в пятёрку элитных европейских чемпионатов, а французская национальная сборная по футболу является одной из десяти лучших сборных мира. Кроме того, Франция стоит у истоков создания двух самых авторитетных международных футбольных федераций –Международной федерации футбола (ФИФА) и Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Выбор французской спортивной дипломатии в качестве объекта исследования обусловлен ещё и тем, что именно во Франции был проведён последний крупный футбольный турнир – Чемпионат Европы-2016.
Россия за последние годы предпринимает попытки построить свою концепцию мягкой силы и также стремится активно использовать в этих целях спорт (достаточно вспомнить Олимпийские игры в Сочи 2014 года), и одно из главных мероприятий в рамках этой активности – Чемпионат мира по футболу, который состоится в нашей стране в 2018 году. Для того чтобы определить, в правильном ли направлении движется наша страна в процессе построения концепции мягкой силы, и представляется актуальным исследование опыта других стран, в частности, Франции, а также анализ уже имеющей место деятельности в рамках спортивной и футбольной дипломатии в России.
Таким образом, цель настоящего исследования – определить, насколько эффективно используются методы спортивной дипломатии в области футбола во Франции и России. Объектом исследования является спортивная дипломатия в области футбола, предмет исследования – акторы, направления, формы футбольной дипломатии во Франции и в России.
Соответственно цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1) определить предпосылки появления спортивной дипломатии;
2) рассмотреть соотношение спортивной дипломатии с инструментами внешней политики государства и особенности подходов к изучению спортивной дипломатии во Франции и России;
3) выделить акторов и основные направления спортивной дипломатии Франции в области футбола и выявить её особенности;
4) выявить основные проблемы российской спортивной дипломатии в области футбола и потенциал влияния Чемпионата мира по футболу-2018 на мягкую силу России;
5) сравнить футбольную дипломатию Франции и России.
Для решения поставленных задач были применены общенаучные и частнонаучные методы исследования. Использованные общенаучные методы включают в себя такие методы, как анализ (рассмотрение по отдельности направлений футбольной дипломатии Франции и России), индукция (формирование суждения о российской спортивной дипломатии в области футбола в целом на основании отдельных примеров), аналогия (оценка взглядов российского руководства на Чемпионат мира 2018 года по аналогии с Олимпийскими играми в Сочи), классификация (выделение групп акторов французской футбольной дипломатии), сравнение (выделение особенностей деятельности каждой из групп). К использованным частнонаучным методам относятся: анализ понятийно-терминологического аппарата (определение наиболее распространённых толкований терминов «публичная дипломатия», «мягкая сила», «спортивная дипломатия» и т. д.), статистический анализ (анализ составов национальных мужских футбольных сборных Франции и России), дискурс-анализ (анализ использования терминов «спортивная дипломатия» и «футбольная дипломатия» в научном и публичном дискурсах).
Теоретическая база работы была сформирована из трудов российских и зарубежных исследователей. В ходе исследования была использована научная литература на английском, французском и русском языках.
Так как одной из задач являлось определение предпосылок появления спортивной дипломатии, в ходе исследования было необходимо обратиться к исследованиям общего характера в области теории международных отношений. Следовательно, были изучены работы, посвящённые эволюции системы международных отношений, таких авторов, как Ж.-Б. Дюрозель, С. Краснер, Т. В. Зонова, П. Б. Салин и др. Отдельно отметим работу Дж. Уайсмана «“Полилатерализм” и новые формы глобального диалога» , где автор вводит понятие полилатерализма, которое было использовано нами при объяснении появления спортивной дипломатии.
Неотъемлемой частью исследования явилась работа с понятиями и терминами, такими как «спортивная дипломатия», «публичная дипломатия», «мягкая сила», «брендинг»и т. д. Для определения соотношения этих понятий были использованы исследования Б. Хокинга, Э. Гилбоа, С. Анхольта, А. В. Долинского и др. Отдельно следует отметить работу Дж. Ная, автора концепции мягкой силы, «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике» , а также коллективные работы «Новая публичная дипломатия» под редакцией Я. Мелиссена и «Руководство по публичной дипломатии Рутледж» под редакцией Н. Сноу, которые в полной мере раскрывают такие понятия, как мягкая сила и публичная дипломатия. Также при работе с терминами были использованы справочные издания, такие как, например, Дипломатический словарь под редакцией А. А. Громыко .
Помимо раскрытия взаимосвязи спортивной дипломатии с другими инструментами внешней политики государства, было необходимо выявить характерные черты спортивной дипломатии. Данная часть исследования была основана на трудах следующих авторов: Б. Хулихэн, Х. Чехаби, С. Корнелиссен и др. Среди ключевых работ, использованных на данном этапе, отметим статью С. Мюрреяи Дж. Пигмана «Обозначая связь между международным спортом и дипломатией», в которой дана одна из наиболее удачных классификаций спортивной дипломатии, а также исследование Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой «Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты», наиболее полное исследование спортивной дипломатии из имеющихся в российской научной литературе работ такого рода.
При изучении роли футбола в международных отношениях применительно к Франции были использованы, во-первых, работы, посвящённые истории этого вида спорта, авторов Дж. Норайт, Э. Саккомано и др., в которых, в частности, были найдены сведения о мега-событиях, проводившихся во Франции; во-вторых, исследования, непосредственно затрагивающие проблему взаимосвязи футбола и международных отношений, авторов Л. Дюбуа, П. Дитчи, П. Бальманда, Л. Краснофф, П. Дарби. Особое внимание было уделено публикациям Института международных и стратегических отношений (Франция), в частности, его основателя, специалиста в области геополитики и спортивной дипломатии П. Бонифаса, работы которого явились ценными аналитическими материалами при изучении роли футбола в современных международных отношениях, в том числе во внешней политике Франции .
Наконец, при анализе роли спортивной дипломатии в области футбола во внешней политике России были использованы исследования Дж. Бирсака, М. Мюллера, Б. Петерссона, Е. Б. Павловой и К. У. Сантандера, Т. А. Махмутова и И. Н. Тимофеева и др. Особую ценность для исследования имела работа Дж. Грикса и Н. Крамаревой «Зимние Олимпийские игры в Сочи и уникальная стратегия мягкой силы России» , в которой раскрываются особенности использования спорта в укреплении мягкой силы современной России.
В качестве недостатка имеющейся научной литературы по теме, как зарубежной, так и российской, было выявлено крайне малое количество работ, посвящённых спортивной дипломатии в области футбола как отдельному компоненту мягкой силы государства, а также непризнание понятия «футбольная дипломатия» в качестве научного. Таким образом, научная новизна данного исследования заключается в попытке восполнить данные пробелы путём предоставления данных об акторах спортивной дипломатии в области футбола, их мотивах и формах деятельности, что является шагом к утверждению в науке термина «футбольная дипломатия».
Источниковая база включает в себя различные документы, которые можно разделить на несколько групп.
Во-первых, основными источниками информации о деятельности акторов спортивной дипломатии в области футбола явились доклады, отчёты и другие документы, размещённые на официальных интернет-сайтах различных институтов и организаций, а именно: Министерства иностранных дел и международного развития Франции, Министерства городского развития, юношества и спорта Франции, Министерства спорта РФ, французских и российских футбольных клубов, ФИФА, УЕФА и др.
Во-вторых, при изучении деталей правового регулирования в сфере спорта и футбола, а также при рассмотрении различных аспектов проведения мега-событий были использованы французские и российские нормативно-правовые акты, опубликованные на интернет-порталах «Légifrance» и Официальном интернет-портале правовой информации. Также были изучены другие официальные документы, касающиеся организации спортивной деятельности: доклады, стратегии (напр., Общенациональная стратегия развития футбола ), белые книги и т. д.
В-третьих, источниками информации о деятельности акторов спортивной дипломатии также выступили сообщения зарубежных и российских СМИ, таких как «Би-би-си», «LePoint», «LeMonde», «Известия», «Лента.ру» и др., а также публикации спортивных изданий («FourFourTwo» «FranceFootball», «Спорт-Экспресс», «Чемпионат» и др.).
В-четвёртых, при характеристике общественного мнения по тем или иным вопросам были приведены данные общественных опросов, представленные на официальных сайтах таких исследовательских организаций, как «Левада-Центр» , Фонд «Общественное мнение» , Французский институт общественного мнения .
В-пятых, в качестве источников нами использовались тексты выступлений, материалы интервью официальных лиц, представителей футбольной общественности, тренеров и футболистов. Они позволили нам сопоставить официальную позицию и общественное мнение по поводу футбольной дипломатии и во Франции, и в России.
Наконец, для количественного выражения тех или иных характеристик спортивной и футбольной дипломатии Франции и России были использованы статистические данные и рейтинги, опубликованные на сайтах общественных организаций (например, Французской федерации футбола ), компаний (например, агентства «Portland» ) и в электронных версиях СМИ (например, «Форбс» ).Также при сравнении составов национальных сборных Франции и России была использована информация об игроках сборных, размещённая на сайтах Французской федерации футбола и Российского футбольного союза .
Работа состоит из трёх глав, каждая из которых поделена на три параграфа. Первая глава содержит теоретические аспекты спортивной дипломатии: какие в научной литературе выделяются предпосылки возникновения данного феномена, какое место отводится спортивной дипломатии во внешней политике государств, с какой точки зрения рассматривается спортивная дипломатия в работах французских и российских исследователей. Во второй главе рассматриваются формы, направления и акторы спортивной дипломатии в области футбола Франции. Третья глава содержит анализ проблем российской спортивной дипломатии в области футбола, деятельности её акторов, а также возможностей влияния проведения Чемпионата мира по футболу на мягкую силу России.
Отдельные положения работы были опубликованы в научной статье: Покидова Э. Ю. Футбольная дипломатия Франции: институты и акторы // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том 12. Новгород, 2016. URL: http://mgs.org.ru/?page_id=597 (ISBN2310-9203).
Из всего многообразия видов спорта футбол является одним из тех немногих, что имеют поистине глобальную природу. В футбол на профессиональном уровне играют 265 миллионов человек во всём мире , Чемпионат мира по футболу, главное футбольное событие, каждые четыре года приковывает внимание более миллиарда зрителей , а число национальных федераций-членов Международной федерации футбола, которых на сегодняшний день насчитывается 211, превосходит число стран-членов Организации Объединённых Наций. Эти и другие факты позволяют утверждать, что футбол является самым популярным видом спорта на планете, и поэтому спортивная дипломатия в сфере футбола обладает самым большим потенциалом и способна охватить самое большое географическое пространство.
Одной из стран, наиболее активно и успешно использующих в рамках укрепления своей мягкой силы спортивную дипломатию, в том числе и в области футбола, является Франция. Мягкая сила Французской Республики построена на использовании целого ряда инструментов, среди которых одним из важнейших признаётся культурный компонент, включающий в себя спорт. Недавно сформулированная и взятая на вооружение руководством Франции концепция дипломатии влияния, французский вариант концепции мягкой силы, уделяет особое внимание спортивной и футбольной дипломатии. Что касается футбола, этот вид спорта является самым популярным во Франции, французское футбольное первенство, Лига 1, входит в пятёрку элитных европейских чемпионатов, а французская национальная сборная по футболу является одной из десяти лучших сборных мира. Кроме того, Франция стоит у истоков создания двух самых авторитетных международных футбольных федераций –Международной федерации футбола (ФИФА) и Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Выбор французской спортивной дипломатии в качестве объекта исследования обусловлен ещё и тем, что именно во Франции был проведён последний крупный футбольный турнир – Чемпионат Европы-2016.
Россия за последние годы предпринимает попытки построить свою концепцию мягкой силы и также стремится активно использовать в этих целях спорт (достаточно вспомнить Олимпийские игры в Сочи 2014 года), и одно из главных мероприятий в рамках этой активности – Чемпионат мира по футболу, который состоится в нашей стране в 2018 году. Для того чтобы определить, в правильном ли направлении движется наша страна в процессе построения концепции мягкой силы, и представляется актуальным исследование опыта других стран, в частности, Франции, а также анализ уже имеющей место деятельности в рамках спортивной и футбольной дипломатии в России.
Таким образом, цель настоящего исследования – определить, насколько эффективно используются методы спортивной дипломатии в области футбола во Франции и России. Объектом исследования является спортивная дипломатия в области футбола, предмет исследования – акторы, направления, формы футбольной дипломатии во Франции и в России.
Соответственно цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1) определить предпосылки появления спортивной дипломатии;
2) рассмотреть соотношение спортивной дипломатии с инструментами внешней политики государства и особенности подходов к изучению спортивной дипломатии во Франции и России;
3) выделить акторов и основные направления спортивной дипломатии Франции в области футбола и выявить её особенности;
4) выявить основные проблемы российской спортивной дипломатии в области футбола и потенциал влияния Чемпионата мира по футболу-2018 на мягкую силу России;
5) сравнить футбольную дипломатию Франции и России.
Для решения поставленных задач были применены общенаучные и частнонаучные методы исследования. Использованные общенаучные методы включают в себя такие методы, как анализ (рассмотрение по отдельности направлений футбольной дипломатии Франции и России), индукция (формирование суждения о российской спортивной дипломатии в области футбола в целом на основании отдельных примеров), аналогия (оценка взглядов российского руководства на Чемпионат мира 2018 года по аналогии с Олимпийскими играми в Сочи), классификация (выделение групп акторов французской футбольной дипломатии), сравнение (выделение особенностей деятельности каждой из групп). К использованным частнонаучным методам относятся: анализ понятийно-терминологического аппарата (определение наиболее распространённых толкований терминов «публичная дипломатия», «мягкая сила», «спортивная дипломатия» и т. д.), статистический анализ (анализ составов национальных мужских футбольных сборных Франции и России), дискурс-анализ (анализ использования терминов «спортивная дипломатия» и «футбольная дипломатия» в научном и публичном дискурсах).
Теоретическая база работы была сформирована из трудов российских и зарубежных исследователей. В ходе исследования была использована научная литература на английском, французском и русском языках.
Так как одной из задач являлось определение предпосылок появления спортивной дипломатии, в ходе исследования было необходимо обратиться к исследованиям общего характера в области теории международных отношений. Следовательно, были изучены работы, посвящённые эволюции системы международных отношений, таких авторов, как Ж.-Б. Дюрозель, С. Краснер, Т. В. Зонова, П. Б. Салин и др. Отдельно отметим работу Дж. Уайсмана «“Полилатерализм” и новые формы глобального диалога» , где автор вводит понятие полилатерализма, которое было использовано нами при объяснении появления спортивной дипломатии.
Неотъемлемой частью исследования явилась работа с понятиями и терминами, такими как «спортивная дипломатия», «публичная дипломатия», «мягкая сила», «брендинг»и т. д. Для определения соотношения этих понятий были использованы исследования Б. Хокинга, Э. Гилбоа, С. Анхольта, А. В. Долинского и др. Отдельно следует отметить работу Дж. Ная, автора концепции мягкой силы, «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике» , а также коллективные работы «Новая публичная дипломатия» под редакцией Я. Мелиссена и «Руководство по публичной дипломатии Рутледж» под редакцией Н. Сноу, которые в полной мере раскрывают такие понятия, как мягкая сила и публичная дипломатия. Также при работе с терминами были использованы справочные издания, такие как, например, Дипломатический словарь под редакцией А. А. Громыко .
Помимо раскрытия взаимосвязи спортивной дипломатии с другими инструментами внешней политики государства, было необходимо выявить характерные черты спортивной дипломатии. Данная часть исследования была основана на трудах следующих авторов: Б. Хулихэн, Х. Чехаби, С. Корнелиссен и др. Среди ключевых работ, использованных на данном этапе, отметим статью С. Мюрреяи Дж. Пигмана «Обозначая связь между международным спортом и дипломатией», в которой дана одна из наиболее удачных классификаций спортивной дипломатии, а также исследование Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой «Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты», наиболее полное исследование спортивной дипломатии из имеющихся в российской научной литературе работ такого рода.
При изучении роли футбола в международных отношениях применительно к Франции были использованы, во-первых, работы, посвящённые истории этого вида спорта, авторов Дж. Норайт, Э. Саккомано и др., в которых, в частности, были найдены сведения о мега-событиях, проводившихся во Франции; во-вторых, исследования, непосредственно затрагивающие проблему взаимосвязи футбола и международных отношений, авторов Л. Дюбуа, П. Дитчи, П. Бальманда, Л. Краснофф, П. Дарби. Особое внимание было уделено публикациям Института международных и стратегических отношений (Франция), в частности, его основателя, специалиста в области геополитики и спортивной дипломатии П. Бонифаса, работы которого явились ценными аналитическими материалами при изучении роли футбола в современных международных отношениях, в том числе во внешней политике Франции .
Наконец, при анализе роли спортивной дипломатии в области футбола во внешней политике России были использованы исследования Дж. Бирсака, М. Мюллера, Б. Петерссона, Е. Б. Павловой и К. У. Сантандера, Т. А. Махмутова и И. Н. Тимофеева и др. Особую ценность для исследования имела работа Дж. Грикса и Н. Крамаревой «Зимние Олимпийские игры в Сочи и уникальная стратегия мягкой силы России» , в которой раскрываются особенности использования спорта в укреплении мягкой силы современной России.
В качестве недостатка имеющейся научной литературы по теме, как зарубежной, так и российской, было выявлено крайне малое количество работ, посвящённых спортивной дипломатии в области футбола как отдельному компоненту мягкой силы государства, а также непризнание понятия «футбольная дипломатия» в качестве научного. Таким образом, научная новизна данного исследования заключается в попытке восполнить данные пробелы путём предоставления данных об акторах спортивной дипломатии в области футбола, их мотивах и формах деятельности, что является шагом к утверждению в науке термина «футбольная дипломатия».
Источниковая база включает в себя различные документы, которые можно разделить на несколько групп.
Во-первых, основными источниками информации о деятельности акторов спортивной дипломатии в области футбола явились доклады, отчёты и другие документы, размещённые на официальных интернет-сайтах различных институтов и организаций, а именно: Министерства иностранных дел и международного развития Франции, Министерства городского развития, юношества и спорта Франции, Министерства спорта РФ, французских и российских футбольных клубов, ФИФА, УЕФА и др.
Во-вторых, при изучении деталей правового регулирования в сфере спорта и футбола, а также при рассмотрении различных аспектов проведения мега-событий были использованы французские и российские нормативно-правовые акты, опубликованные на интернет-порталах «Légifrance» и Официальном интернет-портале правовой информации. Также были изучены другие официальные документы, касающиеся организации спортивной деятельности: доклады, стратегии (напр., Общенациональная стратегия развития футбола ), белые книги и т. д.
В-третьих, источниками информации о деятельности акторов спортивной дипломатии также выступили сообщения зарубежных и российских СМИ, таких как «Би-би-си», «LePoint», «LeMonde», «Известия», «Лента.ру» и др., а также публикации спортивных изданий («FourFourTwo» «FranceFootball», «Спорт-Экспресс», «Чемпионат» и др.).
В-четвёртых, при характеристике общественного мнения по тем или иным вопросам были приведены данные общественных опросов, представленные на официальных сайтах таких исследовательских организаций, как «Левада-Центр» , Фонд «Общественное мнение» , Французский институт общественного мнения .
В-пятых, в качестве источников нами использовались тексты выступлений, материалы интервью официальных лиц, представителей футбольной общественности, тренеров и футболистов. Они позволили нам сопоставить официальную позицию и общественное мнение по поводу футбольной дипломатии и во Франции, и в России.
Наконец, для количественного выражения тех или иных характеристик спортивной и футбольной дипломатии Франции и России были использованы статистические данные и рейтинги, опубликованные на сайтах общественных организаций (например, Французской федерации футбола ), компаний (например, агентства «Portland» ) и в электронных версиях СМИ (например, «Форбс» ).Также при сравнении составов национальных сборных Франции и России была использована информация об игроках сборных, размещённая на сайтах Французской федерации футбола и Российского футбольного союза .
Работа состоит из трёх глав, каждая из которых поделена на три параграфа. Первая глава содержит теоретические аспекты спортивной дипломатии: какие в научной литературе выделяются предпосылки возникновения данного феномена, какое место отводится спортивной дипломатии во внешней политике государств, с какой точки зрения рассматривается спортивная дипломатия в работах французских и российских исследователей. Во второй главе рассматриваются формы, направления и акторы спортивной дипломатии в области футбола Франции. Третья глава содержит анализ проблем российской спортивной дипломатии в области футбола, деятельности её акторов, а также возможностей влияния проведения Чемпионата мира по футболу на мягкую силу России.
Отдельные положения работы были опубликованы в научной статье: Покидова Э. Ю. Футбольная дипломатия Франции: институты и акторы // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том 12. Новгород, 2016. URL: http://mgs.org.ru/?page_id=597 (ISBN2310-9203).
По результатам исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Появление феномена спортивной дипломатии с точки зрения парадигмы неолиберализма тесно связано с изменениями миропорядка, произошедшими в конце XX века, а именно с развитием плюрализма в сферах отношений между государствами, повышенной активностью негосударственных акторов, а также ростом внимания со стороны государств, уделяемого улучшению внешнеполитического имиджа. В результате оформились два типа спортивной дипломатии, которые были впервые выделены австралийским исследователем С. Мюрреем: спорт как инструмент дипломатии и спорт как дипломатия. Также анализ терминологии, используемой в научной литературе, позволил заключить, что спортивная дипломатия рассматривается в качестве компонента публичной дипломатии, которая, в свою очередь, является одним из инструментов мягкой силы государства.
Были выявлены следующие особенности французской футбольной дипломатии: особый статус Франции как основателя международных футбольных организаций, широкий географический охват футбольных турниров, проводимых на территории Франции, популярность футбольной Лиги 1, большое число французских футболистов и тренеров, работающих в зарубежных чемпионатах, высокий уровень игры французской сборной благодаря эффективной системе подготовки юных спортсменов. Международные футбольные мега-события особо рассматриваются руководством страны в качестве мероприятий, способствующих укреплению имиджа страны и составляющих часть её спортивной дипломатии, о чём заявляется на высшем уровне. В целом, можно сказать, что в области футбола во Франции имеют место обе формы спортивной дипломатии – спорт как инструмент дипломатии и спорт как дипломатия: к первой относится в основном организация международных мега-событий, в которой государство играет ключевую роль, во второй задействованы такие акторы, как футбольные клубы, игроки, тренеры, общественные организации и т. д.
Относительно футбольной дипломатии России можно утверждать, что она крайне мало используется в целях укрепления мягкой силы государства. Эффект от проведения международных спортивных мега-событий с точки зрения государства должен быть направлен, скорее, на внутреннюю аудиторию, нежели на внешнюю, как это предполагается согласно концепции мягкой силы Дж. Ная, что, очевидно, уменьшает значение Чемпионата мира по футболу как имиджевого проекта. Понятия спортивной и футбольной дипломатии практически отсутствуют в публичном дискурсе, то есть идея использования спортивных связей в целях улучшения отношений с другими государствами не пользуется популярностью. Отсутствие мотивации у акторов футбольной дипломатии, таких как футбольные клубы, общественные организации и т. д., ограничивает количество проектов сотрудничества с зарубежными странами в области футбола. Серьёзное влияние на эффективность использования футбольной дипломатии России оказывает общий невысокий уровень развития российского футбола, который развивается по модели с поддержкой государства и крупных частных спонсоров, что ведёт к таким проблемам, как недостаточная поддержка детского и юношеского спорта, отсутствие мотивации у клубов к обучению игроков в собственных академиях, а также к поиску новой аудитории за рубежом, и т. д.
Можно заключить, что в то время как спортивная дипломатия Франции на сегодняшний день реализуется как в форме «спорт как дипломатия», так и в форме «спорт как инструмент дипломатии» при преобладании первой формы, в России она используется по большей части во второй форме. Иными словами, футбольная дипломатия Франции представляет собой активную деятельность различных институтов и отдельных лиц, что основывается на уже отлаженной системе подготовки футболистов и других специалистов в футбольной сфере, на популярности футбола среди населения, а также на признании спортивной дипломатии в качестве части дипломатии влияния Франции.
Именно на эти три компонента необходимо обратить внимание России при построении собственной концепции спортивной и футбольной дипломатии. Во-первых, в рамках построения концепции мягкой силы руководству страны необходимо выделить спортивную дипломатию в качестве отдельного направления и в рамках этого направления уделить внимание разнообразным формам деятельности, не ограничиваясь организацией мега-событий. Во-вторых, по возможности следует популяризировать футбол, позиционируя его не только как способ вовлечь молодёжь в спорт, но и как инструмент улучшения имиджа страны, а также как альтернативный способ налаживания сотрудничества с другими странами. Наконец, неотъемлемой частью построения футбольной дипломатии России должна стать перестройка российского футбола с акцентом на развитие детского и юношеского футбола и переход к коммерческой модели по аналогии с французской системой футбола.
Появление феномена спортивной дипломатии с точки зрения парадигмы неолиберализма тесно связано с изменениями миропорядка, произошедшими в конце XX века, а именно с развитием плюрализма в сферах отношений между государствами, повышенной активностью негосударственных акторов, а также ростом внимания со стороны государств, уделяемого улучшению внешнеполитического имиджа. В результате оформились два типа спортивной дипломатии, которые были впервые выделены австралийским исследователем С. Мюрреем: спорт как инструмент дипломатии и спорт как дипломатия. Также анализ терминологии, используемой в научной литературе, позволил заключить, что спортивная дипломатия рассматривается в качестве компонента публичной дипломатии, которая, в свою очередь, является одним из инструментов мягкой силы государства.
Были выявлены следующие особенности французской футбольной дипломатии: особый статус Франции как основателя международных футбольных организаций, широкий географический охват футбольных турниров, проводимых на территории Франции, популярность футбольной Лиги 1, большое число французских футболистов и тренеров, работающих в зарубежных чемпионатах, высокий уровень игры французской сборной благодаря эффективной системе подготовки юных спортсменов. Международные футбольные мега-события особо рассматриваются руководством страны в качестве мероприятий, способствующих укреплению имиджа страны и составляющих часть её спортивной дипломатии, о чём заявляется на высшем уровне. В целом, можно сказать, что в области футбола во Франции имеют место обе формы спортивной дипломатии – спорт как инструмент дипломатии и спорт как дипломатия: к первой относится в основном организация международных мега-событий, в которой государство играет ключевую роль, во второй задействованы такие акторы, как футбольные клубы, игроки, тренеры, общественные организации и т. д.
Относительно футбольной дипломатии России можно утверждать, что она крайне мало используется в целях укрепления мягкой силы государства. Эффект от проведения международных спортивных мега-событий с точки зрения государства должен быть направлен, скорее, на внутреннюю аудиторию, нежели на внешнюю, как это предполагается согласно концепции мягкой силы Дж. Ная, что, очевидно, уменьшает значение Чемпионата мира по футболу как имиджевого проекта. Понятия спортивной и футбольной дипломатии практически отсутствуют в публичном дискурсе, то есть идея использования спортивных связей в целях улучшения отношений с другими государствами не пользуется популярностью. Отсутствие мотивации у акторов футбольной дипломатии, таких как футбольные клубы, общественные организации и т. д., ограничивает количество проектов сотрудничества с зарубежными странами в области футбола. Серьёзное влияние на эффективность использования футбольной дипломатии России оказывает общий невысокий уровень развития российского футбола, который развивается по модели с поддержкой государства и крупных частных спонсоров, что ведёт к таким проблемам, как недостаточная поддержка детского и юношеского спорта, отсутствие мотивации у клубов к обучению игроков в собственных академиях, а также к поиску новой аудитории за рубежом, и т. д.
Можно заключить, что в то время как спортивная дипломатия Франции на сегодняшний день реализуется как в форме «спорт как дипломатия», так и в форме «спорт как инструмент дипломатии» при преобладании первой формы, в России она используется по большей части во второй форме. Иными словами, футбольная дипломатия Франции представляет собой активную деятельность различных институтов и отдельных лиц, что основывается на уже отлаженной системе подготовки футболистов и других специалистов в футбольной сфере, на популярности футбола среди населения, а также на признании спортивной дипломатии в качестве части дипломатии влияния Франции.
Именно на эти три компонента необходимо обратить внимание России при построении собственной концепции спортивной и футбольной дипломатии. Во-первых, в рамках построения концепции мягкой силы руководству страны необходимо выделить спортивную дипломатию в качестве отдельного направления и в рамках этого направления уделить внимание разнообразным формам деятельности, не ограничиваясь организацией мега-событий. Во-вторых, по возможности следует популяризировать футбол, позиционируя его не только как способ вовлечь молодёжь в спорт, но и как инструмент улучшения имиджа страны, а также как альтернативный способ налаживания сотрудничества с другими странами. Наконец, неотъемлемой частью построения футбольной дипломатии России должна стать перестройка российского футбола с акцентом на развитие детского и юношеского футбола и переход к коммерческой модели по аналогии с французской системой футбола.
Подобные работы
- Механизмы формирования положительного имиджа футбольных организаций (международный опыт)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ В XXI ВЕКЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ЮАР: перспективы развития региона через призму национального брендинга
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5300 р. Год сдачи: 2024



