Введение 3
Глава 1. Теоретические концепции революции в военном деле 9
1.1 Революция в военном деле в конце ХХ-ХХI вв 9
1.2 Историческое значение РВД 14
Глава 2. Вооружённые силы Германии: структура, эволюция и значение 18
2.1 Бундесвер: факторы влияния на процесс трансформации 18
2.2 Деятельность Бундесвера и РВД в Германии 27
Глава 3. Международное сотрудничество Германии 39
3.1 Международное сотрудничество Германии в сфере безопасности 39
3.2 Смена приоритетов Германии: от НАТО к Европейской политике безопасности 47
Заключение 61
Список источников и литературы 64
В XXI в. продолжается развитие информационных технологий. Процессы глобализации способствуют распространению новшеств в различных областях мира. Частью этих процессов является и революция в военном деле (РВД). Какие последствия могут принести эти нововведения, и как это скажется на расстановке политических сил в мире? Какие сдвиги могут произойти в системе международных отношений? Ответы еще предстоит найти, однако гонка за лидерство на международной арене набирает обороты. Германия - одна из мировых держав современности. Какое место она сможет занять в системе международных отношений, и какое влияние на этот процесс оказывает канцлер А.Меркель? Эти вопросы требуют надлежащего изучения.
РВД связана с изменением в стратегии и тактике военного дела. Современная РВД считается шестой по счёту в истории; её особенности вызваны развитием новых технологий, в частности, развитием высокоточного оружия, тактикой бестелесной войны, сбором информации, сетевыми войнами и т.д. Обладание новыми технологиями повышает степень защиты государства, но в то же время ведет к его милитаризации.
Будучи высокоразвитым государством Германия тоже осваивает новые способы построения Вооруженных сил (ВС) и новые боевые тактики. В исследовании стоит задача проследить, как эти нововведения отражаются на построении внешней политики Германии, а также выявить роль канцлера А.Меркель в выработке и принятии решений в вопросах военного строительства. Кроме того, сформулирована задача, предусматривающая анализ динамики военного строительства в Германии с момента её объединения до 2014 г.
Важно совместить теоретические концепции РВД и их практическое применение. Этот подход позволит увидеть и оценить затраты и предпринятые меры Германии в военной сфере, что поможет создать чёткое представление о состоянии военной отрасли Германии в настоящее время. Анализ отношений Германии на континенте по вопросам военного сотрудничества (зоны и объекты) сделает возможным оценку военного положения в Европе и мире (соотношения сил). На основе полученных данных можно будет составить определённые прогнозы.
Революция в военном деле является одной из тенденций в военно-политической сфере на рубеже XX-XXI веков. Эта тенденция не могла не затронуть одно из ведущих государств на международной арене - ФРГ. Германия является одним из наиболее экономически сильных и политически значимых государств мира. На протяжении 45 лет Германия была разделена на 2 враждующих государства. В новых условиях ФРГ получила возможность проводить новую независимую внутреннюю и внешнюю политику. Возможность повторной попытки поиска собственного немецкого пути вызывала беспокойство международной политической элиты. По этой причине перемены в Германии, особенно те, что направлены на оптимизацию военной сферы, вызывали живой интерес мирового сообщества.
Актуальность выбранной темы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, внимание общественности привлекает ведущая роль Германии в Западной Европе. Государство является локомотивом европейских интеграционных процессов. Роль ФРГ неоценима в развитии европейского сотрудничества по всем направления, включая безопасность. Германия одной из первых начала развивать идею европейской безопасности по линии ОВПБ/ЕПБО.
Во-вторых, А.Меркель входит в число самых влиятельных женщин мира. Военная сфера всегда была одной из актуальных и привлекательных для экспертов в международных отношениях. Какое именно влияние на развитие РВД в Германии могла оказать А.Меркель, однозначно вызывает интерес для исследования.
В-третьих, Германия все чаще принимает участие в международных операциях и стремится активно содействовать регулированию и поддержанию мира в нестабильных регионах. ФРГ - одно из государств, которое хочет получить место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Это говорит о том, что Германия стремится стать гарантом безопасности.
В-четвертых, особый интерес вызывает международное сотрудничество Германии в сфере безопасности. От того, какие направления сотрудничества будут для Германии в приоритете, во многом зависит дальнейший вектор развития ФРГ.
Таким образом, Германия находится на подъеме и обладает огромным потенциалом. Для более тесного ознакомления с влияние РВД на ВС Германии, необходимо проанализировать специфику Бундесвера.
Объектом работы являются вооруженные силы Германии - Бундесвер.
Предмет исследования - применение инновационных технологий РВД в структурах министерства обороны Германии.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать эволюцию ВС Германии и элементы РВД, которые ФРГ использует.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выделить следующие задачи:
• Дать обзор технологий, которые являются элементами РВД;
• Изучить историю и основные этапы развития Бундесвера;
• Исследовать внутреннюю структуру и специфику ВС Германии;
• Отметить, какие именно элементы РВД были применены в Германии;
• Отразить причины, которые способствуют или препятствуют процессу трансформации немецкой военной доктрины;
• Рассмотреть основные направления международной деятельности Бундесвера;
• Проанализировать развитие взаимоотношений Германии с ее партнерами в сфере безопасности в рамках международных организаций и двусторонних отношений.
Хронологические рамки работы 2005-2014 гг. Нижняя граница выбранного временного отрезка обусловлена приходом А.Меркель к власти, верхняя — 2014 г., т. к. отслеживать деятельность организации резоннее по годам, а это последний полный год, за который представлены официальные отчеты о деятельности Бундесвера.
Для описания процессов, которые способствовали или препятствовали развитию ВС Германии и их деятельности, упоминаются события, выходящие за взятые хронологические рамки.
Методы исследования. Одним из основных использованных в работе методов стал историко-описательный метод. С его помощью удалось проследить эволюцию Бундесвера; рассмотреть основные внутренние и внешние события, повлиявшие на процесс эволюции ВС Германии.
Кроме того, был использован сравнительно-политологический метод, что позволило выделить наиболее существенные моменты в развитии Бундесвера, которые сыграли решающую роль в его становлении.
Для анализа источников официального происхождения был применен нормативный метод. В работе широко использовались источники официального происхождения для характеристики основных этапов становления Бундесвера, а также международные документы, отражающие суть взаимоотношений Германии с третьими странами и организациями в сфере безопасности.
Еще один метод, использованный в магистерской диссертации, - аналитический.
Источниковедческий обзор
Для написания работы применялись источники, которые по их видовым характеристикам можно подразделить на несколько групп. В первую очередь — источники официального происхождения.
Первую группу источников составляют документы и публикации министерства обороны Германии. К ним относятся Белая Книга 1994 года1, Белая книга 2006 года2, Концепция Бундесвера 20133, Руководящие принципы оборонной политики 1992 года4, Руководящие принципы оборонной политики 2011 года 5и другие.
Ко второй группе источников следует отнести документы и публикации Вооруженных сил Германии (Бундесвер), в их числе: руководство по сетевому ведению операций 6, основное оборудование Бундесвера7, танковый парк на все случаи 8, новая концепция резерва9, материальное обеспечение Бундесвера 10и т.д.
Третья группа источников представлена документами прочих министерств и ведомств Германии. В эту группу источников входят: договор об окончательном урегулировании в отношении Германии11, Общевойсковой устав. Внутреннее руководство. 2008. 12, европейская политика в области безопасности и обороны13.
Четвертую группу источников составили документы международных организаций. Среди этих данных: стратегическая концепция НАТО 1991г.14, Парижская хартия Новой Европы15, договор об обычных вооруженных силах в Европе 16, Маастрихтский договор17.
В пятую группу источников вошли данные СМИ, представленные публикациями периодического интернет-издания Бундесвера "Y – Das Magazin"18.
Историографический обзор
Германия на протяжении всей своей истории занимала значимую роль в международных отношениях. Это послужило причиной тому, что изучение Германии вызывает большой интерес среди исследователей. Больше всего работ по данной проблематике в зарубежной литературе, преимущественно в Западной.
Для характеристики Бундесвера и процесса трансформации ВС Германии были привлечены монографии, статьи и данные различных интернет-порталов.
В качестве монографий были использованы работы: "Множество: война и демократия в эпоху империи"19; "Трансформация войны"20, "Война и антивойна" 21и др.
В исследовании было использовано значительное количество статей, среди которых присутствуют публикации РСМД22, Der Spiegel23, "Мировая экономика и международные отношения" 24и прочие.
Данные интернет-порталов представлены не значительно. Для написания магистерской диссертации были применены материалы следующих сайтов: информационно-аналитический портал Геополитика25, Военные материалы26, Война и мир 27и т.д.
Научная новизна работы обусловлена тем, что тема магистерской диссертации остается неизученной в России. Публикаций по данной проблематике на русском языке нет, отдельные аспекты косвенно затронуты в статьях некоторых авторов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Германия важный участник международных отношений, самое сильное государство европейского региона и крупная экономическая держава. А.Меркель по праву считается одним из наиболее влиятельных политиков мира. Рост локальных конфликтов и их интернационализация делают особенно актуальной проблему безопасности и непосредственное участие в этих процессах лидеров мировой политики. В совокупности эти факторы формируют особый интерес к политике Германии на мировой арене.
В ходе исследования были выявлены особенности военной политики Германии:
1) Последствия Второй мировой войны и разделение Германии на 2 государства сформировали сильные пацифистские настроения среди немецкого населения.
2) Транспарентная открытая политика ФРГ определенно создает зависимость политиков от пацифистских взглядов немецкого населения. Таким образом, при построении внутренней и внешней политики было необходимо считаться с мнением граждан. Это привело к тому, что высшая политическая элита всегда стремилась избегать обсуждений, связанных с военной тематикой. Поэтому ни один из канцлеров ФРГ не проявлял явной открытой заинтересованности в данном направлении.
3) Два предыдущих вывода привели к тому, что процесс трансформации ВС Германии в соответствиями с современными реалиями происходил довольно медленно. В среде военной и политической элиты доминировали консервативные взгляды, поэтому новые методы и технологии применялись весьма неохотно в Бундесвере.
После объединения Германии главной задачей на ближайшие несколько лет оставалась необходимость объединения армий обеих частей Германии при значительном сокращении численности военного состава.
На рубеже XX-XXI вв. в период канцлерства Г.Шредера впервые стали применяться технологии РВД, однако в весьма ограниченном размере.
С приходом на пост канцлера Германии А.Меркель все программы военных реформ были свернуты. Лишь спустя несколько лет были приняты новые программы реформ, направленные на частичную модернизацию Бундесвера. Они включали в себя сокращение численности военного состава, приобретение беспилотных технологий, совмещенное ведение боя, сетевые операции, стелс-технологии и др.
4) ФРГ во многом благодарна США за содействие процессу объединения Германии. Испытывая чувство благодарности и опасаясь за возможный пересмотр договора о воссоединении немецкого государства, при построении своей внешней политики Германия была вынуждена считаться с мнением партнеров по НАТО и, в первую очередь, с США. Это дало Штатам возможность оказывать влияние, а порой и давление, на политику Германии.
Особенно заметно это проявилось в войне в Персидском заливе и Боснийском конфликте. Г.Коль не хотел участия Германии в военных миссиях. ФРГ поддерживало только гуманитарные миссии, санкционированные ООН. США призывали Берлин к участию, подчеркивая вероятность поставить под сомнение благонадежность немецкого партнерства в случае отказа.
Немцы воспринимали Штаты в качестве главного союзника. Страх потерять партнера и вновь остаться в изоляции неоднократно приводил к тому, что Германии приходилось следовать воле США.
5) После объединения Германия воспринимала НАТО как главного гаранта безопасности в Европе. Кроме того, Берлин рассчитывал на обновление НАТО с целью стать полноценным равноправным членом организации.
Однако уже вскоре выяснилось, что НАТО использовался исключительно как рупор американского мнения и интересов. Стало ясно, что с мнением Германии недостаточно считаются или не считаются вовсе.
6) Отношение США и НАТО к Германии как к полусуверенному государству привело к постепенной смене приоритетов в Германии. Новый курс сотрудничества был взят на европейском направлении. В тесном взаимодействии с Францией Берлин начал укреплять Европейскую политику безопасности и обороны.
Таким образом, сохраняя отношения со старыми партнерами, Германия начала проводить многостороннюю политику в области безопасности.
В завершение данного исследования можно сделать следующие выводы:
РВД по существу является американским явлением. Оставляя за собой право применять силу, Вашингтон постоянно модернизирует собственные ВС.
Однако Германия остается сторонником мирного урегулирования конфликтов при координирующей роли ООН. По этой причине Берлин не видит необходимости гнаться за новыми технологиями в военной сфере. ФРГ рационально подходит к процессу трансформации Бундесвера: используются только необходимые технологии, нацеленные, как правило, на цели защиты и снижение количества жертв.
При этом Германия остается важным игроком на мировой арене. Сотрудничество с ней привлекает все ведущие государства мира. И позиция Берлина по вопросам поддержания и урегулирования мира всегда учитывается мировым сообществом.
Таким образом, Германия привыкла использовать в качестве инструмента политики "мягкую силу". Применение "жесткой силы" очень тонкий вопрос для немецкого населения и ее политической элиты. По этой причине все военные реформы воспринимаются с опаской из-за возможности милитаризации.
Обладая достаточным количеством ресурсов и технологий, Германия проявляет низкую заинтересованность в продвижении РВД. Исходя из позиции Германии, можно предположить, что никаких значительных изменений в военной сфере в ближайшее время в ФРГ не произойдет.
1) Das Bundesministerium der Verteidigung stellt sich vor // Bundesministerium der Verteidigung. 2015. - 72 s. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP3I5EyrpHK9pNyydL3i1KKyzORUvaSi_OLkjNLUotQ8_YJsR0UAlX2GyQ!!/;
2) Die Bundeswehr im Einsatz // Bundesministerium der Verteidigung. 2012. - 144 s.;
3) Defence Policy Guidelines 2003. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2003. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/TY1JDoMwDEXPwgUSEqsEdddTtHQXwA0WGVAwcP0mi0rVk56HL9nyLQvRnuQsU4rWy5ccJrqPlxjD6cRO04J5QeJ9S56YVmGjwzExijmtR8DIKJ_1yoxiShG5msuail22nLLYUmZfkyPnkgia5QAKbtBrBABdXCcotStd-0_Xdx-jQRkwxihQuv1Rn3onB4xyC6G_Hk3zBUEenVw!/;
4) Grundzüge der Konzeption der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung. 2004. - 52 s.;
5) Kern E.-M. Neue Planungs- und Steuerungsinstrumente in der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung. 2015. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/bY27DsIwDEX_KGmHSMDW0oWVBdqlShuTWuQlxy0S4uNJBzZ8paMrHVuWgywJekOrGWPQTt5lP-NpeonJb1ZknBegBZBzig4Zn0IHC1NkEATaAI1_VtTosTQNhLnIcdHBuDXY_ABXTsQzhjckBnnb3xsQcwzAOxkCY6ElzZFEisRuNytRMQKN7Ku6a6u6-k39OQ7q0JyVUt2lvcrkffMFg8Prww!!/;
6) Konzeption der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung. - 2013. - 65 s. URL: http://www.planungsamt.bundeswehr.de/portal/a/plgabw/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP3I5EyrpHK9gpz0RCCVXlSal5KTmJ6ap5edn1eVWgBSF5-SWhSfBJRILS5PzSjSL8h2VAQAXHv_5A!!/;
7) Major C., Mölling Chr. Die NATO nach ISAF: Die Allianz vor der nächsten Transformation // Bundesministerium der Verteidigung. 2015. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/bY7BDoIwEES_yBaiF7xJ0OjVi-CFFLopG2hLtluMiR9vOZhwcDaZw8zbZORTpnNqQaMYvVOTrGXT47F7ic4uRgTsB6ABkMPsJ2QchXIGOs8gCJQGav8g-90mVCNDJGij0y26wBQtuPS-QcI7MFiQj3WNBtF7B7w6JxKTG1LsScyeeFqbSJQagVo2WV6VWZ79lH-KujlfL8WhqG7lXc7Wnr6dHy7P/;
8) Die Neuausrichtung der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung. 2012. - 75 s. URL: http://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP3I5EyrpHK9pPKUVL3ikqLUzJLsosTUtJJUvaSi_OLkjNLUotQ8_YJsR0UAiDFQHw!!/;
9) Neuausrichtung der Bundeswehr. Reformbegleitprogramm // Bundesministerium der Verteidigung. 2011. - 8 s. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/DcoxDoAgDADAt_iBdnfzF-pWoIFGLAYKfF9y6-GNi9KQSCZFKeOJl5fdTXDviNDEJ66JxdpXspg84LoGbpNTBeVOvdV1rGuEUKbmQsGzGlf8nmP7AVntD1I!/;
10) Richter G. Kurzbericht: Veränderungsmanagement in der Neuausrichtung der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung. 2014. - 33 s. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/DcoxDoAgDADAt_iBdnfzF-pWoIFGLAYKfF9y6-GNi9KQSCZFKeOJl5fdTXDviNDEJ66JxdpXspg84LoGbpNTBeVOvdV1rGuEUKbmQsGzGlf8nmP7AVntD1I!/;
11) Sieg D. Armee der Einheit 1990-2000 // Bundesministerium der Verteidigung. 2000. - 48 s. URL: http://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP3I5EyrpHK9pPKUVL3ikqLUzJLsosTUtJJUvaSi_OLkjNLUotQ8_YJsR0UAiDFQHw!!/;
12) Soldat sein heute. Leitgedanken zur Neuausrichtung der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung. 2012. - 20 s. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/DcoxDoAgDADAt_iBdnfzF-pWoIFGLAYKfF9y6-GNi9KQSCZFKeOJl5fdTXDviNDEJ66JxdpXspg84LoGbpNTBeVOvdV1rGuEUKbmQsGzGlf8nmP7AVntD1I!/;
13) Verteidigungspolitischen Richtlinien // Der Bundesministerium der Verteidigung. 1992. 18 s. URL: http://www.ag-friedensforschung.de/themen/Bundeswehr/VPR1992.pdf;
14) Verteidigungspolitische Richtlinien // Bundesministerium der Verteidigung. 2011. - 39 s. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP3I5EyrpHK9pNyydL3y1Mzi4qTS5Ay9lPzyvJz8xJRi_YJsR0UAIHdqGQ!!/;
15) Weißbuch 1994. Weißbuch zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Lage und Zukunft der Bundeswehr // Der Bundesministerium der Verteidigung. 1994. 151 s. URL: http://www.bmvg.de/portal/a/bmvg/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP3I5EyrpHK9pNyydL3y1Mzi4qTS5Ay9lPzyvJz8xJRi_YJsR0UAIHdqGQ!!/;
...