Введение 3
Глава 1. Оппозиция «мужского» и «женского» в балете 9
1.1 Мужская позиция власти в балете 9
1.2 Классический балетный сюжет как воплощение мужского желания и механизм репрезентации «женского» 11
1.3 Исполнение (performance) и балетная техника 12
1.4 Балет как пространство женской эмансипации 14
1.5 Стереотипы репрезентации «мужского» в балете и слом традиции. Нижинский — новые грани чувственности 15
1.5.1 Маскулинность/андрогинность. Напряжение/расслабление 17
1.5.2 Дионисийское/аполлоническое. Статика/динамика. 18
1.5.3 Бережность/неумеренность. Игра/серьезность 19
1.5.4 Христианское/греческое. Новые грани чувственности 20
Глава 2. Оппозиция «мужского» и «женского» в современном танце 23
2.1 Танец модерн 23
2.1.1 Идентичность в танце модерн 23
2.1.2 Желание и чувственность в танце модерн 25
2.2 Танец постмодерн. Слом стратегий репрезентации 27
2.3 Возвращение чувственности, желания и идентичности 30
2.3.1 «Kontakthof» Пины Бауш. Идентичность 31
2.3.2 «Весна священная» Мориса Бежара, «La Petite Mort» Иржи Килиана. Желание и чувственность 33
2.4 Сценический танец контемпорари 38
2.4.1 Хореография вне оппозиции «мужского» и «женского» 39
Глава 3. Оппозиция «мужского и женского» в танцевальном перформансе 43
3.1 Деконструкция и конструирование идентичности в танцевальном перформансе 44
3.1.1 Растворение идентичности 44
3.1.2 Метаморфозы и игра в ассоциации. Гендерная идентичность 45
3.2 Желание и чувственность в танцевальном перформансе 48
Заключение 51
Список литературы 53
Данная работа посвящена исследованию проблематики оппозиции «мужского» и «женского», определению этих категорий, а также изучению гендера, сексуального желания и чувственности в танце, а именно реализации гендерной идентичности, желания и чувственности через телесность.
Понятие «гендер» включает в себя спектр характеристик, относящихся к мужественности (маскулинности) — «мужское», — и женственности (феминности) — «женское». В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры, в частности гендерные и другие социальные роли, или гендерная идентичность. Помимо гендерной идентичности понятие гендера включает в себя сексуальную ориентацию. В отличие от генетически обусловленного пола, гендер — социальный конструкт. «“Хромосомный пол” рассматривается как относительно минимальное сырье, из которого производится социальное конструирование гендера»1, — пишет об этом Ив Кософски Сэджвик, американская культуролог и исследовательница литературы.
Тело, а точнее двигающееся тело, — главный агент репрезентации нас в обществе. Это место/поверхность, которая «заявляет» об идентичностях: о гендере, расовой принадлежности, видимой инвалидности, соответствии устоявшимся эстетическим нормам, состоянии здоровья и так далее. Так, танец, как телесное воплощение движения, всегда тем или иным образом затрагивает тему идентичности. Однако работает ли хореограф/танц-художник с этой темой осознанно — отдельный вопрос, которому и посвящено данное исследование.
Мы сами, с помощью наших действий, конструируем вокруг себя гендерную оболочку. Танец занимает особую позицию в процессе конструирования гендера, ведь тело одновременно производится во время танца (становится явленным, таким какое оно есть) и является производным от него (подчиняется условиям танца и конструируется через эти условия).
Тело танцовщика состоит из множества слоев идентичности. Нам наиболее важны социальный (включающий в том числе возраст, травмы, цвет кожи) и телесный (опыт и память физического действия). При этом зритель воспринимает танцующее тело через такую же двойную линзу — свой социальный срез и свой же опыт физического действия.
Танец может работать с идентичностью следующими способами:
А) репрезентировать,
Б) усиливать проявление,
В) размывать, подрывать, преодолевать,
Г) задавать вопрос об отношениях разных социальных групп,
Д) намеренно игнорировать.
Лаура Малви, теоретик кинематографа, в статье «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» пишет: «Скопофилический инстинкт (удовольствие от рассматривания другого человека в качестве эротического объекта) и, в противопоставлении, либидинальное ego (формирующие Я процессы идентификации) выступают в виде совокупности моделей, механизмов, на действии которых умело играет кинематограф»2. Продолжая ее мысль, можно сказать, что те же механизмы работают и в случае наблюдения танца: скопофилический, связанный с наблюдением за другим телом (в частности, в случае балета), и нарциссический, связанный с идентификацией себя через видимый образ (чаще всего в случае наблюдения за танцевальным перформансом).
Психоаналитический метод, используемый Малви, далеко не единственный. Так, исследовательница танца Салли Бейнс намеренно отказывается от психоанализа в пользу эмпирического наблюдения и анализа: «Мой подход к анализу хореографических представлений является историческим и материалистическим (в смысле анти-эссенциалистским). В то время как я описываю и анализирую образы и тропы, которые, кажется, неоднократно возникают на протяжении всей истории танца, я не рассматриваю их как универсальные или существенные, а, скорее, как порожденные историческими условиями и диалогической традицией художественных практик»3.
Актуальность исследования гендера, желания и чувственности в танце заключается в необходимости заполнить существенные пробелы в осмыслении классического и современного танца, обогатить теорию танца междисциплинарными гуманитарными исследованиями. Также она подкрепляется общим интересом западных исследователей к данному вопросу. Последние 40–50 лет dance studies активно рассматривает историю и теорию танца через призму идентичности. Существуют следующие позиции:
• Критика балета с точки зрения феминистской оптики (угнетение женского тела и женского желания в классической парадигме балетного сюжета);
• Критика представления о том, что танец коммуницирует со зрителем через тело, минуя социальные и культурные условности;
• Критика поиска «нейтрального исполнителя» и нейтрализация белого здорового тела в танце (идентичность попросту скрывается).
В данном исследовании будет рассмотрена более узкая проблематика: механизмы конструирования гендерной идентичности, желания и чувственности через телесность.
Объектом исследования является репрезентация гендерной идентичности через телесность («многомерную, креативную, целостную информационную систему»4, культурно-социальный конструкт), проблематика желания и чувственности.
Предметом исследования — спектакли 19–21 веков, танцевальные перформансы 20–21 веков, а именно: «Сильфида» Ф. Тальони, «Послеполуденный отдых Фавна» В. Нижинского, «Плач» и «Весна в Аппалачах» М. Грэм, работы А. Дункан, работы М. Каннингема, «Трио А» И. Райнер, «Kontakthof» П. Бауш, «La Petite Mort» И. Килиана, «Весна священная» М. Бежара, «Soul Chain» Ш Эйяль, «Лики» А. Кравченко, «Принцесса/Русалка» Д. Плоховой, «7 Pleasures» М. Ингвартсен.
Материалами для исследования стали видеозаписи, очерки и описания спектаклей и перформансов.
Научная новизна работы заключается в осмыслении танца в междисциплинарном контексте антропологии, культурологии, философии, психоанализа.
Цель исследования: раскрыть механизмы выстраивания оппозиции «мужского» и «женского» в танце, а также механизмы гендерной идентификации, желания и чувственности в балете и современном танце.
Основные задачи исследования:
1) Проанализировать явление гендерной дихотомии в балете;
2) Обосновать феномен воплощения мужского желания через женскую телесность в балете;
3) Проследить появление новых моделей репрезентации гендерной идентичности и желания в танце модерн;
4) Рассмотреть важность периода танца постмодерн (появление «нейтрального исполнителя»);
5) Проследить возвращение важности гендерной идентичности и желания в современном сценическом танце второй половины 20 века;
6) Рассмотреть феномен гендерно-нейтральной хореографии;
7) Проследить изменение механизмов репрезентации гендерной идентичности и желания в российском и зарубежном танцевальном перформансе;
Среди методов исследования: психоаналитический, социологический, антропологический, культурологический, а также инструменты dance studies, women studies, квир-исследований.
Литература включает в себя западные и отечественные книги, статьи и очерки о гендерных исследованиях (в том числе в танце), труды по dance studies и литература об истории и теории танца, такие как статьи и книги Салли Бейнс, Ив Кософски Сэджвик, Эрики Фишер-Лихте, Андре Лепеки, Анны Козониной.
Структура исследования:
Во Введении ставится проблема исследования и даются основные опорные точки;
В первой главе гендер в балете рассматривается с точки зрения бинарной дихотомии «мужское — женское», затрагивается проблема воплощения мужского желания через женскую телесность, дается характеристика феномену женской эмансипации в балетном театре, феномену мужского танца, сформировавшемуся в Дягилевской антрепризе; также балет рассматривается через призму квир-исследования;
Во второй главе рассматриваются механизмы формирования новой идентичности (в частности, женской), а также способы реализации желания в танце модерн, рассматривается период танца постмодерн как эпоха отрицания идентичности и чувственности в танце, описывается возвращения важности идентичности и желания в современном сценическом танце 60–90 годов 20 века, рассматривается феномен гендерно-нейтральной хореографии;
В третьей главе дается определение танцевального перформанса, рассматриваются механизмы формирования идентичности (национальной и гендерной) в российском танцевальном перформансе, а также механизмы репрезентации желания и чувственности в зарубежном танцевальном перформансе;
В Заключении дается общий вывод относительно репрезентации идентичности и желания в танце, как классическом, так и современном; обозначаются основные различия и тренды относительно разных форм танца.
Проследив исторически изменение механизмов противопоставления «женского» и «мужского», а также механизмов гендерной репрезентации и транслирования чувственности и желания в танцевальном искусстве, мы сделали несколько выводов.
Искусство балета не может существовать вне гендерной дихотомии «мужское — женское», так как эта бинарная оппозиция является одним из ключевых выразительных средств этого вида искусства. Сексуальное желание в балете конструируется через мужскую позицию власти: а именно через «мужской взгляд» на женщину. Балерина становится не только объектом желания по сюжету, но и объектом желания аудитории, что долгое время препятствовало качественному развитию балетного искусства. Революция, проведенная деятельностью танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, изменила ситуацию, впустив в балетное искусство новую грань чувственности: гомосексуальную.
Эпоха танца модерн принесла в танцевальное искусство новые гендерные роли (страдающая от собственной идентичности женщина, например) и стратегии воплощения желания. Тем не менее, эта эпоха все еще оставалась гендерно-законсервированной, то есть дихотомия «мужского» и «женского» не исчезла. Это произошло в период расцвета танца постмодерн, когда хореографы отказались от всех «лишних» выразительных средств, в том числе от явленной идентичности. Был создан «нейтральный исполнитель», который характерен для перформативной линии развития современного танца.
Современный сценический танец второй половины 20-начала 21 века сначала вернул важность как гендерной идентичности, так и желания в танцевальном искусстве, но позже отказался от разделительных категорий и пришел к гендерно-нейтральной хореографии (хореографии вне оппозиции «мужского» и «женского»).
Танцевальный перформанс, начиная с конца 20 века, прошел путь от деконструкции идентичности и всех видов чувственности, до обостренной необходимости их констатировать. Так, современные танц-художники воспринимают эти категории как политические и создают высказывания, репрезентирующие их позицию по отношению к ситуации в мире.
Подводя итог, можно сказать, что каждая эпоха танцевальной истории пользовалась своими выразительными средствами, чтобы обозначить гендерную идентичность танцовщика, его позицию относительно сюжета и его трансляцию чувственности.
1. Albright, A. C. Choreographing difference: the body and identity in contemporary dance / A. C. Albright. — Middletown, Connecticut : Wesleyan University Press, 1997.
2. Andersson, D. Post-dance / D. Andersson, M. Edvarsdsen, M. Spingberg. — Stockholm : MDT, 2017. — 393 p. — Текст : непосредственный.
3. Banes, Sally Dancing Women Female bodies on stage / Sally Banes. — London, New York : Routledge, 1998.
4. Butler, J. P. Gender trouble: feminism and subversion of identity / J. P. Butler. — London : Routledge, 1990. — 172 c. — Текст : непосредственный.
5. Croft, C. Feminist Dance Criticism and Ballet / C. Croft. — Текст : непосредственный // Dance Chronicle. — 2014. — № . — p. 195-217.
6. Daly, A. Classical ballet: A discourse of difference / A. Daly. — Текст : непосредственный // Women & Performance: a journal of feminist theory. — 1987. — С. 57-66.
7. Engels, T. 7 Pleasures – Interview with Mette Ingvartsen / T. Engels. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://www.metteingvartsen.net/texts_interviews/mette-ingvartsen-on-estranged-understandings-of-bodies-and-objects/ (дата обращения: 27.02.2022).
8. Farfan, P. Man as Beast: Nijinsky's Faun / P. Farfan. — Текст : непосредственный // South Central Review,. — 2008. — № Volume 25, Number 1.
9. From Russia With Love: Costumes for the Ballets Russes 1909-1933 / R. Leong, C. Dixon. — Canberra : National Gallery of Australia, 1998.
10. Hanna J. L. Patterns of Dominance: Men, Women, and Homosexuality in Dance // The Drama Review: TDR. 1987. Vol. 31. № 1.
11. Jennifer, Fisher Tulle as Tool: Embracing the Conflict of the Ballerina as Powerhouse / Fisher Jennifer. — Текст : непосредственный // Cambridge University Press. — 2012.
12. Peter, Bradshaw Girl review – trans teenager dreams of a dancer's life / Bradshaw Peter. — Текст : электронный // The Gardian : [сайт]. — URL: https://www.theguardian.com/film/2019/mar/13/girl-review-lukas-dhont-victor-polster-transgender-ballet (дата обращения: 02.02.2022).
13. Sherlock, J. Culture, Ideology, Gender and Dance / J. Sherlock. — Текст : непосредственный // Loisir et Société / Society and Leisure. — 2013. — № . — p. 543-556.
14. Stoneley, P. A queer history of the ballet / P. Stoneley. — London, New York : Routledge, 2007.
15. Thomas, H. Dance, Gender and Culture / H. Thomas. — London : The Macmillan Press Ltd , 1993. — 219 p. — Текст : непосредственный.
...