Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Неопределённость как текстовая доминанта романа о подростках (на материале 1 тома романа М. Петросян «Дом, в котором...»)

Работа №135474

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие неопределённости в русском языке
1.1. Неопределённость в русском языке
1.2. Неопределённые местоимения и местоименные наречия
1.3. Неопределённо-личные предложения и пассивные конструкции
с отсутствующим субъектом действия
1.4. Вводные конструкции, указывающие на неуверенность говорящего и
оценку достоверности высказывания как средство выражения неопределённости
1.5. Текстовая доминанта
Выводы
Глава 2. Средства выражения категории неопределённости в романе М. Петросян «Дом, в котором...»
2.1. Обзор материала
2.2. Неопределённые местоимения и наречия в романе М. Петросян «Дом, в
котором...»
2.2.1. Неопределённость в предметном мире «Дома, в котором...»
2.2.2. Неопределённый субъект в «Доме, в котором...» в выражении
неопределённых местоимений
2.2.3. Неопределённые местоимения-прилагательные в «Доме, в
котором...»
2.2.4. Неопределённые местоименные наречия в романе М. Петросян
«Дом, в котором...»
2.3. Неопределённо-личные предложения в романе М. Петросян «Дом, в
котором...»
2.4. Вводные конструкции как выразители неопределённости
2.5. Значимость разных показателей неопределенности для структуры
повествования
2.6. Особенности повествования в романе М. Петросян
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература


Категория неопределѐнности служит для выражения
неосведомлѐнности участников речевой ситуации об объекте речи или его
существовании, а также для передачи сомнения, незнания, неуверенности
говорящим в характеристике предмета речи. История изучения
неопределѐнности связана в первую очередь с бинарной категорией
определѐнности–неопределѐнности в артиклевых языках, но в последние
десятилетия изучение категории неопределѐнности в безартиклевых языках
оставляет опору на артикль и поиск его аналогов и фокусируется на других,
присущих им способам выражения категории неопределѐнности
(Е. В. Падучева2, И. В. Вороновская3, Е. М. Галкина-Федорук4,
В. О. Гладров5, О. В. Ревзина6, О. Д. Третьякова7 и др.).
Подчѐркиваемая многими исследователями (В. Г. Гак8, Е. М. ГалкинаФедорук9, И. Н. Лѐвина10, Е. В. Падучева11) связь неопределѐнности с познанием делает актуальным изучение романа, в котором познание
является одним из двигателей сюжета в первом томе, с этой точки зрения. В
связи с этим интересно рассмотрение функционирования категории
неопределѐнности на уровне текста и еѐ место в семантической организации
текста.
Выявление доминантных компонентов12 текста является способом
характеристики мира текста и мировосприятия повествующих субъектов;
интересна также роль неопределѐнности в реализации способности языка
описывать вымышленное в художественном тексте с фантастическими
элементами. В данном исследовании будет рассматриваться
неопределѐнность как доминанта13 в «поведении»14 текста.
Цель исследования — дать анализ языковых показателей категории
неопределенности в современном художественном тексте.
Для достижения цели нужно будет выполнить следующие задачи:
1) определить базовый круг теоретических понятий;
2) методом сплошной выборки выявить средства выражения
категории неопределѐнности в анализируемом тексте:
а) неопределенные местоимения и наречия,
б) неопределенно-личные предложения (НЛП) и
в) сходные с ними пассивные конструкции с отсутствующим
субъектом действия,
г) вводные конструкции (ВвК) со значением неуверенности и
сомнения;
3) определить значение и закономерности употребления средств
выражения категории неопределенности в тексте;
4) охарактеризовать показатели неопределенности в тексте как
эгоцентрические элементы;
5) выявить значимость показателей неопределенности для
субъектной перспективы;
6) охарактеризовать неопределѐнность как текстовую доминанту
анализируемого художественного текста.
Объект исследования — категория неопределѐнности. Предмет
исследования — грамматические средства выражения неопределѐнности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев теоретическую базу, мы выявили связь категории
неопределѐнности с эгоцентричностью как свойством речи и текста и
способность средств выражения неопределѐнности характеризовать
мировосприятие использующего их субъекта, а также способность
доминирующих языковых средств текста становиться ключевыми
элементами в его структуре.
О значимости категории неопределѐнности свидетельствуют
количественные показатели. В анализируемом тексте была выявлена
1041 исследовательская единица, в числе которых 391 неопределѐнное
местоимение, 100 неопределенных наречий, 295 неопределѐнно-личных
предложений, 89 пассивных конструкций, 166 вводных конструкций со
значением неуверенности и сомнения. На страницу в среднем приходится
4 средства выражения неопределѐнности. Были выявлены также особые
употребления средств выражения неопределѐнности в случаях присутствия
сразу нескольких из них в границах одного высказывания: это приводит к
характеристике ситуации сразу в нескольких аспектах неопределѐнности
(обычно неизвестность и гипотетичность).
Употребление в тексте средств выражения неопределѐнности
подчиняется закономерностям, связанным для неопределѐнных местоимений
и наречий и вводных конструкций с субъектом повествования и речи, для
НЛП и пассивных конструкций с экспозиционными контекстами и для всех
средств выражения неопределѐнности с ходом сюжета.
При рассмотрении неопределѐнных местоимений и наречий и вводных
конструкций были определены закономерности мышления главного
повествующего субъекта во взаимодействии с познаваемым и
непознаваемым в мире текста.
У НЛП и пассивных конструкций были выявлены субъекты действия,
характеризующие мир, в котором живут подростки Дома. Была определена72
разница значений для разных способов выражения неопределѐнного лица.
Была выявлена связь показателей неопределѐнности как с познанием,
так и с непознаваемостью, актуальная для описания в тексте фантастических
явлений. Средства выражения неопределѐнности актуализируют состояние
неизвестности, присущее как главному повествующему субъекту, так и
самому миру текста: неопределѐнность присуща мировосприятию всех
повествующих субъектов, причѐм у них всех она связана с разными
источниками, а именно — с их принадлежностью одному из
«подпространств» мира: «Наружности», которая предполагает взгляд
«снаружи» и незнакомство с фантастическими реалиями, самого Дома и
«Изнанки», делающей сам субъект частью неопределѐнности. Анализ
показателей неопределѐнности выделилтакие свойства атмосферы
художественного мира Дома как неизвестность, непознаваемость и
враждебность.
Таким образом, анализ грамматических средств выражения
неопределѐнности позволяет определить неопределѐнность как текстовую
доминанту.


Болотнова Н. С. Коммуникативная тезаурус. М., 2009.
Грамматика русского языка / под ред. В. В. Виноградова. Т.2. Ч. 2. М.,
1.
2.
стилистика
текста:
словарь-
1954.
3.
Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой.
М., 1990.
4.
Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка) // Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка [сайт]. URL: http://dict.ruslang.ru/freq.php (дата обращения: 10.04.2018).
Морковкин В.В., Луцкая Н.М., Богачева Г.Ф. и др. Словарь
5.
структурных слов русского языка. М., 1997.
Остроумова О. А., Фрамполь О. Д. Трудности русской пунктуации. Словарь вводных слов, сочетаний и предложений. Опыт словаря- справочника. М., 2009.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. Т.2. М., 1980.
Синтаксис
6.
7.
8.
современного русского языка: словарь-справочник.
Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, Д. В. Руднев и др. / отв. ред. Г. Н. Акимова, С. В Вяткина. СПб., 2009.
9.
языка:
Словарь русского языка: В 4-х т. // Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" [электронная библиотека]. http: //feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc. htm (дата обращения:
1.11.2017).
URL:
(дата







































1.
2.
Научная и учебная литература
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
Бабенко Л. Г.
Филологический
анализ
текста.
Основы теории,
принципы, аспекты анализа. М., 2004.
Белянин В. П. Основы психолингвистической
3.
Основы
диагностики
//
Педагогическая библиотека [электронная
http://pedlib.ru/Books/3/0476/3 0476 (дата обращения: 06.03.2018).
Виноградов. В. В. О категориях модальности и модальных словах в русском языке //Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.С. 53-87.
Вороновская И. В. Функционально-семантическая
неопределенности в современном русском языке: автореф. дис. .„ канд. фил. наук. Л.,1984.
Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д., 1998.
Выготский Л. С. Развитие интересов
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Дубровина И. В., Зацепин В. В., Прихожан А. М. М., 1999. С. 311-318.
Вяткина С. В. Синтаксическое своеобразие романа о подростках- инвалидах Мариам Петросян «Дом, в котором...» // Мир русского слова. 2014. №4. С. 90-95.
библиотека
библиотека].
URL:
4.
5.
6.
7.
8.
категория
переходном возрасте //



























Гаврилова Е. Н. Обобщённость как категория лингвистики текста // Русский язык за рубежом. 1980. №5 (67). С. 68-73.
Гак В. Г. Неопределённоличность в плане содержания и в плане выражения // Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость / под ред. Бондарко А. В. СПб., 1991. С. 72-87.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ