Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы
1.1. Сущность и содержание нравственных ценностных
ориентаций личности 7
1.2. Особенности формирования нравственных ценностных
ориентаций в младшем школьном возрасте 16
1.3. Воспитательная среда школы как фактор формирования
нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы 32
2.1. Показатели и уровни сформированности нравственных
ценностных ориентаций у младших школьников 32
2.2. Методика формирования нравственных ценностных
ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы 40
2.3. Динамика формирования нравственных ценностных
ориентаций у младших школьников 47
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
В связи с переменами, происходящими в системе образования России, с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному, которое предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций.
Для российской ментальности традиционны ценностные ориентации образования и воспитания, связанные с идеей формирования общечеловеческих ценностей, с пониманием воспитания как процесса нравственного и творческого самосовершенствования личности, раскрытия свойственных природе человека стремлений к Истине, Добру, Красоте.
Основные общечеловеческие ценности остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Ценности, несущие гуманистическое начало, такие как жизнь, здоровье, мир, красота, образование, любимая работа привлекали людей во все времена и выдержали проверку практикой всемирной истории. Поэтому, в условиях демократического преобразования российского общества, речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего о перестройке самой системы ценностей. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены. В сегодняшних условиях педагогу особенно трудно вводить ребёнка в систему ценностей. Учитель оказывается в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла и т.д.
Таким образом, актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проблемам нравственного воспитания, формирования нравственных ценностных ориентаций, создания педагогически целесообразной и эффективной образовательной и воспитательной среды уделяли большое внимание многие ученые, такие как Б.М. Бим-Бад, Н.Н. Гладченкова, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, И.П. Ильинская, Н.Ю. Калашникова, Н.Б. Крылова, В.П. Лебедева, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.И. Панов, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, Н.Е. Щуркова.
Вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: формирование ценностных ориентаций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) планомерная и систематическая работа по ознакомлению младших школьников с основополагающими нравственными понятиями и ценностями;
2) анализ ситуаций нравственно-ценностного, ответственного отношения к себе самому, семье, окружающим и выражение младшими школьниками собственного мнения, отношения к данным ситуациям;
3) приучение младших школьников к ценностному восприятию окружающей действительности.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические основы исследуемой проблемы с целью выяснения степени ее разработанности в педагогической литературе;
2) выявить особенности формирования нравственных ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте;
3) охарактеризовать влияние воспитательной среды школы на формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников;
4) организовать опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных ценностных ориентаций в воспитательной среде школы. Методы исследования: анализ философской и психолого¬педагогической методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование, метод ранжирования ценностей, метод неоконченных предложений, статистическая обработка данных.
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ветчинкина К.Г.» Волоконовского района Белгородской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во ведении обоснована актуальность темы исследования; обозначены предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы» раскрывается сущность и содержание понятия «нравственные ценностные ориентации», описываются особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте и роль воспитательной среды школы как фактора формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной среде школы» характеризуются показатели уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у младших школьников, описываются методика и динамика формирования
нравственных ценностных ориентаций у младших школьников.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 55 источников.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.
Реалии современной жизни таковы, что утрачивается нравственный потенциал общества. Поэтому при определении цели воспитания всё большее внимание обращается на систему ценностей, принятых в обществе. Так, одной из приоритетных задач воспитания для российского общества было и остается приобщение личности к системе культурных, общенациональных ценностей, формирование нравственных ценностных ориентаций гражданина.
Под ценностными ориентациями мы понимаем избирательное отношение младших школьников к материальным и духовным ценностям, а также систему их установок, предпочтений, выраженную в сознании и поведении, и считаем, что воспитательная среда школы выступает в качестве одного из главных факторов в их формировании. Воспитательная среда школы понимается нами как некая система, охватывающая педагогический процесс в целом и в частности учебные занятия, внеурочную деятельность, взаимодействие с различными учреждениями, принимающими участие в организации учебно-воспитательного процесса. Так, воспитательная среда школы должна предъявлять младшему школьнику нравственные идеалы и ценности в эмоционально привлекательной обстановке и сопровождаться яркими, запоминающимися событиями, что способствует обретению личностного смысла нравственных ценностей и эффективному формированию ценностных ориентаций.
Разработанная нами программа «Дорога добра» направлена на формирование нравственных ценностных ориентаций у младших школьников. Полученные в ходе проведения ряда методик (анкетирование, метод ранжирования, метод неоконченных предложений) результаты об уровне сформированности нравственных ценностных ориентаций у младших школьников свидетельствуют о том, развитие потребностей у обучающихся идет в направлении формирования духовных потребностей над материальными, несмотря на то, что они обозначены личными успехами и в некоторых ситуациях направлены на удовлетворение индивидуально¬личностных потребностей младших школьников.
Экспериментальная работа показала, что эффективным фактором для формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников выступает воспитательная среда школы, которая при правильном и целесообразном функционировании охватывает весь педагогический процесс, интегрирует воспитательные воздействия школы, семьи, общественных и других учреждений, участвующих в организации учебно-воспитательного процесса, способствуя повышению нравственного потенциала младших школьников.
Анализ результатов апробации программы, а также сравнение полученных результатов в исходном экспериментальном классе и контрольной группе показали ее эффективность, что позволило зафиксировать позитивные изменения в формировании нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в условиях воспитательной среды школы.
Исходя из результатов опытно-практической работы, мы можем сказать, что если проводить целенаправленную, организованную и систематическую работу по формированию нравственных ценностных ориентаций, то круг ценностных предпочтений у младших школьников увеличится.
Таким образом, опытно-практическая работа и полученные в ходе ее проведения результаты подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.
1. Белозёрова Т.Я. Культурные ценности в процессе образования / Т.Я. Белозёрова // Начальная школа плюс-минус. - 2005. - № 2. - С. 82.
2. Бобровская Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы / Г.В. Боровская // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 5-7.
3. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах психологии изучения личности школьника / Л.И. Божович // Вопросы психологии личности школьника. - М.: Просвещение, 1961. - 592 с.
4. Большой толковый словарь русского языка. - / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.
6. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 97-100.
7. Волков Б.С. Детская психология развития / Б.С. Волков. - М.: Академия, 2000. - 576 с.
8. Всеобщая декларация прав человека. - / Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, статья 1.
9. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13-16.
10. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - №1. - С. 96-105.
11. Гелло Т.А. О развитии нравственных ценностей в условиях семьи / Т.А. Гелло // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 27-28.
12. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход / Л.И. Гриценко: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
13. Дубинина Н.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина / Н.Н. Дубинина // Педагогика. - 2012. - № 5. - С. 122-124.
14. Исаев И.Ф. Проблема методологических оснований формирования личности школьника в поликультурной образовательной среде. Серия: гуманитарные науки / И.Ф. Исаев, И.П. Ильинская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2009. - №14 (69). - С. 40-58.
15. Капустина Н.Г. Представления младших школьников об основных этических категориях / Н.Г. Капустина, Н.А. Фомина // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 13-17.
16. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа ценностного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
18. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности / Я.И. Колдунов. - Калуга: КГПИ, 2007. - 91 с.
19. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 30 с.
21. Кохичко А.Н. О категории ценности и её реализации в новом образовательном стандарте / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс¬минус. - 2009. - №10. - С. 80-81.
22. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 508 с.
23. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 192 с.
24. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 22-26.
25. Логинова Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников / Н.В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60-63.
26. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник УРАО. - 2003. - № 1. - С. 50-56.
27. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 157 с. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.gim1.ru/kharakteristika-vospitatelnogo-prostranstva.html, дата
обращения к электронному ресурсу: 14.02.2013 г.
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 230 с.
29. Николаева М.В. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: [Монография] / М.В. Николаева. - М.: Волгоград: Перемена,
2006. - 356 с.
30. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярешенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.
31. Новикова В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации / В.И. Новикова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Таганрог, 2004. - 21 с.
32. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 2006. - 797 с.
33. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - / Под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
34. Подласый П.И. Педагогика / П.И. Подласый. - М.: Просвещение, 2001. - 437 с.
35. Попова И.Н. Целенаправленное формирование культуры школы как педагогическая проблема / И.Н. Попова // Воспитание успешно, если оно системно: Матер. Всерос. пед. чтений, посв. Творч. наследию Л.И. Новиковой. - М., 2006. - С. 172-174.
36. Психология развития: учебник для студентов высш. психол. и пед. учеб. заведений / Марютина Т.М. и др.; ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: «Академия», 2007 - 682 с.
37. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. - 563 с.
38. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Е.Я. Сироткина // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 29-32.
39. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
40. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 82-83.
41. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии / И.А. Соловцова. - Волгоград: ВГИПКРО, 2004. - 160 с.
42. Стародубова Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования / Е.А. Стародубова // Начальное образование. - 2007. - № 5. - С. 40-41.
43. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1992. - 198 с.
44. Толкачёва Л.М. Всех выше должно стоять образование нравственное / Л.М. Толкачева. - Минск: МГПИ, 2002. - 291с.
45. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова. - СПб., 2007. - 266 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959, дата обращения к электронному ресурсу: 1.12.2012 г.
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Новая школа, 2012. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // xn--80abucjiibhv9a.xn--, дата обращения к электронному ресурсу: 4.05.2014 г.
48. Франкл В.А. Человек в поисках смысла / В.А. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 398 с.
49. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. - М.: Академия, 2001. - 173 с.
50. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов: пособие для классного руководителя. - М.: Просвещение, 2003. - 158 с.
51. Шарапова О.В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О.В. Шарапова // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 42.
52. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий: в 4 т.: Т. 2. - М.: Просвещение, 1964. - 475 с.
53. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития / Н.А. Шмырева, М.И. Губанова, З.В. Крецан. - Кемерово, 2002. - С. 98.
54. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 234 с.
55. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1999. - № 3. - С. 23-30.