Речевые особенности детского радиоэфира
|
Введение 3
Список используемых сокращений 7
I глава. Типологические особенности детского радиовещания в России 8
1. Основные тенденции развития современного детского радиоэфира 8
1.1.Характеристика детского радиоэфира 8
1.2.Функции детского радиоэфира 13
2.Типология современного детского радиоэфира в России 20
2.1.Детский радиоэфир: современное состояние 20
2.2.Классификация детских радиопередач 30
Выводы к главе I 33
II глава. Функциональные особенности детского радиовещания 35
1.Особенности речевого поведения журналиста в детском радиовещании 35
2. Особенности речевого воплощения функций детского радиовещания 50
2.1. Функция просвещения 50
2.2.Функция социализации 60
2.3.Когнитивная функция 74
2.4.Коммуникативная функция 80
Выводы к главеII 93
Заключение 95
Список литературы 97
Приложение 108
Список используемых сокращений 7
I глава. Типологические особенности детского радиовещания в России 8
1. Основные тенденции развития современного детского радиоэфира 8
1.1.Характеристика детского радиоэфира 8
1.2.Функции детского радиоэфира 13
2.Типология современного детского радиоэфира в России 20
2.1.Детский радиоэфир: современное состояние 20
2.2.Классификация детских радиопередач 30
Выводы к главе I 33
II глава. Функциональные особенности детского радиовещания 35
1.Особенности речевого поведения журналиста в детском радиовещании 35
2. Особенности речевого воплощения функций детского радиовещания 50
2.1. Функция просвещения 50
2.2.Функция социализации 60
2.3.Когнитивная функция 74
2.4.Коммуникативная функция 80
Выводы к главеII 93
Заключение 95
Список литературы 97
Приложение 108
Современный детский радиоэфир представляет собой недостаточно изученную область медиа, хотя проблем для исследования множество: тяготение речи в эфире к разговорной, соблюдение литературных норм в радиоэфире, общение со слушателями в прямом эфире и проч. Одной из причин немногочисленности исследований представляется довольно ограниченный материал для изучения. Немногие радиостанции могут позволить себе обеспечивать постоянное качественное вещание для детей. Другая, не менее важная причина, – трудность изучения фактора адресата. Большинство детских радиопередач рассчитаны на широкий возрастной диапазон, а уровень способности к восприятию аудиотекста, как известно, разный в каждом возрастном периоде. Актуальность данного исследования заключается в назревшей необходимости комплексного изучения детского радиоэфира в связи с повышающейся ролью массмедиа в формировании языковой личности.
С нашей точки зрения, необходимо рассмотреть процессы речедеятельности в детских аудиальных СМИ в их функционально-стилевой динамике. В стремлении рассмотреть речевую составляющую детского радиоэфира с точки зрения интенциональной стилистики заключается новизна исследования.
Объект исследования – речевые особенности детского радиоэфира.
Предмет – коммуникативное взаимодействие с адресатом в детском радиоэфире.
Цель магистерской диссертации – рассмотреть особенности речепорождения в детском радиоэфире.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– выделить основные функции, реализующиеся в детском радиоэфире;
– определить, при помощи каких языковых средств данные функции реализуются;
– охарактеризовать языковые средства, использующиеся в детском радиоэфире на примере современных передач.
Эмпирический материал – современные детские радиопрограммы, выходящие на «Детском радио», «Эхе Москвы», «Радио России» и «Радио России – Санкт-Петербург». Временной диапазон выхода программ в эфир –сентябрь 2014 года – апрель 2018 года.
Положения, выносимые на защиту:
Первоочередной функцией современного детского радиовещания становится функция социализации.
В детской радиожурналистике отсутствует возрастное разграничение эфира, что затрудняет анализ релевантности текстов. Большинство детских радиопередач рассчитаны на широкий возрастной диапазон, а уровень способности к восприятию аудиотекста, как известно, разный в каждом возрастном периоде.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даётся характеристика современного детского радиовещания и аудитории детских аудиальных СМИ. Во второй главе представлен комплексный анализ текста одной из передач современного детского радиоэфира, демонстрирующий прямую и обратную зависимость языковых средств от функций детского радиовещания, а также представлены функции детской радиожурналистики и языковые средства, которые способствуют реализации выявленных функций.
Апробация работы: по материалам исследования были сделаны доклады на международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2016, 2017, 2018), международном молодёжном научном форуме «ЛОМОНОСОВ» (2017, 2018), международном форуме «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения» (2018), II научно-практической конференции «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (МГУ им. Ломоносова, Москва, 2017), международной научно-практической конференции «Язык в координатах массмедиа» (2017), XIX Международной конференции студентов-филологов (2016). Были подготовлены доклады на польском языке на конференции студентов, магистрантов и аспирантов „Słowo, dzwięk, cisza. Sztukaaudialnairadiowa” (Лодзь, Польша, 2017) и на конференции „Xstudenckakonferencjanaukowa „Komunikacjawczorajidziś” (Тарнув, Польша, 2017), на английском языке наIVмеждународной конференции „BridgesintheBaltics” (Варшава, Польша, 2016), также был сделан пленарный доклад на английском языке на XVI Международной студенческой исследовательской конференции (Нарва, Эстония, 2016).
По материалам исследования имеется три публикации в зарубежных изданиях:
Поликодовость радиотекста в условиях детского литературного радиодискурса (соавтор – к.фил.н, доц. Н.А.Прокофьева)/ Bibliotheca Nostra. Śląski Kwartalnik Naukowy;
Об особенностях развития современного детского радиоэфира (соавтор – к.фил.н, доц.Н.А. Прокофьева)/ Стылістыка: мова, маўленне і тэкст : зборнік навуковых прац: да 95-годдзя заслуж. работніка адукацыі Рэспублікі Беларусь, д-ра філал. навук, праф. Міхася Яўгенавіча Цікоцкага; пад агул.рэд. В. І. Іўчанкава. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2017. – 540с.
A journalist`s radio talk to an audience of children / XVI International Student Research Conference. Online abstract book. URL: http://issuu.com/narvacollege/docs/abstract_book_2016
Кроме того, имеется шестнадцать публикаций, семь из которых входят в базу РИНЦ.
Статья «Принципы отказа от фрагментов речевого материала на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России» заняла первое место в научном конкурсе студенческих работ, проведённом в рамках международной студенческой конференции «Медиа в современно мире. Молодые исследователи». Статья «Коммуникативная формула детского радиовещания» заняла первое место в межрегиональном конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов, проведённом Хакасским государственным университетом им. Н. Ф. Катанова (Казань, 2016).
С нашей точки зрения, необходимо рассмотреть процессы речедеятельности в детских аудиальных СМИ в их функционально-стилевой динамике. В стремлении рассмотреть речевую составляющую детского радиоэфира с точки зрения интенциональной стилистики заключается новизна исследования.
Объект исследования – речевые особенности детского радиоэфира.
Предмет – коммуникативное взаимодействие с адресатом в детском радиоэфире.
Цель магистерской диссертации – рассмотреть особенности речепорождения в детском радиоэфире.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– выделить основные функции, реализующиеся в детском радиоэфире;
– определить, при помощи каких языковых средств данные функции реализуются;
– охарактеризовать языковые средства, использующиеся в детском радиоэфире на примере современных передач.
Эмпирический материал – современные детские радиопрограммы, выходящие на «Детском радио», «Эхе Москвы», «Радио России» и «Радио России – Санкт-Петербург». Временной диапазон выхода программ в эфир –сентябрь 2014 года – апрель 2018 года.
Положения, выносимые на защиту:
Первоочередной функцией современного детского радиовещания становится функция социализации.
В детской радиожурналистике отсутствует возрастное разграничение эфира, что затрудняет анализ релевантности текстов. Большинство детских радиопередач рассчитаны на широкий возрастной диапазон, а уровень способности к восприятию аудиотекста, как известно, разный в каждом возрастном периоде.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даётся характеристика современного детского радиовещания и аудитории детских аудиальных СМИ. Во второй главе представлен комплексный анализ текста одной из передач современного детского радиоэфира, демонстрирующий прямую и обратную зависимость языковых средств от функций детского радиовещания, а также представлены функции детской радиожурналистики и языковые средства, которые способствуют реализации выявленных функций.
Апробация работы: по материалам исследования были сделаны доклады на международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2016, 2017, 2018), международном молодёжном научном форуме «ЛОМОНОСОВ» (2017, 2018), международном форуме «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения» (2018), II научно-практической конференции «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (МГУ им. Ломоносова, Москва, 2017), международной научно-практической конференции «Язык в координатах массмедиа» (2017), XIX Международной конференции студентов-филологов (2016). Были подготовлены доклады на польском языке на конференции студентов, магистрантов и аспирантов „Słowo, dzwięk, cisza. Sztukaaudialnairadiowa” (Лодзь, Польша, 2017) и на конференции „Xstudenckakonferencjanaukowa „Komunikacjawczorajidziś” (Тарнув, Польша, 2017), на английском языке наIVмеждународной конференции „BridgesintheBaltics” (Варшава, Польша, 2016), также был сделан пленарный доклад на английском языке на XVI Международной студенческой исследовательской конференции (Нарва, Эстония, 2016).
По материалам исследования имеется три публикации в зарубежных изданиях:
Поликодовость радиотекста в условиях детского литературного радиодискурса (соавтор – к.фил.н, доц. Н.А.Прокофьева)/ Bibliotheca Nostra. Śląski Kwartalnik Naukowy;
Об особенностях развития современного детского радиоэфира (соавтор – к.фил.н, доц.Н.А. Прокофьева)/ Стылістыка: мова, маўленне і тэкст : зборнік навуковых прац: да 95-годдзя заслуж. работніка адукацыі Рэспублікі Беларусь, д-ра філал. навук, праф. Міхася Яўгенавіча Цікоцкага; пад агул.рэд. В. І. Іўчанкава. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2017. – 540с.
A journalist`s radio talk to an audience of children / XVI International Student Research Conference. Online abstract book. URL: http://issuu.com/narvacollege/docs/abstract_book_2016
Кроме того, имеется шестнадцать публикаций, семь из которых входят в базу РИНЦ.
Статья «Принципы отказа от фрагментов речевого материала на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России» заняла первое место в научном конкурсе студенческих работ, проведённом в рамках международной студенческой конференции «Медиа в современно мире. Молодые исследователи». Статья «Коммуникативная формула детского радиовещания» заняла первое место в межрегиональном конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов, проведённом Хакасским государственным университетом им. Н. Ф. Катанова (Казань, 2016).
Целью данной магистерской диссертации было рассмотреть особенности речепорождения в детском радиоэфире. В I главе были выделены особенности современного детского радиовещания, а также функции, которые оно выполняет: просветительская, когнитивная, социализирующая и коммуникативная. Выборка функций не случайна, на наш взгляд, она помогает дать представление об основной миссии детского радиовещания, которая уже была обозначена ранее: дети получают новое знание, которое преподносится в адаптированной форме, усваивают его и учатся использовать в повседневной коммуникации. Таким образом, происходит социализация личности.
В начале диссертации говорилось, что главной функцией детского радиовещания по сей день является просвещение. Однако анализ современного радиоэфира позволил сделать вывод, что в первую очередь в детских программах происходит нацеленность на интеграцию личности в социальную систему и, как следствие, формирование языковой личности. Такая цель прослеживается в текстах ведущих большинства программ «Детского радио» и журналистов детских радиопередач, которые выходят в прямом эфире на других радиостанциях.
Во II главе мы выяснили, что обозначенные функции могут быть реализованы разными коммуникативными действиями. Анализ радиопередачи, представленный в начале главы, показал также, насколько широкий потенциал могут иметь отдельные языковые средства в детском радиоэфире.
Для многих детей радио до сих пор является проводником в мир знаний и общественных отношений , а речь ведущих радиопередач – примером для подражания. Это значит, что такое явление, как речь журналиста для детской аудитории не должно оставаться без внимания в современной науке. Однако входе работы над магистерской диссертацией подтвердилось предположение, что язык детского радиовещания ещё недостаточно изучен современными медиалингвистами.
В начале диссертации говорилось, что главной функцией детского радиовещания по сей день является просвещение. Однако анализ современного радиоэфира позволил сделать вывод, что в первую очередь в детских программах происходит нацеленность на интеграцию личности в социальную систему и, как следствие, формирование языковой личности. Такая цель прослеживается в текстах ведущих большинства программ «Детского радио» и журналистов детских радиопередач, которые выходят в прямом эфире на других радиостанциях.
Во II главе мы выяснили, что обозначенные функции могут быть реализованы разными коммуникативными действиями. Анализ радиопередачи, представленный в начале главы, показал также, насколько широкий потенциал могут иметь отдельные языковые средства в детском радиоэфире.
Для многих детей радио до сих пор является проводником в мир знаний и общественных отношений , а речь ведущих радиопередач – примером для подражания. Это значит, что такое явление, как речь журналиста для детской аудитории не должно оставаться без внимания в современной науке. Однако входе работы над магистерской диссертацией подтвердилось предположение, что язык детского радиовещания ещё недостаточно изучен современными медиалингвистами.
Подобные работы
- ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ РАДИОДИСКУРС: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Работа журналиста в радиопроекте для детей и юношества
(на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Работа журналиста в радиопроекте для детей и юношества (на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Познавательно-развлекательные радиопрограммы для детей (твор.)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Радиопублицистика России: структурно-функциональные и проблемно-тематические характеристики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РАДИО: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕЦЕНЗУРНОЙ ЛЕКСИКИ КАК ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



