Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа журналиста в радиопроекте для детей и юношества (на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России»)

Работа №135464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Список используемых сокращений 6
Глава I. Особенности детского радиовещания. Коммуникативный аспект 7
1.1 Психология восприятия аудиальной информации детьми 10
1.2. Речевое поведение журналиста в передачах для подростков 13
1.2.1. Правильная речь 14
1.2.2. Адаптированная речь 22
1.2.3. Умеренно информативная речь 26
1.2.4. Речь, оформленная как игра 28
1.3. Неречевое поведение журналиста: паравербальный и невербальный ряд в радиосообщении для детей 28
1.4. Коммуникативные качества речи 31
Глава II. Работа журналиста в радиопроекте для детей и юношества 35
2.1. Характеристика передачи «Инопетербург» на «Радио России» 35
2.2. Структура радиопроекта «Инопетербург» 40
2.3. Применение коммуникативной формулы при подготовке сценариев передачи 41
2.3.1. Правильная речь 41
2.3.2. Адаптированная речь 42
2.3.3. Умеренно информативная речь 43
2.3.4. Речь, оформленная как игра 49
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 68
Приложение 3 71
Приложение 4 73
Петербург Итальянский 73
Петербург Чешский 79
Петербург Таджикский 84



Исследование посвящено выявлению приёмов адаптации информационного потока в детском радиовещании и созданию модели идеальной с точки зрения психолингвистики передачи для подростков. Актуальность работы состоит в том, что до сих пор не существовало специального исследования проблемы адаптации информации в применении к конкретной передаче.
В ходе исследования речи журналиста для детской аудитории была обнаружена психолингвистическая закономерность в работе журналиста над созданием детской радиопередачи, впоследствии оформленная математически. Это позволило выявить коммуникативные качества речи, востребованные в детском радиоэфире, а затем понять, пользуясь каким конкретным лингвистическим средством журналист сможет обеспечить адекватное восприятие передаваемой информации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была осуществлена попытка вывести коммуникативную формулу детского радиовещания и проверить её действие в процессе создания авторского цикла передач, рассчитанного на подростковую аудиторию. Компонентами формулы выступили фактор адресата, речевое поведение журналиста и коммуникативные качества речи (ФА+РП=ККР). Помимо этого исследователь производит сопоставительный анализ существующих и реализуемых им самим передач с позиций автора детской радиопередачи.
Объект исследования – речь журналиста детского радиовещания.
Предметом исследования стали характерные для детского радиоэфира коммуникативные качества речи.
Цель исследования – на основе психолингвистических факторов детского радиовещания вывести основные коммуникативные формулы.
Для достижения этой цели в работе поставлен ряд задач:
• выявить психологические особенности детей подросткового возраста, связанные с процессом речевой деятельности;
• определить основные коммуникативные качества речи, востребованные в детском радиоэфире;
• найти переменные коммуникативного уравнения (варианты речевого поведения журналиста), при которых решение уравнения будет возможным;
• проверить правильность выносимых суждений в процессе создания авторского цикла передач.
Автором был произведён интенционально-стилистический анализ, сопоставительный анализ исходных текстов (расшифрованных интервью) и подготовленных к выходу в эфир сценариев пяти передач авторского цикла, сравнительный анализ речевой составляющей авторского проекта и передач на «Детском радио», «Эхе Москвы» и «Радио России» за 2014-2016гг. Подход с позиций коммуникативистики позволил выделить коммуникативные качества речи, актуальные при подготовке к выступлению в детском радиоэфире.
Теоретическую базу составили труды по детской психологии (О.Б. Дарвиш, Д.Б. Эльконин, В.Г. Казанская), лингвистике (Т.Г. Винокур, М.В. Зарва, Е.А. Земская, О.А. Лаптева, Л.В. Щерба), психолингвистике (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, К.Ф. Седов, А.Р. Лурия, В.В. Красных), радиожурналистике (А.А. Шерель, Т.В. Лебедева, В.В. Смирнов).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, списка используемых сокращений, двух глав, заключения, списка литературы и приложений (двух экспертных интервью и пяти сценариев). В первой главе производится анализ существующих радиопередач для детей; на основе собранного речевого материала выводятся коммуникативные качества речи; по результатам изучения специальной научной литературы обозначаются особенности восприятия аудиальной информации детьми; анализируются возможные варианты речевого поведения журналиста в той или иной коммуникативной ситуации и выводится коммуникативная формула детского радиовещания. Во второй главе автор исследования представляет характеристику собственного цикла радиопередач, анализирует результативность приводимых в первой главе суждений.
По материалам исследования были сделаны доклады на международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2016), XIX Международной конференции студентов-филологов (СПбГУ), в том числе пленарный доклад на XVI Международной студенческой исследовательской конференции (Нарвский колледж Тартуского университета). Также по материалам исследования имеется пять публикаций. Статья Принципы отказа от фрагментов речевого материала на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России» заняла первое место в научном конкурсе студенческих работ, проведённом в рамках международной студенческой конференции «Медиа в современно мире. Молодые исследователи».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях детское радиовещание как элемент эфирного контента не является его главной и определяющей частью. Чаще всего оно возникает как дополнение к основным тематическим блокам вещания той или иной радиостанции, что объясняется совокупностью объективных и субъективных факторов. С усилением роли телевидения в современной медиасистеме, особенно в постсоветском пространстве, детское радиовещание отошло на второй план. Это выражается как в количественном показателе (передачи для детей составляют незначительную часть эфира современных радиостанций), так и в качественном. В связи со снижением спроса подростковой аудитории на сугубо вербализированную аудиальную информацию, а также с неготовностью и нежеланием руководителей СМИ реализовывать детские проекты за счёт радиостанции, журналисты неспециализированных медиа меньше заботятся о качестве и количестве представляемого контента.
Однако создание детской радиопередачи – кропотливый труд. Подготавливая подобного рода программу, нужно не только быть в курсе того, что интересно современным подросткам, необходимо помнить о специфических психологических особенностях аудитории, и на основе этого строить будущую радиопрограмму. Эти специфические особенности, а именно, фактор адресата, стали постоянным коэффициентом уравнения, преобразованного в формулу вида:
ФА + РП = ККР,
где, как уже стало известно, ФА – фактор адресата; РП – речевое поведение журналиста; а ККР – коммуникативные качества речи.
Исходя из этой формулы были образованы и решены (в параграфах 1.2, 1.3) четыре коммуникативных уравнения с переменной РП, которые в результате выглядят следующим образом:
НИ + ЛН = ПР;
НКК + ЯС = АР;
ВПФ + СОИ = ↕ИР;
РВГ + ФК = РИ.

Итак, предполагается, что на основе этих коммуникативных уравнений-формул необходимо строить детское радиовещание. Для достижения основной цели данного исследования – вывести коммуникативную формулу на основе психолингвистических особенностей детского радиовещания – первой задачей было на основе прочитанной литературы по психологии детей подросткового возраста и психолингвистике выявить особенности подростков, связанные с процессом речевой деятельности. Таковыми особенностями явились:
НИ – связанное со стремлением к взрослости появление нравственного идеала;
НКК – свойственная изучаемой в данной работе аудитории низкая коммуникативная компетенция;
ВПФ – формирование и развитие высших психических функций;
РВГ – рассредоточенность внимания и гиперактивность.
В том, что детское радиовещание непопулярно, мы видим и обратную зависимость. Современные дети, привыкшие с ранних лет к добыванию информации посредством поисковой системы Google или получающие сведения из новостных лент социальных сетей, даже не подозревают о том, что информацию можно черпать из существующих радиопередач, ориентированных на их ровесников. Интернет, как известно, не всегда распространяет достоверную, качественную информацию, а радиовещание требует безукоризненного языкового оформления. В этой связи были выявлены коммуникативные качества речи журналистов детского радиовещания, благодаря которым будут реализовываться основные функции журналистики, подробно описанные в параграфе 1.4:
• Коммуникативная
• Когнитивная
• Воспитательно-образовательная
• Рекреативная

Выше отмечено, что детские радиопередачи в большинстве своём существуют как отдельные немногочисленные программы на информационно-музыкальных радиостанциях. Могут существовать целые радиоканалы, посвящённые маленьким слушателям, как, например, «Малая Садовая» или «Ветер в окно» на «Радио России». Также существуют радиостанции для детей, например, «Детское радио», «Kids fm». Специфика последней обозначенной радиостанции в том, что собеседниками являются исключительно дети.
Если говорить о детских радиостанциях, подготавливаемых опытными журналистами, то там можно наблюдать реализацию всех возможных функций детского вещания, радиоканалы осуществляют большую часть функций, а единичные передачи в большинстве своём имеют развлекательный характер. По мнению авторов учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики», распространение понятия «театральность» – примета нового времени, выполняющая функцию психологической разрядки, развлечения, удовлетворения эстетической, игровой потребности человека. Очевидно, по этой причине число развлекательных детских радиопередач превалирует в современном детском радиоэфире.
Итак, функции детской радиожурналистики будут реализовываться благодаря следующим выявленным ККР:
ПР – правильность речи;
АР – адаптированность речи к детской аудитории;
↕ИР – умеренная информативность;
РИ – игровая оформленность, речь как игра.
Наличие всех коммуникативных качеств речи, а значит, и реализация основных функций детской радиожурналистики в передаче, говорит о соответствующем её высоком качестве. В связи с тем что все исследуемые в данной работе передачи для детей упоминались в параграфе 1.2.1. Правильная речь, и примеры из них были приведены для демонстрации всевозможных видов отклонений от норм литературного языка, можно утверждать, что выведенная коммуникативная формула не реализуется в полной мере в программах отечественного радиовещания для подростков. Однако есть передачи на современных радиоканалах, близкие к идеалу, в которых прослеживаются следующие варианты коммуникативного поведения журналиста:
ЛН – литературные нормы;
ЯС – отбор языковых средств;
СОИ – сокращение объёма информации;
ФК – фатическая коммуникация.
Каждая переменная РП представляет собой вариативность речевого поведения журналиста. К примеру, в зависимости от коммуникативного намерения будут соблюдаться или не соблюдаться литературные нормы (как известно, чем строже говорящий придерживается норм литературного языка, тем большую выразительность приобретает отступление от этих норм). Тем не менее общий коммуникативный фон передачи должен включать в себя перечисленные выше коммуникативные качества речи; только тогда передача, готовящаяся к выходу в эфир, будет воспринята целевой аудиторией.



1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз.и лит.». – М., 1984.
2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.
3. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата / Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – М., 1981. Т. № 40. № 4. – С.356 – 367.
4. Балыхина Т. М., Нетёсина М. С. Коммуникативное пространство мегаполиса: анализ звучащей речи. – М., 2012.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
6. Блохин И. Н. Социологические теории журналистики. Глава 5 // Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2014.
7. Бодрунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы /под ред. Аванесова Р. И. – М., 1983.
8. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие. – СПб., 2004.
9. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2005.
10. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993.
11. Винокур Т. Г. Стилистика как она есть: Избранные работы. – М., 2010.
12. Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики: учеб.пособие. – СПб., 2010.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2012.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999.
16. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб.пособие для высш.учеб.заведений/ Под ред. В. Е. Клочко. – М., 2003.
17. Девкин В. Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика. – М., 1979.
18. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М., 2000.
19. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
20. Жинкин Н. И. Психолингвистика: Избранные труды. – М., 2009.
21. Зарва М. В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач: Произношение в радио- и телевизионной речи: справочное пособие. – М., 2011.
22. Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Ч. 1. Чтение. Пересказ. Описание / отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб., 2013.
23. Земская Е. А. Городская устная речь и задачи ее изучения / Разновидности городской устной речи. – М., 1988.
24. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
25. Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. – СПб., 2015.
26. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве/ учебное пособие. – СПб., 2003.
27. Ильченко С. Н., Окнер О. А. Телевидение в эпоху Интернета: Учеб. пособие. – СПб., 2005.
28. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб., 2008.
29. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М., 2005.
30. Колесов В. В. Язык города. – М., 1991.
31. Коньков В. И. Стилистические явления в речевой практике СМИ/ Вестник Пермского университета, вып.6. – 2009.
32. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М., 2001.
33. Корнилова Н. А. Фатическая речь в массмедиа: композиционно-стилистические формы. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. СПб., 2013.
34. Красных В. В. Основы психолингвистики. – М., 2012.
35. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана: разговорный пласт в телевизионной речи в нормативном аспекте. – М., 2014.
36. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие. – М., 2012.
37. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.
38. Лепская Н. И. Язык ребёнка: онтогенез речевой коммуникации. – М., 1997.
39. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.
40. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.
41. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб., 2005.
42. Маклаков А. Г. Общая психология. – М., 2001.
43. Малахова А.Н. «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников. – СПб., 2008.
44. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2006.
45. Пинчук О. В. Специфика детского интернет-радио как СМИ с точки зрения его аудитории, структурно-содержательных компонентов, типологических характеристик. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Воронеж., 2015.
46. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. – Новосиб., 2002.
54. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества: учебное пособие. – М., 2006.
55. Руденко А. К. Интонационная норма: проблема и решения/ Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып.№21 (681). – М., 2013.
47. Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. – М., 2009.
48. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. – М., 2002.
49. Солганик Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М., 2008.
50. Фонетика спонтанной речи / Отв. ред. Н. Д. Светозарова. – Л., 1988.
51. Харченко В. К. Современная повседневная речь. – М., 2012.
52. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. – М., 1960.
53. Шерель А. А. Радиожурналистика. – М., 2000.
54. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык – М., 1957.
55. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 2007.
56. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / Структурализм «за» и «против». Сборник статей. – М., 1975.
57. Tolson A. Media talk. Spoken discourse on TV and Radio. – GB., 1988.
58. McQuail D. Mass Communication Theory. – GB. 2010.
Электронные ресурсы
МАС [Электронный ресурс] URL: http://mas-dict.narod.ru/
Сайт Радио России. http://www.radiorus.ru/
Сайт Детского Радио. http://www.deti.fm/
Сайт Эха Москвы. http://echo.msk.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ