ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ НИГЕРИЯ. 11
§ 1. Организация «Боко Харам»: история, цели, характерные черты. 16
§ 2. Характерные черты акций боевиков фулани в Нигерии. 21
§ 3. Особенности деятельности Движения за освобождение Дельты Нигера. 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ АКТОРОВ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ НА ТЕРРИТОРИИ НИГЕРИИ. 36
§ 1. Роль Африканского союза в ликвидации терроризма в Нигерии. 38
§ 2. Меры ЭКОВАС по предупреждению и предотвращению феномена терроризма. 44
§ 3. Деятельность Контингента объединённых многонациональных оперативных сил в рамках Комиссии по освоению бассейна оз. Чад. 49
ГЛАВА 3. ВНЕРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НИГЕРИИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ. 59
§ 1. Роль Российской Федерации и Китайской Народной Республики в ведении антитеррористической деятельности на территории Федеративной Республики Нигерия. 59
§ 2. Роль США и Израиля в снижении уровня террористической активности в Нигерии. 66
§ 3. Меры, принимаемые Европейским союзом. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ. 89
С учётом возросшей в последние несколько лет террористической активности в Нигерии обостряются вопросы, касающиеся эффективного противоборства с различными террористическими группировками в стране на разных уровнях. Разнородный характер группировок, жестокость, с которой они осуществляют акты агрессии по отношению к гражданскому населению страны – всё это приводит к тому, что международное сообщество усиливает своё присутствие в регионе, дабы помочь правительству Нигерии обеспечить меры по пресечению деятельности террористов как в самом государстве, так и за его пределами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что в течение последних нескольких лет Нигерия находится в списках государств с наибольшим уровнем терроризма. По информации исследователей Института экономики и мира в Сиднее, работающих совместно с коллегами из университета штата Мэриленд, США, на ноябрь 2017 года Нигерия занимает третье место с индексом 9,0 (первое и второе места – Ирак и Афганистан, с индексами 10 и 9,4 соответственно) в рейтинге стран мира по уровню террористической активности. Такие группировки как «Боко Харам» и отряды скотоводов фулани на сегодняшний день входят в пятёрку самых смертоносных в мире, осуществляя акты насилия в северных и центральных штатах страны. Их деятельность за последние пять лет унесла тысячи жизней, не говоря уже о создании кризиса беженцев в регионе Западной Африки, который создаёт ощутимую нагрузку на экономику соседних стран.
Поскольку Федеративная Республика Нигерия является самой населённой страной африканского континента, а также занимает центральное место в его развитии, проблемы борьбы с террористической активностью являются проблемой не субрегионального и не регионального, а международного масштаба.
Ещё один момент, который актуален именно для Вооружённых Сил РФ – летом 2017 г. Министерства обороны Нигерии и России заключили соглашение о военно-техническом сотрудничестве, одним из пунктов которого как раз является совместная борьба с терроризмом, а также обмен кадрами в данном отношении. Это событие, несомненно, вызовет волну интереса к нигерийским проблемам в научных кругах, специализирующихся как на африканском регионе в целом, так и на вопросах военного сотрудничества с Нигерией в частности.
Следует также отметить, что в отечественной науке отсутствуют работы, комплексно охватывающие международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом в Федеративной Республике Нигерия. Основной корпус работ, связанных с нигерийским терроризмом составляют либо работы, связанные с анализом деятельности конкретных террористических группировок, либо работы, посвящённые рассмотрению двусторонних связей в области борьбы с террористической активностью между Нигерией и каким-либо государством.
Цель исследования состоит в выявлении проблем и перспектив в области
борьбы с терроризмом в Нигерии путём изучения основных направлений международного сотрудничества в этой сфере.
Соответственно, задачи исследования следующие:
Проанализировать факторы, способствующие развитию феномена терроризма на территории Федеративной республики Нигерии;
Рассмотреть наиболее характерные террористические группировки нигерийского государства, представляющие угрозу как национальной, так и международной безопасности;
Исследовать отношение региональных и внерегиональных участников к борьбе с террористическими группировками на территории страны и перспективы их сотрудничества;
Выявить основные направления, по которым ведётся работа в сфере борьбы с терроризмом в Нигерии, а также оценить соотношение «жёсткой» и «мягкой» силы в этом вопросе.
Объектом исследования является политика стран в области антитеррористического сотрудничества с Федеративной Республикой Нигерия
Предмет исследования – механизмы взаимодействия государственных и межгосударственных служб по борьбе с терроризмом на территории страны
Обзор литературы: Несмотря на уже давно существующую проблему терроризма в нигерийском государстве, существует сравнительно небольшое количество материала, рассматривающего международный аспект борьбы с этим явлением. Литература на русском языке представлена в основной своей массе на уровне научных статей, монографий, посвящённых многоуровневому анализу контртеррористической деятельности в Нигерии в открытом доступе нет, и в основе своей охватывает лишь некоторые частные моменты без проведения каких-либо сравнений.
В рамках исследования можно выделить несколько групп вопросов:
1. Собственно рассмотрение наиболее активных на сегодняшний день террористических группировок в Федеративной Республике Нигерия. Организации, источникам финансирования, истории возникновения, целям и методам различных террористов посвящен основной пласт работ, связанный с террористической деятельностью в Нигерии. В рамках данного исследования будут рассматриваться три самых активных группировки – Боко Харам, отряды скотоводов фулани, а также Движение за освобождение дельты Нигера.
Большая часть опубликованных на сегодняшний день работ связанна с группировкой Боко Харам. Её деятельность в последние годы описывается в ряде работ как отечественных (А. Э. Яшлавский, Т. С. Денисова, Т. В. Крюкова, Е. Г. Зверева ), так и зарубежных исследователей (М. А. Перуз-де-Монклос, Э. Уокер, Я. Мантзыкос ). В этих работах рассматривается возникновение, структурная организация, основные цели и задачи, методы, а также источники финансирования Боко Харам. В частности, Денисова, один из ведущих отечественных экспертов по Нигерии, выделяет причины, по которым молодые люди присоединяются к «Боко Харам», а г-н Яшлавский анализирует возможности связей между «Боко Харам» и Аль-Каидой в странах исламского Магриба (АКИМ) Аспект регионального и международного противоборства у отечественных исследователей представлен фрагментарно. Большое количество работ представлено со стороны как нигерийских, так и западных исследователей, например Адибе, Агбибоа, Зен, Муртада. Основные этапы деятельности организации анализировались по корпусу новостных статей с 2003 г. по настоящее время и по текстам докладов международных организаций, как например, Amnesty International.
Что касается отрядов скотоводов фулани, то здесь мы можем заметить отсутствие работ, рассматривающих данные боевые единицы как террористические формирования. Связано это с тем, что, несмотря на включение в список Глобального индекса терроризма, как третьего в мире по степени жестокости формированию, а также признание террористического характера деятельности президентом Нигерии, данный объект не воспринимается мировым сообществом, как террористический в полной мере. В отечественной науке выделяются в первую очередь работы, связанные с этнографией и экономическим положением представителей народности. Здесь следует выделить таких авторов, как Саватеев и Ольдерроге, специализирующихся на религиозных аспектах жизни фулани. Так же стоит упомянуть о таких зарубежных авторах, как, к примеру, Агбибоа, Агбесе, Уджа, Эйекпими. Предполагается, что отсутствие детально проработанных исследований может быть вызвано сравнительно коротким сроком анализируемого феномена, т.к. активные акции фулани начались только два года назад, а также тем, что боевики не выдвигают никаких политических и экономических требований и не выпускают никаких заявлений для властей Нигерии.
Если говорить о группировке «Движение за освобождение дельты Нигера» (MEND), то здесь российская научная база также представлена достаточно слабо. Тем не менее, деятельность MEND затрагивается в работах, посвящённых нефтяному кризису в Нигерии, в котором группировка сыграла значимую роль. Можно выделить таких отечественных авторов, как А. А. Крутов, Д. Г. Георги, Н. А. Добронравин. Последний, совместно с исследователями Маргания, Иляниным, Масловым особо тщательно рассматривает фактор нефтяной политики Нигерии в контексте формирования группировки, так как данный вопрос является одним из ключевых для понимания причин деятельности MEND. Стоит отметить, что в работе А. Крутова, в отличие от других вышеперечисленных исследователей, помимо рассмотрения структуры MEND, проведён анализ контртеррористических мер по отношению к ней, как на национальном, так и международном уровне. Если говорить об иностранной литературе по данному вопросу, то, в первую очередь нужно обратить внимание на работы таких авторов как Э. Курсон, Н. Акпан, А. Бах. В работе Элиаса Курсона, помимо, собственно, сущности организации MEND, уделено внимание деятельности Контингента Объединённых вооружённых сил, который вёл борьбу с членами группировки на протяжении некоторого периода времени. Работа г-на Акпана интересна тем, что в отличие от остальных представленных, в ней подробно рассмотрен аспект похищения детей террористами данной группировки. Для анализа мотивов деятельности организации использовались материалы открытых писем, рассылаемых властям от имени некоего Джомо Гбомо, являющегося своего рода пресс-секретарём ДОДН. Помимо этого стоит выделить монографию нигерийского учёного Абиддэ, посвящённую следующему периоду, когда властями страны была объявлена амнистия и возможность реабилитации, в ходе которой некоторые члены ДОДН прекратили свою деятельность. При всем многообразии подходов данных работ, проблеме борьбы с данной организацией на международном уровне уделено мало внимания.
2. Региональное сотрудничество. Структурно корпус источников и литературы, посвящённых региональным механизмам борьбы с терроризмом в Нигерии можно разделить на несколько групп. В первую очередь это контртеррористические стратегии и документы, подобные. В контексте рассматриваемых региональных объединений и входящих в них стран это национальная контртеррористическая стратегия Нигерии , План действий Африканского союза по предупреждению терроризма и борьбе с ним , контртеррористическая стратегия ЭКОВАС. Далее, такими источниками служат материалы заседаний членов Комиссии по освоению бассейна оз. Чад, посвященные деятельности Комитета объединённых многонациональных оперативных сил. Если говорить о научных работах по контртеррористической деятельности на региональном уровне, то здесь следует обратить в первую очередь к статье полковника В. Сумейко, в которой достаточно подробно рассмотрены действия армии Нигерии в отношении террористических объединений на территории страны и причины создания контингента Объединённых многонациональных оперативных сил в составе военнослужащих из стран региона. Присутствуют также работы западных учёных, посвящённые вопросам взаимодействия Нигерии с региональными организациями, в которых детально рассматриваются проблемы в данной и возможными путями их разрешения (Альберт, Эллисон, Дужэлли ). Среди них следует выделить отчёт группы экспертов Института исследований в области безопасности. В нём комплексно освещена деятельность комитета Объединённых многонациональных оперативных сил, а также даются рекомендации по дальнейшему противоборству. Минусом этой работы можно считать слабую освещённость взаимодействия данного регионального объединения с нигерийской армией. Помимо прочего, привлекались к исследованию работы исследователей из Нигерии, как то Эджи, Абугбилла, Огбонайа.
3. Рассматривая вопросы глобального международного сотрудничества по борьбе с терроризмом в Нигерии, следует подчеркнуть, что существует достаточное количество литературы, в которой анализируется сотрудничество Нигерии с конкретными странами. Что касается трудов зарубежных исследователей, то здесь следует выделить работы таких авторов, как А. Майекодунми, Д. Омале, Э. Исаку, Э. Оэньи, Р. Юдама. Примечательна работа г-на Омале, в которой делается упор на применение мягкой силы в борьбе с террористами. Следует также выделить работу «Rethinking Nigeria’s Counter-Terrorism Strategy» , в которой рассмотрен аспект реформирования контреррористической стратегии Нигерии в соответствии с большим упором на международное и региональное сотрудничество. Что касается источников, то применительно к Российской Федерации это, прежде всего, ФЗ-35 «О противодействии терроризму» и двустороннее соглашение между РФ и Нигерией о военно-техническом сотрудничестве , в Китае это закон о борьбе с терроризмом , совместные заявления представителей Китая и Нигерии по результатам переговоров. В отношении США такими источниками послужили заявления Госдепартамента о признании террористическими организациями группировок на территории Нигерии. Что касается ЕС, то здесь, прежде всего, следует выделить тексты соглашений как с непосредственно Европейским Союзом, так и с отдельными его странами в области борьбы с терроризмом.
Научная новизна. Данная работа комплексно рассматривает проблемы и перспективы борьбы с терроризмом в Нигерии на разных уровнях. Новизну составляет проведение сравнений в политике разных участников данного процесса, выделение общих и частных моментов в сотрудничестве. В совокупности с работами отечественных и зарубежных исследователей это даёт комплексное понимание проблем борьбы с терроризмом в Нигерии и позволяет выработать практические рекомендации по решению данного вопроса.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Террористическая деятельность в Федеративной Республике Нигерия является довольно сложным феноменом, как и в любой другой стране, обладающим своими характерными чертами. При анализе акций рассмотренных выше организаций следует учитывать исторический и социо-культурный контекст, а также особенности экономического развития конкретных геополитических зон, будь то северо-западная, в которой действует «Боко Харам», северо-центральная, в которых действуют боевики фулани, либо южные зоны, охваченные борьбой за нефтяные и финансовые ресурсы несколькими группировками.
Что касается мотивов террористических актов, совершаемых на территории Нигерии, то здесь следует выделить два наиболее ярко выраженных – это религиозный мотив (уничтожение западных ценностей, искоренение инакомыслящих, установление законов шариата на территории страны) и вопросы материальной выгоды (наблюдается со стороны всех трёх рассмотренных организаций, и проявляется в разной степени, как то захват земель скотоводами фулани либо похищение людей ради выкупа со стороны «Боко Харам» и MEND).
Стоит также обратить внимание на отношение международных организаций к некоторым движениям в Нигерии. Большая часть мирового сообщества уделяет повышенное внимание деятельности «Боко Харам», в то время, как действия других организаций ещё не классифицированы как террористические, либо же отношение к ним прямо противоположное.
Особое внимание стоит уделить проблемам идентификации формирований скотоводов фулани как террористических. Несмотря на то, что в самой Нигерии на разных уровнях их действия уже неоднократно назывались таковыми, а также на то, что действия фулани подпадают под классификацию террористических по национальному законодательству, существует ряд препятствий на пути данного решения. Самым серьёзным из них является категорический отказ нигерийских властей на высшем уровне признавать фулани террористами, мотивируя это тем, что их действия носят криминальный, пусть и большой по масштабам, но не террористический характер. Второе – зачастую не удаётся идентифицировать принадлежность нападающих именно к народности фулани. Положение также усугубляет тактика «свёрнутого флага» со стороны «Боко Харам», позиции которых с переменным успехом атакуют силы правопорядка. Суть её заключается в том, что террористы из «Боко Харам» могут на какое-то время не аффилировать себя с данной группировкой, а действовать обособлено. Прикрытие в качестве скотоводов фулани достаточно удобное, и к такой точке зрения можно привести несколько аргументов. Первые сообщения о появлении у отрядов фулани современного стрелкового оружия и амуниции появляются два года назад, в тот момент, когда КОМОС начинает активную фазу боевых действий против «Боко Харам». К этому же моменту относится и резкая смена характера нападений – теперь они всё чаще начинают носить религиозный характер и направлены в большей степени на христианское население центральных штатов. Можно предположить, что ряд боевиков «Боко Харам» таким образом «перетёк» в ряды скотоводов фулани вместе с запасом оружия и боеприпасов. В таком случае ситуация приобретает совсем иной характер, и такие формирования нужно классифицировать как террористические.
Ситуацию усугубляет тот факт, что некоторые политики в Нигерии пытаются наладить сотрудничество с группами террористов с целью извлечь из этого некоторые политические выгоды и устранить конкурентов. Исчерпав боевиков, как средство достижения цели, они прекращают контролировать финансирование и снабжение своих подопечных, что ведёт к росту недоверия к власти со стороны таких групп, дискредитации властей страны и разжиганию новых конфликтов. Такого рода отношение может привести к сложностям в налаживании с представителями данных движений конструктивного диалога, неправильным мерам по борьбе с их деятельностью и впоследствии усугублению ситуации в стране, что будет способствовать деградации развивающейся экономики Нигерии и падению её уровня как в региональном, так и в мировом масштабе.
Оценивая сотрудничество на уровне региональных и субрегиональных организаций по борьбе с терроризмом в Федеративной Республике Нигерия, следует в первую очередь выделить достаточно проработанную законодательную базу, затрагивающую вопросы борьбы с терроризмом в регионе. В двух из трёх организаций существуют программные документы, ориентированные конкретно на антитеррористическую деятельность и регламентирующие как правовые основы, так и практические меры по противодействию терроризму на территории Нигерии. Наиболее совершенной в этом отношении является юридическая база Африканского союза, основы который начали закладываться ещё в начале 90-х гг. XX века. Стоит отметить, что все стратегии и концепции действуют в полном соответствии с аналогичными документами ООН.
Характерной чертой является ярко выраженный силовой характер решения проблем. Наиболее активно в этом отношении действует Комиссия по освоению бассейна оз. Чад, с 2015 г развернувшая полномасштабные военные операции в рамках действий Контингента многонациональных оперативных сил. Данное объединение является самым эффективным в регионе в вопросах борьбы с террористическими группировками, и на протяжении всего срока своего функционирования сыграла большую роль в борьбе с терроризмом на территории Нигерии. Стоит отметить, что нигерийская часть контингента является самой многочисленной. Помимо прочего, следует выделить усилия Африканского союза в данном направлении, как по поддержке КОМОСа, так и по организации деятельности отдельной Западно-африканской тактической группы.
Региональные группы уделяют значительное внимание борьбе не только непосредственно с террористическими ячейками, но также и с факторами, которые в известной мере способствуют развитию террористической активности в Нигерии и за её пределами. В этой связи стоит особо отметить деятельность ЭКОВАС, которая большое внимание уделяет борьбе с финансированием лиц, так или иначе связанных с террористической деятельностью, а также борьбе с незаконным оборотом лёгкого стрелкового оружия в регионе. ЭКОВАС также является организацией, наиболее активно осуществляющей профилактические меры по предупреждению терроризма, как то работа с гражданским населением и средствами массовой информации по формированию необходимого отношения к террористической угрозе и созданию информационного пространства в регионе, направленного на своевременный обмен данными в рассматриваемой сфере.
Тем не менее, в сфере регионального сотрудничества наблюдается ряд проблем, требующих пристального внимания. Один из наиболее серьёзных моментов – отсутствие консенсуса между Нигерией и её соседями по многим аспектам борьбы с терроризмом. В первую очередь это касается действий вооружённых сил союзников на территории Нигерии. Исторические осложнения между государствами, проблемы с пограничным контролем, а также нежелание Нигерии вмешивать в свои внутренние дела партнёров по региону – всё это далеко не самым лучшим образом влияет на эффективность осуществления мер по борьбе с террористическими угрозами на территории страны.
Ещё один существенный минус – отсутствие возможности обмена закрытой агентурной информацией между спецслужбами разных стран. Ни одна из трёх региональных организаций не обозначает данной меры, что ведет к значительному устареванию данных и несвоевременности мер, принимаемых странами в борьбе с той же «Боко Харам», агентурная сеть которой действует также за пределами Нигерии. Эта проблема косвенно связана с проблемой доверия между государствами и опасениями нигерийского правительства во вмешательстве спецслужб соседних стран во внутренние дела государства.
Существенным недостатком также является проблема финансирования всех проектов, связанных с контртеррористической деятельностью в регионе. Особенно ярко данный пробел иллюстрирует ситуация с КОМОС, поскольку стран, заинтересованных в стабилизации обстановки в Нигерии, крупном нефтедобывающем государстве, достаточно много как на африканском континенте, так и в мире в целом, но, тем не менее финансирование осуществляется только странами входящими в КОМОС, и по большей части это деньги Нигерии.
Что касается внерегиональных акторов - несмотря на слабое освещение проблемы в мировом информационном пространстве, ведущие государства мира, равно как и их объединения, уделяют значительное внимание данному вопросу. В их деятельности можно выделить три общих принципа,.
1) Основной инструмент – поставки в Нигерию вооружения и военной техники Здесь стоит выделить в первую очередь Российскую Федерацию и США. Это единственные страны, поставляющие в Нигерию военно-воздушную технику, и судя по всему, отказываться от данных статей экспорта они не отказываются. Об этом свидетельствует, например, встреча глав государств Нигерии и США в конце апреля 2018 г., и начало переговоров по новым поставкам боевых вертолётов.
2) Немаловажным инструментом является сотрудничество в области подготовки личного состава нигерийской армии и других силовых структур для борьбы с террористической угрозой. В этом отношении выделяется прежде всего Израиль, представители которого уже несколько лет осуществляют тренировки личного состава ВВС Нигерии, а также страны Европейского союза. Отметим, что в последние годы наблюдается некоторое охлаждение между Израилем и Нигерией, в первую очередь из-за позитивного отношения президента Бухари к палестинской стороне. Такая политическая ориентация может серьёзно осложнить процесс сотрудничества, в т.ч.
3) Сотрудничество в сфере предупреждения террористических угроз без применения силовых методов. Здесь следует подчеркнуть роль РФ, которая способствует повышению профессионализма нигерийских СМИ в вопросах освещения проблем такого рода путём внедрения уже опробованных методик, внедрённых во время второй чеченской кампании.
Из негативных факторов следует выделить обвинения нигерийского личного состава международными неправительственными организациями в периодическом нарушении международного права и ущемлении свобод человека в ходе проводимых контртеррористических операций. Данная мера особенно сильно мешает сотрудничеству Нигерии с США и странами Европейского союза. Впрочем, с приходом на президентский пост в США Дональда Трампа данная проблема отходит на второй план.
Также, обращаясь к рассмотрению политического подтекста, можно выделить явную тенденцию поляризации интересов «США – КНР». Китай активно продвигает свои интересы в Федеративной Республике Нигерия на волне расширения экономического сотрудничества в ряде сфер, как то строительство нигерийской жд сети и контракты на постройку ГЭС. В этой связи можно предположить, что с новой политикой президента Трампа существует вероятность возникновения конкуренции США и КНР в Нигерии, и борьба с терроризмом станет одним из полей, на котором столкнутся интересы двух стран. Тем не менее, на настоящем этапе вмешательство китайской стороны в проблемы нигерийского терроризма имеет эпизодический характер и сводятся в первую очередь к обмену агентурной информацией
Однозначные выводы в отношении того, может ли проблема борьбы с нигерийским терроризмом занять место на одной позиции с борьбой с такими группировками, как ДАИШ и «Аль-Каида» в повестке дня ведущих государств мира, делать пока рано.
Учитывая роль Нигерии в регионе Западной Африки, а также её важность для мировой экономики с точки зрения нефтегазового комплекса, а также перспективных проектов в сфере энергетики, проблема террористической активности прямым образом влияет на целесообразность инвестиции ведущих стран в сектора нигерийской экономики.
Тем не менее, прохладные отношения Нигерии и ряда государств, играющих значительную роль на мировой арене, а также двойственная политика нигерийского правительства в отношении борьбы с терроризмом, существенно осложняют вовлечение мировых держав в этот вопрос. Двойственность выражается в нежелании допускать иностранных военных на свою территорию для решения данной проблемы вкупе с желанием получать военно-техническую помощь, не имея достаточного количества квалифицированных специалистов в данной сфере. Такая политика чревата отсутствием решения проблемы. В идеале всем участникам, заинтересованным в решении данной проблемы, следует действовать в отрыве от политического контекста, а также реализовывать совместные программы в сфере противодействия террористическим группировкам на территории Нигерии.
Источники
1. African Union (AU), Communiqué of the 469th PSC meeting, November 25, 2014 // URL: www.peaceau.org/uploads/cps-469-com-terrorisme-25-11-2014. pdf. (дата обращения 20.03.2018)
2. African Union PSC 2002: 2
3. AU, Communiqué of the 567th PSC meeting on the Boko Haram terrorist GROU. January 14, 2016 // URL: http://www.peaceau.org/en/article/567th-psc-meeting-on-the-boko-haram-terrorist-group (дата обращения 20.03.2018)
4. AU. Experts Meeting on the elaboration of operational documents for the Multinational Joint Task Force (MNJTF) of the Member States of the Lake Chad Basin Commission and Benin against the Boko Haram terrorist group. February 10, 2015. // URL: http://www.peaceau.org/en/article/experts-meeting-on-the-elaboration-of-operational-documents-for-the-multinational-joint-task-force-mnjtf-of-the-member-states-of-the-lake-chad-basin-commission-and-benin-against-the-boko-haram-terrorist-group (дата обращения 20.03.2018)
5. BBC World Service Global Poll 2014. P.37 // URL: http://downloads.bbc.co.uk/mediacentre/country-rating-poll.pdf
6. Communiqué of the 738th PSC meeting on the renewal of the mandate of the Multi-National Joint Task Force (MNJTF) against the Boko Haram terrorist group. December, 14. 2017 // URL: http://www.peaceau.org/en/article/738th-psc-meeting-on-the-renewal-of-the-mandate-of-the-multi-national-joint-task-force-mnjtf-against-the-boko-haram-terrorist-group (дата обращения 22.03.2018)
7. Conventional Arms Transfer (CAT) Policy. U.S. Department of State Official Site // URL: https://www.state.gov/t/pm/rsat/c14023.htm (дата обращения 09.04.2018)
8. Counter-Terrorism Law of The People’s Republic China. (Passed by the 18th Session of the Standing Committee of the 12th National People's Congress on December 27, 2015) // URL: https://www.chinalawtranslate.com/反恐怖主义法-(2015)/?lang=en (дата обращения 08.04.2018)
9. Decision On The Preventing And Combating Of Terrorism (Assembly/AU/Dec.311(XV)) // URL: http://www.peaceau.org/uploads/assembly-au-dec-311-xv-e.pdf (дата обращения 13.03.2018)
10. Decision on the Report of the Secretary-General on the Ministerial Conference on the OAU Convention on the Prevention and Combating of Terrorism (AHG/Dec.132 (XXXV)) // URL: http://www.peaceau.org/uploads/ahg-dec-132-xxxv-e.pdf (дата обращения 06.03.2018)
11. Declaration On A Code Of Conduct For Inter-African Relations (AHG/Decl.2 (XXX)) // URL: https://au.int/sites/default/files/decisions/9539-1994_ahg_res_228-233_xxx_e.pdf (дата обращения 13.03.2018)
12. Delegation of the European Union to the African Union, Joint communiqué by Federica Mogherini, EU High Representative/Vice-President of the Commission; Neven Mimica, EU Commissioner for International Cooperation and Development; and Smail Chergui, AU Commissioner for Peace and Security, August 1, 2016, URL: http://www.peaceau.org/en/article/joint-communique-by-federica-mogherini-eu-high-representative-and-vice-president-neven-mimica-eu-commissioner-for-international-cooperation-and-development-and-smail-chergui-au-commissioner-for-peace-and-security?utm_source=Email_marketing&utm_campaign=Monday_August_1_2016_-_1&cmp=1&utm_medium=HTMLEmail (дата обращения 22.03.2018)
13. ECOWAS 1999, Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention, Mechanism,
14. ECOWAS 2001, Protocol on Good Governance and Democracy, Chapter II: Modalities
15. ECOWAS 2008, The ECOWAS Conflict Prevention Framework (ECPF) // URL: http://www.comm.ecowas.
16. ECOWAS Counter-Terrorism Strategy // URL: http://www.edup.ecowas.int/key-resources/ecowas-counter-terrorism-strategy (дата обращения 15.03.2018)
17. ECOWAS Counter-Terrorism Strategy // URL: http://www.edup.ecowas.int/key-resources/ecowas-counter-terrorism-strategy (дата обращения 15.03.2018)
18. ECOWAS Counter-Terrorism Strategy Tracker Factsheet. January 2018 // URL: http://ecowascounterterrorism.org/wp-content/uploads/2018/03/JANUARY-2018-CTS-FACTSHEET-1.pdf (дата обращения 15.03.2018)
19. EU support to the Multi-National Joint Task Force (MNJTF) for the fight against Boko Haram. Joint Communiqué by Federica Mogherini, EU High Representative/Vice-President of the Commission; Neven Mimica, EU Commissioner for International Cooperation and Development; and Smail Chergui, AU Commissioner for Peace and Security, August 01, 2016 // URL: https://www.africa-eu-partnership.org/fr/node/8466 (дата обращения 09.04.2018)
20. European Commission, Commission Decision on a Special Measure in Favour of Nigeria to be financed from the 10th European Development Fund, COM(2013) 6613 final, October 3, 2013.
21. FNDIC press statement delivered at Warri Central Hospital on September 2, 2006 by Dr. Oboko Bello during the burial ceremony of nine of the 15 men killed by JTF. For Implementation and Sanctions, Article 45
22. Foreign Ministry Spokesperson Hong Lei's Regular Press Conference on May 21, 2014 // URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1158256.shtml (дата обращения 08.04.2018)
23. Global Terrorism Database. // URL: http://www.start.umd.edu (дата обращения 05.10.2017)
24. Global Terrorism Index 2015. // URL: http://economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2015/11/Global-Terrorism-Index-2015.pdf (дата обращения 20.10.2017)
25. Global Terrorism Index 2016. // URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/Global%20Terrorism%20Index%202016_0.pdf (дата обращения 20.10.2017)
26. Joint Statement between the People's Republic of China and the Federal Republic of Nigeria. May 10, 2014 // URL: http://ng.china-embassy.org/eng/xw/t1154588.htm (дата обращения 08.04.2018)
27. Jomo Gbomo in an email to the media after the bomb blast of April 20, 2006
28. Jomo Gbomo, the official spokesman of MEND in a press statement sent to the media and public after the attack and destruction of the Benisede and Shell EA flow station in Bayelsa State
29. Nigeria Security Tracker: Mapping Violence in Nigeria,” Council on Foreign Relations. // URL: http://www.cfr.org/nigeria/nigeria-security-tracker/p29483 (дата обращения 20.10.2017)
30. Nigeria Terrorism Prevention Act 2011 // URL: http://www.icnl.org/research/library/files/Nigeria/tpa2011.pdf (дата обращения 09.03.2018)
31. Nigeria-EU Joint Way Forward // URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/the_nigeria-eu_joint_way_forward_en_0.pdf (дата обращения 09.04.2018)
32. Plan Of Action Of The African Union For The Prevention And Combating The Terrorism // URL: http://www.peaceau.org/uploads/au-anti-terrorism-plan-of-action.pdf (дата обращения 13.03.2018)
33. Protocol to the OAU Convention on the Prevention and Combating of Terrorism // URL: https://au.int/sites/default/files/treaties/7787-treaty-0030_-_protocol_to_the_oau_convention_on_the_prevention_and_combating_of_terrorism_e.pdf (дата обращения 13.03.2018)
34. Regional Workshop on ECOWAS Counter Terrorism Strategy // Centre For Democracy And Development // URL: http://cddwestafrica.org/cdd/regional-workshop-on-ecowas-counter-terrorism-strategy (дата обращения 15.03.2018)
35. Resolution on the Strengthening of Cooperation and Coordination Among African States (AHG/Res. 213 (XXVIII)) // URL: https://au.int/sites/default/files/decisions/9537-1992_ahg_res_206-217_xxviii_e.pdf (дата обращения 13.03.2018)
36. Speech of the AU Commissioner for Peace and Security during the second Regional Security Summit, Abuja, May 14, 2016.
37. Terrorist Designation of Boko Haram and Ansaru // U.S. Department Of State, Bureau Of Counterterrorism And Countering Violent Extremism, PRN: 2013/1397 November 13, 2013 // URL: https://www.state.gov/j/ct/rls/other/des/266565.htm (дата обращения 09.04.2018)
38. Terrorist Financing In West Africa. Financial Action Task Force Report, October 2013 // URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/tf-in-west-africa.pdf (дата обращения 08.10.2017)
39. The Joint Task Force Report was posted on www.saharareporters.com in May 2009 during the military invasion of Gbaramatu Kingdom.
40. The National Counter-Terrorism Strategy (NACTEST) 2016 (Revised) // URL: http://ctc.gov.ng/wp-content/uploads/2017/08/NATIONAL-COUNTER-TERRORISM-STRATEGY.pdf (дата обращения 09.03.2018)
41. U.S. Government Accountability Office. Combating Terrorism. U.S. Efforts in Northwest Africa Would Be Strengthened by Enhanced Program Management. Report to the U.S. Senate Committee on Foreign Relations. GAO-14-518. June 2014.
42. Генеральная Ассамблея ООН. Шестьдесят третья сессия. Пункт 89(f) повестки дня: Всеобщее и полное разоружение: транспарентность в вооружениях. 13.03.09. С. 6 // URL: http://www.poa-iss.org/CASAUpload/ELibrary/A-63-120-Add.3ru.pdf (дата обращения 09.04.2018)
43. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму // URL: https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html (дата обращения 08.04.2018)