Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПИСЬМА АЛЕССАНДРЫ СТРОЦЦИ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» ВО ФЛОРЕНЦИИ В XV ВЕКЕ

Работа №135448

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Личность и семья Алессандры Строцци 11
§ 1. Биография Алессандры Строцци 11
§ 2. Брак и его понимание в XV веке 15
§ 3. Представления о роли женщины в семье 21
§ 4. Представления о материнстве 29
Глава 2. Вдовство 41
§ 1. Представления о вдовстве и повторном браке в XIV-XV веках 41
§ 2. Положение Алессандры Строцци 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы: 56


Настоящая работа ставит целью выявить представления о роли женщины в семье и браке средневекового человека. В центре данного исследования – письма Алессандры Строцци, представительницы купеческого сословия Флоренции XVвека. Наследием Алессандры Строцци стало 73 личных письма, почти все адресованные сыновьям, с которыми мать была вынуждена жить в разлуке. Эти искренние и эмоциональные письма дают ученым огромный материал для исследований и содержат целый кладезь разнообразной информации, касающейся всех аспектов повседневной жизни людей во Флоренции в середине XV века. В личных письмах Алессандра описывает не только множество мелочей, составляющих картину повседневной обыденной жизни, но и свои собственные пристрастия, мысли и стремления, что делает их еще более ценными.
Изучение истории женщины в целом начало «набирать обороты» только во второй половине прошлого века. Так называемые «women’sstudies» оформились в странах Европы и США в 1960-1970-х годах, в связи с новой волной феминизма. Поначалу подобная история оставалась в стороне от академической науки. Одним из самых обширных и детальных западных трудов, посвященных женской теме можно считать пятитомник «История женщин на Западе» под редакцией Ж. Дюби и М. Перро . В этом сочинении для интересующей нас эпохи Возрождения выделен отдельный том, открывающий детальную панораму жизни женщины в контексте труда, брака и семьи. Авторы уделяют много внимания «девиантному поведению» женщин – истории проституток, преступниц, колдуний, протестующих и так далее. В контексте изучения писем Строцци наиболее интересными были материалы о женской красоте и ее роли в судьбе девушки на выданье, и хозяйственных занятиях жен, чьи мужья были заняты и надолго покидали дом из-за своей работы, например, купцов, отправившихся в плавание.
Что же касается непосредственно истории женщины в Средние века, то в рамках более общих исследований по социальной истории этой темы касались многие авторы. Известный французский историк-медиевист Жак Ле Гофф исследовал роль женщины и женскую красоту в знаменитом труде «История тела в средние века ». В нем Ле Гофф изложил свою знаменитую концепцию «поворота против тела», отречения средневековой цивилизации от тела, происходящего из трансформации первородного греха любопытства в сознании средневековых авторов в грех сексуальный. Понятие «плотского греха» связывало саму идею греха с женщиной, чем и объясняется восприятие женщины как греховного создания и ее зависимое положение.
Значимой для изучения традиционного женского статуса матери является работа выдающегося историка повседневной жизни Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке », в котором автор исследует эволюцию отношения к детству в семье, начиная с раннего Средневековья до современности, привлекая большое количество изобразительных иконографических источников. Арьес приходит к выводу: детства в Средние века не существовало, ребенок воспринимается как молодой взрослый, а «открытие детства» и перемена в сознании произошла не раньше, чем в XVI-XVII веках. Несмотря на то, что изучаемые источники в большей степени противоречат подобной позиции, заслуга Арьеса велика: его работа ознаменовала рост интереса к теме детства, а затем и плодотворную научную дискуссию, повлекшую за собой расширение источниковой базы, смещение акцента в сторону народной культуры и привлечение специалистов из области медицины и педагогики. Противоположной Арьесу точки зрения придерживался известный историк Робер Фоссье, который много писал о детстве, воспитании детей и материнских чувствах, и об отношении между полами в своем эссе «Люди средневековья ». Для изучения интересующей нас темы были полезны суждения автора о роли мужчин в традиционно сугубо женских аспектах жизни – родах и воспитании детей. По мнению Р. Фоссье средневековье было эпохой царствования мужского пола, и из-за «немоты» женщин история материнства доступна исследователям только через призму восприятия средневековых авторов-мужчин.
Также к женской теме обращались и представители гендерной истории, в частности британский историк-медиевист Эйлин Пауэр в труде «Люди средневековья », где через анализ источников рассказывала о женском быте, основываясь на конкретных частных историях. Большую часть женская история занимает и в сочинении Марджори Роулинг «Европа в средние века: быт, религия, культура », в которой автор исследует отношение к самой природе женщины в упомянутый период.
В работе американского исследователя Дэвида Херлихи «Средневековое домохозяйство » описана эволюция института брака, начиная с античности до эпохи Возрождения. Херлихи объяснил изменения в структуре домохозяйств комплексом причин, начиная от климатических и демографических сдвигов, заканчивая становлением официальной церковной трактовки брака и ее закреплением в правовой среде. Подобные идеи нашли отражение и в коллективном труде американских историков Ф. и Дж. Гис «Брак и семья в Средние века », в котором авторы проследили изменения структуры семьи с 500 до 1500 года. На протяжении всего средневековья семья постепенно изменяла свою форму, фокусируясь в большей степени на интересах супругов и утрачивая клановую структуру и необходимость учитывать интересы родственников и семей.
В отечественной историографии можно выделить авторов, посвятивших свои работы отдельным аспектам, касающимся жизни средневековой женщины. Знаменитый советский и российский историк Ю. Л. Бессмертный, специалист в области исторической демографии исследовал проблемы социального статуса женщины во Франции и представления общества о браке в трудах «Брак, любовь и семья в средневековой Франции », «Жизнь и смерть в Средние Века: очерки демографической истории Франции ». Исследования Ю. Л. Бессмертного охватывают множество аспектов женской истории, в контексте изучения данной темы полезны его идеи об эволюции института брака, аргументация против застоявшегося представления о дискриминации женщины, внимание к появлению позитивного восприятия женской природы и повышению престижа женщины-хозяйки и женщины-матери.
Исследованиям проблематики и методологии женской и гендерной истории занималась также Л. П. Репина , специалист в области интеллектуальной истории и урбанистики. Много внимания Л. П. Репина уделяет проблемам власти и права, она пишет о роли женщин в политической сфере, о правовой ответственности жен и их мужей, женской власти. В рамках частной сферы ценными представляются идеи автора, основанные на анализе литературных памятников, о существующей традиции заключения браков, основанных на любви, о норме внутрисемейных отношений (несмотря на то, что речь идет о патриархальной традиции, Репина использует термин «партнерство » как одной из моделей поведения супругов).
Современная исследовательница Т. Б. Рябова занимается изучением гендерной истории, освещая стереотипы, связанные не только с женщинами, но и с мужчинами («Женщина в истории западноевропейского средневековья », диссертация «Женщина в итальянском гуманизме XV века »). Наиболее полезными представляются материалы, извлеченные автором из работ итальянских женщин-гуманисток развитого средневековья, переводом которых занималась Т. Б. Рябова. Изучение материалов, наиболее близких в территориальном и временном контексте к нашей теме, максимально полно отражает восприятие женщины как окружающими, так и их самовосприятие. Гуманистические идеи, к которым обращается автор, помогают нам в рассмотрении женской истории под углом, противоположным традиционному «средневековому» восприятию женщины, в общем ключе признания достоинства и благородства женщины, оправдания ее природы и защиты ее прав.
Важные и полезные сведения содержат статьи специалиста в области гендерной истории И. А. Красновой, сферу научных интересов которой составляет изучение итальянского городского сообщества через личные биографии, в частности женские («Деловые люди Флоренции XIV-XV вв.: занятия, образ жизни и обыденное сознание», «Замужняя женщина и хозяйка дома во Флоренции XIV- начала XV вв.: судьба Маргариты Датини »). Уделяя внимания традиционным женским добродетелям, автор рассказывает также и об альтернативных вариантах женской судьбы (уход в монастырь). В работе также были использованы исследования И. А. Ануприенко, последовательницы И. А. Красновой, изучающей гендерные стереотипы итальянского общества .
Обширное наследие Алессандры Строцци привлекло внимание исследователей сравнительно недавно. Краткие сведения об Алессандре Строцци сообщают нам Ринальдина Рассел в работе о женщинах-писателях в средние века и Маргарет Кинг в монографии об особенностях вдовьего положения в средневековье. Более детальным изучением писем занималась исследовательница Анна Крэбб (университет Джеймса Мэдисона, Харрисонберг, США), которая изучала биографию не только Алессандры, но и ее сыновей. В 1997 году в университете Калифорнии были опубликованы избранные письма на английском языке в билингвальном издании. В отечественной же историографии предметным изучением данного источника занималась исследовательница М. Л. Абрамсон, сферу научных интересов которой составляла социальная и экономическая история итальянских городов. М. Л. Абрамсон акцентировала внимание на взаимодействие Алессандры с другим членами семьи Строцци, а также подробно проанализировала брачные стратегии вдовы и ее предпочтения в выборе невест для своих сыновей. М. Л. Абрамсон установила, что широкий круг родственников для невесты часто оказывался недостатком, который мог спровоцировать в будущем конфликты семейных интересов кланов мужа и жены , в связи с чем уменьшается роль родни, и большее значение приобретают личные качества невесты.
Настоящая работа призвана освятить представления о женщине в семье и браке в XV веке среди представителей итальянской пополанско-патрицианской среды. Главные задачи данного исследования: изучение биографии самой Алессанды Строцци в контексте семейной истории; выявление представлений о женщине, семье и браке в Италии в эпоху раннего Возрождения и определение специфики статуса вдовы в итальянском обществе XV века.
При написании данной работы были соблюдены принципы научности, историзма и объективности. Ведущим методологическим принципом исследования является метод источниковедческого анализа. Лингвистический подход и методы исторической психологии при анализе источников помогли выделить позицию авторов текстов и сконструировать картину представлений о женщине эпохи раннего Возрождения. Сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и отличное во взглядах на женщину в браке и семье в представлении как гуманистов, так и флорентийских горожан.
Научная новизна данного исследования заключается в обращении к не переводившимся раннее на русский язык письмам Алессандры Строцци, не получившим полного рассмотрения в историографии, и комплексном рассмотрении писем в контексте конструирования представлений о женщине в семье и браке среди представителей флорентийского купечества XV века.
Основу для данного исследования составляют письма Алессандры Строцци, которые были написаны после смерти ее мужа, поэтому они в большей степени содержат информацию о положении вдовы, а также представления об идеальных кандидатурах на роль невесты и жены.Наряду с письмами были привлечены дополнительные источники, содержащие сведения о традиционном христианском отношении к природе женщины и брака, – сочинения христианских авторов как античности, так и высокого средневековья, таких как Тертуллиан и Фома Аквинский. Знаменитый сборник новелл Джованни Боккаччо «Декамерон », первый гуманистический трактат, в котором в роли повествовательниц выступали женщины. Отдельной группой источников можно выделить дидактические трактаты XIV-XV веков (Паоло да Чертальдо, А. Пандольфини «Об управлении семьей », Л. Б. Альберти «О семье », Д. Доминичи «Наставление в семейных делах», сочинение, известное как «LeMenagierdeParis » или «Парижский хозяин», которое написано пожилым парижанином для своей молодой жены).В данном исследовании использованы также некоторые французские источники – книга Кристины Пизанской «О граде женском », как самое яркое выражение гуманистических и феминистских взглядов женщины в Европе в целом, которая заявляла о правах и достоинствах женского пола, и уникальное сочинение неизвестного духовника «Пятнадцать радостей брака », которое содержит в себе две противоречивые тенденции: уходящее в прошлое «женоненавистничество» и восхищение женскими достоинствами. Кроме того, были использованы и два более поздних источника – сочинение Джироламо Савонаролы конца XV «Истинная вдова » и «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола » Агриппы Нетесгеймского XVI века, как иллюстрации дальнейшего развития представлений, о которых написана настоящая работа.  


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В итальянском обществе XVвека замужняя женщина в целом оставалась в материальной и юридической зависимости от мужа, в представлении церкви ее главные добродетели заключались в терпеливости, покорности и верности мужу и плодовитости. Изучение биографии и писем Алессандры Строцци доказывает, что на деле же ситуация во Флоренции XV века зачастую была иной. Жена обладала большой автономией в сфере хозяйственно-экономической жизни, имела авторитет и влияние на растущих детей, а значит на формирование новых брачных союзов и развитие рода в целом.
XV век внес множество изменений в жизнь горожан: проникновение гуманистической культуры отразилось на всех аспектах жизни общества, начиная от снятия церковью «греховности» с коммерческой деятельности, заканчивая восприятием купеческой пополанской части населения нового мировоззрения через трактаты или проповеди. Так или иначе, несмотря на узкий круг гуманистических авторов, они не находились в вакууме, и хоть опосредованно, но влияли на жизнь обеспеченной части общества. Уже в XIV 60% флорентийских детей учились в школах . Все это отразилось на представлениях о браке и семье.
Пришедшее вместе с эти новое понимание для женщины своих материнских обязанностей и своей роли в воспитании детей, что оказалось очень существенным изменением. В эпоху Возрождения в Италии положение женщины в городской среде стало более заметным, по сравнению с высоким средневековьем. Женщина стала обладать большей самостоятельностью.
Таким образом, представления о женщине, браке и семье в Италии XVвека были сформированы двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны – на них сказывалась традиционная средневековая патриархальность, представления о низком статусе женщины, ограничение ее прав на наследство и привычка не замечать значимости роли женщины для общества в целом, убеждения в том, что для женщины недопустимо заниматься «мужскими» обязанностями, выходящими за рамки домашних.
Но с другой стороны XV век принес новые ренессансные идеи, которые питали умы горожан. Они обеспечили для женщины более глубокое понимание своих материнских обязанностей и своей роли в воспитании детей, осознание своего материнства. В эту эпоху положение женщины стало более заметным, и отношение к женщине стало более одобрительным. «Женоненавистнические» тенденции теряли свою актуальность, появлялись новые представление о достоинствах и благородстве женщин, во многом благодаря гуманистам и их идеям, возвышающим женщину. Женщина стала обладать большей самостоятельностью.
Пример Алессандры Строцци обращает на себя внимание благодаря ее статусу вдовы. Женщина традиционно имела меньше прав и меньше обязанностей, но утрата мужа заставляла вдову стать намного деятельнее, прилагать усилия для того, чтобы находить средства к существованию и сохранять авторитет и влияние на своих детей. Изучение писем Алессандры Строцци привело нас к выводу, что она фактически играла роль главы семьи, действительно самостоятельно распоряжалась собственностью, вела хозяйство, находила источники получения доходов, но самой главной ее задачей было обеспечить должное положение для своих детей. Для этого вдовы использовали все свои связи, обращались за помощью к родственникам-мужчинам, но все решения по поводу устройства семьей своих детей они принимали самостоятельно.
Немаловажны и представления христианской церкви о женщине. Они оставались прежними, церковь требовала от женщин молчаливости, смирения, воздержанности и послушания, и горожане в Италии по-прежнему считали это качества одними из главных добродетелей. Однако представители купечества в данном случае были ближе к новому мышлению, впервые привнесенному в общество гуманистами, которое считало любовь высоким и достойным чувством. Это привело к тому, что при заключении брака на первое место горожане зачастую начали ставить не экономические выгоды, или как минимум не только экономические выгоды, но и во многом личные качества невесты.
Эти изменения найдут развитие в последующих исторических эпохах. Период Возрождения интересен именно тем, что положил начало новому гуманистическому отношению к женщине, ее природе и предназначению. Столетие спустя женщина выходит на передний план в литературе, что уже начало происходить и в XV веке. Авторы XVI века на основе достижений своих предшественников будут развивать тему женщины, ее роли и влияния в сфере семейных отношений, переосмыслять традиционные представления об идеальной и образцовой жене, матери и вдове.



1. Альберти Л. Б. Книги о семье/ Пер. М. А. Юсима. М., 2008. – 416с.
2. Боккаччо Джованни. Декамерон / Перевод Н. Любимова. М., 1989. – 752 с.
3. Доминичи Джовани. Наставления в семейных делах / Пер. И.А. Красновой. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. II. М., 1994. – 349 с.
4. Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде Женском»/ Пер. Ю. П. Малинина// Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. М., 1991. – с. 218-257.
5. Неттесгеймский Агриппа. Речь о достоинстве и превосходстве женского пола. М., 2010. – 64 с.
6. Пандольфини Аньоло. Рассуждение об управлении семьей/ Пер. И. Некрасова // Домострой Сильвестровского извода. СПб., 1902. – 142 с.
7. Пятнадцать радостей брака/ Пер. И. Я. Волевич// Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XVвеков. М., 1991. – с. 3-131.
8. Савонарола Джироламо. Истинная вдова / Предисловие, перевод, комментарии Тельменко Е.П. // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Ставрополь-Пятигорск, 2008.– № 10. – с. 375-384.
9. Тертуллиан. Творения Тертуллиана / Пер. с фр. Е. Карнеева. N. 2. СПб., 1849.– 224 c.
10. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 75-119. М., 2005. – 576 с.
11. Чертальдо Паоло да. Книга о добрых нравах / Пер. с итал. И.А. Красновой // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековаяпедагогикавлицахитекстах. М., 1996. – 414 c.
12. Strozzi Alessandra / Selected letters of Alessandra Strozzi, University of California Press, Oakland, 1997. – 287 p.
13. The Goodman of Paris (Le Ménagier de Paris) / Eileen Power, Woodbridge Boydell Press, London, 2006. – 256 p.

Литература:

14. Абрамсон М. Л. Человек итальянского Возрождения: Частная жизнь и культура. М., 2005. – 428 с.
15. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004. – 287 с.
16. Ануприенко И. А. Итальянская купеческая среда и гендер в эпоху позднего средневековья. Гуманитарные и юридические исследования. Ставрополь, 2015. –№4. – с. 7-13.
17. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке/ Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург, 1999. – 416 с.
18. Баткин Л. М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. – 448 с.
19. Бессмертный Ю. Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV – XV вв. – М., 1991. – 338 с.
20. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века: очерки демографической истории Франции. М., 1991. – 240 с.
21. Брагина Л.М.Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002. – 384 с.
22. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века / Пер. с англ. Е. А. Мельниковой. М., 2002. – 384 с.
23. Гуманистическая мысль итальянского возрождения/ Составитель, автор вступительной статьи, ответственный редактор Л. М. Брагина. М., 2004. – 363 с.
24. История женщин на Западе. Парадоксы эпохи Просвещения и Возрождения, под редакцией Дюби Ж. и Перро М., СПб., Т3., 2008.— 560 с.
25. Котельникова Л. А. Сельское хозяйство на землях Строцци — крупной пополанской семьи Тосканы XV в.: (по материалам Государственного архива Флоренции) // Средние века. М., 1984. – № 47. – с. 29-46.
26. Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках М., 1987. – 256 с.
27. Краснова И. А. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв.: занятия, образ жизни и обыденное сознание. Автореферат дис. кан. ист наук. Ставрополь, 1997. – 45 с.
28. Краснова И.А. Замужняя женщина и хозяйка дома во Флоренции XIV- начала XV вв.: судьба Маргариты Датини // Адам и Ева Альманах тендерной истории. М., 2007. – № 12. – с. 264-273.
29. Ле Гофф Ж. История тела в Средние века. М., 2008. – 192 с.
30. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Пер. с фр., общ.ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1992. – 376 с.
31. Пауэр Э. Люди Средневековья/ Пер. Е. В. Ламановой. М., 2010. – 224 с.
32. Пушкарева Н. Л. Историческая феминология, женская и гендерная история. Итоги и перспективы//Женщина в российском обществе. Иваново, 2002. N 2/3. – с. 32-37.
33. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков. Иваново, 1993. – 255 с.
34. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского возрождения. Иваново, 2000. – 322 с.
35. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002. – 352 с.
36. Роулинг М. Европа в Средние века. Быт, религия, культура. М., 2006. – 224 с.
37. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999. – 212 с.
38. Рябова Т. Б. Женщина в итальянском гуманизме XV века. Автореферат дис. кан. ист. наук. Нижний Новгород, 1994. – 18 с.
39. Тельменко Е. П.Образ «истинной вдовы» в трактате Джироламо Савонаролы «Книга жизни вдов»//Гуманитарные и юридические исследования. Ставрополь. 2016. – №1.– с. 121-125.
40. Топорова А.В. «Женская тема» в итальянской средневековой проповеди // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2010. – № 1. — с. 117-123.
41. Фоссье Р. Люди Средневековья. СПб., 2010.– 352 с.
42. Человек в мире чувств: очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени/ Под редакцией Ю. Л. Бессмертного, М., 2000. – 582 с.
43. Женщина, брак, семья до начала нового времени: демографические и социокультурные аспекты. Отв. Ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1993. – 160 с.
44. Ястребицкая А. А. Средневековая культура и город в новой исторической науке, М., 1995. –269 с.
45. GoldthwaiteR.A. TheFlorentine Palace as Domestic Architecture // American Historical Review. 1972. Vol. 77. No. 4. Washington. – pp. 977-1012.
46. Herlihy David. Medieval Households, Harvard University Press, Cambridge, 1985. – 227 p.
47. Crabb Ann. The Strozzi of Florence: widowhood and family solidarity in the Renaissance, The University of Michigan Press, Ann Arbor, 2000. – 331 p.
48. King L. Margaret. Women of the Renaissance: women in the culture and society, The University of Chicago Press, Chicago, 1991. – 324р.
49. Russell Rinaldina. Italian Women Writers: A Bio-bibliographical Sourcebook, Greenwood Press, Westport, 1994. –518 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ