Введение 2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ. 6
1.1 Фантастическое: история понятия. 6
1.2 Поэтика фантастического. 11
1.3 Трактовка фантастического в концепциях С. Кинга и братьев Стругацких и творческие предпосылки сопоставления творчества авторов. 19
1.4 Основание для сопоставления и изучения литературных экранизаций «Отель ‘У Погибшего Альпиниста’» и «Сияние». 24
1.5 Влияние психоаналитических концепций на кинематограф. 31
ГЛАВА 2. ДЕСТРУКЦИЯ ФАНТАСТИКИ В ЭКРАНИЗАЦИЯХ «ОТЕЛЬ ‘У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА’» и «СИЯНИЕ». 34
2.1 Область человеческого: редукция положительного, актуализация отрицательного в системе персонажей. 35
2.1.1. Деструкция семейного аспекта. 36
2.1.2 Изменение оптики восприятия главного героя. 57
2.1.3 Редукция системы второстепенных персонажей. 105
2.2 Область фантастического: деструкция фантастики в экранизациях. 119
2.2.1 Разрушение «мистической сущности» . 119
2.2.2 Редукция фантастического положительного начала. 136
2.2.3 Редукция побочных проявлений фантастики. 144
2.2.4 Технические аспекты деструкции фантастического в экранизациях: пространство, цвет, художественное время. 157
2.2.5 Психоаналитический уровень вытеснения фантастического. 169
Заключение 190
Библиография 196
Приложение №1. 202
Экранизации литературных произведений – дискуссионный вопрос в литературоведении, киноведении и для обычного реципиента. С одной стороны, многие придерживаются позиции, предполагающей сохранение концептуального ядра первоисточника и достижения максимально возможной близости к оригинальному тексту; с другой стороны, экранизация часто трактуется не как переложение текста, но как самостоятельное произведение искусства, которое не должно досконально совпадать с первоисточником. При этом, однако, практически всеми авторами и исследователями признается сложность и важность процесса адаптации текста для его последующего пересказа киноязыком, о чем свидетельствует, в частности, наличие в числе номинаций премии «Оскар» награды за лучший адаптированный сценарий. Для работы над экранизацией часто привлекают авторов оригинальных произведений во избежание потери важной концептуальной составляющей.
Кинофильмы «Сияние» (1980 г.) и «ОуПА» (1979 г.), экранизации одноименных романов Стивена Кинга (1977 г.) и АБС (1969 г.), с нашей точки зрения, представляют собой интересные примеры тенденции, проявляющейся во многих экранизациях фантастических произведений, а именно, когда при адаптации подобных текстов для киноэкрана они меняют жанровую составляющую и лишаются большей части своей фантастической специфики. Полемика вокруг подобных экранизаций не утихает и сегодня: «Сияние» многими критиками и учеными признается одним из ключевых произведений современной кинофантастики, несмотря на неприятие С. Кингом и концептуальные расхождения с оригиналом; «ОуПА» входит в канон фантастических экранизаций советского кино, несмотря на некоторые концептуальные расхождения с первоисточником братьев Стругацких.
Актуальность выбранной темы и научная новизна обусловлены отсутствием научных сопоставлений экранизаций «Сияния» и «ОуПА», а также малой степенью разработки вопроса о разрушении фантастического начала в экранизациях. Так, изучение экранизации С. Кубрика актуально и сегодня, однако аспект деструкции фантастики, на котором концентрируется наша работа, остается неисследованным; экранизация Г. Кроманова и ее первоисточник с точки зрения литературоведения и киноведения могут быть отнесены к практически забытым источникам, исследуемым только в контексте детективного жанра, поэтому их междисциплинарное изучение представляется нам особенно актуальным. В частности, научная новизна выражается и в нашей гипотезе, позволяющей рассматривать произведения с новой стороны. Эту гипотезу можно сформулировать следующим образом: в экранизациях режиссерами осуществляется жанровая трансформация оригинальных произведений (уход из области фантастики в сторону психологического триллера) и нарушение жанровых ожиданий зрителя через деструкцию фантастического начала. Деструкция фантастики сопровождается кардинальной редукцией человеческих положительных качеств персонажей при актуализации отрицательных, что и позволяет осуществить жанровый переход.
Целью работы является подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю понятия «фантастическое», его специфику в литературоведении;
-сопоставить трактовку фантастического в авторских концепциях С. Кинга и братьев Стругацких;
-рассмотреть влияние психоаналитических концепций на киноиндустрию;
-провести анализ заявленного литературного и кинематографического материала в аспекте деструкции фантастического;
-изучить механизмы экранизации, направленные на изменение жанровой природы первоисточников в областях человеческого и фантастического
-произвести сопоставительный анализ экранизаций «Сияния» С. Кинга и «Отеля ‘У Погибшего Альпиниста’» братьев Стругацких.
Объектом исследования является жанровая природа экранизаций и первоисточников, в то время как механизмы осуществления жанрового перехода от фантастики к психологическому триллеру и сам процесс деструкции фантастического будут являться предметом исследования.
Материалом исследования являются романы «Сияние» Стивена Кинга (1977 г.) и «ОуПА» братьев Стругацких (1969 г.), а также одноименные экранизации Стэнли Кубрика (1980 г.) и Георгия Кроманова (1979 г.). Подобный выбор материала работы позволяет исследованию находиться в системе междисциплинарной компаративистики, что усиливает общую актуальность работы и ее практическую значимость. Она будет заключаться в возможности использования результатов исследования как в литературоведении, так и в киноведении, а также в результатах сопоставления, ранее никем не осуществленного, что актуализирует потенциал дальнейшего изучения проблемы.
Структура работы определяется поставленными задачами и логикой анализа материала романов и экранизаций; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников и приложения.
Первая глава «Специфика фантастического в литературе» создает теоретическую базу для практического сопоставления материала и состоит из шести частей. В первом параграфе мы рассматриваем историю понятия «фантастическое»; во втором параграфе акцент делается на поэтике фантастического в литературоведении; в третьем параграфе исследуется трактовка фантастического у Кинга и Стругацких и анализируются творческие предпосылки сопоставления творчества авторов; в четвертом параграфе рассматриваются основания изучения экранизаций «Сияния» и «ОуПА»;в пятом параграфе уделяется внимание роли психоаналитических концепций в кинематографе.
Вторая глава «Деструкция фантастики в экранизациях «Отель ‘У Погибшего Альпиниста’» и «Сияние» состоит из 2 параграфов. В первом говорится об области человеческого, редукции положительного и актуализации отрицательного в системе персонажей (подробно рассматривается деструкция семейного аспекта, изменение оптики восприятия главного героя, редукция системы второстепенных персонажей), во втором – об области фантастического, в которой деструкция фантастики состоит в равномерном разрушении как положительных, так и отрицательных проявлений (подробно рассматривается деструкция фантастических ключевых концептов первоисточников, редукция побочной фантастики, технические аспекты деструкции фантастики и психоаналитический уровень ее вытеснения).
Проанализировав все основные особенности экранизаций «ОуПА» и «Сияние», связанные с реализацией в кинотексте аспекта деструкции фантастического начала, мы можем сделать вывод о том, что они подтверждают выдвинутую нами гипотезу об осуществлении в экранизациях жанровой трансформации оригинальных произведений и разрушении жанровых ожиданий зрителя через деструкцию фантастического начала и редукцию человеческого положительного.
Чтобы прийти к такому выводу, в первой главе мы изучили историю изучения и восприятия понятия «фантастическое» и особенности поэтики фантастического в литературоведении, а также проанализировали трактовку фантастического в авторских концепциях С. Кинга и АБС, чтобы на основании этого прийти к выявлению творческих предпосылок сопоставления творчества авторов и определению основания для компаративистского изучения литературных экранизаций «ОуПА» и «Сияние». Также мы рассмотрели влияние психоаналитических концепций на кинематограф, как потенциально значимое при реализации жанрового перехода к психологическому триллеру. Так, на основании собранных данных мы можем сделать следующие выводы:
1. История изучения специфики фантастического многомерна и насчитывает более 200 лет, условно ее можно разделить на этапы осмысления (романтический), естественности (переход на другие направления), теоретического осмысления и современной неопределенности (на этом этапе фантастическое начинает контактировать с литературой через кинематограф).
2. Двойственность фантастической поэтики заложена на генетическом уровне, благодаря чему она сосредоточена на противоречиях между фантастическим и реальным. В этой связи интересен постепенный переход фантастики в 20 веке от внешней сферы к сфере внутренней –фантастическое исходит не извне, а непосредственно из героя, из-за чего чаще появляются психологические трактовки подобных сюжетов, актуализируется мотив лабиринта человеческого сознания. В частности, психоанализ оказался способен заменить, вытеснив из художественного поля, фантастическую литературу, и это часто используется режиссерами, экранизирующими фантастические произведения.
3. И Стивен Кинг, и АБС характеризуют современную им культуру как подавляющую фантастическое начало. Ключевым концептом в творчестве автором можно считать концепт нормы, который влияет и на изображение фантастического – как некого объекта, конфликтующего с реальностью и ее укладом, пугающего нарушением общепринятого порядка.
4. Многие черты поэтики и проблематики авторов совпадают, что важно для их сопоставления: усредненный герой между сферой реального и фантастического, использование психологизма, а также схожей социальной, политической, общечеловеческой проблематикой. Фантастическое в их произведениях предстает как объективная часть реальности, не нуждающаяся в мотивации, и существует независимо от человека. Авторы также были крайне востребованы в сфере экранизаций, однако большинство из них признаются спорными исследователями и кинокритиками из-за отношений с первоисточником.
5. Романы «ОуПА» и «Сияние» обнаруживают ряд схожих черт: наличие фантастических элементов, схожесть главных героев и проблематики. При этом экранизации этих произведений также демонстрируют ряд похожих тенденций, но только в области деструкции фантастического.
6. Развитие психоанализа и кинематографа происходило в один временной промежуток. Фантастические и психоаналитические образы часто оказывались в концепциях режиссеров неразрывно связаны, отражая исторические особенности подавляемого материала в конкретной эпохе.
Во второй главе нами было подробно рассмотрено, как именно реализуются механизмы деструкции фантастического и редукции человеческого положительного в экранизациях «ОуПА» и «Сияние». Они реализуются, с нашей точки зрения, через одновременную редукцию человеческих положительных черт, в целом фантастических проявлений любой направленности, а также через актуализацию человеческих отрицательных качеств. Так, мы выделили следующие особенности осуществления жанрового перехода от фантастического начала к психологическому:
1. Для обеих экранизаций характерна деструкция семейного аспекта: любые проявления человеческих положительных качеств, связанные с заботой о семье и гармоничных в ней отношений, в кинотекст не попадают. Из «ОуПА» пропадают практически все упоминания семьи, в то время как «Сияние», первоисточник которого многими рассматривался как семейный роман, перестает им быть – герои С. Кубрика не взаимодействуют между собой, не проявляют друг к другу положительных эмоций. Семья Торранс на протяжении всей экранизации выглядит неестественной, где каждый член отстранен от другого взаимным неприятием. Соответственно, все многочисленные проявления человеческого положительного, связанные с этим аспектом и позволявшие героям противостоять фантастическому злу, в кинотексте не сохраняются, и на передний план выходят отрицательные качества героев.
2. Из-за изменения точки зрения повествователя режиссерами и манифестированной невозможностью проникнуть во внутренний мир героев, осознать мотивацию их поступков, меняется оптика восприятия главного героя как центральной концептуальной фигуры произведения. Отсутствие возможности соприкосновения с внутренним миром главного героя делает оптику его восприятия закономерно заведомо более отрицательной. Эта тенденция сочетается с намеренной негативацией черт характера главного героя в экранизации, и в сумме это приводит к восприятию главного персонажа как исключительно отрицательного проявление человеческого зла, что в свою очередь упрочняет его доминирование над злом фантастическим. Этому явлению сопутствуют следующие микротенденции:
-негативация характера главного героя, которая включает в себя изменение баланса личностных характеристик героя, где количество отрицательных черт, в том числе новоприобретенных, значительно перевешивает количество черт положительных. Можно отметить появление склонности героев к лжи, стремление их к созданию психотической реальности, редукция юмора, отмирание способности признавать свои ошибки, возможности объективно анализировать окружающие явления.
-испытываемый героем спектр эмоций включает в себя меньшее количество положительных проявлений (например, характерные для романа стыд и раскаяние исчезают), и большее количество отрицательных (беспричинный гнев, отрицание собственных обсессий, избегание решения проблем и т.д.)
3. Система второстепенных персонажей также подвергается редукции: их становится количественно меньше, притом в них так же актуализируются отрицательные качества или просто изымаются все положительные проявления. Черты таких героев, связанные с фантастическим или просто необычным, подвергаются тотальной деструкции.
4. Область деструкции непосредственно фантастического обнаруживает в обоих экранизациях следующие тенденции:
-разрушение центрального мистического концепта или персонажа вплоть до полного изъятия из кинотекста (погибший альпинист, личность отеля «Оверлук»)
-фантастическое положительное, которое делало фантастический план повествования уравновешенным в первоисточниках его потенциальной неоднозначностью, из кинотекста также изымается (возможная безвредность пришельцев, положительная экстрасенсорика Дэнни)
-фантастическое также подвергается деструкции на микроуровне побочных проявлений – из экранизаций пропадают любые упоминания фантастики из массовой культуры на лексическом и понятийном уровне, уменьшается количество художественных выразительных средств, при этом сохраняются минимальные рудиментарные фантастические включения, алогичные в новой художественной системе, выстраиваемой режиссерами
5. В экранизациях фантастическое подвергается деструкции и через технический уровень специфических для кинематографа средств, а именно через изображение пространства (само по себе не важно, важен лишь аспект его изоляции), системы света и цвета (где неестественные цвета неонового спектра маркируют остаточные и несистемные проявления фантастики), художественного времени (его примитивизация и уменьшение количества дней, отведенного героям на восприятие мира).
6. Через психоаналитический уровень вытеснения фантастического режиссерами были актуализированы процессы подавления, отрицания, проекции, сублимации, смещения и регрессии, с целью деструкции фантастики и замены ее на проявления человеческих отрицательных черт, смещающие основной баланс сил в конфликте экранизаций. Активизация этих процессов позволяет изменить жанровую природу романов с фантастики на психологический триллер.
Таким образом, в нашей магистерской диссертации проанализирована система жанрового перехода, осуществленного через деструкцию фантастики и редукцию человеческого положительного, которая позволяет подтвердить нашу гипотезу. Сопоставительный анализ произведений и экранизаций позволяет наглядно продемонстрировать все проявления фантастики из первоисточников, которые не попали в кинотекст, как и проявления человеческого положительного. Подводя итог и соотнося его со схемой из Приложения №1, можно наглядно наблюдать, как значительно большее количество человеческого отрицательного и деструкция фантастического в концепции режиссеров позволяют осуществить жанровый переход в сторону психологического триллера, где главная опасность начинает исходить не из области фантастики, а от главного героя, его безумия и неспособности адекватно воспринимать окружающий мир. В подобной системе не остается места для проявлений фантастики, вне зависимости от их оценки. Пошаговое наблюдение за персонажами и изменениями в концептуальном поле показывает последовательное изменение фокализации в экранизациях (с внутренней или смешанной в романах на внешнюю, т.е. на безоценочный нарратив), изменение рудиментарно оставшегося в экранизациях фантастического (движение от чисто фантастического к чудесному, потенциально объяснимому рационально). Каждая отдельно взятая арка персонажа в экранизациях обнаруживает в себе тенденции жанрового перехода к психологическому триллеру через деструкцию фантастики – этому же способствует изменение мотивировок событий, отсутствие морально-нравственных колебаний героев, большее тяготение к ментальным проблемам и их демонстрацией.
В связи с полученными результатами остается открытым вопрос о применении подобного метода в дальнейшем исследовании в рамках кандидатской диссертации, посвященной особенностям реализации подобного механизма деструкции в экранизациях на более большой выборке материала, или же в рамках какого-то особенно яркого в этом отношении хронологического периода.
Полученные результаты исследования важны и с методической точки зрения в рамках проведения элективных курсов и дисциплин по выбору в рамках обучения на различных уровнях обучения филологического факультета. Нахождение исследования в междисциплинарной сфере (киноведение и литературоведение), а также его ориентация на компаративистику позволяет использовать его результаты во всех перечисленных областях, что также подтверждает практическую значимость нашего исследования.
Кинг С. Сияние: [роман] / Стивен Кинг; [пер. с англ. И.Л. Моничева]. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 543 с.
2. «Отель „У погибшего альпиниста“» (реж. Григорий Кроманов, 1979).
3. «Сияние» («TheShining», реж. С. Кубрик, 1980).
4. Стругацкий А.Н. Отель «У погибшего альпиниста»: [роман] / Аркадий и Борис Стругацкие. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 256 с.
Литература
1. Артамонов Г.А. Литературный герой Стивена Кинга / Г.А. Артамонов // Вестник БДПУ. Сер. 1. Педагогика, Психология, Филология. 2009. – №1 (59) – С. 101-105.
2. Артамонов Г.А. Творчество Стивена Кинга и массовая литература США: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Г.А. Артамонов: Минск, 2010. – 24 с.
3. Ахмедов Р.Ш. Схожесть социально-философской проблематики научно-фантастических произведений Айзека Азимова и братьев Стругацких / Р.Ш. Ахмедов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. – №2 – С. 54-56.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.
5. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л.: «Наука, Ленинградское отделение», 1970. – 448 с.
6. Васильев C.Ф. Поэтика «реального» и «фантастического» в русской романтической прозе / С.Ф. Васильев // Проблемы исторической поэтики. 1990. – Т. 1 – С. 73-81.
7. Головачева И.В. Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы. СПб.: ИД «Петрополис», 2013. 412 с.
8. Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с.
9. Зенкин С.Н. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпизод первый. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 408 с.
10. Иванов Ю.Ю. Готические традиции в романе Стивена Кинга "Сияние" / Ю.Ю. Иванов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2018. – № 3. – С. 42-47.
11. Изотов М.О. Образ классического психоанализа в современном кино / М.О. Изотов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. – №4 (21) – С. 20-22.
12. Кагарлицкий Ю.И. Реализм и фантастика / Ю.И. Каргалицкий // Вопросы литературы. 1971 – № 1 – С. 114-115.
13. Кайуа Р. В глубь фантастического / Пер. с фр. Наталии Кисловой. — СПб., 2006. С. 110—111.
14. Калинина К.А., Скогорева Н.Н. «Реквием по детективу» (Трансформация классического детектива в романе «Обещание» Ф. Дюрренматта и в повести «Отель ''У погибшего альпиниста''» братьев Стругацких) / К.А. Калинина, Н.Н. Скогорева // Язык и социальная динамика. 2012. – №12 – С.209-213.
15. Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста / С.В. Каширина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. – №9 – С. 180-185.
16. Кинг С. Пляска смерти. М.: АСТ, 2003. 508 с.
17. Кит Грант Б. «Совершенствование чувств»: разум и визуальное в фантастическом кино // Фантастическое кино. Эпизод первый. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 408 с.
18. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 307 с.
19. Козьмина Е.Ю. Авантюрно-философская фантастика ХХ века и философская повесть / Е.Ю. Козьмина // Вестник Костромского государственного университета. 2015. – №21 (5). – С. 96-100.
20. Козьмина Е.Ю. Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа / Е.Ю. Козьмина // Новый филологический вестник. 2011. — № 113.
21. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. Пер. с французского С. Зенкина. М., 2001.
22. Лотман Ю.M. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя / М.Ю. Лотман // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. 1970. – № 251. – С. 17—45.
23. Мазин В.А. Сновидения кино и психоанализа. СПб.: Скифия-принт, 2012. 256 с.
24. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996. – 474 с.
25. Манн Ю.В. Эволюция гоголевской фантастики / Ю.В. Манн // К истории русского романтизма. — М., 1973. — С. 220.
26. Мзареулов К.Д. Фантастика. Общий курс. – М., 2004.
27. Михайлов А.Н. Феномен фантастического: философско-культурологический анализ: Автореф. дис. ...канд. филоc. наук. — М., 2008. 19 с.
28. Муртузалиева Е.А. Генезис и эволюция фантастики. [Электронный ресурс] // Махачкала. 2019. URL: https://inlnk.ru/VoVG0y (дата обращения: 15.05.2022).
29. Неронова И.В. Герой произведений Стругацких 1980-х годов / И.В. Неронова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. – №4 – С. 15-22.
30. Осипов А.Н. Фантастика от 'А' до 'Я': Основные понятия и термины: Краткий энциклопедич. справ. – М.: Дограф, 1999.
31. ПискошА. Джеквстранечудес / А. Пискош // International journal of cultural research. 2013. – №2 (11). – С. 105-109.
32. Попов Д.А. Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие искусства XX века / Д.А. Попов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. – №3 – С.38-42.
33. Путра В.А. Идея бессознательного в развитии культуры ХХ века / В.А. Путра // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. – №45 – С. 196-203.
34. Путра В.А., Элькан О.Б. Влияние психоанализа на киноискусство ХХ века / В.А. Путра, О.Б. Элькан // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019 – №34. – С. 100-109.
35. Рихтер Ж-П. Приготовительная школа эстетики. Вступ. статья, сост., пер. и коммент. В. Михайлова М.: Искусство, 1981.— 448 с.
36. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3.
37. Семибратова И. В. Типология фантастики в русской прозе 30—40-х годов XIX века: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. — М., 1973. 15 с.
38. Сметанина Н.И. Приемы визуализации мысленных образов в сознании героя в западном кинематографе конца XX-XXI века. М., 2020.
39. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996.
40. Соловьёв В.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 9. — Брюссель, 1966. — С. 375—379.
41. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.А. Фантастика - литература / А.Н. Стругацкий, Б.А. Стругацкий // О литературе для детей. 1965 – №10–С.131-141.
42. Тлеупова А.М. Роль творчества С. Кинга в мировой литературе / А.М. Тлеупова. — Текст: непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1651/ (дата обращения: 14.05.2022).
43. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. Перев.с франц. Б. Нарумова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. —144 с.
44. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 110.
45. Торопыгина М.Ю. Пространство действия как символическая форма (на примере фильмов «Сияние» Стэнли Кубрика и «Начало» Кристофера Нолана) / М.Ю. Торопыгина // Материалы и доклады конференции «Наука без границ: синергия теорий методов и практик». – М., 2020. – С. 186-190.
46. Трушникова Е.Л. Место и роль фантастического в историко-культурном контексте: от архаического мифотворчества до постмодернизма: автореф. дис. ... канд. культуролог.наук: 24.00.01./Е.Л. Трушникова; ЧГАКИ. – Челябинск, 2006 – 23 с.
47. Фисенко Е.Е. Красный, синий, коричневый: цвет в «Сиянии» / Е.Е. Фисенко // The Blueprint. 2018. – №3.
48. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ // Фрейд З. Собр. соч.: в 10 т. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Т. 1. С. 18-437.
49. Фрейд 3. Художник и фантазирование: пер. с нем. / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995. – 400 с.
50. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко; пер. с фр. И. К. Стаф. СПб.: Университетская кн., 1997. – 576 с.
51. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Цвейг С. Собрание сочинений: в 10 т. / пер. с нем. М.: ТЕРРА, 1996. Т. 6. С. 247-350.
52. Чебанюк Т. А. Фантастическая повесть в историко-литературном процессе 20-х — начала 40-х годов XIX века: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. — М., 1979. 23 с.
53. Чернышева Т.А. Природа фантастики. – Иркутск: Издательство Иркут.ун-та, 1985. – 336 с.
54. Чумаков В.М. Фантастика и ее виды / В.М. Чумаков // Вестник Московского университета. М., 1974. –№ 2. – С.68-74.
55. Шаршун С.И. Магический реализм. — Числа. 1932, № 6. С. 229.
56. Шкловский В.В. О теории прозы. М., 1929.
57. Шмидт В. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
58. Ювченко П.А. Cтэнли Кубрик и Cтивен Кинг, чье «Сияние» ярче? / П.А. Ювченко // Школа психоанализа Фрейда-Лакана. 2016. – №20 – 15 с.
59. Яусс Х.Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория: Антология / Сост. И.В. Кабанова. М., 2004.
60. Donnely K.J. The Shining.NY, 2018.144 p.