ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 3
1.1 Причины и истоки исламизации в Индонезии 3
1.2 История индонезийской журналистики 7
1.3 История исламской прессы 12
ГЛАВА 2 22
2.1 Определение и специфика исламской прессы 22
2.2 Обзор основных изданий светской и исламской прессы 25
2.3. Сравнительный анализ риторики светской и исламской прессы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Индонезия – самая густонаселенная мусульманская страна в мире (по оценочным данным, численность ее населения составляет 266 миллионов человек, ислам из них исповедует порядка 88%); тем не менее, она этнически, конфессионально и культурно многообразна. Это многообразие закреплено в ее национальном девизе "Единство в многообразии" ("Bhineka Tunggal Ika"), и в государственной идеологии Панча Сила. Страна долго пользовалась положительной репутацией из-за практикуемой населением умеренной и толерантной формы ислама.
Однако в последние годы на территории Индонезии участились случаи межэтнических и межрелигиозных конфликтов и связанные с ними проявления терроризма и экстремизма. За довольно короткий период произошел резкий рост религиозного, прежде всего исламского экстремизма; сформировалось или активизировалось несколько радикальных организаций. Все более радикальные формы ислама начали проникать во многие аспекты повседневной жизни индонезийцев и стали оказывать влияние на сферы культуры, политики и языка.
Язык прессы, СМИ является наиболее стандартизированным, нормативным вариантом индонезийского языка. Он отражает изменения в общественном сознании и мысли; наиболее оперативно и ярко реагирует на изменения в языке в целом; и, в свою очередь, формирует языковые нормы и допустимые отхождения от них, влияет на речь и сознание читателей.
С началом формирования национального самосознания в Индонезии в начале 20 века, почти сразу после возникновения обычной, светской прессы возникает и развивается так называемая исламская пресса. Изначально исламская пресса была результатом деятельности мусульманских авторитетов и организаций. В последнее время ее положение все более укрепляется, а охват ее аудитории растет, что является последствием происходящих в последние десятилетия процессов исламизации. У исламской прессы есть своя специфика, язык, и особенности освещения событий; в некоторых аспектах она значительно отличается от светской.
Цель данной работы – проанализировать влияние процессов исламизации на язык, основываясь на материалах современной прессы.
Задачи работы:
– рассказать об истоках и причинах исламизации последних лет в Индонезии
– проследить за возникновением и развитием светской и исламской прессы с начала 20 века и до настоящего времени
– дать определение термину "исламская пресса"
– указать на ее особенности и специфику
– проанализировать риторику крупнейших изданий светской и исламской прессы в статьях, посвященных наиболее значительным событиям в мусульманском мире.
Работа состоит из введения, двух глав с несколькими параграфами, и заключения.
В последние десятилетия в Индонезии происходили процессы религиозного, прежде всего исламского экстремизма; участились случаи межэтнических и конфессиональных конфликтов. Все более радикальные формы ислама начали проникать во многие аспекты повседневной жизни индонезийцев и стали оказывать влияние на сферы культуры, политики и языка.
Эти изменения в индонезийском обществе сильно повлияли в том числе и на язык прессы, который является наиболее стандартизированным вариантом индонезийского языка. В языке прессы ярко отразились перемены, произошедшие в общественном сознании.
В индонезийских СМИ выделяется особая группа – исламские медиа, чья задача заключается в пропаганде ислама среди немусульман и консолидации различных групп мусульман. Исламская пресса освещает и распространяет информацию, при этом давая собственную оценку произошедшего события с точки зрения исламских ценностей, и значительно отличается от светской.
В данной работе были описаны происходящие в последние десятилетия процессы исламизации в Индонезии, даны их причины и предпосылки, приведена история возникновения и развития светской и исламской прессы, определено значение термина "исламская пресса", рассказано о важнейших изданиях светской и исламской прессы и их положении в системе индонезийских СМИ. В практической части работы была проанализирована риторика в материалах трех крупнейших изданий светской и трех крупнейших изданий исламской прессы. Материалы были посвящены событиям 2017-2018 годам, вызвавшим наиболее широкий общественный резонанс в мусульманском мире, и написаны на чувствительные для индонезийского мусульманского сообщества темы; в этих статьях наиболее ярко проявились особенности риторики как светской, так и исламской прессы.
Можно отметить обилие использованных арабских заимствований, а также заключить, что язык исламской прессы более выразительный и эмоциональный, чем стилистически выверенный и официальный язык светской. Это можно объяснить тем, что главная задача светской прессы – сообщение информации, а основная же цель исламской – оценка и интерпретация произошедшего события и убеждение читателя в своей точке зрения, которая основана на мусульманских ценностях. В целом, ярко выраженной дихотомии между исламской и светской прессой, на которую указывал ряд исследователей, не прослеживается; более того, по некоторым вопросам позиции светских и исламских изданий совпадали, что также является результатом интенсивных процессов исламизации, оказывающих влияние на индонезийское общество в последнее время.