ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Рынок туристских услуг: специфика, подходы к анализу, условия функционирования 6
1.1 Основные тренды в туристской сфере в России и мире 6
1.2 Институциональная среда рынка туристских услуг в России 12
Глава 2 Институциональный анализ рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге 28
2.1 Региональная нормативно-правовая база туристских услуг в Санкт-Петербурге и условия функционирования 28
2.2 Статистический анализ рынка туристских услуг Санкт-Петербурга 38
2.3 Перспективы развития рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге в условиях пандемии COVID-19 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Сфера туризма играет важную роль в мировой экономике, вклад туризма в мировой ВВП в 2017 году составил более десяти процентов общего объема. Туризм оказывает существенное влияние на обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития бизнеса и создания рабочих мест в гостиничном, ресторанном, транспортном, туристском бизнесе. Туристская отрасль развивается, опережая среднемировые темпы роста, стимулирует развитие смежных отраслей экономики. Согласно данным Ростуризма, за 2017 год доход от туризма составляет 3,47% валового внутреннего продукта страны. Создание одного рабочего места в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях. Россия обладает уникальным природным и культурным наследием и имеет реальный потенциал для развития въездного и внутреннего туризма. В мировом рейтинге за 2016 г. по статистике всемирного банка Россия по числу прибытий в страну занимает 15 место, т.е. страну посетило приблизительно 24,5 млн иностранных граждан.
Россия на мировом рынке туризма занимает сегодня достаточно скромное место, её доля мирового туристского потока составляет около 1%2. Туристский потенциал России используется на 20%1, что иллюстрирует низкий уровень развития туризма и наличии целого ряда причин, провоцирующих подобное положение, необходимы серьезные изменения, нацеленные на развитие инфраструктуры и формирование благоприятной институциональной среды, чтобы в полной мере реализовать туристский потенциал страны.
В условиях распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 и ее влияния на мировой и российский туристский рынок качество мер государственной поддержки имеет огромное значение для выживания игроков рынка и скорости восстановления отрасли.
Цель исследования – институциональный анализ рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге.
Объектом исследования данной работы является рынок туристских услуг в России.
Предметом исследования выступают институциональные процессы на рынке туристских услуг в России.
Задачи работы:
Выявить и проанализировать особенности рынка туристских услуг;
Проанализировать институциональную среду рынка туристских услуг;
Определить долю туризма в экономике страны и тренды его развития;
Провести статистический анализ рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге;
Оценить меры государственной поддержки и перспективы развития туристского рынка в условиях пандемии.
Разработанность проблемы. Институциональная среда рынка экспорта туристских услуг и ее элементы анализируются в работах Г.Л.Белова, С.В. Лазовской, Н.Н. Котовой, М.В. Валешук. Институциональные факторы развития туристского потенциала освещаются в работах Л.Ю. Никифоровой, Ю.А. Самохина, А.Ю. Харламовой.
Перспективы развития рынка туристских услуг отражены в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, Е.В. Зобовой.
В процессе анализа диссертационных работ, затрагивающих институциональный анализ рынка туристских услуг была обнаружена только работа Е.В. Луганской, что свидетельствует о недостаточной разработанности выбранной темы для магистерской работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы следующих российских и зарубежных ученых Г.Л. Белова, А.Ю. Харламова, А.Е. Шаститко, Д. Норта, О. И. Уильямсона. В работе применяется методология институционального подхода, общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительный анализ. Институциональный подход используется для выявления институциональной среды рынка туристских услуг.
В качестве источников статистической информации будут использованы следующие ресурсы: Федеральная служба государственной статистики, статистические сборники «Россия в цифрах», данные Федерального агентства по туризму, аналитические данные Всемирного банка, статистические данные Ростуризма, данные Всемирного совета по туризму и путешествиям. В работе используются нормативно-правовые акты РФ, регулирующие туристскую деятельность.
В первой главе определяется понятийный аппарат исследования, существующие подходы к анализу рынка туристских услуг, его сущность, основные тренды туристской сферы в России и мире, анализируется конкурентоспособность российского туристского продукта. Во втором параграфе первой главы анализируются теоретические разработки институциональной среды рынка туристских услуг России, приводится классификация институтов туризма, исследуется государственное регулирование рынка туристских услуг на различных уровнях.
Во второй главе рассматривается региональная нормативно-правовая база туристских услуг в Санкт-Петербурге, выявляется несовершенство институтов регистрационного и миграционного учета. Во втором параграфе главы проводится статистический анализ рынка туристских услуг Санкт-Петербурга, в результате которого делается вывод о неэффективности нормативно-правового регулирования гостиничной сферы и миграционного учета. В третьем параграфе анализируются перспективы развития рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге в условиях пандемии COVID-19, меры государственной поддержки туристской отрасли и их эффективность.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы будущей разработки темы, формируются основные выводы.
Туризм как одна из ведущих отраслей мировой экономики входит в список ключевых приоритетов экономического и социального развития многих стран мира. В России туристская отрасль определена одним из приоритетов развития национальной экономики, влияющая на рост благосостояния граждан, экспорта услуг, развития инфраструктуры и торговли. Туристская отрасль создает рабочие места во многих связанных областях и может выступить драйвером восстановления экономики, для этого необходимо развитие туристской инфраструктуры и формирование благоприятной институциональной среды в отрасли.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в проведении институционального анализа рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге. Для достижения обозначенной цели были сформированы следующие задачи: выявить и проанализировать особенности рынка туристских услуг, проанализировать институциональную среду рынка туристских услуг, определить долю туризма в экономике страны и тренды его развития, провести статистический анализ рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге, оценить меры государственной поддержки и перспективы развития туристского рынка в условиях пандемии.
Для решения первой задачи нами были рассмотрены международные тренды в сфере туризма, а также приоритетные направления туризма. Ими стали: агротуризм, медицинский, образовательный, религиозный, деловой туризм. Кроме того, была проанализирована динамика позиции России в рейтинге конкурентоспособности туризма и путешествий, показатели, требующие государственного регулирования и поддержки.
Для того, чтобы проанализировать институциональную среду рынка туристских услуг мы сформировали понятийный аппарат исследования. Его составляющими элементами стали: институты, институциональная среда, туризм, туристский продукт, туристские услуги. Мы также выделили элементы институциональной среды сферы туристских услуг и провели их анализ, который включал порядок въезда в РФ, визовый режим, сертификацию коллективных средств размещения, условия включения в реестр туроператоров, государственные меры поддержки туристической отрасли и др.
Во втором параграфе первой главы была рассмотрена система нормативно-правового регулирования туризма на международном и федеральном уровнях. Основополагающими международными отраслевыми институтами, регулирующими развитие туризма на международном уровне стали: Всемирная туристская организация UNWTO, разрабатывающая всемирную стратегию развития туризма; Международная организация гражданской авиации ICAO, занимающаяся развитием и обеспечением безопасного и экономически эффективного рынка международных авиаперевозок; Международная ассоциация воздушного транспорта IATA, это торговая ассоциация авиакомпаний, внедряющая систему взаиморасчетов в сфере грузовых авиаперевозок; Международная ассоциация отелей и рестораторов IH&RA, лоббирующая интересы индустрии гостеприимства. Автор также привел и проанализировал список документов, регламентирующих международный рынок туризма, который включил Общую резолюцию Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям 1963 г., Манильскую декларация по мировому туризму UNWTO 1980 г., Хартию туризма UNWTO 1985 г. и Гаагскую декларация по туризму 1989г. Нами также были рассмотрены основные нормативно-правовые документы, регулирующие сферу на федеральном уровне и перечислены российские институты в сфере туризма, которыми стали: Турпомощь; система финансовых гарантий туроператоров; Ассоциация туроператоров АТОР; Российский союз туриндустрии РСТ; Российская гостиничная ассоциация РГА; Национальная курортная ассоциация НКА; Ассоциация агентств воздушного транспорта ААВТ; Туристская ассоциация регионов России ТАРР; комитет по туризму «Опоры России»; Ассоциация развития социального туризма АРСТ; классификация гостиниц; либерализация визового режима.
Во второй главе данной работы, автор провел анализ региональных нормативно-правовых документов, регулирующих рынок туристских услуг Санкт-Петербурга. Как показало проведенное исследование, многие меры государственной поддержки, наряду с задачами, поставленными в стратегии развития туризма и программе развития гостиничной отрасли Санкт-Петербурга, не в полной мере реализуются на практике. Это связано с недостаточной проработанностью документов, в совокупности с неполным пониманием особенностей рынка туристских услуг Санкт-Петербурга. Исследование показало, что инструменты, используемые на практике, хоть и ставят своей целью повышение показателей имиджевой привлекательности города, финансовой стабильности рынка и увеличения туристского потока, во многих ситуациях неэффективны. Были предложены приоритетные направления проведения инноваций в сфере политики туристских услуг Санкт-Петербурга.
Во втором параграфе второй главы был проведен статистический анализ туристских услуг Санкт-Петербурга, сравнительный анализ рынка гостиничных услуг Санкт-Петербурга и Москвы, были выявлены неэффективные институты миграционного и регистрационного учета, институт классификации гостиниц и средств размещения, были даны рекомендации по их усовершенствованию.
В третьем параграфе заключительной главы проведен анализ мер поддержки туристской отрасли в связи с распространением коронавирусной инфекции на федеральном и региональном уровнях, был сделан вывод об их недостаточности для оздоровления отрасли. Данная ситуация может стать драйвером для сглаживания сезонности туристского потока в Санкт-Петербурге при грамотном использовании институтов отрасли.
В результате решения всех задач, мы получили комплексное представление об институциональной среде рынка туристских услуг Санкт-Петербурга, что позволило нам сделать вывод о достижении цели институционального анализа рынка туристских услуг в Санкт-Петербурге.
Теоретическая ценность исследования заключается в анализе институциональной среды российского рынка туристских услуг, а также изучении нового социально-экономического фактора, повлиявшего на российскую и мировую сферу туристских услуг – пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Был проведен анализ динамики рынка в условиях распространения вируса, который показал, что качество мер государственной поддержки в значительной степени определяет будущее присутствие игроков туристского рынка, а также скорость восстановления отрасли. Практическая значимость работы заключалась в анализе федеральных и региональных программ, направленных на развитие как внутреннего, так и въездного туризма, а также анализе стратегий по развитию гостиничной отрасли Санкт-Петербурга и составлении ряда рекомендаций по улучшению мер поддержки сферы, в том числе в условиях распространения COVID-19.
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность»: Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ, СЗ РФ. 2016. N 10. Ст. 1323.
3. «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма»: Постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. N 779, СЗ РФ. 2016. N 34. Ст. 5239.
4. "Об утверждении Положения о классификации гостиниц": Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 158
5. «Об установлении особенностей оформления виз в форме электронного документа и въезда в Российскую Федерацию на основании виз в форме электронного документа граждан иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории свободного порта Владивосток, и о внесении изменений в Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность»: Постановление Правительства РФ от 30 мая 2017 г. № 667
6. «Об установлении особенностей оформления виз в форме электронного документа и въезда в Российскую Федерацию на основании виз в форме электронного документа граждан иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Особой экономической зоны в Калининградской области»: Постановление Правительства РФ от 15.05.2019 N 595
7. «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности»: Указ Президента РФ от 14 сентября 2018 г. № 514.
8. «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: Указ Президента РФ от 18 июля 2019 г. № 347.
9. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: Указ Президента РФ от 5 мая 2018 г. № 204.
10. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»: Федеральный закон РФ от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ.
11. «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»: Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 59-ФЗ.
12. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
13. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018).
14. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»: Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447.
15. «Об утверждении Положения о классификации гостиниц»: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158.
16. «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей»: Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. № 1213.
17. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
18. Стратегия развития туризма в РФ на период до 2020 г. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р (ред. от 21.03.2019).
... Всего источников – 82.