Содержание………………………………………………………………………. 2
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Внешние факторы становления первого профессионального философского журнала в России……………………………………….............10
1.1 Общие сведения о первом русском профессиональном философском журнале……………………………………………………………………….….10
1.2. Философская публицистика и профессиональная философская пресса: генезис и толкование понятий…………………………………………………..13
1.3. Общие черты историко-философского процесса XIX века в аспекте институционализации философии……………………………………………...19
1.4. Философия в русской прессе до появления «Вопросов философии и психологии»……………………………………………………………………...26
1.5. Значение личности главного редактора Н.Я. Грота……………………..37
Глава II. «Вопросы философии и психологии» как издание смешанного типа……………………………………………………………………………….46
2.1. Программа «Вопросов философии и психологии»……………………...46
2.2. Вариативность подходов к интерпретации концепции журнала……….52
2.3. Жанрово-тематическое своеобразие и типологическая модель «Вопросов философии и психологии»…………………………………………59
Заключение…………………………………………………………….…………78
Библиографический список………………………...…………………………...81
Приложения……………………………………………………………………...96
Дипломная работа посвящена первому русскому философскому журналу «Вопросы философии и психологии». Издание было основано русским философом, профессором кафедры философии Императорского Московского университета Н.Я. Гротом в 1889 году при Московском психологическом обществе. «Вопросы» были зарегистрированы как научное издание и освобождены от цензуры, издавались на деньги владельца кондитерской А.А. Абрикосова. Журнал распространялся по всей стране и за ее пределы, в некоторые годы достигал двух тысяч подписчиков. За публикациями «Вопросов» внимательно следили зарубежные издания (“Archiv fur Geschichte der Philosophie”, “Mind”, “Open Court”, “Revue philosophique”). Проект просуществовал 29 лет и был закрыт с первым «философским пароходом» в 1918 году. Как Московское психологическое общество, так и журнал «Вопросы философии и психологии» оказались первыми органами специализированной философской мысли в России.
Актуальность работы определяется, во-первых, соотнесением переломных этапов в развитии философии XIX века и современным этапом. Сегодня исследователями отмечается «снижение философской лексики», «литературизация философии», «кризис философии», «потеря философского дискурса». Так, Е.Н. Ищенко отмечает: «Размывание дискурсивных границ стало происходить буквально на глазах. Причем этот процесс затронул и отечественную философию последних лет»1. Вторая половина XIX века для европейской философии также ознаменовалась кризисом, поддержанным «с одной стороны, позитивизмом, с другой – иррационализмом». Как итог, возникла неклассическая философия.
Во-вторых, в научной литературе отмечается активная разработка вопроса о профессиональной философии в России. Особое внимание уделяется XIX веку. Сам вопрос был поставлен еще в 80-х годах XX века, однако и через 15 лет Н.А. Куценко находит его актуальным: «В области истории отечественной философской мысли можно выделить относительно новое теоретическое направление исследований – “специализированное философское знание в России”»2. Это направление продолжает обсуждаться в современной литературе.
В-третьих, журнал работал в переломное для страны время, в преддверии революции. Работы главного редактора Н.Я. Грота были известны В.И. Ленину – упоминания о них есть в статье «Что можно сделать для народного образования»3 в выпуске газеты «Рабочая правда» № 5 (1913 г.). При «Вопросах» философия станет восприниматься как наука, а после революции Россия впервые станет государством, идеология которого основана на философском учении. В прошлом году отмечалось столетие Великой революции, которое показало противоречивое отношение к данному историческому периоду.
В-четвертых, «Вопросы философии и психологии» еще не заняли твердо свое место в работах по истории русской журналистики и особенно истории научной прессы. Между тем этот журнал – важная веха как для развития русской науки, так и специализированной журналистики.
Журнал «Вопросы философии и психологии» часто привлекается как источник материалов по истории русской философии. Как к самостоятельному явлению интерес к нему в виде научных или справочных статей стал проявляться еще в конце XX. Однако серьезно о степени разработанности темы можно говорить только с начала XXI века. Первым трудом, посвященным изучению «Вопросов философии и психологии», стала диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Р.Я. Шляпугиной в 2000 г. «Проблемы русской философии на страницах журнала “Вопросы философии и психологии”»4. В работе исследователь изучает преимущественно содержательную сторону журнала в свете его значения для истории русской философии. В том же году защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Н.Ю. Щеки «Основные проблемы социологии в России по материалам журнала “Вопросы философии и психологии”»5 – второе важное исследование «Вопросов». Его автора интересует журнал не только как философское издание, но и как научно-общественное. Через восемь лет О.В. Закутняя обратила внимание на издательскую историю «Вопросов», результатом чего стала диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Журнал “Вопросы философии и психологии”: первые годы издания (1889-1895)»6. Перечисленные диссертации ввели в научный оборот новые сведения, и журнал стал чаще упоминаться в статьях о русской философии XIX века и ученых обществах России.
Для изучения журналистского контекста периода мы обращались к учебнику по истории русской журналистики и пособию по истории научно‑популярной журналистики под редакцией Л.П. Громовой7. Для самостоятельного поиска предшественников «Вопросов» мы изучили справочник Н.М. Лисовского8, архивы издания А.А. Козлова «Свое слово» и богословского журнала «Вера и разум».
Определить термины «профессиональная философия» и «профессиональная философская пресса» нам позволили обзор научных исследований о русской профессиональной философии Н.А. Куценко «Профессиональная философия в России первой половины – середины XIX века»9, работа А.Л. Семеновой «Русская философская публицистика начала XX века: утопия радикального обновления»10, а также статьи историков русской философии А.А. Ермичева и Л.В. Бурлаки11.
Понимание историко-философского контекста последней трети XIX века в нашей работе было бы невозможно без труда А.Т. Павлова «История философского факультета Московского университета»12, научных статей А.А. Ермичева, лекционного курса М.А. Маслина13 и книги «Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей»14.
Заметим, что в данных исследованиях «Вопросы» рассматриваются преимущественно с содержательно-концептуальной стороны. Только О.В. Закутняя показала издательские трудности проекта в первые годы и вписала его в типологию печати. Между тем генезис необычного для XIX века смешанного типа издания не показан. В работе впервые предпринята попытка объяснить историческую обусловленность типологической модели «Вопросов». Этим объясняется новизна дипломной работы.
Объект дипломной работы – журнал «Вопросы философии и психологии» в историко-философском контексте. Ее предмет – типологическое своеобразие журнала.
Теоретическую базу исследования составили труды по русской философии. Мы ознакомились с «Историей русской философии» В.В. Зеньковского в четырех томах, историческими трудами Г.В. Флоровского, Г.Г. Шпета, Н.О. Лосского, а также сочинениями русских философов Н.Я. Грота, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева. Изученные тексты показали, насколько трудно в истории русской мысли говорить о профессиональной философии в западном понимании, а также продемонстрировали стремление русских мыслителей к синтезу мысли с действительностью, к философии «одействорения» (по А.И. Герцену).
Эмпирической базой работы послужили номера журнала «Вопросы философии и психологии» с 1889 года по 1918 год (выборка сплошная). Началом выхода журнала и годом его закрытия обусловлены хронологические рамки исследования. Всего вышло 142 книжки «Вопросов философии и психологии» за все 29 лет существования журнала. Объем журнала в среднем составляет 300 (250–400) журнальных страниц. Журнал выходил пять раз в год объемом 15-16 печатных листов с периодичностью в два месяца (летние каникулы не считаются). В первые годы в номере печаталось до 10 статей и не меньше в разделах обзоров книг и журналов, в последние годы издания объем публикаций сократился. Особое внимание мы уделили статьям философским. Специальный интерес для нас представили программные и философские статьи главного редактора Н.Я. Грота. Среди них «О задачах журнала» (№ 1), «От редакции» (№ 3,4, 25), «Еще о задачах журнала» (№ 6), «Основные моменты в развитии новой философии» (№ 8), «Основание нравственного долга» (№ 12), «Нравственные идеалы нашего времени (Фридрих Ницше и Лев Толстой)» (№ 16), «Устои нравственной жизни и деятельности» (№ 27), «Критика понятия прогресса» (№ 45).
Цель работы – показать влияние общественно-философской традиции на формирование смешанного типа журнала «Вопросы философии и психологии».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Определить отличие профессиональной философской прессы от «любительской» философской публицистики.
2) Охарактеризовать состояние философского знания в последней трети XIX века в России.
3) Показать истоки философской прессы в российской журналистике.
4) Объяснить программу журнала и обозреть современные взгляды на его концепцию.
5) Описать жанрово-тематическое разнообразие «Вопросов философии и психологии» и их типологическую модель.
6) Обобщить итоги исследования и определить его потенциал.
Поставленные задачи определили совокупность методов исследования: историко-генетического, историко-типологического, дискурсивного, биографического, герменевтического.
Свободную ориентацию в работе обеспечит ее структура. В первой главе излагаются предпосылки возникновения «Вопросов философии и психологии», к которым относится историко-философский контекст периода, традиция философской прессы в России, биография и воззрения главного редактора. Во второй главе автор переходит к анализу журнала как печатного издания, где показывает не только его содержательные особенности, но и описывает типологическую модель журнала, обозревает современные взгляды на его концепцию. Выводы зафиксированы в главе Заключение. В разделе Список литературы перечислены наименования работ и книг журнала, к которым автор обратился в ходе исследования. Раздел Приложение содержит дополнительные материалы.
Определение профессиональности философской прессы всегда исторично. Журнал «Вопросы философии и психологии» принято называть первым профессиональным философским журналом в России, главным образом, потому, что его возникновение связывают с институализацией философии. Становление академической философии на факультетах в Российской империи свидетельствовало об очередном шаге к секуляризации. Формирование представления о философии как науке в русском обществе было подготовлено распространением модного тогда позитивизма. Восстановление философских факультетов при Александре II поставило перед философией в России серьезные вопросы: будет ли она изучать, как раньше, преимущественно Священное писание, займется ли переводом и адаптацией классики западной мысли или сможет разработать собственную школу? Эти вопросы никогда не ставились открыто, однако об их наличии свидетельствует вся программа «Вопросов философии и психологии».
Главный редактор журнала Н.Я. Грот, человек, стремящийся к синтезу во всех науках и мечтающий создать цельное учение о человеке и мире, оказался той самой исторической фигурой, которая смогла понять и принять вызов своего времени. Вызов заключался в создании такой силы, которая сможет двигать вперед живую философскую мысль русскими умами в условиях отсутствия западной специализации философии, низкого уровня просвещенности о ней, неразработанности программы и традиции преподавания философии в университетах. Нравственные идеалы человечества выходят на первый план и особо занимают авторов «Вопросов». Именно в этом направлении стремится двигаться журнал, чтобы предложить миру особые плоды русской философской школы.
Все вместе это привело к единственно возможному, как мы показали, типу журнала – смешанному. Эта типологическая модель сочетает в себе одновременно черты специализированного научного, научно-популярного и «толстого» литературного журнала. Как у специализированного научного издания мы можем отметить в «Вопросах» ограниченную жанровую структуру, освобождение журнала от цензуры на правах научного издания, высокий уровень серьезности материалов и подготовки авторов. На научно-популярную направленность «Вопросов» указывают желание редактора сделать журнал общедоступным, большие для научного издания тиражи и распространение по всей стране, просвещенческие установки в программе. Если же рассматривать журнал как «толстый» литературный тип, мы заметим наличие тематических групп, связанных с общественным устройством, полемический настрой авторов, широту тем. Только в смешанной типологической модели первый профессиональный русский философский журнал мог одновременно обеспечить философии научный статус и аккумулировать опыт мировой мысли, создав при этом собственную традицию философской школы.
На концепцию новаторского проекта Н.Я. Грота можно смотреть, подобно Р.Я. Шляпугиной, как на отражение русской философии. Следуя Н.Ю. Щеке, мы можем увидеть «Вопросы» мощной площадкой для обсуждения социологических и общественных вопросов своего времени. Понять концепцию журнала можно и как творческую волю Н.Я. Грота, подобно О.В. Закутняе. Нам удалось рассмотреть «Вопросы» и как преемника научных изданий XIX века, частных печатных философских инициатив, традиции русской философской публицистики и прямого наследника богословской прессы. Но вне зависимости от исходной точки зрения мы не можем не учитывать особое настроение в обществе на рубеже веков. «Вопросы философии и психологии» работали на закате Российской империи, а авторы признавались в предчувствии катастрофы. Это еще более убеждает нас в глубокой исторической обусловленности смешанной типологической модели журнала, которая позволила «Вопросам» подготовить научно-философское объяснение происходящих в мире изменений.
В дипломной работе нам удалось показать, насколько «Вопросы философии и психологии» многостороннее явление, внешние и внутренние факторы его становления, объяснить влияние общественно-философской традиции на формирование смешанной типологической модели журнала. В ходе исследования мы обнаружили несколько потенциальных тем для более глубокого будущего изучения: богословская пресса как предшественник профессиональной философской, история изменений представлений о профессиональном философском журнале с XIX по XXI века, разработка особой типологии жанров для научной журналистики XIX века, оценка общественной роли «Вопросов» в предреволюционное время. Наша работа демонстрирует, какие смелые задачи для русской философии способен ставить перед собой профессиональный философский журнал, если он устроен согласно смешанной типологической модели.
1. Бурлака Л. В., Ермичев А. А. История профессиональной философии в России: попытка инсталляции (на материалах философских журналов конца XIX – начала XX в.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – СПб: вып. № 4, Т. 13, 2012.
2. Власова О.А. Грани «на грани»: прописные проблемы философских журналов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – СПб: вып. № 4, Т.2, 2010.
3. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.:АСТ, 2001.
4. Демин М. Р., Мочалова И. Н. Философский журнал как пространство профессиональной коммуникации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – СПб: вып. № 4, Т. 2, 2010.
5. Емельянов Б.В. Русский философ Николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/russkiy-filosof-nikolay-grot-opyt-intellektualnoy-biografii (дата доступа 05.05.2018)
6. Ермичев А.А. История русской философии в журнале «Вера и разум» // Вестник РХГА. – СПб: вып. № 2, Т.9, 2008.
7. Ермичев А.А. Литературный журнал и философский процесс в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – СПб: вып. № 4, Т. 2, 2010.
8. Ждан А.Н. История Психологического общества при Императорском московском университете (1888-1922). К 125-летнему юбилею МПО // Национальный психологический журнал. – М.: № 1, 2010.
9. Закутняя О.В. Журнал «Вопросы философии и психологии»: первые годы издания (1889-1895): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.10)/ Закутняя Ольга Валерьевна; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2008 г.
10. Закутняя О.В. Тип и направление журнала «Вопросы философии и психологии» в контексте развития русской журналистики в конце XIX столетия // Архив тезисных материалов конференции «Ломоносов-2007» [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/09/zakutnyayaolga.doc.pdf (дата обращения 05.05.2018).
11. Закутняя О.В. Тип и направление журнала «Вопросы философии и психологии» в контексте развития русской журналистики в конце XIX столетия // «Вестник молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.И. Андреев. – М.: Издатель А.В. Воробьев, СП Мысль, № 4, 2007.
12. Засухина В.Н. Антропологизм философии П.Д. Юркевича в контексте его полемики с Н.Г, Чернышевским // Вестник Читинского государственного университета. – Чита: вып. № 1, 2012.
13. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч.1. Ленинград: ЭГО, 1991.
14. История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте: учеб. пособие / Г.В. Жирков, А.Н. Кашеваров, Л.П. Громова и др. ; под ред. Л.П. Громовой, Ю.Б. Балашовой. — СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.коммуникаций», 2017.
15. Ищенко Е.Н. Современный философский дискурс: пространство и границы [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/hyman/2003/02/ischenko.pdf (дата доступа 05.05.18).
...