Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности досуговых практик молодежи в провинциальных городах России (на примере г. Новороссийска)

Работа №135402

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основания социологического исследования досуговых практик 7
1.1. Досуговые практики молодежи как стиль жизнь: современные социологические концепции 7
1.2. Концепция П. Бурдье как основание анализа досуговых возможностей молодежи российской провинции 22
Глава 2. Эмпирическое исследование досуговых практик молодежи российской провинции (на примере г. Новороссийска) и рекомендации по организации досуга молодежи 29
2.1. Методы изучения досуговых практик молодежи российской провинции (на примере г. Новороссийска) 29
2.2 Результаты эмпирического исследования досуговых практик молодежи города Новороссийска 34
2.2.1 Описание выборки 35
2.2.2 Основные результаты исследования бюджета времени 36
2.2.3 Основные результаты анкетирования 37
2.2.4 Результаты тестирования по методике САН 50
2.3 Проект организации досуга молодежи "A&P School of Art" 51
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложения 64

Актуальность данной работы заключается в том, что досуг является неотъемлемым и важным компонентом образа жизни, который в условиях современного общества привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы с каждым годом растет. Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и другими науками, такими как культурологией, социальной философией, психологией. Задачи, которые в настоящее время решает досуг, достаточно велики и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям изучать досуг как значимую часть общественной системы, которая определяет содержание и характер остальных сфер общественного развития.
Содержание и организация досуга в России становятся важным направлением в работе государственных и общественных структур всех уровней. Это подтверждают национальные программы в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилья и т.д., которые осуществляются в настоящее время.
Потенциал досуга предоставляет как для отдельной личности, так и для различных социальных групп большие возможности для формирования нравственных и ценностных ориентиров. Досуговая сфера играет большое влияние на общественное сознание, формируя коллективные ценности, одобряемые и поощряемые обществом; имеет за собой почву для реализации многообразных духовных потребностей. Современный досуг имеет элементы творчества, когда индивид, являющийся субъектом потребления, становится субъектом созидания. Также важно, что сфера досуга — значимая часть экономической жизни общества, которая приносит прибыль и в ней заняты тысячи людей, которые предоставляют товары и услуги из сферы досуга и развлечений.
Необходимо упомянуть, что в настоящий момент для молодежи достаточно часто выступают предпочитаемыми такие формы досуга, которые не несут позитивных ценностей, а наоборот, негативные, которые являются неприемлемыми для культурных традиций страны, формы девиантного и делинквентного поведения людей.
Таким образом, приоритетным направлением в работе с молодежью является сфера досуга, которая существенным образом оказывает влияние на становление и развития каждой личности.
Разработанность проблемы: Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовский, М. Каплан, Г.П. Орлов, Дж. Шивере вывели основные подходы в изучении свободного времени и досуга в зарубежной и отечественной социологии.
В.А. Артемов, В.И. Болгов, А.П. Владимирова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Б. Мискевич, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов проводили исследования на предмет зависимости бюджета времени от роли и места досуга в структуре свободного времени общества.
Большую ценность для исследования молодежного досуга имеют труды Е.М. Омельченко, В.И. Чупрова, Ковалевой А.Н., Т.Б. Щепанской. В них содержится изучение особенностей молодежной культуры и субкультуры.
В настоящее время проводится множество исследований, направленных на изучение значимости досуговой сферы как для молодежи, так и для всего общества в целом, а также его особенности и черты, характерные для современных российских условий. Л.А. Акимовой, A.A. Басилая, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака, A.A. Резванова, Б.А. Ручкина, Р. Стеббинса, Т. Н. Кухтевич, В.И. Добрыниной - те авторы, которые проанализировали молодежные ценностные ориентации и выявили взаимоотношение между ценностями молодежной культуры и формами досугового поведения; определили стратегии досугового поведения в условиях мегаполиса.
Теоретико-методологическое основание: концепция стиля жизни П. Бурдье.
Объект: досуговые практики
Предмет: досуговые практики молодежи
Цель: изучить существующие досуговые практики среди молодежи г. Новороссийска
Задачи:
1. Обобщить основные теоретико-методологические подходы к изучению досуга и свободного времени
2. Проанализировать досуговые возможности молодежи российской провинции (на примере г. Новороссийска).
3. Провести эмпирическое исследование досуговых практик молодежи российской провинции (на примере г. Новороссийска).
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования и выявить особенности досуговых практик.
Гипотезы:
1) Досуговая деятельность молодежи определяется организацией физического пространства города и содержанием социального досугового пространства.
2) Досуговая деятельность молодежи определяется индивидуальными интересами и потребностями.
Методы:
Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение.
Методы сбора эмпирической информации: анкетирование, тест САН (Самочувствие. Активность. Настроение), хронометраж бюджета времени. Весь материал был собран онлайн.
Методы обработки информации: качественный анализ данных.
Эмпирическая база исследования: эмпирическую базу исследования составили данные о досуговой деятельности молодежи в период самоизоляции в г. Санкт-Петербурге и г. Новороссийске. Опрошено 40 информантов в возрасте 18-30 лет, жителей г. Новороссийска, с применением трех инструментариев: анкета, тест, карточка бюджета времени.
Новизна:
1) получены эмпирические данные о возможностях молодежного досуга в г. Новороссийске;
2) получены первые данные об особенностях досуговой деятельности молодежи в режиме самоизоляции;
3) разработан проект организации молодежного досуга «A&P School of Art».
Практическая значимость: Работа полезна специалистам по организации работы с молодежью, педагогам, социальным педагогам, организаторам внеучебной работы в учебных заведениях. Полученные данные могут быть использованы в работе муниципалитетов по организации молодежного досуга. Возможность внесения изменений в положения, касающиеся досуговой сферы, в стратегии молодежной политики, как на муниципальном, так и на государственном уровне.
Теоретическая значимость: на основе концепции П. Бурдье дано авторское описание досугового пространства г. Новороссийска.
Апробация работы: публикация Темный И.И., Андреева А.А. «Студенческие мероприятия как средство социализации и социальной адаптации первокурсников ВУЗов» в сборнике: Социальные технологии работы с молодежью в условиях становления цифрового общества сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 285-289.
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы теоретического содержания, второй главы содержащей эмпирическое исследования, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме организации досуговой деятельности, как в городском пространстве, так и индивидуальной в рамках режима самоизоляции. Актуальность обусловлена тем, что досуговая сфера является важной составляющей жизни индивида и общества в целом. Досуг прочно проник в сознание общества, и тем самым формирует социальное поведение индивидов. При рассмотрении досуга молодежи важно учитывать психологические и социальные особенности данной социально-демографической группы, которая имеет свои предпочтения в выборе хобби и досуговых мест в городском пространстве. И здесь важную роль играют нормативно-правовые акты, работа специалистов с молодежью, которая может заметить определенные тенденции в данной сфере и при необходимости внести изменения для поддержания определенных нравственных и моральных ценностей.
Теоретическим основанием данной работы выступила концепция стиля жизни П. Бурдье. Который рассматривал социальное и физическое пространства, в которых происходит борьба за эти пространства с помощью экономического, социального и культурного капиталов. Он рассмотрел «эффект клуба» и «эффект гетто», с помощью которые удалось рассмотреть пространство г. Новороссийска в виде эффектов, которые несут определенные досуговые места.
Таким образом, под досуговой деятельностью понимается деятельность, освобожденная от обязательных дел, таких как работа, учеба, бытовые обязанности, базовые потребности, и направленная на снижение физического и психологического напряжения и развития личностных качеств (интеллектуальных, художественных, нравственных и т.д.). Деятельность может осуществляться как в индивидуально-личностной форме, так и в общественной. И для каждого индивида может нести в себе функции отдыха, развития и антидосуга.
В рамках ВКР было проведено качественное исследование бюджета времени, с помощью которого можно получить данные о том, что и как делает молодежь в рамках режима самоизоляции. Также был проведен анкетный опрос, раскрывающий предпочтения молодежи в выборе хобби и досуговых мест в городе, и тест на определение самочувствия, активности и настроения для представления о состоянии молодежи в момент самоизоляции.
Получены данные, которые отражают специфику проведения досуга в условиях самоизоляции. При анализе бюджета времени выявлены только индивидуально-личностные формы досуговой деятельности, а также определены наиболее предпочитаемый вид проведения досуга – пассивный отдых, в котором информанты предпочитают просмотр фильмов и сериалов, а также общение и просмотр социальных сетей.
Сделаны выводы о том, что досуговая деятельность молодежи, действительно, определяется организацией физического пространства города и содержанием социального досугового пространства. Для большего понимания специфики данного явления при сравнении особенностей досуговых практик молодежи г. Новороссийска и г. Санкт-Петербурга, необходимо рассмотреть также и городское пространство второго города. Именно досуговая среда города определяет возможности молодежи в выборе и тем самым формирует их предпочтения. Индивидуальный опыт организации досуга, наличием хобби и т.п. формирует досуговую деятельность молодежи в условиях самоизоляции, создавая больше разнообразия в выборе деятельности, но при этом у всех информантов в разной степени имеется предпочтение уделять достаточно большое количество времени пассивному отдыху, по сравнению с активным.
Также предложен проект досугового центра «A&P School of Art», направленный на улучшение качества досуговой сферы города, который отражает предпочтения и пожелания молодежи, проживающей в г. Новороссийске по внесению изменений в городское пространство. Центр, в первую очередь, направлен на развитие творческих и интеллектуальных способностей молодежи и внесения разнообразия в досуговую деятельность. Данный проект может оказать также социальную значимость для города, а именно снижение эмиграции молодежи, переезжающей в города с большим количеством развлечений, тем самым развивая и улучшая его.


1. Burtonova V.N. City as a physical embodiment of social space // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. №3. Т.3. С.18-23.
2. Cooper W. Some philosophical aspects of leisure theory. Leisure Studies. State College, PA : Venture Publishing, Inc., 1999, pp. 3—15.
3. Kelly J. Leisure and society: a dialectical analysis. Leisure Studies. State College, PA : Venture Publishing, Inc., 1999, pp. 53—68.
4. N. Nefedov, N. Ptitsa. Mathematical modeling of influence of the cost of an hour of free time on demand in the retail trade // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2014-10-09. — Т. 2, вып. 4. — С. 182—186. — ISSN 2308-8877. — doi:10.12737/4735.
5. Nuksunova A.M. Leisure Behavior of Russians // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 2(96). С. 231-246.
6. Pilkington H.A. Russia's Youth and its Culture: A nations constructors and constructed // London: Routledge, 1994, 358 с.
7. Stehbins R.A. Free time: towards optimal leisure (a view from Canada) // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64-72.
8. Акунина Ю.А., Ванина О.В. Инновационные формы молодежного досуга: тренды современности // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2019. С.105-117.
9. Антонова Л.Ю., Лосинская А.Ю. Игра как вектор формирования досуговой культуры учащейся молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №47.
10. Батуева Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 14. С. 268-271.
11. Боброва Г.В. Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского Государственного университета // Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. C. 380-384.
12. Борисова У.С., Винокурова Е.П. Современные досуговые предпочтения сельской молодежи // Общество: философия, история, культура. 2016. 5 с.
13. Будкина, Е.К., Будкин Ю.В. Культура досуга и проблемы социализации современной молодежи // Научный вестник МГТУ ГА. №142. 2009. 5 с.
14. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко / Сост., общ. ред. И предисл. Н.А. Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993.
15. Вагапова А.Р. Предпочитаемые формы досуга студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №2.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ