Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диджитализация социальных практик в сфере развлечений на примере распространения стриминговых сервисов

Работа №135397

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы96
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Цивилизация досуга и цифровизация досуга 11
1.1 Цивилизация досуга как теоретический концепт 11
1.2 Социотехническая специфика жизни современного общества 21
1.3 Актанты как существенные участники социальной жизни 38
Глава 2 Стриминговый сервис как фактор социальных дифференциаций 48
2.1 Общая характеристика и обзор стриминговых сервисов в качестве социальных пространств 48
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования стриминговых сервисов на примере Netflix 64
Заключение 75
Список использованной литературы 77
Приложение 86



Данная тема была выбрана из-за ряда причин: неотъемлемость развлечений в социальной сфере, развитие развлекательных практик, их цифровизация и многомерное изменение форм, в частности, реставрация уже существующих инструментов и дополнение новыми формами.
Ресурсы, которыми пользуются акторы, фактически представляют собой полноценные пространства, постоянно подстраивающиеся и анализирующие самих себя, что, если обращаться к теории Никласа Лумана, делает их полноценными аутопоэтическими системами.
Если обращаться к основаниям данного исследования, то проблематикой свободного времени занимается отраслевая ветвь социологической теории – социология досуга и социология рекриации. Данные отрасли занимаются рассмотрением поведения индивидов в свободное время, формы и способы удовлетворения потребности в разрядке – рекриации, включая при этом как анализ взаимодействие индивидов с индустрией досуга, так и сами индустрии досуга, которым мы в большей степени будем уделять внимание.
Данное направление в социологии появилось относительно недавно, учитывая основательность других направлений социологической мысли. Проблема заключалась в том, что досуг, развлечения, не рассматривались в качестве социального института, будучи до XX века чем-то в большей степени частным, учитывая социальную специфику предшествующих веков. Развлечения фактически являлись привилегией, если, разумеется, рассматривать развлечение, подчеркивая элемент многообразия, витиеватости, многоликости. Социология досуга, как и остальные ветви социологической науки, довольно тесно переплетается с такими направлениями как социология труда, социология образования, социология семьи; при этом формирование досуговой индустрии помещает социологию досуга в крайне тесную взаимосвязь с экономической социологией, пристально наблюдающей и разбирающей социально-экономический эффект, включающий в себя потребление, предложение, спрос, формирование спроса, осуществляя анализ посредством социально-экономической призмы, учитывая человеческий фактор. Если обращаться к внушительности досуговой индустрии в экономическом секторе, то стоит, во-первых, обратить внимание на долю сектора услуг в мировом ВВП (65%). Во многом выбор конкретного досугового инструмента изучается как раз с перспективы экономической социологии через разложение наиболее предпочтительного варианта времяпровождения для конкретного индивида, исходя из его личностных и социально-экономических характеристик, что в очередной раз демонстрирует взаимосвязь, некую многопоточность, в исследованиях досуга и в оформлении социологии досуга в отдельную, самодостаточную отрасль социологии.
В текущий момент досуг оформился в научной сфере в качестве социального института, эффективно функционирующего и уже очевидно неотъемлемого для социальной составляющей. Во многом, научность досуга, как и любого приходящего элемента, в первую очередь сталкивается с необходимостью научного оформления, теоретического закрепления, фреймирования, можно сказать. Следовательно, обратимся к теоретикам, занявшимся оформлением, внедрение теоретизированием интересующего нас феномена.
Изучение досуга начинается с концепций теоретиков, занимавшихся проблематикой свободного времени, среди которых выделим П. Йонне, Б. Грушина, В. Пича, Л. Мискевич, М. Каплана, С. Паркера, Д. Кларка и других.
Жан Фурастье сформировал концепцию цивилизации услуг, которая на момент научной деятельности последнего формировалась. В исследовании досуга стоит выделить французского социолога Жоффра Дюмазидье. Он отстаивал точку зрения, в которой цивилизация услуг, цивилизация досуга уже сформировалась.
Крайне важно отметить, что Дюмазидье делает досуг, существовавший в науке исключительно в качестве второстепенного поля, центральной темой, наиболее характерной современному обществу. Для него тема досуга в первую очередь связана с классовой спецификой, социальной структурой, образованием. Но, можно сказать, подобная прозорливость зачастую влечет за собой внушительные амбиции. Важно не переоценивать потенциал находки, стараясь придать её всеобъемлющее значение, чем грешат многие деятели, та же социометрия Якоба Морено, которую он ставил в основу всего. В своей работе Дюмазидье следующим образом подчеркивает роль досуга: «Недостаточно искать объяснение человеческих проблем только через кино, спорт, театр или телевидение, для этого необходимо раскрыть общую проблему досуга в современной культуре. Будучи связанным со всеми аспектами нашей механистичной и демократической цивилизации, досуг больше не второстепенная, не имеющая значения проблема … Он проявляется как элемент, занимающий центральное место в культуре … имеет тонкие и глубокие отношения со всеми основными проблемами труда, семьи, политики, которые под его влиянием должны быть заново переосмыслены. Мы хотели бы доказать, что в середине ХХ века больше не было возможности развивать теоретические представления об этих фундаментальных проблемах, не задумываясь о влиянии досуга на них».
В социологии проблематикой досуга занимались представители франкфуртской школы, уделявшие внушительное внимание массовой культуре, ставившие потребление в основании своих теоретических изысканий. Потребление тесно взаимосвязано с индустрией, следовательно, касается обеих сторон потребительского процесса: потребление ради производства, потребление ради удовлетворения потребностей, что на самом деле есть одно и то же, вопрос заключается в ролях сторон, участвующих в таких взаимодействиях. Рост благосостояния государств влечет за собой разрастание всех сфер жизнедеятельности индивидов, так и благосостояние стимулирует потребление, тесно связанное с досугом, если или уже не являющееся самим досугом. Дюмазидье же в свою очередь сделал акцент именно на досуге, а не потреблении и массовой культуре как таковой, при этом не исключая элементов последних.
Вопрос о становлении или же о существовании цивилизации досуга у современных деятелей все еще находится под рассмотрением, так как перспектива смещается в пользу, скорее, возможностей становления, чем фактического существования.
В работах современных авторов, что является довольно характерной чертой последних, акцент направлен с макроуровня, на котором используются термины цивилизации досуга и досуга, на микроуровень, разбирающий частные сценарии-вариации досуга, так как это в большей степени позволяет давать ответы на «ежедневные» вопросы, что не может позволить себе громоздкая теоретическая концепция, как и множество теорий макроуровня, созданных в XX веке, показавших свои недостатки при кажущейся стройности и логичности. В том числе популярно изучение досуговых практик с перспективы социальных образований, рассматриваются особенности досуга конкретных социальных групп, что позволяет формировать более точное понимание таких групп.
Фактически, подобные исследования проще окупить, так как они занимаются изучением феноменов, происходящих в обществе ежедневно: конкретизация на точечных вариациях досуга, миграционные процессы и вытекающие из них социо-культурные метаморфозы – все это легче спонсировать, так как это приносит пользу в более кратком промежутке времени, позволяю получить ответы на интересующие вопросы не в глобальном формате, а частном. Глобальность или масштабность теорий макро-уровня по мимо их кажущейся удобности, выраженной именно в описательной составляющей, имеет очевидные недостатки именно из-за попытки деятелей объяснить все и сразу, тем самым не объяснив ничего, так как максимально общие ответы никто не сможет использовать, внедрять где-либо за исключением, разумеется, построения и корректировки таких же громоздких моделей.
Проблема изучения досуга заключается в том, что наблюдается практически полный отказ от использования более масштабной перспективы, например, изучение досуга как социального института. Данное направление является не самым популярным среди исследователей досуга по причинам, описанным ранее. Исследование досуга с данной перспективы позволяют сформировать картину происходящего, один из наиболее значимых представителей данного направления К. Ройек таким образом подчеркивает, что данная перспектива исследований позволяет: «…понять более глубоко формы и практику досуга, особенно в контексте понятий свободы выбора и самодетерминации, для того чтобы разъяснить некоторые особенности социальной и культурной теории, которые не вполне очевидны. В этом отношении изучение досуговых форм и практик особенно актуально».
Исследователи досуга, среди которых находятся К. Робертс, Р Стеббинс, К. Ройек, Т. Блэкшоу, в своих работах затрагивают крайне важную особенность высвобождающегося свободного времени: наличие и увеличение свободного времени не позволяют сами по себе свободно или, можно сказать, полноценно распоряжаться свободным временем, так как свобода сама по себе не делает человека свободным, если он не способен осознать её природу, адекватно воспринимать ресурс, которым может распоряжаться. Зачастую свободное время помещается, как отмечают социологи, в стандартизированные формы, которые в полной мере не могут удовлетворить потребность в свободном времени из-за собственной ограниченности. Но может ли существовать сфера досуга без стандартизации, где будет находиться данная черта? Учитывая тот факт, что современная индустрия досуга выходит далеко за рамки «стандартов». В том числе стандартизация досуга, его градация на одобряемые и неодобряемые, легальные и нелегальные формы разительно отличается в социокультурном контексте. Во многом индустрия досуга формирует далеко не только досуговые площадки, но и досуговые инструменты, между которыми можно провести границу или вычленить посредством интеллектуальной вивисекции одни из других.
Даже внутри тематического направления площадки могут иметь разный статус юридической легальности, социальной лояльности. Социокультурные системы, если более буквально говорить, страны имеют собственное видение тех или иных площадок и инструментов проведения досуга, с которыми могут бороться на уровнях закона, государственной пропаганды, что буквально заочно формирует восприятия конкретных досуговых практик в обществе. Государство самым прямым образом берет в свои руки контроль досуговой деятельности, так как это фактически является одной из важнейших обязанностей данного социального института, если не большей части социальных институтов в целом. Потребности в досуге необходимо удовлетворять, но при этом необходимо контролировать сами досуговые практики.
Так государственной пропагандой может культивироваться отвращение к одним способам и средствам, посредством противопоставления образов – результатов разделения определенных досуговых практик. Крайне ярким примером являются советские плакаты, на которых противопоставляются, к примеру, алкоголь и спорт, которые наглядным образом выставлены в качестве антиподов друг друга. К лояльности прибегают после зачастую в том случае, если досуговый инструмент легализован, как алкоголь, то бороться с неумением индивидов распоряжаться собственным свободным временем и средствами, возможно только через социальное образование. В данном примере затрагивается момент, выделенный коллегами ранее – наличие и возрастание свободного времени не гарантирует полноценной самореализации или же демонстрирует деструктивную составляющую полноценной самореализации, скорее, самодеструктуризации.
Свободное время, что уже было частично затронуто, стимулирует формирование целой индустрии, нацеленной на заполнение столь сладких лакун; стоит вскользь отметить, что свободное время имеет крайне привлекательную специфику для акторов и актантов, заполняющих его, так как при формировании положительного впечатления данный опыт отлично сочетается с формированием привычки к проведению свободного времени определенным образом, в конкретном – цифровом или физическом – месте. Общество потребления подразумевает доминирующую роль досуговой сферы, индустрии досуга, что возвращает нас к дискуссии о существовании или формировании цивилизации досуга. Индустрия досуга от крайне скромных размеров разрослась до необъятных миров, в которых одновременно царят и культивируются развлечения. Среди таких гигантов в первую очередь стоит выделить The Walt Disney Company – крупнейший медиаконгломерат индустрии развлечений. Данный пример сочетает в себе захват обоих миров – иллюзорно-цифрового и физического мира действительности – Disneyland, Disney Store и собственные каналы на телевидении и собственные стриминговые площадки интернете. В последнее время внимание в мире стриминговых сервисов все больше акцентируется на представителях данной индустрии, таких как Netflix, Amazon Prime, Apple TV+ и так далее.
Цифровизация, представляемая в качестве постулата «стрела времени», предложенного И. Пригожиным, заключающегося в том, что наблюдается тенденция ускоряющегося и усложняющегося саморазвития всей материи, в том числи и социальных реалий. Данная идея во многом будет пересекаться и раскрываться при более пристальном рассмотрении концепций, предложенных деятелями в рамках данного поля. Цифровой прогресс в индустрии культуры и творчества уже давно находится в центре внимания дискуссий, основанных на теориях прорывных технологий и инноваций, а также на вопросах рыночных преобразований и изменений. Это была область, характеризующаяся различными взглядами на то, как интерпретировать изменения. И хотя многие ранние отчеты в начале тысячелетия предлагали несколько оптимистическую интерпретацию этих событий, большая часть этого опровергается современными данными и свидетельствами.
Тема стриминговых сервисов в настоящий момент изучается с различных точек зрения, но при этом преимущественно на западе, что во многом связано с возникновением данного феномена.
Основной проблемой исследования является необходимость формирования представления о природе самих стриминговых сервисов и фигурировании данного феномена с перспективы социологической науки, экономической социологии и социологии досуга в частности.
Объект исследования – развлекательные практики и сценарии
Предмет исследования – цифровизация развлекательных практик на примере стриминговых сервисов
Целью исследования является описание процессов и изменений в социальной жизни индивидов, привнесенных стриминговыми сервисами.
Задачи исследования:
1) Разобрать концепт «цивилизация досуга»
2) Определить видоизменяющее влияние технологий на социум
3) Рассмотреть актантов как существенных участников социальной жизни
4) Рассмотреть специфику стриминговых сервисов с перспективы социологической теории и провести их общий анализ
5) Исследовать влияние стриминговых сервисов на социальные практики в сфере развлечений на примере Netflix и Spotify.
Для изучения выбранного феномена был выбран количественный дизайн исследования. Для сбора данных был использован анкетный опрос. Выборка в размере 303 респондентов была сформирована методом снежного кома. Данные были собраны с помощью google forms, проанализированы в python с помощью библиотек pandas и scipy. Более подробно программа исследования будет представлена во второй главе.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Досуг – крайне важная часть жизни каждого человека, постепенно обособляющаяся в научной мысли и на данный момент оформившаяся в независимое пространство для исследований. На данный момент свободное время настолько «окрепло», что способно конкурировать в соотношении с рабочим временем, придатком которого оно ранее считалось, что проявляется в различных инициативах, направленных на перераспределение времени – частичная занятость, фриланс и т.д.
В современном мире вокруг досуга возведена целая индустрия, отвечающая за различные вариации, сценарии досуговых практик в зависимости от целей и необходимой активности. Современное общество во многом сформировало досуговую индустрию, поддерживая одни предложения и отстраняясь от других. Социальный аспект в досуговой специфике проявляется в механизмах контроля, идентичности, процессе социализации и многих других, что буквальным образом формирует специфические досуговые паттерны, соответствующие конкретным группам людей в определенный момент времени.
Цифровизация социального пространства в полной мере отразилась на специфике досуговой индустрии, диджитализировав его. Возникновением стриминговых платформ современное общество обязано именно научно-техническому процессу, сформировавшему необходимые условия для возникновения столь распространенного и обсуждаемого феномена.
Стриминговые платформы, будучи цельным агентом, с перспективы акторно-сетевой теории представляют собой взаимосвязанную и комплексную сеть, состоящую из актантов – например, рекомендательные системы и т.д. – и акторов, привносящих свой вклад в общее оформление и, несомненно, обрамление платформы.


По результатам эмпирического исследования было выявлено:
1. Стриминговые сервисы являются одним из наиболее обсуждаемых элементов досуговой сферы, постоянно формируя инфоповоды.
2. С помощью стриминговых сервисов индивиды занимают существенную часть свободного времени, при этом сочетая его с другими сценариями. Просмотр стриминговых сервисов все еще нельзя назвать господствующим способом проведения досуга, но его значимость нельзя не признавать.
3. Происходит процесс переосмысления отношения к стриминговой индустрии в глазах российских пользователей, что заметно на примере отношения и осуществления платных подписок на стриминговые сервисы.
4. Стриминговые сервисы постепенно вытесняют классическое телевидение, что осуществляется за счет преимуществ стриминговых сервисов для пользователей, нацеленных на оптимизацию опыта потребления продукта.
5. Практически все пользователи положительно оценивают свой опыт взаимодействия со стриминговыми платформами, что достигается за счет комплексного взаимодействия платформы с её пользователями: вкупе с колоссальными вычислительными мощностями и созидательным потенциалом агентов стриминговые платформы формируют комплексную сеть, успех которой зависит от обеих сторон – человеческой и не-человеческой.



Литература на русском языке:
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. // Москва: Добросвет, 2000. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-symv-obmen-i-smert.htm
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века/Пер. с англ. под ред. В.И. Иноземцева. // Логос, 2004. - 368 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/vallerstayn-konec_znakomogo_mira-8l.pdf
3. Гирко Л. В. Пассот Я. Х. Актанты, ассоциации, медиаторы: как акторно-сетевая теория репрезентирует понятие социального. // Социологический ежегодник, 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/passot-ya-h-aktanty-assotsiatsii-mediatory-kak-aktorno-setevaya-teoriya-reinterpretiruet-ponyatie-sotsialnogo
4. Грушин Б. А. Свободное время: Величина. Структура. Проблемы. Перспективы // М.: Правда, 1966, 48 стр. URL: https://elib.pstu.ru/vufind/Record/RUPSTUbooks38360
5. Грушин Б. Свободное время. Актуальные проблемы. // М.: Мысль, 1966, 174 стр. URL: https://www.libex.ru/detail/book681503.html
6. Добринская Д. Е. Цифровое общество в социологической перспективе. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obschestvo-v-sotsiologicheskoy-perspektive
7. Иоселиани А. Д. Особенности повседневной жизни человека в цифровом мире // Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 115-119. URL: file:///C:/Users/wtf_o/Downloads/osobennosti-povsednevnoy-zhizni-cheloveka-v-tsifrovom-mire.pdf
8. Каллон М. Акторно-сетевая теория. URL: https://www.hse.ru/data/2014/10/07/1100063024/Каллон%20М.%20Акторно-сетевая%20теория.pdf
9. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери. // Неприкосновенный запас, номер 2, 2004. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/2/gde-nedostayushhaya-massa.html
10. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии // Пер. с фр. Д. Я. Калугина. Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. Серия «Прагматический поворот», вып. 1, 2006. URL: https://eupress.ru/books/index/item/id/26
11. Латур Б. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Социология вещей. – М.: Территория будущего, 2006. 392 c. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/sociologija/sociologija_veshhej_vakhshtajn/25-1-0-1489
12. Мискевич Л. Б. Человек и свободное время: мнение социолога. - Минск, 1989.
13. Напреенко И. В. Делегирование агентности в концепции Бруно Латура: как собрать гибридный коллектив киборгов и антропоморфов? // Социология власти, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delegirovanie-agentnosti-v-kontseptsii-bruno-latura-kak-sobrat-gibridnyy-kollektiv-kiborgov-i-antropomorfov
14. Норицугу У. Общество 5.0: взгляд Mitsubishi Electric // Экономические стратегии. 2017. № 4. URL: http://www.inesnet.by/gallery/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%205.0.pdf
15. Осипов Г.В. Социологическая наука в условиях становления цифровой цивилизации. // СПб.: СПбГУП, 2016. — 28с., ил.— (Избранные лекции Университета; Вып.176). URL: https://docplayer.com/68262865-G-v-osipov-sociologicheskaya-nauka-v-usloviyah-stanovleniya-cifrovoy-civilizacii.html
16. Пича В. М. Социология свободного времени. - Львов, 1993.
17. Полякова Н.Л. Новые теоретические перспективы в социологии начала XXI в. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. URL: https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/85?locale=ru_RU
... Всего источников – 85.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ