Введение 3
Глава 1. Концептуализация современных технологий в теории медиа и электронной литературе 8
1.1 Теории медиа 8
1.1.2. Информация и шум 13
1.1.3 Исполнение 16
1.1.4. Программный код 20
1.1.5. Знак 24
1.1.6. Память 27
1.1.7. Коммуникация 29
1.1.8. Сети и протоколы 32
1.2. Софтвер 33
1.3. Электронная литература 37
1.3.1. Понятие э. литературы и ее особенности как отдельного медиума 37
1.3.2. Code work 42
Выводы к первой главе 44
Глава 2. Практика Мэри Энн Бриз в медиатехнической среде 45
2.1. Художественная и литературная практики Мэри Энн Бриз 45
2.1.1 Устоявшиеся интерпретации текстов mez 46
2.2 Рецепция текстов mez в современном медиатехническом окружении. Критика интерпретации текстов mez как языка-пиджина 53
2.2.1 Применение понятия интерактивности в интерпретации электронной литературы и текстов mez. «User amplification» как основное условие взаимодействия человека и компьютера 53
2.2.2 Проблема границ чтения и письма в текстах mez. 56
2.2.3 Применение терминов теории систем и кибернетики второго порядка к текстам mez 60
2.2.4 Системы амплификации и системы означивания 62
2.2.5 Амплификация и «остранение» 72
2.3 Исполнение и выполнение 74
Заключение 79
Список использованной литературы: 82
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу работ австралийской художницы и писательницы Мэри Энн Бриз, пишущей под псевдонимом mez. Первые работы Мэри Энн Бриз появились в 1993 году, когда она начала использовать Интернет для создания и распространения своих текстов. На сегодняшний день она является автором множества работ в жанре цифрового искусства: VR-инсталляций, интерактивных нарративов, экспериментальных компьютерных игр и других произведений. Центральным для данного исследование будет ее проект Mezangelle – язык, состоящий из элементов естественных и формализованных языков.
Ее практика вписывается в художественное направление под названием net.art, появившееся в 1990-ых годах и объединявшее писателей и художников, осмыслявших зарождающуюся цифровую культуру, ее влияние на уже существующие виды искусства, их производство и дистрибуцию. Среди них были как художники, работавшие напрямую с новыми технологиями, создававшие программы, веб-страницы или компьютерные игры, осмысляющие современную им технокультуру (JODI, Ольга Лялина, I/O/D, Алексей Шульгин, The Bureau of Inverse Technology, Тед Уорнелл, Талан Меммот, Джон Кэйли и др.), так и писатели, которые с помощью существующих технологий расширяли возможности литературных и художественных форм: Алан Сондхейм, Майкл Джойс, Шелли Джексон, Брайан Леннон и др. Границы между двумя выше обозначенными группами авторов довольно подвижны, поскольку в цифровой среде существуют как инструменты для создания объектов современного искусства, так и для написания различных текстов.
В контексте появления новых технологий и их осмысления в современном искусстве и литературе практика Мэри Энн Бриз выделяется работой по осмыслению материальности кода, скрытых механизмов работы сетевых протоколов и языков программирования. Через свои тексты и их распространение с помощью электронной почты она проблематизирует существование литературного и любого другого текста в современном медиатехническом окружении, меняющиеся конвенции восприятия литературы и ее взаимодействие с другими медиумами.
Актуальность данного исследования обусловлена возникновением новых теоретических рамок для исследования литературы, ее трансформирующимися формами, не всегда аналитически схватываемыми уже существующими литературоведческими теориями. Результаты данной работы позволяют дать иной взгляд не только на работы Мэри Энн Бриз, но и на другие работы нет-арта, изучить то, как методы создания произведений электронной литературы повлияли на современную литературу и современное искусство, а также на организацию существующего пользовательского опыта и на возможные новые виды этой организации. Научная новизна заключается в ином подходе к текстам Мэри Энн Бриз, сосредоточенном не на содержании и формальной организации ее текстов, а на специфичных характеристиках программного обеспечения, с помощью которых создаются тексты, а также культурных и психологических импликаций этих технологий, влияющих на производство текстов.
Цель данного исследования заключается в использовании концептуальной рамки теории медиа для интерпретации текстов Мэри Энн Бриз. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать краткую характеристику медиа теории, объектам ее исследования и методологии.
2) описать основные способы концептуализации медиа, существующие на данный момент и разработанные разными авторами, дать определение основным понятиям теории медиа.
3) дать определение электронной литературе, описать основные жанры и провести разграничения между ней и существующими литературными практиками.
4) охарактеризовать существующие интерпретации текстов Мэри Энн Бриз.
5) дать иную интерпретацию текстам Мэри Энн Бриз, собранным в сборнике «Human Readable Messages», опираясь на методологию медиа-теории.
Объектом исследования являются тексты Мэри Энн Бриз, собранные в книге «Human Readable Messages». Предметом исследования являются способы означивания, существующие в этих текстах, а также медиатехнические условия, воздействующие на рецепцию этих текстов.
Методологической основой исследования послужил медиа-специфический анализ, описанный в работах К. Хэйлс и других медиатеоретиков, а также герменевтический метод для анализа отдельных аспектов текстов.
В настоящее время электронная литература достаточно представлена в отечественной гуманитарной науке. В крупных литературных журналах («Новое литературное обозрение», «Иностранная литература») выходили статьи и рецензии, посвященные этой теме. Среди работ на русском языке можно выделить монографию С. А. Кучиной «Электронный художественный текст: понятие, категории, лингвосемиотическая специфика», в которой представлен обзор отечественных и зарубежных работ по тематике, статьи Натальи Федоровой и Михаила Визеля. Медиа теория также изучается отечественными исследователями: «Исследовательский центр медиафилософии» выпускает статьи и проводит конференции, посвященные современной медиареальности.
В данном исследовании использовались теоретические положения, изложенные в текстах К. Хэйлс, С. Реттберга, В. Чан, Л. Мановича, М. Марино, Д. Тэнона, и др. Скотт Реттберг в своей книге «Электронная литература» описывает становление электронной литературы как совокупности практик художественной работы с текстом при помощи современных технологий, и как институции со своими способами теоретического осмысления произведений, способов сохранения и распространения текстов.
Особое внимание к технически опосредованным аспектам жизни уделяется в современной медиатеории, утверждающей опосредованность любой человеческой деятельности и экстернализацию важнейших когнитивных способностей в качестве ключевого фактора развития человека. В работе представлены труды таких медиатеоретиков, как Б. Стиглер, М. Хансен, Ф. Киттлер, Л. Манович, Ю. Хуэй, Ф. Крамер, М. Фуллер, В. Флюссер, Дж. Кокс. В качестве работ, осмысляющих коммуникацию, ее культурные и материально-технические аспекты, были использованы труды А. Гэллоуэя, Ю. Такера, М. Уорка.
Теоретической основой для медиа-специфического анализа послужили труды Б. Кларка, в которых он применяет теорию систем, сложившуюся в междисциплинарных исследованиях на стыке социологии, биологии и кибернетики, для интерпретации культурных артефактов, в частности повествовательных текстов. Для более точного анализа специфичных свойств программных сред, в которых производятся и распространяются тексты Мэри Энн Бриз, в работе используется концептуализация софтвера, описанная в книге Л. Мановича «Софтвер берет на себя командование».
При рассмотрении электронной литературы как отдельной совокупности практик, находящихся на пересечении литературы и современного искусства, были использованы работы таких теоретиков и практиков, как Т. Меммот, Д. Кэйли, С. Реттберг, К. Хэйлс, П. Уайлдмен, Р. Рэйли, А. Шульгин, А. Сондхейм.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем работы составляет 89 страниц. Во введении формулируется цель и задачи работы, а также краткий обзор теоретической базы исследования. Первая глава «Концептуализация современных технологий в теории медиа и электронной литературе» представляет собой обзор существующих на данный момент медиа теорий, описание основных терминов, с помощью которых осуществляется интерпретация современного медиатехнического окружения, и краткую характеристику электронной литературы, ее основных жанров и характерных особенностей.
Вторая глава «Практика Мэри Энн Бриз в медиатехнической среде» представляет собой попытку с помощью терминов теории систем и кибернетики второго исследовать методы производства текстов, связанные с программным кодом и взаимодействием пользователя с графическим интерфейсом, и системам означивания, во взаимодействии которых появляются литературные тексты. После этого мы рассмотрим, как с помощью текстов mez изменяются отношения между откладыванием значения и амплификацией пользователя. В последней части второй главы будут рассмотрены понятия «эксплойта», текстового вируса и экстенсивного использования языка, с помощью которых мы пересмотрим устоявшуюся оппозицию исполняемого и неисполняемого. В дополнение к существующим понятиям мы рассмотрим дополнительные термины выполнения (performance) и исполнения (execution), которые помогут пересмотреть практику mez в современном медиатехническом контексте, отличном от существовавшего во время создания этих текстов.
Исследования электронной литературы должны учитывать не только основные признаки литературного текста, его темы, стратегии означивания, возможные способы рецепции, но и медиатехническое окружение, которое включает в себя не только конкретные инструменты, протоколы и интерфейсы, но и те абстракции, которые лежат в их основе.
Спустя несколько десятилетий после появления текстов mez, когда стремительное развитие технологий опережает их теоретическое осмысление, нужно не только теоретизировать настоящие технологии и результаты их применения в искусстве и литературе, но и возвращаться к уже будто бы исследованным, вписанным в определенную историческую рамку, будто бы не могущим нам сказать нечто интересное и важно о сегодняшней ситуации. Одним из примеров такой практики является mezangelle – своего рода код, в котором сосуществует несколько разнородных методов производства значения и действия, созданный австралийской писательницей Мэри Энн Бриз, более известная под псевдонимом mez. Ее тексты несут на себе отчетливые приметы времени, способы общения и используемые программы, сегодня признанные устаревшими или изменившими свою функцию. Современная литературная теория, искусствоведение и медиатеория дали ее работам однозначное описание, с ее текстами соотносят определенные термины, такие как исполнение, код, пиджин, code work, и некоторые другие. Особенно выделяются из них два: исполнимость и гибрид, которые вызвали полемику среди сообщества теоретиков и практиков э. литературы. Исполняемость/неисполняимость трактовались как строгая оппозиция между рабочим кодом и простым текстом на поверхности интерфейса, или как взаимодополняемость этих модусов существования, в которых неисполняемый текст включается в работу кода как неисполняемый фрагмент, вызывающий определенную реакцию у системы. Согласно этим трактовкам тексты mez или не являются кодом, или определяются как потенциальный код, включающий в себя потенциальную возможность быть исполнимым. Понятие гибрида или языка-пиджина означает смешение содержаний естественного языка и различных языков программирования, в зависимости от интерпретации формирующих новый язык или составляющих коллаж.
В данном исследовании была проделана работа по пересмотру оппозиции понятий исполнимости/неисполнимости и понятия гибрида. Вместо них были описаны оппозиция performance/execution и понятие медиа-гибрида. Первое из них описывает противопоставление экстенсивной работы между несколькими разнородными дискурсами, оставляющими следы и имеющие характер и необратимость процесса, и интенсивной работой внутри возможностей одного языка, формализующие другие дискурсы и сводящие их в один формальный язык, составляющий систему, в которой практически любое изменение состояний обратимо. Если применить эту оппозицию к текстам mez, то можно установить, что в них преобладает интенсивная работа с языком, создающая новые типы интериоризации информации, ее разложения на простые операции чтения/письма, которые делают видимым для компьютера действия, интериоризируемые в когнитивную систему читателя. Понятия гибрида было заменено на понятие медиа-гибрида, взятое из работы Льва Мановича «Софтвер берет на себя командование». В текстах mez перемешиваются не содержания языков, а те методы, которыми они оперируют при формулировании высказываний или создании значений, получается нечто третье, обладающее уникальными свойствами и способами работы на границе этих двух языков, а не просто чередование языковых систем на различных, от фонетики до синтаксиса, уровнях языка, принуждающих читателя переключать внимание со способа означивания, присущего английскому языку на способ организации знаков, существующий в языках программирования. В текстах mez разрабатываются новые способы взаимодействия между амплификацией пользователя, присущей компьютерным системам, и тем, что в первом приближении можно назвать постоянным «нарушением ожиданий», несовпадением между установками читателя и читаемым текстом.
1. Breeze M. Human Readable Messages. – Traumawein, 2011. – 327 p.
2. Брилов Д., Брукшир Дж. Гленн. Компьютерные науки. Базовый курс. – СПб.: ООО «Диалектика», 2019. – 992 с.
3. Глик Дж. Информация. История. Теория. Поток. – М.: АСТ: CORPUS, 2013. – 576 с.
4. Киттлер Ф. Оптические медиа. – М.: Изд-во «Логос», 2009. – 272 с.
5. Крамер Ф. Концепты, системы записи, программное обеспечение, искусство [Электронный ресурс]. – URL: http://web.archive.org/web/20030407063143/http://www.macros-center.ru /read_me/teb2.htm. – (Дата обращения: 14.07.2020).
6. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
7. Ман, П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – 368 с.
8. Манович Л. Язык новых медиа. – М.: АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2018. – 400 с.
9. Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
10. Орехов Б. В. Стихи в программном коде [Электронный ресурс]. – URL: http://nevmenandr.net/personalia/21.pdf. – (Дата обращения: 16.09.2020).
11. Пол К. Цифровое искусство. – М.: АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2017. – 272 с.
12. Таненбаум Э., Остин Т. Архитектура компьютера. – СПб.: Питер, 2013. – 816 с.
13. Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. – М.: V-A-C Press, 2020. – 400 с.
14. Эскелинен М. Игровая ситуация [Электронный ресурс]. – URL: https://gamestudies.ru/translations/gamingsituation. – (Дата обращения: 20.05.2020).
15. Berry D. M. The Philosophy of Software: Code and Mediation in the Digital Age. – Palgrave Macmillan, 2011. – 200 p.
16. Breeze M. _Non Compos Mentis: Zen-Tripping the Non-Conference Circuitry_ [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20070624080735/http://www.fineartforum.org/Backissues/Vol_15/faf_v15_n05/text/feature.html. – (Дата обращения: 19.02.2020).
17. Cayley J. The Code Is Not the Text (Unless It Is the Text) // Cayley J. Grammalepsy: Essays on Digital Language Art. – Bloomsbury Academic, 2018. – P. 53-67.
18. Cayley J. Time Code Language // Cayley J. Grammalepsy: Essays on Digital Language Art. – Bloomsbury Academic, 2018. – P. 95-115.
... Всего источников – 84.