Введение 2
Глава 1. Основополагающие принципы межкультурной коммуникации в деловой сфере 7
1.1 Межкультурная коммуникация. Основные культурологические концепции 7
1.1.1 Теория высоко- и низкоконтекстных культур Э. Холла 11
1.1.2 Теория культурных измерений Г. Хофстеде 13
1.1.3 Теория культурной грамотности Э. Хирша 15
1.1.4 Система ценностных ориентаций Ф. Клакхон и Ф. Стродбека 18
1.1.5 Факторная модель коммуникации Г. Малецке 19
1.2 Международные нормы делового этикета 22
1.3 Национальные особенности делового общения 33
Выводы по Главе 1 44
Глава 2. Лингвистические и культурологические особенности деловой коммуникации представителей стран Северной Америки и Латинской Америки 45
2.1 Культурологические факторы, влияющие на национальный стиль ведения переговоров 46
2.2 Сравнение национальных стилей ведения переговоров 57
2.3 Рекомендации по подготовке и проведению деловых переговоров 80
Выводы по Главе 2 89
Заключение 92
Список литературы
Настоящая работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – культурологически обусловленным различиям в национальных стилях ведения деловых переговоров. Для анализа и сравнения были выбраны страны Северной Америки и Латинской Америки. Очевидно, что международный бизнес продолжает расширяться и сближать всех его участников. Умение успешно вести деловые переговоры в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной деятельности любого делового человека, поэтому решающим элементом успешного развития деловых отношений может стать понимание и уважение культурных различий, которые требуют владения соответствующей межкультурной компетенцией. В связи с этим необходимо сформулировать культурологические особенности выбранных для анализа стран и оценить их роль и воздействие на процесс межкультурных деловых переговоров.
Актуальность работы обусловлена тем, что в сегодняшнем глобальном мире постепенно стираются границы между странами и народами, однако всё ещё сохраняется тенденция отстаивания национальных особенностей, ценностей и традиций. В данном дискурсе особенно интересно сравнение представителей стран Северной Америки и Латинской Америки, поскольку и первые и вторые могут называться «американцами», однако могут кардинально отличаться друг от друга по многим показателям.
Межкультурная коммуникация в рамках деловых переговоров стала популярной областью изучения среди многих исследователей, тем не менее любая подобная работа имеет особые ограничения: зачастую эксперты выбирают для сопоставления только две или три страны, а в качестве критериев избирают одну конкретную теорию. Новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию: мы сравниваем несколько стран как из Северной, так и из Латинской Америки с помощью различных классификаций, предложенных известными в области межкультурной деловой коммуникации исследователями, что позволяет широко рассмотреть вопрос различия североамериканского подхода с подходами, принятыми в Латинской Америке.
Предметом исследования в данной работе являются национальные стили ведения деловых переговоров представителей стран Северной Америки и Латинской Америки.
Объектом выступают лингвистические и культурологические особенности североамериканских и латиноамериканских переговорщиков, влияющие на переговорный процесс.
Культурологические особенности являются важной переменной, влияющей как на процесс ведения межкультурных переговоров, так и на их результаты. Поэтому цель данной работы заключается в формировании более глубокого понимания различий национальных особенностей стилей ведения устных деловых переговоров на примере представителей стран Северной Америки и Латинской Америки. Мы выдвигаем следующую гипотезу: предполагаем, что национальные особенности проявятся в устных переговорах между представителями стран Северной Америки и Латинской Америки и повлияют на процесс их проведения.
Не следует забывать и о том, что охарактеризовать какой-либо национальный или подход к ведению переговоров весьма проблематично, поскольку нередко используются обобщения. Поэтому важно помнить, что такие общие выводы о национальных стилях не являются исключительно верными. Любое обобщение складывается из многих факторов в зависимости от различных контекстуальных показателей, включая время, обстановку, ситуацию, историю отношений между сторонами, характер цели переговоров, индивидуальные пожелания и настроение. Тем не менее, выводы о национальных стилях помогают подготовиться к переговорам, учитывая как сходства, так и различные особенности.
Для достижения поставленной цели, выделяем ряд следующих задач:
Рассмотреть основополагающие принципы межкультурной коммуникации в деловой сфере;
Изучить основные теории межкультурной коммуникации;
Выделить ключевые международные нормы делового этикета;
Выявить лингвистические и культурологические особенности, влияющие на деловую коммуникацию;
Определить факторы, влияющие на формирование национальных стилей ведения деловых переговоров;
Сравнить национальные стили ведения переговоров в сфере бизнеса представителей стран Северной Америки и Латинской Америки;
Предложить рекомендации деловым людям из Северной Америки и из Латинской Америки по проведению эффективных переговоров.
В теоретической главе рассматриваются основополагающие принципы межкультурной коммуникации в деловой сфере, а также основные культурологические концепции. Кроме того, исследованы общие характеристики международных норм делового этикета и национальные особенности делового общения.
В практической главе сравниваются национальные стили ведения переговоров представителей стран Северной Америки и Латинской Америки, а также даются некоторые рекомендации по проведению переговоров. Важно отметить, что в рамках настоящей работы рассматривается устная коммуникация, поскольку мы предполагаем, что в устных переговорах более вероятно проявляются национальные особенности каждой из культур.
Для сравнения национальных стилей ведения деловых переговоров представителей стран Северной Америки и Латинской Америки в практической главе были взяты примеры из открытых источников: учебников, методических пособий, статей и результатов исследований, поскольку материалы кросс-культурных переговоров находятся в закрытом доступе. Кроме того, мы опираемся на подобные материалы, поскольку отдельно взятые переговоры не могут гарантировать, что поведение конкретного переговорщика соответствует общепринятым в его обществе нормам.
Межкультурные переговоры – популярная область изучения. Следующие работы послужили основой для анализа национальных стилей ведения деловых переговоров: работы значимых в сфере международных переговоров исследователей, таких как Э.Холл, Дж. Салакьюз, Г. Хофстеде, У. Кьюпач, М.Б. Бергельсон, Т.Г. Грушевицкая, А. П. Садохин и др. Проект по ведению переговоров (TheProgramonNegotiation), занимающийся разработкой теории и практики ведения переговоров и разрешения споров. Сообщество PON, основанное в 1983 году как специальный исследовательский проект в Гарвардской школе права, включает в себя профессорско-преподавательский состав, студентов и сотрудников Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и Университета Тафтса. На сайте PON были найдены разносторонние исследования переговорных процессов, а также рекомендации для переговорщиков.Методическиепособияповедениюинтернациональныхделовыхпереговоров, такие как Handbook of Global and Multicultural Negotiation (Moore & Woodrow), “The Handbook of Negotiation and Culture” (Gelfand & Brett), “The Handbook of Culture and Psychology” (Matsumoto & Hwang), “The Blackwell handbook of cross-cultural management” (Gannon & Newman), “Handbook of International Negotiation, Interpersonal, Intercultural, and Diplomatic Perspectives” (Galluccio).
Поставленная цель определила структуру работы. Работа общим объемом 112 страниц состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения и списка используемой литературы.
Несмотря на то, что мы живем в эпоху глобализации, мы так или иначе находимся внутри своей культуры, поддаемся влиянию общества, внутри которого живем, а когда сталкиваемся с чужой культурой, зачастую обнаруживаем, что не обладаем достаточной компетенцией. В настоящее время трудно найти серьёзную организацию, неработающую с зарубежными партнерами. Умение вести переговоры, учитывая культурологические особенности партнеров, знание правил и норм делового этикета – необходимые условия для ведения бизнеса.
В начале работы были рассмотрены основополагающие принципы межкультурной коммуникации в деловой сфере, а также одни из главных теорий. Стал очевиден тот факт, что каждая из концепций охватывает разные проблемы коммуникации людей разных культур. В настоящее время теория межкультурной коммуникации не является единой системой знаний, поскольку охватывает широкий спектр вопросов. Однако есть основания полагать, что данная наука будет продолжать активно развиваться, и более ранние теории будут переосмыслены в контексте современных условий.
Далее были выделены ключевые универсальные нормы делового этикета, включающие в себя особые правила коммуникации и поведения в рамках делового взаимодействия, например, внимательное отношение к именам, принятие во внимание как вербальных, так и невербальных сигналов и пунктуальность. Мы не исключаем тот факт, что зарубежные партнеры по бизнесу могут простить своих коллег за их ошибки, однако демонстрация знания или незнания норм делового этикета показывает, насколько человек внимателен и уважителен по отношению к другим.
Также было выявлено, что помимо соблюдения норм международного делового этикета необходимо учитывать лингвистические и культурологические особенности партнеров, потому как они значительным образом влияют на деловую коммуникацию. Каждая отдельно взятая культура может отличаться от другой особыми ритуалами и традициями, и, в основном, эти особенности проявляются вневербальных знаках, степени проявления эмоций, правилах поведения во время делового обеда или ужина, процессе вручения и получения подарков, а также в обмене визитными карточками.Безусловно, не зависимо от принадлежности партнеров по бизнесу к какой-либо культуре, важно соблюдать толерантность и проявлять уважение, но при этом не забывать учитывать культурную специфику.
В начале практической главы были определены факторы, влияющие на формирование национальных стилей ведения деловых переговоров.Кроме того, для последующего исследования и сравнения стилей ведения переговоров представителей стран Северной Америки и Латинской Америки, были систематизированы многообразные подходы к классификации культурных факторов и предложен определенный список критериев, включающий такие элементы как различия в целях переговоров, выбранных тактиках и стратегиях, коммуникативных стилях, отношении ко времени, уровне проявления эмоциональности, форме соглашения и процессе его построения и др.
В сравнении национальных стилей ведения переговоров в сфере бизнеса представителей стран Северной Америки и Латинской Америки выяснилось, что представители исследуемых стран, действительно, отличаются друг от друга не только по избираемым тактикам поведения, но и по своей природе, заложенной культурой.На основе существующих различий не исключено возникновение непонимание или даже споров, что может негативно повлиять на исход деловых переговоров. Поэтому мы заключили, что для эффективного проведения переговоров и для успешного их завершения партнерам необходимо прилагать равные усилия, с помощью которых удалось бы уменьшить или вовсе устранить имеющийся между ними культурный разрыв. И североамериканцы, и латиноамериканцы могут достичь взаимопонимания и построить долгосрочные деловые отношения, главным образом, пользуясь схожестью и учитывая различия. Нужно принимать во внимание существующие различия и правильно их использовать для эффективного проведения деловых переговоров.
В завершающей части работы были предложены некоторые рекомендации деловым людям из Северной Америки и из Латинской Америки по проведению эффективных деловых переговоров. Главный из данных советов заключаются в том, что подготовке к межкультурным переговорам необходимо уделять достаточно времени. Необходимо заранее изучать информацию о культуре партнеров, а также об отдельных личностях и компаниях и узнать, имеют ли они опыт межкультурного общения. Осведомленность о культурных особенностях партнеров поможет смягчить проблемы, которые могут возникнуть в ходе переговоров. В том случае, когда эта информация труднодоступна, можно привлечь консультанта, знакомого с культурой второй стороны переговоров. Он может помочь ответить на интересующие о культурных особенностях вопросы, а также стать третьим лицом в непосредственно переговорном процессе.Не менее важный совет, который неоднократно подчеркивался многими экспертами, состоит в том, что не стоит использовать стереотипы, которые известны о культуре партнера. Любые обобщения ограничены и каждый человек в разных контекстах проявлять себя по-разному.
Таким образом, в данной работе мы исследовали, как культурные различия влияют на деловые переговоры между североамериканскими и латиноамериканскими бизнесменами. Выдвинутая гипотеза, о том, что национальные особенности проявляются в переговорах между представителями стран Северной Америки и Латинской Америки и влияют на процесс их проведения, подтвердилась.Кроме того, мы выяснили, какие факторы могут влиять на возникновение разногласий в ходе переговорного процесса, и с какими проблемами могут столкнуться бизнесмены из Северной Америки, контактируя с представителями Латинской Америки, и наоборот.
Наконец, мы утверждаем, что межкультурные различия в национальных стилях ведения деловых переговоров необходимо продолжать изучать будущим исследователям, поскольку культуры постоянно изменяются и развиваются, а вместе со сменой поколений видоизменяются прежние традиции и появляются новые традиции и ценности.
1. Андреева С. М., Андреева А. М. Место и роль высоко- и низкоконтекстных культур в межкультурной коммуникации // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», 2014. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-vysoko-i-nizkokontekstnyh-kultur-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 23.11.2020).
2. Бергельсон М. Б. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики (проспект учебного пособия) // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», 2005. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-voprosy-teorii-i-praktiki-prospekt-uchebnogo-posobiya (дата обращения: 13.11.2020).
3. Бузлукова М. В., Унда С. И., Филиппова Н. Ф. К проблеме межкультурной коммуникации // eLibrary, 2015. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23733307 (дата обращения: 6.02.2020).
4. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. // URL: https://textarchive.ru/c-1814648-pall.html (дата обращения: 07.11.2020).
5. Данилова С. В. Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации // Молодой Учёный, 2016. // URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/9733 (дата обращения: 06.05.2021).
6. Жукова Я., Широков Ю. Модели массовой коммуникации: Научный отчет // М.: Гостелерадио СССР, 1989.
7. Игнатьева Е. С. Международный деловой этикет на примере 22 стран мира // Litres, 2020. // URL: https://www.litres.ru/elena-sergeevna-igna/mezhdunarodnyy-delovoy-etiket-na-primere-22-stran-mir/ (дата обращения: 14.10.2020).
8. Куликова Л. В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению: учебное пособие // Красноярск: СФУ, 2011. // URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/34194 (дата обращения: 09.11.2020).
9. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования: монография // Москва: «Аванти плюс», 2004. (дата обращения: 19.11.2020).
10. Науменко Т. В., Морозова Д. А. Теория межкультурных измерений Г. Хофстеде как методологическая основа исследования современных социальных процессов // Международный журнал исследований культуры, 2018. // URL: https://culturalresearch.ru (дата обращения: 17.02.2021).
11. Сайт исследовательского центра Г. Хофстеде. // URL: https://geerthofstede.com (дата обращения: 16.10.2020).
12. Хордин Г.В. Переговорные процессы и их влияние на итоги переговоров // М.: Просвещение, 2005.
13. 12 Universal Business Etiquette Rules // Global Leadership Bulletin. International Businesses Standards Organization (IBSO), 2017. // URL: https://www.standardizations.org/bulletin/?p=1418 (дата обращения: 17.01.2021).
14. 21 Business Etiquette Rules You Should Never Break // Toggl Track, 2019. // URL: https://toggl.com (дата обращения: 21.12.2020).
15. Adams, S. Business Etiquette Tips For International Travel // Forbes, 2012 // URL: https://www.forbes.com/sites/susanadams/2012/06/15/business-etiquette-tips-for-international-travel/#25d5ec6b6755(датаобращения: 12.04.2021).
16. Adler, N. International Dimensions of Organizational Behavior, 5th ed. // Cincinnati, South-Western College Publishing, 2008. // URL: http://books.google.com/books?id=w_AnUby8L3EC (датаобращения: 11.03.2020).
17. Andersson, A., Mets, A. Cross-Cultural Business Negotiations // Karlstad Business School, 2019. // URL: https://www.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1428558&dswid=2985 (датаобращения: 13.02.2021).
18. Anning, B. Embedding an Indigenous Graduate Attribute into University of Western Sydney’s Courses // The Australian Journal of Indigenous Education. – 2010. // URL: https://www.cambridge.org/core/journals/australian-journal-of-indigenous-education/article/abs/embedding-an-indigenous-graduate-attribute-into-university-of-western-sydneys-courses/4071C415F8CA29BB8DB79A1A289996DC (дата обращения: 05.04.2021).
19. Ayoko, O. B. Communication openness, conflict events and reactions to conflict in culturally diverse workgroups // Cross Cultural Management: An International Journal, 14(2), 2007. // URL: https://espace.library.uq.edu.au/view/UQ:131216 (датаобращения: 15.01.2021).
20. Barker, A. The Power of Business Etiquette, 2019. // URL: https://professionalglobaletiquette.com/f/the-power-of-business-etiquette (дата обращения: 25.11.2020).
21. Barry, B., Fulner, I.S., Van Kleef, G. A. I laughed, I cried, I settled. The role of emotion in negotiation // Gelfand, M., Brett, J., The handbook of negotiation and culture // Stanford, CA: Stanford Business Books, 2004 // URL: http://www.unice.fr/crookall-cours/iup_cult/_docs/_Gelfand%202004%20Handbook%20of%20Negotiation%20and%20Culture.pdf (датаобращения 21.06.2020).
22. Basabe, N., Ros, M. Cultural dimensions and social behavior correlates: Individualism, Collectivism and Power Distance // Revue Internationale De Psychologie Sociale, 18(1), 2005. // URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Cultural-dimensions-and-social-behavior-correlates%3A-Basabe-Ros/5e4921b650bf7fbbd7a6476e082afcfd150a4ddb (датаобращения 28.03.2020).
23. Bennett, M. Basic Concepts of Intercultural Communication, 1998. // URL: https://www.researchgate.net/publication/246501677_Intercultural_Communication_A_Current_Perspective (датаобращения: 19.11.2020).
24. Bochner, S., Hesketh, B. Power Distance, Individualism/ Collectivism, and Job-Related Attitudes in a Culturally Diverse Work Group // Journal of Cross-Cultural Psychology, 25(2), 1994. // URL: https://researchers.mq.edu.au/en/publications/power-distance-individualismcollectivism-and-job-related-attitude (датаобращения: 22.03.2020).
25. Bosrock, M. M. European Business Customs & Manners: A Country-By-Country Guide, 2006.
26. Brooks, C. Going Global: How to Expand Your Business Internationally // Business News Daily, 2019. // URL: https://www.businessnewsdaily.com/8211-expand-business-internationally.html(дата обращения: 21.06.2020).
27. Bülow, A. M., Kumar, R. Culture and Negotiation. International Negotiation, 16(3), 2011. // URL: https://www.researchgate.net/publication/284720571_Culture_and_Negotiation (датаобращения: 3.04.2020).
28. Business Communication in France: the Do's and the Don'ts // Paris Attitude, 2018. // URL: https://blog.parisattitude.com/en/business-communication-france-dos-donts(датаобращения: 5.08.2020).
29. Business Etiquette in Latin America https://www.kcba.org/kcba/streaming/Documents/COLLABORATIVE-Handout_1.pdf (датаобращения: 10.08.2020).
30. Cardon, P. W. A Model of Face Practices in Chinese Business Culture: Implications for Western Businesspersons, 2009. // URL: https://www.researchgate.net/publication/229937422_A_model_of_face_practices_in_Chinese_business_culture_implications_for_Western_Businesspersons(датаобращение: 2.03.2020).
31. Carey, C. What is Etiquette? Why it is Important? // The School of Etiquette SA YouTube Channel. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Yz4YN0aEUB0 (дата обращения: 29.01.2021).
32. Chen, G. M., Starosta, W. J. Foundations of intercultural communication // Boston; MA: Allyn & Bacon, 1998.
33. Cohen, L. Kassis-Henderson, J. Language use in establishing rapport and building relations: implications for international teams and management education // Management & Avenir, 2012. // URL: https://www.cairn.info/revue-management-et-avenir-2012-5-page-185.htm (дата обращения: 02.04.2021).
34. Colombia Business Etiquette, Culture, & Manners // International Business Center. // URL:https://www.cyborlink.com/besite/colombia.htm(датаобращения: 10.06.2020).
35. Cook, P. G. The Rhetoricity of Cultural Literacy. Pedagogy: Critical Approaches to Teaching Literature, Language, Composition, and Culture, 2009. // URL: https://paulgcookorg.files.wordpress.com/2017/07/the_rhetoricity_of_cultural_literacy_pe.pdf (датаобращения: 2.03.2021).
36. Country comparison: What about the USA? // Hofstede Insights. // URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/the-usa/ (датаобращения 19.03.2021).
37. D’Angelo, M. International Business Etiquette From Around the World // business.com, 2020. // URL: https://www.business.com/articles/so-international-business-etiquette-from-around-the-world/(дата обращения: 21.06.2020).
38. De Mooij, M., Hofstede, G. The Hofstede model // International Journal of Advertising, 29(1), 2010. // URL: https://www.researchgate.net/publication/242542837_The_Hofstede_model_Applications_to_global_branding_and_advertising_strategy_and_research (датаобращения: 22.01.2021).
39. Dixon,H. Protocol and etiquette for doing business in Italy // Rochester Institute of Technology, 2000. // URL: https://scholarworks.rit.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1374&context=theses (датаобращения: 1.03.2021).
40. Evason, N. Italian Culture // Cultural Atlas, 2017. URL: https://culturalatlas.sbs.com.au/italian-culture/italian-culture-etiquette#italian-culture-etiquette(дата обращения: 2.03.2021).
41. Fawkes, J. Public relations models and persuasion ethics: A new approach, 2007. // URL: https://www.researchgate.net/publication/235301820_Public_relations_models_and_persuasion_ethics_A_new_approach (дата обращения: 22.04.2020).
42. Flavell, H. Developing Indigenous Australian cultural competence: A model for implementing Indigenous content into curriculum // Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. – 2013. // URL: https://ojs.deakin.edu.au/index.php/jtlge/article/view/560 (дата обращения: 11.03.2021).
43. Galluccio M., Handbook of International Negotiation, Interpersonal, Intercultural, and Diplomatic Perspectives, 2015. // URL: https://www.springer.com/gp/book/9783319106861 (датаобращения 19.03.2021).
44. Gannon M. J., Newman, K. L. The Blackwell handbook of cross-cultural management // Oxford: Blackwell Business, 2005.
45. Gates, S. The Negotiation Book: Your Definitive Guide to Successful Negotiating (Vol. Second edition) // Chichester, West Sussex, United Kingdom: Wiley, 2016.
46. Gelfand, M., Brett, J., The Handbook of Negotiation and Culture // Stanford, CA: Stanford Business Books, 2004. // URL: http://www.unice.fr/crookall-cours/iup_cult/_docs/_Gelfand%202004%20Handbook%20of%20Negotiation%20and%20Culture.pdf(датаобращения 21.06.2020).
47. Gesteland, R. R. Cross Cultural Business Behavior: Negotiating, Selling, Sourcing And Managing Across Cultures // Copenhagen Business School Press, 2005
48. Ghauri, P. N., Usunier, J. C. International Business Negotiations. 2nd ed. // Emerald Group Publishing, 2003. // URL: http://www.mim.ac.mw/books/International%20Business%20Negotiations.PDF (датаобращения: 11.06.2020).
49. Gibson, R. Intercultural Business Communication // Oxford University Press, 2008. // URL: http://tesl-ej.org/ej33/r8.pdf (датаобращения 19.03.2021).
50. Godin, P. Cross Cultural Negotiations // The Stitt Feld Handy Group, 2006. // URL: https://sfhgroup.com/cross-cultural-negotiations/ (дата обращения: 02.12.2020).
51. Gunaydin, G., Selcuk. E., Zayas, V. Impressions Based on a Portrait Predict, 1-Month Later, Impressions Following a Live Interaction // Social Psychological and Personality Science, 2016. // URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1948550616662123 (дата обращения: 18.11.2020).
52. Haden, J. 10 Habits of Remarkably Polite People // Inc.com, 2014. // URL: https://www.inc.com/jeff-haden/10-habits-of-remarkably-polite-people.html (дата обращения: 01.10.2020).
53. Hall, E. T. Beyond Culture // New York: Doubleday, 1976. // URL: http://www.fearofnature.com/beyond-culture-edward-t-hall (датаобращения: 3.02.2020).
54. Hall, E. T. Silent Language // Garden City; New York: Doubleday, 1959.
55. Hall, E. T. The Hidden Dimension // New York: Doubleday, 1966. // URL: http://index-of.es/z0ro-Repository-2/Cyber/03%20-%20General%20Science/The%20Hidden%20Dimension%20-%20Edward%20Hall.pdf(датаобращения: 22.01.2021).
56. Hall, E. T. The Dance of Life. The Other Dimension of Time // New York: Doubleday, 1983. // URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/jar.39.4.3629870(датаобращения: 13.01.2021).
57. Hall, E., Hall, M. Hidden Differences. Studies in International Communication. How to communicate with Germans // Hamburg, 1983.
58. Hall, S. 9 Body Language Tricks to Improve Your Negotiation Skills, 2014. // URL: https://www.fastcompany.com/3032560/9-body-language-tricks-to-improve-your-negotiation-skills (дата обращения: 07.02.2021).
59. Hills, M. D. Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory // Psychology and Culture, 2002. // URL: https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1040&context=orpc (дата обращения: 15.04.2020).
60. Hirsch, E. Cultural literacy. The American Scholar, 1983. // URL: http://www.jstor.org/stable/41211231 (дата обращения: 18.10.2020).
61. Hirsch, E. D., Jr. Cultural literacy, what every American needs to know // Boston: Houghton & Mifflin, 1987. // URL: http://people.whitman.edu/~frierspr/hirsch%20cultural%20literacy.pdf (дата обращения: 05.11.2020).
62. Hofstede, G. Cultural Differences in Teaching and Learning // International Journal of Intercultural Relations, Vol.10, Issue 3. // Amsterdam; Elsevier Science Ltd., 1986. // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0147176786900155 (дата обращения: 17.10.2020).
63. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Software of the mind: Intercultural Cooperation and its importance for survival // New York: McGraw-Hill, 1997. // URL: https://e-edu.nbu.bg/pluginfile.php/900222/mod_resource/content/1/G.Hofstede_G.J.Hofstede_M.Minkov%20-%20Cultures%20and%20Organizations%20-%20Software%20of%20the%20Mind%203rd_edition%202010.pdf (дата обращения: 17.10.2020).
64. Hofstede, G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Psychology and Culture, 2(1), 2011. // URL: https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=orpc (датаобращения: 6.06.2020).
65. Hofstede, G., Pedersen, J. P., Hofstede, G. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures // 2002. // URL: https://geerthofstede.com (дата обращения: 16.10.2020).
66. Hooker, J. Working Across Cultures // Stanford University Press, 2003. // URL: https://www.sup.org/books/title/?id=4505(датаобращения: 9.01.2020).
67. Huang, L. Cross-cultural Communication in Business Negotiations // International Journal of Economics and Finance, 2(2), 2010. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ijef/article/view/5907(дата обращения: 2.04.2021).
68. Imai, L., Gelfand, M. J. The culturally intelligent negotiator: The impact of cultural intelligence on negotiation sequences and outcomes // Organizational Behaviour and Human Decision Processes, 112(2), 2010. // URL: https://culturalq.com/wp-content/uploads/2016/06/OBHDP-2010-Imai-Gelfand.pdf(датаобращения 19.03.2021).
69. International Business Etiquette. // Southeastern University, 2016. // URL: https://thebestschools.org/magazine/international-business-etiquette/(датаобращения: 3.08.2020).
70. International Negotiation: Cross-Cultural Communication Skills for International Business Executives // PON Harvard. // URL: https://www.pon.harvard.edu/freemium/international-negotiations-cross-cultural-communication-skills-for-international-business-executives/(датаобращения 19.03.2021).
71. Johnson, P. C. Cultural literacy, cosmopolitanism and tourism research. Annals of Tourism Research, 2013. // URL: https://www.researchgate.net/publication/259510027_Cultural_literacy_cosmopolitanism_and_tourism_research (дата обращения: 17.11.2020).
72. Jones, M. Doing Business in France: 8 Cultural Cues That Make (or Break) a Deal // IBT – International Business Times, 2011. // URL: https://www.ibtimes.com/doing-business-france-8-cultural-cues-make-or-break-deal-368258(датаобращения: 11.10.2020).
73. Kano Kikoski, C. A study of cross-cultural communication, Arabs and Americans: paradigms and skills // University of Massachusetts Amherst, 2014. // URL: https://core.ac.uk/download/pdf/220126659.pdf(датаобращения: 8.07.2020).
74. Katz, L. Negotiating International Business - The Negotiator’s Reference Guide to 50 Countries Around the World, 2008. // URL: http://www.leadershipcrossroads.com/resources/books/negotiating_international_business/ (дата обращения: 13.02.2021).
75. Kermeliotis, T. Doing business in China: Five tips for success // CNN Business, 2011. // URL: https://edition.cnn.com/2011/10/21/business/china-business-investors-culture/(датаобращения: 11.01.2021).
76. Khakhar, P., Rammal, H. G. Culture and business networks: International business negotiations with Arab managers // International Business Review, 22(3), 2013. // URL: https://scholarworks.aub.edu.lb/handle/10938/12190https://www.sup.org/books/title/?id=4505(датаобращения: 8.07.2020).
77. Kim, Y. Y. Cross cultural adaptation // Oxford university press, 2017. // URL: https://oxfordre.com/communication/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-21 (дата обращения: 11.10.2020).
78. Kluckhohn, C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action: An Exploration in Definition and Classification. Toward a General Theory of Action // Harvard University Press, Cambridge, 1951. // URL: http://dx.doi.org/10.4159/harvard.9780674863507.c8(дата обращения: 15.04.2021).
79. Kluckhohn, Fl., Strodtbeck, F.L. Variation in Value Orientations // New York: Row Peterson, and comp., 1961. // URL: https://academic.oup.com/sf/article-abstract/40/3/272/2227331?redirectedFrom=fulltext (дата обращения: 15.04.2021).
80. Kruse, K. Why Successful People Never Bring Smartphones Into Meetings // Forbes, 2013. // URL: https://www.forbes.com/sites/kevinkruse/2013/12/26/why-successful-people-never-bring-smartphones-into-meetings/?sh=25bee41b3ffb (дата обращения: 29.09.2020).
81. Le Blond,J. Ten tips for German business etiquette // The Local, 2013. // URL: https://www.thelocal.de/20130325/48679/(датаобращения: 15.04.2021).
82. LeBaron, M. Culture and Conflict // Beyond Intractability, 2003. // URL: https://www.beyondintractability.org/essay/culture-conflict(датаобращения 19.03.2021).
83. Lewis, R. Cross Cultural Communication: A Visual Approach // Warnford, 1999.
84. Lewis, R. D. When Cultures Collide // Boston; London: Nicholas Brealey International, 2006. // URL: http://www.utntyh.com/wp-content/uploads/2011/11/When-Cultures-Collide.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
85. Lintzén, J., Svedjeholm, A. The Impact of Culture on Business Negotiations between Swedish and US Businessmen, 2006. // URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1028337/FULLTEXT01.pdf (датаобращения: 13.05.2020).
86. Luenendonk, M. A Practical Guide to International Business Etiquette, 2018. // URL: https://www.cleverism.com/practical-guide-international-business-etiquette/ (дата обращения: 14.01.2021).
87. Luomala H. T., Kumar R., Singh J. D., Jaakkola M. When an Intercultural Business Negotiation Fails: Comparing the Emotions and Behavioural Tendencies of Individualistic and Collectivistic Negotiators // Group Decision and Negotiation, 2015. // URL: https://research.aston.ac.uk/en/publications/when-an-intercultural-business-negotiation-fails-comparing-the-em(датаобращения 19.03.2021).
88. Malhotra, D. Control the Negotiation Before It Begins // Harvard Business Review, 2015. // URL: https://hbr.org/2015/12/control-the-negotiation-before-it-begins (дата обращения: 11.11.2020).
89. Manrai, L. A., Manrai, A. K. The influence of Culture in International Business Negotiations: A New Conceptual Framework and Managerial Implication // Journal of Transnational Management, 15(1), 2010. // URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15475770903584607(датаобращения: 10.04.2021).
90. Martin, J. N., Nakayama, T. K. The Intercultural Communication in Contexts // Mountains View, 2000.
91. Matsumoto, D. R., Hwang, H. S. The Handbook of Culture and Psychology (Vol. Second edition) // New York: Oxford University Press, 2019. // URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/oso/9780190679743.001.0001/oso-9780190679743 (дата обращения 19.03.2021).
92. Maude, B. Managing Cross-Cultural Communication. Principles and Practice, 2011.
93. Meyer, E. Building Trust Across Cultures // INSEAD Affiliate Professor of Organisational Behaviour, 2015. // URL: https://knowledge.insead.edu/blog/insead-blog/building-trust-across-cultures-3844(датаобращения 28.03.2020).
94. Moore, C. W., Woodrow, P. J. Handbook of Global and Multicultural Negotiation, 2010. // URL: http://blogs.unpad.ac.id/teddykw/files/2012/06/Handbook-of-Global-and-Multicultural-Negotiation-Christopher-Moore.pdf (датаобращения 20.05.2020).
95. Moore, J. H. The Etiquette Advantage: Rules for the Business Professional // Nashville, Tennessee: B&H Publishing Group, 1998.
96. Mullican, J. S. Cultural Literacy: Whose Culture? Whose Literacy? // English Education, 1991.
97. Negotiating in a Multicultural Business Environment. // CBS News, 2007. // URL: https://www.cbsnews.com/news/negotiating-in-a-multicultural-business-environment/(датаобращения: 4.09.2020).
98. Ott, U. F. The Influence of Cultural Activity Types on Buyer-Seller Negotiations: A Game Theoretical Framework for Intercultural Negotiations // International Negotiations, 16(3), 2011. // URL: http://irep.ntu.ac.uk/id/eprint/34938/(датаобращения: 9.02.2021).
99. Payne, N. How to do business in the Arab world // Entrepreneur Handbook, 2019. // URL: https://entrepreneurhandbook.co.uk/business-in-the-arab-world/ (дата обращение: 8.07.2020).
100. Peleckis, K. International business negotiations: innovation, negotiation team, preparation // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014. // URL: www.sciencedirect.com (дата обращения: 09.02.2021).
101. Powell, S. Geert Hofstede: Challenge of Cultural Diversity // Human Resource ManagementInternational Digest, 14(3), 2006. // URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/09670730610663187/full/html?skipTracking=true (дата обращения 28.03.2020).
102. Reynolds, K. How cultural differences impact international business // HULT International Business School, 2017. // URL: https://www.hult.edu/blog/cultural-differences-impact-international-business (дата обращения: 08.12.2020).
103. Reynolds, N, Simintiras, A., Vlachou, F, International business negotiations: Present knowledge and direction for future research // International Marketing Review, 20(3), 2003. // URL: https://www.academia.edu/6869933/International_business_negotiations_Present_knowledge_and_direction_for_future_research (дата обращения: 15.02.2021).
104. Salacuse, J. W. Intercultural Negotiation in International Business // Group Decision and Negotiation, 8(3), 1999. // URL: https://ideas.repec.org/a/spr/grdene/v8y1999i3d10.1023_a1008660330550.html (дата обращения: 9.11.2020).
105. Salacuse, J. W. Making Global Deal – Negotiating in the International Market Place // Boston; Houghton Mifflin, 1991. // URL: https://link.springer.com/article/10.1023/A:1008660330550 (дата обращения: 18.02.2021).
106. Salacuse, J. W. Negotiating: The Top Ten Ways That Culture Can Affect Your Negotiation // IBJ, 2004. // URL: https://iveybusinessjournal.com/publication/negotiating-the-top-ten-ways-that-culture-can-affect-your-negotiation/ (дата обращения: 13.02.2021).
107. Samovar, L. A., Porter, R. E. Communication between Cultures // Belmont; CA, 1991.
108. Scuderi, R. 15 Vital Business Etiquette Rules // American Express, 2012. // URL: https://www.americanexpress.com/en-us/business/trends-and-insights/articles/15-vital-business-etiquette-rules/ (дата обращения: 22.10.2020).
109. Semnani-Azad, Z., Adair, W. L. The Display of “Dominant” Nonverbal Cues in Negotiation: The Role of Culture and Gender // International Negotiation, 2011. // URL: https://uwaterloo.ca/culture-at-work-lab/sites/ca.culture-at-work-lab/files/uploads/files/IntlNeg%202011%20Dominant%20nonverbal%20cues.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
110. Shell, R. G. Bargaining for Advantage // New York, Penguin Books, 2006. // URL: https://executiveeducation.wharton.upenn.edu/wp-content/uploads/2018/08/shell-bargaining-for-advantage-intro-ch1.pdf (дата обращения 22.05.2020).
111. Shliakhovchuk, E. After cultural literacy: new models of intercultural competency for life and work in a VUCA world, 2019. // URL: https://www.researchgate.net/publication/331453186_After_cultural_literacy_new_models_of_intercultural_competency_for_life_and_work_in_a_VUCA_world (дата обращения: 04.12.2020).
112. The Evolution of the Business Card // The Protocol School of Washington Blog (PSOW Blog), 2013. // URL: https://www.psow.edu/blog/the-evolution-of-the-business-card/(дата обращения: 10.04.2021).
113. Trager, G., Hall, E. Culture as Communication: A Model and Analysis // New York, 1954.
114. Trompenaars F., Woolliams P. Business across cultures // West Sussex: Capstone Publishing, 2003. // URL: http://mis.kp.ac.rw/admin/admin_panel/kp_lms/files/digital/SelectiveBooks/Business/Business%20Across%20Cutures.%20[Fons,%20Trompenaars.].pdf.pdf (дата обращения 23.02.2020).
115. Understand the local business culture // Department for International Trade. GOV.UK, 2020. // URL: https://www.great.gov.uk/advice/prepare-to-do-business-in-a-foreign-country/understand-local-business-culture/(дата обращения: 5.04.2021).
116. United States of America Business Etiquette, Culture, & Manners // International Business Center. // URL: https://www.cyborlink.com/besite/us.htm(датаобращения: 11.06.2020).
117. Uzialko, A. 15 International Business Customs That Could Make or Break a Deal // Business News Daily, 2018. // URL: https://www.businessnewsdaily.com/5176-unusual-international-business-customs.html(датаобращения: 3.07.2020).
118. Van Dyne, L., Ang, S., Tan, M. L. Cultural intelligence. Cambridge handbook on intelligence // Cambridge University Press, 2011. // URL: https://www.cambridge.org/core/books/cambridge-handbook-of-intelligence/cultural-intelligence/20BD8F8280DE822190F31A57D6844981 (дата обращения: 8.05.2021).
119. Venezuela Business Etiquette & Culture // International Business Center. // URL:https://www.cyborlink.com/besite/venezuela.htm(датаобращения: 11.06.2020).