Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рецепция творчества Н.В. Гоголя в сербской литературе (на материале произведений М. Глишича, Б. Нушича, С. Сремаца)

Работа №135374

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
1. Николай Васильевич Гоголь и его творчество, как явление мировой литературы. 7
1.1. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя 7
1.2. Влияние творчества Н. В. Гоголя на литературу славянских народов 12
2. Сербский реализм. Тенденции влияния произведений Гоголя на сербскую литературу XIX века 15
3. Гоголевское влияние на творчество сербских реалистов 21
3.1. Николай Гоголь и Бранислав Нушич 21
3.2. Николай Гоголь и Милован Глишич 27
3.3. Николай Гоголь и Стеван Сремац 37
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Список интернет-источников 50


Творчество Николая Васильевича Гоголя оказало значительное влияние на развитие других славянских литератур XIX и XX веков. Гоголь был одним из самых популярных и востребованных в славянском зарубежье писателей. Подтверждением этого является множество существующих исследований за период с XIX по XXIвек, посвящённых анализу влияния Гоголя на литературу славянских народов. Также о популярности Н. В. Гоголя свидетельствует и бесстрастная статистика. По числу упоминаний в Именном указателе трехтомной «Истории литератур западных и южных славян» (1997-2001) Гоголь занимает второе после Пушкина место и превосходит не только своих сограждан (Достоевского, Тургенева, Гончарова, Льва Толстого), но и западноевропейских писателей. Это объясняется тем, что славянским литературам в периоды их становления и дальнейшего развития, крайне нужен был весь многосторонний опыт Гоголя, как прозаика, поэта, драматурга, лирика, сатирика, комика, публициста и т.д.
Отдельное внимание стоит уделить влиянию Н. В. Гоголя на сербскую литературу, так как некоторые исследователи утверждают, что есть все основания говорить о существовании «гоголевского» периода в сербской литературе. Во второй половине XIXвека Гоголь активно переводился сербскими литераторами. Первые переводы появились при жизни писателя. Например, «Сорочинская ярмарка» (1849), «Страшная месть» (1850).
Говоря о причинах такой популярности Н.В. Гоголя у сербов, можно отметить то, что сербскому народу были близки фольклорные, народно-освободительские мотивы, а также изображение повседневности простого народа. Известный сербский переводчик 60-х годов Джордже Попович, который переводил русского писателя, отметил, что герои гоголевских рассказов – казаки, пономари, богословы и прочий простой люд, изображённые так, что сербы их видят будто своими глазами и они бы их узнали, если бы где-то случайно с ними повстречались.
Влияние Гоголя было благотворным в годы зарождения и утверждения сербского реализма. Югославская исследовательница Милица Милидрагович писала в своих трудах о неразрывной связи сербского реализма и творчества Н. В. Гоголя. Самым ярким доказательством этого утверждения являются произведения таких значимых сербских реалистов, как Бранислав Нушич (1864-1938), Милован Глишич (1847-1908) и Стеван Сремац (1855-1906). Стоит отметить, что каждого из упомянутых авторов считают «сербским Гоголем» по определённым причинам. Б. Нушича часто сравнивают с Н. В. Гоголем, так как вся драматургия сербского писателя имеет похожую с гоголевскими произведениями структуру и проблематику. М. Глишич перенял у Гоголя очень много элементов мистического реализма, похожим образом описывал быт и традиции простого народа, также обращался к фольклорным мотивам. И наконец, в творчестве С. Сремаца часто встречается сатирическая манера изобличения человеческих пороков, схожая с гоголевской.
Целью исследования является изучение рецепции творчества Гоголя в сербской литературе на примере произведений трех сербских писателей (Глишича, Нушича и Сремаца).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с жизнью и творчеством Н. В. Гоголя.
2. Изучить роль творчества Николая Васильевича Гоголя в литературе славянских народов.
3. Изучить и проанализировать особенности сербского реализма и влияние Гоголя на его развитие.
4. В ходе исследования рассмотреть интертекстуальные связи в произведениях Н. В. Гоголя, Б. Нушича, М. Глишича и С. Сремаца. Будет проведён анализ следующих произведений: «Подозрительная личность» (1888) Нушича, «Ночь на мосту» (1880), «Спустя девяносто лет» (1880), «Голова сахара» (1975)Глишича, «Поп Спира и поп Чира» (1898) Сремаца. Планируется произвести сравнительное исследование сюжета, композиции, характера героев, авторской идеи, лексики и языковых средств.
Данная тема является актуальной, так как воздействие Н. В. Гоголя на сербскую литературу началось с XIXвека, продолжалось весь XXи имеет своё влияние до сих пор. Кроме этого, сербский реализм и его преемственность изучены недостаточно, так как он имеет свой особенный путь развития, который существовал наряду с другими глобальными направлениями в сербской литературе.
В раскрытии данной проблемы значительны следующие исследования: «Гоголь у сербов во второй половине XIX века» сербской исследовательницы М. Милидрагович, «История сербской литературы» Й. Деретича, «Гоголь и сербская литература XIXвека: к постановке проблемы» Е. В. Сартакова, «Восприятие Гоголя в литературах западных и южных славян» Л. Н. Будаговой, многие исследования Л. Н. Дорониной и работы других учёных.
Новизна работы заключается в том, что в данном исследовании произведён детальный самостоятельный сравнительный анализ произведений Н. В. Гоголя и сербских реалистов. На его результаты смогут опираться исследователи, которые планируют заниматься изучением данный темы. Настоящая работа также может быть использована при подготовке спецкурсов по сербской литературе и компаративистике.
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведённого исследования удалось установить, что Гоголь оказал значительное влияние на становление сербского реализма в литературе второй половины XIX века. Изученные реалисты Бранислав Нушич, Милован Глишич и Стеван Сремац «впитали» в себя множество особенностей творчества Н. В. Гоголя, и это, несомненно, отразилось на их собственных произведениях.
Также было выявлено, что воздействие Николая Гоголяво многом объясняется сходством историко-культурного развития России и Сербии и близость традиций и менталитета сербского, украинского и русского народа.
По окончании исследования были выполнены все поставленные задачи. Был проанализирован жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя, выявлены определённые моменты его биографии, которые позже послужили основой для создания гениальных произведений. После реализации этой задачи был изучен вклад русского писателя в литературу славянских народов. Как выяснилось, значение творчества Гоголя было огромным во всех славянских государствах. Гоголем вдохновлялись абсолютно все: словаки, чехи, словенцы, поляки, македонцы, болгары, сербы и т.д. Но особенное влияние Н. В. Гоголь оказал на становление и развитие сербского реализма. Многие исследователи отмечают, что в сербской литературе имеет место быть «гоголевский» период.
Различные учёные единодушно сходятся во мнении, что самым ярким примером преемственности сербского реализма является творчество таких реалистов, как Бранислав Нушич, Милован Глишич и Стеван Сремац. В исследовании были проанализированы гоголевские мотивы в творчестве сербских писателей на примере конкретных произведений.
Нушич вдохновлялся драматургией Гоголя, ему была близка проблематика его произведений. Его комедия «Подозрительная личность», которая сначала была названа «Гоголиадой в двух действиях» является подтверждением этому. Сербские и русские исследователи до сих пор спорят относительно этого произведения: первые считают, что комедия самобытна, а вторые утверждают, что «Подозрительная личность» – это сербская версия «Ревизора». Тем не менее, огромное влияние Гоголя на сербского драматурга неоспоримо.
В результате сравнения произведений Милована Глишича и Николая Гоголя, было обнаружено, что сербский прозаик вдохновлялся именно мистическим реализмом и фольклорными элементами в творчестве Н. В. Гоголя. В его рассказах было найдено очень много текстовых параллелей, а также похожих художественных приемов.
Творчество Стевана Сремаца перекликается с гоголевским в изображении патриархальных устоев общества, сатирическом описании обывательской среды. В его произведениях выявлено множество гоголевских литературных приёмов, которые Сремац позаимствовал, сочтя их идеальными для изображения сербской действительности конца XIXвека, во многом идентичной российской.
Подводя итоги, можно утверждать, что в проанализированных выше произведениях прослеживаются схожие сюжеты, идентичная композиция, а также многие повествовательные элементы, различные художественные приёмы, лексические особенности (похожее использование антропонимов, топонимов), которые встречаются в творчестве Н. В. Гоголя, но все же, как показало данное исследование, сербские писатели очень самобытны, и нельзя утверждать, что они слепо копировали гоголевское творчество.
Во время изучения материалов, необходимых для исследования, возникли некоторые сложности с интерпретацией сербских произведений на русский язык, потому что не всегда удавалось найти языковые средства или их аналог для дальнейшего сравнения с русским текстом. Например, игру слов сербского автора или двойное значение поговорок, потому что такую информацию может в полной мере осознать только носитель языка. Также большую сложность вызвало то, что в различных источниках представлено очень мало информации о сербском реализме, об особенностях его развития. Поиск подробного описания жизни и творчества сербских писателей тоже вызвало затруднения, так как тема очень узкая, и представлено не так много источников, где можно ознакомиться с данной информацией.
В дальнейшем можно продолжить исследование, рассмотрев большее количество произведений выбранных авторов, а также ознакомиться с трудами сербских исследователей, которые находятся исключительно в белградских библиотеках.



1. Будагова Л. Н. Восприятие Гоголя в литературах западных и южных славян // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции. Москва: Новосибирский изд. дом, 2012. С. 56-66.
2. Поповић Ђ. Списатељи и списатељство // Даница. 1865. №35.
3. МилидраговичМ. Гоголь у сербов во второй половине XIXвека // Русско-югославянские литературные связи. Вторая половина XIX - начало XX века. М.: Наука, 1975, С. 82-89.
4. Деретић J. Кратка историјасрпскекњижевности – Б.: Београдскииздавачко-графички завод. 1987. 177 с.
5. Сартаков Е.В. Гоголь и сербская литература XIXвека: к постановке проблемы // Вестник славянских культур. Т. 43. С. 142-151.
6. Манн Ю. В. Гоголь. Книга первая. Начало: 1809-1835 годы. М.: Издательский центр РГГУ, 2012. 504 с.
7. Адамс В. Т. Идиллия Н. В. Гоголя «Ганц Кюхельгартен» в свете его природоописаний. Тарту: Госиздат «Научная литература», 1946. 51 с.
8. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.: Терра, 2015. 784 с.
9. Гиппиус В. В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники. М.: Аграф, 1991. 464 с.
10. Каллаш В. В. Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников и переписке. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1909. 300 с.
11. Л. Н. Будагова Н. В. Гоголь и славянские литературы. М.: Издательство «Индрик», 2012. 599 с.
12. Манн Ю.В. Гоголь и мировая литература. М.: Наука, 1988. 318 с.
13. Стойнич М. Сербский реализм и русская литература // Русско-югославянские литературные связи. Вторая половина XIX - начало XX века. М.: Наука, 1975. С. 7-24.
14. История литератур западных и южных славян. Том II: Формирование и развитие литератур Нового времени. Вторая половина XVIII-80-е годы XIXвека. М.: Издательство «Индрик», 1997. 672 с.
15. Скерлич J. Сабрана дела. Београд: Мисао, 1964. Књ. II.
16. Здравковић Р. Ревизор код Срба // Покрет. 1902. №4.
17. Н. В. Гоголь. Комедии. М.: Искусство, 1988. 472 с.
18. Кондакова Ю. В. Религиозное сознание Гоголя-художника: проблемы научной и художественной-литературной рецепции // Дергачевские чтения. Том 1. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. С. 150 – 168.
19. Доронина Р. Ф. Некоторые типологические схождения в реализме Сремаца и Гоголя // Русско-югославянские литературные связи. Вторая половина XIX - начало XX века. М.: Наука, 1975. С. 90 – 115.
20. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Харьков: Фолио, 2012. 348 с.
21. Шешкен А. Г. Русская и югославянские литературы в свете компаративистики: Учебное пособие. М., 2003.
22. Кравцов Н.И. Проблемы сравнительного изучения славянских литератур. М., 1973.
23. Бадалич Й. Русские писатели в Югославии. М., 1966.
24. Русско-сербские литературные и культурные связи (Л. К. Гаврюшина / отв. ред./: Cербско-русскиелитературные и культурные связи ХІV-XXвв. Санкт-Петербург: Алетейя - BibliothecaSerbica, 2009. 261 с.
25. Дмитриев П. А., Сафронов Г. И. Из истории русско-югославянских литературных и научных связей. Л., 1975.
26. Дмитриев П. А., Сафронов Г. И. Сербия и Россия: (Страницы истории культурных и научных взаимосвязей). СПб., 1997.
27. Хватов А. И.БраниславНушич и русская литература // Из истории русско-славянских литературных связей. Ленинград: Ленинградское отделение Издательства Академии наук СССР, 1963. 379 с.
Список интернет-источников
1. Нушич Б. Подозрительная личность [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Н/nushich-branislav/podozriteljnaya-lichnostj/3 (дата обращения 20.09.2020)
2. Сермац С. Книга поп Чира и поп Спира[Электронный ресурс]. URL:https://librebook.me/pop_chira_i_pop_spira/vol1/8 (дата обращения: 20.04.2021)
3. Сремац С. Книга поп Чира и поп Спира[Электронный ресурс]. URL: https://librebook.me/pop_chira_i_pop_spira/vol1/1 (дата обращения: 22.04.21)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ