Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Школьные референтные группы как фактор конструирования социальных ориентаций

Работа №135357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основания исследования феномена референтных групп в социологии 9
§1.1 История возникновения теории референтных групп 10
§1.2 Основные научные концепции теории референтных групп 12
Вклад западных социологов 12
Вклад Роберта Мертона в развитие теории референтных групп 16
Вклад отечественных социологов 21
§1.3 Понятие референтной группы. Виды и критерии выделения референтных групп 27
§1.4 Ценности и ценностные ориентации современных школьников подросткового возраста 31
§1.5 Школьные (подростковые) референтные группы и их роль в современном обществе 36
Глава 2. Эмпирическое социологическое исследование школьных референтных групп 42
§2.1 Исследовательская модель 42
§2.2 Программа эмпирического исследования 44
§2.3 Выводы по результатам исследования 49
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение А 73
Приложение Б 76
Приложение В 78
Приложение Г 80


Современное общество XXI века в России – эра стремительных трансформаций, затрагивающих практически все сферы человеческой жизни и уровни его существования. Кардинальные изменения, происходящие в политической системе общества, экономике и духовной сфере находят отклик в обществе – прежде всего, в молодежи, детях и школьниках подросткового возраста.
Подростки сильнее всех остальных оказываются подверженными подобным изменениям. Формирование их духовного облика происходит в эпоху экономического кризиса, кризиса упадка нравственности и духовных ценностей, в то время, когда к ним и к их самостоятельности и инициативности, патриотизму и гражданской позиции предъявляются повышенные требования. У подростков происходит переосмысление и переоценка опыта предыдущих поколений, но прежде всего себя – своих ценностных ориентаций, идеалов, того, каких норм и правил придерживаться, как правильно жить и какую выбрать профессию, чтобы в будущем стать полноправным членом общества.
Подростки не должны оставаться предоставленными самим себе. Очень большую роль в формировании и развитии их самосознания играют не только их собственные суждения, но и суждения других людей. Старшеклассники так сильно хотят быстрее окончить школу, начать работать или учиться в вузе, чтобы, наконец, продемонстрировать всем свою «взрослость», как сами не замечают, что их черты характера складываются и закрепляются неправильно, под влиянием «плохой компании», не могут отличить, какие ценности им навязали, а какие остаются их собственными.
Эмпирические исследования в этой сфере, в зависимости от специфики исследовательского вопроса, приобретают особую остроту и актуальность.
С точки зрения теоретического рассмотрения проблемы, тема школьных референтных групп, при всей своей важности, в современной науке до сих пор остается не исследованной до конца – проводящиеся исследования довольно редки и зачастую носят лишь эпизодический, описательный характер.
С практической точки зрения, дружбу в школьных коллективах полезно изучать как мощный, оставляющий след в сознании многих россиян стимул к общению, выражающийся, к примеру, в создании и продолжительном существовании социальной сети «Одноклассники».
Закономерное развитие российского общества обусловлено во многом тем, что подростки растут без должного внимания и контроля, а ведь они не должны оставаться предоставленными самим себе. Очень большую роль в формировании и развитии их самосознания играют не их собственные суждения, но суждения окружающих, задающие вектор их психо-социального развития. Добавляет актуальности еще и тот факт, что крайне не хватает профессиональных методик изучения микрогрупп в школьных коллективах, которые, к примеру, могли бы привести к созданию рекомендаций о жизненных стратегиях выпускников после окончания школы.
Школьные референтные группы закладывают в подростков базу, благодаря которой они создают свои представления о механизмах общества, в дальнейшем определяющие их профессиональный выбор. Актуальным представляются исследования в контексте социологии организаций – для нормального их функционирования при наборе кандидатов следует изучать, в каких референтных микрогруппах (прежде всего, школьных) проходила социализация индивидов.
Целью дипломной работы является изучение влияния принадлежности старшеклассников к определенным школьным референтным группам на формирование их ценностно-социальных ориентаций.
Объектом исследования выступают современные школьные референтные группы.
Предметом исследования являются динамика и особенности формирования социальных ориентаций на основе школьных референтных групп.
Гипотезы исследования
Основная гипотеза дипломного исследования: В современных российских условиях школьные референтные группы оказывают существенное воздействие на формирование ценностно-социальных ориентаций, а также на установление прочных, продолжительных связей между школьниками. Подобные связи, в динамике претерпевая существенные изменения, остаются для человека социально-значимыми, определяя формирование у него ценностей, установок и норм поведения на протяжении всей жизни.
Частные гипотезы:
1) Преимущественно школьные референтные группы складываются как социальные образования на основании непохожести индивидуальных характеристик, черт личности как потенциальной возможности компенсировать свои слабо проявляющиеся качества за счет взаимодействия с другими членами группы.
2) Школьные референтные группы отражают общие представления старшеклассников о социуме, проявляющихся в схожих профессиональных ориентациях.
3) После окончания школы у старшеклассников в значительной степени изменяются основания выбора членов своего окружения, социальное влияние, которое на них оказывает администрация вуза, а также их коллеги по учебе ведет к полной трансформации их референтных групп.
4) Даже спустя десятки лет после окончания школы референтные группы, сложившиеся в старших классах, продолжают восприниматься как референтные, выступают в качестве виртуального социального контролера, оказывающего влияние на выборы индивида, его представления об общественных процессах, оценку своих действий со стороны и решение некоторых жизненных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исследование теоретических оснований изучения феномена референтных групп в социологии.
2. Рассмотреть историю возникновения теории референтных групп в социологической науке.
3. Изучить и сравнить основные концепции теории референтных групп, описанные в трудах западных и отечественных социологов.
4. Определить основные виды и критерии формирования референтных групп.
5. Рассмотреть понятия ценностей и ценностных ориентаций у современных школьников подросткового возраста.
6. Исследовать причины, мотивы, тенденции, виды и особенности вы-бора подростками тех или иных школьных референтных групп.
7. Эмпирическим путем установить тенденцию к формированию комплекса ценностно-социальных ориентаций на основе данных, полученных в результате опросов групп людей, объединенных по возрастному признаку, а также по признаку принадлежности к определенным циклам обучения.
8. Выявить и описать характерные особенности связей между школьными референтными группами и сформированными в дальнейшем у индивидов комплексов ценностно-социальных ориентаций.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена такими общесоциологическими теориями, как структурно-функциональный подход Р. Мертона в определении уровня социального самоопределения личности, символический интеракционизм Дж. Мида и А. Халлера (теории об «обобщенном другом» и «значимом другом»); теорией референтных групп (Келли, Ньюком, Щедрина и др.), концепциями П.И. Смирнова о ценностях в социологии, а также концепцией изменения ценностей Р. Инглхарта.
Междисциплинарность ключевого исследуемого понятия предполагает к использованию такого же междисциплинарного подхода к изучению объекта, а также привлечению комплексной методологии. Общеметодологической базой для исследования служат принципы системности и социального детерминизма.
Метод эмпирического исследования
Исследование выполнено в рамках количественной стратегии. В эмпирической части исследования были использованы социометрический метод, анкетный (в том числе в сети Интернет) опрос с применением тестов на акцентуации личности и профессиональные ориентации, тест Рокича, адаптированный для студентов высших учебных заведений.
Научная новизна
По результатам исследования на основании проанализированных теоретических подходов и статистических данных произведена концептуализация школьных референтных групп в контексте динамики комплекса ценностно-социальных ориентаций. Раскрыты социальная динамика изменения оснований выбора студентами референтных групп.
Апробация метода эмпирического исследования
Метод эмпирического исследования был представлен автором на социологической конференции «IX Ковалевские чтения: Социология и социологическое образование в России (к 25-летию социологического образования в России и Санкт-Петербургском государственном университете)».
Значительная часть материалов использована на семинарских занятиях со студентами-социологами 4 курса в процессе изучения дисциплины «Социология организации», а также в процессе выступлений в школах города по профориентационной работе в 2015 и 2016 гг.
Структура работы
Данная исследовательская работа состоит из 2 глав. Первая глава включает 5 параграфов и раскрывает теоретические основания исследования референтных групп в социологии с учетом специфики их изучения в школьных коллективах. Вторая глава состоит из 3 параграфов и описывает результаты эмпирического социологического исследования школьных референтных групп.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как мы уже неоднократно отмечали в нашей исследовательской работе, в современном российском обществе постоянно происходят стремительные изменения во всех его сферах, и проблемы молодежи и подростковой социализации в контексте массовых трансформаций должны не просто занимать свою нишу среди остальных требующих решения общественных вопросов, но и выходить на первый план.
Проблемы подростковой социализации – вещь отнюдь не праздная, ведь то, каким растет современный Подросток, обуславливает характер общества, в котором мы все будем жить в ближайшем будущем. Профессиональных методик, позволивших бы нам изучать социализацию молодых (более конкретно – старшеклассников) до сих пор недостаточно, стоит привлекать большее количество социологов для проведения комплексных социологических исследований, связанных с социализацией в школе и референтными группами современных школьников, оказывающих на нее непосредственное влияние.
Нами было проведено комплексное социологическое исследование, посвященное изучению референтных групп современных старшеклассников, и их влиянию на формирование комплекса ценностно-социальных ориентаций индивида. Анализ данных, полученных в результате исследования, подтвердил нашу основную гипотезу – школьные референтные группы действительно остаются социально-значимыми для индивида спустя долгие годы, оказывая значительное влияние на его поступки, выборы и убеждения.
В рамках дипломной работы мы последовательно решали задачи исследования. Так, мы рассмотрели основные теоретические основания изучения феномена референтных групп в социологии, дали краткую сводку о том, кто впервые ввел данное понятие в научный дискурс, установив, что теория референтных групп во многом основана на положениях последователей символического интеракционизма и в дальнейшем активно развивается силами как знаменитейших западных, так и отечественных исследователей.
Мы сформулировали наиболее полное и подходящее нашему исследованию определение понятия референтных групп, также установив их основные виды и критерии формирования; рассмотрели, какие функции выполняют референтные группы в современном обществе.
Нами был проведен разбор понятий «ценность» и «ценностная ориентация» применительно к контексту изучения школьных референтных групп, также были исследованы причины, мотивы, тенденции, виды и особенности выбора подростками тех или иных школьных референтных групп.
В результате анализа эмпирических данных мы выявили основные тенденции к формированию у старшеклассников референтных групп, определив, что они складываются преимущественно на непохожести черт личности, но в условиях совпадающих представлений всех членов микрогруппы об общественных процессах.
Мы установили также, что референтные отношения в студенческих коллективах складываются под влиянием отличных факторов – большую роль в конструировании референтности начинают играть личные черты характера и творческая деятельность.
Нами также были выявлены связи, соединяющие индивидов старшего возраста с его школьным коллективом. Мы пришли к подтверждающему наши предположения выводу: действительно, отношения референтности, заложенные в школе и определяющие у человека его ценностные ориентации, остаются с ним на всю жизнь. Подавляющее большинство респондентов нашего исследования отмечали, что до сих пор ориентируются на успехи своих школьных друзей и близко общаются со многими из них.
Таким образом, задачи, которые мы поставили перед дипломным исследованием, были нами успешно решены. Считаем, что полученные результаты помогут всем ознакомившимся с ними осознать важность подобных исследований, а все наши наработки, включающие в себя и описанную методику, послужат основой не одному исследованию.



1. Алексеев В. Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 12.
2. Аналитический отчет по итогам социологического исследования по теме: «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации» / Осипова Н. Г., Елишев С. О., Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Ильиных О. В., Бороздина Г. Б. М.:2015. 276 с.
3. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы. М.: АсиектПресс, 2001. С. 182.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М: Аспект Пресс, 2002. С. 364.
5. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. С. 110.
6. Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5.
7. Боричевский В. О. От эталона к референтности // Территория науки. 2007. № 2.
8. Босов Д. В. Современный студент как «массовый человек» // Высшее образование в России. 2009. № 4.
9. Винокурова А. М. Источники информации для референтных групп на фармацевтическом рынке города Иркутска: частота использования и перспективы применения в коммуникационном канале // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 4.
10. Гаврилина Е. В. Исследование референтной принадлежности, самооценки и личностных смыслов старших подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 2.
11. Гербут К. А. Модель педагогической профилактики девиантного поведения у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 3.
12. Глебец И. В. Анализ проблемы межличностного конфликта с позиции зарубежной социально-психологической теории // Вестник Бурятского Государственного Университета. 2009. № 5.
13. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К.: Наукова Думка, 1988. С. 23.
14. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Ценности личности как основа жизненной и профессиональной стратегии // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.
15. Евсюкова А. Молодёжные субкультуры и их влияние на российское общество // Территория науки. 2013. № 4.
16. Ершова Ю. Е. Профессиональное самоопределение подростков и юношей разной направленности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 6.
17. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6-32.
18. Келли, Г. Две функции референтной группы. Тексты. М.: Аспект-Пресс, 1984. С. 324.
19. Кокоева Р. Т. Характеристика ценностных ориентаций подростков как фактор их социализации // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Серия: педагогика, психология. 2013. № 4 (15).
20. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. 1978. С. 90.
21. Королева М. П., Григорьева Л. П. Предупреждение нарушений поведения у подростков группы риска // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. 2013. № 7.
22. Кошарная Г. Б., Афанасьева Ю. Л. Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 1.
23. Критика буржуазных теорий молодежи. M. 1982. С. 87.
24. Кули Ч. Х., Толстов А. Б. Человеческая природа и социальный порядок. Идея-Пресс, 2000.
25. Курносова М. Г. Роль ценностных ориентаций в структуре профессиональной направленности личности // Культура. Духовность. Общество. 2013. № 4.
26. Лазарева Т. А. Отражение социальной нормы в ценностных ориентациях подростка // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2009. № 102.
27. Мертон Роберт К. Продолжение анализа теории референтных групп и социальной структуры / Пер. с англ. В.Ф. Чесноковой // Референтная группа и социальная структура / Под ред. С.А. Белановского. М.: Институт молодежи, 1991. С. 106-256.
28. Науменко М. В., Рогова Е. Е. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №. 3 (16).
29. Немов P. C. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, Владос, 1994. С. 576.
30. Николаев М. С. Метаморфозы социализации в обществе потребления // Вестник КазГУКИ. 2011. №3. С. 17-21.
31. Носова Т. А. Структурно-функциональный подход в определении уровня социального самоопределения личности // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 1999. № 2.
32. Прокофьева Т. А., Капцов А. В. Роль личностных ценностей в социометрических предпочтениях студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2007. 2. С. 122-123.
33. Пчёлкина Е. П. Студенческая молодежь: формирование ценностных предпочтений здоровья // Омский научный вестник. 2010. № 2-86.
34. Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка. 1987, С. 128-132.
35. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологиию. М.: Академия, 2003. 193 с.
36. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994, С. 50.
37. Смирнов П. И. Социология личности: учебное пособие. Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001.
38. Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсуков., К. В. Шульга. Минск: Университетское, 1991. С. 206.
39. Социология: Учебник / Под ред. Д. В. Иванова. М.: Высшее образование. 2005, C. 186.
40. Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4.
41. Тазов П. Ю. Ценностная система личности в социокультурной динамике // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 4.
42. Фирсова С. В. Роль лидерского потенциала студентов в системе воспитания // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2009. №. 102.
43. Холмогоров В. А., Кузьмина З. В., Кузьмина Е. И. Ядро коллектива и методы его изучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 4.
44. Черток Т. В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-1.
45. Чистякова С. Н. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Ярославль, 1993. С. 48.
46. Шибутани Т. Социальная психология. М.: ACT; Ростов н/Д: Феникс. 1999. С. 539.
47. Щедрина Е. В. Значимый круг общения и основы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975. С. 6-10.
48. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979. С. 111-127.
49. Adler F. The value concepts in sociology // American journal of sociology. 1956. 62. # 3. P. 272-279.
50. Cooley Charles H. Primary Groups // The classical tradition in sociology. The American Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Vol. I. P. 226-231.
51. Hyman H. The psychology of status. New Jersey: Columbia University. 1942.
52. Kelley, G. A. The Psychology of personal contacts. N.Y. 1955. P. 247.
53. Mead G. H. Mind, self and society. University of Chicago Press: Chicago, 1934. Т. 111.
54. Merton Robert К. Reference Group, Invisible colleges, and deviant behavior in Science // Surveying Social Life. Middletown, Connecticut: Wesleyan University Press, 1998. P. 175.
55. Newcomb T. M. Personality and social change. N.Y. 1943.
56. Sherif M. L. Sherif, C. W. Groups in harmony and tension. An interpenetration of studies on intergroup relations. N.Y. 1966. P. 161.
57. Sztompka P. Robert K. Merton: an intellectual profile. London: Macmillan Education LTD, 1986.
58. Woelfel J., Haller A. O. Significant others, the self-reflexive act and the attitude formation process //American Sociological Review. 1971. P. 74-87.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ