ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЛИСИЦА В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 8
1.1. Лиса как символ и предзнаменование в ранних текстах. Девятихвостая лиса. 8
1.2. Лиса-оборотень в народном представлении: ипостаси оборотня, взаимодействие со смертными. 13
1.3. Реконструкция культа лисы в Китае: лиса как демоническое животное на границе миров, персональное божество, покровитель местности. 27
1.4. Лисы в медиумных практиках 34
1.5. Лисы в китайской народной картине 41
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТ ЛИСЫ 48
2.1. Исследование религиозной веры в лис в современном Китае на примере материальной культуры 48
2.2. Святилища лис в Гонконге и на Тайване: сравнительный анализ 51
2.3. К проблеме исследования культа лисы в современном Китае. Присутствие образа мистической лисицы в современной китайской культуре. 61
ГЛАВА 3. САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СВЯТИЛИЩА ЛИСЫ 65
3.1. Святилище «Пещера Бессмертной лисы» 狐仙洞 в (пров. Шаньдун) 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение №1 82
Приложение №2 83
Приложение №3 84
Приложение №4 87
Приложение №5 89
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена изучению религиозного почитания лисы в КНР, его мифологических и исторических основ. Речь идет об изучении архаических корней данного образа, положения культа в Китае в докоммунистическую эру (до 1949 г.), а также исследованию вопроса действительного присутствия преемственного культа лисицы в современном Китае и его особенностей. Значительное внимание уделяется рассмотрению взаимовлияния трактовок лисицы как культового, фольклорного и литературного персонажа.
Актуальность темы работы в Китае лисица занимает особенное место, как пример популярного образа, порождающего целый ряд связанных с ним устойчивых смысловых значений, которые находят свое отражение в разных областях традиционной китайской культуры: разнообразных культовых практиках, народных суевериях, литературе, изобразительном искусстве, а также китайском языке. При этом образ лисицы отличается широкой многовариативностью его прочтений и противоречивостью трактовок, как в древности, так и в наши дни. Устойчивы традиционные коннотации с лисой, как существом мистическим, но ее поведение по отношению к человеку может быть двояким: лисица способна выступать как губительница, опасное демоническое существо, так и благодетельница, божество-покровитель. Культ лисы в Китае имперского периода относился к категории маргинальных культов, обычно причисляемых к простонародным суевериям и неодобряемых официальной властью, однако религиозное почитание лисицы устойчиво сохраняется вплоть до середины XX века. В современном Китае образ мистической лисицы широко представлен в популярной культуре. В условиях установленной популярности образа изучение вопроса сохранения связанной с ней культовой традиции приобретает особую значимость для понимания всей китайской культуры – образ лисицы мы рассматриваем как пример специфического феномена, формирование которого обусловлено характерными условиями соответствующей культурной среды. При анализе этих условий необходимо, прежде всего, учитывать специфические особенности китайской религиозной системы, процессы взаимовлияния и взаимозаимствования между фольклором, литературой, народной китайской картиной и верованиями; исторические, социальные факторы, а также государственную религиозную политику КНР и ментальность представителей современного китайского общества.
Степень разработанности темы: к самым ранним упоминаниях о мистической лисице на русском языке следует отнести исследования С.М. Георгиевского (1851-1893) и его книгу «Мифические представления и мифы китайцев». В отечественной синологии первой половины XX века о свидетельствах существования культа лисицы в Китае и Манчжурии писали академик В. М. Алексеев (1881-1951) , А. М. Яковлев (1916-1945) . К более поздним исследованиям, затрагивающим рассмотрение образа мистической лисы в традиционном Китае, относятся работы К. М. Тертицкого , В. Я. Сидихменова (р. 1912) . Одной из наиболее полных современных работ, посвященной традиционным китайским суевериям и культам, является книга И. А. Алимова (р. 1964) «Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая», в которой описанию лисицы-оборотня, как в системе традиционных китайских верований, так и на примере литературного произведения, уделяется значительное внимание.
В качестве богатейшего собрания упоминаний о лисице в традиционной китайской литературе могут быть использованы переводы отечественных синологов академика В.М. Алексеева , О. Л. Фишман (1919 - 1986) , , , Л. Н. Меньшикова (1926-2005) .
Среди современных зарубежных исследований, посвященных мистической лисице, особенного внимания заслуживают работы американской исследовательницы Кан Сяофэй, в числе которых следует отметить монографию «Культ лисы: власть, гендер и народная религия в позднеимперском и современном Китае» («The cult of the fox: power, gender, and popular religion in late imperial and modern China») – однако, несмотря на анализ обширного материала, относящегося к истории образа лисы в докоммунистическую эру, представленные свидетельства культа лисы в современном Китае относятся, в основном, к первым десятилетиям коммунистического Китая, и крайне немногочисленны. Тем не менее, на настоящий момент данное исследование, посвященное культовому поклонению лисе в Китае, можно считать наиболее полным.
В настоящее время неизвестно о существовании работ, целью которых является исследование религиозного почитания лисы в КНР (с 1949 г.) и претендующих на цельное освещение данного вопроса – степень ее разработанности находится на начальном этапе. Тема связанных с лисой культовых практик в современном Китае на данный момент остается практически неизученной.
В предлагаемом квалификационном сочинении предпринимается исследовательская попытка в данном, недостаточно изученном на данный момент, направлении, в чем и заключается его академическая новизна. Кроме того, основная часть материала, используемого в ходе исследования, будет впервые представлена отечественной научной и читательской общественности, включая полевые исследования (святилище Пещера Бессмертной лисы 狐仙洞 (ху сянь дун) в пров. Шаньдун, эмпирический анализ представлений о лисе в современном Китае), анализ образов лисиц в китайской народной картине из коллекции академика В. М. Алексеева (из архивного собрания Государственного музея истории религии), изучение рынка религиозных товаров КНР на наличие товаров, связанных с религиозным почитанием лисы; в качестве дополнительного материала привлекается описание святилищ лисы и связанных с ними культовых практик на примере храмов в Гонконге и на Тайване. Также производится краткое описание образа лисицы в современной китайской культуре.
Предметом исследования является религиозное почитание лисы в КНР, включая формирование образа мистической лисицы в китайской культуре, его различные трактовки, восприятие в современном Китае.
Целью работы является рассмотрение лисы как мифологического, культового, литературного персонажа, изучение корней религиозного поклонения лисицы в Китае и выявление образа мистической лисы в современном Китае, включая свидетельства культового поклонения ей.
Заявленная цель исследования предполагала решение следующих научных задач:
- изучить представления о лисе в традиционном Китае, выявить основные варианты представления образа в китайской культуре и рассмотреть их особенности на основании письменных источников, включая памятники литературы и тематические исследования;
- проанализировать варианты репрезентации лисы в китайской народной картине, выявить функциональные расхождения разных вариантов изображений, атрибуты и свойства, приписываемые лисе;
- выполнить анализ религиозных товаров, связанных с мистической лисой, на основе изучения ассортимента крупнейшего китайского интернет-магазина Таобао ;
- провести эмпирическое исследование с целью определить место лисицы и связанных с ней культовых практик в современной китайской культуре;
- рассмотреть преемственные линии культа лисицы и его развитие в настоящее время на основе анализа святилищ на территориях, исторически относящихся к Китаю, но в настоящее время находящихся в автономном и полуавтономном положении;
- определить особенности организации сакрального пространства святилища лисы в современном Китае на основе полевого исследования;
Перечисленные задачи исследования определили его хронологические рамки: основной задачей работы является изучение религиозного почитания лисицы в КНР (с 1949 г. – по наст. время), однако исследование многовариативного образа лисицы и связанных с ней культовых практик в современности невозможно без краткого рассмотрения лисы в предшествующей многовековой традиции, что обосновывает включение в качестве отдельного хронологического блока, с первых известных упоминаний о мистической лисе (II в. до н.э.) до коммунистического периода.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Во Введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан краткий обзор источников.
В первой главе работы описываются представления о лисице; выделяются основные варианты образа – девятихвостой лисы (мифологическая основа), лисицы-оборотня (и многочисленные варианты ее воплощений – на основе литературы и фольклорных представлений), лисы как культового персонажа (реконструкция культа), дан обзор лис в медиумных практиках, а также приведен анализ изображений лис в китайской народной картине.
Во второй главе производится краткий анализ товаров религиозной тематики, отсылающих к мистическим лисам, анализируются преемственные линии связанных с лисой культовых практик на основе анализа веб-сайтов святилищ лисы в Гонконге и на Тайване, рассматривается образ лисицы и отношение к культу лисы в современном Китае.
Третья глава посвящена описанию святилища Пещера Бессмертной лисы в провинции Шаньдун, анализу его сакрального пространства.
В Заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Библиография насчитывает 53 наименования. Из них 28 на русском языке, 13 на английском и 12 на китайском.
В Приложении представлено 5 разделов.
Собранный материал по теме религиозного почитания лисы в современном Китае нельзя считать исчерпывающим. Специфика данного вопроса, связанного с традиционно сокрытым положением маргинальных культов, а также особенностей ментальности и отношения современного китайского общества к практикам подобного рода, значительно осложняет изучение его напрямую, с привлечением в качестве информантов почитателей бессмертной лисицы. На основе краткого анализа присутствия лисы-оборотня в культуре современного Китая было выявлено, тем не менее, что образ мистической лисицы (в первую очередь – лисы как небожительницы и «идеализированной возлюбленной») в настоящее время имеет популярность, находя отражение в фильмах, книгах, творчестве художников; в китайском языке сохраняются за термином и особенные смысловые значения. Несмотря на то, что в Китае существуют общедоступные святилища лисицы, их окончательный статус остается не определен: существование этих объектов поддерживается администрацией национальных парков, зон отдыха, и прочих инфраструктур, в которые они встроены – их главной функцией, по нашему мнению, является выполнение роли туристических достопримечательностей. Тем не менее, современное существование данных святилищ может иметь под собой реальную культовую практику в прошлом; также присутствуют свидетельства действительного культового поклонения в наши дни.
Изучение почитания лисы на основе рынка соответствующей религиозной продукции позволяет заключить, что в современном Китае сохраняется присутствие связанных с лисой суеверий. Лисицы могут почитаться в качестве домашних божеств и выполнять функции божеств-охранителей семейного благополучия. В качестве культового образа лиса наделяется такими способностями, как привлечение богатства, счастья и удачи, сохранения гармонии в семье.
Помимо этих, довольно стандартизированных, характеристик, к особенным функциям лисы относится способность наделять харизмой и очарованием, привлекать и сохранять любовь, а также защищать любовный союз от появления соперниц.
Мистическая лисица в Китае является примером устойчивого популярного, но частично табуированного персонажа, сохраняющего свою амбивалентную природу. Представления о лисе берут начало из древности, сохраняют популярность до наших дней и находят воплощение в разных областях китайской культуры, включая разнообразные культовые практики. Данный образ можно считать ценным не только в качестве самостоятельного предмета исследований; его рассмотрение позволяет приблизиться к пониманию специфических особенностей всей китайской культуры, в условиях которой происходило его формирование и развитие.
1. Алексеев В. М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966. 260 с.
2. Алимов И. А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Наука, 2008. 284 с.
3. Алимов И. А. Китайский культ лисы и «Удивительная встреча в западном Шу» Ли Сянь-Миня / Религиозный мир Китая 2005 // под ред. Смирнова И. С. Серия «Orientalia: Труды Института восточных культур и античности». М.: РГГУ, 2006. С. 239-266
4. Алин В. Н. Верования и суеверные обычаи китайцев, связанные с вредителями сельского хозяйства / Религиозный мир Китая 2005 // под ред. Смирнова И. С. Серия «Orientalia: Труды Института восточных культур и античности». М.: РГГУ, 2006. С. 195-203
5. Афонина Л. А. «Китайская специфика» регулирования религиозной сферы // Синология.Ру: История и культура Китая
URL: http://www.synologia.ru/a/«Китайская_специфика»_регулирования_религиозной_сферы (Дата обращения: 30.03.17)
6. Виноградова Т. И. «Народная гравюра в контексте истории книгопечатания» // Синология.Ру: История и культура Китая
URL:http://www.synologia.ru/a/Народная»%20гравюра%20в%20контексте%20истории%20книгопечатания (Дата обращения: 20.03.17)
7. Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) // пер., предисл., примечания, а также словарь-указатель Л.Н. Меньшикова. СПб: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. 576 c.
8. Гроза, М. А. Храмы, посвященные демонам на Тайване // Открытый текст: электронное периодическое издание
URL:http://opentextnn.ru/museum/museum_of_anthropology/expedition/?id=4321(Дата обращения: 30.03.2017)
9. Георгиевский С. М. Мифические представления и мифы китайцев // СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1892. 117 с.
10. Гроот, Ян Якоб Мария де. Демонология древнего Китая. СПб: Евразия, 2000. 346 с.
11. Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 Т. + доп. том. Т.2. Мифология. Религия // под гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература РАН, 2008. 896 с.
12. Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 Т. + доп. том. Т.3. Литература, язык и письменность// гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Восточная литература РАН, 2008. 856 с.
13. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том. / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 6 (дополнительный): искусство. М.: Вост. лит., 2010. 1031 с.
14. Каталог гор и морей (шань хай цзин) // предисловие, пер. и коммент. Э. Яншиной. М.: Издательство «Наука», 1977. 236 с.
15. Кобжицкая О. Г. Анималистические верования китайцев // Вестник ИГЛУ, 2009, выпуск №4 (8). С. 35-37
16. Кобзев А. И. «Ли цзи» // Синология.Ру: История и культура Китая
URL: http://www.synologia.ru/a/Ли_цзи (Дата обращения: 20.03. 17)
17. Кравцова М. Е. История искусства Китая: учебное пособие. СПб: Издательства Лань, ТРИАDA, 2004. 960 с.
18. Мо Янь. Большая грудь, широкий зад /пер. с кит. И.Егорова. Спб.: Изд. Амфора, 2013. 831 с.
19. Пу Сунлин. Рассказы Ляо Чжая о необычайном // в пер. В.М. Алексеева М.: Художественная литература, 1988. 558 с.
20. Рифтин Б.Л. «Си-ван-му» // Синология Ру: История и культура Китая // URL: http://www.synologia.ru/a/Си-ван-му (Дата обращения: 20.03.17)
21. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого // Смоленск: Русич, 2010. 464 c.
22. Танские новеллы // пер. О.Фишман, А. Тишкова. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. 252 с.
23. Тертицкий К. М. Культ лисицы в Манчжурии в 1920-1940-е / Религиозный мир Китая 2005 // под гл. ред. Смирнова И. С. Серия «Orientalia: Труды Института восточных культур и античности». М.: РГГУ, 2006, С. 273-305
24. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин» / пер. Е. А. Торчинова. СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004. 256 с.
25. Философия буддизма: энциклопедия // отв. ред. М.Т. Степанянц ; М: Ин-т философии РАН ,Вост. лит., 2011. 1045 с.
26. Цзи Юнь. Заметки из хижины «Великое в малом» (Юэвэй цаотан бицзи) // пер. с кит., предисловие, комментарий и приложения О.Л. Фишман. М.: «Наука», 1974, 586 с.
27. Юань Мэй. Новые [записи] Ци Се (синь ци се) или о чем не говорил Конфуций (цзы бу юй) // пер., предисл., коммент., и прил. О.Фишман. М: Наука, 1977. 504 с.
28. Яковлев А. М.. Лисица-оборотень / Религиозный мир Китая 2005 // под гл. ред. Смирнова И. С. Серия «Orientalia: Труды Института восточных культур и античности». М.: РГГУ, 2006, С. 267-271
На английском языке
29. Bischoff, Friedrich A. "Sex Tricks of Chinese Fox-Fiends." In Hartmut Walravens [ed.], Der Fuchs in Kultur, Religion und Folklore Zentral- und Ostasiens (Teil II). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2002, pp.1-6.
30. Doré, Henri. Researches into Chinese superstitions, Vol.5. Translated from the French with notes, historical and explanatory by M. Kennelly. Shanghai: Tusewei Print. Press, 1918, pp. 428
31. Early Chinese Religion (Handbook of oriental studies, section 4: China) // edited by John Lagerwey and Marc Kalinowski. Leiden: Brill, 2008, 1256 pp.
32. Giuffrida, Noelle. “Transcendence, Thunder and Exorcism: Images of the Daoist Patriarch Zhang Daoling in Books and Paintings”. On Telling Images of China: Essays in Narrative Painting and Visual Culture // edited by Shane McCausland and Hwang Yin. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2013, pp. 61-88
33. Hammond,Charles E.. Personification of lust. “Monumenta Serica”, vol. 57 (2009), pp. 141 – 166
34. Huntington, Rania. Alien kind: foxes and late imperial Chinese narrative. USA: Harvard Univ Asia Center, 2003, 370pp.
35. Kang, Xiaofei. The cult of the fox: power, gender, and popular religion in late imperial and modern China. New York, NY: Columbia University Press, 2006, p. 262
36. Kang, Xiaofei. “Sex with foxes: fantasy and power in traditional chinese stories”. River Gazette. Pittsburgh: Carnegie Mellon University, 2005. p.8
37. Kehren, Dorothée. "The Fox in the Early Period of China. Texts and Representations." In Hartmut Walravens [ed.], Der Fuchs in Kultur, Religion und Folklore Zentral- und Ostasiens (Teil II). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2002. Pp.7-23.
38. Li Wei-tsu. On the cult of the four sacred animals (szu ta men 四大門) in the Neighbourhood of Peking. Asian Ethnology, Folklore Studies Vol.7, 1948, pp.1-94
39. Overmyer, Daniel L. Handbook of oriental studies, section 4: China, vol. 22: local religion in North China in the Twentieth century. Edited by Stephen F. Teiser, Martin Kern and Timothy. Brill, 2009, 235 pp.
40. Von glahn, Richard. The Sinister way. The divine and the demonic in chinese religious culture.Bercley and Los Angeles, California: University of California Press, 2004, 386 pp.
41. Werner, E.T.G. Myths and Legends of China. Wildside Press, 2005, 496 pp.
На китайском языке
42. Вэйвэй Лан. Хулицзин сюлянь баодянь (薇薇狼。狐狸精修炼宝典 Драгоценная книга самосовершенствования лисы-оборотня), Шанхай: Вэньхуэй чубаньшэ, 2007. 178 с.
43. Го Цзыкай (Sheep). Яохуэйцзюань (虢子楷 [Sheep] 。妖绘卷 Разрисованный свиток духов), Чанша: Хунань мейшу чубаньшэ, 2015, 118 с.
44. Зал десяти тысяч буддийских молитвенных залов в уезде Исянь “义县万佛堂石窟” (Исянь ван фо тан шику). Запись пользователя Чжи Фэй 知非 // “Blog Sina” (Система интернет-блогов)
URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_6681e6560100on9n.html (Дата обращения: 30.03.17)
45. Интернет-магазин «Таобао» 淘宝网(таобао ван)
URL: https://www.world.taobao.com/, https://www.tmall.com/ (Дата обращения: 20.04.17)
46. Ли Юю. Наньжэнь доу ай хулицзин (李悠悠。男人都爱“狐狸精” Все мужчины без ума от «лис-оборотней), Ухань: ухань чубаньшэ, 2011, 283 с.
47. Мэн Биньбинь孟斌斌. Ши си “ляочжай чжи и” чжун ху дяньсин дэ вэньсюэ шэньмэй хуа / «сянь дай юй вэн» 试析《聊斋志异》中狐典型的文学审美化 /“现代语文”2011年1月 (Анализ литературной эстетики образов лисы [в сборнике] «Повести о странном из кабинета Ляо»/ Журнал «Современная литература», 01.2011).
48. Образцы китайской народной картины и сопроводительные записи на китайском языке (коллекция академика В. М. Алексеева) из архивного фонда Государственного музея истории религии
49. Отчет о посещении храма Пещера бессмертной лисы в провинции Шаньдун «狐仙洞狐仙显威灵保佑奇门弟子» (ху сянь дун хусянь сянь вэйлин баою цимэнь дицзы). Запись пользователя Гао Цзюньбо高俊波// “Blog Sina” (Система интернет-блогов)
URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_5f5b99090100iop8.html (Дата обращения: 30.03.17)
50. Сайт отдела фискирования событий городского округа Хуандао黄岛区史志办公室 (хуандаоцюй шичжи баньгунши)
URL: http://qdsq-hd.qingdao.gov.cn/n18831987/n18832184/151204143700208501.html ( Дата обращения: 26.04.17)
51. Сайт святилища Бессмертной лисы (Гонконг) «閭山崑崙泫院狐仙堂» (лушань куньлунь сюаньюань ху сянь тан)
URL: http://www.laiboyee.com/foxgod.html (Дата обращения: 30.03.17)
52. Сайт святилища Бессмертной лисы (Тайвань) «陽明仙府狐仙堂» (янмин сяньфу ху сянь тан)
URL: http://www.fox-fairyland.com/ (Дата обращения: 30.03.17)
53. Тяньвэнь цзяочуань (ред., сост.). Гуай (天闻角川编。怪 Удивительное), Чанша: Хунань мейшу чубаньшэ, 2015, 116 с.