ВВЕДЕНИЕ с. 3
Глава 1. Аналитический аппарат исследования контекстуального включения молодёжи в событие с. 9
§1.1 Социология события А.Ф. Филиппова с. 10
§1.2 Смысл как категория в социологии с. 18
§1.3 Возможности и ограничения объединения фрейм-анализа Гофмана и теории социальных событий Филиппова с. 30
Глава 2. Возможности изучения событий на основе анализа новостного контента с. 40
§2.1 Фрейм-анализ как метод анализа новостного контента с. 42
§2.2 Новостные практики молодёжи с. 45
Глава 3. Эмпирическое исследование контекстуального включения молодёжи в событие «Создание Национальной гвардии в России» с. 49
§3.1 Программа эмпирического исследования контекстуального включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России с. 50
§3.2 Выделение, описание и обоснование фреймов события создания Национальной гвардии в России с. 58
§3.3 Анализ фреймов и выделение контекстов включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России с. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 75
Список использованных источников и литературы с. 80
Приложение 1. Фреймы комментариев к новостям о событии создания Национальной гвардии в России
Одними из главных трендов, с которым сегодня сталкиваются социологи, являются «ускорение мира» и насыщенность его данными, интерпретация и обобщение которых является важной задачей исследований современного общества. Про рост динамики мира, технологии и коммуникаций уже сказано довольно много.Энтони Гидденс представляет многочисленный лагерь антропологов с похожей позицией, своей очень показательной книгой «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь», в которой он проходится по основным трендам глобализации и показывает, как простые люди перестают понимать мир , а ведь в той же позиции рискуют оказаться социологи. В контексте этой работы, симптоматичной также представляется позиция Эдварда Томпсона, который в своей работе «Становление английского рабочего класса» говорит о классе, как ситуативной, изменяющейся категории, класс перестаёт быть вещью и становится событием (happening).
«Событие» сегодня часто встречается нам и в социологии, и в целом спектре близких наук. «Событие» как важную для описания и анализа категорию мы находим уже у Парсонса(eventofaction),Лумана (Событие коммуникации) и большого числа теоретиков после них. Кроме того, заветное сочетание слов eventanalysis/studiesс теми или иными теоретическими дополнениями встречаются, при занятии практически любой темой.
Коммуникативные теории вслед за Луманом склонны считать событием – событие коммуникации. Для них событие – это, прежде всего, коммуникативное понятие. Оно проявляется в коммуникациях, живёт и умирает в них. Событие становится частью реальности, только через полное конструирование в коммуникации, оно фактически создаётся в них.
На пути к событийному анализу мы сталкиваемся с проблемой, решение которой заставляет обращаться к теории социальных событий и фрейм-анализу. Дело в том, что во множестве коммуникативных и релятивистских теорий нет никаких оснований полагать, что обилие разных интерпретаций, высказываний и тому подобных коммуникаций можно как-то объединить, ведь разные взгляды предполагают задействования разных контекстов, миров, картин мира, логик, рациональностей и тому подобного. В самых радикальных случаях социальные конструкционисты предполагают конструирование разных реальностей с каждым новым высказыванием о чём-либо, о каком-то событии. Квинтэссенцией подобных взглядов мне видятся мысли Джона Ло, который говорит о множественности как концепте, полагая все единства – некоторыми усилиями единства, но предполагая, что каждый смысл может потенциально образовывать свою реальность. Принципиальное отличие этой работы и вообще идеи объединения теории социальных событий и фрейм-анализа заключается в том, что мы исходим из следующего обоснованного в теории предположения – несмотря на потенциально бесконечные возможности транспонирования события в коммуникациях, мы можем, в целях исследования и структурирования коммуникаций, выделять и анализировать смысловые единства событий (по критериям, представленным в определении события у А.Ф. Филиппова).Таким образом, рассматривая возможности объединения теории социальных событий и фрейм-анализа Ирвинга Гофмана мы формулируем принципиально новый подход к аналитике события.
Цель данной работы – разработать и апробировать теоретико-методологический аппарат исследования контекстуального включения молодежи в событие на основе фрейм-анализа.
В соответствии с целью, были сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть социологию события А.Ф. Филиппова для формулировки онтологической базы изучения события как феномена социальной жизни.
2) Сформулировать социологическое определение концепта события на основе анализа категории смысла в социологии Ирвинга Гофмана.
3) Объединить перспективы теории социальных событий и фрейм-анализа Гофмана.
4) Оценить возможности анализа событий в новостной среде молодёжи с применением сформулированного на протяжении работы теоретико-методологического аппарата.
5) Рассмотреть фрейм-анализ Энтмана и Ван Горпа как специальный метод аналитики новостного контента.
6) Провести эмпирическое исследование контекстуального включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России
7) Выделить фреймы и более общие контексты, составляющие смысловое единство события создания Национальной гвардии в России.
Таким образом, объектом работы выступает – контекстуальное включение молодежи в событие. Предметом – фрейм-анализ контекстуального включения молодежи в событие.
Теоретико-методологические основания работы
Основополагающей теорией всей работы выступает «теория социальных событий» А.Ф. Филиппова (ТСС), в которой объединяются прагматизм А.Н. Уайтхеда, философия Дж. Г. Мида и Г. Зиммеля, а также логика А. Шюца. Для анализа категории смысла в социологии, фрейма и общих положений теории фрейм-анализа мы использовали работы И. Гофмана и М. Ерофеевой. С помощью теоретических положений, сформулированных в диссертации М.А. Ерофеевой, мы переходим к пониманию события как фрейма.
Понимание фрейм-анализа как метода эмпирического исследования новостного контента сформулировано на основе работ Роберта Энтмана и Болдуина Ван Горпа. Для объединения социологического взгляда на фрейм-анализ Гофмана и инструментального подхода к анализу фреймов как методу, используется теоретический концепт «молекулы социальной жизни» Виктора Вахштайна.
Эмпирические методы
Методология эмпирического исследования базируется на совмещении подходов Энтмана и Ван Горпа, в результате чего фреймы понимаются нами как постоянные мета-коммуникативные сообщения, которые специфицируют отношения между элементами, соединённым в конкретную новостную историю, наделяющую её согласованностью и значением. Иными словами, она становятся обобщениями интерпретаций, используемых относительно анализируемого события.
В процессе эмпирического исследования контекстуального включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России был проведён фрейм-анализ 12 новостей в разных новостных сообществах социальной сети «ВКонтакте» и 1467 комментариев к ним. На основе фрейм-анализа была составлена таблица из 23 фреймов в Приложении 1. Далее фреймы были обобщены в 6 контекстов включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России, на основе которых затем выделены 4 главных контекста включения молодёжи в события государственной политики.
Гипотезы
Поскольку работа носит методологический характер, то основным исследовательским вопросом является оценка потенциала изучения контекстов включения молодёжи в событие через анализ смыслового единства события в коммуникациях о нём. В этом качестве в эмпирической части работы выбрано событие государственной политики – событие «создания Национальной гвардии в России».
Для эмпирической части исследования были сформулированы следующие гипотезы:
1) Контексты включения молодёжи в событие государственной политики в социальных сетях будут предполагать значительную роль критики принимаемых властью решений.
2) Транспонирование смыслового единства события из новостей в комментарии будет происходить согласно логике Гофмана, мы сможем проследить наследственность задействованных смыслов.
Научная новизна
На основании объединения теории социальных событий А.Ф. Филиппова и фрейм-анализа Ирвинга Гофмана в интерпретации М.А. Ерофеевой представлена оригинальная концепция анализа события как сложного фрейма, транспонирующегося в коммуникациях, но существующего, однако, как смысловое единство.
В эмпирической части работы представлены методологические следствия разработанного подхода в рамках эмпирического исследования события создания Национальной гвардии в России. В результате исследования сформулированы 4 главных контекста, через которые в апреле 2016 года молодёжь включается в события государственной политики.
Структура работы
Работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложение. Первая глава состоит из 3 параграфов, в которых формулируются теоретические основания работы. Вторая глава содержит 2 параграфа, раскрывающих особенности рассмотрения события через новостной контент и методологию такого анализа. Третья глава включает 3 параграфа и иллюстрирует процедуру и результаты эмпирического исследования события создания Национальной гвардии в России. А в заключении формулируются основные выводы и результаты работы.
На протяжении всей работы представлен неклассический способ обобщения коммуникаций на основе рассмотрения события как фрейма. Принципиальное отличие такой исследовательской логики от обычных исследований репрезентаций заключается в типе полученных нами данных. Обычные исследования коммуникаций фокусируются на медиаторах или той функции, которую в коммуникативном поле выполняют интерпретации. Мы же следуем за объектом, анализируем событие непосредственно через его смыслы, через его суть и наполнение. В результате полученные фреймы и контексты выстраиваются в отношении к самому событию, конституируя его смысловое единство. Благодаря разработанной методологии это единство получается вскрыть в достаточно общем виде учитывая как интерпретативную, так и структурную природу фрейма, что позволяет делать выводы не только о событии, но и аудиторных практиках относительно событий конституируемых схожим набор смыслов.
В первой части работы мы рассмотрели социальное событие. В теории социальных событий А.Ф. Филиппова нас интересовали 2 сюжета – определение и онтологические основания события как категории, и концепт Виктора Вахштайна о молекуле социальной жизни, который не только иллюстрирует «жизнь» события в современных коммуникациях, но и становится базой для дальнейшего исследования события создания Национальной гвардии в России. Событие обладает целым набором важных характеристик. Главным для нас становятся то, что событие является коррелятивным наблюдению смысловым единством, существующим в пространстве и времени, и основой существования которого является социальное согласие по поводу объектов наблюдения, а также способность иногда влиять на наблюдение и описание себя.
Такое определение события приводит нас во второй части первой главы к необходимости обращения к траектории «смысла» как категории, неразрывно следующей за попытками описания и анализа социального. У Вебера смысл принципиально не находится в мире действий и возникает только в соотношении с ценностями. У Шюца смысл приближается к действию в коммуникациях, но остаётся в соотношении различных конечных областей смысла с повседневностью. У Гофмана же мы видим «освобождение» смысла, он больше не привязан к действию, он находится и в интерпретации, и в ситуации взаимодействия, он как бы повторяет двойственную логику рассуждений Гофмана и, в конце концов, уходит в трансцендентное, выполняя функцию связи различных реальностей.
Затем мы рассмотрели подход М.А. Ерофеевой к тому, как во фрейм-анализе с помощью переходов между мирами, рефрейминга и транспонирования происходит осмысление типичных и нетипичных событий и как смысл во фрейме преобразуется во включённость в контекст. Был прослежен сюжет с транспонированием, приведший нас к вероятностной жизни интерпретаций во фреймах. А главное, на основе концепта социального наблюдения и фрейм-анализа Гофмана мы объединили перспективы теории социальных событий и фрейм-анализа. В результате было сформулировано определение события как сложного фрейма, с множеством каскадных, рядоположенных транспонирований, включающих разные интерпретации, структуру и контексты события.
Важно упомянуть, что в работе сосуществуют два разных фрейм-анализа: один – гофмановский, необходим для онтологических целей, второй – инструментальный, основанный на рассуждениях Энтмана и Ван Горпа, используется как метод анализа коммуникаций непосредственно в исследовании.
Во второй части работы мы обратились к вопросам изучения событий в современном новостном контенте в России. В нашем исследовании СМИ становятся наблюдателями первого порядка. Именно они «наблюдают» событие, а затем описывают его, делая его видимым для других, позволяют «наблюдать» его широкой аудитории. Фрейм-анализ предоставляет возможности анализа событий в той мере, в которой они становятся видны широкой аудитории, с помощью анализа сообщений СМИ. Так же был обоснован выбор новостного контента социальных сетей, как наиболее релевантного способа получения информации для молодёжи. А возможности рассмотрения новостей вместе с множеством комментариев позволяют нам сделать предметом нашего анализа непосредственный процесс транспонирования смыслового единства события из новостей в комментарии. И новости, и комментарии события создания Национальной гвардии в России конституируют смысловое единство этого события, однако не в статике, а в динамике.
Третья часть работы посвящена эмпирическому исследованию контекстуального включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России, тому, как смысловое единство события конституируется в социальном, практическом использовании различений в СМИ и у молодёжи. Выборка исследования состоит из 12 информационных сообществ, 12 новостей в этих сообществах и 1467 комментариев к ним. В третьей главе полностью представлена программа и процедура исследования.
В результате эмпирического исследования были выделены фреймы новостей, относящихся к анализируемому событию и 23 фрейма из комментариев к ним (Приложение 1), основные из них были подробно описаны во 2 части 3 главы. В нашем исследовании фреймы – это обобщения интерпретаций, которые согласно теории имеют вероятностную природу, делая более вероятными определённые структуры ситуации взаимодействия. В качестве таких структур нами и выводятся контексты. На основе выделенных фреймов, были найдены шесть контекстов включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России.
С помощью анализа динамики смыслового единства события, эти контексты удалось разделить на две группы: главные и ситуативные. Главные контексты развивают тему власти, несмотря на почти полную инверсию актуализации контекстов. Ситуативные же связываются с самим названием «Национальной гвардии», как маркером, инициирующим определённые смысловые связи. Контекст «международного сравнения» через фреймы «Украины» и «Америки», а контекст «национального вопроса» через фреймы «вопроса о нации» и «кадыровцев».
Четырьмя главными контекстами включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России стали:
1. «Оппозиция народа и власти»
2. «Борьба власти с несогласными»
3. «Действия власти в своих интересах»
4. «Действия власти в интересах людей»
На их основе удалось наглядно продемонстрировать конституцию смыслового единства анализируемого события, что подтвердило главную гипотезу исследования. Изначально в новостях практически отсутствует критика события создания нацгвардии, в основном в них используется контекст «Действия власти в интересах людей», однако в комментариях событие транспонируется через первые 3 контекста. Отношения власти остаются центральной темой смыслового единства события создания Национальной гвардии, однако постепенно набирают степень критики власти. Начиная от формально нейтрального контекста «Действия власти в своих интересах», к оцениваемой в основном критически «Борьбе власти с несогласными», вплоть до крайне негативного, иногда граничащего с риторикой бедствия контекста «Оппозиции народа и власти». Таким образом, вместе с наростанием степени критики анализируемого события государственной политики, происходит инверсия смыслового наполнения. Смысловое единство события всё ещё сильно связано с темой власти и народа, однако качество этой связи меняется кардинально.
В конце работы, на основе этих четырёх контекстов, были сформулированы предположения об общих контекстах восприятия молодёжью государственных событий в России.
Таким образом, можно говорить о полной реализации целей данной работы в эмпирическом исследовании контекстуального включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России. Конечно, сложно утверждать насколько представленная в работе исследовательская перспектива анализа события как фрейма лучше возможных альтернатив, основанных на теориях коммуникаций. Однако данная работа представляет широкие перспективы реализации теоретико-методологических оснований аналитики события для обобщения множества коммуникаций в современном мире. Мы демонстрируем и обосновываем возможность «другого» взгляда, и уже в этом заключается главный результат этой работы.