Глава I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕГКОАТЛЕТОК СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В
ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 8
1.1. Значение скоростно-силовых особенностей для прыгунов в длину 8
1.2. Особенности развития скоростно-силовых способностей у девушек прыгуний в длину 18-20 лет 12
1.3. Анализ опыта развития скоростно-силовых способностей в легкой атлетике 18
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 34
Глава III. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 35
3.1. Характеристика экспериментальной методики развития скоростно- силовых способностей у прыгуний в длину18-20 лет 35
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 38
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Бег, прыжки и метания как средства физического воспитания сформировались в Древней Греции, где они входили в программу древних Олимпийских игр.
Прыжок в длину с разбега как спортивное упражнение имеет более чем столетнюю историю и в настоящее время пользуется большой популярностью среди любителей спорта во всем мире. За время своего существования техника прыжка и методы тренировки претерпевали значительные изменения, а вместе с тем неуклонно росли и мировые рекорды.
Легкоатлетические прыжки, равно как бег и метания, являются наиболее древними и естественными физическими упражнениями. Характерной особенностью любого вида прыжка является наличие преодолеваемого пространства. Стремительность и точность движений, высокие полетные фазы и далекое выбрасывание ног - отличительные черты сильнейших прыгунов. Феноменальные достижения Галины Чистяковой заставляют по-новому подойти к подготовке высококвалифицированных прыгуний. Стало ясно, что достигнуть и превзойти эти результаты могут только по-настоящему одаренные спортсмены, обладающие незаурядными физическими данными, высокими моральными и волевыми качествами, большим трудолюбием и целеустремленностью. Поэтому, в условиях быстрого роста спортивных результатов и возрастающей конкуренции между сильнейшими спортсменами мира, большое значение приобретает совершенствование методов тренировки.
Решающим фактором достижения высоких результатов в прыжках в длину является техническое совершенство спортсмена, достигнутое на основе высокого уровня специальной прыжковой, скоростно-силовой подготовленности и реактивной способности двигательного аппарата. Достижение прыгунами высокого уровня прыгучести, специальной скоростно-силовой подготовленности предполагают поиск эффективных тренировочных программ, методов педагогического контроля, планирования (Е.П. Врублевский, И.А. Тер-Ованесян, В.М. Дьячков, В.А. Креер, В.Б. Попов, В. В. Кузнецов и др.).
Дополнительную актуальность данной теме придает также то обстоятельство, что за последние годы в России в прыжках в длину и у женщин, и у мужчин не наблюдается роста спортивных результатов, что, очевидно, требует новых теоретических и методических подходов к оптимизации тренировочного процесса в данном виде спорта.
Таким образом, в настоящее время сложилась проблема, суть которой заключается в том, как, какими средствами и методами развивать прыгучесть и скоростно-силовые качества у легкоатлеток, занимающихся прыжками в длину с разбега для улучшения их спортивных результатов.
Все это в совокупности и обусловило актуальность выбора темы исследования: «Развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлеток 18-20 лет, специализирующихся в прыжках в длину с разбега».
Целью исследования являлось повышение эффективности скоростно-силовой подготовки у легкоатлеток 18-20 лет, специализирующихся в прыжках в длину с разбега.
Объект исследования: физическая подготовка прыгуний в длину с разбега 18-20 лет.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых способностей у легкоатлеток 18-20 лет, специализирующихся в прыжках в длину с разбега.
Для достижения цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ специальной литературы по вопросам развития скоростно-силовых способностей у легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину.
2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у легкоатлеток 18-20 лет, специализирующихся в прыжках в длину с разбега.
3. Экспериментально проверить эффективность применения разработанной методики для легкоатлеток 18-20 лет.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение утяжелителей в упражнениях скоростно-силового характера с весом собственного тела у легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину с разбега будет способствовать развитию прыгучести и позволит улучшить спортивный результат.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ученых по теории и методике спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В. И. Воронкин, В. Н. Курысь, В.Н. Платонов, Н.Г. Озолин); научные исследования в области физической подготовки спортсменов (В.М. Зациорский, Ю.В. Верхошанский); современные подходы к организации и управлению тренировочным процессом спортсменов (Н.Г. Озолин, В.М. Дьячков, Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский, В.В. Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.П. Платонов); современные представления об адаптационных возможностях организма спортсменов при выполнении различных физических нагрузок (Е. Талага, В. Б. Попов, А. Г. Алабин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование двигательной подготовленности юных легкоатлеток; педагогический эксперимент по разработанной методике. Результаты эксперимента обрабатывали методами математической статистики.
Опытно-экспериментальная база: муниципальное автономное учреждение «спортивная школа олимпийского резерва № 1», секция легкой атлетики на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Старый Оскол Белгородской области.
Достоверность результатов работы обеспечена современной научно-методологической базой, подтверждается закономерностью и эффективностью итогов различных этапов исследования, соблюдением метрологических требований к тестам, получением среднеарифметических данных, экспериментальным подтверждением теоретических положений.
Элементом научной новизны является то, что определена эффективность методики, основанной на применении утяжелителей в упражнениях скоростно-силового характера с весом собственного тела у легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину.
Практическое значение исследования определяется тем, что внедрение результатов работы в практику тренировки легкоатлетов позволило значительно повысить их скоростно-силовую подготовленность, что подтверждается актом внедрения. Результаты исследования могут внедряться в тренировочном процессе.
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, три главы, выводы, список литературы, практические рекомендации и приложение. Выпускная квалификационная работа изложена на 59 страницах машинописного текста и содержит 2 таблицы и 8 приложений. Список литературы включает 48 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретическое обоснование скоростно-силовых особенностей для прыгунов в длину» нами раскрыта сущность прыжков в длину как вида легкой атлетики, механизма отталкивания, скоростно¬силовых качества, а также проанализировано влияние упражнений с утяжелителями на развитие скоростно-силовых способностей.
Во второй главе «Методы и организация исследования» показана организация исследования, тесты для определения уровня скоростно-силовой подготовленности, проанализированы суть и этапы эксперимента.
В третьей главе «Изменения физической подготовленности у занимающихся в результате формирующего эксперимента» показаны результаты предварительного обследования и педагогического эксперимента.
В выводах обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: таблицы, диаграммы, отражающие полученные результаты.
1. В результате теоретического и практического анализа установлено, что скоростно-силовые способности - это физическое качество, которое включает два важных компонента - силу и быстроту. Скоростно-силовые возможности влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п. Основным условием развития скоростно-силовых способностей при любой квалификации спортсмена является осуществлением на всех этапах тренировок разносторонней строго регламентированной физической подготовки спортсмена. В скоростно-силовых упражнениях главными характеристиками являются прилагаемые усилия, скорость движения и развиваемая мышечная мощность.
2. В основу методики развития скоростно-силовых способностей легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину с разбега, было положено применение утяжелителей в упражнениях скоростно-силового характера, выполняемых традиционно с весом собственного тела.
3. Проведенный нами педагогический эксперимент позволяет говорить об эффективности разработанной методики развития скоростно-силовых способностей у легкоатлеток 18-20 лет, специализирующихся в прыжках в длину. В результате эксперимента у легкоатлеток достоверно улучшились результаты по всем контрольным упражнениям: в прыжке в длину с места, в тройном прыжке с места, в прыжке вверх по Абалакову и, что самое важное, в соревновательном упражнении - прыжке в длину с разбега (р<0,05).
1. Алексеев А.В. Педагогико-психологические методы оптимизации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры.- 2013.- №2.- С.33-35.
2. Амбаров Э., Купоросов Б. Опыт высоты //Легкая атлетика.2010.-
N 10.-С.12-13.
3. Антонов С.В. Критерии и методы оценки специальной физической подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов прыгунов на этапе годичной подготовки: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 2011. -21с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.-М.: Физкультура и спорт, 2011.-С.60-61,113- 114,179.
5. Бондарчук А.П. Построение системы физической подготовки в скоростно-силовых видах легкой атлетики.- Киев: Здоров'я,2011. С.92-95,98¬118.
6. Бондарчук А.П. Метание молота.- М.:Физкультура и спорт, 2012.1. С.111.
7. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев: Здоров'я, 2011.- С.8-9, 22, 74-82.
8. Верхошанский Ю.В. Прыгучесть спортсмена, ее скоростно¬силовая структура и специфичность //Теория и практика физической культуры.-2010.- N 10.- С.3-7.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 2014. С.128-153; 193-205.
10. Верхошанский Ю.В. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсменов //Теория и практика физической культуры. 2010.- N 2.- С.7-11.
11. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические подходы к реализации идеи управления тренировочным процессом //Теория и практика физической культуры.-2011.- №4.-С.8-11.
12. Врублевский Е.П. Специальная силовая подготовка барьеристок (400 м) в годичном цикле: Автореф. дис.
2015.- 21 с.
совершенствования физической подготовки разрядов/Проблемы спортивной тренировки.М.:
Физкультура и спорт, 2011.- С.26.
13. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена.- М.:Физкультура и спорт, 2011.- С.35. 49.Дьячков В.М., Черняева Г.И. Физическая подготовка и мастерство прыгунов в высоту //Легкая атлетика.- 2013.- N5.- С.29-30.
14. Дьячков В.М.Экспериметальное обоснование и разработка системы тренировки в скоростно-силовых видах спорта: Автореф. дис. докт.пед.наук.-М., 2013 .-50с.
15. Кудинов А.А. Комплексная система подготовки школьников в различных видах легкой атлетики: Автореф. дис.докт. пед.наук.- М., 2014.¬49с.
16. Кузнецов В.В. Современные проблемы методики воспитания специальных скоростно-силовых качеств у квалифицированных спортсме- нов//Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсме-нов.-М.: Физкультура и спорт, 2011.-С.7-8, 12.
17. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спорстменов.- М.: Сов.Россия, 2012.-С .72-82.
18. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте.- М.:Физкультура и спорт, 2014.- С.20-45.
19. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 2010.- С.37-40,100-106,169.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 2011.-С.73-77.
21. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки.М.: Физкультура и спорт,2010.- С.479.
22. Озолин Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: Лекция.-М.: (ГЦОЛИФК),2014.-С.ЗЗ.
23. Половцев В.Г. Закономерности соотношений основных параметров нагрузки для создания предпосылок к высоким спортивным достижениям // Теория и практика физической культуры. 2012.№12.- С.34-36.
24. Попичев М. Чтобы выше прыгать (методика тренировки)//Тренер.-М; 2012.-С.14-15.
25. Портнов В.П. Прыжок в высоту.- М.: Физкультура и спорт, 2011.- С.33-44.
26. Родионов A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. -М.: Физкультура и спорт, 2013.- С. 19-36.
27. Романов Н.С. Повышение уровня надежности выступления квалифицированных прыгунов в высоту в процессе предсоревновательной подготовки: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 2011.-22 с.
28. Румянцева М.А. Кинематическая и динамическая структура разбега в прыжках в высоту у женщин и пути ее совершенствования: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 2010.- 24с.
29. Самоненко В.И., Купоросов Б.Н. Особенности скоростно¬силовой подготовки в технически сложных видах спорта.-Алма-Ата, 2012.- С.8-9.
30. Г.Селье. Стресс без дистресса.-М.Прогресс, 2012.- С.2528,59-68.
31. Семенов В.Г.Экспериментальное обоснование средств специальной скоростно-силовой подготовки женщин-спринтеров: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 2011.-16 с.
32. Стрижак А., Антонов С. Плюсы и минусы тестирования. (Педагогические аспекты диагностики специальной физической подготовленности легкоатлетов-прыгунов тенденции и проблемы)// Легкая атлетика.-2011.- №1.-С.27-28.
33. Стрижак А.П. Научно-методические основы управления тренировочным процессом высококвалифицированных легкоатлетов- прыгунов: Авто-реф.дис. докт.пед.наук.-М., 2012.- 48с.
34. Стрижак А.П.Наука и тенденции развития легкоатлетических прыжков // Сб. науч. тр. ВНИИФКа.- М., 2013. С.338-346.
35. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва.-М.:Воениздат, 2012.-С.35-36,41.
36. Таранов В.Ф. и др. Программированное становление и совершенствование спортивного мастерства в прыжках в высоту/В.Ф.Таранов, С А.Никитин, В.И. Тихонин, И.И. Торопчин.- Волгоград, 2012.С.44.
37. Таранов В., Сергеев В. Школа прыжка "фосбери-флоп" // Легкая атлетика.- 2014.-№2.-С.10-11.
38. Теория и методика физического воспитания: / Учебник под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. 2-е изд., перераб.и доп.М.: Физкультура и спорт, 2015.-Т.1.- С.303., Т 2.- С.256.
39. Тер-Ованесян И.А. Разбег и скорость // Легкая атлетика. 2010. № 6. С.2-7.
40. Топчиян В .С.Особенности планирования подготовки юных спортсменов // Особенности построения тренировки юных спортсменов.-М., 2013.-С.27-33.
41. Тюпов В., Михайлов Н. Механизм отталкивания в прыжке в длину // Легкая атлетика. 2011. № 8.
42. Тютюков В.Г. Совершенствование методики подготовки юных прыгунов в высоту с учетом функциональных показателей отдельных сегментов тела.- Хабаровск, 2013. С.90-92.
43. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.Тбилиси, 2011.-С .40-48.
44. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Афтореф.дис.докт.пед.наук.- М., 2010.-50с.
45. Черникова О .Я. Эмоции в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2012. -С.144-148,174-183.
46. Четвертаков С.П. Личностные особенности, критерии и методы оценки соревновательной надежности прыгунов в высоту: Автореф. дис. канд.пед.наук.-Малаховка, 2011.-26 с.
47. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. К вопросу о моделировании процесса управления состоянием спортсмена//Сб.науч.тр. ВНИИФК.М., 2012.-С.323-324.
48. Шубин Н., Шустин Б. На подходе к высоте: Модельные характеристики соревновательной деятельности//Легкая атлетика.- 2012.№2.-С. 12-13.