Особенности творческой составляющей трудового процесса инженеров-конструкторов (на примере конструкторского бюро научно-производственного объединения города Санкт-Петербурга)
Введение 3
Глава 1.Трудовой процесс работников интеллектуального труда и его креативная составляющая 6
1.1 Классические теории труда 6
1.2 Подходы к изучению «интеллектуального труда» 13
1.3 Роль творчества и креативности в процессе интеллектуального труда 20
1.4 Работник интеллектуального труда в организации 25
1.5 Выводы по главе 29
Глава 2.Творчество инженеров-конструкторов в условиях предприятия 30
2.1 Программа социологического исследования 30
2.2 Анализ полученных данных 33
2.3 Выводы по главе 48
Заключение 50
Список литературы: 52
Приложения: 56
2.4Приложение 1: Таблицы 56
2.5Приложение 2: Гайд интервью 58
2.6Приложение 3: Транскрипт интервью (часть) 60
Тема существования умственного труда, как противопоставление физическому поднималась еще с древних времен, причем статус людей, чей труд был связан с использованием интеллекта, уже тогда отличался от статуса тех, чей труд был основан на использовании физической силы. Эти же идеи поднимались и классиками экономики, которые чуть шире рассматривали это явление, но не углублялись в его суть. Тем не менее, вопросами более глубокого изучения «интеллектуального труда» стали заниматься только в XX веке.
Сегодня, когда общество, согласно некоторым теориям, входит и существует в этапе постиндустриального общества, общества услуг, где ключевую роль играет информация, нельзя забывать про производство, которое является основой существования и процветания экономик. Однако производство сегодняшнего дня разительно отличается от производства эпохи индустриализации, и эта разница заключена именно в «информации». Современные тенденции требуют от производства высокой степени технологичности и новационности. В цехах человека заменяет машина, и он уже гораздо меньше задействован в физической монотонной работе, теперь он занят в большей мере либо в сфере обслуживания станков и роботов, что требует куда больший уровень образования и связано с постоянным решением проблем и задач, что безусловно является умственной работой; либо в сфере, разработок новых технологий и усовершенствования старых, где труд поистине является интеллектуальным, так как он производит на свет новую информацию, новой знание.
Актуальность проблемы осуществления интеллектуального труда в условиях предприятий обусловлена постепенным ростом инновационной активности предприятий РФ. Так, по данным Росстата в период с 2019 по 2021 объем выпускаемой в стране инновационной продукции вырос в 1,2 раза. Последние события повлекут за собой только большие вложения в эту сферу, а значит увеличится и количество работников инновационного сектора, и нагрузка на них.
В основе новационной деятельности лежит творчество как сила, способная создавать «информацию», «знание» и новый продукт. Только благодаря ему человечество движется вперед совершенствуя свои технологии. Тем не менее, что большинство работников интеллектуального труда, работая в организациях не имеют абсолютной свободы действий, они ограничены множеством рамок: ГОСТами и прочими стандартами, условиями заказов, согласно которым они работают и т.д.
Цель: изучить особенности осуществления творческого труда на предприятиях.
Задачи:
1. Изучить историю развития трудовых теорий.
2. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме изучения интеллектуального труда.
3. Рассмотреть теории творчества и креативности.
4. Изучить возможности проявления творчества в процессе трудовой деятельности на предприятиях.
Объект: трудовая деятельность работников интеллектуального труда на предприятиях.
Предмет: творчество в трудовой деятельности работников интеллектуального труда.
Проблема трудовой деятельности рассматривалась такими классиками экономики и социологии как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, на рубеже XIX-XX веков появляются концепции, связанные с организацией труда на промышленных предприятия: фордизм и тейлоризм. Развитие технологий и увеличение количества работников интеллектуального труда привело к возникновению теорий информационного и постиндустриального общества – Д. Белл, М. Кастельса, Э. Тоффлера. На сегодняшний день вопросами интеллектуального труда, в том числе на предприятиях, занимаются Р. Флорида, Л. А. Лебединцева, К.А. Кирсанов. Публикуется большое количество статей, монографий и исследований по таким направлениям как экономика, менеджмент, социология и психология.
Основной исследовательским вопросом является предположение о том, что при наличии жестких рамок на предприятии осуществление творческой деятельности возможно. Для изучения этого вопроса проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей трудового процесса инженеров-конструкторов и поиск творческой составляющей этого процесса.
Работа состоит из двух глав, первая глава включает в себя теоретическую часть исследования, вторая эмпирическую. Каждая глава состоит из нескольких параграфов необходимых для достижения цели исследования.
Интеллектуальный труд в организации имеет сложную структуру, специфику оценки эффективности этого труда, особенности продуктов труда и измерения их качества, мотивационную структуру коллектива, отличную от организаций, чья основная деятельность не лежит в области творческих разработок. Ввиду этих особенностей, крайне важно на сегодняшний день понимать какие потребности есть у работников интеллектуального труда, как организовывать их труд, как работать с их продуктом труда и т.д.
В результате проведенного исследования были изучены должностные инструкции сотрудников, выявлены их функции и обязанности относительно всех этапов деятельности конструкторского бюро. Инженеры-конструкторы 3, 2, 1 категорий и ведущие инженеры-конструкторы в большинстве своем задействованы на этапах проектировки и согласования конструкторской документации, они выполняют исполнительские обязанности по отношению к этим этапам. Начальники различных уровней конструкторского бюро задействованы на этапах согласования ТЗ, согласования, утверждения и исполняют организаторские обязанности, обязанности по проверке, согласованию и утверждению.
Творчество в конструкторской деятельности заключается в разработке изделий, в создании определенных комбинаций элементов так, чтобы все они удовлетворяли и различным стандартам, и возможностям производства, и условиям ТЗ, и, возможно, собственным представлениям об эстетике и удобстве пользования. Вся творческая деятельность на предприятии должна быть облачена в строгие рамки, из этого следует то, что воплощение творчества происходит посредством создания конструкторской документации, что является рутинной работой.
Все стандарты и требования документооборота – необходимая реальность существования и деятельности любого предприятия, при этом они накладывают на работников интеллектуального труда определенные ограничения и вынуждают их выполнять большое количество механической, рутинной работы. Система унификации изделий, позволяет сократить количество этой работы, но накладывают ограничения на творческую деятельность, ставя еще больше условий для создания изделий.
Для проявления творчества на предприятии требуются определенные собственные характеристики и навыки, а также требуются определенные условия со стороны предприятия: задачи, которые будут иметь некоторую свободу в принятии решений, которые позволят создавать разные «комбинации», и главные из них это знания и опыт; это гибкость в коммуникации внутри подразделения и между ними.
Это исследование, по мнению автора, может быть продолжено либо в области изучения индивидуальных предпосылок к осуществлению творческой деятельности: креативность, мотивация и т.д.; либо в экономической области, где вектор исследования будет направлен не на процесс труда, а его результат.
1. Абдурахимов К.А. Психологические особенности интеллектуальной деятельности //Проблемы современного образования. – 2015. – №. 3. – С. 41-47.
2. Андреева Т.Е. Работник интеллектуального труда: подход к определению // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2007. №4. С. 32-49
3. Байлук В.В. О природе творчества (аналитико-синтетический подход) // Педагогическое образование в России. 2020. №1. с. 13-27
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-Пресс. 2003. 666 с.
5. Бондаренко Е.А., Римский В.П. Интеллектуальный труд и духовное производство: философско-методологическая экспликация понятий //NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2014. – Т. 27. – №. 2 (173). – С. 33-42.
6. Буинова Д.И. Креативность как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/01/1534 (дата обращения: 05.04.2023).
7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: книга / перев. Левина М. И.. - АСТ, 2021. - стр. 352.
8. Волков Ю.Е. Социология труда: учебное пособие: книга. - Академия труда и социальных отношений, 2009.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском: психологический очерк. 1991.
10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. 1998
11. Грищенко О.В. Классификация умственного труда // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2015. №1. с. 98-101
12. Давыдовский Ф.Н. Построение оптимальной модели обязанностей сотрудников конструкторского бюро на основе метода регламентации трудовой деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-5. – С. 767-771.
13. Ельмеев В. Я. Социальная экономия труда //СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. – 2007.
14. Зборовский, Г.Е. История социологии: современный этап: учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский. Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» 2-е изд. 2015. 259 с.
15. Кирсанов К.А. Формализация решения творческих задач экономики интеллектуального труда: дис. – Государственный университет управления, 2003.
16. Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. Социология. этнология. 1994. Т. 3. - стр. 54-96.
17. Комилов, С.Д. Управление развитием инновационных процессов на промышленных предприятиях / С. Д. Комилов, М. К. Файзуллоев, Д. Р. Рахмонов. Душанбе. 2020. 246 с.
18. Лапин, Н.И. Общая социология: учебник для вузов / Н. И. Лапин. 3-е изд. Москва. Издательство Юрайт, 2023. 367 с.
19. Лебединцева Л.А. Интеллектуализация труда и особенности воспроизводства интеллектуальных работников в России // Социология науки и технологий. . Т. 4. 2013. с. 64-76.
20. Лебединцева Л.А. Производство знаний и его социальные функции: диссертация на соискание ученной степени кандидата социологических наук. Санкт-Петербург. 2002.
21. Лебединцева Л.А. Социология интеллектуального труда [Книга] / ред. Пруель Н. А.. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. - стр. 207.
22. Лебединцева Л.А. Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-intellektualnogo-truda-v-sovremennyh-ekonomiko-sotsiologicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 05.04.2023).
23. Макарова, Ж.А. Профессиональная деятельность специалистов по управленческому консультированию как услуга // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. Т. 0. Санкт-Петербург. 2013. С. 87-90.
24. Мороз В.В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник ОГУ. 2016. №12 (200). с 35-41
25. Новикова С.А. и Рубаник В Е. История политических и правовых учений: курс лекций в 2 ч. / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Белгородский гос. ун-т". 2007.
26. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. // Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. Смысл. 2004. 118 с.
27. Слюсарянский Марк Абрамович Проблемы интеллектуального труда в современном обществе // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2013. №19. с. 36-41
28. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: книга // Эскмо. 2011
29. Социология в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.А. Ядова. // Институт социологии Российской академии наук. Москва. 1998. 696 с.
30. Социология труда: учебник и практикум для вузов / ред. Карапетян Р. В. - Москва : Юрайт, 2022. - стр. 325.
31. Федотова Н.А. Основные концепции человеческого капитала // Вестник университета. 2013. №. 1. С. 204-208.
32. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики: книга. 2000. С. 103.
33. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: книга / Издательский дом Классика-XXI. 2007 г.
34. Хакимова Е.Р. Теория креативного класса Ричарда Флориды // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №15-1. С 155-159
35. Ширинкина Е.В. Модели креативности в организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021. №1. с. 21-28
36. Drucker P. F. Knowledge-worker productivity: The biggest challenge //California management review. – 1999. – Т. 41. – №. 2. – С. 79-94.
37. Kaufman J. C., Beghetto R. A. Beyond big and little: The four c model of creativity //Review of general psychology. – 2009. – Т. 13. – №. 1. – С. 1-12.
38. Miller. R. Motivating and managing Knowledge Workers // KM Reviwe. 2002. Vol. 5. N. 1. P. 16-20