Особенности развития индустрии туризма в России и Китае: социологический анализ (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
|
Введение
Глава 1. Общая характеристика индустрии туризма и гостеприимства России и Китая
1.1 Понятие туризма и туристского продукта и их виды ……………………... 6
1.2 История развития российско-китайского туризма ……………………….. 15
Глава 2. Исследование современного состояния российско-китайского туристического рынка
2.1 Анализ китайского рынка туристической индустрии Санкт-Петербурга . 24
2.2 Анализ туристического рынка Шанхая …………………………………… 32
Глава 3. Проблемы и перспективы развития индустрии туризма в России и Китае
3.1 Анализ существующих проблем на российско-китайском туристическом рынке
3.2 Оценка перспектив развития российско-китайского туризма …………… 48
Заключение ……………………………………………………………………... 59
Библиография …………………………………………………………………... 62
Приложение
Глава 1. Общая характеристика индустрии туризма и гостеприимства России и Китая
1.1 Понятие туризма и туристского продукта и их виды ……………………... 6
1.2 История развития российско-китайского туризма ……………………….. 15
Глава 2. Исследование современного состояния российско-китайского туристического рынка
2.1 Анализ китайского рынка туристической индустрии Санкт-Петербурга . 24
2.2 Анализ туристического рынка Шанхая …………………………………… 32
Глава 3. Проблемы и перспективы развития индустрии туризма в России и Китае
3.1 Анализ существующих проблем на российско-китайском туристическом рынке
3.2 Оценка перспектив развития российско-китайского туризма …………… 48
Заключение ……………………………………………………………………... 59
Библиография …………………………………………………………………... 62
Приложение
Актуальность исследования. Для многих крупных городов, особенно обладающих богатым культурным наследием, неизменно актуальными остаются вопросы развития их туристического потенциала. Туризм и туристическая отрасль работают на удовлетворение потребностей различных групп населения в организации досуга, поэтому со временем спрос на качественные туристические услуги и туристские продукты на снижается, а даже если и наблюдаются некоторые его спады, связанные с неблагоприятной экономической или геополитической обстановкой, он все равно со временем начинает расти.
Обеспечение туристической привлекательности территории зависит от большого числа факторов, причем зачастую достаточно субъективного характера. Это - требования туристов к условиям их размещения и обслуживания, особенности их национального менталитета, пожелания относительно экскурсионного сопровождения и т. п. Учесть их все становится возможным лишь в том случае, когда у компаний, работающих в сфере гостеприимства и туризма, присутствует обратная связь с лицами, совершающими туристические поездки.
Таким образом, в целях получения данных, позволяющих выявить те приоритеты, которые обуславливают туристическую привлекательность того или иного города или региона, эффективными в использовании оказываются такие приемы, как опрос или анкетирование туристов.
Владение информацией о тех ключевых точках, которые являются драйверами интенсификации туристического потока, позволяет повысить экономическую эффективность развития в регионе туристической отрасли. Однако каких-либо унифицированных, законодательно определенных или хотя бы устоявшихся подходов к проведению такой оценки до текущего момента времени в отечественной практике сформировано не было, что делает актуальным разработку порядка ее проведения, а также сбор эмпирических данных об особенностях развития индустрии туризма в том или ином регионе, что позволяет выявить потенциал развития отрасли.
Степень проработанности темы исследования. Вопросы развития индустрии туризма и гостеприимства, анализ туристической отрасли и изучение порядка формирования туристский продуктов представляет собой сферу научных интересов достаточно большого числа как российских, так и зарубежных авторов. Для целей проведения настоящего исследования наиболее значимы были работы таких авторов, как А. М. Бурлака, М. А. Винокуров, А. В. Дармограй, Е. Н. Ильина, М. В. Ефремова, О. В. Чкалова, Ж. Би, Т. А. Красева, В. Лааксонен, Юй Линь, Е. Е. Ноева, Ван Хунжуй, Дж. Р. Уокер, Т. О. Попова, Е. В. Устюгов, J.Jafari, A.Mathieson, G.Wall. Однако, несмотря на большое количество имеющихся разработок, рассматриваемая в работе проблематика не теряет своей актуальности.
Цель и задачи исследования. Цель исследования по результатам проведения социологического анализа определить особенности развития индустрии туризма в России и Китае.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие туризма и туристского продукта и их виды;
- изучить историю развития российско-китайского туризма;
- провести анализ рынка туристической индустрии Санкт-Петербурга и Шанхая;
- определить существующий спектр проблем на российско-китайском туристическом рынке;
- оценить перспективы развития российско-китайского туризма.
Предмет исследования –туристический рынок России и Китая.
Объект исследования - особенности развития туристического рынка России и Китая.
Теоретической основой исследования.
Послужили материалы российских и зарубежных периодических изданий, посвященных развитию туристической отрасли и туристического рынка России и Китая, интернет-ресурсы, учебники и учебные пособия по туризму.
Методологическая основа исследования. Для написания настоящей работы автором были использованы такие методы научного исследования, как структурно-функциональный анализ, метод сравнения, изучение нормативно-правовых актов, методы синтеза и анализа.
Научная новизна исследования состоит в определении на основании проведенного социологического исследования особенностей развития туристического рынка России и Китая в целях выявления способов практической реализации потенциала развития сотрудничества двух стран в сфере туризма и гостеприимства.
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и одно приложение.
Работа изложена на 71 странице печатного текста и включает в себя 2 таблицы и 38 рисунков. Список использованных источников насчитывает 71 наименование.
Обеспечение туристической привлекательности территории зависит от большого числа факторов, причем зачастую достаточно субъективного характера. Это - требования туристов к условиям их размещения и обслуживания, особенности их национального менталитета, пожелания относительно экскурсионного сопровождения и т. п. Учесть их все становится возможным лишь в том случае, когда у компаний, работающих в сфере гостеприимства и туризма, присутствует обратная связь с лицами, совершающими туристические поездки.
Таким образом, в целях получения данных, позволяющих выявить те приоритеты, которые обуславливают туристическую привлекательность того или иного города или региона, эффективными в использовании оказываются такие приемы, как опрос или анкетирование туристов.
Владение информацией о тех ключевых точках, которые являются драйверами интенсификации туристического потока, позволяет повысить экономическую эффективность развития в регионе туристической отрасли. Однако каких-либо унифицированных, законодательно определенных или хотя бы устоявшихся подходов к проведению такой оценки до текущего момента времени в отечественной практике сформировано не было, что делает актуальным разработку порядка ее проведения, а также сбор эмпирических данных об особенностях развития индустрии туризма в том или ином регионе, что позволяет выявить потенциал развития отрасли.
Степень проработанности темы исследования. Вопросы развития индустрии туризма и гостеприимства, анализ туристической отрасли и изучение порядка формирования туристский продуктов представляет собой сферу научных интересов достаточно большого числа как российских, так и зарубежных авторов. Для целей проведения настоящего исследования наиболее значимы были работы таких авторов, как А. М. Бурлака, М. А. Винокуров, А. В. Дармограй, Е. Н. Ильина, М. В. Ефремова, О. В. Чкалова, Ж. Би, Т. А. Красева, В. Лааксонен, Юй Линь, Е. Е. Ноева, Ван Хунжуй, Дж. Р. Уокер, Т. О. Попова, Е. В. Устюгов, J.Jafari, A.Mathieson, G.Wall. Однако, несмотря на большое количество имеющихся разработок, рассматриваемая в работе проблематика не теряет своей актуальности.
Цель и задачи исследования. Цель исследования по результатам проведения социологического анализа определить особенности развития индустрии туризма в России и Китае.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие туризма и туристского продукта и их виды;
- изучить историю развития российско-китайского туризма;
- провести анализ рынка туристической индустрии Санкт-Петербурга и Шанхая;
- определить существующий спектр проблем на российско-китайском туристическом рынке;
- оценить перспективы развития российско-китайского туризма.
Предмет исследования –туристический рынок России и Китая.
Объект исследования - особенности развития туристического рынка России и Китая.
Теоретической основой исследования.
Послужили материалы российских и зарубежных периодических изданий, посвященных развитию туристической отрасли и туристического рынка России и Китая, интернет-ресурсы, учебники и учебные пособия по туризму.
Методологическая основа исследования. Для написания настоящей работы автором были использованы такие методы научного исследования, как структурно-функциональный анализ, метод сравнения, изучение нормативно-правовых актов, методы синтеза и анализа.
Научная новизна исследования состоит в определении на основании проведенного социологического исследования особенностей развития туристического рынка России и Китая в целях выявления способов практической реализации потенциала развития сотрудничества двух стран в сфере туризма и гостеприимства.
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и одно приложение.
Работа изложена на 71 странице печатного текста и включает в себя 2 таблицы и 38 рисунков. Список использованных источников насчитывает 71 наименование.
По результатам проведенного при написании выпускной квалификационной работы исследования могут быть сделаны следующие выводы.
Турпродукт представляет собой уникальный товар и, несмотря на существенные качественные различия в структуре и представлении его отдельных компонентов, продвигается на рынке как единое целое. А его эконмическая сущность может быть определена как целенаправленное предоставление совокупности материальных и нематериальных благ и услуг, необходимой и достаточной для удовлетворения потребностей туристов, отвечающей целям осуществления деятельности в сфере туризма и гостеприимства.
Анализ истории развития сотрудничества России и Китая в сфере туризма и гостеприимства позволяет утверждать, что хотя длительность такого сотрудничества насчитывает немногим более 30 лет, между двумя странами уже выработалась некая, как представляется, достаточно оптимальная модель эффективного сотрудничества. В целом же, в ходе развития международного туризма между двумя странами могут быть выделены несколько этапов и преобладающих на данных стадиях форм туризма. И, конечно, сильным вызовом сотрудничеству стала пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения, которые нанесли ощутимый ущерб туристической отрасли.
Однако в настоящий момент времени, как представляется, пик кризиса последних лет уже преодолен и обе страны активно инициируют восстановление прошлых форм сотрудничества в сфере туризма, а также планируют внедрение в отрасль разного рода инновационных технологий, которые сделают путешествия комфортнее и проще.
Так, например, резюмируя результаты проведенного исследования китайского рынка туристической индустрии Санкт-Петербурга, можно сделать общий вывод о том, что достопримечательности города уже на протяжении довольно длительного времени представляют собой значительный интерес для китайских туристов. Так, начиная с конца ХХ века, туристический поток из Китая в Санкт-Петербург демонстрировал устойчивую динамику роста, которую прервала лишь пандемия новой коронавирусной инфекции. При этом наибольший интерес для китайских туристов среди достопримечательностей города представляли музеи, расположенные как в самом городе, так и в ближайших пригородах, а также разного рода тематические и интерактивные экскурсии.
В период действия ограничительных мер, развитие туристических взаимоотношений между двумя странами было приостановлено практически на три года. Однако в начале 2023 года ограничительные меры были окончательно отменены, и на текущий момент времени городские власти Санкт-Петербурга, ожидают возобновление туристического потока из Китая, для активизации которого планируется реализация инновационных моделей оказания туристических услуг китайским туристам.
Также видится и потенциал в привлечении российских туристов в КНР, в частности в такой признанный центр туристической отрасли страны, как Шанхай. Этот мегаполис является весьма популярным направлением как для внутреннего, так и для внешнего туризма, уступая по интенсивности туристических потоков лишь Гонконгу и Пекину. Туристический рынок его обладает высокой емкостью, что обусловлено наличием в городе качественно разнообразных локаций, которые могут быть интересны лицам, путешествующим как с культурно-досуговой, так и с деловой целью. У российских туристов данное направление поездок до настоящего момента времени не пользовалось повышенной популярностью, в связи с чем видится наличие потенциала для его дальнейшего развития в перспективе.
Что же касается основных проблем, существующих на текущий момент времени в части российско-китайского сотрудничества в туристической сфере, то они определяются сложностями в части транспортной логистики, формирования имиджа туристических регионов, а также качества предоставляемых туристам услуг и информационного обеспечения туристских продуктов.
По результатам эмпирического исследования, проведенного при написании аналитической части работы, были подтверждены отмеченные выше тезисы относительно характеристики китайских туристов и проблем, присущих российско-китайскому сотрудничеству в сфере туризма, а также определены перспективы дальнейшего развития российско-китайского туризма в части привлечения в Россию китайских гостей.
Как показали результаты проведенного опроса среди китайцев чаще туристические поездки в Россию совершаются женщинами, в возрасте старше 35 лет. Путешествовать китайцы предпочитают в формате организованных групп, поскольку это более выгодно с финансовой и организационной точек зрения, а также снимает у путешественников большую часть свойственных им опасений относительно возникновения сложностей, вызванных наличием языкового барьера, обеспечения их личной безопасности и др.
Соответственно, в целях привлечения в Россию большего числа китайских гостей перспективными видятся такие мероприятия, как:
- популяризация китайского языка среди персонала, работающего в сфере гостеприимства и туризма;
- создание удобной навигации для китайских туристов в популярных туристических местах, транспортной сети, а также отелях и местах общественного питания;
- «продвижение» России на мировом туристическом рынке и создание ее привлекательного имидже, для чего необходимо делать акцент для иностранных гостей на уникальных исторических, культурных и природных достопримечательностях страны.
Турпродукт представляет собой уникальный товар и, несмотря на существенные качественные различия в структуре и представлении его отдельных компонентов, продвигается на рынке как единое целое. А его эконмическая сущность может быть определена как целенаправленное предоставление совокупности материальных и нематериальных благ и услуг, необходимой и достаточной для удовлетворения потребностей туристов, отвечающей целям осуществления деятельности в сфере туризма и гостеприимства.
Анализ истории развития сотрудничества России и Китая в сфере туризма и гостеприимства позволяет утверждать, что хотя длительность такого сотрудничества насчитывает немногим более 30 лет, между двумя странами уже выработалась некая, как представляется, достаточно оптимальная модель эффективного сотрудничества. В целом же, в ходе развития международного туризма между двумя странами могут быть выделены несколько этапов и преобладающих на данных стадиях форм туризма. И, конечно, сильным вызовом сотрудничеству стала пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения, которые нанесли ощутимый ущерб туристической отрасли.
Однако в настоящий момент времени, как представляется, пик кризиса последних лет уже преодолен и обе страны активно инициируют восстановление прошлых форм сотрудничества в сфере туризма, а также планируют внедрение в отрасль разного рода инновационных технологий, которые сделают путешествия комфортнее и проще.
Так, например, резюмируя результаты проведенного исследования китайского рынка туристической индустрии Санкт-Петербурга, можно сделать общий вывод о том, что достопримечательности города уже на протяжении довольно длительного времени представляют собой значительный интерес для китайских туристов. Так, начиная с конца ХХ века, туристический поток из Китая в Санкт-Петербург демонстрировал устойчивую динамику роста, которую прервала лишь пандемия новой коронавирусной инфекции. При этом наибольший интерес для китайских туристов среди достопримечательностей города представляли музеи, расположенные как в самом городе, так и в ближайших пригородах, а также разного рода тематические и интерактивные экскурсии.
В период действия ограничительных мер, развитие туристических взаимоотношений между двумя странами было приостановлено практически на три года. Однако в начале 2023 года ограничительные меры были окончательно отменены, и на текущий момент времени городские власти Санкт-Петербурга, ожидают возобновление туристического потока из Китая, для активизации которого планируется реализация инновационных моделей оказания туристических услуг китайским туристам.
Также видится и потенциал в привлечении российских туристов в КНР, в частности в такой признанный центр туристической отрасли страны, как Шанхай. Этот мегаполис является весьма популярным направлением как для внутреннего, так и для внешнего туризма, уступая по интенсивности туристических потоков лишь Гонконгу и Пекину. Туристический рынок его обладает высокой емкостью, что обусловлено наличием в городе качественно разнообразных локаций, которые могут быть интересны лицам, путешествующим как с культурно-досуговой, так и с деловой целью. У российских туристов данное направление поездок до настоящего момента времени не пользовалось повышенной популярностью, в связи с чем видится наличие потенциала для его дальнейшего развития в перспективе.
Что же касается основных проблем, существующих на текущий момент времени в части российско-китайского сотрудничества в туристической сфере, то они определяются сложностями в части транспортной логистики, формирования имиджа туристических регионов, а также качества предоставляемых туристам услуг и информационного обеспечения туристских продуктов.
По результатам эмпирического исследования, проведенного при написании аналитической части работы, были подтверждены отмеченные выше тезисы относительно характеристики китайских туристов и проблем, присущих российско-китайскому сотрудничеству в сфере туризма, а также определены перспективы дальнейшего развития российско-китайского туризма в части привлечения в Россию китайских гостей.
Как показали результаты проведенного опроса среди китайцев чаще туристические поездки в Россию совершаются женщинами, в возрасте старше 35 лет. Путешествовать китайцы предпочитают в формате организованных групп, поскольку это более выгодно с финансовой и организационной точек зрения, а также снимает у путешественников большую часть свойственных им опасений относительно возникновения сложностей, вызванных наличием языкового барьера, обеспечения их личной безопасности и др.
Соответственно, в целях привлечения в Россию большего числа китайских гостей перспективными видятся такие мероприятия, как:
- популяризация китайского языка среди персонала, работающего в сфере гостеприимства и туризма;
- создание удобной навигации для китайских туристов в популярных туристических местах, транспортной сети, а также отелях и местах общественного питания;
- «продвижение» России на мировом туристическом рынке и создание ее привлекательного имидже, для чего необходимо делать акцент для иностранных гостей на уникальных исторических, культурных и природных достопримечательностях страны.
Подобные работы
- Влияние развития международного туризма на города с точки зрения социологии (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Влияние государственного РR на динамику имиджа страны среди населения России и Китая
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019



