Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Миф о Параджанове……………………………………………….10
1.1. Культ Параджанова……………………………………………………..10
1.2. Формирование фигуры Сергея Параджанова и идеи постмодерна….20
1.3. Акционизм как идея тиражирования своего искусства………………25
1.4. Политический контекст…
1.5. Музей как форма мифа о Сергее Параджанове
Глава 2. Анализ кинокадров на примере фильмов Сергея Параджанова
2.1. Коллаж как форма монтажа
2.2. Цвет и его перцепция …………………………………………………..43
2.3. Звуковое содержание кадра…………………………………………….50
2.4. Живописный принцип в структуре образов Сергея Параджанова…..55
Глава 3. Сравнение: ранний и поздний Параджанов……………………60
3.1 Параджанов и народный фольклор
3.2 Эстетическое наполнение кадра
Библиографическая ссылка
Фильмография
Данная научно-исследовательская работа посвящена изучению специфики кинематографа Сергея Параджанова, в ходе работе мы попытались найти истоки, от которых отталкивается режиссёр и определить обоснованность его художественной стратегии, а также показать уникальность его метода работы с цветом и звуком.
Актуальность и важность проблемы диссертационного исследования заключается в том, что фигура Сергея Параджанова в истории мирового кино является ключевой. Однако всеобщий интерес вызывает, прежде всего, сама личность Сергея Параджанова, а его кино так и остается в тени биографии режиссёра. Попытки исследовать феномен кинематографического творчества принимались многократно и, зачастую, авторами таких трудов становилось ближайшее окружение Сергея Параджанова: его друзьями, знакомыми и коллегами. Одним из последних серьезных исследований является монография американского киноведа Джеймса Стефена «Кино Сергея Параджанова» (2013). Безусловно, сегодня мы наблюдаем внимание и интерес со стороны мирового киносообщества, регулярно проводятся ретроспективы его фильмов на больших экранах, спустя несколько десятков лет после выхода. В феврале 2016 года два его фильма «Тени забытых предков» (1964, СССР) и «Цвет граната» (1969, СССР) Гарвардский университет включил в список необходимых к просмотру для прендентов на кандидатскую степень в киноведении . В данном контексте, представляется необходимым изучить киноприемы Сергея Параджанова, поскольку он является одним из значимых режиссеров не только советского периода, но и для нашей и последующей современности.
Целью диссертационной работы является выявить основные черты фильмов Сергея Параджванова, описать, а также определить — как возник его киноязык и в чем заключается уникальность его способа киноповествования.
Для достижения цели в рамках исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать визуальную составляющую фильмов Сергея Параджанова. Для данной научной работы были выбраны шесть кинокартин из фильмографии режиссера: «Цветок на камне» (СССР, 1962), «Тени забытых предков» (СССР, 1964), «Киевские фрески» ( СССР, 1966), «Цвет граната» (СССР, 1968), «Легенда о Сурамской Крепости» (СССР, 1984), «Ашик-Кериб» (СССР, 1988);
2. Определить основные техники, используемые режиссёром;
3. Рассмотреть эволюцию киноязыка Сергея Параджанова;
4. Проанализировать содержательную составляющую вышеуказанных фильмов;
5. Отобразить тенденцию к поэтическому стилю мышлению, присущую трансцендетально ориентированному кинематографу и объяснить отличие от понятия поэтическое кино;
6. Показать как Дом-музей Сергея Параджанова является переходной формой от его киноэкрана к его киновоображению;
Объектом исследования являются шесть фильмов Сергея Параджанова, как мы уже перечисляли: Цветок на камне» (СССР, 1962), «Тени забытых предков» (СССР, 1964), «Киевские фрески» ( СССР, 1966), «Цвет граната» (СССР, 1968), «Легенда о Сурамской Крепости» (СССР, 1984), «Ашик-Кериб» (СССР, 1988);
Под предметом исследования мы используем нарратив кино, включающие в себя композицию, визуальные и вербальные элементы, звук, монтаж.
Теоретическую базу исследования составили, главным образом, труды истории и теории кино, ранние исследования кинотворчества Сергея Параджанова, а также философские труда, книги по антропологии, фольклору, мифологии и другим изобразительным искусствам. Ключевыми понятиями данной научно-исследовательской являются миф, коллаж, монтаж и музей. На этих четырех понятиях будет строится основная концепция этой работы. Это не исключает важность остальных элементов, но здесь обозначается лишь фундамент. Ключевыми авторами, на которые опирается этот текст, стали «Мифология» Р. Барта, «Мифы Армении» М. Ананикяна, книга Ю. Мечитова «Сергей Параджанова. Хроника диалога», труды, посвященные музеологии, среди которых «Авангардная музеология» А. Жиляева и «На руинах музея» Д.Климпа. Особенно стоить отметить следующие работы, оказавшие значительное влияние на настоящую исследовательскую: сборник статей «(Пост) феноменология: новая феноменология во Франции и за её пределами», Тьерри де Дюв «Именем искусства. К археологии современности», «Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ - начала XXI века» Е. Андреевой, «Искусство и визуальная антропология» Р. Арнхейм, «Кино» Ж. Делёз.
Эмпирическую базу составили шесть кинофильмов Сергея Параджанова, вышедшие в период с 1962 по 1988 год.
Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами и состоит из введения, трех глав, девяти подглав, заключения, списка использованной литературы и фильмографии.
В первой главе мы помещаем в понятие миф
1. Абрамян Л. Сергей Параджанов. Избранные работы. — Ер.: Музей Серея Параджанова. 2011. 38 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 392 с.
3. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. — 312 с.
4. Базен А. Что такое кино? — М.: Издательство «Искусство», 1972. — 378 с.
5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
6. Барт Р. Мифологии. — М.: Академический проект, 2010. — 351 с.
7. Богемский Г. Кино Италии. Неореализм. — М.: Искусство, 1989. — 431 с.
8. Брауде Л.Ю. Андерсен в русской и советской критике:// Исторические связи Скандинавии и России 9-20 в. — Л.: Прогресс, 1970. —200 с.
9. Брауде Л.Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе// Детская литература, 1975. - М.: Детская литература, 1975. - 127с.
10. Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. — СПб.: Наука, 1997. — 248с.
11. Вартазарян С.Р. От знака к образу. — М.: Наука, 1996. — 194с.
12. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987. — 384с .
13. Гомбрих Э. История искусств. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — 688 с.
14. Григорян Л.Р. Параджанов. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 318 с.
15. Делёз Ж. Кино. — М.: Издательство «Ад Маргинем», 2013. — 560 с.
16. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах // Историко-филологические исследования. — М.: Мысль, 1967. — 110 с.
17. История отечественного кино. Хрестоматия / А.С. Трошин [ и др. ] ; рук. проекта Л. М. Будяк. — М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2011.— 672 с.
18. Казарян М. Армянские ковры. — М.: «Советский художник», 1984. —113 с
19. Караганов А.В. В спорах о кинематографе. —М.: Искусство, 1977. —286 с.
20. Катанян В.В. Цена вечного праздника, —М.: «Четыре искусства», 1994. — 248 с.
21. Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления. — СПб.: Искусство, 1998. — 702 с.
22. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство. — 1959. —124 c.
23. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. — СПб.:Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 334 с.
24. Мечитов Ю. Сергей Параджанов. Хроника диалога. — М.: Зебра-Е, 2009. — 464 с.
25. Михайлов А.В. Языки культуры. — М.: Языки Русской культуры, 1999. — 896 с.
26. Пазолини П.П. Поэтическое кино // Строение фильма. Отв.ред. К.Разлогов. — М.: 1984. — 45-67 с.
27. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — М.: Академический проект, 1999. — 400 с.
28. Пастуро М. Синий. История цвета. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 144 с.
29. (Пост) феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. / под ред. С. Шолохова, Я. Ямпольской. — М.: Академический проспект, 2014. — 288 с.
30. Пудовкин В. И. Асинхронность как принцип звукового кино // Вопросы киноискусства. Вып. 1. М., 1957.
31. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.,1973.
32. Руттман В. Абсолютный фильм // Новый ЛЕФ. 1928. № 9
33. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 5 т. — М.: Искусство, 1958 - 1963. —3500 с.
34. Тарковский А. Начало пути. — М.: ВГИК, 1994. — 208 с.
35. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: «Наука», 1977. — 576 с.
36. Тьерри де Дюв. Именем искусства. К археологии современности. — М.: Высшая Школа Экономики, 2014. — 192 с.
37. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 273 с.
38. Фрейлих С.И. Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера Киносценарий. — М.: Искусство, 1988. — 87 с.
39. Хрущев Н.С. «О культе личности и его последствиях». Доклад XX съезду КПСС.
40. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. — СПб.: Академический проект, 2004 — 384 с.
41. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Академический проект, 2010. — 256 с.
42. Эник Н. Слава Ван Гога. — М.: V-A-C press, 2014. — 384 с.
43. Адоньева С. Перфоманс и ритуал: история о Первомае [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.pragmema.ru/pragmemy/stati/perfomans-i-ritual, свободный. — Загл. с экрана.
44. Гуэрра Т. Теплый дождь [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/2/gu2.html, свободный. — Загл. с экрана.
45. Лозовский В. Жизнь и психология тюрьмы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tyurem.net/mytext/life/007.htm, свободный. — Загл. с экрана.
46. Мулляр Л.А. Авторская сказка: философско-антропологические смыслы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cheloveknauka.com/avtorskaya-skazka, свободный
47. Силади А. Параджанов и Тарковский. Параллельные смертоописания [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/454-462.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
48. Чистякова М.Г. Акционизм в искусстве: философско-антропологические смыслы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/3789, свободный — Загл. с экрана.
49. Steffen J.The Cinema of Sergei Parajanov / J. Steffen. — Madison : University of Wisconsin Press, 2014 — 366 p.
50. ՌուբենԳևորգյանց. Փարաջանով.ԿոլաժԵրկուսիՀամար. — Երևան, 2013. — 212 с.